Рельеф и полезные ископаемые Африки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Понятия и термины (полезные ископаемые, руда, месторождение, рудопроявление) 6 1252.96kb.
Вопросы на установление причинно-следственных связей на уроках географии... 1 182.64kb.
Урок по теме «австралия. Географическое положение. История открытия... 1 75.62kb.
Компоненты природы Нижегородской области: Рельеф и полезные ископаемые 1 41.96kb.
Полезные ископаемые 1 131.33kb.
Конспект урока окружающего мира с использованием икт "Путешествие... 1 83.52kb.
Рельеф и полезные ископаемые Австралии 1 39.22kb.
Урок по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые... 1 23.85kb.
Учительские находки Горные породы, слагающие Земную кору. Полезные... 1 45.97kb.
Урок по теме: "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые... 1 39.58kb.
«Рельеф России» (8 класс) 1 48.71kb.
Тема: «Рельеф Земли» 1 25.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рельеф и полезные ископаемые Африки - страница №1/1

УРОК

ПО ГЕОГРАФИИ

В 7 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:


«Рельеф и полезные ископаемые Африки».


Учитель географии:

МОУ СОШ №23


Вахмянина Елена Викторовна.
Копейский городской округ

2012 г.

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Африки.


Тип урока: комбинированный урок.

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная.

Цели и задачи урока:

  • образовательная:

  1. познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки;

  2. проследить взаимосвязь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми материка;

  3. называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Африки.



  • развивающая:

    1. развивать мыслительной деятельности учащихся при работе с картографическим материалом;

    2. развивать внимание, память, географическое мышление;

    3. развивать интерес к предмету.



  • воспитательная:

    1. воспитывать общий интерес к познанию;

    2. формировать умение слушать своих одноклассников.



Учащиеся должны знать:


особенности рельефа Африки, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.

Учащиеся должны уметь:


сопоставлять карту физическую и карту «Строение земной коры»; называть и показывать

на карте основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых материка.



Основные термины и понятия:


рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан,

нагорье, полезные ископаемые.



Номенклатура:

горы Атлас, Капские, Драконовы; Эфиопское нагорье, нагорья Ахаггар, Тибести,

Восточно- Африканское плоскогорье; вулканы Килиманджаро, Кения.

Средства обучения:


физическая карта Африки, атлас 7 класса, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Методы обучения:


репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Практическая работа:


«Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».


Ход урока:

Этапы урока

Дидакти-ческая задача

Содержание учебного материала

Деятель-ность

ученика

Деятель-ность учителя

Показатели реального результата решения задач

Методы обуче-ния

Время

I.

Орга-низа-цион-ный момент.



Активизация внимания, создание положитель-ного настроя на активную работу.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, все ли готово к уроку? Аккуратно ли выглядит ваше рабочее место?


Стоя, приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.


Проверка готовности учащихся к уроку.



Готовность и настрой класса.

На экране – заставка к уроку.






1 мин

II.

Про-верка домаш-неего задания



Осуществ-ление оператив-ного контроля за знаниями учащихся.


- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
1. Ребята, посмотрите на экран. Перед вами кроссворд. Решив его, мы повторим основные географические объекты ГП Африки.
2. Дать ФГП Африки по плану.


О географическом положении Африки.

1. Учащиеся фронтально отвечают на вопросы учителя.

2. Полный устный ответ учащегося по теме «Физико-географическое положение Африки».

Задает вопросы.

Показ слайдов – кроссворда.

Показ слайда «План характерис-тики ФГП материка».





1.Решение кроссворда на знание номенклатуры по изученной теме.

2. Опрос по теме «Физико-географичес-кое положение Африки».



Репродук-тивный.

5 мин

III.

Подго-товка уча-щихся к актив-ному и созна-тель-ному усвое-нию нового матери-ала.



Организо-вать познава-тельную деятельность учащихся.

Знакомство с темой и целью урока.



- Мы продолжаем путешествие по Африке. И сегодня познакомимся с темой - «Рельеф и полезные ископаемые Африки».

- Цель урока – изучить особенности рельефа Африки, выяснить причины, обусловившие эти особенности, а также познакомиться с полезными ископаемыми материка.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Записывают число и тему урока в тетрадь.



Объявляет тему и цель урока.


Показ слайдов.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
Число и тема урока в тетрадях.




2 мин

IV.

Актуа-лизация знаний.



Установить уровень готовности учащихся к изучению нового материала.

- Без знания особенностей рельефа нельзя понять характер течения рек, распределение осадков, почв, растительности и других компонентов природы. Поэтому изучение природы материка и любой территории обычно начинают с рельефа.

- Ребята, вспомните из курса 6 класса, что такое рельеф?

- Назовите основные формы рельефа.

- Как горы и равнины различаются по абсолютной высоте?

- Каким цветом изображаются на картах горы?

А – равнины?

- От чего зависит размещение крупных форм рельефа?

- Какие основные тектонические структуры вы знаете?

- Что такое платформа?

- Какова зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

- Какие факторы влияют на образование и развитие рельефа?

Эндогенные – создают различные формы рельефа, а экзогенные – сглаживают их.




Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту.
Горы и равнины.
Горы: низкие, средние, высокие, высочайшие. Равнины: низменности, возвышенности, плоскогорья.
Горы – коричневым,
Равнины – желтым и зеленым цветом.
От строения земной коры.
Платформы и складчатые области.

Древний устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит твердый кристаллический фундамент, перекрытый осадочным чехлом.
Равнины располагаются на платформах, а горы – в районах складчатости.
Внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).


Задает наводящие вопросы ученикам.




Повторение

опорных знаний, без которых нельзя приступить к изучению нового материала, проходит в органической связи с объяснением нового.



Репродук-тивный.


3 мин


V.

Усвое-ние новых знаний.



Дать информа-цию с познава-тельной целью.


- Ребята, какие формы рельефа есть в Африке? Откройте атласы на стр. 14, посмотрите внимательно на физическую карту Африки.

- Какие формы рельефа преобладают на территории материка?

- Ребята, как вы думаете, с чем связанно преобладание возвышенных равнин, т.е. плоскогорий на территории Африки? Почему горы и низменности занимают в Африке сравнительно небольшую площадь?

- Откройте карту строения земной коры на стр. 4-5 атласа. Найдите на данной карте Африку.

- Какая тектоническая структура лежит в основе материка?

В основе материка залегает древнейшая платформа, которая в далеком прошлом была частью огромного древнего материка Гондвана, и поэтому в рельефе Африки преобладают возвышенные равнины. Меньшую площадь занимают складчатые пояса, следовательно, горы расположены на небольшой площади. Гондвана простиралась в южном полушарии, и под влиянием внутренних процессов Земли этот материк раскололся на отдельные глыбы. Одна из этих глыб и есть материк Африка. Разломы обусловили прямолинейность берегов. Края материка неоднократно поднимались, поэтому преобладают обрывистые берега. У побережий океанов узкой полосой расположены низменности. Основание Африки складывают кристаллические, чрезвычайно плотные породы - граниты, гнейсы, базальты. Возраст горных пород платформы составляет 2-3 млрд. лет и белее. Образовавшиеся здесь прежде высокие горные системы под влиянием внешних сил разрушались. На месте гор появились огромные волнистые равнины, над которыми кое-где возвышаются кристаллические массивы. Это участки, которые не покрытые чехлом, где на поверхность выходит фундамент, например нагорье Ахаггар и Тибести. Они имеют большую высоту.

- В какой части материка находятся складчатые пояса?

- Определите район новой складчатости? Каким цветом показана она на карте «Строения земной коры»?

- Давайте откроем физическую карту Африки на стр. 14 и сопоставим с картой строения земной коры.

Какие горы соответствуют области новой складчатости?

Северные склоны Атласких гор – единственная область новой складчатости Африки – образовались одновременно с Альпами и Гималаями в результате столкновения литосферных плит. Каких?

- Какой вывод можно сделать, Атлас – это молодые складчатые горы или старые глыбовые горы?

- Но для Африки характерны главным образом глыбовые горы. А в чем отличия складчатых гор от глыбовых? Складчатые горы возникли под действие внутренних сил Земли, породы сминались в складки и поднялись на большую высоту. В складчатых горах хребты чаще всего простираются параллельно друг другу.

Глыбовые горы состоят из твердых кристаллических пород. Такие породы под действием внутренних сил сминать в складки не могут. Они растрескиваются, обламываются, и одни участки поднимаются вверх (горсты), другие опускаются (грабены). Имеют крутые отвесные склоны, плоские вершины. Так образовалось в Африке Восточно - Африканское плоскогорье и Эфиопское нагорье.

- Ребята, сейчас, используя физическую карту Африки, сравните по высоте восточную и южную части Африки с северной и западной. Определите, где рельеф более высокий?

- Итак, по рельефу ученые делят Африку на Высокую и Низкую. В северной и западной части Африки фундамент платформы закрыт чехлом осадочных пород. Это так называемая Низкая Африка с высотами от 200 до 500 м. Помимо континентальных отложений, широко развиты морские, т.к. значительная часть Низкой Африки длительное время была занята морем. Именно в этой части находятся горы Атлас, нагорья Ахаггар, Тибести; обширные равнинные территории пустынь Сахара и Ливийская.

Восточная и Южная Африка наиболее высокие части материка. Это так называемая Высокая Африка. Здесь находятся главным образом складчато-глыбовые и глыбовые горы. Вдоль восточных окраин Африки располагаются активизированные участки земной коры, на которых происходили поднятия и крупнейшие на суше разломы земной коры. Полоса так называемых Восточно-Африканских разломов простирается на 6000 км. Она идет вдоль Красного моря, через Эфиопское нагорье (нагорье – горная страна, состоящая из горных хребтов и высоко расположенных над уровнем моря ровных участков земной поверхности) и Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь происходит раздвижение (расхождение) Африканской литосферной плиты, поэтому часты землетрясения и извержения вулканов. В результате одни участки земной коры поднялись, другие – опускались. Так возникли плосковершинные глыбовые горы и глубочайшие впадины Восточной Африки. Во многих из них находятся узкие и глубокие озера (Танганьика, Ньяса). Разломы в земной коре сопровождались вулканической деятельностью, излиянием лавы, растекавшись на огромные пространства. И теперь на Восточно-Африканском плоскогорье много потухших и действующих вулканов. Наиболее известен из них самый крупный потухший вулкан Килиманджаро (5895 м) На языке суахили название «Килимангара» - означает «гора бога холода», по другой версии «сияющая гора». У вулкана три вершины, на которых постоянно лежит снег, хотя вулкан находится вблизи экватора. Также здесь находится потухший вулкан Кения. Эфиопское нагорье состоит из высоких плато – возвышенных равнин, сложенными горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами. Большая часть нагорья покрыта толщей застывшей лавы. Нагорье круто обрывается к востоку и югу. В юго-восточной части материка находятся Драконовы горы. Со стороны Индийского океана они образуют крупные ступенчатые склоны и производят впечатление высокого горного хребта. Самый юг материка окаймляют плосковершинные Капские горы.



Полезные ископаемые.

- Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Размещение их объясняется строением земной коры и условиями образования горных пород. Многие из них представлены крупнейшими месторождениями в мире.

В Южной и Восточной Африке рудные полезные ископаемые залегают неглубоко. Руды черных металлов: железные, хромовые, марганцевые. Руды цветных металлов: медные, алюминиевые. А также имеются месторождения урановых руд, золота, драгоценных камней.

В Африке добывают самое большое количество алмазов в мире. Их используют не только для изготовления драгоценных камней, но и в промышленности благодаря их твёрдости.

Там, где преобладают осадочные породы, расположены месторождения каменного угля , различных солей, марганцевых руд и т. д. В северной части материка и на побережье Гвинейского залива огромные запасы обнаружены огромные запасы нефти и газа.

Богата Африка фосфоритами, из которых вырабатывают удобрения . Основные месторождения их находятся на севере материка. В Африке имеются месторождения золота. Например, в Эфиопии.

Недра Африки еще исследованы не до конца – ведется разведка полезных ископаемых.





Горы и равнины.


Равнины высотой 200 – 1000м. (т. е. плоскогорья)
?


В основании материка лежит Африкано-Аравийская платформа.

Слушают рассказ учителя.

Находят в атласах низменные территории.

На северо-западе, в восточной части материка.

На северо-западе Африки находится область новой складчатости.

Горы Атлас.

Африканской и Евразийской.
Горы Атлас – это молодые складчатые горы.

Северная и западная части материка ниже южной и восточной.

Просмотр слайдов.


Просмотр слайдов.

Учащиеся находят формы рельефа в атласах.

Просмотр слайдов.

Учащиеся находят географические объекты на карте в атласах.

Просмотр слайдов.


Слушают рассказ учителя.


По карте находят месторождения полезных ископаемых.



Учитель ведет объяснение нового материала путем беседы по картам «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки».

Показ на карте низмен-ностей.

Показ слайдов.


Показ слайдов.

Показ слайдов.

Показ слайдов.

Показывает месторожде-ния полезных ископаемых на настенной карте.


Изучение нового материала проходит в органической связи с повторением

опорных знаний.

Выделение главных моментов. Способность делать выводы.

Наложение физической карты Африки на карту строения земной коры.

Выделение главных моментов.

Приведение в системный порядок полученные знания.

Работа с картой «Африка».

Способность делать выводы.

Частич-но-поиско-вый.

Объясни-тельно-иллюст-ративный

Объясни-тельно-иллюст-ративный

Репро-дуктив-ный.

Объясни-тельно-иллюст-ративный

Объясни-тельно-иллюст-ративный

Объясни-тельно-иллюст-ративный


Объясни-тельно-иллюст-ративный


Репро-дуктив-ный.

Объясни-тельно-иллюст-ративный

Объясни-тельно-иллюст-ративный





15 мин


VI. Закреп-ление изучен-ного матери-ала.


Проверить степень усвоения материала.



Итак, давайте вспомним:


  1. Что лежит в основе материка?

  2. Как называется платформа?

  3. Какая форма рельефа преобладает в Африке?

  4. Равнины какой высоты преобладают?

  5. Наивысшая точка Африки - вулкан…?

  6. По преобладающим высотам, на какие территории делят Африку?

  7. Какими полезными ископаемыми богата Африка?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Фронталь-ный опрос учащихся.

Нахождение ответов на поставленные вопросы.

Репродук-тивный.

2 мин

VII. Практи-ческая работа.

Продол-жить формиро-вание умений работы с контурной картой.


- Ребята, откройте рабочие тетради на стр. 28-29. Обратите внимание на практическую работу №7 задание 1.

- Давайте вспомним формы рельефа, которые мы сегодня изучили на уроке и обозначим на контурной карте.


Горы Атлас, Капские, Драконовы; Эфиопское нагорье, нагорья Ахаггар, Тибести, Восточно- Африканское плоскогорье; вулканы Килиманджаро, Камерун, Кения.

- А теперь, задание 2. Обозначьте месторождения полезных ископаемых с помощью условных знаков.

- Задание 3. Обозначить формы рельефа цветовым фоном.

Ученики отмечают на контурной карте основные формы рельефа Африки и крупные месторождения полезных ископаемых.



Учитель контроли-рует выполнение практичес-кой работы.


Показ слайда.

Номенкла-тура по рельефу Африки – на доске.



Возможно завершение работы на контурных картах дома.



Репродук-тивный.



10 мин

VIII.

Инст-руктаж по выпол-нению домаш-него задания



Мотивиро-вание домашнего задания.

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 121-124 учебника, ответить на вопросы после параграфа.

(П. 15)


Записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы.




Реализация условий для успешного выполнения домашнего задания учащимися.




1 мин

IX.

Итог урока.




Объективное оценивание уровня достигну-тых целей урока.

- Сегодня на уроке вы узнали об особенностях рельефа Африки. Рельеф, влияет на другие компоненты природы, в частности на климат. Вот о климате вы узнаете на следующем уроке.

- Благодарю вас за активную работу на уроке!






Учитель благодарит всех за работу, поощряет учащихся за грамотные и правильные ответы на уроке.

Подведение итогов урока. Выставление в журнал оценок за урок.





1 мин

X.

Допол-нитель-ный мате-риал.


Если осталось время на уроке.


Задание: узнай по описанию:

1. Этот географический объект Африки является частью Африканской платформы. Его склоны покрывают жёстколистные леса. Он располагается южнее тропика. Максимальная высота 3482м. Осадков выпадает больше на восточных склонах. Омывается течением мыса Игольного. Из культурных растений выращивают цитрусовые, оливки, арахис.

2. Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки вулканических конусов возвышаются над местностью. На западе и юге склоны круты и обрывисты. Хорошо выражена высотная поясность. Выше 1800 метров вечнозелёные леса сменяются саваннами. Здесь находится один из истоков Нила.


Ученики слушают описание географического объекта и пытаются его узнать.

(Драконовы горы).

(Эфиопское нагорье).







Частич-но-поиско-вый.







ПРИЛОЖЕНИЕ




Я отказался участвовать в его похоронах, но послал очень вежливое письмо, в котором одобрил это мероприятие. Марк Твен
ещё >>