Религия и искусство. 2 ч - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К уроку: Римская семья, нравы и религия (таблица) Религия 1 24.6kb.
Реферат: Религия в философии Фейербаха 1 167.85kb.
Религия, её роль в жизни современного общества Религия 1 25.79kb.
Организационно-методический раздел 1 128.46kb.
История мировой религии. Религия 1 62.66kb.
Психоанализ и религия (фрагменты) 1 207.1kb.
1. Философия (предмет, метод, основные понятия) 3 377.41kb.
Учебно-методический комплекс Ижевск 2009 (4) (075) ббк 85. 103(4) 3 612.4kb.
Вопросы для вступительных экзаменов в бюджетную заочную аспирантуру... 1 28.42kb.
«Искусство» 8-9 класс 3 443.84kb.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... 1 340.47kb.
Тема: буддизм 5 1178.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Религия и искусство. 2 ч - страница №1/1

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Воропаева Е.В.

Тема: Религия и искусство. 2 ч.

План:


1. Религия и искусство.

1. Буддийское искусство.

2. Иудейское искусство.

3. Христианское искусство.

4. Мусульманское искусство.
4. Ключевые слова: религия, искусство, изобразительный символ, художественная форма, художественный материал, пластика, скульптура, архитектура, живопись, мозаика, ювелирное искусство, каллиграфия и т.д.

1.БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО  —  исторический тип искусства, в течение многих веков господствовавший на огромных территориях Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной  Азии. Основывается на нравственно-религиозном учении буддизма, которое складывалось в Индии в VI  в. до н.  э.. постепенно вытесняло, но и взаимодействовало с более древними верованиями индусов. Идеям буддизма не было необходимости преодолевать местные культы,  этнические  обычаи и древнейшие верования. Буддизм мирно сосуществовал с ними, а буддийское искусство включало в свои  сюжеты  любые традиционные персонажи: царевичей, мифологических  героев, индуистских божеств. Изобразительными  символами буддизма стали Будда, белый  слон  и две газели, четырехликие и многорукие  а́суры,  демоны, превратившиеся в защитников, стражей буддизма, шестирукие бодхисатвы. В каменных  рельефах индийских храмов непременно показывают сцену "Поклонения Священному дереву" В буддийских храмах  статуи будд или бодхисатв находятся в своеобразном алтаре  — на возвышении в глубине  зала. Алтарь представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень — символ земли, круглая — символ неба. Среди прочих символов буддизма:  вазаваджра  (скипетр),  чаша  для подаяний, лук и  стрелычётки, плеть для наказаний,  колесо Сансары, или колесо Закона, с  восемью  спицами (восемью нравственными законами). Символика положений тела и движений рук в буддийской  иконографии  называется мудра.

Буддийское искусство сформировало оригинальные типы сооружений: колонны —  стамбхи, башни —  шикхары, храмы — чайтьи  и чанди. Буддийский храм-гора в комплексе с  монастырем  удлиненного  плана, похожим на европейскую базилику, называется  ват. Созерцательное "искусство жизни" требовало слияния художественных форм с природными. Поэтому восточная архитектура, особенно буддийская, отличается от европейской: это не укрытие от природы, а растворение в ней. Главная идея буддийских сооружений — создание зримого подобия искусственных и естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит не функционально-конструктивная идея вертикальной опоры и горизонтального перекрытия, а  пластическое  ощущение органического, свободно растущего из земли объема. Самые необыкновенные сооружения —  ступы. Это монолитные  монументы  (внутри них ничего нет, только каменный  массив  с небольшими камерами-реликвариями и открытыми  нишами  для скульптур; исключение составляют ступы Тибета и Сибири). Они символизируют "творческое начало Вселенной", "импульс жизни", священную гору  Меру, нирвану. Рельефы и скульптуры храмовых и монастырских сооружений включают изображения: это животные, сказочные птицы и звери, духи плодородия в виде полнотелых красавиц, бурная растительность, придающая скульптурам вид каменных джунглей, герои эпоса "Махабхарата" и ведийских гимнов.

Характерным для буддийского искусства Азии является стремление к контрастному сочетанию ярких, красочных материаловзолота  и  серебра,  красного и черного лака, инкрустации цветным стекломфарфоромфольгойперламутром, драгоценными камнями. С буддизмом связаны лучшие  классические произведения искусства Китая и Японии. Обогатившись достижениями античной пластики, буддийская скульптура создала тип стоящей фигуры Будды, задрапированной в подобие складок греческой  туники. В этих необычных статуях, в дальнейшем оказавших влияние на все искусство Востока,  телесная  красота  античности соединилась с возвышенным  состоянием покоя и внутреннего самоуглубления.

Буддизм стал  школой  для нескольких поколений мастеров Китая, Индии, Персии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Учение буддизма привнесло в самобытные формы искусства Востока не только новую мифологию, но и пластические идеи, которые направили это искусство в русло западных, античных традиций.
2.ИУДЕЙСКОЕ ИСКУССТВО – художественное творчество, сформировавшееся в рамках религиозной традиции иудаизма. Традиционно считается, что поскольку вторая заповедь, данная Моисею на горе Синай, запрещает делать изображения для поклонения, развитие искусства в рамках этой религиозной традиции невозможно или затруднено. На смену Скинии пришел Иерусалимский храм, который был украшен декоративной резьбой и, согласно некоторым источникам, вышитым изображением знаков зодиака на храмовой завесе. Ситуация стала меняться с разрушением Храма в 70 г. н.э., когда центр религиозной жизни иудаизма перемещается в синагогу. Она существовала и раньше, параллельно с Храмом и была местом общественного собрания, где изучалось Священное Писание. В I–VII вв. н.э. складывается новое понимание синагоги: ее пространство наполняется символическим смыслом, призванным постоянно напоминать молящимся о потерянном Иерусалимском храме. Архитектура и изобразительное искусство становятся главными средствами символизации пространства в синагоге, помимо богослужения. Самые ранние из известных синагог были построены около I в. н.э. в Масаде. В поздней античности синагоги ориентировались на греко-римские общественные сооружения – базилики, однако стремление подчеркнуть значение свитка Торы приводит к распространению типа апсидной синагоги. В апсиде хранят свиток Торы. Средневековые синагоги Западной и Центральной Европы – небольшие, напоминающие монастырские трапезные или городские залы со сводчатыми перекрытиями. Встречаются двухнефные синагоги и синагоги с зальным пространством. В этих зданиях Арон кодеш находится у стены, обращенной к Иерусалиму, а бима вынесена в центр. Женщины в таких синагогах находились в отдельных помещениях или на галерее. В Италии строились синагоги, в которых бима и Арон кодеш располагались на противоположных стенах. В Восточной Европе, где к XVII в. концентрируется половина еврейского населения Европы, разрабатывается особый тип четырехстолпной синагоги.

Иудейское изобразительное искусство также складывается в поздней античности. После 71 г. н.э. синагоги начали украшать фресками с библейскими сюжетами и мозаиками. К VI в. в Святой земле (Эрец-Исраэль) складывается иконографическая схема мозаичного украшения полов синагоги. Ближе всего к апсиде (или к стене, обращенной к Иерусалиму) помещалось панно с ритуальными предметами: Арон кодешем, менорами, луловами (пальмовые ветви для праздника Суккот) и этрогами (плоды, использовавшиеся при богослужении праздника Суккот). Зодиакальный круг помещался, как правило, в центре пола, а жертвоприношение Авраама – у входа в синагогу. В Средние века изобразительное искусство развивается по нескольким направлениям – ритуальные предметы, связанные с богослужением в синагоге и украшением свитка Торы, а также искусство миниатюры. Для свитка Торы изготавливали ларец, выполненный из серебра и украшенный орнаментом. Свиток Торы одевали в специальную рубаху с колокольчиками, идущими по низу, и увенчивали короной – кетер Торой. И то и другое символически указывало на одежды первосвященника Иерусалимского храма. Два стержня, на которых держался свиток, завершали декоративными навершиями – риммоним. Весь свиток увешивался торашилдами – пластинами с рельефными орнаментами. Арон кодеш был богато украшен резьбой. Для синагоги выполнялись семисвечники – меноры, а в каждом еврейском доме зажигался светильник для праздника Хануки – ханукиа. Характерной особенностью всех ритуальных предметов является единство образов, которые восходят к выработанной после разрушения Храма иконографической схеме. Это образы из сцены жертвоприношения Авраама, жертвенные животные, зодиакальный круг, колонны Яхин и Боаз, львы и предметы Иерусалимского храма. Самое крупное собрание предметов иудейского искусства хранится в Израильском музее (Иерусалим).

Миниатюрами украшались брачные контракты – кеттубы и пасхальные агады, а также молитвенники – махзоры. С изобретением книгопечатания традиция украшения книг продолжилась в новых формах. Самое раннее упоминание о религиозной музыке евреев находится в Библии. Там упоминаются музыкальные инструменты, использовавшиеся при богослужении – шофар (рог), кимвал, псалтырь и др. Согласно преданию, царь Давид организовал музыкальное сопровождение храмового богослужения, заключавшееся в пении псалмов. Этот хор состоял не менее чем из 12 певцов. Во время богослужения в синагоге сохранялось хоровое антифонное пение, которое дополнялось фигурой хаззана (кантора) – солиста, который вел службу. Инструментальная музыка в богослужении в синагоге не использовалась.
3.ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО  — условное название обширной области художественного творчества, вдохновленного идеями христианского учения. Более широкое понятие —  сакральное искусство; более узкое и конкретное, связанное с выполнением заказов церкви определенной конфессии, — церковное искусство как искусная многофункциональная деятельность по обустройству  храма. Различия исторических,  этнических, культурных, социальных традиций обусловили существование разных иконографических  школ, которые с большой долей обобщения иногда именуют западной и восточной.

Раннехристианское искусство охватывает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для нужд христианских общин, начиная с апостольских времен и до упрочения византийской культуры в 6 в. Древнейшие памятники находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени: эпизоды из жизни Христа, Оранта, Ноев ковчег, три отрока в печи, Даниил во рву львином, история Ионы. Миниатюра, мозаика, иконография, скульптурные саркофаги.

Средневековое христианское искусство — период  истории искусства  на  Западе, длившийся около 1000 лет. Обычно под этим термином понимается развитие искусства на территории  Европы,  Среднего Востока  и  Северной Африки.

Средневековое искусство возникло из сплава художественного наследия Римской империи и иконографических традиций ранней христианской церкви. Эти элементы перемешались с «варварским» искусством Северной Европы. Средневековое искусство оказало влияние на развитие следующих видов искусства: витраж, живопись  (гравюра,  икона,  фреска), керамика  (гончарное производство), книги (иллюминированная рукопись,  каллиграфия,  манускрипт,  минускул,  переплет  книг), металлургия  (художественная обработка металла), мозаика, надгробные памятники, реликварии, скульптура  (деревянная скульптура,  статуя), резьба по  слоновой кости, изделия из  стекла, столярное ремесло (мебель), изготовление  печатей, текстиль  (ткачество,  ковер,  гобелен,  пигменты,  средневековая одежда), ювелирное искусство.

С XV в. – открытие и исследование катакомб, развитие христианской археологии (исследование и описание молелен, усыпальниц, иероглифов, изображений, надписей, эпитафий). Далее – Реформация XVI-XVII вв., приведшая к образованию в Центральной и Северной Европе протестантского мира. Именно в это время христианские святыни: мощи святых в реликвариях (мощевиках), священные сосуды, чтимые иконы, статуи святых и их облачения, напрестольные кресты и Евангелия - были не только подвергнуты поруганию, но и попали в коллекции (позднее музеи) городских и сельских общин, богатых или знатных граждан в качестве памятников десакрализованной культуры. В России аналогичные процессы приходятся на конец XVII - начало XVIII вв. и связаны с реформами Петра I, в результате которых уже в конце XVIII столетия в России сформировались две параллельно существующие культуры: народная, средневековая, которая, собственно говоря, сформировалась давно, но с петровской поры стала занимать в новом культурном пространстве иное, подчиненное место, и вышедшая наверх, занявшая господствующее положение культура светская, гуманистическая. В конце XVIII в. изъятие церковных святынь произошло во Франции. В результате французской революции были разграблены тысячи соборов, монастырей и приходских храмов. Сотни тысяч предметов церковного обихода оказались в музеях и составили основной фонд для научных изысканий XIX в.

Русское православное искусство. Духовные основы жизни русского народа. Традиции старчества на Руси. Традиции благотворительности на Руси. Монастыри – источники российской духовности и культуры. Православная иконография. Русское церковное зодчество – сплав религии и искусства. Духовная музыка и православная церковь. Искусство колокольного звона. Духовная литература в православной церкви.


4.МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО  – условное обобщающее название различных историко-регионалъных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией – исламом.  Понятие мусульманского искусства  близко, но не совпадает с историческим типом арабского искусства. В то же время арабизм и ислам включают и немусульманские элементы культуры: традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства.

Главной особенностью мусульманского искусства считается запрет, налагаемый исламом на изображение живых существ, заимствованный из иудаизма. Идеологически «нейтральные» орнаментальные формы позволяли успешнее объединять художественные и эстетические традиции разных народов, принимавших ислам. Мусульмане-сунниты, представители наиболее ортодоксального течения ислама, требовали неукоснительного соблюдения запрета изображения человека и животных; они развивали поэзию и философию. Шииты, обходя запреты, создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры. Они использовали традиции персидского искусства, эллинистической культуры, искусства коптов. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные – перерабатывались. Так греческий меандр превратился в причудливый мотив плетения и гирих. Из коптских мотивов сохранились изображения уток, зайцев и восточных пальметт. Из Византии мусульмане заимствовали вышивку по шелку «волоченым золотом», раппортный принцип декорирования тканей с мотивами барсов и грифонов. Орнаментальные завитки арабесок и моресок, ислими сочетались с аятами – краткими фразами, стихами, строчками из Корана, написанными причудливой вязью куфического письма. Аяты вырезались на камне, майоликовых плитках, декорировавших порталы мечетей, гравировались на амулетах, оружии, татуировались на теле. Основу эстетики мусульманского искусства составляет понятие калама (арабск. kalam – письмо). Соединение двух начал мусульманского искусства, в частности, в искусстве Ирана – семитского и арийского – к концу XVI в. явственно сформировало две традиции. Одну выражает графическое и каллиграфическое искусство арабов, передающее начертаниями магических фраз состояние космоса. Вторую – живописное, пейзажное искусство, представляемое в основном мастерами не арабского происхождения. Теория двух каламов, однако, не сводится к противопоставлению аскетического суннитского и более свободного шиитского отношения к изобразительному искусству.

Обороты поэтической речи, изысканные извивы философской мысли и изобразительно-орнаментальные формы мусульманского искусства развивались параллельно, впитывая различные национальные элементы. Отсюда особенная «наука украшения» («илм-ад-бади») страницы книги, стены здания, поверхности сосуда. Эти формы нельзя называть декоративными, поскольку они представляют собой результат особенного образного мышления мусульманина, в котором архитектоника слова и изображения идентичны. 

Помимо книжной миниатюры и росписи тканей с VIII в. развивалась орнаментальная резьба по ганчу (гипсу) и дереву, с XII в. – по терракоте. В XIII-XIV вв. стены мечетей и своды, ниши – михрабы – инкрустировали разноцветным мрамором, смальтой и полудрагоценными камнями. В архитектуре использовали витражи, резные мраморные решетки на окнах. Поливные изразцы, с глазурью ярких красного, голубого, желтого, зеленого цветов делали звездчатой формы, при соединении они образовывали сложный геометрический орнамент коврового типа.

Характерная черта мусульманской архитектуры – высокие башни (минареты). Их происхождение связывают с зиккуратами древней Месопотамии. В Дамаске при династии Омейядов минареты строили квадратными в плане, в Иране – цилиндрическими. Наиболее сложную форму минареты приобрели в Египте – сочетание многогранников, меняющееся на каждом ярусе. В изделиях художественных ремесел изысканная геометрия орнаментальных построений дополняется эффектным контрастом материалов. К примеру, курсий – небольшой столик-ларец для хранения Корана – делали из латуни, инкрустировали серебром с чернью. Так же декорировали оружие, рамы зеркал, дорогие ювелирные изделия. 

2. Литература:


Асафьев Б. Русская живопись. Л. — М.: Искусство, 1966. С. 130.  

Вильямс К. Энциклопедия восточного символизма. М.: Золотой век, 1996.

Власов В.Г. Мусульманское искусство // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.

Грюнебаум Г. Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981. С. 216.

Гуадалупи Дж. Библия в искусстве. Священные места и сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. – М.: БММ, 2012.

Казовский Г. Еврейское искусство в России. 1900—1948. Этапы истории // Советское искусствознание. М.: Сов. худож. Вып. 27. 1991. С. 235, 248—250.



Рыбина Н.Я. Русское православное искусство : религиозные функции, эстетическое своеобразие, духовно- нравственный потенциал. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2005.
Стародубцев О.В . Церковное искусство. – М. : Изд-во Сретенского монастыря : Лепта Книга, 2007.

Успенский Б. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995.

Шагал М. Ангел над крышами. М.: Современник, 1989. С. 145—151.

Шукуров Ш. Искусство и тайна. М.: Алетейа, 1999.
3.Электронные ресурсы:

http://www.binetti.ru

http://www.lomonosov.org

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20366

4. Задания для работы слушателей курсов.


Задание 1. Ознакомиться с текстом учебного пособия «Культурология». Глава 1, часть II «Культура и религия» (учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006), ответить на следующие вопросы. Насколько различимы понятия «религия в культуре» и «религиозная культура»? Противоречат ли друг другу светская и теологическая концепции о месте религии в культуре? Каковы сущностные характеристики религии в культуре? Дайте понятие духовности. Дайте понятие религиозности.
Задание 2. Составьте словари основных искусствоведческих терминов, имеющих отношение к искусству буддизма, иудаизма, христианства и ислама.

Например. Искусство буддизма. Словарь.

Асуры  - божества низкого ранга в  буддизме  и  индуизме  (иногда называются  демонами,  титанами, полубогами, антибогами).

Бодхисатва – «существо, стремящееся к пробуждению» - тот, кто стремится стать Буддой.




Такт: умение сообщить гостям, что день рождения уже четыре часа как закончился. Янина Ипохорская
ещё >>