Республики казахстан - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон республики казахстан о государственных символах Республики... 1 221.75kb.
Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года n 2733 Ведомости... 1 276.73kb.
Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года n 453 "Казахстанская... 1 294.79kb.
Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан о... 1 68.71kb.
Приказ №196 ( см стар ред. ) В соответствии с Законом Республики... 3 453.94kb.
Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года n 2733 1 333.28kb.
Закон республики казахстан о высшем Судебном Совете Республики Казахстан 1 224.96kb.
Национальный архив Республики Казахстан Комитета информации и архивов... 3 411.61kb.
Закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года №83-ii о первом Президенте... 1 92.93kb.
Закон Республики Казахстан "О почте" Статья Основные понятия, используемые... 1 225.79kb.
Постановление Правительства Республики Казахстан рк от 23 ноября... 1 17.83kb.
О государственных символах Республики Казахстан Глава государственные... 1 165.94kb.
План проведения проверок соблюдения земельного законодательства физическими... 25 4226.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Республики казахстан - страница №1/13


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА г.СЕМЕЙ



Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-26.1.163/03-2013


Учебно-методические материалы

дисциплины « Фундаментальные проблемы теории литературы»

Редакция №1 от ___09.13





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Фундаментальные проблемы теории литературы»

для специальности 5В021000 - «Иностранная филология»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей 2013
Содержание


1

Лекции

3

2

Глоссарий

39

3

Перечень тем для СРСП

98

4

Ключи к тестам

98



  1. Лекционный материал


Лекция 1 Фундаментальные проблемы теории литературы как наука о специфике художественной литературы как вида искусства, закономерностях ее развития, принципах анализа отдельных художественных произведений, творчества английских писателей и литературного процесса в целом

Цели:


обучающая – дать понятие «художественная литература», познакомить с ее основными задачами, раскрыть связь с другими науками;

развивающая – углубить понятие «художественная литература», развивать умение находить связь с другими науками, с жизнедеятельностью человека;

воспитательная – повышать духовное обогащение студентов с помощью межпредметных связей литературы с другими видами искусства.
1.Понятие «художественная литература»

Художественная литература представляет собой бесконечно-разнообразную и многогранную историю человеческого общества, как бы переведенную на язык живых человеческих нравов и страстей, передающую для последних поколений все богатство мыслей, переживаний, интимнейших человеческих чувств в самых различных периодах существованиях и развития человеческого общества.

Искусство слова. Зародилась в доклассовом обществе как изустное творчество в форме песни, эпического сказа. Неразрывно связана с мифологией, космогонией и историей. В центре внимания литературы стоит человек во всей полноте его деятельности и духовной жизни. Итак, художественная литература представляет собой вид искусства, которому в наибольшей степени доступно многомерное историческое, в широком смысле слова, осмысление действительности, восприятия и изображения ее как процесса.

Чем шире и богаче наше восприятие художественной литературы различных веков и народов, тем разностороннее становится наш индивидуальный жизненный опыт, вбирающий в себя опыт человечества, закрепленный в литературных образах.

Благодаря литературе, мы живем множество жизней, роднящих нас с прошлым человечества и со всем миром окружающей нас современности, становимся участниками всего бесконечно сложного и разнообразного исторического пути развития человечества.

Вбирая в себя этот опыт, накопленный человечеством, мы растем, так как обогащаемся знаниями, полученными в процессе этого развития.


2.Задачи литературы

Задачи представления этапов человеческого общества литература в различные периоды своего существования осуществляла в различных формах, то воспроизводя действительность с предельной точностью, то обращаясь к фантастике и гротеску, то закрепляя мысль поэта в предельно лаконичном лирическом стихотворении, то развертывая перед читателем грандиозное по своему охвату картины жизни в многотомной эпопее, - и все это в бесконечном историческом разнообразии стилей, жанров, литературных течений, художественных методов.

Изучая литературу, мы должны найти внутренние связи, единство, все то, что объединяет эти всегда самостоятельные и неповторимые проявления художественного литературного творчества в единое целое, воплощающее в себе художественный опыт человечества, сохраняя вместе с тем живое индивидуальное своеобразие каждого его исторического проявления в конкретном художественном произведении. В этом и состоит основная задача осмысления закономерностей, управляющих художественно литературным творчеством, определения принципов и методики его изучения.

Научное осмысление литературы предполагает, прежде всего, определение присущих ей предметов, целей и вытекающей отсюда формы. Таким образом, задачи литературы можно сформулировать следующим образом:

1)В пределах одного произведения передать направление, начальное состояние изображаемого явления, ход его развития, его результат и связать два события, произошедшие в разных местах, но связанные одной связью.

2)Разработать систему функциональных определений основных явлений литературного творчества, устанавливая общие закономерности, присущие этому творчеству.

3)Главная задача литературы состоит в осмыслении природы художественной литературы как одной из форм идеологической надстройки, особенностей отражения ею действительности.

4)Рассмотреть закономерности, управляющие развитием различных сторон художественно-литературного творчества.


3.Понятие «теория литературы»

Теория литературы - теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литературной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование.

Сложным вопросом является вопрос о построении теории литературы. Очевидно, что основные особенности литературы повторяются на протяжении многих веков развития человеческого общества. В этих исторически устойчивых, повторяющихся формах появления тех или иных особенностей литературного творчества и находят свое отражение основные общие законы, управляющие развитием теории литературы. Тем самым теория литературы определяется как наука, устанавливающая общие закономерности и управляющая этим процессом.

Исходя из этого, можно сказать, что теория литературы дает общее определение образа, стиля, метода, жанра, композиции, сюжета и т.д., а также прослеживает, как в процессе развития литературы возникают, развиваются, отмирают и заменяются новыми те или иные литературные формы, как они видоизменяются и т.п.

Таким образом, характеризуя ту или иную форму литературного творчества, тот или иной жанр, сюжет и т.д., мы всегда будем точно знать с какой исторической обстановкой они связаны, какими основными чертами и особенностями отличаются.

Теория литературы вырабатывает на основе опыта развития искусства принципы анализа литературного творчества, позволяющие правильно подойти к любому исторически своеобразному проявлению литературного творчества.

Внутреннее единство литературного развития обусловлено тем, что им управляют общие законы, присущие, прежде всего человеческому познанию вообще; обнаруживается и в том, что в самом процессе развития искусства складывается его теория, в той или иной мере отражающая развитие искусства.

Теория литературы состоит из трех основных разделов: 1)теории литературы, 2)истории литературы, 3)критики.

Теория литературы анализирует своеобразие духовной деятельности людей, изучает законы ее развития, методы, жанры, структурные особенности построения произведений, языка художественных произведений и других изобразительных средств.
4.Связь теории литературы с другими науками

Художественная литература является одним из видов искусства. Изучение вопросов теории литературы немыслимо без исторического подхода к ним, без того материала, который накоплен историей литературы. Эстетика и история литературы являются ближайшими смежными дисциплинами. Сюда также относится и критика, намечая самое направление анализа ими литературных произведений и литературного процесса в целом, принципы их изучения и оценки.

В понимании сущности искусства важное значение придается определению общих философских предпосылок той или иной эстетической системы. Однако, при всем несходстве этих предпосылок, самые различные эстетические учения уже со времен античности во многом близки друг другу в характеристике основных особенностей искусства, поскольку в этих учениях осмыслялись свойства объективно присущие искусству.

Уже в «Поэтике» Аристотеля (384-322 г. до н.э.) были отчетливо поставлены вопросы о сюжете, жанрах, воспитательном значении искусства, о связи его с изображением человеческой жизни, о способностях художественного изображения жизни, которую теперь мы бы назвали реалистическим и романтическим отображением жизни. Это лишний раз подтверждает, что в самые различные периоды их развития литература и искусство обладают сходством, то есть выполняют в каждом данном периоде общественного развития принципиально однородную задачу принципиально однородными средствами, при всех бесконечного разнообразных путях их конкретного исторического развития.

Многообразны связи Литературы с другими гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близки к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общее искусствознание), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Литературы с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур.

Литературоведение - многоаспектная наука, в состав которой входит множество специальных дисциплин :
1. поэтика-учение о составе и структуре художественных произведений

Виды поэтики:

-теоретическая - об общих законах строения и функционирования

-историческая - изучает произведение, исходя из его исторической эволюции

2. стилистика - теория художественной речи

3. теория композиции - изучает функционирование художественного произведения

4. стиховедение - изучает функции стиха

5. эйдология - теория художественного образа

6. литературная критика - связана с оценкой литературы (разделяют на профессиональную и дилетантскую)

7. практическая поэтика - связана с искусством интерпретации и оценки литературного произведения

8. гносеологическая функция (общая)- познание, постижение человеческого бытия

9. эстетика - главная функция литературы, наука о прекрасном, эстетическая функция связана с переживанием прекрасного, связана с понятием катарсиса, которое было определено Аристотелем, произведение должно потрясти

10.лингвистика-наука сравнительного исследования языков; языковедение, языкознание

11.риторика- наука об ораторском искусстве; о функции, создании прозаического текста

12. герменевтика- наука, объясняющая священное писание

13. Философия связана с (изучает духовный мир)

Важнейшей частью Литературоведения является поэтика - наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д. Поэтика соотносится с основным отраслями Литературоведения: в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.)

Современное Литературоведение представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли Литературоведения: теория литературы, история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, "сегодняшнее" состояние литературы; для неё характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Принадлежность критики к Л. как к науке не является общепризнанной



Методология науки - наука наук, каждая конкретная наука должна иметь базовые методы

  • структурализм (формальный метод)

  • семиотический метод (наука о знаках и знаковых системах)

  • метод герменевтики (толкование, основанное на знание культурного контекста)

  • рецептивный - метод, основанный на восприятии человеком текста

  • интерпретация мифа или символа, положенного в основу произведения

  • психоаналитические принципы, сформулировал теорию коллективно-бессознательного (архетипы) К. Г. Юнг

  • деконструкция (Жан Береда)


Рекомендуемая литература:

1.Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.- М., 1975

2.Гуляев Н.А. Теория литературы.- М., 1977

3.Джуанышбеков Н.О. Введение в литературоведение.- Алматы, 2003

4.Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.- М., 1990
Тест №1

1.Что не входит в сосуществующие формы общественного сознания?

а. магия б.право в.религия г.философия д.литература

2.Какой вид искусства не входит в составляющее синкретическое искусство?

А .театр б.пантомима в.опера г.танец д.поэзия

3.Как называется изобразительное искусство жеста?

а. пантомима б.архитектура в.опера г.танец д.музыка

4.Как называется выразительное искусство звука?

а. пантомима б.архитектура в.опера г.танец д.музыка

5.Какое искусство относится к пространственно-временным?

а. пантомима б.архитектура в.опера г.танец д.музыка

6.Какое искусство относится к синтетическому, в котором соединились пантомима, музыка, пение, танец?

А .пантомима б.архитектура в.опера г.танец д.музыка

7.Какое искусство относится к пространственным?

а. пантомима б.архитектура в.опера г.литература д.музыка

8.Какое искусство наиболее наглядно?

а. литература б.живопись в.поэзия г.драма д.музыка

9.Какое искусство относится к наиболее абстрактным?

а. живопись б.балет в.скульптура г.архитектура д.музыка

10.Как называется форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная картина мира?

а. магия б.анимизм в.религия г.фантастика д.тотемизм

11.Приобретение знаний - это какая функция литературы?

а. преобразующая б.познавательная в.гедонистическая г.социально-эстетическая д.воспитательная

12.Доставление наслаждения - это какая функция литературы?

а. преобразующая б.познавательная в.гедонистическая г.социально-эстетическая д.воспитательная

13.Развитие художественного вкуса - это какая функция литературы?

а. преобразующая б.познавательная в.гедонистическая г.эстетическая д.воспитательная

14.Пересоздание первичной реальности - это какая функция литературы?

а. преобразующая б.познавательная в.гедонистическая г.эстетическая д.воспитательная

15.Какое искусство не относится к синкретическим?

а. поэзия б.балет в.театр г.опера д.кино

16.Как называется вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова?

а. художественная литература б.скульптура в.живопись г.опера д.балет

17.Что является одной из составных частей литературоведения?

а. текстология б.библиография в.литературная критика г.историография д.эстетика

18.Что является основой теории литературы?

а. читатель б.писатель в.поэтика г.историография д.текст

19.К основным литературоведческим дисциплинам можно отнести?

а. текстология б.история литературы в.эстетика г.лингвистика д.искусствоведение

20. К вспомогательным литературоведческим дисциплинам можно отнести?

а. литературная критика б.история литературы в.текстология г.теория литературы д.искусствоведение

Лекция 2 Основные этапы генезиса и эволюции литературы как науки

Цели:


обучающая – познакомить студентов с основными этапами развития литературы как науки, с основными методами изучения литературы;

развивающая – развивать умения отличать конкретно-историческое от сравнительно-типологического изучения литературы;

воспитательная – воспитывать культуру знаний о развитии литературы.
1.Литература и фольклор

(от лат. litera - буква) один из основных видов искусства слова. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности. В зависимости от своеобразия содер

жания формы произведения литература делится на три рода: 1)эпос (роман, повесть, рассказ); 2)лирика (пейзажная, любовная, свободолюбивая); 3)драма (трагедия, комедия, драма). Фольклор или ,другими словами, народное поэтическое творчество представляет собой совокупность различных видов и форм художественного массового словесного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Устное народное творчество – существенная часть национальной культуры каждого народа.

Литература возникла как вид письменно духовного творчества (письменно закрепленный текст). Термин литература впервые стал использоваться в 18в. (эпоха классицизма). До этого литература делилась на поэзию и прозу. Изначально литература была синкретичной (связанной с другими видами деятельности).



Письменность – совокупность письменных средств общения: система графики, алфавит, орфография; совокупность письменных и литературных памятников какого-либо народа.

Литература - письменная форма искусства слова. Различают научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. литературу.

Фольклор – художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folklore означает: народная мудрость, народное знание. Миф не является литературой (но нужно отличать от современных мифов). Мифы обобщают огромный духовный образ человечества.

Мифология и литература–два различных способа описания и понимания мира. Литература связана с живописью, музыкой. Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться в 2аспектах: эволюционном и типологическом. Эволюционный предусматривает представление о мифе как определённой стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной литературы. Типологический подразумевает, что мифология и письменная литература сопоставляются как 2 принципиально различных способа видения и описания мира, существующих одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявлявшихся в те или иные эпохи.

Миф - это происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Мифология - наука о мифах и мифологическом сознании, раскрывающая их сущность. М. описывает многообразие мифических феноменов.греч.Mythos - легенда + Logos – учение.

Религия - одно из направлений такого общественного сознания. Или одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Философия-форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Функции: 1.многие учёные считают, что основная функция литературы –эстетическая функция.

Эстетика - теория эстетических Ценностей; -теория эстетического восприятия



Эстетика- философия искусства «Изветвенность».Философия навязывает литературоведению своё мнение.

Катарсис- понятие связанное с эстетической стороной литературы (очищение от пороков, сострадание души).2.Коммуникативная функция.

Концептосфера - это сфера национального языка, сформированного полем литературы. (Солженицын «1 день Ивана Денисовича»). Слово –понятие, которое основано на процессе перехода художественного Образа в абстрактное понятие, т.е. в знак. Каждый писатель формирует концептуальное поле языка, в него вкладывается совершенно другое значение (в концепт).Концептосфера языка тем богаче, чем богаче культура нации. Семиотика - изучает сферу языка как особого знака или культурного кода. Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Семиотика изучает рекламу, моду, литературу. Семиосфера - сфера знаков определённой культуры.



2.Исторические этапы литературного развития

Литературное развитие идет по двум основным линиям. С одной стороны, оно неразрывно связано со все множащимися и усложняющимися видовыми и жанровыми формами художественных произведений. С другой стороны, оно столь же неразрывно связано с возникновением и сменой художественных методов.

Еще в древние времена были созданы действующие и поныне способы или роды литературного изображения: эпический, лирический и драматический.

1)эпический – был основан на художественном воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира;

2)лирический – на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни;

3)драматический – органически сочетая возможности двух первых, обеспечивая прямое лирическое выявление характеров самых различных действующих лиц, участвующих в показываемых писателем событиях.



История литературы и методы ее изучения — Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на древесной коре, костях или камнях. На известной ступени развития появление письменных произведений становилось исторически неизбежным. Письменность такое же повсеместное явление, как и язык, и она — явление социального характера. Происхождение, развитие, форма и содержание письменных произведений обусловливаются общественными отношениями. Литература в целом, как совокупность произведений писателей одной страны, отражает внутреннюю жизнь целого народа и находится в тесной связи с развитием социальных отношений, с состоянием хозяйственного быта, науки, искусства, философских и религиозных систем, воспитания и других важнейших проявлений культурной жизни.

Слово littera — по-латыни значит буква, litterae — письменность, litteratus — занимающийся письменностью. Исходя из самого смысла слова, обычно историю литературы определяют, как историю всего, что когда-либо было написано. При таком определении словесность устная не находит в литературе места. Необходимо в основу определения положить не слово, а самый предмет, и построить не вербальное, а реальное определение, учитывая, как зарождение понятия, так и постепенно его развитие.

Общеупотребительное название «история литературы» появилось впервые в половине 17 века, но содержание этого понятия выработалось совсем недавно путем изменения объема науки, ее материала, ее задач и методов ее изучения. Первоначальное понятие о литературе сливалось с понятием о письменности вообще, обо всем, что было закреплено письменным начертанием букв. Под понятие о литературе подводили и законодательные памятники, и медицинские руководства. Исторические обзоры литературы являлись каталогами писателей и чисто внешним перечнем и описанием книг без всякой внутренней связи.

Но постепенно из письменности выделились такие произведения, которые представляют разностороннее отражение духовной жизни данного общества, внутреннюю жизнь народа и отдельных личностей, их идеологию, их чувства, настроения, взгляды, вкусы. История литературы ограничивает свою область тем, что касается внутреннего развития народного самосознания со времени первых зародышей творчества до самых высших ступеней его, носящих следы художественности, искусства.

Французский историк литературы г. Лансон в известной книге «Метод в истории литературы» слишком суживает область литературы. Из огромной массы печатных текстов он выделяет исключительно те, которые в силу особенностей своей формы обладают способностью возбуждать воображение, чувствительность или эстетическое чувство читателя.

Для него литература составляется из произведений, признаком которых является художественный замысел или художественный эффект, т.-е. изящество формы, и действия которых на массу читателей, ищущих в них только развлечения или умственной пищи, могут быть раскрыты только путем эстетического анализа их формы: «Мы изучаем историю человеческого духа и рациональность цивилизации, — говорит Лансон, — специально в их литературных произведениях и мы стараемся разглядеть движение идей и жизни неизменно

через призму стиля»... Осью истории литературы он считает только образцовые произведения. Если наши историки литературы (напр., Пыпин) являлись зачастую историками культуры и занимались исследованием истории общественной мысли, то Лансон суживает задачу историка литературы до эстетического анализа образцовых художественных произведений.

В историю литературы входят все те письменные и устные произведения, в которых выражается миросозерцание эпохи. Историку литературы приходится изучать не только развитие художественных форм и стилей, не только развитие идей, лежащих в основе художественных произведений, собственно поэтических, ему необходимо исследовать также идеи, и религиозные, и философские, и социальные, и эстетические, которые обусловили мироощущение и миросозерцание данной эпохи и отразились в произведениях слова.

Когда герой романа «Отцы и дети», Аркадий Кирсанов, советует своему отцу читать вместо Шиллера брошюру Бюхнера «Сила и материя», он действует в духе своей эпохи.

Поэзию Александра Блока и Андрея Белого нельзя оценить и уяснить себе без знакомства с идеями их учителя Владимира Соловьева. Вересаев, художник 90-х годов, указывает в своей автобиографии, что в своей литературной работе он примкнул к кружку марксистов. Связь художественного творчества этого писателя с марксистским мировоззрением несомненна. Это мировоззрение характеризует целую эпоху, — эпоху Максима Горького, Г. Плеханова и других властителей чувств и дум. Но говоря о миросозерцании эпохи, историк литературы должен выяснить условия, влиявшие на зарождение и развитие данного миросозерцания на художественные формы, стиль, вкусы, художественные слова изучаемого периода. Таким образом,

наука истории литературы является последовательным обозрением словесных и письменных памятников, в которых выражается в зависимости от определенных условий общественная и умственная жизнь как всего народа данной страны в ее развитии, так и классов, составляющих данный народ. История литературы — это история не только национального, но и классового самосознания, отразившегося в произведениях художественного слова.

Долгое время исследователи имели дело с отдельными литературными произведениями и изучали их просто эмпирически, т.-е. в том виде, как они были даны непосредственному наблюдению. Впоследствии по мере выработки идеи постепенного, неуклонного развития литературы исследователи стали систематизировать данные этих непосредственных наблюдений и классифицировать их по векам, по нациям. Но от простого описания и классификации исследователи пошли далее к объяснению описанных и классифицированных явлений литературы, к определению единообразия сосуществования и последовательности, к изучению закономерности литературных явлений, к теоретическому построению. Со времени вступления в теоретический период развития науки о литературе представляются две главные отрасли исследований: история литературы и теория словесности или поэтика. Историю литературы ставят в параллель с конкретными науками о природе, а теорию — с абстрактными. Конкретная наука о литературе, история литературы воспроизводит процесс литературы, как он дан в истории. Она входит в область социологии или в группу общественных наук о явлениях и законах социальной жизни. История литературы есть часть истории цивилизации. Если критик оценивает литературные явления, то историк литературы их исследует, применяя методы, определяемые как материалами исследования, так и задачами, стоящими перед исследователем. Методы, при посредстве которых разрабатывается история литературы, можно разделить на две группы: субъективные и объективные.

К субъективным методам относятся методы: 1) эстетический, 2) публицистический, 3) психологический, 4) импрессионистский.

К объективным методам относятся методы: 1) филологический и примыкающий к нему формальный, 2) исторический: а) историко-филологический и б) социологический (в частности марксистский). В чистом виде эти методы применяются редко, обычно встречаются они в смешанном виде.

В статье «Критика» дается характеристика методов эстетического, публицистического, психологического. Здесь мы остановимся на характеристике методов импрессионистского, социологического и формального. По мнению сторонников импрессионистского метода, литература есть «воплощение догадок и прозрений, вдохновенная пифия, она зовет не к преходящему и временному, а к вечному, будущему». Для них «сам писатель виновник своих произведений, а не его эпоха». Он,— осененный свыше, одержимый, причастный мирам иным. Роль исследования самовдохновенного писателя — подойти к художнику с оружием самовдохновенной критики, восприять собственной душой, рассмотреть писателя вне времени и пространства. «Нет направлений — есть писатели, нет общества — есть личности и в основе каждой та душевная субстанция, которая все объясняет», — так говорит Ю. Айхенвальд в предисловии к 3-му изд. «Силуэтов русских писателей». Он изучает писателя не в преемственной связи, а «в отдельности и единственности». Для этого искреннего и добросовестного импрессиониста «вне субъективных впечатлений литература, как и вообще искусство, не существуют». Метод импрессионистов сводится к изучению писателя беспочвенного, «прежде всего и после всего через непосредственное переживание и сочувствие».

Историк литературы Лансон в своем «Методе в истории литературы» резко нападает на приемы «самовдохновенной» критики. Он не отрицает важности откровенного импрессионизма при оценке произведений критиком. Но историк литературы только начинает свое исследование личной пробой, а не кончает им. От субъективного впечатления он идет к объективному знанию, пользуясь другими объективными методами исследования.

Мы не узнаем индивидуальности художника, если поставим себе целью изучать только индивидуальное вне всего того, что просочилось в душу художника. Не силуэты, не маски, а живые люди, члены среды интересуют историка литературы, той литературы, которая является частью цивилизации. «Охотников до субъективной критики потому так много, что в ней — пишет Лансон — легче самому пародировать по поводу и взамен будто бы изучаемого произведения». При импрессионистском методе удается хорошо выразить лицо близкого, сродного таланта и искажается лицо чуждого писателя. Импрессионизм приводит к отрицанию возможности объективного изучения литературы. У нас в России к критикам-импрессионистам принадлежат Ю. Айхенвальд и И. Анненский.

Субъективному подходу противопоставляется объективное исследование. К объективным исследователям принадлежат представители социологического метода. Они подчеркивают огромное значение историзма при исследовании истории литературы в наше время. Было время, когда историк литературы подходил к образцовым литературным произведениям с готовой эстетической меркой, с готовым правилом господствующей поэтики, и подчинял художника определенному, раз установленному кодексу, тем предписаниям

или рецептам, которым литература должна была следовать со времен Аристотеля, Буало и Лагарпа. У нас с такими нормами подходили к писателям Жуковский, Греч, Дружинин, Белинский в первый период, Галахов (отчасти).

Но уже во второй половине 40-х годов формуле должного и аптекарски-правильного была противопоставлена объективная формула исторически неизбежного. В статье о Державине В. Белинский говорит: «Задача истинной эстетики состоит не в том, чтобы решить, чем должно быть искусство, а в том, чтобы определить, что такое исскуство. Другими словами: эстетика не должна рассуждать об искусстве, как о чем-то предполагаемом, как о каком-то идеале, который может осуществиться только по ее теории, нет, она должна рассматривать искусство, как предмет, который существовал давно прежде и уществованию которого она сама обязана своим существованием». Сказанное об эстетике относилось и к истории литературы. Не художественное произведение выводилось из готового правила, а самые правила в каждую данную эпоху являлись выводом из художественных произведений. Таким образом, В. Белинский выдвинул исторический метод при исследовании литературы, но, изучая, что такое есть искусство и один из видов его — литература, исследователь должен был обнаружить самую тесную связь литературы с общественной жизнью и объяснить эту последнюю с научной, т.-е. материалистической, точки зрения. В. Белинский и его последователи — Чернышевский, Добролюбов, Пыпин — должны были разрешить практическую задачу историка литературы, ответить на вопрос: почему в каждое данное время люди данного класса имеют сходное в существенных чертах миросозерцание, в известных пределах одинаково смотрят на общественные явления; они, уже научившиеся чувствовать исторически, должны были прийти к действительности и установить причинную зависимость сознания от бытия, они должны были художника поставить в связь с той социальной группой, к которой он принадлежит и интересы которой бессознательно помимо воли защищает, индивидуальное они должны были связать с социальным. Даже историк литературы Лансон, при всем его эстетизме, признает, что как бы ни были велики и прекрасны индивидуальности, исследователь не может ограничиться ими: «Мы и не узнаем их, — пишет Лансон, — если поставим себе целью узнать только их. Самый оригинальный писатель все же в значительной мере — осадок предшествующих поколений и преемник современного движения. Он на три четверти составлен из элементов, которые ему лично присущи». Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Пыпин пришли к историко-социологическому методу, но только Г. В. Плеханов во всеоружии марксизма довел работу их до конца и в своей «Истории общественной мысли» и в своих статьях по искусству, по литературе дал основы марксистского метода при изучении литературы и применения его в ряде блестящих характеристик.

Вслед за Плехановым этим методом отчасти стал пользоваться Овсянико-Куликовский. Этот же метод применяли Кельтуяла, Андреевич, А. Луначарский, В. Львов-Рогачевский (очерки по новейшей истории литературы), В. Ф. Переверзев, П. С. Коган, В. М. Фриче, В. П. Кранихфельд, Базаров, А. Богданов, Лебедев-Полянский, В. Полонский, Л. Каменев, Шулятиков, Воронский и др.

Основные положения историко-социологического марксистского метода, выдвинутые К. Марксом и его учениками, в применении к литературе сводятся к следующему.

В основе всякого социального строя лежит господствующий способ производства материальной жизни. Этот способ производства материальных благ обусловливает всю систему отношений производителей друг к другу и к окружающей их природе, формы их семьи, собственности, политических учреждений, морали, религиозных систем, науки, искусства. Самый способ производства зависит от материальных средств производства, от развития тех производительных сил, которыми располагает в исторический момент данное общество. Экономика страны является тем фундаментом, над которым воздвигаются самые сложные идеологические надстройки.

Пользуясь марксистским методом, исследователь литературы является не просто материалистом, а экономическим материалистом. Но и то еще не все. Он изучает историю общества диалектически, рассматривает вещи в их взаимной связи, в сцеплении, в движении, возникновении и уничтожении. Нет неподвижного общества. В каждом обществе постепенно нарастают и обостряются социальные противоречия в связи с развитием производительных сил. Постепенно правовые и политические формы отстают от роста производительных сил, превращаются в оковы. В науке, искусстве новые классы, которым принадлежит будущее, выдвигают новые идеологии; интересы развития общества в целом они противопоставляют застою, выгодному для отжившего, но еще господствующего класса, ученые и художники которого переживают эпоху упадка. На идеологическом фронте происходит решительная борьба идей, но за борьбой идей стоит борьба социальных интересов. При столкновении социальных интересов ученый, художник бессознательно стремится осознать кипящую вокруг борьбу, идейно обосновывать и защищать позицию близкого ему социального слоя. Точка зрения этого слоя отражается неизбежно на творчестве художника или ученого, как бы он ни был объективен, отражается, как невольный уклон, как бессознательная симпатия. Достоевский называет произведения Тургенева, даже Толстого, «помещичьей литературой». В. Г. Белинский, преклонявшийся

перед Пушкиным, признавал, что при чтении романа «Евгений Онегин» в основе его все же вы видите «русского помещика». «Это значит, — поясняет он, — что принцип класса для него вечная истина».

Конечно, чем гениальнее художник, чем шире его задания, тем легче ему отрешиться от узко-экономических интересов социальной группы, настроенной реакционно, тем легче с высоких вершин науки, искусства, увидеть грядущий восход нового класса, защищающего интересы развития общества в целом.

Вульгарный художник, какой-нибудь Кукольник, Маркевич, Крестовский, Клюшников, грубо-тенденциозно извращает действительность, чернит одних и обеляет других в угоду шкурным интересам — «ну, как не порадеть родному человечку». Большой художник, не вульгарный, а классический, перерастающий свою среду и свое время, живущий в ряде поколений, умеет подняться до высоких общечеловеческих ценностей. Но запах наследственных лип не вытравить никакому гениальному художнику из своих произведений. «Все, все грехи отцов носили мы в крови» — восклицает поэт П. Якубович, один из певцов-народовольцев.

Уже И. Тэн строил изучение искусства на широкой социологической основе и ставил художника в зависимость от исторической эпохи, расы, социальной среды.

Но и Тэн не дал анализа среды и, часто становился на просветительную точку зрения, развитие искусства объяснял развитием идей. Плеханов и его последователи ход идей поставили в зависимости от хода вещей.

Применение марксистского метода в литературе русской еще слишком ново. Наряду с строго научными работами Переверзева. («Творчество Гоголя», «Творчество Достоевского»), блестящими исследованиями Плеханова, тонко понимавшего искусство, существуют работы Шулятикова, в которых слишком вульгарно и грубо применялся метод марксистский.

Попыткой применить этот метод явилась история русской литературы 19-го века в пяти томах под редакцией академика Овсянико-Куликовского.

В редакционном предисловии к этому капитальному изданию, не чуждому эклектизма, говорилось:

«Общественная и политическая жизнь с ее разнообразными течениями, с борьбой интересов, идей и страстей, составляющих ее историческое содержание, с ее движением и развитием образуют ту почву, на которой вырастает порядок явлений, известных под именем литературных. Нет возможности понять литературу данного времени, не ознакомившись предварительно с общественною и государственною жизнью страны и с лежащим в основании этой жизни социально-экономическим укладом. Но, с другой стороны, мы также не поймем литературы той или иной эпохи и не сумеем разобраться в противоречиях литературных явлений, если приступим к изучению их с предвзятой мыслью, что литература есть только зеркало жизни, пассивно отражающее явления этой последней, или только эхо, автоматично повторящие все звуки, все голоса, все крики и стоны жизни.В литературе воспроизводятся формы и краски жизни, слышатся ее голоса и проявляется борьба общественных сил, но все это не столько отражается там, сколько перерабатывается, преломляясь в литературных направлениях и школах, в психологии художественного процесса, в умственном труде, вообще, в индивидуальности писателя, наконец, в той среде, которую назовем национальным укладом мысли и творчества». Принципы этого предисловия были положены в основу коллективного труда.

Цельной, строго выдержанной методологически до сих пор нет истории русской литературы, и в настоящее время историки литературы — марксисты должны были бы пополнить этот пробел.

Марксистский метод до сих пор направлен был на изучение идеологии художника, часто забывалась формальная сторона произведения. Необходимо расширить работу и принять во внимание завоевания формальной школы. Представители формальной школы ошибочно совершенно оставили в стороне живую душу художника, превратив его в ремесленника. Критик-марксист Переверзев изучает идеологию художника, его классовую сущность через призму его стиля и формы.


следующая страница >>



Никогда не следует хорошо говорить о себе. Следует это печатать. Жюль Валле
ещё >>