Роль литературы в формировании личности школьников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль семьи в формировании личности 1 82.76kb.
Роль социальной защиты в формировании духовно-нравственных ценностей... 8 1612.1kb.
Программа курса "История зарубежной литературы средних веков, Возрождения... 1 72.33kb.
Лучшие страницы британской литературы 1 70.56kb.
Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи 4 602.66kb.
I. Что такое самооценка? Различные определения самооценки 1 167.6kb.
Психологическое здоровье ребёнка. Роль семьи в формировании личности... 1 68.34kb.
Проблема межличностных отношений школьников в психологической литературе 1 106.83kb.
Роль поликультурного образования в формировании личности 1 66.51kb.
Изучение биографии писателя в школе 1 50.79kb.
Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека 1 167.6kb.
Программа дисциплины «Философия русской литературы. XIX век русской... 3 385.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Роль литературы в формировании личности школьников - страница №1/1

Ромашова Зоя Ивановна

Г. Касли.

РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности, и поэтому духовно- нравственное воспитание учащихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Духовно- нравственное воспитание - процесс сложный и разноплановый, но в то же время организованный и целенаправленный на «возвышение сердца» ребёнка как центра духовной жизни. Неоценимую роль в осуществлении духовно-нравственного развития личности играет литература, и прежде всего – классическая литература IX века. Почему? Да потому, что, решая проблему человеческих ценностей, классическая литература приходит к гармонии мира как к своей основной задаче. Человек живёт в мире, осмысливает его, осваивает, и русский писатель, размышляя об этом человеке на земле, ищет великую гармонию человека, мира и Бога. Это так важно сегодня, когда произошла смена ценностных ориентиров, повлекших за собой нарушение духовного единства общества, деформацию общепринятых моральных норм и нравственных законов.

Русская классическая литература - это духовно-нравственная литература, основанная на ценностях православно - христианских, питавших русскую жизнь много столетий. Не внешний жизненный успех, не богатство, не мнение в глазах окружающих, не звания и чины, а внутренний мир человека независимо от его положения в обществе, жгучая совестливость оказались в центре её произведений. За этим стояла высота православно - христианских идеалов, которые питали нашу классику, на которых воспитывались многие поколения. И эта чистота и высота идеала так необходима современному школьнику в воспитании высоконравственной личности.

Иногда говорят, что идеалы русской классики слишком далеки от современности и недоступны нашим ученикам. Это неправда. Они не могут быть недоступными. Но они трудны для него. Классика – это не развлечение. О ней нельзя сказать: «нравится – не нравится». Приобщение к высокой литературе – не забава, а напряжённый труд. Любовь к великой литературе никому не даётся легко, её нужно заслужить через духовный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заключены. Постигая их глубокий смысл, школьники развивают готовность и способность к духовному развитию, нравственному усовершенствованию, пониманию истинного смысла жизни. Для достижения этой важной задачи необходимо изменить подход к изучению произведений русской классики. До недавнего времени, анализируя произведения, мы делали акцент на обличительном пафосе русских писателей, на срывании ими, по словам Л.Н. Толстого, «всех и всяческих масок». Наметившийся в последние годы эстетический крен в изучении русской литературы тоже односторонен. Русский писатель никогда не мыслил себе красоты в отрыве от добра и правды. А потому сейчас , когда общество утратило нравственные ориентиры и спутало безобразие с красотой , зло с добром, важно прояснить в сознании школьников немеркнущие и вечные духовно – нравственные идеалы классической литературы.



Вот один лишь пример. Долгие годы при анализе пьесы А.Н. Островского «Гроза» мы руководствовались толкованием Н. Добролюбова: «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца…». Конец пьесы кажется нам отрадным, в нём дан «страшный вызов самодурной силе». Но бытовой конфликт слишком мелок для духовной глубины пьесы. Бытовая драма превращается в общечеловеческую трагедию. Катерина оказалась на историческом переломе, где общество выбирало, следовать ли вековым традициям или отбросить их. Но ведь в истории России было немало переломов. И революция 1917 года, и 90е годы… И что? надо следовать новой нравственности?! Островский отвечает своей пьесой, что нет никакой новой нравственности. Она одна на все времена. Катерина замужем. Церковь благословляет брак как духовно – телесное единство, которое достигается с помощью Бога. Душевное единство – это постижение высшего смысла жизни, общность нравственных принципов, это родство душ, умение сочувствовать, сострадать. Измена супругу – это измена Богу. Полюбив другого, Катерина согрешила. И она сознаёт свой грех. Отсюда и трагический конец. У неё нет выхода из этого нравственного тупика, и она должна погибнуть. Так возможна ли иная, не Библейская мораль? И учитель должен донести до школьников, что грех остаётся грехом, нельзя оправдать распущенность, преступления, касающиеся семьи и брака, выходящие за пределы человеческого понимания. Да, мир несовершенен, даже жесток, говорят нам писатели, но это не отменяет вечные нравственные ценности, по которым живёт душа. Этот урок нравственности дети должны усвоить в школе.

Размышляя о роли литературы в формировании личности, считаю необходимым акцентировать внимание в преподавании предмета на то, что классическая литература – это литература, исследующая личность, сознающая ценность любой индивидуальности, каждой души человеческой, это литература, устремлённая к вечной гармонии человека, мира и Бога, ищущая смысл жизни, это литература православная по своей сути, по осмыслению мира, по отношению к человеку и обществу. Эти ориентиры русской классической литературы - основа для развития нравственной личности, «основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать по совести, «становиться лучше». (Концепция духовно- нравственного развития и воспитания. ФГОС. стр.4)




Безбожие — основная из великих религий мира. Амброз Бирс
ещё >>