Репертуар как средство воспитания духовности в самодеятельном детском театральном коллективе Все мы знаем расхожий постулат: «Реперт - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Репертуар репертуар: Т. Альбинони adagio И. С. Бах 1 34.68kb.
Latin Showman Erick, ведущий Профессиональные навыки и знания: проведение... 1 34.96kb.
Сказки поэтессы из глубокского района взяты в репертуар театра «лялька»... 1 33.45kb.
В. М. Клевенко быстрота в боксе 4 1034.92kb.
Репертуар Екатерины Яцюк 1 19.19kb.
Фортепианный коллектив «Musica amatorum» 1 20.07kb.
В. М. Клевенко быстрота в боксе издательство «физкультура и спорт»... 7 1120.31kb.
Весёлая смена: организация досуга в детском оздоровительном лагере 6 985.83kb.
«создание единой духовно-ориентированной среды через проектирование... 1 137.79kb.
Уразкасинский народный театр организован в 1985 году при Уразкасинском... 1 9.35kb.
Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического... 1 61.98kb.
Сказка для взрослых по одноименной повести Н. Гоголя 1 100.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Репертуар как средство воспитания духовности в самодеятельном детском театральном - страница №1/1


Е. Крынжина,

заместитель директора по учебно-воспитательной

и творческой работе МОУ ДОД ДТШ г. Мурманск,



«Горизонты современного образования», № 8(59), 2012


Репертуар как средство воспитания духовности в самодеятельном детском театральном коллективе
Все мы знаем расхожий постулат: «Репертуар – лицо коллектива». Если мы говорим о профессиональном театре, то номинально – столько-то спектаклей о детях и для детей, столько-то классики, неплохо было бы что-то из современной драматургии и так далее. Утрированно, может быть, но, по сути – правда. Понятно, что и в профессиональном театре берут в работу пьесы на кого-то из труппы, ориентируясь не только на потребности зрителя, но и на творческие возможности актеров, амбиции режиссера, финансовое положение в театре и другие причины, побуждающие выбор пьесы. А если театральный коллектив самодеятельный, да еще и разновозрастной, где первичны, прежде всего, педагогические функции режиссера?!

У нас в детской театральной школе г. Мурманска на одном из двух отделений – «Основы актерского мастерства» с 1 по 8 класс обучаются дети и молодежь в возрасте от шести с половиной до восемнадцати лет более чем в двадцати классах. Несмотря на то, что у нас школа, и воспитанники обучаются по определенной программе, каждый класс – это маленький, только что образованный коллектив, вернее группа, которой еще предстоит стать творческим коллективом, как те классы, в которых дети вместе уже несколько лет.

Педагоги согласно учебным планам реализуют через разнообразный репертуар, помимо решения образовательных задач, еще и воспитательную функцию. Если это одиночный этюд на память физических действий или парный, то сюжетная подложка учит детей, как правильно поступить в той или иной ситуации, как помочь в беде, зачем нужно слушать маму и папу и так далее. Когда мы берем массовые этюды, то сюжетная основа обязательно содержит мысль о том, что коллектив – это ответственность за свое поведение. Разбираются мотивации любого поступка, даже отрицательного. Если мы берем этюды по литературному материалу, то основой для инсценирования) является отечественная и зарубежная классика.

Особый педагогический материал – это сказки. Сказка – один из важнейших компонентов человеческого взросления. Ведь через сказку мы можем вести и с ребенком-зрителем, и с ребенком-исполнителем серьезный разговор о предстоящих тревогах и радостях взрослой жизни. Наши педагоги не сторонники «безоблачного детства» в репертуарной политике. Мы считаем, что при столкновении с реалиями жизни нельзя надеяться на авось. Нельзя думать: «А вдруг обойдется?». Ведь нередко не обходится! Известный сказочник Лев Устинов писал: «Умение побеждать в себе страх – очевидность того, что страх победили, надежда на то, что он будет побежден и в будущем, – вот одна из самых главных задач искусства для детей. И, если искусство как-то может поддержать маленького человека в его будущей жизни, то не в последнюю очередь выполнением этой задачи. Ибо нет чувства более унижающего, чем страх, и нет чувства более возвышающего, чем преодоление страха. И тут никто и ничто не может заменить сказку». Беря в работу сказку, мы понимаем, что она – первая помощница ребенку во взрослой жизни: ведь формирование личности начинается с сопереживания тем, кто попал в беду. Сказка как жанр изучается ребятами в ДТШ в шестом классе. Итог учебного года в этом классе спектакль. Но есть в жизни школы такой замечательный период, когда в сказке заняты все учащиеся с 1 по 8 класс, педагоги школы и ее выпускники. Это Новый год. Школа готовит интермедию у новогодней елки и спектакль-подарок для юных зрителей Мурманска. Мы уже давно отказались от спектаклей на чисто новогоднюю тематику.

Сценография, костюмы, как правило, очень материально затратны и, чтобы работать спектакль несколько раз, мы берем в работу классические сказки и делаем на их литературной основе инсценировки. Учащиеся отделения «Основы художественно-постановочной работы» совместно со своими педагогами изготавливают бутафорию и реквизит, разрабатывают макет пригласительного билета и афишу. Быть занятым в этих новогодних спектаклях хотят все учащиеся школы. Литературной основой для наших сказок были: «Крутой маршрут Доктора Айболита» – «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Питер Пен возвращается» – «Питер Пен» Д. Барри и другие. Многочасовые репетиции, работа над костюмами сплачивают разноуровневый и разновозрастной ученический коллектив ДТШ. Педагоги, занятые в спектакле, также имеют возможность наблюдать детей, общаться с ними вне школьного класса. Сколько совместных придумок, этюдов, что легли в основу спектакля, смешных происшествий на репетициях – все это становится добрыми воспоминаниями на долгие годы. Спектакль мы показываем до конца учебного года. И каждый год – это не только работа над достойным материалом, но и поиск через него ответов на многие вопросы: становление собственного «я» ребенка, преумножение педагогического опыта преподавателями и воспоминание – яркое, светлое – для всех, кто работал над этим спектаклем. А творческая работа в 2007–2008 учебном году над сказкой «Волшебное превращение медведя Тала» (по мотивам саамских сказок) – это еще и будирование (дуться, выражать неудовольствие, надувать губы) познавательной активности педагогов и детей ДТШ. Это и экскурсии в центр поселения Кольских саамов – село «Ловозеро», и работа в экспозициях и фондах Краеведческого музея Мурманска, и часы, проведенные участниками спектакля в читальных залах библиотек. Как носили одежду коренные жители Кольского полуострова – саамы, чем рыбачили, во что играли, – все это приходилось узнавать из разных источников. И то, что Президент Ассоциации Кольских саамов Нина Афанасьева не могла сдержать слез от волнения на премьере нашей сказки, дорогого стоит. А мы, педагоги, в свою очередь, были очень рады, что смогли в этом жанре сказки сберечь колорит жизненного уклада саамов.



Особое место в репертуаре ДТШ занимает тема Великой Отечественной войны. Мы живем в такое время, когда многие исторические события в школе «проходят» так и не уловив сути содержания, ограничиваясь лишь деталями, фамилиями, итогами. Для нас же Великая Отечественная война – это период, по которому мы сверяем свои поступки. Люди, ставшие не просто победителями, а залогом нашей жизни. Люди, о которых драматург Дэль-Любашевский говорил: «Есть люди, которых нельзя забывать, их надо знать и помнить, потому что это сокращает наш путь к заветному будущему, знать таких людей – значит жить светлей и чище». Мы, живущие в пространстве разрушенных традиций, считаем, что период Великой Отечественной войны – единственный период, который как лакмусовая бумажка проверяет наши поступки и теперь. В ДТШ была взята для постановки пьеса А. Макаенка «Трибунал». Страшно и грустно, что в работе над спектаклем «Трибунал» отличники-студенты и школьники путались в датах и исторических событиях. А это – лучшие представители своего поколения. Работа продолжалась более шести месяцев. Бережно и скрупулезно изучались не только исторический период, отраженный в пьесе, но и быт, семейный уклад персонажей. Постановка многое перевернула в душах и сердцах не только зрителей, но и, прежде всего, участников спектакля. Они «пропустили» его через сердце. Вместе со своими героями прошли испытания Великой Отечественной войны.

То же происходит и с современной драматургией. Мы не опускаемся до зрителя, которого порой интересует то, что чуждо нашим ученикам, – алкоголь, курение. Мы «поднимаем» его до своих идеалов. Ведь весь репертуар, на основе которого мы решаем свои педагогические задачи, не только «на сейчас», он еще и обязательно «на потом». Он должен, прежде всего, нести эстафету нравственности – и в этом его главный смысл. У нас он о том, что быть добрым – это значит обязательно отдавать, а самопожертвование – это право жертвовать только самим собой. Очень простые истины, но следовать им не так уж и просто. И если наши ученики смогут делать это в повседневной жизни, а не только на сцене, выбор нашего репертуара – верен!




Знание — принудительно, вера — свободна. Николай Бердяев
ещё >>