Республика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова считается 27 августа 1991 г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Республика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова... 2 412.51kb.
Отношения молдовы с россией, украиной и румынией 1 194.44kb.
Закон республики молдова таможенный кодекс Республики Молдова Nr. 9 2463.57kb.
Закон об органах местной публичной власти Гагаузии 2 507.75kb.
Проект Перевод парламент республики молдова зако н 1 31.71kb.
«молдова –cefta –ЕС: диалог, торговля, инвестиции” 29-30 мая 2012... 1 111.55kb.
Национальное бюро статистики республики молдова 1 157.06kb.
Национальное бюро статистики республики молдова 3 437.34kb.
Закон республики молдова о статусе беженцев n 1286-xv от 25. 1 328.29kb.
Молдова-Агроиндбанк 1 88.27kb.
Ес и Молдова: туманные перспективы и явные недочеты 1 144.11kb.
Молдавия, Приднестровье, обсе, Россия, Украина и наблюдатели от США... 1 93.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Республика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова считается 27 - страница №1/1



По состоянию на июнь 2010 г.

Р


еспублика Молдова

Общая информация
Датой создания Республики Молдова считается 27 августа 1991 г. – день провозглашения государственной независимости (узаконена после распада СССР в декабре 1991г.).

Столица – город Кишинев (785,4 тыс. жителей).

Географическое положение – Республика Молдова расположена в Юго-Восточной Европе, между Румынией и Украиной. Не являясь прибрежным государством, относится к причерноморским странам.


Территория – 33843 кв. км административно разделена на 5 муниципий (городов), 32 района и 2 территориальных образования - Гагаузию и Приднестровье.

Большую часть Севера и Юга страны занимают степи (на севере Бельцкая степь, на юге Буджакская). Облик центральной части характеризуют лесистые и гористые возвышенности высотой до 430 метров. Узкие долины и крутые склоны создают впечатление горного ландшафта. Эта территория с древних времен называется Кодры, что означает "старый лес" или "густой лес". В целом по республике леса занимают 9,4% территории. Более 72% почвы - чернозем. В северной части молдавского плато на поверхность выходит толстый пласт известняка, называемого "толтры".


Климат Молдавии умеренно – континентальный. Лето жаркое, умеренная и продолжительная осень, зима - мягкая.

Государственный язык – молдавский. Согласно Конституции Республики Молдова «государство признаёт право на сохранение, развитие, функционирование русского и других языков». За русским законодательно закреплён статус языка межнационального общения. В Приднестровье государственные языки - русский, молдавский и украинский. В Гагаузии официальные языки - молдавский, гагаузский и русский.

Государственное устройство.

Глава государства – Президент. Он избирается Парламентом на четырехлетний срок путем тайного голосования. Для избрания парламентом президента страны необходимо большинство в 61 мандат.

Выборы парламентом нового президента страны 23 октября 2009 г. и 7 декабря 2009 года не состоялись. В настоящее время обязанности президента исполняет Председатель Парламента Михай Гимпу.

Высшим представительным органом Республики Молдова является Парламент, состоящий из 101 депутата, который избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права каждые 4 года. Руководит работой Спикер парламента. Первая сессия состоялась в середине 1995 г., состав был избран в феврале 1994 г. на основе пропорционального представительства. Председатель парламента избирается тайным голосованием большинством голосов депутатов на срок полномочий парламента. Он может быть досрочно освобожден от должности тайным голосованием двумя третями голосов депутатов. Сессии парламента проходят два раза в год, но по требованию президента, председателя парламента.

5 апреля 2009 г. состоялись очередные выборы в Парламент страны. На 101 место в парламент претендовали 17 политических партий и независимых кандидатов. В повторных досрочных парламентских выборах, которые состоялись 29 июля 2009г. приняли участие 8 политических партий. По итогам выборов ПКРМ набрала 44,69% голосов или 48 депутатских мандатов из 101 места в парламенте, ЛДПМ — 18 мест, ЛПМ — 15, Демократическая партия — 13, альянс "Наша Молдова" — 7 мест. Оппозиционные партии образовали «Альянс за европейскую интеграцию» и получили в парламенте 53 места, что позволило 28 августа 2009 г. избрать, в отсутствие 48 депутатов от партии коммунистов, Спикера парламента – Михая Гимпу.

Представители либерального «Альянса за европейскую интеграцию» увеличили численность Президиума парламента до пяти человек за счет введения должности первого вице-спикера и трех вице-спикеров.

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Молдова. В его состав вошли 16 министерств и 8 структур центрального подчинения. Возглавляют правительство Премьер-министр и четыре вице-Премьер-министра. Создана Государственная канцелярия во главе с государственным Министром в статусе члена правительства. На заседании Парламента 24 сентября 2009 года Премьер-министром Республики Молдова утвержден Влад Филат.

Заместитель Премьер-министра, Министр экономики Республики Молдова Валериу Лазэр.



Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Высшая судебная палата, Апелляционная палата, трибуналы и суды. Судьи судебных инстанций назначаются Президентом Республики Молдова по представлению Высшего совета магистратуры. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов со сроком полномочий 5 лет. В Высший совет магистратуры входят председатели Высшей судебной и Апелляционной палат, Экономического суда, министр юстиции, Генеральный прокурор, а также шесть выборных членов (трое магистратов избираются тайным голосованием объединенными коллегиями Высшей судебной палаты, трое – парламентом из числа штатных профессоров). Этот совет несет ответственность за назначение, перемещение и снятие судей. Прокуратура контролируется Генеральным прокурором, назначаемым парламентом, и осуществляет надзор за исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищает законность, права и свободы граждан, содействует осуществлению правосудия. Конституционный суд состоит из шести судей, двое из которых назначаются президентом, двое – парламентом, двое – Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда назначаются на шестилетний срок. Он является единственным органом конституционной юрисдикции.

Население Молдавии на начало 2010 года составило 3,567 млн. человек. Плотность - 111 чел./кв. км. Городских жителей - 1,48 млн. чел., сельских жителей -2,09 млн. чел. , 2/3 населения - трудоспособного возраста (2,324 млн. человек), 522,9 тыс. - пенсионного, 1,318 млн. – дети до 16 лет. Больше всего людей проживает в Кишиневском муниципии - 755,8 тыс., самый малочисленный - Бессарабский район, в котором проживают 29 тыс. человек.

В этническом отношении население Молдавии неоднородно, самой многочисленной этнической группой являются молдаване – 64,4% всего населения. Часть молдаван причисляет себя к румынам. Действительно, молдаване говорят на румынском языке и имеют общую культуру и историю с жителями румынской части исторической области Молдавии. Другие этнические группы – украинцы (600 тыс. человек, или 13,8%); русские (562 тыс., 12,9%); гагаузы – этнические турки православного вероисповедания (153 тыс., 3,5%); болгары (88 тыс., 2,0%) и евреи (50 тыс., 1,1%).

Средняя продолжительность жизни немногим превышает 64 года (60,63 – у мужчин и 69,35 у женщин), 58% населения проживает в сельской местности.

Сальдо миграции отрицательное (1,54 человека на 1000 жителей). Ежегодный прирост населения равен примерно 0,13%.



Религия.

Преобладающая религия – православное христианство. Славянские меньшинства и гагаузы – также православные христиане.

В Республике Молдова свобода совести и свобода религии гарантирована Конституцией (ст.31), 98,5% верующих являются православными христианами (объединены в 1800 общин). Православной церковью Молдовы (Митрополия Молдовы) руководит его Высокопреосвященство Владимир, Митрополит Кишинэу и всея Молдовы, 1,5% верующих исповедуют иудаизм (7 общин). Есть также небольшое число христиан-баптистов и представителей других религий.

Главный национальный праздник «День Республики»27 августа, 31 августа – национальный праздник «День нашего языка». Главные религиозные праздники в Молдове такие же, как и у других православных народов – Пасха и Рождество.

Национальная валюта – молдавский лей, введена в обращение 29 ноября 1993 года. По состоянию на 1 июня 2010 г. курс –12,92 лей/1$.

Административное устройство.


Республика Молдова разделена на 10 уездов, в её состав также входят Муниципий Кишинэу (столичный округ), и Гагауз-Ери (автономное территориальное образование). Кроме того, частью Молдавии является Приднестровье – временно отделившееся и не признанное мировым сообществом территориально-административное образование на юго-востоке Молдовы.

Основная часть территорий, контролируемых администрацией Приднестровья, за исключением города Бендеры и прилегающих к нему территорий, лежит на левом берегу реки Днестр.

В марте 2003 года Парламент внес изменения в закон об административно-территориальном устройстве Молдовы, который предусматривает переход от деления на уезды к районной системе.

Крупнейшие города.

Второй по величине после Кишинева город – Тирасполь, находится на левом берегу р. Днестр. Молдаване составляют здесь 18% населения, тогда как русские – 41%, а украинцы – 32%. Это важный административный, транспортный и промышленный центр. Среди других крупных городов выделяются Бельцы (156,7 тыс. жителей) и Бендеры (136,6 тыс. жителей). В обоих городах молдаване составляют меньшинство населения.


Транспорт.


Основные средства сообщения Молдовы – железные и автомобильные дороги. Линии железных дорог соединяют главные экономические центры – Кишинев, Бендеры, Тирасполь и Бельцы. Они следуют также к Яссам и Галацу в Румынии, в Одессу, Киев и другие города Украины. Длина железных дорог Молдовы составляет 1328 км. Низовья рек Прут и Днестр судоходны, но водный транспорт не имеет большого значения. Протяженность автомобильных дорог Молдовы достигала 12,3 тыс. км, из них с твердым покрытием – 10,4 тыс. км. Асфальтированные дороги соединяют главные города и являются основным средством сообщения внутри страны. Большинство дорог находится в плохом состоянии, а дефицит бензина осложняет работу автомобильного транспорта.

В 2009 году построен и начал функционировать порт Джурджулешть (протяженность береговой линии 1 км). Построен нефтяной терминал, сухогрузный порт, состоящий из двух морских и одного речного причалов. Построенная в 2009 году пятидесятикилометровая железная дорога Кагул_- Джурджулешть соединила порт на Дунае с сетью национальных железных дорог и обеспечила выход в ЕС через Галац (Румыния).



Внешняя политика.

В 2009 году страна вошла в полосу нестабильности, связанной с поляризацией политических сил и конституционным тупиком, не позволившим завершить формирование президентской ветви власти.

Приоритеты получения гарантированных перспектив сближения Республики Молдова с Евросоюзом дополнены в настоящее время заявлениями о солидарности с евроатлантическими интересами ее ближайших партнеров в лице Румынии и Украины. Сотрудничество с СНГ рассматривается сугубо с позиций прагматизма, как дань традиции, зависимости от источников сырья и рынков сбыта продукции.

Республика Молдова входит в СНГ, в Совет Европы (с июля 1995 г.), в ГУАМ, ОБСЕ, ЧЭС, является членом Организации Объединенных Наций. В июле 2001г. Республика Молдова была принята в ВТО, является наблюдателем в ЕврАзЭС.


Краткая экономическая справка
Несмотря на то, что предпринимаемые правительством меры по реализации программ «Возрождение экономики – возрождение страны», «Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности», «Молдавское село» и др. позволили добиться некоторых позитивных сдвигов в экономике, каких либо значительных структурных изменений в экономической сфере пока не произошло. Сохраняется макроэкономический дисбаланс: конечное потребление растет быстрее, чем добавочная стоимость. Имеет место диспропорция в развитии регионов, наблюдается утечка квалифицированной рабочей силы, реальные доходы населения растут крайне медленно.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 1 декабря 2009 г. № 790 утверждена Программа стабилизации и возрождения экономики Республики Молдова на 2009-2011 годы. Программа разработана с учетом рекомендаций и консультаций с международными финансовыми организациями. Она содержит три основных раздела: стабилизация и оптимизация публичных финансов, возрождение экономической деятельности и обеспечение эффективной социальной защиты населения.

Парламент Республики Молдова утвердил 17 декабря 2009 г. основные параметры государственного бюджета на 2010 год. Приоритетом бюджета планируются расходы на социальные выплаты, оказание помощи социально уязвимым слоям населения, повышение эффективности расходов госсредств, реализация жизненно важных программ. Особый акцент сделан на обеспечении макроэкономической стабильности.

25 августа 2009 г. был сдан в эксплуатацию магистральный газопровод стратегического значения Белцы-Унгены. Его строительство предусмотрено Энергетической стратегией Республики Молдова на период 2007-2020 годы и Национальной программой газификации до 2010 года. Газопровод будет снабжать более 140 сельских населённых пунктов северо-западных районов Молдавии, входящих в состав административных единиц Сынджерей, Фалешты и Унгены. Он имеет общую протяжённость 99,2 километра. В рамках реализации этого проекта построено два газопровода-отвода (Сынджерей и Фалешты) и газораспределительная станция, а также два межпоселковых газопровода Сынджерей-Кишкэрень и Сынджерей-Кошкодень, общей протяженностью около 40 км. Стоимость строительства газопровода Белцы-Унгены составила около 170 млн. леев (15,5 млн. долл. США).



В 2009 году ВВП составил 4,8 млрд. долл. США (предварительный прогноз), сократившись на 6,5% по сравнению с 2008 годом. Спад ВВП обусловлен общим снижением показателей в экономике страны в связи с мировым финансово-экономическим кризисом.

Объем производства промышленной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 22,2%. Промышленные предприятия всех форм собственности произвели продукции на 1951,9 млн. долл. США.

Положение в промышленном секторе экономики определялось преимущественно деятельностью предприятий обрабатывающей промышленности, на долю которых в 2009 году приходилось 85,6% от общей стоимости продукции предприятий с основным промышленным видом деятельности. Объем продукции, выпущенной этими предприятиями, на 24,3% меньше по сравнению с 2008 годом, что обусловило спад общего объема промышленного производства на 21,4%.

На долю производства пищевых продуктов и напитков приходилось 41,4% общей стоимости промышленной продукции и 48,4% стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Предприятия этой отрасли произвели за 2009 год продукции на 20,4% меньше, чем в 2008 году при спаде общего объема производства на 8,2%.

По производству прочих неметаллических минеральных продуктов (производство стекла, цемента, извести и гипса, изделий из бетона, гипса и цемента и т.д.), удельный вес которых в целом по промышленности составляет 8,7%, зарегистрирован спад производства на 40,4% по отношению к 2008 году, что привело к спаду общего объема производства на 4,6%.

Винодельческие предприятия, удельный вес продукции которых в структуре общей стоимости промышленного производства составляет 7,5% (в 2008 году - 7,4%), произвели продукции на 21,2% меньше, чем в 2008 году, что способствовало спаду общего объема производства на 1,6%.

Производство обуви, удельный вес которой в общей стоимости промышленного производства составляет 1,5%, снизилось на 49,1%; машин и оборудования - на 43,3% (удельный вес-1,1%); переработка и консервирование фруктов и овощей - на 32,3% (удельный вес - 3,6%); производство горнодобывающей промышленности - на 32,1 % (удельный вес -1,6%); производство бумаги и картона - на 29,9% (удельный вес - 1,4%); текстильных изделий - на 26,0% (удельный вес -2,4%); мебели - на 24,0% (удельный вес - 1,7%); дистиллированных алкогольных напитков - на 17,1% (удельный вес - 2,6%); одежды - на 12,8% (удельный вес - 9,3%) и т.д.

Снижение уровня производства обусловлено следующими причинами: трудностями с рынком сбыта, в частности снижением объема заказов зарубежных и молдавских компаний - потребителей промышленной продукции, недостатком сырья и финансовых средств и т.д.

В январе-апреле 2010 г. в сравнении с тем же периодом 2009 г. объем промышленного производства увеличился на 5,5%, увеличился выпуска продукции на предприятиях перерабатывающей промышленности – на 7,1% и энергетического сектора – на 1,4%. Увеличение объемов вызвано ростом производства на предприятиях по производству вин – на 21,4%, одежды – на 15,2%, табачных изделий – на 66,8%, дистиллированных алкогольных напитков – на 53,6%, обуви – на 7,4%, какао, шоколада и кондитерских изделий из сахара – на 11,8%, ковров – на 12,8%, бумаги и картона – на 12,1%.



Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2009 году составило 1110 млн. долл. США (90,1% по сравнению с 2008 годом).

Уменьшение валовой продукции сельского хозяйства было обусловлено спадом производства продукции растениеводства на 17,4%, в то время как продукция животноводства возросла на 11,8%.

В 2009 году удельный вес продукции растениеводства в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составил 68% (в 2008 году - 74%), в том числе зерновых и зернобобовых - 18,4% (24,6%), технических культур - 9,5% (12,5%), картофеля, овощей и бахчевых -13,0%) (12,6%), фруктов и винограда -21,9% (19,1%). На продукцию животноводства приходится 32% (в 2008 году - 26%), из которых на скот и птицу -16,6% (12,9%), молоко - 10,7% (9,1 %), яйца - 3,8% (3,0%). 29% общего объема валовой продукции приходится на сельскохозяйственные предприятия, 22% - на крестьянские (фермерские) хозяйства, 49% - на хозяйства населения. Высокий удельный вес хозяйств населения в объеме валовой продукции обусловлен значительным объемом производства продукции животноводства в этих хозяйствах (около 81 % всей животноводческой продукции страны).

Анализ урожайности основных сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах показал, что самый высокий уровень урожайности по сравнению со средней урожайностью по стране по большинству культур зарегистрирован в хозяйствах Северного региона развития, в частности: зерновых и зернобобовых (без кукурузы) - на 21%, кукурузы на зерно и подсолнечника - на 25% каждого, рапса - на 19%, сахарной свеклы и сои - на 2% каждой, картофеля - на 4%, плодов и ягод - на 40%. В то же время, самое высокое превышение средней урожайности овощей открытого грунта было зарегистрировано в Южном регионе развития (на 24%), винограда - в муниципии Кишинев (на 13%), табака - в АТО Гагаузия (на 15%).

Рост поголовья скота (за исключением крупного рогатого скота, овец и коз) положительно сказался на производстве животноводческой продукции. Увеличение производства мяса и яиц было обусловлено более высокими темпами роста производства в сельскохозяйственных предприятиях - соответственно на 24% и на 19% по сравнению с 2008 годом. Значительное увеличение продукции скота и птицы (на 24%) было обусловлено как ростом среднегодового поголовья свиней и птицы (соответственно на 31% и на 27%), так и среднесуточных привесов скота (свиней - на 17%, крупного рогатого скота - на 15%).

Объем выращивания скота и птицы возрос в сельскохозяйственных предприятиях всех регионов: АТО Гагаузия - в 2,1 раза, Центр - на 27%, Юг - на 22%, муниципии Кишинев - на 14%, Север - на 2%.

В первом квартале 2010 года сельскохозяйственной продукции произведено на 87,4 млн. долл. США.

В 2009 году предприятиями железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта, было перевезено 7901,8 тыс. тонн грузов или 47,8% от объема, выполненного в 2008 году. Сокращение объемов грузоперевозок отмечено на предприятиях железно­дорожного (на 59,9%), автомобильного (на 37,9%) и речного (на 9,9%) транспорта.

Аналогичные тенденции были характерны и для грузооборота транспортных предприятий, который в 2009 году составил 2782,7 млн. т-км или 57,2% от уровня, достигнутого в 2008 году. Снижение грузооборота зарегистрировано по всем видам транспорта.

Железнодорожным транспортом в 2009 году было перевезено 4412,4 тыс. тонн грузов или 40,1% от объема, выполненного в 2008 году. В структуре грузов, погруженных в вагоны на железнодорожных станциях страны, наибольший удельный вес занимали следующие группы товаров: зерно и продукты перемола - 39,6% (в 2008 году -10,5%), черные металлы и лом черных металлов — 21,1% (в 2008 году -20,8%), цемент и другие строительные материалы - 10,8% (в 2008 году - 48,7%).

В 2009 году предприятиями автомобильного транспорта перевезено 3306,6 тыс. тонн грузов или 62,1%от объема, реализованного в 2008 году.

Объем грузоперевозок всеми видами транспорта в Молдавии в I квартале 2010 года снизился на 19,1%. По данным Национального бюро статистики Республики Молдова, объем грузоперевозок, осуществленных железнодорожным, авто-, авиа- и речным транспортом в январе - марте 2010 года, составил 1 млн. 286,6 тыс.т, или 80,9% из объема перевезенных грузов в том же периоде предыдущего года, в том числе: железнодорожными – 748,3 тыс. тонн, автомобильными – 531,7 тыс. тонн.



Доля частной собственности в ВВП Молдовы составляет 72%. Наибольший удельный вес из числа хозяйствующих субъектов приходится на частный сектор – 93,2%, предприятия с госсобственностью – 3,5%, с участием иностранного капитала – 3%. Порядка 92% молдавских предприятий относится к малым и средним, но на их долю приходится всего 26,5% объема продаж и 29,5% работающих.

Инвестиции в основной капитал в 2009 году составили 907,6 млн. долл. США (65,1% к аналогичному периоду 2008 года).

Основными источниками финансирования инвестиционной деятельности являлись собственные средства экономических агентов и населения (около 58%) и средства иностранных инвесторов (19,0%). За счет бюджетных средств было освоено 10,8% от общего объема инвестиций в основной капитал.

В январе-марте 2010 года объем инвестиций в основной капитал составил 71 млн. долл. США, сократившись на 23,4% по сравнению с тем же периодом 2009 года.

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций 2,6 млрд. долл. США, из них около 1,5 млрд. долл. США привлечено за последние три года. Наибольший объем иностранных инвестиций за последние 15 лет был привлечен в 2008 году и составил 848,7 млн. долл. США.

В Молдову инвестировали бизнесмены из 42 стран, в том числе из стран Евросоюза, СНГ, США, Румынии, Кипра и Канады. Самым крупным инвестором являются Нидерланды – 218 млн. долл. Иностранные инвестиции направлены: в энергетический сектор - 24%, перерабатывающую промышленность – 22%, торговлю – 16%, транспорт и связь – 12,8%, строительство - 2,5%, сельское хозяйство – 1%.

По данным Росстата, инвестиции России в экономику Молдавии, накопленные по состоянию на 1 января 2010 г., составили около 200 млн. долл. США. Инвестиции Молдавии в экономику России – около 26 млн. долл. США.



Валютные резервы на 1 апреля 2010 г. составили 1,48 млрд. долл. США, С начала 2009 года объем официальных валютных резервов Молдавии сократился на 499,4 млн. долл. США.

По данным Минфина Республики Молдова, государственный долг на 8 февраля 2010 г. составил 1,4 млрд. долл. США, в том числе внешний долг – 957 млн. долл. США.

Главными кредиторами Молдавии являются такие международные финансовые организации, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный фонд развития сельского хозяйства, Банк Совета Европы, Европейский инвестиционный банк.

В Кишиневе 28 октября 2009 г. Молдавия подписала с Международным валютным фондом меморандум, который предусматривает выделение кредита на финансирование национальной экономики республики в период 2009-2012 годы в размере 588 млн. долл. США. Основными условиями выделения кредита были названы сбалансированная бюджетная, налоговая и денежно-валютная политика.

О готовности оказать экономическое содействие Молдавии на двусторонней основе уже заявили США (предоставили грант на 262 млн. долл. США на трехлетний период по линии корпорации «Вызовы тысячелетия»), Япония, Швеция, Великобритания, Голландия, Венгрия и Румыния (обещала 100 млн. евро, видимо, из кредита, который сама надеется получить от МВФ).

Обещана также помощь по ряду программ ЕС – от ЕИБ и ЕБРР, по линии ООН.

Дефицит торгового баланса в январе-марте 2010 года составил 450 млн. долл. США.

Доходы госбюджета в январе-апреле 2009 года составили 385,4 млн. долл. США.

Государственная задолженность Республики Молдова перед Российской Федерацией урегулирована. На 1 апреля 2010 г. она составляет 115,2 млн. долл. США, в том числе - 55 млн. долл. США, по которым выплаты начались в 2009 году (уже выплачено 6 млн. долл. США) и 60,3 млн. долл. США, - реструктурированные в 2006 году в рамках Парижского клуба, выплаты по которым начнутся с 2013 года.

Другие крупнейшие кредиторы – США (56,41 млн. долл. США), Германия (24 млн. долл. США) и Япония (23 млн. долл. США).

Инфляция в 2009 году составила 0,4%.  По данным Национального бюро статистики Республики Молдова,  за 2009 год цены на продовольственные товары снизились на 3,8%, а на непродовольственные товары увеличились на 2,5%, тарифы на услуги, оказываемые населению, выросли на 2,2%.

По отношению к марту 2009 года, инфляция на потребительском рынке достигла 8,1%, в том числе на продовольственные товары - 7%, на непродовольственные товары - 8,5%. Потребительские цены за три месяца выросли на 5,5%, в том числе на продовольственные товары на 7%, на непродовольственные товары на - 3,7%. Ввиду повышения тарифов на электроэнергию на 21,5% и централизованное отопление - на 13% стоимость регулируемых товаров и услуг выросла на 11,1%. В их числе особенно подорожали услуги водопровода и канализации (на 21,5%) и пассажирских перевозок (на 9,6%).



Объем платных услуг населению в 2009 году составил 1,03 млрд. долл. США (102,6% к уровню 2008 года), в январе-марте 2010 года он составил- 289 млн. долл. США.

Доходы национального бюджета Молдавии на 1 января 2010 г. составили 1950 млн. долл. США (на 2% больше запланированных на год доходов), расходы госбюджета – 2294 млн. долл. США. Из общего объема расходов госбюджета 70,2% использовано на реализацию социально-культурных мероприятий, 9,6% - в сфере национальной экономики, 7,6% - на обеспечение охраны общественного порядка, безопасности и оборону и 5,2% - на государственные услуги общего назначения. В 2008 году это соотношение составило соответственно 65,4%, 13,4%, 7,8% и 5,4%.

Среднемесячная заработная плата на 1 января 2010 г. составила 271 долл. США. Самая высокая зарплата – в банковском секторе, самая низкая – в сельском и лесном хозяйстве.

По информации Министерства труда, социальной защиты и семьи Республики Молдова, с 1 февраля 2010 г. размер минимальной гарантированной заработной платы на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от вида собственности и формы юридической организации будет равен 1100 леям (86 долл. США) в месяц при полной занятости. Нововведение будет внедряться постепенно, но не позднее 1 мая 2010 года.

По данным Национального агентства занятости на 1 января 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных составила около 38,7 тыс. человек (на 1 апреля 2010 года – 54,1 тыс. чел.), каждый восьмой из которых был уволен по сокращению штатов. На одно свободное рабочее место, заявленное предприятиями, приходилось в среднем двадцать девять безработных.

Уровень активности населения в возрасте 15 лет и старше (соотношение активного населения в возрасте 15 лет и старше к общей численности этого же возраста) составил 44,8%, зарегистрировав более высокие значения у мужчин (48,7%), чем у женщин (41,4%) и в городской местности (47,6%) по сравнению с сельской (42,8%). Самый высокий уровень активности (68,3%) был зарегистрирован в возрастной категории 50-54 лет.

Численность занятого населения в 2009 году составила более 1250 тыс. человек. Распределение по половому признаку свидетельствует о том, что численность мужчин и женщин было практически одинаково (соответственно 50,8% и 49,2%). Из общего числа занятого населения 55,8% - сельское население, 44,2% - городское.

Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше (соотношение занятого населения к общему населению 15 лет и старше) составил 42,3%. Этот показатель был выше у мужчин, чем у женщин (соответственно 45,2% 39,7%). В городской местности уровень занятости (44,1%) был выше, чем в сельской местности (41,0%). Самый высокий уровень занятости (66,6%) был зарегистрирован в возрастной категории 50-54 лет.

Численность безработных согласно определению Международной организации труда составила около 76 тыс. чел.

Уровень безработицы (соотношение безработных к активному населению) составил 5,7%. Среди мужчин этот показатель составил 7,3%, а среди женщин - 4,1%. Сохраняется значительная разница между уровнем безработицы в городах (7,5%) и в сельской местности (4,3%).



Средний размер пенсии – 85 долл. США.

Трудовая миграция (по официальным данным) составляет 600-700 тыс. чел. При этом на Россию приходится более 300 тыс. чел. По данным Национального банка Молдавии, в 2009 году денежные переводы «гастарбайтеров» составили около 1,18 млрд. долл. США. По объемам поступлений в Молдавию из различных стран лидируют Россия и Италия.

Для примерно 40% молдавских семей такие поступления являются основным источником существования.

Уменьшение объема переводов  объясняется экономическим кризисом, из-за которого часть работающих за рубежом граждан Молдавии потеряла работу. В результате, некоторые вернулись домой, другие находятся в поиске работы и сократили переводы, которые отправляют родственникам в Молдавию.
Макроэкономические показатели

(данные Национального бюро статистики Республики Молдова)




Показатели*

2003


год

2004


год

2005


год

2006


год

2007


год

2007 к 2006

%%

2008

год


2008

к 2007


%%

2009


год

2009

к 2008


%%

ВВП млрд. долл. США

2,55

2,6

2,9

3,4

4,5

132

5,13

106

4,8

93,5


Промышленная продукция,

млрд.долл.США


1,0

1,4

1,7

1,6

2,3

144

2,48

108

1,95

77.8


Инвестиции в основной капитал,

млрд.долл.США


0,22

0,4

0,52

0,75

1,24

165

1,7

137

0,91

65,1


Реальные располагаемые доходы на душу населения в год, долл. США

380

515

594










1300










Численность населения на конец года, млн. чел.

3,6

3,4

3,4

3,6

3,6

100

3,6

100

3,6

100


ВВП, долл. США на душу населения

606

755

868

906

1110

123

1425

127

1030

72,3


Официальные резервные активы, млрд. долл. США


















1,8





1,48

83,8


  • Данные приведены без территории левобережья р. Днестр и г. Бендеры



Внешнеэкономические связи
Молдавия включена в систему торговых привилегий Европейского Союза «GSP+», которая предусматривает отмену таможенных пошлин на подавляющее большинство товаров, экспортируемых в страны ЕС, с марта 2008 г. ей предоставлены дополнительные автономные преференции. Это означает беспошлинный экспорт до 12000 наименований товаров в страны Европейского Союза. Россия рассматривается Молдавией как основной поставщик энергоресурсов и рынок сбыта продукции, не пользующейся спросом на европейском рынке. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году размер квот, предоставленных Молдавии Евросоюзом,  вырос на 25%. ЕС предоставил Молдавии в 2009 году квоту на поставку 70 тыс. гектолитров вина, 30 тыс. т. пшеницы, 25 тыс. т. ячменя, 20 тыс. т. кукурузы и 18 тыс. т. сахара.

В 2009 году молдавские экспортеры на 100% использовали квоты на пшеницу (30 тыс. тонн) и виноградное вино (700 тыс. декалитров). Квоты на сахар использованы на 88,77%, на кукурузу – на 98,5%, ячмень – на 87,1%, на продукцию животноводства предоставленные ЕС квоты не были использованы, так как Республика Молдова не включена в список третьих стран для осуществления поставок на европейский рынок.

Общий внешнеторговый оборот Республики Молдова в 2009 году составил 4576 млн. долл. США, сократившись на 33,1 от уровня 2008 года, в том числе экспорт- 1297,7 млн. долл. США, импорт – 3278,3 млн. долл. США.

Объем экспорта в страны СНГ составил 490,5 млн. долл. США, в государства Евросоюза – 678,5 млн. долл. США. Импорт из стран СНГ – 1140,4 млн. долл. США, из стран ЕС – 1422,5 млн. долл. США.

Основным торговым партнером Республики Молдова является Российская Федерация, на долю которой в 2009 году пришлось 22,1% от общего объема молдавского экспорта. Далее следуют: Румыния (18,5%), Италия (10,5%), Украина (6,3%), Белоруссия (6,2%), Германия (5,8%).

Молдавия существенно сократила экспортные поставки недрагоценных металлов и изделий из них, текстиля и текстильных изделий, минеральных продуктов, пищевых продуктов, изделий из камня, гипса, цемента, керамики, стекла. В тоже время в 2,4 раза увеличились поставки продуктов растительного происхождения.

Внешнеторговый оборот в первом квартале 2010 года составил 1076,4 млн. долл. США, в том числе экспорт - 313,2 млн. долл. США, импорт – 763,2 млн. долл. США.

Объем экспорта из Молдавии в страны ЕС за первый квартал 2010 года составил 159,1 млн. долл. США, что на 3,2% больше, чем за тот же период прошлого года. По данным Национального бюро статистики, увеличился объем поставок в Турцию (в 2,8 раза), Грецию (в 2,9 раза), Великобританию (+41,7%), а также в Италию (на 14,6%). Объем импорта из Евросоюза составил 305,8 млн. долл. США, что на 11,8% больше, чем в 2009 году.



Крупнейшим партнёром Республики Молдова по экспорту в январе-марте 2010 года являлась Россия, на долю которой пришлось 75,1 млн. долл. США (24%), на 41,9% больше, чем в январе-марте 2009 года. Далее следуют: Румыния – 49,2 млн. долл. США (15,7%, спад на 14,3%); Италия – 33,7 млн. долл. США (10,7%, рост на 14,6%).

Продукции виноделия экспортировано на 39,5 млн. долл. США, что на 21,7% больше, чем за аналогичный период 2009 года, поставки в Евросоюз и СНГ увеличились на 17%, в США, Китай и Израиль - в 2,5 раза.


Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации
с Республикой Молдова

Договорно-правовая база торгово-экономических отношений
В настоящее время договорно-правовую основу российско-молдавских отношений в экономической области составляет 46 договоров, соглашений, конвенций и протоколов, подписанных как на межправительственном, так и на межведомственном уровне, действие которых охватывает торгово-экономическую, налоговую, кредитно-финансовую и другие сферы.

Главы правительств России и Молдавии в ходе официального визита Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в Республику Молдова подписали 14 ноября 2008 г. Программу экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Молдова на 2009-2020 годы. Программа предусматривает дальнейшее развитие хозяйственных и кооперационных связей, сближение правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности и налоговых систем, формирование ряда межгосударственных проектов и программ по экономическому сотрудничеству, создание совместных предприятий, прежде всего в агропромышленном комплексе, совершенствование платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений.

Торговля между Россией и Молдавией осуществляется в режиме свободной торговли с изъятиями в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о свободной торговле от 9 февраля 1993 года. В Кишиневе 27 июня 2003 г. был подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли.
К настоящему времени изъятие сохраняется только по спирту этиловому, оно будет отменено с 1 января 2012 года.

29 мая 2001 г. было подписано межправительственное Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, а 18 июля 2007 г. в Москве Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики и торговли Республики Молдова подписали Протокол к этому Соглашению, в соответствии с которым НДС на нефть, газ и газовый конденсат с 1 ноября 2008 г. будет взиматься по принципу страны назначения. В октябре 2008 г. Российская сторона уведомила по дипломатическим каналам Кишинев о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу, молдавская сторона уведомила об этом ранее.

Задолженность Республики Молдова, включая Приднестровье, по предоставленным Россией государственным кредитам урегулирована Соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об урегулировании задолженности Республики Молдова перед Российской Федерацией от 7 апреля 2000 г. и от 27 ноября 2006 г., подготовленными в соответствии с принципами Парижского клуба. Молдавская сторона своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства по погашению основного долга и уплате процентов.

В целях создания благоприятных условий для взаимных инвестиций 17 марта 1998 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которым предусматриваются гарантии каждой из договаривающихся сторон капиталовложениям инвесторов другой договаривающейся стороны и равноправный и справедливый режим по осуществлению деятельности в связи с такими капиталовложениями.



О структуре товарооборота России и Молдавии

В 2009 году из-за мирового финансового кризиса товарооборот между Россией и Молдавией сократился на 41,8% и составил, по данным ФТС России, 1046,4 млн. долл. США, в т. ч. экспорт – 694,9 млн. долл. США (60,6% от показателей 2008 года), импорт – 351,5 млн. долл. США (53,9%).

Сокращение произошло в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на сырьевые товары, а также перебоями в январе 2009 года поставок российского газа, вызванными в начале 2009 года проблемами транзита через Украину.

В экспорте России в Молдавию преобладали минеральные продукты (64,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (11,2%), продукция химической промышленности (7,5%), оборудование и транспортные средства (7,2%).

В импорте – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (55,6%), металлы и изделия из них (25,9%), текстиль и текстильные изделия (6,9%).

В январе-марте 2010 г. товарооборот составил 396,4 млн. долл. США (316,4% к январю-марту 2009 г.), экспорт – 321,0 млн. долл. США (538,4%), импорт – 75,4 млн. долл. США (114,8%).

В январе 2009 года молдавские закупки газа (на сумму около 150 млн. долл. США) были отражены в таможенной статистике Молдавии как импорт из Казахстана.

(млн. долл. США)





2005 г.


2006 г.


2007 г.



2008 г




2009 г.



2009г. к

2008г.%


январь- март 2010 г.


январь-март 2010г. к январю- марту 2009г.%

Товарооборот

996,7

987,8

1360,1

1796,9

1046,4

58,2

396,4

316,4

Экспорт

448,3

664,5

870,3

1145,8

694,9

60,6

321,0

538,4

Импорт

548,4

323,3

489,8

651,1

351,5

53,9

75,4

114,8

Сальдо

-100,1

341,1

380,5

494,7


343,4




245,6



Интересы России в двусторонней торговле обусловлены, прежде всего, наличием в Молдавии сравнительно развитого агропромышленного комплекса, потенциальными возможностями легкой, электронной, радиотехнической и оборонной промышленности, машиностроения и металлообработки. Немаловажное значение для России имеет возможность выхода через территорию Молдавии на рынки западных и балканских стран. Через Республику проходит газопровод, по которому российский газ экспортируется в Румынию и Болгарию.

Заинтересованность Молдавии в укреплении экономических отношений с Россией базируется на ее зависимости от поставок российских энергоносителей (газа, нефтепродуктов), а также деловой древесины, автомобилей, целлюлозно-бумажной продукции, труб, ряда видов строительной и сельскохозяйственной техники. Весьма привлекательны для Молдавии широкие возможности российского рынка сельхозпродукции.

Структура товарообменных операций с правобережной и левобережной Молдавией существенно различается. В торговых операциях России с правым берегом преобладает продукция аграрного, а с левым – промышленного секторов экономики.

С 27 марта 2006 г. в связи с выявленными нарушениями санитарных норм действовал запрет на поставки в Россию вин из Молдавии. Поставки молдавского вина в Россию возобновились с 1 ноября 2007 г. в режиме «одного окна»: молдавское вино пропускается через один таможенный терминал в московском регионе, где установлена контролирующая лаборатория Роспотребнадзора для проверки каждой поступающей в Россию партии. Роспотребнадзор с июня 2007 года провел инспекцию 46 молдавских винодельческих заводов, продукция которых прошла санитарно-эпидемиологическую экспертизу и допущена на российский рынок, 41 предприятие оформило санитарно-эпидемиологические заключения на виды выпускаемой продукции, но поставки бутилированной продукции и наливом осуществляют 35 предприятий, в том числе Тираспольский винно-коньячный завод "Квинт", компании "Империал Вин", "Барза Албэ", "Лион Гри", ДК "Интертрэйд", "Сэлкуца".

В настоящее время Роспотребнадзором и Агропромышленным агентством «Moldova Vin» ведутся переговоры об открытии дополнительного терминала для ввоза молдавских вин, 45 винодельческим предприятиям, не имеющим допуска на российский рынок, предложено подготовить пакет документов в адрес Роспотребнадзора с перечнем предприятий и графиком для посещения российскими специалистами.

В 2009 году в Россию было поставлено 51013,94 тонны молдавской продукции, что составило 12,5% от всего импорта вина, поставляемого в Россию.

Молдавские виноделы в январе-марте 2010 года резко нарастили поставки алкогольной продукции, заняв 17% российского рынка, оттеснив Болгарию на третье место. Было оформлено 414 таможенных деклараций с молдавской продукцией, из них: вина и виноматериалы – 9731608,45 л, коньяки и коньячные спирты – 343525,78 л.

В марте 2010 года Роспотребнадзором выявлена партия виноматериалов (сухие «Шардоне» – 22,4 тыс. л, «Мускат» – 24,6 тыс. л), поставляемых в Россию наливом с СП «Лион-Гри» в адрес ОАО «Кубанская винная компания, 26 апреля 2010 г. вновь был выявлены виноматериалы не соответствующие гигиеническим нормам (сухой столовый, белый «Алиготэ», 49,5 тыс. литров), поставляемые ПИК «ДК Интертрейд» в адрес Московского межреспубликанского винного завода ООО «ММВЗ».

Роспотребнадзор усилил контроль за качеством молдавской винодельческой продукции, поставляемой в Россию, в связи с выявлением крупных партий виноматериалов, не отвечающих требованиям безопасности. На рабочем совещании Роспотребнадзора с руководством некоммерческой организации «Ассоциация участников рынка алкоголя», состоявшемся 12 мая 2010 г. в Москве обсуждались проблемы поставок в Россию молдавской алкогольной продукции. По итогам встречи принято решение продолжить консультации с российскими производителями и импортерами, а также их партнерами в Молдавии по вопросу повышения качества и безопасности молдавских вин и виноматериалов, ввозимых в Россию.

Еще в апреле 2005 г. Россия приняла меры по защите отечественного рынка от ввоза с территории Молдавии некачественных мяса, фруктов и растениеводческой продукции.

В феврале 2007 г. Молдавия возобновила экспорт говядины в Россию, в марте – продукции растительного происхождения, в августе – баранины.

Россельхознадзор с 23 октября 2009 г. ввел временные ограничения на поставки сухого молока с молдавского предприятия "Инкомлак" из-за обнаружения в нем запрещенных и вредных веществ (тетрациклин и окситетрациклин).

В марте 2010 года Роспотребнадзором забракована партия молдавского вина, поставляемого в Россию наливом с завода «Лион-Гри», 26 апреля 2010 г. с завода ДК «Интертрейд».

Потребности Республики Молдова в природном газе в 2009 году покрывались в полном объеме. Оплата газа, поставленного для потребителей Республики Молдова, производилась не в полном объеме и с нарушением контрактных сроков. За газ, поставленный для потребителей Приднестровья, оплата денежными средствами не производилась.

Цена газа за 1000 куб. м в 2009 году составляла: в первом квартале 332,59 долл. США, во втором – 282,0 долл. США, в третьем – 182,26 долл. США, в четвертом – 192,90 долл. США. В первом квартале 2010 года цена газа за 1000 куб. м составляла 228,44 долл. США, во втором – – 248,17 долл. США.

По данным Росстата, инвестиции России в экономику Молдавии, накопленные по состоянию на 1 января 2010 г. составили более 200 млн. долл. США. Инвестиции Молдавии в экономику России – около 26 млн. долл.

Структура российских инвестиций характеризуется заметным преобладанием капиталовложений в энергетический и винодельческий сектора. Одним из основных российских инвесторов является ОАО «Газпром» (более 145 млн. долл. США), который приобрел акции «Молдовагаз», векселя Правительства Республики Молдова, а также систему газопроводов в счет погашения долговых обязательств Республики Молдова. «Лукойл-Молдова» инвестировал около 60 млн. долл. США.

В Молдавии действуют такие российские компании, как «Газпром», «Салют», «Лукойл», «Дионис-клуб», «Савва», «Интер РАО ЕЭС», «ИТЕРА», Торговый дом «Арома», чьи капиталовложения за последние два года составили более 12 млн.долл. США. Под контроль российского капитала перешли крупные предприятия Молдавии: приборостроительные заводы «Топаз» и «Прибор», «Молдовакабель», «Молдоваизолит», Каларашский вино-коньячный комбинат, винзаводы «Висмос» и «Букет Молдавии», Молдавская ГРЭС.

Обострение отношений между Кишиневом и Тирасполем с середины 2004 года непосредственно затронуло интересы российских предприятий и компаний, как осуществляющих взаимодействие с приднестровскими хозяйствующими субъектами, так и приватизировавших предприятия в Приднестровье. Озабоченность вызывает судьба приватизированных предприятий в Приднестровье в связи с поправкой, принятой Кишиневом в июле 2004 г. к закону о приватизации от 4 июля 1991 г., в соответствии с которой государство не гарантирует право собственности на расположенные в Приднестровье объекты, которые были приватизированы «без согласования в установленном порядке с правительством РМ». Более того, в октябре 2004 г. был принят специальный закон «О приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии Бендеры», который, по мнению экспертов, напрямую угрожает российским инвестициям в регионе.

Реализуя политику экономической блокады Приднестровья, Кишинев не включал в перечни предприятий, осуществляющих кооперационные поставки, предприятия Приднестровья.

Протокол о поставках товаров по производственной кооперации в 2009 году не был подписан. В настоящее время согласован и готов к подписанию Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поставках товаров по производственной кооперации в 2010 году (Распоряжение Правительства Российской Федерации о его подписании от 24 февраля 2010 г. № 206-р).

Одним из перспективных направлений развития российско-молдавского торгово-экономического сотрудничества является активизация межрегиональных связей. Межрегиональная кооперация позволяет обеспечить прямые контакты между хозяйствующими субъектами. Более 40 субъектов Российской Федерации установили и поддерживают отношения с административно-территориальными образованиями Молдавии. В настоящее время действуют 28 межрегиональных соглашений о сотрудничестве. В 2009 году наибольший удельный вес в торговле России с Республикой Молдова занимали следующие субъекты Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Брянская, Ростовская и Белгородская области. На них приходится более 80% молдавского экспорта.

Сотрудничество с другими регионами характеризуется незначительным объемом торговых операций, поставки носят непостоянный характер. 2009 год был не самым удачным для межрегионального взаимодействия. Финансово-экономический кризис, а также политический кризис в Молдавии, стали главной причиной сокращения товарооборота российских регионов с Молдавией почти вдвое. Товарооборот г. Москвы с Республикой Молдова (включая Приднестровье) составил 582 млн. долл. США (сокращение на 34 % по сравнению с 2008 годом), Белгородской области – 75,2 млн. долл. США (на 73,4%), Московской области – 52,6 млн. долл. США (на 59,2 %) Санкт-Петербурга – 48,4 млн. долл. США (на 35,9%) Брянской области – 42,1 млн. долл. США (-10% %), Ростовской области – 38,2 % (на 26,7 %).

Развитие межрегионального торгово-экономического сотрудничества с Республикой Молдова осложняется тем, что для крупных российских экономических агентов масштабы регионов республики слишком незначительны, а для малых и средних – слишком велики накладные расходы на начальном этапе налаживания бизнеса. Определенным тормозом в развитии межрегионального сотрудничества является и то, что молдавские власти не разделяют страну по регионам, относя к таковым лишь АТО Гагауз-Ери (Гагаузию) и Приднестровье, которые реально заинтересованы и активно работают над расширением всесторонних связей с российскими регионами, прежде всего с Москвой, Московской областью, Татарстаном, Пензенской областью, Башкортостаном. Поддерживаются связи с Оренбургской областью, Мордовией, Курской и Астраханской областями.

Представители российских регионов участвуют в заседаниях рабочих групп по региональному сотрудничеству, принимают участие в проводимых в Кишиневе выставках. Со своей стороны, Республика Молдова принимает участие в ежегодной Курской ярмарке.


Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Молдова
Решение о создании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Молдова (далее – МПК) было зафиксировано в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о торгово-экономическом сотрудничестве на 1996-1997 годы от 14.02.1996 г. (статья 15).

Председатель Российской части МПК – Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко. Заместитель Председателя Российской части МПК – заместитель директора Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России А.А. Кутуков.

Председатель Молдавской части МПК – заместитель Премьер-министра, Министр экономики Республики Молдова В. Лазэр. Заместитель Председателя Молдавской части МПК – заместитель Министра иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова А. Попов.

Последнее, одиннадцатое заседание МПК состоялось 5 февраля 2010 г. в Кишиневе. В ходе заседания были рассмотрены вопросы торгово-экономического сотрудничества, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, транспорта, трудовой миграции, взаимодействия в гуманитарной области. В соответствии с Протоколом МПК проведение очередного (двенадцатого) заседания МПК планируется в Москве в первом полугодии 2011 года.



Контактная информация

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова (2004, Кишинев, ул. Штефан Чел Маре,153) тел. 8-10-373-22 - 23-49-41, 23-49-43, 23-49-46, 23-51-07 (факс)

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Молдова – Кузьмин Валерий Иванович


Советник по экономическим вопросам – Ерохин Александр Николаевич
Посольство Республики Молдова в Российской Федерации (103031, Москва, Кузнецкий мост, 18) 624-53-53, 624-95-90 (факс)

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Молдова в Российской Федерации – Негуца Андрей Кириллович

Второй секретарь (по экономическим вопросам) – Чугуряну Василий
Торговое представительство Российской Федерации в Республике Молдова

(2004, Кишинев, ул. А. Матеевича, 86)

8-10-373-22

Торговый представитель Российской Федерации в Республике Молдова – Внуков Евгений Викторович тел. 23-41-23(25), факс 23-41-23



Консультант - Лещев Юрий Иосифович тел. 23-41-23(26)






Музыка — это искусство печалить и радовать без причины. Тадеуш Котарбиньский
ещё >>