Роль философии в жизни общества (модуль 1) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопрос Роль философии в жизни человека и общества. Философия в системе... 1 210.16kb.
Программа по философии раздел философия, круг ее проблем и роль в... 1 86.26kb.
Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества. 1 312.8kb.
К вопросу о классификации политических партий и их роли в жизни российского... 1 261.25kb.
Программа по дисциплине гсэ. Ф 5 5 1197.07kb.
Данный урок является продолжением изучения темы «Роль декоративного... 1 76.09kb.
Тема Культура человека и общества § Роль культуры в жизни общества 1 12.09kb.
Семинарских занятий Тема Философия, ее роль в жизни общества и человека 3 476.63kb.
Философия единства воспитания и образования основа эволюции общества 1 152.53kb.
Учебной дисциплины 1 142.58kb.
Экзаменационные вопросы (вступительный экзамен) по дисциплине "Философия" 1 27.83kb.
F70-F79/ Умственная отсталость 1 87.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Роль философии в жизни общества (модуль 1) - страница №1/1

Раздел 1. Роль философии в жизни общества (модуль 1)

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они – отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.


1.1. Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека, а также миропонимание, которое имеет отношение к интеллектуально-понятийной сфере.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений,

оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют от-

ношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повсе-

дневной жизни, выполняют регулятивную функцию.
Структуру мировоззрения можно представить следующей схемой:


МИРОВОЗЗРЕНИЕ



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

Наука и философия



ЖИЗНЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

УРОВЕНЬ:


Навыки, обычаи, традиции,

практический опыт





ЗНАНИЕ

ЦЕННОСТИ И НОРМЫ



УБЕЖДЕНИЯ,

ВЕРОВАНИЯ



ПРАКТИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Мы полагаем, что на жизненно-практическом уровне мировоззрение непосредственным образом «вырастает» прежде всего из чувственной практики человека, из его мироощущения и мировосприятия.


1.2. Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его уст-

ройстве, о причинах возникновения природных явлений, о проис-

хождении животных и человека.
Миф – это фантастическое отражение в первобытном созна-

нии реальной действительности и обоснование существую-

щих в обществе отношений, установок, верований и поведе-

ния. В мифе очеловечивается окружающая природа, а прост-

ранство и время, субъективное и объективное предстают не-

расчлененными, целостными.


Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном

этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, ил-

люзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъ-

естественное, в существование одного или нескольких богов, в ка-

кое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понима- ния человека.

Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический характер.

Миф и религия тесно связаны с уровнем освоения человеком ок-

ружающего его мира, зависимостью человека от природы и усло-

вий социального бытия.
1.3. Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и

характеризуется следующими наиболее важными особенностями:


1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его

место в мире и отношение к этому миру;

2. Философия изучает наиболее общие основания социоприрод-

ного бытия, универсальные закономерности развития мира как

целого;

3. Основным средством познания является человеческий разум –



Логос;

4. Эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук

и общественно-историческая практика;

5. Философия сочетает в процессе изучения действительности

теоретико-познавательный подход с ценностным подходом

(где и как находит свою практическую реализацию получен-

ное знание, и какова ценность, значимость этого знания для

человека и человечества).


Философия – это форма общественного сознания, связанная с

постижением сущности социального и природного бытия, ми-

ра в целом, места человека в этом мире, отношения человека

миру и смысла человеческой жизни.


1.4. Философские ответы на вопросы мировоззренческого

характера
Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому

основной, или коренной, проблемой является понимание взаимоот-

ношений сознания и объективного мира, в котором это сознание

возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема

имеет два аспекта. Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос:

что есть причина всего сущего – материя или сознание? Иначе го-

воря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса пер-

вого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъек-

тивных и объективных) и материалистов (наивных, метафизичес-

ких, диалектических).

Такое деление, однако, не означает, что между двумя направле-

ниями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это

взаимосвязанные стороны единого процесса развития философско-

го знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения.

Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть не-

мало философов, которые считают, что человек не способен позна-

вать окружающий его мир (этих философов называют агностиками)

либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д.Юм), либо в силу объективной непо- знаваемости вещей как таковых (например, И.Кант).

С решением коренной проблемы философии связаны не менее

значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: эти-

ке, эстетике, антропологии, социальной философии и т.д. Важней- шими вопросами для социальной философии, например, являются вопросы развития социума как одной из подсистем мира; для этики – вопросы о природе и происхождении морали, о том, что такое

добро и зло и т.п.; для антропологии – о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире.

Другими словами, в каждом разделе философии есть свой цент-

ральный вопрос, своя ведущая проблема.
1.5. Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и че-

ловека нередко допускались крайности. То философия трактовалась

как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объяв-

лялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право

на истину в последней инстанции (Г.Гегель, догматический марк-

сизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несов-

местимых и даже противоположных друг другу суждений (софис-

ты), или потому, что указанные знания носят априорный характер

(позитивисты).

Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символичес-кое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные

науки. Философия намечает основные направления исследований в

этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в

общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.

На современном этапе развития философии ее структура пред-

ставляет довольно сложное образование; если следовать традиции,

ее можно представить следующим образом.





ОНТОЛОГИЯ

История философии




ГНОСЕОЛОГИЯ

Социальная

философия






ЛОГИКА

ФИЛОСОФИЯ

ЭСТЕТИКА


Философская антропология




АКСИОЛОГИЯ

ЭТИКА

Философия может быть представлена на разных уровнях созна-

ния: научном, бытийном, художественно-образном или мифологи-

ческом. Поэтому неправомерно отождествление философии с нау-

кой, представление ее только как рациональной системы знаний

(Г.Гегель, Э.Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности мировой фило-

софской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи

таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-ин-

туитивную основу.

Нет никаких оснований сводить философию и к субъективнос-

ти, как это делал, например, Ницше, утверждая, что философия есть

личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъек-

тивность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особен-

ности мыслителя оказывают значительное влияние на его философ-



ские построения. Однако, в конечном счете, знание невозможно без его «объективизации».




После премьеры иногда наступает такой катарсис, что дальнейшие представления лишаются смысла. Станислав Ежи Лец
ещё >>