Родник моей малой Родины - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Черный журавль мой живой символ малой родины 1 35.03kb.
Графические названия города Сочи. Предания, легенды, сказки в прошлом... 1 228.18kb.
Патриот своей малой Родины 1 52.25kb.
Классный час «Язык моей малой Родины» 1 63.17kb.
Учитель географии 1 162.15kb.
Проект Православные святыни моей малой Родины. «По стопам Феодорита... 1 56.92kb.
«Тропинками моей малой родины (у берегов реки Сейм)» 1 98.79kb.
Муниципальное бюджетное 1 84.29kb.
Родник начало жизни 1 12.84kb.
Урок разработан Учителем кубановедения Мосур Мариной Павловной 2011... 1 68.07kb.
Моя малая Родина 1 52.86kb.
Научно-исследовательская работа Памятник природы «Джабык-Карагайский... 1 166.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Родник моей малой Родины - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская основная общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

Родник моей малой Родины

Выполнила: Коржова Юлия,

обучающаяся 8 класса

Руководитель: Матерка Светлана Витальевна,

учитель биологии и химии

с.Борисовка

2012г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3

Результаты исследований и их анализ…………………………………… 5

1 . Из истории родника…….............................................................................. 5

2. Физико-географическая характеристика района исследования……. 7

3. Оценка экологического состояния родника…………………………... 8

4. Социологические исследования…………………………………………. 8

Заключение…………………………………………………………………… 9

1.Выводы……………………………………………………………………... 9

2.Перспективы и предложения по охране и благоустройству источника . 9

Литература …………………………………………………………………… 11

Приложения

1.Карта – схема Волоконовского района …………………………………... 12

Фотогаллерея родника ……………………………………………………… 13



Введение

Полноводность величавую,

Красоту родной реки

Сохраняют очень малые

Ручейки и родники.

Обоснование исследовательской работы. Почему был выбран родник в качестве объекта исследования? У человека родники пользуются особенным вниманием и любовью. Это не только за то, что они дают начало большим и малым рекам, а скорее за удивительно вкусную, чистую, прозрачную воду, которую нельзя сравнить ни с чем. Веками, из поколения в поколение, передавалась любовь к родникам. Но в последнее время мы стали забывать о них, хотя состояние подземных вод уже требует человеческой заботы. В настоящее время все чаще стали встречаться родниковые источники с некачественной водой. А это сигнал природы нашему здоровью.

Всем известно, что вода, которую мы используем ежедневно, грунтовая. 90 % водоснабжения Белгородской области осуществляется за счет подземных водоисточников. К жителям нашего Волоконовского района вода также поступает по водопроводу с огромных водонасосных башен, которые качают ее из водоносного слоя. А водоносные горизонты нашей местности легко уязвимы, так как они не имеют сверху надежного водоупорного слоя и могут загрязняться с поверхности. Всем известно, от того, какое качество у воды зависит очень многое.

Поэтому объект для исследования нами выбран был не случайно, так как эта проблема – качество питьевой воды давно перешла в фазу Глобальных проблем человечества.

Белгородская область богата подземными водами. Во многих местах нашей области выходит она на поверхность, образуя родники. Много родников и в нашем Волоконовском районе. Часть из них расчищены. Лишь незначительная часть благоустроена. Судьба этих источников в руках человека.



Актуальность исследовательской работы. В последнее время важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи бережного отношения к природным объектам, в том числе к родникам.

Изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник образуется в результате выхода подземных вод на поверхность земли. Родники – это важные источники питания рек. Подземные источники намного чище, чем реки и озера. Проходя через почву, вода очищается, обогащается углекислотой и минеральными веществами.

Актуальность выбранной темы состоит в важности подземных вод для питания рек, для использования подземных вод, их изучения. К сожалению, на состояние подземных вод пагубно влияет хозяйственная деятельность человека. Загрязняют подземную воду осадки, несущие атмосферные выбросы промышленных предприятий, ГРЭС; ядохимикаты и минеральные удобрения с полей, свалки.

Изучение родников, их обследование, паспортизация, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества.



Цель исследовательской работы. Изучение современного состояния родника хутора Плотвянка и проведение природоохранных мероприятий.

Задачи исследовательской работы:

1.Собрать исторические сведения о роднике. 2.Выявить экологические проблемы окружающей территории. 3.Провести социологический опрос с целью изучения общественного мнения о роднике и его благоустройстве. 4.Провести работу по благоустройству родника.

5.Составить рекомендации по охране родника.

Практическая значимость работы. Данная исследовательская работа позволит получить информацию об истории родника, его современном состоянии, привлечь внимание общественности к проблеме обмеления и исчезновения родников, а также благоустроить данный родник

Методика исследования:

– подбор литературы по данному исследованию; – сбор исторических сведений и архивных данных;


– анализ результатов собранных материалов;
– социологическое исследование.

Место проведения исследования: Окрестности хутора Плотвянка Борисовского сельского округа Волоконовского района.

Объектом исследования послужили родники нашей местности, которые наиболее используемые населением для хозяйственных целей. Мной был выбран родник хутора Плотвянка, самый известный среди населения, находящийся на правом берегу реки Плотва. Это фонтанирующий родник, он является памятником природы нашей области.

Сроки проведения исследования : январь - май 2012 года.

План проведения исследования:

1.Изучение истории родника (работа с летописью села, беседы со старожилами)

2.Физико-географическая характеристика района исследования.

3.Оценка экологического состояния родника.

4. Социологические исследования.

5. Анализ проведенных исследований.



Результаты исследований и их анализ.

Здесь будто немигающий зрачок

Совсем ручной и очень доброй птицы,

Глядит в глаза мне синий родничок

И приглашает нас воды напиться.

1.Из истории родника

Знакомство с историей родников моей малой Родины я начала с изучения архивных материалов. В администрации Борисовского сельского поселения имеется летопись. Большой вклад в ее составления внесли: Скуратова О.П. и Салов И.В. Салов И.В. был учителем истории, всю свою жизнь занимался сбором краеведческого материала. Скуратова О.П., учитель русского языка по профессии, работала секретарем в сельском совете и собранный Саловым И.В материал систематизировала и оформила летопись села Борисовка.

Внимательно прочитав историю села, я узнала, что между селом Борисовкой и Плотвянкой раньше было много родников. Один из них удалось сберечь. И сейчас можно выпить из него вкусной, прохладной воды. Но ближайший к селу родник на Малиновом яру в 1989 году исчез. Он вытекал из Мелового бугра, рядом с болотом, был говорливым и каким-то величественным. Печаль охватывает старожилов села, любивших его воду с неповторимым вкусом, и тропка к нему была натоптана даже зимой, благо, что он был рядом с селом. Казалось, ничто не сможет повлиять на этот чудесный дар природы. Со времени основания села прошло уже больше 250 лет. За это время грунтовые воды поднимались и опускались, то заливало пойму тогдашней реки Гнилой Плотвы, то пойма высыхала и её распахивали. Наконец, исчезла полноводная речка. А родник не сдавался, дарил людям свою вкусную и чистую водицу. И вспоминали борисовцы, что в стороне холма, где сейчас находится малюсенькое озерцо, двести с лишним лет назад было обширное проточное озеро, питавшее реку своими глубинными водами. Лишь на семи вожжах привязанный камень доставал до озерного дна.

Однажды, на проезжающего здесь на тройке вместе с кучером графа Девиера напали волки. Испуганные лошади с такой силой рванули в сторону озера, что вмиг скрылись в его пучине. Только шляпу барина прибило волной к берегу. Утонувший граф оставил без наследника молодую вдову, зато имя свое увековечил: село Осиново стало называться Борисовкой.

Когда раньше работали крестьяне с нехитрыми орудиями труда на близлежащих полях, родники утоляли их жажду чаще. За ними следили, их часто чистили. Но шло время, менялась жизнь. На поля приходила техника- все меньше оставалось людей. Воду им стали подвозить, из глубин земли направляли в свои дома по трубам. А земля-матушка тем временем все больше затягивала свои родники, словно в отместку за обиду.

Меня заинтересовал родник, который и сейчас существует. Я решила собрать материал об этом роднике. Для выполнения поставленной цели я побеседовала со старожилами нашего хутора. Вот, что рассказал мне Шамрай Иван Федорович. « Мне уже 75 лет. Всю свою жизнь я живу в родном хуторе Плотвянка. С детства помню этот родник. Все жители нашего хутора использовали воду родника для приготовления пищи и для питья. Хутор раньше был значительно больше. Кроме современной улицы была еще одна. Она как раз располагалась около родника, называлась эта улица Бочанка. Жителям этой улицы не составляло особого труда использовать в своих целях воду родника. Летом ее носили домой при помощи коромысла. Даже детей приучали так носить воду. Это значительно легче, чем в руках, хотя надо иметь определенные навыки. Зимой воду возили в флягах на санках. На территории современного сельхозпредприятия было несколько колхозов. Один из них был в Плотвянке. В 50-х года председателем этого колхоза был Матерка Е.П., большое внимание он уделял благоустройству села и улучшению жизни односельчан. Вот он и решил от родника сделать водопровод. Работы были начаты, но председатель умер. В это время повсеместно в области, а также и в нашем районе началось строительство артезианских скважин. И от идеи Матерка Е.П. отказались. Поначалу все было хорошо. И интерес к роднику пропал. Зачем идти к роднику, если можно подойти к колонке на улице и без особых затрат физической силы, набрать ведро желанной воды. И наш родник в этот период оказался , как и сотни других, заброшенным. Но прошло время, и люди поняли, что вкус водопроводной воды хуже. К тому же жители очень часто жаловались на перебои с водой из-за поломки насосов и труб, на ремонт которых не хватало денег. Вот тогда жители хутора вспомнили про родник, его вкусную, чистую и всегда прохладную воду. Но родник уже не радовал людей своим внешним видом. Необходимо было провести работу по его очистке и благоустройству»

Рассказ о роднике дополнила жительница х. Плотвянка Коломыцева Нина Сергеевна: « Все свои 85 лет я прожила в этом хуторе. Родник помню с детства. Родители заставляли носить воду из родника не только для питья, но летом и для полива огорода. В детстве мы не понимали, как это вода может быть вкусной. Мы думали, что вода везде одинаковая. Но все познается в сравнении. И уже, будучи взрослой, попробовав водопроводной воды, я поняла, что действительно вода нашего родника имеет особый, неповторимый вкус. И хотя сейчас есть водопровод, для питья очень часто мы используем родниковую воду. Жители близлежащих сел тоже приезжают к роднику, чтобы запастись чистой, холодной водицей»

Послушав рассказы старожилов, я пришла к выводу, что необходимо исследовать современное состояние родника и прилегающей территории. И Я отправилась к роднику. После первого знакомства с родником и работы с литературой по данной теме, я составила физико-географическую характеристику района исследования и дала оценку экологического состояния родника.



2.Физико-географическая характеристика района исследования.

Географическое положение источника .

Источник находится в х. Плотвянка Борисовского сельского поселения Волоконовского района. Объект исследования находится на правом берегу реки Плотва, которая и дала название хутору. Родник является истоком реки. Источник расположен у подножия холма.



Рельеф и геологическое строение исследуемой территории.

Согласно атласу Белгородской области, территория данной местности относится к лесостепной и стенной зонах распространения черноземных почв Среднерусской возвышенности. Физико-географический район – Придонской известняково-карстовый. Характерной чертой рельефа исследуемой территории является глубокое эрозионное расчленение. Рельефообразующими породами являются известняки, обнажающиеся по крутым склонам балки. А так же нижнемеловые отложения в виде песков и глин.

Водоупорным слоем служит глина, а водоносные породы это щебень с примесью песка. Источник находится в значительном понижении рельефа.

Климатические условия исследуемой территории.

Территория Волоконовского района находится в зоне умеренно – континентального типа климата. Большое влияние оказывает Западный перенос воздушных масс с Атлантического океана, он обеспечивает достаточное увлажнение территории и является основным источником питания грунтовых вод.



3. Оценка экологического состояния родника.

Экологическое состояние родника удовлетворительное. Местные жители стараются содержать родник в хорошем состоянии. Но, к сожалению, среди нас есть и недобрые люди, которые уже один раз ломали домик. В радиусе 25 метров вокруг источника я насчитала 10 пластиковых бутылок, 3 стеклянные бутылки, 10 видов различного упаковочного материала. Я пришла к выводу, что необходимо провести трудовой десант школьников по очистке и благоустройству территории родника.



4 . Социологические исследования.

Руководитель моей работы, учитель химии и биологии Матерка С.В. рассказала, что несколько лет назад выпускница нашей школы Тютюнник Анна, обучаясь в БелГУ на геолого-географическом факультете, проводила исследование вод родников Белгородской области. Вода из нашего родника, среди исследуемых образцов, оказалась одна из лучших.

Учитель русского языка нашей школы Макоед Н.В. тоже поделилась интересной информацией об изучаемом роднике. Её дальний родственник, уроженец села Борисовка Сероштан В.С. – поэт. Сейчас он живет в Украине, в городе Славянске. Но, несмотря на преклонный возраст, а ему сейчас 84 года, он иногда приезжает на свою Родину. Он посещает те места, которые ему наиболее дороги. В 2000 году он посетил наш родник и посвятил ему свое стихотворение. Я хотела бы привести из этого стихотворения небольшой отрывок:

…Поблескивает у горы родник

И лучи солнца играют в нем,

Вокруг ромашки, высокий бабник,

Как в палисаднике твоем.

Воду родника считают целебной,

Она отдает настоем цветов.

Приятна, холодна и лечебна,

А сколько в ручейке плавает жуков!...

В.С.Сероштан

Я также провела опрос жителей хутора Плотвянка и близлежащего села Борисовка с целью выяснения их отношения к источнику. В опросе принимали участие 32 человека. Большинство жителей воду периодически берут из родника, территорию не загрязняют, но особого желания заниматься благоустройством, у них нет. Они почему- то считают, что этим должна заниматься администрация сельского округа.

Заключение.

Огромную помощь в работе мне оказали старейшины хутора Шамрай И.Ф., Будко Ф.И., Коломыцева Н.С., работники администрации Борисовского сельского поселения Спивак Г.С. и Коломыцева Н.Н., предоставившие мне летопись села. Так же я благодарна всем, кто любезно согласился со мной побеседовать.

1.Выводы.

Наша страна очень богата всевозможными ресурсами, в том числе и водными. Однако мы не умеем их использовать разумно. К сожалению, люди не только не научились правильно использовать подарки природы, но и уничтожают их. Например, водные ресурсы Человек использует в огромном количестве, при этом, нисколько не заботясь об их сохранности. Только бережное использование природных ресурсов, в том числе и воды, позволит в будущем сохранить их от полного истощения и избежать катастрофы.

Итак, после изучения родника, в результате работы с литературой, после беседы с очевидцами и проведения исследований я могу подвести итоги своей работы и сделать следующие выводы:

Поставленные задачи выполнены:

1. Собран исторический материал о роднике.

2.Проведены исследования водного объекта (родника).

3.Проведен опрос местных жителей и посетителей родника.

4.Составлен паспорт родника.

5.Выявлены экологические проблемы окружающей территории.

6.Составлены рекомендации по охране родника.

Родник – это не только источник воды, это прекрасное наследие, изумительный подарок для всех поколений. Это средство воспитания патриотизма, чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Жители хутора Плотвянка имеют все основания гордиться уникальным уголком природы. Важным условием сохранения этого уголка станет безусловное соблюдение мер охраны. Аккуратность в обращении с природой требуется от каждого, кто общается с нею.

Чем больше узнаешь о родниках, чем больше тайн открывается, тем больше возникает вопросов. Следовательно ,в моей работе есть перспектива.

2. Перспектива и предложения по охране и благоустройству источника.

Мы планируем продолжить исследования источника (следует провести анализ воды, мониторинг состояния подземных вод и окружающей среды с целью выявления будущего, которое ожидает родник) и эколого-образовательную деятельность на территории родника. Планируем включить в работу и учеников начальной школы, организовав для них цикл бесед и проведение экскурсий. Необходимо делать рейды на родник с целью очистки его от бытового мусора, оставленного человеком. Весьма желательно бы очистить русло и берега от опавших веток, ила и водорослей - это гарантия роста растительности. Необходимо принять меры по борьбе с эрозией почвы. Итак, подводя итог, у меня получились:



Предложения по охране родникового источника.

(практические рекомендации).

1.Принять меры против эрозии почвы: посадить на склоне кустарники и деревья для укрепления склона.

2.Регулярно проводить акции по очистке родника и окружающей территории, в которых будут принимать участие школьники 5-9 классов.

3.В школе провести беседы о том, что дает нам вода.

4.Организовать и провести экскурсию на родник для учащихся 1- 4 классов школы

4. Ежегодно, весной, проводить операцию «Живи, родник!» для учащихся 5-9 классов, с целью поиска и очистки новых родников.

5.Продолжить работу по благоустройству родника, к этой работе привлечь родителей и жителей хутора (необходимо благоустроить подход к источнику, оформить зону отдыха)

Список используемой литературы.

1.Ахманов М. Н. Вода.- М.: Эксмо, 2006г.

2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.: Учеб. для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999 г.

3. Баринова И.И . Горбанев В.А. и др. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2 издание.- М.: Дрофа, 1999 г.

4.Географический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988 г. Летопись села Борисовка.

5.Летопись села Борисовка.

6. Орлова Л. Тайный код воды. – Минск: Современный литератор, 2006г. 7.Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире – М.: Педагогика, 1975г.

8. Сероштан В.С. Поэтический сборник «Я люблю тебя, жизнь…» Славянск «Печатный двор», 2006 г.



.

Приложение 1

Карта-схема Волоконовского района.

Приложение 2

Фото 1. Родник хутора Плотвянка после проведенных работ по благоустройству.

Фото 2. Общий вид склона, где располагается родник.

Фото 3. Родник до благоустройства.

Фото 4. Чистая вода родника.

Фото 5. Ручей, в который стекает вода родника

Фото 6. Исток реки Плотва

Фото 7. Мостик через речку

Фото 8. Течет ручей, бежит ручей.






Культура началась с фигового листка и кончается, когда фиговый листок отброшен. Кристиан Фридрих Геббель
ещё >>