Республика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова считается 27 августа 1991 г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Республика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова... 1 349.37kb.
Отношения молдовы с россией, украиной и румынией 1 194.44kb.
Закон республики молдова таможенный кодекс Республики Молдова Nr. 9 2463.57kb.
Закон об органах местной публичной власти Гагаузии 2 507.75kb.
Проект Перевод парламент республики молдова зако н 1 31.71kb.
«молдова –cefta –ЕС: диалог, торговля, инвестиции” 29-30 мая 2012... 1 111.55kb.
Национальное бюро статистики республики молдова 1 157.06kb.
Национальное бюро статистики республики молдова 3 437.34kb.
Закон республики молдова о статусе беженцев n 1286-xv от 25. 1 328.29kb.
Молдова-Агроиндбанк 1 88.27kb.
Ес и Молдова: туманные перспективы и явные недочеты 1 144.11kb.
Новые инициативы ключ к успеху 1 73.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Республика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова считается 27 - страница №1/2



По состоянию на 18 января 2011 г.

Р


еспублика Молдова

Общая информация
Датой создания Республики Молдова считается 27 августа 1991 г. – день провозглашения государственной независимости (узаконена после распада СССР в декабре 1991г.).

Столица – город Кишинев (785,4 тыс. жителей).

Географическое положение – Республика Молдова расположена в Юго-Восточной Европе, между Румынией и Украиной. Не являясь прибрежным государством, относится к причерноморским странам.


Территория – 33843 кв. км административно разделена на 5 муниципий (городов), 32 района и 2 территориальных образования - Гагаузию и Приднестровье.

Большую часть Севера и Юга страны занимают степи (на севере Бельцкая степь, на юге Буджакская). Облик центральной части характеризуют лесистые и гористые возвышенности высотой до 430 метров. Узкие долины и крутые склоны создают впечатление горного ландшафта. Эта территория с древних времен называется Кодры, что означает "старый лес" или "густой лес". В целом по республике леса занимают 9,4% территории. Более 72% почвы - чернозем. В северной части молдавского плато на поверхность выходит толстый пласт известняка, называемого "толтры".


Климат Молдавии умеренно – континентальный. Лето жаркое, умеренная и продолжительная осень, зима - мягкая.

Государственный язык – молдавский. Согласно Конституции Республики Молдова «государство признаёт право на сохранение, развитие, функционирование русского и других языков». За русским законодательно закреплён статус языка межнационального общения. В Приднестровье государственные языки - русский, молдавский и украинский. В Гагаузии официальные языки - молдавский, гагаузский и русский.

Государственное устройство.

Республика Молдова – парламентско-президентская республика с 2000 года. Действует Конституция 1994 года.

Глава государства – Президент. Он избирается Парламентом на четырехлетний срок путем тайного голосования. Для избрания парламентом президента страны необходимо большинство в 61 мандат.

В настоящее время обязанности президента исполняет Председатель Парламента Мариан Лупу.

Высшим представительным органом Республики Молдова является однопалатный Парламент, состоящий из 101 депутата, который избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права каждые 4 года. Руководит работой Спикер парламента. Первая сессия состоялась в середине 1995 г., состав был избран в феврале 1994 г. на основе пропорционального представительства. Председатель парламента избирается тайным голосованием большинством голосов депутатов на срок полномочий парламента. Он может быть досрочно освобожден от должности тайным голосованием двумя третями голосов депутатов. Сессии парламента проходят два раза в год, но по требованию президента, председателя парламента.

Очередные досрочные парламентские выборы состоялись 28 ноября 2010 г. За прохождение в высший законодательный орган республики вели борьбу двадцать партий и 19 независимых кандидатов. В выборах приняли участие около 60% избирателей (1,62 млн. человек).

Для международного наблюдения за выборами было задействовано 3554 местных и 594 международных наблюдателей из 45 стран.

По итогам обработки протоколов наибольшее количество голосов (39,29%) получила Партия коммунистов (ПКРМ) во главе с Владимиром Ворониным. Либерально-демократическая партия Молдавии (ЛДПМ) во главе с Владимиром Филатом набрала 29,38% голосов, Демократическая партия Молдавии (ДПМ) во главе с Марианом Лупу – 12,72%, Либеральная партия (ЛП) во главе с Михаем Гимпу – 9,96 %. Остальные партии не преодолели четырехпроцентный порог для прохождения в парламент. ПКРМ получит в будущем парламенте 42 депутатских мандата, ЛДПМ – 32, ДПМ – 15, ЛПМ – 12 мандатов.

Правительство Республики Молдова 27 декабря 2010 г. заявило о своей отставке. Это решение утвердил новый парламент на своем первом заседании 28 декабря 2010 г. Согласно законодательству, после первого заседания  новый парламент считается официально сформированным.

К первому заседанию парламента не удалось создать правящую коалицию. Лидеры всех четырех парламентских партий сообщили, что «будут продолжены переговоры о создании правящей коалиции». 

Соглашение о создании Альянса за европейскую интеграцию было подписано 30 декабря 2010 г. лидерами Демократической, Либерально-демократической и Либеральной партии.

Председатель Демократической партии (ДПМ) Мариан Лупу избран спикером парламента Республики Молдова. Он был единственным кандидатом на этот пост. Кандидатуру Лупу внесла парламентская фракция ДПМ, которую поддержали две другие партии  правящего Альянса.

Парламент 57 голосами депутатов принял решение, согласно которому исполнение обязанностей президента поручено спикеру парламента Мариану Лупу.  

Избран первый вице-спикер – депутат Влад Плахотнюк от ДПМ, а также вице-спикер Лилиана Палихович от ЛДПМ. ПКРМ выдвинет своего кандидата на пост вице-спикера 22 января 2011 г.

Утвержден состав десяти постоянных парламентских комиссий, во главе шести из них представители Альянса за европейскую интеграцию, четыре возглавят коммунисты.



Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Молдова. В его составе 16 министерств и 8 структур центрального подчинения. Создан Президиум Кабинета министров в составе Премьер-министра Влада Филата и четырех заместителей. Должность Госминистра упразднена, она заменена должностью Госсекретаря, который не является членом правительства.

Заместитель Премьер-министра, Министр экономики Республики Молдова В.М. Лазэр сохранил свои должности в новом составе правительства.



Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Высшая судебная палата, Апелляционная палата, трибуналы и суды. Судьи судебных инстанций назначаются Президентом Республики Молдова по представлению Высшего совета магистратуры. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов со сроком полномочий 5 лет. В Высший совет магистратуры входят председатели Высшей судебной и Апелляционной палат, Экономического суда, министр юстиции, Генеральный прокурор, а также шесть выборных членов (трое магистратов избираются тайным голосованием объединенными коллегиями Высшей судебной палаты, трое – парламентом из числа штатных профессоров). Этот совет несет ответственность за назначение, перемещение и снятие судей. Прокуратура контролируется Генеральным прокурором, назначаемым парламентом, и осуществляет надзор за исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищает законность, права и свободы граждан, содействует осуществлению правосудия. Конституционный суд состоит из шести судей, двое из которых назначаются президентом, двое – парламентом, двое – Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда назначаются на шестилетний срок. Он является единственным органом конституционной юрисдикции.

Население Молдавии на начало 2010 года – 3,567 млн. человек. Плотность - 111 чел./кв. км. Городских жителей - 1,48 млн. чел., сельских жителей -2,09 млн. чел. , 2/3 населения - трудоспособного возраста (2,324 млн. человек), 522,9 тыс. - пенсионного, 1,318 млн. – дети до 16 лет. Больше всего людей проживает в Кишиневском муниципии - 755,8 тыс., самый малочисленный - Бессарабский район, в котором проживают 29 тыс. человек.

В этническом отношении население Молдавии неоднородно, самой многочисленной этнической группой являются молдаване – 64,4% всего населения. Часть молдаван причисляет себя к румынам. Действительно, молдаване говорят на румынском языке и имеют общую культуру и историю с жителями румынской части исторической области Молдавии. Другие этнические группы – украинцы (600 тыс. человек, или 13,8%); русские (562 тыс., 12,9%); гагаузы – этнические турки православного вероисповедания (153 тыс., 3,5%); болгары (88 тыс., 2,0%) и евреи (50 тыс., 1,1%).

Средняя продолжительность жизни немногим превышает 64 года (60,63 – у мужчин и 69,35 у женщин), 58% населения проживает в сельской местности.

Сальдо миграции отрицательное (1,54 человека на 1000 жителей). Ежегодный прирост населения равен примерно 0,13%.



Религия.

Преобладающая религия – православное христианство. Славянские меньшинства и гагаузы – также православные христиане.

В Республике Молдова свобода совести и свобода религии гарантирована Конституцией (ст.31), 98,5% верующих являются православными христианами (объединены в 1800 общин). Православной церковью Молдовы (Митрополия Молдовы) руководит его Высокопреосвященство Владимир, Митрополит Кишинэу и всея Молдовы, 1,5% верующих исповедуют иудаизм (7 общин). Есть также небольшое число христиан-баптистов и представителей других религий.

Главный национальный праздник «День Республики»27 августа, 31 августа – национальный праздник «День нашего языка». Главные религиозные праздники в Молдове такие же, как и у других православных народов – Пасха и Рождество.

Национальная валюта – молдавский лей, введена в обращение 29 ноября 1993 года. По состоянию на 18 января 2011 г. курс –12,41 лей/1$.

Административное устройство.


Республика Молдова разделена на 32 района, в её состав входят 60 городов, 912 сел и АТО Гагауз-Ери (Гагаузия). Кроме того, частью Молдавии является Приднестровье – временно отделившееся и не признанное мировым сообществом территориально-административное образование на юго-востоке Молдовы.

Основная часть территорий, контролируемых администрацией Приднестровья, за исключением города Бендеры и прилегающих к нему территорий, лежит на левом берегу реки Днестр.

В марте 2003 года Парламент внес изменения в закон об административно-территориальном устройстве Молдовы, который предусматривает переход от деления на уезды к районной системе.

Крупнейшие города.

Второй по величине после Кишинева город – Тирасполь, находится на левом берегу р. Днестр. Молдаване составляют здесь 18% населения, тогда как русские – 41%, а украинцы – 32%. Это важный административный, транспортный и промышленный центр. Среди других крупных городов выделяются Бельцы (156,7 тыс. жителей) и Бендеры (136,6 тыс. жителей). В обоих городах молдаване составляют меньшинство населения.


Транспорт.


Основные средства сообщения Молдовы – железные и автомобильные дороги. Линии железных дорог соединяют главные экономические центры – Кишинев, Бендеры, Тирасполь и Бельцы. Они следуют также к Яссам и Галацу в Румынии, в Одессу, Киев и другие города Украины. Длина железных дорог Молдовы составляет 1328 км. Низовья рек Прут и Днестр судоходны, но водный транспорт не имеет большого значения. Протяженность автомобильных дорог Молдовы достигала 12,3 тыс. км, из них с твердым покрытием – 10,4 тыс. км. Асфальтированные дороги соединяют главные города и являются основным средством сообщения внутри страны. Большинство дорог находится в плохом состоянии, а дефицит бензина осложняет работу автомобильного транспорта.

В 2009 году построен и начал функционировать порт Джурджулешть (протяженность береговой линии 1 км). Построен нефтяной терминал, сухогрузный порт, состоящий из двух морских и одного речного причалов. Построенная в 2009 году пятидесятикилометровая железная дорога Кагул_- Джурджулешть соединила порт на Дунае с сетью национальных железных дорог и обеспечила выход в ЕС через Галац (Румыния).



Внешняя политика.

В 2009 году страна вошла в полосу нестабильности, связанной с поляризацией политических сил и конституционным тупиком, не позволившим завершить формирование президентской ветви власти.

Приоритеты получения гарантированных перспектив сближения Республики Молдова с Евросоюзом дополнены в настоящее время заявлениями о солидарности с евроатлантическими интересами ее ближайших партнеров в лице Румынии и Украины. Сотрудничество с СНГ рассматривается сугубо с позиций прагматизма, как дань традиции, зависимости от источников сырья и рынков сбыта продукции.

Республика Молдова входит в СНГ, в Совет Европы (с июля 1995 г.), в ГУАМ, ОБСЕ, ЧЭС, является членом Организации Объединенных Наций. В июле 2001г. Республика Молдова была принята в ВТО, является наблюдателем в ЕврАзЭС.


Краткая экономическая справка
Несмотря на то, что предпринимаемые правительством меры по реализации программ «Возрождение экономики – возрождение страны», «Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности», «Молдавское село» и др. позволили добиться некоторых позитивных сдвигов в экономике, каких либо значительных структурных изменений в экономической сфере пока не произошло. Сохраняется макроэкономический дисбаланс: конечное потребление растет быстрее, чем добавочная стоимость. Имеет место диспропорция в развитии регионов, наблюдается утечка квалифицированной рабочей силы, реальные доходы населения растут крайне медленно.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 1 декабря 2009 г. № 790 утверждена Программа стабилизации и возрождения экономики Республики Молдова на 2009-2011 годы. Программа разработана с учетом рекомендаций и консультаций с международными финансовыми организациями. Она содержит три основных раздела: стабилизация и оптимизация публичных финансов, возрождение экономической деятельности и обеспечение эффективной социальной защиты населения.

Парламент Республики Молдова утвердил 17 декабря 2009 г. основные параметры государственного бюджета на 2010 год. Приоритетом бюджета планируются расходы на социальные выплаты, оказание помощи социально уязвимым слоям населения, повышение эффективности расходов госсредств, реализация жизненно важных программ. Особый акцент сделан на обеспечении макроэкономической стабильности.

Парламент Республики Молдова 22 июля 2010 г. в ходе очередного заседания одобрил поправку в Закон о финансовых учреждениях. Данный Закон дополнен новой главой «Специальное управление», согласно которой власти Республики будут иметь право самостоятельно управлять коммерческими банками, которые, по их мнению, испытывают финансовые затруднения. Внесены изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, предусматривающие освобождение от НДС импорта товаров, приобретаемых в лизинг с целью развития производства. Ситуация на лизинговом рынке Молдавии в первом полугодии 2010 года стабилизировалась, наблюдается даже незначительный рост по сравнению с 2009 годом.

В июле 2010 года Правительство Республики Молдова приняло Программу развития рыночной инфраструктуры для агропродовольственной продукции в республике, которая будет способствовать созданию инфраструктуры агропродовольственных рынков и придаст импульс развитию стоимостной цепочки отечественных продуктов.

Правительство Республики Молдова в 2010-2012 гг. профинансирует 56 приоритетных проектов по развитию северного, центрального и южного регионов страны. Проекты отобраны в ходе конкурса, на который было представлено 135 проектных предложений.

Проекты направлены на восстановление инфраструктуры, развитие частного сектора, особенно в селах, защиту окружающей среды и продвижение ее туристической привлекательности. Они будут финансироваться из Национального фонда регионального развития, который формируется из ежегодных отчислений из госбюджета в размере 1% его доходов.

В 2010 году на финансирование фонда предусмотрено около 11 млн. долл. США. Кроме того, фонд пополнят около 2 млн. евро, предоставленные Правительством Великобритании. В целом на финансирование 56 проектов в 2010-2012 гг. предусмотрено около 100 млн. долл. США.

25 августа 2009 г. был сдан в эксплуатацию магистральный газопровод стратегического значения Белцы-Унгены. Его строительство предусмотрено Энергетической стратегией Республики Молдова на период 2007-2020 годы и Национальной программой газификации до 2010 года. Газопровод будет снабжать более 140 сельских населённых пунктов северо-западных районов Молдавии, входящих в состав административных единиц Сынджерей, Фалешты и Унгены. Он имеет общую протяжённость 99,2 километра. В рамках реализации этого проекта построено два газопровода-отвода (Сынджерей и Фалешты) и газораспределительная станция, а также два межпоселковых газопровода Сынджерей-Кишкэрень и Сынджерей-Кошкодень, общей протяженностью около 40 км. Стоимость строительства газопровода Белцы-Унгены составила около 170 млн. леев (15,5 млн. долл. США).

С целью сокращения зависимости от импорта российского природного газа молдавское правительство в декабре 2010 года приняло решение о строительстве в селе Царьград (район Дрокия) на территории промышленного парка площадью 13,49 га первого в стране завода по производству газа из биомассы. Завод ежегодно будет производить 16 млн. куб. м газа. Проект, общая стоимость которого оценивается в 25,3 млн. евро, будет реализован в три этапа.



В 2009 году ВВП составил 4,8 млрд. долл. США. Спад ВВП обусловлен общим снижением показателей в экономике страны в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. В январе-сентябре 2010 г. ВВП составил 2,6 млрд. долл. США.

По заявлению Заместителя Премьер-министра, Министра экономики Республики Молдова В.М. Лазэра «страна преодолела мировой финансово-экономический кризис и находится в процессе экономического восстановления».

Доля частной собственности в ВВП Молдовы составляет 72%. Наибольший удельный вес из числа хозяйствующих субъектов приходится на частный сектор – 93,2%, предприятия с госсобственностью – 3,5%, с участием иностранного капитала – 3%. Порядка 92% молдавских предприятий относится к малым и средним, но на их долю приходится всего 26,5% объема продаж и 29,5% работающих.

Промышленность. Промышленные предприятия всех форм собственности произвели в 2009 году продукции на 1951,9 млн. долл. США.

Положение в промышленном секторе экономики определялось преимущественно деятельностью предприятий обрабатывающей промышленности, на долю которых в 2009 году приходилось 85,6% от общей стоимости продукции предприятий с основным промышленным видом деятельности.

На долю производства пищевых продуктов и напитков приходилось 41,4% общей стоимости промышленной продукции и 48,4% стоимости продукции обрабатывающей промышленности.

Винодельческие предприятия, удельный вес продукции которых в структуре общей стоимости промышленного производства составлял 7,5%, произвели продукции на 21,2% меньше, чем в 2008 году, что способствовало спаду общего объема производства на 1,6%.

Снижение уровня производства было обусловлено следующими причинами: трудностями с рынком сбыта, в частности снижением объема заказов зарубежных и молдавских компаний - потребителей промышленной продукции, недостатком сырья и финансовых средств и т.д.

В январе-сентябре 2010 года произведено промышленной продукции на сумму 1190,94 млн. долл. США.

Положение в промышленном секторе экономики определено преимущественно деятельностью предприятий обрабатывающей промышленности, на долю которых в январе-сентябре 2010 года приходилось 85,7% от общей стоимости продукции. Объем продукции, выпущенной этими предприятиями, на 7,5% больше по сравнению с январем-сентябрем 2009 года, что обусловило рост общего объема промышленного производства на 6,3%.

На долю производства пищевых продуктов и напитков приходится 38,6% общей стоимости промышленной продукции и 45,0% стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Предприятия этой отрасли произвели в январе-сентябре 2010 года продукции на 7,7% больше, чем в январе-сентябре 2009 года, обусловив, таким образом, рост общего объема производства на 2,9%.

Винодельческие предприятия, удельный вес продукции которых в структуре общего объема промышленного производства составляет 6,9% (в январе-сентябре 2009 года – 6,4%), увеличили своё производство на 15,0% по отношению к январю-сентябрю 2009 года, что способствовало росту общего объема производства на 1,0%.

Росту уровня промышленного производства способствовали в частности предприятия с основным видом деятельности: производство одежды возросло на 9,8%, производство табачных изделий – на 41,4%, производство молочных продуктов – на 8,8%, химическая промышленность – на 24,8%, производство дистиллированных алкогольных напитков – на 15,3%, производство обуви – на 21,8%, производство машин и оборудования – на 25,5%.

В то же время, снижение объема производства предприятий с основным видом деятельности: производство растительных и животных масел и жиров – на 13,8%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов (производство стекла, производство изделий из бетона, гипса и цемента и т.д.) – на 4,6%, производство готовых металлических изделий, кроме производства машин и оборудования – на 22,7%, производство резиновых и пластмассовых изделий – на 8,7%, производство электрических машин и оборудования – на 4,2%, производство древесины и деревянных изделий – на 19,9%.

Удельный вес промышленной продукции, отгруженной на экспорт, в январе-сентябре 2010 года составил 29,0% от общего объема производства (в январе-сентябре 2009 года – 29,8%), а на внутренний рынок – 71,0% (в январе-сентябре 2009 года – 70,2%).



Сельское хозяйство. Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2009 году составило 1110 млн. долл. США.

Уменьшение валовой продукции сельского хозяйства было обусловлено спадом производства продукции растениеводства на 17,4%, в то время как продукция животноводства возросла на 11,8%.

В 2009 году удельный вес продукции растениеводства в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составил 68%, в том числе зерновых и зернобобовых - 18,4%, технических культур - 9,5%, картофеля, овощей и бахчевых -13,0%), фруктов и винограда -21,9%. На продукцию животноводства приходится 32%, из которых на скот и птицу -16,6%, молоко - 10,7%, яйца - 3,8. На сельскохозяйственные предприятия приходилось 29% общего объема валовой продукции, 22% - на крестьянские (фермерские) хозяйства, 49% - на хозяйства населения. Высокий удельный вес хозяйств населения в объеме валовой продукции был обусловлен значительным объемом производства продукции животноводства в этих хозяйствах (около 81 % всей животноводческой продукции страны).

Анализ урожайности основных сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах показал, что самый высокий уровень урожайности по сравнению со средней урожайностью по стране по большинству культур зарегистрирован в хозяйствах Северного региона развития, в частности: зерновых и зернобобовых (без кукурузы) - на 21%, кукурузы на зерно и подсолнечника - на 25% каждого, рапса - на 19%, сахарной свеклы и сои - на 2% каждой, картофеля - на 4%, плодов и ягод - на 40%. В то же время, самое высокое превышение средней урожайности овощей открытого грунта было зарегистрировано в Южном регионе развития (на 24%), винограда - в муниципии Кишинев (на 13%), табака - в АТО Гагаузия (на 15%).

Рост поголовья скота (за исключением крупного рогатого скота, овец и коз) положительно сказался на производстве животноводческой продукции. Увеличение производства мяса и яиц было обусловлено более высокими темпами роста производства в сельскохозяйственных предприятиях - соответственно на 24% и на 19% по сравнению с 2008 годом. Значительное увеличение продукции скота и птицы (на 24%) было обусловлено как ростом среднегодового поголовья свиней и птицы (соответственно на 31% и на 27%), так и среднесуточных привесов скота (свиней - на 17%, крупного рогатого скота - на 15%).

Объем выращивания скота и птицы возрос в сельскохозяйственных предприятиях всех регионов: АТО Гагаузия - в 2,1 раза, Центр - на 27%, Юг - на 22%, муниципии Кишинев - на 14%, Север - на 2%.

Правительство Республики Молдова освободило в 2009 году мелких фермеров от земельного налога на сельхозугодья (кроме приусадебных участков).

В 2010 году в большинстве административно-территориальных единиц общая посевная площадь увеличилась.

Площади посевов технических культур увеличились во всех регионах экономического развития страны, кроме муниципалитета Кишинев, где эти площади уменьшились почти на 28%. Посевные площади технических культур возросли в регионах развития: Юг – на 17%, Центр – на 14%, АТО Гагаузия – на 11% и Север – на 5%.

Площади, занятые овощными культурами, увеличились в большинстве регионов экономического развития страны (Север – на 29%, Центр – на 17%, Юг – на 15%), а в АТО Гагаузия эти площади остались на уровне прошлого года.

Посевные площади кормовых культур увеличились в АТО Гагаузия и в регионе экономического развития Центр – по 15%, в муниципалитете Кишинев – на 11%. В то же время, в регионах экономического развития Юг и Север они уменьшились на 7%.

Посевные площади зерновых и зернобобовых культур уменьшились почти во всех регионах экономического развития страны: в муниципалитете Кишинев – на 18%, Центр – на 3%, Юг – на 6% и АТО Гагаузия – на 7%, а в регионе развития Север эти площади остались на уровне предыдущего года.

В январе-сентябре 2010 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в хозяйствах всех категорий объем выращивания скота и птицы возрос на 24,7%, производство яиц – на 12,4%, молока – на 2,6%.

Рост производства мяса был обусловлен, в основном, более высокими темпами роста производства в сельскохозяйственных предприятиях – на 32% по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Значительное увеличение продукции выращивания скота и птицы (в частности, свиней – на 58%, птицы – на 25%) было обусловлено ростом, как их среднего поголовья, так и продуктивности. Производство молока всех видов увеличилось благодаря росту производства в хозяйствах населения на 2,9%, при снижении производства молока в сельскохозяйственных предприятиях на 7,2%. Хозяйства населения также характеризуются более высоким, чем в сельскохозяйственных предприятиях, ростом производства яиц, который составил 114% по сравнению с январем-сентябрем 2009 года.

Урожай пшеницы в 2010 году составил 780 тыс. тонн, из которого 300 тыс. тонн зерна – продовольственная пшеница с высоким содержанием клейковины, остальное зерно – фуражное, собрано также 245 тыс. тонн ячменя, 45 тыс. тонн рапса и 19,5 тыс. тонн гороха.

Планируется экспортировать в 2011 году около 240 тыс. тонн фуражного зерна (продовольственная пшеница не экспортируется). В 2010 году экспортировано всего 9,56 тыс. тонн фуражной пшеницы.

За девять месяцев 2010 года Республика Молдова экспортировала сельскохозяйственной и агропромышленной продукции на 469 млн. долл. США, что на 10,2% больше, чем за аналогичный период 2009 года.

Еврокомиссия приняла решение о повышении квоты на поставки молдавского вина в страны ЕС. В 2011 году молдавские производители смогут поставить в эти страны 1,5 млн. декалитров вина без уплаты таможенных пошлин.

В 2012 году квота будет доведена до 1,8 млн. декалитров, а в 2013-2015 - до 2,4 млн. декалитров. Кроме того, в Евросоюз можно будет поставить по 5 тыс. тонн пшеницы, овса и кукурузы.

В 2010 году на рынок ЕС молдавские виноделы экспортировали 800 тысяч декалитров вина. 



Транспорт. В 2009 году предприятиями железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта, было перевезено 7901,8 тыс. тонн грузов Сокращение объемов грузоперевозок отмечено на предприятиях железно­дорожного (на 59,9%), автомобильного (на 37,9%) и речного (на 9,9%) транспорта.

Аналогичные тенденции были характерны и для грузооборота транспортных предприятий, который в 2009 году составил 2782,7 млн. т-км. Снижение грузооборота зарегистрировано по всем видам транспорта.

Железнодорожным транспортом в 2009 году было перевезено 4412,4 тыс. тонн грузов, автомобильным – 3306,6 тыс. тонн.

В январе-сентябре 2010 года предприятиями железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта, было перевезено 5674,1 тыс. тонн грузов, на 1,8% больше, чем в соответствующем периоде 2009 года. Увеличение объемов грузоперевозок наблюдалось на предприятиях воздушного (рост на 44,4%) и автомобильного (рост на 27,7%) транспорта.

Предприятиями автомобильного транспорта перевезено 2997,0 тыс. тонн грузов, на 27,7% больше чем в аналогичном периоде 2009 года. Значительный удельный вес в общем объеме грузовых автоперевозок занимают автопредприятия Кишинева (50,7%), Северного (24,4%) и Центрального (18,7%) регионов.

Железнодорожным транспортом перевезено 2580,2 тыс. тонн грузов, или 83,7% от объема, выполненного в соответствующем периоде 2009 года. В структуре грузов, погруженных в вагоны на железнодорожных станциях страны, наибольший удельный вес занимали следующие группы товаров: зерно и продукты перемола – 28,4% (в январе-сентябре 2009 года – 41,7%), черные металлы и лом черных металлов – 24,8% (в январе-сентябре 2009 года – 17,4%), строительные материалы и цемент – 15,1% (в январе-сентябре 2009 года – 11,9%).

На железнодорожном транспорте сократилось среднее время простоя транзитных грузовых вагонов на технических станциях, с 79,98 часов в январе-сентябре 2009 года до 75,07 часов в январе-сентябре 2010 года; среднее время оборота грузовых вагонов, соответственно с 16,50 суток до 15,41 суток и среднее время простоя грузовых вагонов под погрузочно-разгрузочными операциями – с 41,18 часов до 37,41 часов.

Отмечено сокращение количества пассажиров, перевезенных общественным транспортом, и пассажирооборота, соответственно, на 26,0% и 3,5%. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.



Розничный товарооборот предприятий торговли в январе-сентябре 2010 г. составил 1435,3 млн. долл. США, что на 8,2% больше, чем в соответствующем периоде 2009 года.

Объем платных услуг, оказанных населению официально зарегистрированными предприятиями, в январе-сентябре 2010 г. составил 847 млн. долл. США, что на 5% больше, чем в аналогичный период 2009 года.

Инвестиции в основной капитал в 2009 году составили 907,6 млн. долл. США. Главными источниками финансирования инвестиционной деятельности оставались собственные средства хозяйствующих субъектов и населения (63,5% от общей суммы), а также иностранные инвестиции (23,5%). Инвестиции в основной капитал за счет бюджета составили только 5% от общей суммы, что на 2,8 % меньше, чем за тот же период 2009 года.

Инвестиционная деятельность происходила в основном за счет предприятий негосударственного сектора экономики, на долю которых пришлось 66,9% от общей суммы инвестиций. В структуре инвестиций в основной капитал доля предприятий госсектора экономики составила 33,1%.

В январе-сентябре 2010 года инвестиций в основной капитал было освоено 510,6 млн. долл. США (115,8% к уровню соответствующего периода 2009 года).

В структуре инвестиций в основной капитал по формам собственности 34,0% приходится на долю хозяйствующих субъектов с общественной формой собственности. На долю хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики приходится основная часть инвестиций – 66,0%; на их долю приходится 66,7% выполненных строительно-монтажных работ и 100% введенных в действие жилых домов.

Основными источниками финансирования инвестиционной деятельности являлись собственные средства экономических агентов и населения (61,1%). Средства иностранных инвесторов уменьшились на 6 процентных пункта к уровню соответствующего периода прошлого года и составили 13% от общего объема освоенных средств.

За счет бюджетных средств было освоено около 8% от общего объема инвестиций в основной капитал или на 1,9 процентных пункта меньше, чем в январе-сентябре 2009 года.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных средств наибольшая доля инвестиций была направлена на приобретение машин, оборудования и транспортных средств, которая составила 43,4% в общем объеме освоенных инвестиций и увеличилась на 6,8 процентных пункта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В январе-сентябре 2010 года из общего объема инвестиций в жилищном строительстве было освоено 1311,0 млн. леев или 20,5% от их объема и 106,7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций достиг 2,6 млрд. долл. США. Наибольший объем иностранных инвестиций за последние 15 лет был привлечен в 2008 году и составил 848,7 млн. долл. США.

Наиболее привлекательными сферами деятельности для иностранных инвесторов были оптовая и розничная торговля, доля которых в общем объеме привлеченных в Молдавию инвестиций составила 23,2%, финансовая деятельность - 19,9%, перерабатывающая промышленность - 19,1%, сделки с недвижимостью - 14,7% , электроэнергетика, газо- и водоснабжение - 12%. Инвестиции в эти секторы составили около 89% от общего объема средств, вложенных иностранными инвесторами.

Самые крупные объемы инвестиций в Молдавию были осуществлены Голландией - 3,2 млрд. леев, Кипром - 2,2 млрд. леев, Италией - 2,1 млрд. леев, Россией - 1,3 млрд. леев, Германией - 1 млрд. леев, Испанией - 992,8 млн. леев, Великобританией - 926,1 млн. леев, Румынией - 802,2 млн. леев, США - 773 млн. леев и Францией - 638,5 млн. леев.

Итальянские инвесторы заинтересованы в строительстве в Молдавии современной площадки для гольфа и готовы инвестировать в проект 20-25 млн. евро.

По данным Росстата, инвестиции России в экономику Молдавии, накопленные по состоянию на 1 ноября 2010 г., составили около 200 млн. долл. США. Инвестиции Молдавии в экономику России – около 26 млн. долл. США.

Валютные резервы на 1 января 2011 г. составили 1717,68 млн. долл. США, что на 16% превышает их уровень на начало 2010 года (1480,25 млн. долл.).

Общее сальдо кредитов в экономике Молдавии, по данным Национального банка, на 30 июня 2010 г. составило 2 млрд. долл. США. В общей структуре сальдо среднесрочных и долгосрочных кредитов составило 78,9%, краткосрочных – 21,1%.

По данным Минфина Молдавии, внешний долг Правительства Республики Молдова на 1 ноября 2010 г. составил 1103,13 млн. долл. США (рост с начала года на 42,6%), на 1 января 2010 года он составлял 773,67 млн. долл. США. Рост внешнего госдолга был обусловлен превышением притока кредитов в страну над объемом выплат по внешнему госдолгу на 135,58 млн. долл. США.

Главными кредиторами Молдавии являются такие международные финансовые организации, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный фонд развития сельского хозяйства, Банк Совета Европы, Европейский инвестиционный банк.

В Кишиневе 28 октября 2009 г. Молдавия подписала с Международным валютным фондом меморандум, который предусматривает выделение кредита на финансирование национальной экономики республики в период 2009-2012 годы в размере 588 млн. долл. США. Основными условиями выделения кредита были названы сбалансированная бюджетная, налоговая и денежно-валютная политика.

О готовности оказать экономическое содействие Молдавии на двусторонней основе уже заявили США (предоставили грант на 262 млн. долл. США на трехлетний период по линии корпорации «Вызовы тысячелетия»), Япония, Швеция, Великобритания, Голландия, Венгрия и Румыния (обещала 100 млн. евро, видимо, из кредита, который сама надеется получить от МВФ).

Обещана также помощь по ряду программ ЕС – от ЕИБ и ЕБРР, по линии ООН.

Республика Молдова в январе-сентябре 2010 г. получила кредиты на общую сумму 173,55 млн. долл. США. По данным Минфина, крупнейшим кредитором Молдавии был МВФ -121,74 млн. долл. США. Далее следует Международная ассоциация по развитию (AID), входящая в группу Всемирного банка, которая выделила Молдавии кредиты на сумму 26,52 млн. долл. США, а также правительство Польши – 15 млн. долл. США.

На долю МВФ пришлось около 70,2% от общей суммы, поступивших в Молдову внешних займов, на долю AID – около 15,3%, правительства Польши - 8,6%. При этом, около 36,81 млн. долл. США из общей суммы кредитов (около 21,2%) было выделено Молдавии для финансирования инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, энергетического сектора, транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики, оставшаяся часть - 136,74 млн. долл. США (78,8%) - для поддержки бюджета.

Государственная задолженность Республики Молдова перед Российской Федерацией урегулирована. На 1 января 2011 г. она составляет 109,1 млн. долл. США, в том числе - 55 млн. долл. США, по которым выплаты начались в 2009 году (уже выплачено 6 млн. долл. США) и 60,3 млн. долл. США, - реструктурированные в 2006 году в рамках Парижского клуба, выплаты по которым начнутся с 2013 года.

Другие крупнейшие кредиторы – США (56,41 млн. долл. США), Германия (24 млн. долл. США) и Япония (23 млн. долл. США).

Инфляция в 2010 году составила 8,1%, в декабре - 1,3 %. . По итогам 2009 года инфляция составила 0,9%.

В целом за 2010 год цены на продовольственные товары выросли на 7,1%, на непродовольственные - на 7,7%, а тарифы на услуги, оказываемые населению - на 9,7%.

В декабре цены на продовольственные товары в РМ выросли на 2%, на непродовольственные - на 1,4%, а тарифы на услуги, оказываемые населению, увеличились на 0,1%.

Доходы и расходы государственного бюджета выросли непропорционально. В январе-октябре 2010 г. доходы бюджета составили 13127 млн. долл. США (рост на 21,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года). Расходы составили 14891,3 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 15,9%.

Основная часть бюджетных доходов (76%) сформировалась за счет роста НДС на импорт и таможенных сборов в связи с обесцениванием национальной валюты, увеличения акцизных ставок, передачи прибыли Национального Банка Молдавии в госбюджет, дивидендов акционерных обществ и госпредприятий.

Среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2010 г. составила 233 долл. США. В бюджетной сфере она составила 200,6 долл. США, в реальном секторе экономики – 240,4 долл. США.

По данным Национального агентства занятости на 1 октября 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных составила свыше 43,3 тыс. чел., каждый восьмой из которых был уволен по сокращению штатов. На одно свободное рабочее место, заявленное предприятиями, приходилось в среднем двадцать девять безработных.

Уровень активности населения в возрасте 15 лет и старше (соотношение активного населения в возрасте 15 лет и старше к общей численности этого же возраста) составил 44,8%, зарегистрировав более высокие значения у мужчин (48,7%), чем у женщин (41,4%) и в городской местности (47,6%) по сравнению с сельской (42,8%). Самый высокий уровень активности (68,3%) был зарегистрирован в возрастной категории 50-54 лет. Из общего числа занятого населения 55,8% - сельское население, 44,2% - городское.

Численность безработных согласно определению Международной организации труда составила около 95 тыс. чел.



Средний размер пенсии – 85 долл. США.

Трудовая миграция (по официальным данным) составляет 600-700 тыс. чел. При этом на Россию приходится более 300 тыс. чел. (цифры явно занижены). По данным Национального банка Молдавии, в 2009 году денежные переводы «гастарбайтеров» составили около 1,182 млрд. долл. США, в январе-ноябре 2010 г. – 1126 млн. долл. США. По объемам поступлений в Молдавию лидируют Россия, Италия и Украина. Для примерно 40% молдавских семей такие поступления являются основным источником существования. По данным Всемирного банка, переводы молдавских гастарбайтеров составляют около 25% ВВП Молдовы.
Макроэкономические показатели

(данные Национального бюро статистики Республики Молдова)




Показатели*

2005


год

2006


год

2007


год

2007 к 2006

%%


2008


год

2008

к 2007


%%

2009


год

2009

к 2008


%%

9 мес.


2010 г.

ВВП млрд. долл. США

2,9

3,4

4,5

132

5,13

106

4,8

93,5

2,6


(6 мес.)

Промышленная продукция,

млрд.долл.США


1,7

1,6

2,3

144

2,48

108

1,95

77,8

1,6


Инвестиции в основной капитал,

млрд.долл.США


0,52

0,75

1,24

165

1,7

137

0,91

65,1

0,51


Реальные располагаемые доходы на душу населения в год, долл. США

594










1300













Численность населения на конец года, млн. чел.

3,4

3,6

3,6

100

3,6

100

3,6

100

3,6


ВВП, долл. США на душу населения

868

906

1110

123

1425

127

1030

72,3

722


Официальные резервные активы, млрд. долл. США












1,8





1,48

82,2

1,67


  • Данные приведены без территории левобережья р. Днестр и г. Бендеры


Внешнеэкономические связи
Молдавия включена в систему торговых привилегий Европейского Союза «GSP+», которая предусматривает отмену таможенных пошлин на подавляющее большинство товаров, экспортируемых в страны ЕС, с марта 2008 г. ей предоставлены дополнительные автономные преференции. Это означает беспошлинный экспорт до 12000 наименований товаров в страны Европейского Союза. Россия рассматривается Молдавией как основной поставщик энергоресурсов и рынок сбыта продукции, не пользующейся спросом на европейском рынке. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году размер квот, предоставленных Молдавии Евросоюзом,  вырос на 25%. ЕС предоставил Молдавии в 2009 году квоту на поставку 70 тыс. гектолитров вина, 30 тыс. т. пшеницы, 25 тыс. т. ячменя, 20 тыс. т. кукурузы и 18 тыс. т. сахара.

В 2009 году молдавские экспортеры на 100% использовали квоты на пшеницу (30 тыс. тонн) и виноградное вино (700 тыс. декалитров). Квоты на сахар использованы на 88,77%, на кукурузу – на 98,5%, ячмень – на 87,1%, на продукцию животноводства предоставленные ЕС квоты не были использованы, так как Республика Молдова не включена в список третьих стран для осуществления поставок на европейский рынок.



Внешнеторговый оборот Республики Молдова в 2009 году составил 4576 млн. долл. США, сократившись на 33,1% от уровня 2008 года, в том числе экспорт- 1297,7 млн. долл. США, импорт – 3278,3 млн. долл. США.

Объем экспорта в страны СНГ составил 490,5 млн. долл. США, в государства Евросоюза – 678,5 млн. долл. США. Импорт из стран СНГ – 1140,4 млн. долл. США, из стран ЕС – 1422,5 млн. долл. США.

Основным торговым партнером Республики Молдова является Российская Федерация, на долю которой в 2009 году пришлось 22,1% от общего объема молдавского экспорта. Далее следуют: Румыния (18,5%), Италия (10,5%), Украина (6,3%), Белоруссия (6,2%), Германия (5,8%).

Молдавия существенно сократила экспортные поставки недрагоценных металлов и изделий из них, текстиля и текстильных изделий, минеральных продуктов, пищевых продуктов, изделий из камня, гипса, цемента, керамики, стекла. В тоже время в 2,4 раза увеличились поставки продуктов растительного происхождения.

Внешнеторговый оборот в январе-сентябре 2010 г. составил 3648,0 млн. долл. США, в том числе экспорт 1011,4 млн. долл. США (рост на 12,9%), импорт - 2636,6 млн. долл. США (рост на 15,5%).

По данным Национального бюро статистики, экспорт в страны СНГ составил 390,7 млн. долл. США (38,6% от общего объема импорта), рост на 19,4% по сравнению с январем-сентябрем 2009 г., в страны ЕС – 487,7 млн. долларов США (48,2%), на 5,1 % меньше, чем в январе-сентябре 2009 г.

Значительно возросли экспортные поставки в Российскую Федерацию – 150,9 млн. долл. США (на 31,4%), Турцию (в 2,9 раза), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (на 40,2%), Грецию (на 94,2%), Соединенные Штаты Америки (в 2,1 раза), Украину (9,5%), Грузию (85,2%) и Чешскую Республику (в 2,1 раза). Экспорт в Румынию, Белоруссию, Германию, Казахстан, Францию, Болгарию, Литву и Швейцарию заметно сократился.

В экспорте преобладали поставки одежды, мебели и обуви (25,8% от общего объема экспорта), пищевые продукты (19,0%), напитки и табак (16,0%), машины и оборудование (13,5%).

Импорт из стран СНГ составил 833,9 млн. долл. США (31,6% от общего объема импорта), на 2,7% больше, чем в январе-сентябре 2009 г., из стран ЕС -– 1189,0 млн. долларов США (45,1% от общего объема импорта), на 19,2% больше чем в январе-сентябре 2009 г.).

Россия остается главным поставщиком товаров в Молдавию, далее следуют Украина, Румыния, Китай, Германия.

Возросли импортные поставки непродовольственного сырья кроме топлива (рост на 44,3%), пищевых продуктов и живых животных (рост на 24,1%), машин и транспортного оборудования (рост на 18,5%), промышленных товаров, классифицированных главным образом по виду материала (рост на 17,8%), химических веществ и аналогичной продукции (рост на 17,2%), напитков и табака (рост на 9,4%).

Одновременно уменьшился на 3,1% импорт минерального топлива, смазочных масел и аналогичных материалов, различных готовых изделий на 0,7%.

Значительный разрыв между экспортом и импортом в январе-сентябре 2010 г. привел к накоплению отрицательного сальдо торгового баланса в размере 1625,2 млн. долл. США, что на 238,4 млн. долл. США больше, чем в январе-сентябре 2009 г. Со странами ЕС торговый баланс вырос на 34,9% и составил 701,3 млн. долл. США, со странами СНГ – уменьшился на 8,5% до 443,2 млн. долл. США.

По информации Минсельхоза Республики Молдова с 2011 года начнется экспорт экологически чистой агропродукции под специальной национальной торговой маркой, которая будет наноситься на упаковку товаров, соответствующих международным требованиям к экологической продукции. Ее название - "Экологическое сельское хозяйство Молдовы", оно будет подтверждать и отсутствие в продукции консервантов и добавок, прохождение сертификации на протяжении всего цикла производства.

В Молдавии возобновлён импорт охлаждённого мяса после четырёхлетнего запрета. Решение о снятии запрета было принято правительством 23 декабря 2010 г. Но постановление не распространяется на замороженное мясо, импорт которого, по-прежнему, запрещён. Правительство считает, что снятие запрета приведёт к снижению цен на мясные продукты на молдавском рынке.
Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации
с Республикой Молдова

Договорно-правовая база торгово-экономических отношений
В настоящее время договорно-правовую основу российско-молдавских отношений в экономической области составляет 46 договоров, соглашений, конвенций и протоколов, подписанных как на межправительственном, так и на межведомственном уровне, действие которых охватывает торгово-экономическую, налоговую, кредитно-финансовую и другие сферы.

Главы правительств России и Молдавии в ходе официального визита Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в Республику Молдова подписали 14 ноября 2008 г. Программу экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Молдова на 2009-2020 годы. Программа предусматривает дальнейшее развитие хозяйственных и кооперационных связей, сближение правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности и налоговых систем, формирование ряда межгосударственных проектов и программ по экономическому сотрудничеству, создание совместных предприятий, прежде всего в агропромышленном комплексе, совершенствование платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений.

Торговля между Россией и Молдавией осуществляется в режиме свободной торговли с изъятиями в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о свободной торговле от 9 февраля 1993 года. В Кишиневе 27 июня 2003 г. был подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли.
К настоящему времени изъятие сохраняется только по спирту этиловому, оно будет отменено с 1 января 2012 года.

29 мая 2001 г. было подписано межправительственное Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, а 18 июля 2007 г. в Москве Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики и торговли Республики Молдова подписали Протокол к этому Соглашению, в соответствии с которым НДС на нефть, газ и газовый конденсат с 1 ноября 2008 г. будет взиматься по принципу страны назначения. В октябре 2008 г. Российская сторона уведомила по дипломатическим каналам Кишинев о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу, молдавская сторона уведомила об этом ранее.

Задолженность Республики Молдова, включая Приднестровье, по предоставленным Россией государственным кредитам урегулирована Соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об урегулировании задолженности Республики Молдова перед Российской Федерацией от 7 апреля 2000 г. и от 27 ноября 2006 г., подготовленными в соответствии с принципами Парижского клуба. Молдавская сторона своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства по погашению основного долга и уплате процентов.

В целях создания благоприятных условий для взаимных инвестиций 17 марта 1998 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которым предусматриваются гарантии каждой из договаривающихся сторон капиталовложениям инвесторов другой договаривающейся стороны и равноправный и справедливый режим по осуществлению деятельности в связи с такими капиталовложениями.




следующая страница >>



Перемены — это неизменность в меняющихся обстоятельствах. Сэмюэл Батлер
ещё >>