Роль детского сада в повышении правовой культуры родителей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематический план психолого-педагогической работы в старшей подготовительной... 3 571.54kb.
Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада... 1 43.48kb.
Празднование дня рождения детского сада 1 66.09kb.
История мб доу детского сада №20 пос. Кубань 1 44.7kb.
Контрольно-оценочный компонент технологии взаимодействия детского... 1 214.91kb.
1. Общая характеристика мбдоу црр -детского сада №332 5 680.92kb.
Права и обязанности родителей 1 127.42kb.
Родительского клуба 2 429.1kb.
Роль педагога в проведении работы по интеркультурному воспитанию... 1 22.53kb.
Экологический праздник для воспитанников детских садов и их родителей... 1 51.06kb.
Тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей... 4 489.62kb.
Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина Рукавичка 1 94.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Роль детского сада в повышении правовой культуры родителей - страница №1/1

Роль детского сада в повышении правовой культуры родителей

Симчук Елена Викторовна,

воспитатель высшей

квалификационной категории


Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:


  • защиту его от всех форм жестокого обращения;

  • права на охрану здоровья;

  • защиту его права на образование;

  • права на игру;

  • Права на сохранение своей индивидуальности.

В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста, получается, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Вместе с тем, согласно ст. 156 УК РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Но все же допускают по попе и даже использование ремня.

Многие родители понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия - неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые справедливо полагают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми - к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть, родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью поддерживает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в отдельных случаях. Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка наказания не приемлет ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - распространенное явление.

Но почему же родители прибегают к всякого рода наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:

- с ними аналогично поступали в их собственном детстве;

- родители не знают альтернативных методов воздействия;

- не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания - все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Методы субъективного отношения - доброжелательная критика, советы, утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды - именно эти формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям.

Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они не организованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.

Часто права детей нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и невысокий образовательный статус родителей.


Отсутствие отца - источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Также средний интеллектуальный уровень снижается при увеличении числа детей в семье. Хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее, отношение родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Взаимодействие с семьей имеет очень большое значение для ребенка-дошкольника. Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Сотрудничество с семьей предполагает решение задач оказания помощи родителям через индивидуальные и фронтальные занятия, используя традиционные и нетрадиционные формы, активизируя и обогащая воспитательные умения родителей. Индивидуальные формы (беседы, консультации, приобщение родителей к жизни в детском саду) важны для оказания помощи семьям разного типа, помогают выявить потребности родителей, заинтересовывают родителей в предстоящей фронтальной работе, в получении необходимой помощи у специалистов и т. д.

Наиболее распространенными в сотрудничестве с семьей являются беседы. Беседа является наиболее благополучной и результативной возможностью воспитателя убедить родителей в особенности своей педагогической позиции. Каждая беседа индивидуальна, она зависит от конкретных людей, от конкретных ситуаций.


Фронтальные формы.

- традиционные родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы;

- семинары-практикумы формируют педагогическую рефлексию и позицию;



Должность,

служба


Функции

Примечания

Заведующий ДОУ

Информационная - разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребенка

Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы разные

Методист, старший воспитатель

Координирующая

Получает запросы от психологов и педагогов, дает соответствующие поручения обеим службам, контролирует качество исполнения

Психолог

Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная. Мониторинг психологического состояния детей группы риска.

Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска; установки и ценности родителей, их детский опыт; родительские ожидания и их коррекцию; нарушения супружеских взаимоотношений в семье; родительскую некомпетентность

Медицинская служба

Мониторинг здоровья ребенка

Передает «сигналы неблагополучия» другим службам

Педагогический коллектив

Формирующая - формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека



- занятия тренингового характера, основная цель - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;

- вечера вопросов и ответов;

- заседания круглого стола;

- проведение совместных праздников, на которых родители не пассивные зрители, а активные участники: готовят номера, выступают вместе с детьми.

Нетрадиционные формы построены по типу развлекательных программ, направленные на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Родители могут лучше узнать своего ребенка. Эти формы сокращают эмоциональную дистанцию («Поле чудес», КВН, конкурсы знатоков, педагогический случай, «Папа, мама, я - спортивная семья» и т. д.). В системе работы педагогов важно использовать все формы работы, при этом главное - содержательная сторона, а не увлечение увлекательностью.


Выбор форм работы с каждой семьей зависит от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя и родителей, и принадлежит самому педагогу, с одной стороны, а также зависит от потребностей и желаний родителей, с другой.
В приведенной ниже таблице предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения в работе по защите прав ребенка в семье.

Работа с родителями предполагает осуществление двух стратегий, различных по целям и направленности воздействия. Первая - это профилактическая разъяснительная работа со всеми родителями. Вторая - выявление проблемных семей и коррекционная работа с ними.

В работе с родителями могут быть выделены следующие этапы:

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Ответственные

ОБЯЗАННОСТИ

Первичный ознакомительный

Выделение семей группы риска

Заведующий, Психолог

Собеседование, Сбор анкет. Разработка и обработка анкет

Общепрофилактический

Проведение общепрофилактических мероприятий для всех родителей по каждой группе. Создание у родителей представления о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком данного возраста, принятом в детском саду. Утверждение ценностей гуманистической педагогики в данном педагогически-родительском сообществе

Воспитатели

Методист


Психолог

Оформление наглядной агитации. Составление памятки для родителей. Выступление на родительском собрании. Планирование работы на год. Подбор видео, литературы, знакомство с новинками психолого-педагогической литературы.

Работа с подгруппой риска

Коррекция родительских установок и выявление глубоких индивидуальных проблем семьи

Психолог

Воспитатели



Организация групповых дискуссий. Тренинги родительской эффективности. Отслеживание поведения ребенка, текущее педагогическое консультирование

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа с родителями, семьями



Психолог

Проведение сеансов семейной терапии

Рефлексивный

Обсуждение изменений взаимоотношений в семьях

Психолог

Организация групповых встреч

Интегративный

Совместные собрания, праздники для всех родителей группы с акцентом на интеграцию семей группы риска в сообщество родителей

Воспитатели

Организация совместной деятельности детей и родителей

Планирование перспектив

Совместно с родителями планирование работы на будущий год

Воспитатели

Психолог


Проведение групповых обсуждений планов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, НАРУШАЮЩИМИ ПРАВА ДЕТЕЙ

Матерей и отцов этой группы не следует сразу выделять из общей массы родителей, которые водят своих детей в ту или иную возрастную группу. Сначала необходимо познакомить всех родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого или грубого обращения с ребенком дошкольного возраста.

Затем нужно дать возможность родителям сравнить собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, использующих в воспитании своих детей методы и приемы, не травмирующие психику ребенка. Наиболее целесообразно сосредоточиться на разговоре о проблеме наказаний и отношение к агрессивному поведению вообще. Только после этого имеет смысл выделить группу риска для проведения дальнейшей работы. Работу можно представить в виде дискуссионных занятий. Занятия преследуют цель изменить способы воздействия родителей на своего ребенка. Ключевой момент, отражающий низкую родительскую компетентность, является проблема поощрений и наказаний. Родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским характером.


Меры дисциплинарных воздействий делятся на три группы:

Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физические наказания.

Индуктивные методы, предполагающие похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствия его действий и поступков.

Лишение родительской любви - игнорирование ребенка, неприятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.

В принципе, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием, но все же их используют. Необходимо установить в сознании родителей связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают. Некоторые родители часто используют методы третьей группы. Они считают их эффективными и психологически не травмирующими. Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых - ярость и агрессию. Необходимо обучать родителей использовать именно индуктивные методы в управлении поведением ребенка. Одновременно ведется коррекционная работа с детьми, поскольку они привыкают к травмирующим способам общения с ними и иногда уже не воспринимают иных форм взаимодействия.

В этом случае может помочь игровая терапия - психолог выявляет проблемы и то, как ребенок реагирует на них. Затем следует корригирующая игровая терапия с элементами театрализации, чтобы ребенок на примере разыгрываемых сценок-ситуаций постигал новые для него способы поведения и разрешения конфликтов с взрослыми и сверстниками.


Проект на тему «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»


(Приложение)

Анкета для родителей

Наказания происходят потому, что ______________________

Мне приходится наказывать ребенка, когда он_____________

Какие наказания применяли родители по отношению к Вам в детстве? Они могли: дать пощечину; высечь ремнем; шлепнуть по попе; ущипнуть; поцарапать; ударить кулаком; посадить в темное место; поставить в угол; поставить на колени на крупу; не разговаривать; лишить еды; лишить удовольствий; другое_____________

Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребенку?________________

Кто, с Вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье Ваших родителей?______________

В Вашей семье?____________

Что раздражает Вас в вашем ребенке?______________

В жене (муже)?________________

В родителях?__________________

В себе самом?_________________

Ваш возраст и пол_______________

Возраст и пол ребенка___________

Ваше образование______________



Опросник для родителей.

Уважаемые родители!

Коллективу нашего ДОУ интересно узнать Ваше мнение по поводу работы педагогов группы. Ваши ответы и пожелания мы используем для совершенствования педагогической работы, но это возможно лишь в том случае, если они будут искренни и обдуманы. Анонимность ответов полностью гарантируется.

Благодарим за сотрудничество.

Если Вы согласны с нижеприведенным суждением, обведите кружком соответствующий номер, если не согласны - зачеркните. Если не знаете, что поставить - поставьте возле номера вопросительный знак.

Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы с детьми в нашем ДОУ.

Я уверен(а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.

Особенно меня привлекает в воспитателях группы их компетентность, умение дать нужный совет, причем сделать это очень тактично и ненавязчиво.

При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.

При желании, я имею возможность присутствовать в группе в любое время.

Благодаря помощи педагогов ДОУ мне удалось преодолеть многие трудности в общении с собственным ребенком.

Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.


Какие вы родители?

Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

Интересуются ли дети Вашей работой?

Знаете ли Вы друзей своих детей?

Бывают ли друзья Вашего ребенка у вас дома?

Участвуют ли Выши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников Вы были вместе с ними?

Бываете ли Вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?

Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?

Обсуждаете ли прочитанные книги?

Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?

Предпочитаете ли Вы проводить вместе с детьми свободное время?

Ключ к тесту

Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла. Более 20 очков. У Вас все благополучно в общении с детьми. От 10 до 20 очков. Отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить. Ниже 10 очков. Можно констатировать, что контакт с детьми у Вас не налажен.

Хорошие ли вы родители?

Прочтите внимательно и выберите ответ, соответствующий Вашему поведению. Ваше поведение и Ваше суждение: да, нет, не знаю.

На некоторые поступки ребенка часто реагируете «взрывом», а потом сожалеете об этом.

Иногда Вы пользуетесь советом или помощью других лиц, когда Вы не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.

Ваши интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании ребенка.

Иногда Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы никому не рассказали бы.

Вас обижает негативное мнение других людей о Вашем ребенке.

Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение.

Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

Вы замечаете между своим характером и характером своего ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) Вас.

Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи своего ребенка.

Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у Вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

Вы считаете, что до определенного возраста вполне уместно применять иногда физическое наказание (ремень).

Ваш ребенок именно таков, о каком Вы мечтали.

Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости.

Иногда Вам кажется, что ребенок учит Вас новым мыслям и поведению.

У Вас конфликты с собственным ребенком.

Занятость и усталость могут стать достаточной причиной для отказа Вашему ребенку в просьбе оказать ему внимание.

Вы знаете о международной Конвенции о правах ребенка.

Вы считаете, что ребенок нуждается в правовой защите.


Десять заповедей родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким. Как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не думай, что ребенок твой: он Божий.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.

Не унижай!

Не мучь себя, если не можешь сделать чего-то для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.

Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.



Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.




Подруга отбила у нее мужа и портниху. Последнего она не могла простить. Эмиль Кроткий
ещё >>