Ректор спбгу стал заместителем председателя Совета при Президенте РФ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ректор спбгу стал заместителем главы Совета России по науке, технологиям... 6 598.15kb.
Главная (подиумная) дискуссия1 Ведущий 1 80.54kb.
Интервью с первым заместителем председателя комитета совета федерации... 1 67.4kb.
Ведущие открытых лекций 1 214.67kb.
Ведущие открытых лекций 1 101.88kb.
Ректор спбгу избран Председателем Совета ректоров вузов Северо-Запада РФ 1 254.08kb.
«20 лет эпохи перемен. Как это отразилось на развитии российского... 1 18.46kb.
Программа кандидата на пост Председателя Студенческого Совета факультета... 1 20.12kb.
Выборы председателя и заместителей молодежного совета при главе города... 1 16.74kb.
Состав Совета по науке и образованию при Президенте РФ 1 69.43kb.
Состав Совета по противодействию коррупции в г. Казани 1 35.9kb.
Очевидцы: сотрудник фскн в Нальчике погиб как герой 12 714.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ректор спбгу стал заместителем председателя Совета при Президенте РФ - страница №1/2

Санкт-Петербургский

Государственный университет

Управление по связям
с общественностью





Saint-Petersburg

State University

Public relations office

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7-9

Тел/факс +7-812-328 0402



1724

199034, Russia, Saint-Petersburg,

Universitetskaya nab. 7-9



Phone/fax +7-812-328 0402


Санкт-Петербургский государственный университет

10/09/2010

СПбГУ

Тема: Ректор СПбГУ стал заместителем председателя Совета при Президенте РФ

Ректор СПбГУ назначен зампредседателя Совета при президенте РФ по науке 3


Источник: Санкт-Петербург.ru, Дата: 10/09/2010

Тема: Круглый стол в СПбГУ

Социальная ответственность бизнеса 4


Источник: Zdr-gazeta.ru, Дата: 10/09/2010
Тема: (Упоминание) Рейтинг вузов по версии компании Quacquarelli Symonds

Западные рейтинги не замечают российские ВУЗы. Несправедливо или закономерно? 5


Источник: Finam.info, Дата: 09/09/2010
Тема: (Упоминание) Рейтинг вузов по версии компании Quacquarelli Symonds

МГУ имени Ломоносова поднялся в рейтинге лучших вузов мира 8


Источник: Wday.ru, Дата: 09/09/2010
Тема: (Упоминание) СПбГУ вошел в топ-500 "шанхайского" рейтинга вузов

Российский гранит науки стал слаще для иностранных студентов 9


Источник: Newsinfo, Дата: 10/09/2010
Тема: (Упоминание) Рейтинг вузов

Составители топа самых популярных вузов недооценили Петербург 10


Источник: Комсомольская правда в Санкт-Петербурге, Дата: 10/09/2010
Тема: (Упоминание) Комментарий и. о. декана ВШМ СПбГУ

Учебная тревога 12


Источник: Секрет фирмы, Дата: 10/09/2010
Тема: (Упоминание) Театр-студия СПбГУ – участник мюзикла «Свидание в ЦПКиО»

ЦПКиО им. С.М.Кирова отпразднует день рождения постановкой мюзикла 18


Источник: БалтИнфо.ru, Дата: 09/09/2010
Тема: (Упоминание) СПбГУ – организатор Регионального Центра довузовской подготовки в г. Новороссийске

Хочешь поступить в институт – иди на курсы! 19


Источник: Муниципальная новостная лента г.Новороссийска, Дата: 09/09/2010
Тема: (Упоминание) Комментарий по поводу статьи профессора СПбГУ

Александр Малнач: Экономика Латвии. Диагноз и лечение 20


Источник: REGNUM, Дата: 09/09/2010

Тема: (Упоминание) Рецензия заведующего кафедрой радио и телевидения СПбГУ

Дорога, ведущая в никуда 24


Источник: Невское время, Дата: 09/09/2010
Тема: Скульптуры дворика СПбГУ

Завидую первокурснику 26


Источник: Санкт-Петербургские ведомости, Дата: 09/09/2010


МГУ
Тема: Скандальный учебник по истории МГУ

Ученых из МГУ хотят судить в Грозном 27


Источник: Комсомольская правда, Дата: 10/09/2010
Тема: Позиция ректора МГУ о российском образовании

Ректор МГУ: в российском образовании происходит смена полюсов 30


Источник: Вести.ру, Дата: 10/09/2010
Тема: (Упоминание) Ученые МГУ принимали участие в создании нового заповедника «Утриш»

Экологи называют половинчатым решение о создании заповедника "Утриш" 31


Источник: РИА Новости, Дата: 10/09/2010
Тема: Ректор МГУ В.А. Садовничий выступит на Международном Арктическом форуме

На международном форуме в Москве обсудят проблемы освоения Арктики 32


Источник: РИА Новости, Дата: 10/09/2010


СПбГУ
Ректор СПбГУ назначен зампредседателя Совета при президенте РФ по науке

Источник: Санкт-Петербург.ру, Дата: 10/09/2010

Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил новый состав Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию.

Председателем Совета традиционно является сам глава государства. Его заместителями назначены ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) профессор Николай Кропачев и президент Российской академии наук, академик РАН Юрий Осипов.

Совет при президенте РФ по науке и высоким технологиям действует с 2001 года (в 2004 году в сферу компетенции совета добавлено образование). Основные задачи Совета — выработка приоритетных направлений государственной научно-технической политики, экспертиза соответствующих законов и нормативных актов, осуществление обратной связи между руководителем страны и научной общественностью.

Кроме того, Совет выдвигает кандидатов на присуждение Госпремии РФ в области науки и технологий, осуществляет координацию деятельности научных и образовательных учреждений, в том числе и на международном уровне.

Помимо большого вклада в разработку пяти приоритетных направлений развития экономики РФ, Совет контролирует ход реформ в системе науки и высшей школы, занимается созданием условий для решения проблемы сохранения и обновления научных кадров. В частности, под эгидой Совета разрабатываются программы поиска и поддержки одаренных детей в РФ.

Отметим, что СПбГУ, получивший в прошлом году особый статус, является первопроходцем по многим направлениям организации учебного и научного процессов: принятию собственных образовательных стандартов и диплома, переходу на проектный метод стратегического планирования и финансирования и др.

Социальная ответственность бизнеса

Источник: Zdr-gazeta.ru, Дата: 10/09/2010

Проблемы социальной ответственности бизнеса были рассмотрены на круглом столе в Санкт-Петербургском государственном университете. В Высшей школе менеджмента СПбГУ собрались представители частных фирм, социальные работники, специалисты PR, журналисты.

Общество и бизнес: кто кому должен? Приоритетом любого бизнесмена является получение прибыли, но хозяин не может не думать о человеке. Как отметил модератор форума, директор центра корпоративной социальной ответственности Юрий Благов, это подразумевает экономическую, экологическую и социальную деятельность. Социальные инвестиции направляются на развитие персонала, местного сообщества, охрану природы, здоровья и труда работников, на отношения с деловыми партнёрами.

Яркий пример решения задач собственного эффективного развития путём развития региона привела представитель ОАО «Северсталь» Наталья Поппель. В имеющей 92 тысячи сотрудников компании десятки филиалов в России и за границей. Разнообразная работа проводится в родном Череповце: бизнес-инкубатор, решение экологических проблем, борьба с беспризорничеством.

Об интересном опыте авиакомпании «Трансаэро» рассказала Елена Журавлёва. Здесь развивают корпоративное волонтёрство. В компании создан клуб волонтёров, где добровольные помощники обмениваются опытом. В «Трансаэро» существует проблема коммуникации сотрудников разных филиалов, линейного и офисного персонала. А волонтёрство и другие благотворительные программы помогают это преодолевать, повышать лояльность персонала к компании.

Как отметили компании-участники, в эпоху кризиса социальные инвестиции у них не упали, а, наоборот, выросли. Представитель компании «ТЕТРА Электрик», где отмечен двукратный рост, поделился выработанными в ходе благотворительной деятельности заповедями: нет скучным презентациям и длинным речам; не просто перечислять средства – отслеживать их целевое назначение; поддерживать тех, кому кроме тебя никто не поможет.



Западные рейтинги не замечают российские ВУЗы. Несправедливо или закономерно?
Источник: Finam.info, Дата: 09/09/2010

Компания Quacquarelli Symonds, специализирующаяся на международном образовании, составила рейтинг 200 лучших ВУЗов мира. Из российских университетов в него попал только МГУ, да и тот занял всего лишь 93-е место.

Российские ВУЗы на Западе не котируются

За все время составления рейтинга лучших ВУЗов мира (с 2004 года), только один российский ВУЗ - Московский государственный университет - удостаивался чести называться одним из лучших в мире. В 2010 году он набрал 66,12 баллов из 100 возможных, таким образом вернув себе позицию 2006 года. Среди достоинств университета была названа большая библиотека, постоянно пополняющаяся трудами сотрудников и учащихся университета. После получения 93 места в 2006 году, рейтинг университета резко упал до 231 места в 2007-ом. В 2008 году ВУЗ стал 183-им, а в 2009 году немного не дотянул до вхождения в первую сотню, заняв 101 место.

"Я не согласен с 93-им местом МГУ в рейтинге QS и считаю, что среди европейских ВУЗов МГУ уверенно входит в первую десятку, а среди мировых - чуть ниже", - комментирует Финам.инфо профессор юридического факультета МГУ Евгений Колюшин.

А вот руководитель проектов независимого рейтингового агентства Рейтор Алексей Чаплыгин считает, что "93-е место МГУ - довольно неплохой результат", хотя представители ВУЗа и считают его несправедливым.

По количеству университетов, попавших в рейтинг, Россия стоит в одном ряду с такими странами, как Таиланд, Индия, Финляндия и Южная Африка. Больше всего получивших международное признание университетов находится в США (53), за ними следует Великобритания (30), Германия (12) и Нидерланды (12). Также среди экспортеров качественного образования можно назвать Канаду и Японию (по 10 ВУЗов этих стран попали в топ-200).

Первое место в рейтинге лучших ВУЗов мира занял Кембриджский университет, обогнав в этом году Гарвард, опустившийся на 2-е место. Третье место эксперты Quacquarelli Symonds отдали Йельскому университету.

Зарубежные рейтинги - это несправедливо?

Ректоры российских ВУЗов уже довольно долго заявляют о том, что недовольны результатами рейтинга QS. Ничего удивительного: результаты рейтинга подмывают репутации российских ВУЗов. "Последние несколько лет феномен рейтинга QS стал играть на репутационный потенциал ВУЗа, и учебные заведения, не попавшие в этот рейтинг, считают, что они фиксируют репутационные потери", - говорит Алексей Чаплыгин. В 2009 году вокруг международного рейтинга ВУЗов разгорелся скандал. Российские ректоры обвиняли составителей рейтинга в использовании недостаточно релевантной методологии, которая обеспечила сильный "перекос" в сторону англоговорящих стран и необъективно отразила образовательную ситуацию в мире. В пику зарубежному рейтингу в России агентством Рейтор был составлен собственный мировой рейтинг ВУЗов (смотри таблицу внизу).

Он дал впечатляющие результаты: МГУ обошел Гарвард, Стэнфорд и Кембридж и занял 5 место. Помимо МГУ, в 100 лучших ВУЗов вошли МГТУ им. Баумана (55-е место) и СПбГУ (84-е место).

По слухам, представители QS даже приехали в Москву пообщаться с представителями российских академических кругов, чтобы избежать мирового скандала, однако так ни о чем не договорились.

Методологию улучшили, а ВУЗ и ныне там

Впрочем, определенные плоды возмущение России и некоторых третьих стран, обойденных рейтингом, все-таки принесло. Специалисты QS в 2010 году занялись улучшением методологии, и рейтинг 2010 года был составлен с учетом этих улучшений. В частности, были уточнены принципы отбора ВУЗов. Они отбираются путем анализа национальных рейтингов ВУЗов, путем опросов представителей академического сообщества, учета географического баланса. Любой ВУЗ также может сам внести заявку на участие в рейтинге. Таким образом, было сначала отобрано 2500 ВУЗов, затем их количество сократилось до 660, и в итоге был составлен рейтинг 200 лучших.

Изменилась методология вычисления академического индекса ВУЗов: QS стали опрашивать более широкий круг ученых, составляющих академическое сообщество. Всего в опросе приняли участие более 40 тыс. представителей мирового академического сообщества. Впрочем, среди них все еще существует численный перевес в сторону ученых из США и Великобритании.

Также было расширено число опрашиваемых работодателей, в результате анализа мнений которых вычисляется индекс репутации ВУЗа среди работодателей.

Кроме того, рейтинг составляется с учетом показателя относительной численности студентов, приходящихся на одного преподавателя, доли иностранных студентов от общего контингента обучающихся и числа цитирований научных публикаций, приходящихся на одного преподавателя.

Чтобы российские ВУЗы попадали в международные рейтинги, надо менять всю систему

Однако, несмотря на то, что методология подсчета была несколько улучшена, российским ВУЗам все равно не удалось занять в рейтинге достойные места. В 2009 году лаборатория Cybermetrics Lab оценила сайты ВУЗов мира и составила согласно этим оценкам международный рейтинг. Российские ВУЗы в очередной раз остались за бортом: МГУ тогда занял там лишь 186-ое место, другие ВУЗы традиционно не вошли в первые 200 университетов. Международные рейтинги поют в унисон, исключая российские ВУЗы из числа признанных высших учебных заведений, и это не может не настораживать. Может быть, действительно, отечественные университеты имеют низкий статус в глазах мирового сообщества, а дипломы российских ВУЗов не котируются у работодателей?

Российские ВУЗы недостаточно активны на международной арене и производят мало интеллектуального продукта, рассказал корреспонденту Финам.инфо руководитель проектов независимого рейтингового агентства Рейтор Алексей Чаплыгин."Особую роль в рейтинге ВУЗов QS играет опрос мирового академического сообщества - профессуры, деканов, преподавателей, которые называют лучшие, по их мнению, ВУЗы не из своей страны. Так как американские учебные заведения обладают огромной активностью в международной деятельности и сотрудничают с обширным количеством ВУЗов по всему миру, то академическое сообщество нередко называет их, - говорит он. - Еще одним ключевым моментом попадания в ТОП-200 служит проведение в ВУЗах США и Великобританииисследовательской работы и непрерывное создание интеллектуального продукта. Научные труды размещают в специальных рецензированных изданиях, и у них очень высокий уровень цитирования. Это один из важных критериев, по которому американские и английские ВУЗы попадают в рейтинг QS.В российских ВУЗах не так развит уровень написания исследовательских трудов, как в США и Великобритании".

Почему так происходит? Дело в том, что российская система образования в корне отлична от западной. "Критерии рейтинга QS заведомо дают фору зарубежным ВУЗам. В США научный потенциал сосредоточен в университетах, поэтому доля исследовательских работ в ВУЗах у них выше. По сравнению с Америкой и Великобританией у нас разная структура образования- в России ВУЗЫ выполняют учебные функции, а наукой занимается Академия наук", - объясняет Евгений Колюшин. Согласно правилам QS, в рейтинге не может учитываться научное заведение, не имеющее собственных студентов. В российском случае это как раз Академия наук.

Для того, чтобы увеличить число российских ВУЗов в ТОП-200 QS, нужно "менять всю национально-образовательную систему в целом, и каждый отдельный ВУЗ в частности", уверен Алексей Чаплыгин.



МГУ имени Ломоносова поднялся в рейтинге лучших вузов мира
Источник: Wday.ru, Дата: 09/09/2010

МГУ имени Ломоносова попал в сотню лучших вузов мира по итогам ежегодного рейтинга, составленного компанией QS World University Rankings.

В прошлом году он лишь на одну ступеньку отстал от ведущих университетов, заняв 101-ю позицию, тогда как еще в 2008 году стоял аж на 183-м месте, сильно отстав от Санкт-Петербургского госуниверситета, который находился на 163-й строке. В этом году МГУ занял уже 93-ю ступеньку. Кстати, в недавно опубликованном рейтинге по среднему баллу ЕГЭ он занимает лишь пятую строчку.

При оценке вузов используются следующие критерии: 40% дается за репутацию заведения в академических кругах, 10% – за востребованность выпускников при трудоустройстве. 20% – за количество письменных работ преподавателей и ссылок на них в трудах других научных деятелей. Еще 20% учитывают, сколько учителей приходится на одного студента. И наконец, 10% – это количество иностранных абитуриентов.

Не изменяя традициям, в первых строчках рейтинга стоят английский Кембридж и университеты Гарвард и Йелль. Всего в десятку вошли шесть американских и четыре британских вуза. Азиатских университетов во всей таблице насчитывается не более 15.

Российский гранит науки стал слаще для иностранных студентов
Источник: Newsinfo, Дата: 10/09/2010

В ФМС отмечают рост количества иностранных студентов, приезжающих на учебу в Россию. Как отметил и.о. начальника управления ФМС по Москве Владимир Иванов, "общий прирост прибывающих на учебу в Москву больше примерно на 20%, чем в прошлом году". Он, в частности, отметил, что студентов из Китая в московский регион за восемь месяцев прибыло 1 341 человек, что больше на 22%, чем в прошлом году.

В свою очередь, начальник управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева, что количество приезжающих на учебу выросло и в этом регионе, на 10-12% по сравнению с прошлым годом. По ее данным, большинство приезжих студентов - граждане стран СНГ, Индии и Китая, сообщает Интерфакс.

Отметим, что МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) вошли в топ-500 "шанхайского" рейтинга вузов - одного из наиболее влиятельных глобальных образовательных рейтингов, сообщает в понедельник пресс-служба Российского союза ректоров.

Академический Рейтинг Мировых Университетов (ARWU) с 2003 года составляется Центром исследования мировых университетов Шанхайского университета Цзяо Тун (Center for World-Class Universities of Shanghai Jiao Tong University - CWCU). Партнером CWCU является Европейский центр высшего образования при ЮНЕСКО. Он охватывает 500 лучших университетов мира. Вузы ранжируются согласно параметрам, в числе которых количество выпускников и сотрудников - лауреатов Нобелевской или Филдсовской премий, количество научных статей, опубликованных в международных научных изданиях, показатели научного индекса цитирования, размер университета и так далее.

Составители топа самых популярных вузов недооценили Петербург

Источник: Комсомольская правда в Санкт-Петербурге, Дата: 10/09/2010

Ошибки исправлены: из аутсайдеров институты, академии и университеты Северной столицы выбились в лидеры.

Самые умные первокурсники станут врачами.

Почти месяц московские аналитики по заданию Общественной палаты играли в абитуриентов: сидели на сайтах российских вузов, искали списки зачисленных. Своих фамилий они там так и не обнаружили, зато разразились фундаментальным исследованием – топом самых популярных вузов России.

Демо-версию рейтинга петербуржцам прокручивать удобнее с конца. По традиции в аутсайдерах морские, аграрные, лесотехнические институты – места в четвертой сотне. Но и элита петербуржских храмов науки забралась не так высоко: у ИНЖЭКОНа – 40 место, у СПбГУ – только 33-ее. И это по России?

- Мы считали средний балл ЕГЭ у зачисленных, согласно данным размещенным на сайтах приемных комиссий. У нас ошибок быть не может. Просто некоторые учебные заведения, чтобы не отпугивать абитуриентов, видимо занижали данные, – рассказывает начальник пресс-службы ГУ ВШЭ, института обнародовавшего рейтинг, Дмитрий Воробьев. – Сейчас у нас шквал звонков из регионов. Рейтинг исправляем в режиме он-лайн.

В последней редакции топа СПбГУ разместился на 16 позиции - это второе место среди классических университетов в России. На 24-ое забралась Санкт-Петербургская государственная педиатрическая академия, следом за ней Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия. Самые умные первокурсники в Северной столицы в медицинском госуниверситете им. Павлова. Этот университет лучший в стране среди заведений, где готовят врачей. Ему досталось почетное седьмое место в топе среди всех вузов России. Неожиданно из рейтинга выбыл ИНЖЭКОН – его обновленный результат никак не могут найти составители. Аграрный, морской и лесотехнический университет по-прежнему замыкают топ. На первый курс в них абитуриентов брали с результатами ниже 50 баллов, - в пересчете на пятибалльную систему это тройки с большим минусом.

Рейтинг вузов по средним баллам ЕГЭ зачисленных:

1 Московский физико-технический институт (МФТИ) – 86,3

2 Московский госуниверситет международных отношений (МГИМО) – 85,8

3 Государственный университет Высшая школа Экономики (МИФИ) – 82,8

4 Финансовый университет при правительстве РФ – 82,2

5 Московский госуниверситет им Ломоносова (МГУ) – 81,6

6 Санкт-Петербургский медицинский госуниверситет им. Павлова – 81,6

7 Московская медакадемия им. Сеченова – 79,8

8 Дагестанская государственная медицинская академия Махачкала – 79,7

9 Московский медицинский стоматологический университет – 78,7

10 Российский госуниверситет нефти и газа им. Губкина – 77,6

16 Санкт-Петербургский госуниверситет (СПбГУ) – 76,7



24 Санкт-Петербургская государственная педиатрическая академия – 74,5

25 Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия – 74,5

37 Санкт-Петербургский госуниверситет аэрокосмического приборостроения - 72,6

41 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет - 71,7

42 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет – 71,1

48 Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики – 69,9

53 Санкт-Петербургская медакадемия им. Мечникова – 69,3

...


302 Санкт-Петербургский аграрный университет - 54,2

318 Санкт-Петербургский государственный технологический институт растительных полимеров – 53,2

353 Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени Кирова 50,3

372 Санкт-Петербургский институт машиностроения 45,6

374 Санкт-Петербургский морской технический университет – 40,7

Учебная тревога
Источник: Секрет фирмы, Дата: 10/09/2010

"Секрет фирмы" совместно с компанией HeadHunter провел опрос выпускников российских бизнес-школ и составил список лучших программ MBA. Это единственный в России рейтинг МВА, основанный на мнении тех, кто закончил данную программу. впервые правильность применения методики рейтинга российских бизнес-школ подтвердила международная аудиторская компания.

Российскому бизнес-образованию -- 20 лет, но 2009 год стал для бизнес-школ самым тяжелым испытанием за все это время. "Я предполагаю, что многие лидеры в ближайшие два-три года с рынка либо уйдут, либо сольются с сильными игроками. Среди российских топ-20 поменяется более половины названий",-- сказал СФ ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ Сергей Мясоедов.

Если судить по рейтингу СФ, четвертому по счету, то расстановка сил уже меняется.

Лидирующие позиции вернула себе Высшая школа бизнеса (ВШБ) МГУ. В 2009 году она занимала второе место, а в 2008-м и 2007-м -- первое. Здесь, по мнению выпускников, самый высокий входной барьер (средний балл школы по показателю "скрупулезность отбора слушателей" в нашем рейтинге -- 8,38 из 10) и одни из самых жестких условий обучения (8,38 балла по показателю "требовательность преподавателей"). Например, выпускник ВШБ МГУ 2010 года Игорь Вояковский поначалу даже не рассматривал эту бизнес-школу -- смущало препятствие в виде вступительного экзамена. Нужно было проанализировать бизнес-кейс и пройти тест -- аналог GMAT. К испытаниям пришлось серьезно готовиться, но позже его усилия окупились. "После каждого курса я мог что-то использовать на практике, а некоторые мои коллеги умудрились внедрить в своих компаниях до 80% услышанного",-- говорит Игорь.

В первой пятерке появились и новички. Это Высшая школа маркетинга ГУУ, Институт делового администрирования и бизнеса (ИДАБ) Финансовой академии, а также центр "Бизнес и маркетинг" факультета Институт менеджмента и маркетинга АНХ -- они заняли соответственно второе, третье и четвертое места. Их выпускники высоко оценили своих преподавателей, а также полученные знания и навыки. "Преподаватели буквально заставляли наши мозги кипеть",-- вспоминает Сергей Белов, выпускник ВШМ ГУУ 2008 года. На пятом месте -- ИБДА АНХ, его программа MBA из года в год входит в топ-5 нашего рейтинга.

Справедливости ради стоит сказать, что мы внесли в методику расчета некоторые изменения, поэтому напрямую сравнивать нынешний и предыдущий рейтинги не совсем корректно. Исследование СФ -- единственное в России, которое учитывает мнение самих выпускников. Кроме того, вес всех параметров, влияющих на качество обучения (и, соответственно, на итоговый балл), тоже определяют обладатели дипломов MBA. Исключением до сих пор был один фактор -- стоимость обучения, его вес мы определяли самостоятельно (25%). Теперь же значение этого фактора оценили наши респонденты (5,37%), предварительно ответив на вопрос, существует ли корреляция между качеством обучения и его стоимостью.

Год пустых аудиторий

Если судить по отзывам выпускников (в этом году мы получили и обработали 1257 анкет), то в целом они довольны полученным на MBA образованием. Подавляющее большинство (91%) порекомендовали бы свою alma mater знакомым, а 50% опрошенных готовы продолжать обучение в этой же школе по другим учебным программам.

Однако такие цифры еще не повод для оптимизма. Скорее всего, здесь имеет место фактор лояльности. Тем более что по другим пунктам анкеты выпускники не торопились ставить школам высокие баллы, а в комментариях звучали и нелицеприятные отзывы. Вроде таких: "Полная лажа при нереальной цене", "В последнее время бизнес-школы забыли, что МВА -- для управленцев, а не для всех, у кого должность "менеджер"", "У нас на 30-50% курсов сидит добрый человек и словно пономарь читает с листов заранее подготовленной презентации".

Проблема бизнес-школ (как, впрочем, и всей российской экономики) -- отсутствие реальной конкуренции. "Если менеджер хочет систематизировать знания, но не знает английского языка, то в западную бизнес-школу он не поступит. А значит, кроме как на российскую программу MBA, податься ему практически некуда,-- рассуждает президент компании HeadHunter Юрий Вировец.-- В этом смысле российские бизнес-школы обречены на успех: хороши они или плохи, у них всегда будут слушатели".

Но, похоже, кризис все-таки заставил школы шевелиться. "Разборчивость клиентов за последние несколько лет выросла многократно,-- признает Сергей Мясоедов.-- Рынок сказал: не будем платить шальные деньги за средненький продукт, и сказал довольно жестко. Более половины бизнес-школ набирают лишь 40-60% слушателей от докризисного уровня, а о листе ожидания и говорить не приходится". Например, в Высшей школе менеджмента (ВШМ) ГУ-ВШЭ уже второй год подряд отказываются от весеннего потока на MBA: не набирается необходимого количества слушателей (правда, с сентябрьскими потоками у ВШМ все складывается удачно). Однако есть и исключения. По словам декана ВШБ МГУ Олега Виханского, в прошлом году школа вместо одной планируемой группы набрала две.

При этом целевая аудитория явно не бедствует. Так, на самую дорогую российскую программу -- Executive MBA Московской школы управления "Сколково" стоимостью 90 тыс. евро -- в этом году поступили 37 человек. А на второй поток full-time MBA "Сколково" зачислены около 40 слушателей, хотя стоимость увеличилась с 50 тыс. до 60 тыс. евро (эта школа не участвует в нашем рейтинге, так как в ней еще не было ни одного выпуска МВА). Как утверждают в школе, конкурс на последнюю программу составил два человека на место. Так что вопрос не только в деньгах, но и в отдаче от обучения.

"Кризис показал, что людям нужны компетенции, а не "корочки". Компетенции MBA не дает. Это скорее база, общеобразовательная программа, в этом смысле она полезна, особенно при сложившемся уровне дилетантизма в России. Но не более того",-- рассуждает Сергей Мордовин, ректор ИМИСП.

Бизнес-школы начали искать выход из ситуации. Самый простой путь -- демпинг. Свои расценки снизили многие учебные заведения, иногда завуалированно, в виде скидок на 5-30%. Более продвинутые пытаются нащупать, что же нужно слушателям в нынешних условиях.

Учебная нагрузка

По словам Сергея Мясоедова, на MBA до недавнего времени не слишком много внимания уделяли "хард-дисциплинам": количественным методам в управлении, управлению операциями, риск-менеджменту и т. д., вплоть до умения обсчитать определенный проект. Но слушатели должны изучать и конкретные бизнес-технологии, а не только "управленческий софт" -- лидерство, искусство ведения переговоров и т. п. В этом смысле показательно, что второе, третье и четвертое места в нашем рейтинге заняли специализированные программы MBA по маркетингу и финансам. Однако делать упор на формирование практических навыков собираются далеко не все школы. Так, в ВШБ МГУ на курсе MBA тоже довольно много "инструментария", примерно две трети программы, а остальное, по словам Олега Виханского,-- философия и видение бизнеса, они пронизывают все дисциплины. В ВШБ также против того, чтобы увеличивать число узкоспециальных курсов по выбору.

MBA должен оставаться "дженералистским", считают в ВШМ ГУ-ВШЭ. "Я против избыточной прагматизации образования. Если человеку нужны навыки, ему стоит идти на тренинги. А образование -- это формирование мировоззрения,-- рассуждает декан ВШМ ГУ-ВШЭ Сергей Филонович.-- Не вижу ничего дурного в том, что одни школы делают акцент на навыках, а другие учат думать. Мне ближе второй подход". Но, видимо, во время кризиса основная масса людей хочет получить в результате обучения прикладные знания и умения, которые можно использовать сразу. Возможно, именно поэтому ВШМ ГУ-ВШЭ, пользующаяся большим авторитетом на рынке, в нынешнем рейтинге заняла лишь 15-е место.

Еще один тренд, по мнению Сергея Мясоедова,-- лучшие школы начали проводить политику up & down, то есть стараются разводить аудитории топ- и средних менеджеров. В частности, содержательно разграничивают программы MBA и EMBA (которые в России часто отличались разве что ценой). На EMBA люди приходят не столько за навыками, сколько за сменой парадигмы, считает Олег Виханский. Многие его коллеги с этим согласны.

Например, ИБДА планирует в нынешнем году запустить новую программу EMBA -- "Стратегическое управление и лидерство", которая будет стоить 1,2 млн руб., и набирать на нее собирается исключительно топ-менеджеров. Основной упор школа сделала на саморазвитие личности: количество тренингов (в том числе на стыке театрального искусства и менеджмента) увеличили в два раза по сравнению с прежним форматом. Также добавили новый модуль, посвященный work & life balance. В программу входит стажировка в английской бизнес-школе Judge Business School University of Cambridge. Вместе с тем школа сохраняет и прежний формат EMBA (стоит 800 тыс. руб.) с ориентацией на стратегию бизнеса.

Еще раньше к идее перезапуска EMBA пришли в ВШМ ГУ-ВШЭ. "Когда в 2002 году мы только открывали EMBA, казалось, что страна движется к рыночной экономике. Но эти ожидания не оправдались, и то, чему мы учили, мало пригодно в нынешних условиях,-- рассказывает Сергей Филонович.-- Мы пришли к выводу, что сейчас наша главная задача -- помочь менеджерам повысить их личную конкурентоспособность".

В прошлом году ВШМ полностью переформатировала EMBA -- теперь она называется "Бизнес-лидер будущего". Если раньше слушателей учили решать задачи, связанные с бизнесом, то теперь функциональным проблемам посвящены только шесть модулей из 18. Остальные охватывают более широкие темы, например "культура и бизнес", "неопределенность, риск и успех", "креативность и творчество" и т. п. Плюс два выездных модуля -- на Байкале (см. СФ N4/2010) и в Словении. При этом стоимость EMBA осталась прежней -- около 700 тыс. руб.

В похожем направлении мыслят и в ВШБ МГУ. "Хорошее образование открывает глаза на окружающий мир, а отличное образование открывает глаза на самого себя",-- говорит Олег Виханский. На программе EMBA ВШБ МГУ преподаватели много внимания уделяют этической стороне бизнеса и созданию социального капитала. Скажем, для многих слушателей становится открытием, что прибыль -- это не цель, а результат деятельности. "Ключевая категория -- проблема доверия. Многим кажется, что это неважно, но мировая практика показала, что доверие оправдывает себя и с экономической точки зрения",-- продолжает декан. Любопытно, что слушатели EMBA ВШБ МГУ очень позитивно воспринимают подобную информацию, слушатели MBA -- хорошо, студенты магистерской программы -- со скепсисом, а для бакалавров это, скорее, красивые рассуждения.

Корпоративный крен

"Я сейчас еду в машине, у меня встреча в японской компании,-- извиняется Сергей Мордовин за плохую телефонную связь.-- Боремся за крупный заказ. Компания не хочет отправлять сотрудников на обычную MBA, им нужно, чтобы "смастерили" программу под них". В прошлом году ИМИСП выиграл другой крупный тендер, в котором участвовали еще 12 российских школ бизнеса,-- победителю достался трехлетний контракт с компанией "Уралкалий". Бизнес-школа разработала комплексную программу обучения для 300 сотрудников "Уралкалия", начиная от бригадиров и заканчивая топ-менеджерами.

Налицо парадоксальная ситуация. В кризис бизнес-школы в первую очередь потеряли слушателей MBA и EMBA, которые учились (или собирались учиться) за счет работодателей. Но в то же время учебные заведения получают новых корпоративных клиентов, которые платят немалые деньги, даже если находятся в сложном финансовом положении. В чем причина?

"Раньше обучение на MBA нередко было бонусом, например за хорошую работу. Сотрудников посылали в бизнес-школу на всякий случай, непонятно для чего. Вот эти бюджеты после кризиса были порезаны, и совершенно правильно",-- объясняет ректор Классической бизнес-школы Петр Калошин. Сейчас же, по его словам, к бизнес-школам обращаются компании, у которых есть конкретные задачи, например, они готовятся совершить скачок или им нужна новая стратегия. "В этом случае корпоративное обучение становится элементом развития бизнеса, люди решают производственные проблемы с преподавателями прямо во время учебы, "по живому"",-- продолжает Калошин. Так, до кризиса в Классическую бизнес-школу работодатели посылали одного-трех человек. А теперь направляют целыми группами -- например, недавно за парту сели около 30 сотрудников компании "Берингов" (розничная торговля бытовой электроникой).

Рост корпоративных заказов бизнес-школы отмечали и до кризиса, но сейчас, на фоне падения интереса к MBA, этот факт особенно радует руководителей учебных заведений. При этом интересы компаний резко сместились от открытых к кастомизированным программам. По словам исполнительного директора Центра корпоративных программ Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ Екатерины Карельской, по сравнению с предыдущим учебным годом выручка ее подразделения выросла на 20%, а у "Сколково" доходы от корпоративного обучения практически удвоились. ИМИСП вообще сделал ставку на работу с компаниями. "Мы планируем к 2013 году довести наш портфель корпоративных программ до 75% в обороте, в 2009-м он уже составил 50%",-- сообщил Сергей Мордовин.

Лицом к "программам на заказ" повернулись даже те школы, которые раньше занимались только долгосрочным обучением. Так, в ИБДА до 2008 года отказывались от подобных заказов, потому что не хватало ресурсов, да и повторять готовую унифицированную программу намного проще. Но сегодня в обороте ИБДА выручка от корпоративного обучения занимает 10-15%.

Кстати, в России кастомизированные программы далеко не всегда заоблачно дороги. С одной стороны, штучные проекты стоят больше, чем MBA и EMBA. Но заказчик зачастую берет за основу обычную MBA, сокращает или выбрасывает лишние, на его взгляд, курсы, в итоге обучение в пересчете на одного сотрудника обходится дешевле, чем стандартная программа. При этом преподаватели, как правило, сами приезжают на предприятие.

Но, несмотря на возросший спрос со стороны компаний, далеко не все школы могут претендовать на корпоративные бюджеты.

На ловца и клиент

"Очевидно, что обслуживать крупные компании могут только те школы, которые имеют для этого соответствующие ресурсы",-- считает и. о. декана ВШМ СПбГУ Игорь Баранов. И в первую очередь преподавателей. Кроме того, необходимы кейсы, деловые игры, а их разработка стоит больших денег. Иногда нужны и внешние партнеры. Например, разрабатывая корпоративную программу для НК "Роснефть", ВШМ СПбГУ привлекла к сотрудничеству BI Norwegian School of Management, которая традиционно сильна в работе с нефтяной отраслью. Без наработанных связей подобные проекты выполнить труднее.

Наконец, небольшим школам, по всей видимости, придется тягаться с новыми крупными учебными заведениями, которые создает государство. Власти активно поддерживают ВШМ СПбГУ и "Сколково" (последнюю пока только морально). Кроме того, в России за последнее время созданы семь новых федеральных университетов (например, Арктический в Архангельске, Приволжский в Казани и пр.). По замыслу правительства, эти вузы должны рано или поздно войти в мировые рейтинги. "При университетах будут открываться и бизнес-школы,-- полагает Мясоедов,-- а крупный бизнес как потребитель учебных услуг хочет иметь дело с крупными игроками".

Так что если за спиной школы не маячит брэнд сильного вуза и отсутствуют серьезные компетенции, то шансы удержаться в обойме у нее невелики.

ЦПКиО им. С.М.Кирова отпразднует день рождения постановкой мюзикла

Источник: БалтИнфо.ru, Дата: 09/09/2010

Санкт-Петербург, 9 сентября. Празднование Дня рождения ЦПКиО им.С.М. Кирова состоится на Елагином острове 12 сентября.

Об этом «БалтИнфо» сообщили сотрудники учреждения. На нескольких площадках пройдут различные мероприятия. С 12.00 МСК посетителей будут встречать клоуны. На пристани на Средней Невке духовой оркестр исполнит популярные мелодии. Подготовлена спортивно-развлекательная программа. На роллердроме пройдут состязания роллеров, эстафета «Веселые старты», соревнования по стрельбе из пейнтбольного оружия, дартсу, бадминтону.

Здесь же можно принять участие в мастер-классах по художественному творчеству: рисунок по дереву и на футболках, аквагрим. В Эстрадном театре свою программу представит театр «Праздник». Артисты покажут пародии и миниатюры. На площадке выступят вокально-танцевальные коллективы Санкт-Петербурга. На площади Конюшенного корпуса можно увидеть артистов цирковых жанров: клоунада, акробатика, фокусы, принять участие в детской интерактивной программе «Автоклуб «А24».

В рамках фестиваля настольных игр состоятся соревнования по домино, шахматам, шашкам, нардам. У детского кафе «Радуга» будет представлена программа «Веселимся всей семьей».

В этот день во дворце и Музее художественного стекла будут организованы бесплатные экскурсии.

Кульминацией праздника станет показ мюзикла «Свидание в ЦПКиО» на Большой площади. Режиссер-постановщик спектакля - заслуженный деятель искусств России Ирина Тайманова, автор либретто и исполнитель главной героини – певица Наталья Сорокина, балетмейстер – заслуженная артистка России Ольга Лиховская.

В мюзикле принимают участие заслуженный артист России Виталий Псарев, лауреат конкурса «Весна Романса» Петр Захаров, Анна Фомичева, лауреат международного конкурса им. Клавдии Шульженко «Голубка» Александр Ретюнский, Владимир Волков и артисты театра студии Санкт – Петербургского университета. Завершится праздник концертом «Песни в стиле ретро».



Хочешь поступить в институт – иди на курсы!
Источник: Муниципальная новостная лента г.Новороссийска, Дата: 09/09/2010
В Новороссийске в течение 5-ти лет успешно работает Региональный Центр довузовской подготовки Государственного университета Высшая школа экономики (г.Москва) и Санкт-Петербургского государственного университета, организованный на базе частной школы "Личность".

Десятки старшеклассников города обучились на подготовительных курсах по программам названных университетов. Только в прошлом учебном году 34 старшеклассника города и Краснодарского края стали победителями и призерами олимпиад названных вузов, проводившихся на базе Центра довузовской подготовки. 90% слушателей курсов поступили в престижные столичные университеты, среди которых ГУ-ВШЭ, МГУ, СПбГУ, Финансовая академия при Правительстве РФ, ФинЭк, Инжэкон, Горный институт и многие другие. Остальные 10% слушателей курсов поступили в вузы края.

С 1 октября начинаются занятия на подготовительных курсах по программам ГУ-ВШЭ и СПбГУ, а также по подготовке к ЕГЭ по всем профильным предметам. Стоимость обучения ниже цены на услуги репетиторов, группы небольшие, преподаватели опытные, прошедшие курсовую подготовку в ГУ-ВШЭ. Приглашаем всех старшеклассников города на занятия.

Телефон для справок (8617) 26-31-94, адрес: ул. Гайдара. 37.


Александр Малнач: Экономика Латвии. Диагноз и лечение
Источник: REGNUM, Дата: 09/09/2010
Титулы автора статьи "Экономическая модель Прибалтики. Истоки, современное содержание, перспективы развития" Николая Межевича - доктор экономических наук, директор Центра трансграничных исследований Санкт-Петербургского университета, профессор кафедры европейских исследований того же факультета того же университета - более чем убедительны. И все же основной вывод его публикации - для устойчивого экономического роста свыше 2-3% в год Прибалтийским странам нужны институциональные преобразования - повисает в воздухе без точного указания, что автор под этими преобразованиями подразумевает.
Судя по всему, список "институциональных" преобразований исчерпывается упоминанием "активной промышленной политики, налоговой реформы, социальных гарантий населению и изменения внешнеполитического курса". На мой взгляд, Межевич умалчивает о главном: без решения так называемого русского вопроса, без отказа от политики национального доминирования и подавления национальных меньшинств все его рекоммендации оказываются благими пожеланиями, ни принять, ни выполнить которые невозможно.
Этим летом мне довелось участвовать в 3-ей конференции организаций российских соотечественников в Латвии с докладом на тему "Решение "русских" вопросов - необходимое условие выхода Латвии из финансового и экономического кризиса". Основные его тезисы нисколько не устарели. Ибо не всегда нужно верить тому, что говорят политики, особенно ввиду стремительно приближающихся парламентских выборов.
Так, Межевич с удовлетворением цитирует премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса: мол, акценты в структуре латвийской экономики с дешевых кредитов, роста потребления и пузыря недвижимости сместилились в пользу промышленного производства и экспорта. Но он забывает, что наметившуюся было тенденцию роста латвийского вывоза сопровождает тенденция увеличения импорта. В итоге, дефицит торгового баланса Латвии за первые пять месяцев 2010 года превысил 510,4 млн. евро. То есть, Латвия продолжает жить в долг, а место частных кредиторов и инвесторов заняли МВФ и Еврокомиссия. Впрочем, и частные банки не сворачивают своей кредитной деятельности на изрядно опустошенном "поле Чудес" страны дураков.
Еще недавно во всех бедах, с которыми сталкивалась Латвия, винилось ее советское прошлое. Однако с момента восстановления независимости прошло уже 20 лет, шесть из которых мы провели в составе ЕС и НАТО. Сваливать вину за нынешнее состояние дел только на пережитки социализма уже невозможно. Такой его пережиток, например, как развитая и обременительная для госбюджета система социального обеспечения, досталась всем постсоциалистическим странам Восточной Европы, в том числе нашим ближайшим соседям Эстонии и Литве. Почему же при примерно одинаковом старте в 1990-1991 годах Латвия через 20 лет превратилась в самое слабое звено "Балтийского пути"?
Вехи неолиберализма
Многие винят в этом неолиберальную экономическую политику, которую на протяжении многих лет проводила стоявшая у власти политическая элита. Американский аналитик Джеффри Сомерс в статье "Латвия и отказ от классической традиции", опубликованной в сборнике "Atjaunotā Latvija" (2010 год), пишет: "Западные банки, инвесторы и экономисты на значительной части постсоветского пространства получили полную свободу действий в деле перестройки экономики. Здесь у них появилась совершенно новая возможность реализовать радикальную неолиберальную программу при возможности действовать такими методами, которых не потерпела бы ни одна страна Запада".
По его мнению, делалось это в интересах иностранного капитала, а не тех стран, которым предназначалась новая экономическая стратегия. Под диктовку иностранных экономических советников в Латвии была введена принципиально отличная от западной налоговая система. От налогов практически освободили владельцев недвижимости и естественные монополии, и, сэкономив на платежах в бюджет государства, те встали в очередь за кредитами, обременяя тем самым экономику государства долгами. Напротив, вся тяжесть налогового бремени была возложена на рабочую силу и производственный сектор.
"Это обстоятельство повысило стоимость рабочей силы и капитала, и сделало промышленное и сельскохозяйственное производство столь дорогим, что ему стало гораздо труднее конкурировать со "Старой Европой", чем это могло бы быть", - утверждает Сомерс. Латвийские производители были брошены на произвол судьбы и милость во всем превосходящих их западных конкурентов. Сама же "Старая Европа" развивалась, защищая свою промышленность и рабочую силу, облагая налогами земельную ренту и другие доходы от деятельности, которая не связана с производственными издержками.
Как показал в своих публикациях латвийский журналист Александр Мосякин, Латвии с первых лет восстановления независимости была уготована роль оффшорной зоны, через которую финансовые ресурсы России и других республик СНГ миллиардами перекачивались на Запад. Латвийский финансовый сектор расцвел в 90-х годах прошлого столетия, восхищая отправителей на Востоке и получателей на Западе, тогда как потребности промышленного производства игнорировались. Проводимая Банком Латвии твердая монетарная и кредитная политика, крайне выгодная иностранным инвесторам и кредиторам, практически уничтожила местную промышленность. Многократно завышенный курс национальной валюты спровоцировал приток инвестиций в непроизводственный сектор и перманентную революцию цен, которая тяжелым бременем легла на плечи рядовых жителей, производителей и государственного бюджета.
Непомерно дорогой лат обеспечил преимущества для импортеров, крайне осложнив жизнь экспортерам. По подсчетам экономистов, только за последние 8 лет суммарный дефицит платежного баланса достиг 20 млрд. евро. По данным, которые содержатся в книге Эрнеста Буйвида "Латвийский путь: к новому кризису"2, в 1988 году по структуре народного хозяйства Латвия напоминала Германию (промышленность давала 40 и 41% ВВП соответственно, с/х - 8 и 6%, транспорт и связь - 8 и 9%, торговля - 9 и 15%). ВВП Латвии на душу населения в конце 80-х составлял в ценах того времени 6265 долларов (ФРГ - 10 709 долла-ров, Ирландия - 5225 долларов). В 2008 году промышленность обеспечивала лишь 10,97% ВВП, а сельское и лесное хозяйство плюс рыболовство - 4,02% (8,91% давало строительство, а транспорт, хранение и связь обеспечивали 10,76%). В 2009 году ВВП Латвии на душу населения по паритету покупательной способности валют в ценах 2002 года (рассчитан по методологии и данным ICP 2002 года) составил 12 798 долларов (ФРГ - 27 905 долларов, Ирландия - 34 455 долларов). С 1989 по 2009 год население страны сократилось на 400 тысяч человек.
Государственный долг Латвии на конец мая составил 6,73 млрд. евро; валовой внешний долг (долги резидентов Латвии нерезидентам) на 31 декабря 2009 года - 30,557 млрд. евро, или более 130% от ВВП - самый высокий среди новых членов ЕС.
Кому сказать "спасибо"?
"После развала СССР, вместо того, чтобы открыто обсуждать и с соблюдением норм демократии принимать решения относительно курса, который следует выбрать, право определять экономическую политику Латвии захватила неолиберальная группировка во главе с американским экономистом латышского происхождения Джорджем Виксниньшем", - указывает в цитировавшейся выше статье Джефри Сомерс.
По его словам, эта группировка не выпускала власть из рук на протяжении практически всего последнего двадцатилетия и включала в себя ведущих политиков Латвии. К ней также принадлежат бывший и нынешний президенты Банка Латвии - Эйнар Репше и Илмар Римшевич.
Как же этой группировке удалось захватить власть? Вот как отвечает на этот вопрос экономист Айнар Комаровскис: "Контингент жителей, проживавших в Латвии в 1990 году, не разрешил бы власти реализовать такую - разрушительную для страны - политику дольше, чем до следующих выборов. Поэтому необходимо было лишить так сказать нелояльную часть населения права на свой выбор, лишить ее возможности влиять на решения власти. Чтобы сохранить и увеличить лояльность титульной части жителей, им был обеспечен заметно больший объем прав, чем у остальных. Осуществляя национальную политику, государство также позаботилось, чтобы латыши либо не знали о существенных ограничениях для русской общины, либо были безразличны к судьбе рядом живущих людей. Этого достигли, превратив бывший официальный язык во второсортный иностранный в школах и максимально изъяв русский язык из эфира и оборота. Более того, большинство требований, относимых к русским, были демонстративно ущемляющими, и они в основном преследовали цель - вызвать сопротивление и ненависть как к власти, так и к латышам, которые правят этим государством".
Нельзя не упомянуть в этой связи и те репрессии, которым подверглось образование на русском языке. Прикрываемое заботой о повышении конкурентоспособности русскоязычной молодежи, разрушение русского образования в Латвии ведет к деградации системы образования в целом. Плоды этой диверсии - тотальный дефицит квалифицированных кадров - страна ощущает на себе уже не первый год.
В 1991 году новая политическая элита осуществила государственный переворот путем лишения политических прав трети населения страны. Последовательные рыночные преобразования были подменены грабительской приватизацией, захватом и распродажей некогда общенародной собственности. На месте советской системы внеэкономического принуждения и эксплуатации была создана специфически латвийская система с элементами неофеодализма и неокрепостничества. В этой системе эффективность терпит почти гарантированное поражение при столкновении с коррупцией и разного рода монополиями. При этом и коррупция, и монополии являются неизбежным следствием существующей в Латвии системы национальных привилегий.
"Она порочна"
Созданная в Латвии система экономических отношений поражена врожденным дефектом. Проводимые в Латвии рыночные реформы страдают половинчатостью и незавершенностью. Свободный рынок (в частности, рынок труда) не может сосуществовать с целой системой мер внеэкономического принуждения (например, требование обязательного владения латышским языком). И либо экономика уничтожит свои оковы в виде дискриминационных законов о граждан-стве, языке и образовании, либо эти оковы окончательно задушат экономику.
Как доказала австрийская экономическая школа, невозможно организовать эффективную экономику в обществе, основанном на силовом принуждении и регламентациях. Рынок имеет встроенные механизмы защиты: он поощряет творчество и координацию, он динамически рационален, но лишь до тех пор, пока институциональное государственное принуждение не начинает мешать свободе предпринимательства. В Латвии такое принуждение положено в основание пока еще действующей экономической системы.
Без коренного перелома отношения латвийского государства к его жителям, без устранения последствий несправедливости, допущенной в 1991 году по отноше-нию к так называемым негражданам, никакое длительное, поступательное разви-тие Латвии невозможно. Пренебрежение правами и интересами одной группы населения в конечном счете влечет за собой пренебрежение правами и интересами всего населения страны.
Требующиеся Латвии институциональные преобразования - это прежде всего отказ от курса на построение "Латышской Латвии" и, как минимум, полный демонтаж "законодательства национального доминирования". Только в этом случае в повестке дня могут появиться "активная промышленная политика, налоговая реформа, социальные гарантии населению и изменение внешнеполитического курса".

Дорога, ведущая в никуда
Источник: Невское время, Дата: 09/09/2010
На экраны вышел новый фильм Светланы Проскуриной "Перемирие".

Она не мелькает на телеэкранах. Никогда не была замечена на тусовках отечественной интеллигенции. Ее практически никто не знает в лицо. Ее творческая биография, как и жизненный путь, свободны от скандалов, столь лакомых для бульварной прессы. Поэтому таблоиды и вовсе не жалуют ее, женщину-режиссера, своим вниманием. Снимает она свои фильмы не часто, но каждый из них порождает дискуссии, привлекая внимание профессионалов и получая свою долю признания в виде наград и призов на фестивалях. Впрочем, это не отменяет последующей нелегкой прокатной судьбы картин Светланы Проскуриной.

В случае с "Перемирием" ситуация уже изменилась. И как ей было не измениться, если фильм Светланы Проскуриной получил Гран-при кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи. Там же исполнитель главной роли в картине Иван Добронравов был удостоен награды за лучшую мужскую роль. Что кажется вполне справедливым. Хотя звездный статус актер обрел еще семь лет назад, запомнившись появлением в роли одного из двух братьев-подростков в нашумевшем "Возвращении" Андрея Звягинцева, удостоенном сразу двух "Золотых львов" на престижном кинофоруме в Венеции.

С той поры прошло немало времени. И в нашем кино расплодилось достаточное количество смазливых юношей и молодцеватых экранных плейбоев. Тем заметнее на этом фоне явление нового молодого актера, сдержанного, немногословного, но выразительного в каждом движении, взгляде, реплике. Хотя, конечно, трудно по одной только роли судить о том, такова ли человеческая фактура самого Ивана Добронравова или за него играет его герой. Зовут персонажа Егор Матвеев, хотя сам он называет себя более развернуто: "Егор, сын Петра Матвеева". Обитает он в неназванном городе, каких на бескрайней карте России десятки. Живет в обшарпанной общаге, трудится шофером. И однажды отправляется в город, которого нет на карте, но его название присутствует в путевом листе.

Вечная тема нашей культуры, литературы и кино - дорога - в фильме "Перемирие" кажется поначалу лишь обыденным жизненным обстоятельством, организующим сюжет картины Проскуриной. Но, как это уже не раз бывало, чисто внешнее и зримое перемещение в пространстве оказывается на деле путешествием героя в глубь самого себя. Недаром Егор по пути заезжает в свой родной город, как две капли воды похожий на тот, из которого он отправился на маршрут. Цель визита прагматична - найти невесту, на которой ему надо жениться по совету дяди, Сан Саныча (Юрий Ицков). Только вот сватовство не очень получается у Егора, оборачиваясь сеансом подглядывания в женской бане совместно с Генкой Собакиным, старым знакомым (Сергей Шнуров), да случайным интимом наспех с местной дивой в заводской теплице.

Многое в "Перемирии" выглядит игрой случая, обстоятельствами "вдруг". Но из них и складывается та действительность, в которой то, что кажется жителю мегаполиса экстримом, едва ли не преступлением, обретает черты скучноватой обыденности, рутинной привычки, - что магазин подломить, что провода с высоковольтной линии украсть. В "Перемирии" удивительным образом создана атмосфера обыденной жизни, где любое событие может обернуться трагедией или фарсом. Вроде падения соседа с третьего этажа или взрыва газовой горелки, которым другу Егора отрывает полпальца. Печаль и радость существуют рядом. Но самое интересное в фильме то, как к подобному сосуществованию относятся сами герои. Здесь простые и неприличные слова произносятся таким же тоном, как и просьба закурить. А фраза: "Дай закурить, а то убью!" - выглядит не то шуткой, не то настоящей угрозой.

Хотя разговаривают и общаются в "Перемирии" не так уж и много. Молчание кажется главной музыкой того мира, который окружает Егора, и тут возникает на экране призрак "кинематографа отчуждения", столь модного полвека назад.

Для Светланы Проскуриной, как и для ее знаменитых кинопредшественников, слова менее важны, чем дела. Герои ее фильма выражают свое отношение к жизни не разговорами, а поступками. Порою бездумными, спонтанными, на уровне обыкновенной рефлексии. Сам Егор поступает именно так, особо не задумываясь над тем, почему он, например, полез на высоковольтную мачту, чтобы снимать оборванный провод.

Лишь мощный заряд электрического тока приводит его в состояние не то обморока, е то ступора. Егор оказывается на краю бытия, где грань между жизнью и смертью очень зыбка. И, наверное, поэтому его последующие реакции на происходящее вокруг же не столь резки и стремительны. Герой с удивлением смотрит вокруг на самые разные проявления людской натуры, замечая то, на что раньше не обратил бы и внимания.

А дорога ведет его все дальше, в неведомое, в тот самый пункт назначения, который никак не найти Егору. Мир вокруг него становится все более сумрачным и

непонятным. Лишь встреча со священником, подсевшим к машину в Егору, разряжает тревожное ожидание. Улыбка появится у любого, кто услышит и увидит, как молодой ироничный батюшка а капелла исполняет "Королеву красоты". Эта самая красота и кончится там, где кончится дорога. "Дальше не проехать", - словно извиняясь, объяснит попутчику Егор. И останется один-одинешенек среди незнакомых ему перелесков, полей, пригорков, промышленных обезлюдевших пейзажей. Он бросит свой новый грузовик и выйдет один на дорогу, замерев в молчании. Не то в думах о

пережитом, не то в размышлениях о том, куда ему двигаться дальше. Знакомая

дорога кончилась, неизвестная осталась. Тень вечного нашего вопроса: "Куда ж нам лыть?" - похоже, накрыла и Егора Матвеева, сына Петра. Ответ на него Светлана роскурина предлагает нам искать самим.

Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ.


Завидую первокурснику
Источник: Санкт-Петербургские ведомости, Дата: 09/09/2010



МГУ

следующая страница >>



Слушая тиканье часов, мы замечаем, что время опережает нас. Рамон Гомес де ла Серна
ещё >>