Роль эпохи возрождения в развитии культуры франции - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература эпохи Возрождения в Италии. «Божественная комедия» Данте или 3 425.94kb.
Н. А. Денисова 1 курс, кфу, г. Казань. Науч руковод. − Агеева А. 1 43.35kb.
Биологические и морфологические особенности основных газонных трав 1 82.37kb.
Культура эпохи Возрождения 1 147.41kb.
Великие гении эпохи Возрождения 1 59.13kb.
«Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» 1 98.71kb.
Приглашает всех желающих посетить выставку: «Философия эпохи Возрождения» 1 10.54kb.
Вильям Шекспир 1 43.36kb.
Философия эпохи возрождения: пантеизм и диалектика общая характеристика... 1 115.46kb.
Роль киноискусства в развитии 1 273.22kb.
Краткое содержание проекта Проект о титанах Эпохи Возрождения Предмет(ы) 1 38.58kb.
1. Сделай себя сам! Кендрик Фрейзиэр. “Ум в игре” 1 351.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Роль эпохи возрождения в развитии культуры франции - страница №1/1

Н.А. Андреянова

1 курс, КФУ, г. Казань.

Науч. руковод. – А.В. Агеева, к. филол. н., доцент КФУ
РОЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ФРАНЦИИ
Культура французского Возрождения зародилась и развивалась на рубеже XV – XVI вв. – в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдаленные и глухие провинции. Принято считать, что с началом этой эпохи связано наступление Нового времени. С конца XV столетия во Францию приезжают многие известные итальянские поэты, художники, писатели, филологи. Возрождение античной культуры пользовалось большим интересом и содействием со стороны королевских господ и богатой знати. И уже с начала XVI века французский королевский двор становится одним из самых роскошных дворов в Западной Европе. Собственно говоря, к этому времени Франция стала абсолютной монархией. Это накладывало определенный отблеск на французское искусство: в нем рано возник оттенок «придворности».

Возрождение античного прошлого наблюдается во всех культурных направлениях. Развиваются науки, во многих областях человеческого знания – естественных науках, медицине, астрономии, филологии – появляется ряд выдающихся ученых, которые разбивают старое представление о мире. Рушатся старые феодальные устои, и уходит в прошлое мир средневековых представлений, создается новый социальный уклад, зарождается новая, гуманистическая культура.

Философская мысль эпохи Возрождения заметно отличалась от средневековой философии – она отражала реальные общественные изменения: падение авторитета церкви, стремление к освобождению человеческой личности, к красоте не только художественных образов, но и одежды, пищи, быта в целом [1, c. 166]. По всей Франции распространяются идеи нового интеллектуального движения. Основоположенниками ренессансного гуманизма во Франции принято считать Жака Лефевра д’Этапля, Гийома Бюде, Бонавантюра Деперье, Клемана Маро.

Гуманисты не закрывали глаза на социальные антагонизмы своего времени: конфликты между церковью и светской властью, восстания горожан и крестьянские мятежи. Первой потребностью эпохи был внутренний мир, а далее – всеобщий мир между народами. К сожалению, период развития гуманизма во Франции был очень короток. Это связано с усилением католической реакции и недовольства со стороны Сорбонны в середине 30-х годов XVI века [1, c. 168].

На основных философских положениях данного периода также базировалась и литература эпохи Возрождения. Самая главная черта художественных произведений Ренессанса в том, что читателю трудно, порой невозможно разделить книги на философские и развлекательные. В художественных произведениях воспевались доблесть, мужество, инициатива и творчество, чаще всего вдохновляемые примерами античности, а также любви и страсти в их взаимосвязи так, как происходит в жизни каждого человека, где переплетаются разум и душа, мысли и эмоции, человек и природа. Объектом литературы становилась земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы [2, c. 249]. Особенно читаемыми произведениями этого времени считаются труды литературных деятелей - Пьера де ла Рамэ, Франсуа Рабле, Маргариты Наваррской, Антуана ле Масона, Жоашена дю Белле, Пьера де Ронсара.

С развитием литературы связан процесс становления национальных языков во Франции. Была создана новая система литературных жанров, некоторые из них, известные со времен античности, были возрождены и переосмыслены с гуманистических позиций, другие созданы заново. Литература Ренессанса, впрочем, как и вся культура Возрождения, опиралась на античные достижения и отталкивалась от них. В то же время она творчески развивала народные традиции средневековой литературы. Эти черты были в той или иной степени присущи каждой национальной литературе [4, c. 234].

В эпоху Возрождения изобразительные искусства сблизились с «возвышенными» и «свободными». Живописец и ваятель стали философами, что было невозможным ни в древности, ни в средние века. В изобразительном искусстве произошла настоящая революция, давшая совершенно новый стиль, свою эстетику и творческий метод. Художник Возрождения обращались посредством своего творчества не к избранным, умеющим понимать многовековую традицию языка символов, а к любому зрителю, способному видеть красоту мира и человека. Язык искусства Возрождения стал понятен массам [2, c. 273 ]. Большой интерес представляет портретное искусство этого периода. Французские портретисты продолжили лучшие традиции мастеров XV в., и прежде всего Жана Фуке и Жана Клуэ Старшего.

Портреты были широко распространены не только при дворе, карандашные изображения выполняли роль современных фотографий во многих французских семьях. Эти рисунки нередко отличались виртуозностью исполнения и достоверностью в передаче черт человеческого характера.

Большой интерес представляют прекрасные пейзажи, которые Жан Клуэ Старший помещает в композиции с религиозной тематикой. Рядом с фигурами святых в этих произведениях соседствуют портретные изображения заказчиков. Например, в полотне «Рождество» (1480) справа от Марии можно увидеть молитвенно сложившего руки канцлера Ролена. [2, c. 284]. Крупнейшими художниками этого времени также были Жан Перреаль,  художник из Прованса - Никола Фроман , братья Лимбург и Ангерран Шаронтон.

Другим феноменом культурного наследия эпохи можно считать архитектуру. Ранний период Возрождения во Франции испытал сильное итальянское влияние. Развивая традиции готики, французские архитекторы создали новый тип архитектурных сооружений: замок Франциска I в Блуа, замки Азе-ле-Ридо, Шенонсо, Шамбор. В этот период очень широко использовались различные украшения зданий. Вершиной архитектуры Возрождения стало здание нового королевского дворца Лувра. Его строили архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон. В церковное зодчество новые классические формы проникали медленнее, в течение всего XVI века продолжали воздвигаться готические соборы и церкви. Строитель алтарной части церкви Сен Пьер в Канне заменил готические своды плоскими потолками, стрельчатые арки окон – полуциркульными, столбы – пилястрами и украсил пристройку к старой готической церкви новыми деталями и ренессансным орнаментом [4, c. 156].

В отличие от остальных видов искусства, основными идеалами и критериями музыки Возрождения не были идеалы античности. Самым ярким и важным развитием музыкального искусства эпохи Возрождения стала специфическая полифоническая (многоголосная) песня, называемая шансон. Основами музыкальных произведений данной эпохи были поэтические, литературные произведения. Музыкальное творчество данного периода отличалось большой напевностью, гибкостью, экспрессией, которая была присуща народной музыке; определенное количество песен писалось на родном, а не на латинском языке [3, c. 143]

Нужно подчеркнуть, что искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности человека. Конечно, наличие капиталистических элементов в экономике эпохи Возрождения было несомненным, но Культура Возрождения развивалась не ради власти денег. Прогрессивная идеология эпохи гуманизма была проникнута враждебным отношением к власти золота. У большинства гуманистов идеалом был строй, примиряющий интересы всех сословий, обеспечивающий гражданские права, свободу от гнета. Таким образом, Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен, так как в именно этот период были заложены основные гуманистические взгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в наши дни.
Список литературы

1.Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 1993. – 210c.

2.Кузнецов, Б.Г. Идеи и образы Возрождения / Б.Г. Кузнецов. – М., 1997. - 324c.

3.Рутенбург, В.И. Италия и Европа накануне нового времени / В.И. Рутенбург. – Л., 1974. – 188c.



4.Василевская, Л.Ю. Мировая художественная культура / Л.Ю. Василевская. – М., 1997. – 293c.




Можно загипнотизировать человека, постоянно поворачиваясь к нему задом. Станислав Ежи Лец
ещё >>