Роль священнического служения в жизни Церкви - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Документ принят на заседании Священного Синода 12 марта 2013 года... 1 160.71kb.
Джон Эвардс "Различение духов" 7 518.37kb.
Сестринское милосердие как элемент патриотического служения русской... 1 93.05kb.
Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные... 1 165.69kb.
Конкурс «святые заступники руси 2009» 1 50.38kb.
Роль вербальной части богослужения в литургической жизни Православной... 1 59.56kb.
Содержание курса 1 76.24kb.
«Кто такие герои. Святой Георгий Победоносец» 1 99.14kb.
Название курса: bi 201 экзегетика евангелия 1 17.29kb.
Следы самоотверженного служения 1 33.45kb.
«Значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина» 1 175.05kb.
Папа Пий XII sacro vergente anno Апостольское послание к народам... 1 122.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Роль священнического служения в жизни Церкви - страница №1/1

Роль священнического служения в жизни Церкви.


Архимандрит Никодим (Барановский),
кандидат богословия

      Священство, или священническое служение, есть особое, существенно необходимое служение в Церкви Божией, ведущее свое начало от Основателя Церкви Господа Иисуса Христа, поручаемое избранным и священным лицам, стоящее в строении Таин Божиих, проповеди Слова Божия и попечительном руководстве людей к духовной жизни.


Служение пастырское есть служение высокое и важное, апостол Павел говорит, что священство — это “род избранный” (1 Пет. 2, 9). Высота его открывается из того, что оно учреждено Самим Господом Иисусом Христом, что Господь одаряет принимающих это служение особыми полномочиями, уделяет им часть той власти, которая дана Ему на небе и на земле, и обещает быть с ними “во все дни до скончания века” (Мф. 28, 20).
Истинный Пастыреначальник и Глава Церкви есть Сам Христос, принявший крестные муки и отдавший Себя в жертву за род людской. “Он искупил нас от греха и уготовал для нас жизнь вечную через Свое первосвященническое служение”1, явив образ истинного пастырства для Своих учеников и последователей. Любить паству, жертвовать собой ради нее, полагать душу свою за нее (см.: Ин. 10, 11) — вот долг каждого пастыря, который обязан со страхом Божиим и великой ответственностью “пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею” (Деян. 20, 28). Пастыри должны быть “солью земли” и “светом мира” (см.: Мф. 5, 13–14). Краеугольным камнем для осмысления святой миссии пастырства являются слова Спасителя: “Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец” (Ин. 10, 14–15); “овцы Мои слушают голоса Моего, и… идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек” (Ин. 10, 27–28).
Через священника сообщается спасительная благодать Божия, которую Бог даровал Церкви Своей. В Священном Писании они называются не только служителями Божиими (см.: 1 Кор. 3, 5), но и соработниками Бога (см.: 1 Кор. 3, 9). Величие, честь и достоинство, окружающие имя нашего Господа, Главы устроенной Им Церкви, отражается и на них. В Священном Писании цель, для которой учреждено священство и к которой должны стремиться священники, поставляется в созидании Тела Христова. Дело священника — просвещать людей светом небесной истины и разгонять тьму суеверий, от чего к ним приложимы слова Господа: “Вы — свет мира” (Мф. 5, 14). Однако, “чтобы просвещать кого-то, нужно самому быть светлым. Чтобы очистить кого-то, нужно самому быть чистым. Чтобы дать кому-то, нужно иметь”2. Чтобы отвечать этому назначению, чтобы быть светом для других, сколько света, и света чистого, заимствованного от Солнца правды, он должен вмещать в себе.
В исторических документах, служащих к определению и уяснению строя церковной жизни, и в писаниях святых отцов, почитаемых всем миром, честь священника и его звания ставятся весьма высоко. Говоря о высоте священнического звания, отцы тем самым, с одной стороны, хотят внушить всем мирянам относиться к священникам с подобающим уважением, а с другой — самих священников и людей, готовящихся к священническому служению, хотят расположить относиться к своему служению с особой осторожностью, постоянным вниманием и некоторым чувством священного трепета.
Но, несмотря на вышеуказанные качества об истинном пастырстве, христианскую Церковь беспокоили разные ереси и расколы.
Под святыми лозунгами, используя самые сокровенные, самые светлые чаяния людей, лжепророки в овечьих шкурах (см.: Мф. 7, 15) пытаются увести паству из спасительной церковной ограды, разорить Церковь изнутри, расчленить ее по национальным, историко-географическим, культурным и иным отличиям.
Отечественная церковная история знает несколько отрицательных личностей в среде иерархов. Среди них — Климент Смолятич, поставленный 1147 г. на Киевскую кафедру князем Изяславом II без благословения патриарха и вопреки воле епископов3, первый раскольнический иерарх на Руси, внесший немало смуты в жизнь Церкви; митрополит Киевский Исидор, один из активных деятелей Флорентийской унии (1439 г.)4, тайный кардинал, предавший Православие и пытавшийся насадить на Руси католицизм; митрополит Киевский Михаил Рогоза, участник Брестской унии (1596 г.)5 и другие. К таким иерархам относится и анафематствованный Филарет.
Святые отцы говорят, что причиной раскола является гордость, гордость, которая привела и бывшего митрополита Филарета (Денисенко) к непослушанию, к новому расколу, так называемой УПЦ КП. Филарет — беспрецедентная фигура в истории Православия. Вся его деятельность направлена на разрушение, уничтожение православной веры, ее апостольских правил и заповеданных святыми отцами канонов. Он восстал против самой природы Церкви. В Символе веры мы провозглашаем: “Верую… во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь”. Он восстал против богозаповеданного единства Церкви, о котором перед голгофскими страданиями молился Богу Отцу Господь наш Иисус Христос: “Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе… да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино” (Ин. 17, 21–23). Он кощунственно восстал против святости Церкви, поправ святые каноны, всецело подчинив свою церковную и личную деятельность служению греху. Он отверг один из основополагающих принципов Церкви — ее соборность, ибо Тело Церкви состоит “не из одного члена, но из многих” (1 Кор. 12, 14). Он восстал против апостольского преемства в Церкви, дерзая, будучи лишенным сана, именовать себя “патриархом”, совершать богослужения и лжехиротонии, “ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их” (2 Кор. 11, 13–15).
Таких пастырей, которые отпали от Церкви, которым “овцы не свои”, Евангелие называет наемниками (см.: Ин. 10, 12–13). Они используют пастырскую власть “для гнусной корысти”, стремясь “господствовать над наследием Божиим” (1 Пет. 5, 2–3). Но, как богочеловеческий организм, Церковь всегда будет побеждать в любых, самых тяжких для нее обстоятельствах, извергая из своей среды все нечестивое и недостойное. Древнерусский книжник писал, что святыня, подобно морю, “не держит в себе гнилого”6.
Ввиду вышеуказанного, священный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, которое гласит: “Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученнаго: таковый совсем да отсечется от Церкви”7, — единогласно определяет: отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой.
В это смутное время нестроений и распрей большое значение имеет Харьковский Архиерейский Собор 27–28 мая 1992 г., на котором под водительством Святого Духа были приняты поистине судьбоносные решения
Участники Харьковского Собора, ставшего важной вехой в истории Украинской Православной Церкви, в полной мере исполнили свой архипастырский долг, защитили единство Святого Православия. Успешная реализация решений Собора стала возможна благодаря их полному пониманию со стороны значительного большинства клира и верующих, которые поддержали своих архипастырей и сохранили верность Матери Церкви.
На этом же Харьковском Соборе Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран Митрополит Владимир (Сабодан) — выдающийся иерарх, известный во всем христианском мире церковный деятель, глубокий богослов, очень уважаемый в среде духовенства и народа святитель.
В одном из своих богословских трудов Блаженнейший Митрополит Владимир, раскрывая предназначение земной миссии Спасителя, пишет: “Придя на землю, чтобы спасти нас (см.: Мф. 18, 11), Господь Иисус Сам благоволил называть Свой великий подвиг, через который мы действительно спасены, служением роду человеческому: “Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф.
20, 28)8.
Митрополит Владимир для многих стал примером для подражания, укрепляющим и возбуждающим в людях мысль об истинах Божиих, высшем законе, с которым человек должен сообразоваться в своей деятельности, и внушающим всем правила доброй жизни.
Предстоятельское служение Блаженнейшего является благоговейным подражанием избраннику Божию святому апостолу Павлу, который писал: “Подражайте мне, как я Христу” (1 Кор. 4, 16). В этом и заключена тайна плодотворной, преображающей, устрояющей все во благо силы, которой “среди великого испытания скорбями преизобилует” (см.: 2 Кор. 8, 2) первосвятительское служение Митрополита Владимира. Критерием оценки жизненных феноменов всегда будут слова Священного Писания: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7, 16). Плоды первосвятительского служения Блаженнейшего прекрасны и благословенны.
Архипастырский путь Митрополита Владимира явил пример благодатного служения Христу. Несколько лет он был главным редактором украинского церковного журнала “Православний вісник”, который просвещал верующих Украины светом Православия. Почти десятилетие архипастырь возглавлял Московские Духовные школы — Академию и Семинарию, с их великими традициями и огромным научным багажом. Высокая ученость ректора, его научные труды позволили ему стать в ряд выдающихся богословов нашего времени. На Ростовской кафедре Митрополит Владимир многое сделал для активизации церковной жизни, укрепления веры паствы, просвещения людей светом познания во Христе. Послушание Экзарха Западной Европы дало возможность Митрополиту Владимиру — авторитетному в христианских мировых кругах, просвещенному, прогрессивно мыслящему православному деятелю — плодотворно потрудиться над упрочением позиций Православия в инославной и секулярной Европе. Находясь на ответственной должности управляющего делами Патриархии и постоянного члена Синода РПЦ, архипастырь мудро руководил вверенными ему внутрицерковными структурами.
В 1992 году, по воле Божией и единодушному желанию епископата УПЦ, Митрополит Владимир был призван на свещник предстоятельства.
Прибыв на Киевскую кафедру, Митрополит Владимир, являясь полной противоположностью предшественника, вместо смуты внес умиротворение, вместо хаоса — твердый, разумный порядок, вместо амбиций — кротость и мудрость, вместо использования высокого положения в Церкви в личных целях — жертвенное служение ей, вместо озлобленности и мстительности — всепрощающую доброту и любовь, вместо мрака горделивой и суетной личностной позиции — светоносную благодать незамутненной самостью боголюбивой души.
Священное Писание часто уподобляет Церковь виноградной лозе. Пророк Давид в одном из псалмов пишет о богоизбранном народе: “Из Египта перенес Ты виноградную лозу… и посадил ее, очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю… Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. Боже сил! Обратись же, призри с неба, и воззри и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя (Пс. 79, 9–16)”9. Слава Богу, вепрь, губивший украинское Православие, объедавший и подрывавший церковную лозу, был изгнан из ограды Церкви. А приявший предстоятельство добрый вертоградарь Божия насаждения (см.: Ис. 60, 21) бережно сохранил лозу Христову и умножил ее. Благоговейно совершая свое служение, он неустанно молит Господа: “Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди, егоже насадила десница Твоя”.
Благодаря руководству Предстоятеля, усилиям и трудам архипастырей, клириков и благочестивых мирян наша Церковь, несмотря на значительные трудности, все эти годы возрастала и духовно укреплялась. Необходимо помнить, что Церковь является богочеловеческим организмом. А так как последствия первородного греха продолжают существовать в мире, то тем более он проявляется и в Церкви, вернее в ее человеческой стороне. Церковь Свята, но, как мы видим из истории, священство, т. е. люди, призванные управлять народом Божиим в духовном его развитии, не всегда являлись достойными этого звания. Христос еще в І веке предупреждал о существовании таких пастырей — наемников, которые не заботятся о нравственном возрастании своих духовных овец и вместо того, чтобы возводить их к Небесному Отцу, ведут их души в вечную погибель.
Церковь всегда боролась, борется и будет бороться с такими горе-пастырями. В Духовных школах, в учебных заведениях, где готовятся будущие священнослужители, в первую очередь уделяется внимание их нравственному воспитанию, чтобы потом пастырь не только своею проповедью и учением, но и богоугодной жизнью показывал дорогу, ведущую в Царство Господа нашего Иисуса Христа.


Библиографические ссылки:
1. Владимир (Сабодан). Христос Спаситель — Начальник Мира. —   К., 1998. — Т.6. — С. 66.
2. Владимир (Сабодан). Слова и речи. — К., 1997. — Т. 3. —
С. 22–23.
3. Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993. —
Т. I.— С. 768.
4. Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993. —Т. III. — С. 54.
5. Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993. — Т. III. — С. 57.
6. Абрамович Д. Киево-Печерский патерик. — К., 1931. — С. 101.
7. Книга Правил. — Сергиев Посад, 1992.
8. Владимир (Сабодан). Христос Спаситель – Начальник Мира. —  К., 1998. — Т. 6. — С. 58.
9. Архиерейский Чиновник.




Бывает так, что человек и порядочный, и скромный, а вот не умеет этого показать. Э. Гай и Б. Ганин
ещё >>