Региональная общественная организация ученых балтийская педагогическая академия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Карельская региональная общественная педагогическая организация «учитель... 1 115.45kb.
I. Общие положения. Томская региональная общественная организация... 1 147.01kb.
Общероссийская общественная спортивная организация «Союз танцевального... 1 126.77kb.
Балтийская педагогическая академия 17 3437.85kb.
Астраханская региональная общественная организация «Комитет солдатских... 1 95.48kb.
Балтийская Международная Академия 1 75.23kb.
Региональная политика Федерации настольного тенниса России на период... 12 2140.75kb.
Воронежская региональная общественная детская организация 1 74.55kb.
Общественная палата россииской федерации региональная общественная... 1 15.16kb.
Красноярская региональная общественная организация «Немецкое национальное... 1 65.54kb.
Региональная общественная организация 1 64.43kb.
Учебник для вузов. М: Инфра-м, 2002. 448 с. Серия «Высшее образование» 22 6079.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Региональная общественная организация ученых балтийская педагогическая академия - страница №1/12



Региональная общественная организация ученых

«БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Научное издание

-----------------------------------------------

Посвящается

участникам и призерам

Зимних ХХII Олимпийских игр

(РФ, г. Сочи - 2014 г.)

ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ
Вып. 109 – 2013 г.
Актуальные психолого-педагогические

проблемы спортивного воспитания,

обучения, здоровья молодёжи

Санкт-Петербург

Редакционная коллегия выпуска:
Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор психол. наук, проф. Л.К.Серова; доктор психол. наук, проф. В.Н.Панферов; доктор педагогич. наук, проф. А.Г.Левицкий; гранд-доктор психологии, канд.педагогич. наук, проф. И.В.Курис; канд. психол. наук, проф. И.Г.Станиславская.


Ответственный за выпуск:


Канд. психол. наук, ст.н.с. – О.И.Волков

------------------



Редакция вестника:

Главный редактор - И.П.Волков

Зам. гл. редактора - И.Г.Станиславская

Секретарь - А.Л.Штуккерт


Адрес редакции :

190121 г. Санкт-Петербург. Ул. Декабристов, 35

НГУ им.П.Ф.Лесгафта. Кафедра психологии.

Тел. 714-66-27. Факс 550-02-11.

Е-mail: Volkov_bpa@rambler.ru

WWW. baltacademy.ru



В 36 © Балтийская Педагогическая Академия


© Волков И.П.


  • Печатается на средства авторов статей и взносы

членов РООУ БПА по секции интерактивных

методов обучения



В 43162014 – 75 Без объявления
С 96 (03) – 2013

«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокр.: «Вестник БПА»)
Основано в июле 1995 года. Гос. лицензия ЛП СПБ

в г.Санкт-Петербурге № 00-5832.Рег.2160\2000

.

ISSN 1818-6467 (Vestnik BPA)

--------------------------------------------------------------------------------------

Подписано к печати 19.02.2013 г. Печать ризографическая.

Зак.01. Тираж 100 экз. Формат бумаги 60х90. Изд. РООУ БПА.


СОДЕРЖАНИЕ:
От редакции …………………………............................................................... 5
СПОРТ, ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ,

ЗДОРОВЬЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ:


Костюченко В.Ф.Слагаемые тренерского успеха выпускников НГУ им.

П.Ф.Лесгафта………………..................................................


6


Меньщикова А.Л., Минин И.В.,Савенко С.И. Ментальный тренинг как

средство достижения успеха в спорте.................................


16


Алексеева Е.Е. Исследование личностной адаптации студенток

педагогического вуза к профессии учительницы………...


20


Коршунова О.В.Влияние акцентуаций характера личности на профес-

сиональную адаптацию молодых специалистов…...........


24


Мельникова И.В., Сергеев Г.А. Лыжная подготовка дошкольников

в условиях Кольского заполярья……………………….....


28


Андреев Вл.В., Андреев В.В. Феномен «лжи-обмана» в структуре само-

сознания личности............................................……….........


31


Штуккерт А.Л. Психологическая подготовка элитных спортсменов

к интервью с представителями средств массовой

информации…………………………………………….......


35


Поклад А.К., Родыгина Ю.К. Методология исследований личност-

ных качеств спортсменов в экстремальных ситу-

ациях спортивной деятельности……………………….....


40


Казанская М.В., Станиславская И.Г. Проблема формирования здо-рового образа жизни с позиций индивидуальной и возрастной психологии…………………………………...

43


Сытник Г.В.Социально-психологический тренинг внутриличностной психологической защиты студенов-спортсменов ............

52


Волков И.П., Родыгина Ю.К., Хвацкая Е.Е. Санкт-Петербургская науч-ная школа психологии спорта (к 115-летию со дня рож-

дения А.Ц.Пуни)...................................................................



55




МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ:


Мяконьков В.В. Формирование концепции международного спортив-

ного олимпийского маркетинга…......................................


61


Воскобойников Ф. (США). Влияние индивидуального стиля умствен-

ной деятельности на её успешность…………….............


65


Аль Арджа М.А. (Иордания), А.И.Крылов. Олимпийские традиции в развитии футбола в Иорданском королевстве .................

68




Чжан Сяосюе (КНР), Волков О.И.(РФ). Спорт, физическое воспита-

ние молодёжи, здоровье трудящихся в государствен- ной политике народного Китая……………………….......



71


Ковалёва Л.Я. Новые подходы в обучении школьников и студентов

иностранному языку в Англии……………………….........


83


Зиганов Н.П.. В национализме русских обвиняют те, кто не желает

признавать их народную самобытность..............................


86




ДИССКУСИИ, ОБСУЖДЕНИЯ:


Драгомирецкий А.А. (Чехия). Психотерапия душевных расстройств

личности методами внушения.…........................................


91


Хомко Е.В. Сила самореализации женщины в ней самой (личный опыт)

97

Бурлаков М.М., Павел Д.Н. О необходимости изучения воздействий экранно-компьютерной зависимости на развитие, здоровье и психику детей........................................................................

Шевцов А.А. О проблеме души в русской психологии ..............................

102


105

Краузе К.А., Шейфер М.С., Мязина О.Б. Танцевально-двигательная

терапия в реабилитации лиц с психическими расстройст-

вами личности............................................................................


О воспитании молодежи (по материалам прессы)................................

Памяти учёного. - Л.Ержемский (24.12.1918 - 12.07.2012)………........

Сведения об авторах ...………………………………………………........

-------------





110
116

121

122








ОТ РЕДАКЦИИ
Гераклит Эфесский (530-470 до н.э), античный философ, учил, что не-льзя дважды войти в одну и ту же реку – «всё течет, всё изменяется». Однако

история народов свидетельствует, что наряду с изменчивостью в жизни об-щества и народов всегда наблюдается определенное постоянство. Об этом нам регулярно напоминают , например, советские песни, мелодия советс-кого государственного гимна, праздник и парад ВС РФ 9 мая, и др. И хотя СССР уже своё отжил, но образ мышления наших учителей, дух Советс-кой педагогики по прежнему живет в наших душах, в умах, в деятельности, воспринимается светлой страницей заботы государства о детях.

Прошло почти четверть века после развала «сверху» СССР, но до сих пор никто из учёного мира внятно и понятно не объяснил нам, - учителям, преподавателям, учащимся, студентам, - педагогическую суть предпринятых государственными деятелями на рубеже 90-х годов реформ школьного и вузовского образования. Быстро разрушив, не думая о последствиях, чётко работавшую советскую государственную систему физического и спортив-ного воспитания молодежи, ныне к ответу разрушителей уже не призовешь.

Между тем, ещё 100 лет назад Л.Н.Толстой отметил, что «и воспитание, и образование неразделимы», но, к сожалению, нынешняя постсоветская педагогическая наука к этому глуха. Новый закон РФ «Об образовании» (2012) также не гарантирует возрождения лучших педа-гогических традиций советского воспитания. Спрашивается, в каком государстве и с каким общественным строем мы теперь живем? Почему в России педагогика, родившись советской, ныне страдает амнезией? На какие мировоззренческие и нравственные идеалы мы, – учителя и воспита-тели, нынче работаем? Будучи варварски перекроенной в 90-е годы по западническим моделям, сможет ли наша постсоветская педагогика вновь возродиться в новых социальных реалиях ХХI веке как наука об образова-нии и воспитании подрастающего поколения?

В памяти наших народов запечатлелись не только слёзы, трагедии, бесчеловечность гражданских войн и ВОВ (1941-1945), но также и радость от выдающихся достижений советского образования, расцвета массового народного спорта молодежи послевоенной эпохи. А что же теперь? Оче-видно, что кому-то даже очень выгодно нынешнее плачевное состояние рос-сийской педагогики и психологии физического воспитания и спорта.

В преддверии ХХII зимних Олимпийских игр в 2014 году в РФ (Сочи) данный выпуск «Вестника БПА» посвящен тематике НИР спорта, проблемам физического воспитания и охране здоровья нашей молодежи. Авторы статей – вузовские преподаватели, школьные учителя, тренеры, спортивные психо-логи, аспиранты, наши зарубежные коллеги. Желаем авторам статей даль-нейших творческих успехов на благо возрождения педагогической науки.

-------------------------
СПОРТ, ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ,

ЗДОРОВЬЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ:

----------------------------------------------------------------------------------

СЛАГАЕМЫЕ ТРЕНЕРСКОГО УСПЕХА ВЫПУСКНИКОВ

НГУ ИМ. П.Ф.ЛЕСГАФТА


В.Ф. Костюченко
Осенью 2012 года газета «Лесгафтовец» (№ 05, 2012) опубликовала серию интервью с ведущими учёными НГУ им. П.Ф.Лесгафта в рубрике: «Слагаемые тренерского успеха». Редакция «Вестника БПА» предлагает статью декана педагогического факультета, доктора педагогических наук, действительного члена РООУ БПА, декана педагогического факультета, профессора Валерия Филипповича Костюченко, отражающую содержа-ние его интервью в вузовской газете и предыдущих публикаций в «Вестнике БПА» на данную тему.

* * *


Старейший в стране физкультурно-педагогический вуз – НГУ им. П.Ф.Лесгафта (основан в СПб - 1896 г.) известен своими выпускниками- профессионалами в области физической культуры, спортивными тренерами высочайшего класса и выдающимися спортсменами. Но, следует понимать, что выдающихся тренеров наш вуз не готовит, выпускник вуза даже с «крас-ным дипломом» – всего лишь молодой специалист - преподаватель, тренер, оргработник, но это наша надежда, отмеченная «знаком качества» - лес-гафтовец! И мы гордимся этим званием вот уже более 100 лет.

Ныне мы готовим т.н. «бакалавров» и «магистров» - названия эти не наши, навязаны нам западной культурой. Первый набор в бакалавриат (4-х летнее обучение) мы сделали в 1994 году. В 1998 году перешли на шестилетнее обучение (+2 года) – магистратура. Меня часто спрашивают, можно ли силами педагогического коллектива нашего вуза за 4-е года обучения в бакалавриате «сделать» из студента успешного тренера? Ведь многие наши выпускники известны именно как успешные тренеры, органи-заторы, руководители спорта. Сразу отвечаю, нет, невозможно! В вузе мож-но вооружить выпускника знаниями, умениями, навыками, но тренерская работа, как и всякая педагогическая - это 50% ремесла и 50% искусства, труд, опыт, плюс творчество, что приобретается в процессе профессиональ-ного самосовершенствования. Именно на это мы и нацеливаем своих выпус-кников, бережно храним лесгафтовские традиции согласно начальной стро-фе «Гимна лесгафтовцев»:«Мы всей России достоянье и кузница её побед!». Однако известно, что быть «достоянием» легче, чем быть «кузницей».

Успешным тренером выпускник нашего вуза становится в процессе своего педагогического труда в избранном виде спортивной деятельности вместе со своими учениками. И конечно же, он опирается на лесгафтовский опыт, на полученные в вузе знания. Внимательно присматриваясь к методам работы других успешных тренеров, используя зарубежный опыт, современ-ные источники информации, он профессионально растет. Успешный тренер – это не только большой объем специальных знаний и педагогических уме-ний, - это ещё и особый стиль жизни, связанный со многими самоогра-ничениями. Но самое главное, - это особое мотивационное состояние тре-нера, нацеленное на успешность своего педагогического труда.

Давайте проанализируем откуда берутся успешные тренеры? Кто они с позиций - человек, личность, учитель, воспитатель? Например, известный в нашей стране и за рубежом тренер по фигурному катанию, заведующий ка-федрой А.Н.Мишин, не имеет специального спортивного образования, а зас-луженный тренер СССР по велоспорту А.А.Кузнецов закончил педагогичес-кий факультет. Многие знаменитые и известные в нашем городе и в стране тренеры также учились в РГПУ им. А.И.Герцена: Розенфельд Ванадий Яков-левич, Нотман Алан Михайлович, Жубряков Геннадий Николаевич, Окови-тый Александр Кириллович, Андреев Алексей – заслуженные тренеры СССР, подготовившие чемпионов и призеров Европы, Мира, Олимпийских Игр. В то же время выдающийся тренер по легкой атлетике Виктор Ильич Алексеев окончил лишь школу тренеров при ГДОИФК им.П.Ф.Лесгафта.

Мне представляется, что выдающийся тренер – это педагогический та-лант первопроходца, спортивного воспитателя-испытателя, практика-настав-ника, методиста-новатора, - это достояние физической культуры нации и нашего народа. Тренер достигает успеха в работе с командой лишь через индивидуальный подход к каждому из своих воспитанников, что возможно благодаря личной одарённости, педагогическому искусству, вдумчивости, целеустремленности, душевно-ответственному подходу к своему делу, и в то же время требовательному отношению к воспитанникам. Яркими примерами для меня, как спортивного педагога-воспитателя, являются личность и деятельность П.Ф.Лесгафта (1837-1909), теория и методы педагогики А.С.Макаренко (1888 –1939), патриотического воспитания молодежи В.А.Сухомлинского (1918-1970), и др. Многие наши выпускники - выда-ющиеся спортивные тренеры, представители спортивной науки, добились личного успеха, но каждый по-своему, и, тем не менее, они добились своего.

Деловые качества плюс педагогический талант спортивного тренера формируются и раскрываются прежде всего в работе с детьми, с трудными подростками. А спорт ныне молодеет на глазах. Китайцы, например, уже создали более 100 закрытых специализированных интернатов для спортивно одаренных детей дошкольного и школьного возраста, обучают и приобщают их к спорту с ранних лет, и за государственный счет. Результаты их спортивного воспитания детей говорят уже сами за себя. При этом китайцы не путают спортивную тренировку с образованием с спортивным воспитанием, а коммунистическое мировоззрение не путают с религиозным, не запрещая гражданам КНР верить в помощь Неба (Ян) и Земли (Инь).

И мы знаем. что для детей тренер это и воспитатель, и «няня». На этапе становления спортивного мастерства тренер это педагог, ему уже нужно досконально знать свою спортивную дисциплину. А на этапе высшего спортивного мастерства тренер уже наставник, советчик, менеджер. И это бывает очень «жесткий» человек, или, выражаясь расхожим словом, «деловар». Типичный тренер такого склада – Николай Карполь, российский волейбольный тренер, которого, простите, в аудиторию студенческую пускать было опасно, а к детям – категорически запрещено. Но это же был выдающийся тренер, сумевший все организовать до мелочей, мобилизовать у своих спортсменов и команды все их творческие ресурсы, добиться выдающихся побед на самом высоком уровне. Почему его опыт не обобщен?

Среди выпускников НГУ им.П.Ф.Лесгафта также много известных в прошлом и успешных ныне организаторов и руководителей спорта, вузовских преподавателей и школьных учителей физического воспитания, тренеров, научных работников. Достаточно сказать, что кадровое ядро руководящего и преподавательского состава спортивно-педагогических кафедр нашего вуза уже более 100 лет комплектуется по преимуществу из лесгафтовцев, сумевших проявить себя как в спорте, но и на педагогическом поприще. Контакты студентов с такими преподавателями являются мощным фактором их профессиональной социализации, ибо строятся на лесгафтовских патриотических традициях. Но если мы не будем их замечать, обобщать, популяризировать, то «грош нам цена!». В этом отношении для нас ценны книги по истории нашего вуза, а их уже достаточно.

Лесгафтовское воспитание наших студентов во все времена считалось патриотическим, не ограничивалось только аудиторными и официальными контактами студентов с преподавателями старшего поколения. Наш вуз проникнут духом ветеранов Советского спорта и ВОВ (1941-1945). А их становиться всё меньше. Поэтому важным средством нравственного и патриотического воспитания лесгафтовцев является неформальное личное общение преподавателей спортивно-практических кафедр со студентами в рамках спортивной специализации. В советские времена преподаватели кафедр регулярно посещали студенческие общежития. Патриотическому воспитанию студентов помогала их самостоятельная работа с литератур-ными источниками истории нашего вуза, с методическими материалам своего вида спорта. Но времена меняются, а Родина остается неизменной. Патриотическое воспитание наших студентов ныне требует уже не столько партийного, сколько научно-мировоззренческого, исторического подхода.

В нашем вузе созданы благоприятные условия для научной работы и получения высшего физкультурно-педагогического образования. Работают семь факультетов, фундаментальная библиотека с электронной базой науч-ных и методических зданий, зал с персональными компьютерами для само-стоятельной работы студентов. У нашего вуза имеется свой стадион, спор-тивные залы, столовая, учебные аудитории с медиа-оборудованием, гребная база, зимняя и летняя база в Кавголово, наши специалисты успешно работа-ют и за рубежом. Но обвальный перманентный поток образовательных реформ последних 15 лет, нескончаемых «оргинноваций» в постсоветский период очень мешает сосредоточиться на качественном решении коренных задачах физкультурно-педагогического образования и спортивного воспи-тания нашей студенческой молодёжи. Администрация вуза делает многое и в хозяйственном плане. Студенты учатся в теплых светлых помещениях, везде чистота и порядок. Регулярный ремонт и совершенствование материальной базы для обеспечения учебной и научно-исследовательской работы в нашем вузе - это важнейший фактор успешной подготовки молодых спортивных специалистов. И здесь многое уже сделано благодаря организаторскому таланту нашего ректора проф. В.А.Таймазова.

Среди наших выпускников – легкоатлетов постсоветского периода, уже есть молодые именитые тренеры. Так, например, Екатерина Куликова - заслуженный тренер страны, наставник чемпионки Олимпийских Игр в Лондоне, чемпионки мира и рекордсменки Европы Натальи Антюх. Мой непосредственный ученик Владимир Желнорович работает сейчас в спортивной школе, является заслуженным тренером России.

На кафедре легкой атлетики у нас работают известные тренеры по мно-гоборью Игорь Дмитриев, по бегу с барьерами - заслуженный тренер страны Алексей Баталов. В легкоатлетической школе им. В.И.Алексеева успешно работают супруги Соколовы. И таких примеров можно привести более чем достаточно.

Касательно взаимосвязи личных спортивных достижений тренера и его профессиональной успешности я бы сказал так: - его личный спортивный опыт конечно же важен, но сам по себе уровень спортивных достижений не является определяющим фактором успешности в профессии тренера. Более того, атлету, выплеснувшему всего себя на спортивной арене и ставшему олимпийским чемпионом, трудно "зажечься" во второй раз в роли тренера, вновь сформировать в себе мотивацию на рутинный, ежедневный педагоги-ческий труд не ради личной славы, а ради спортивных успехов его учени-ков. Высокая эмоциональная насыщенность спорта высших достижений чревата эмоциональным истощением спортсменов, что сказывается и на их постспортивной жизни, и на деловой карьере в роли тренера. Направлен-ность спортивной деятельности "на себя", на личностную соревновательную успешность, приводит к узкой специализации личностной социальной активности выдающегося спортсмена, к снижению диапазона его социально-эмоциональной адаптивности, что чревато неадекватностью его завышен-ной самооценки в период перехода к постспортивной жизни. Вспомним, например, печальный финал биографии выдающегося прыгуна в высоту Валерия Брумеля, страдавшего хроническим алкоголизмом. Он не стал выдающимся тренером, но остался в истории выдающимся атлетом. По этому поводу известный тренер по плаванию С.М. Вайцеховский мудро заметил, что «хорошие тренеры получаются не из «спортивных звезд», а из спортсменов-трудяг, «бессеребренников» в спорте высших достижений». И таких примеров много из числа наших студентов.

Удачливый и успешный спортсмен, как правило, уже удовлетворил свое честолюбие в спорте. Да, у него всё в его спортивной жизни шло успешно, как бы само собой. Он доверялся своему тренеру больше, чем самому себе. Он даже не задумывался спрогнозировать своё личное будущее с позиций постспортивной трудовой жизни, ибо замечено, что все успешные люди склонны «приписывать» свои личные достижения только себе. Но общество всегда замечает и знает, что успех выдающегося спортсмена – это и педагогическое достижение его тренера. Не удивительно, что бывшей "спортивной звезде" бывает трудно с полной самоотдачей переключиться на педагогическую деятельность, - мешает груз спортивной славы.

В то же время менее удачливого спортсмена, но с высоким уровнем притязаний на общественное признание его личности, неотступно мучают вопросы о том, что же ему недоставало как спортсмену, чтобы «стать звездой»? И вот, решившись добиться тренерской известности, он обрекает себя на каторжный педагогический труд, на постоянный творческий поиск в стремлении раскрыть свой педагогический талант в своих учениках, удовлетворить своё честолюбие в тренерской работе через достижения своих учеников. И многим из наших выпускников это удавалось и ещё удастся.

Следовательно, повышение спортивного мастерства студентов для нас важно, но не может быть самоцелью их профессионального образования в физкультурном вузе. Отсюда следует, что собственный богатый опыт успешной тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена-студента нашего вуза, будущего молодого спортивного специалиста, есть его личностный ресурс послевузовской профессиональной картеры.

Мне могут возразить, что выдающиеся спортсмены это уже «готовые тренеры», ибо обладают уникальным личным опытом спортивной подго-товки, соревновательной успешности, большим объемом специальных знаний, двигательных умений и навыков, то есть имеют мощный личностный потенциал для профессиональной самореализации в качестве успешного спортивного педагога. Так-то оно так, но вероятные потенции и реальные тенденции в любой деятельности это не одно и то же. В мечтах все гении, а в реальной жизни – единицы. Тренерские потенции – это его желания, ожидания, мотивы, цели, планы деятельности, а тенденции – это реальные условия воплощения его тренерских замыслов в спортивных достижениях учеников. Для тренерского успеха нужна мощная учительская мотивация, что является весьма редким даром для бывших спортсменов экстракласса. По этой же причине из спортсменов такого уровня чаще получаются хорошие организаторы, успешные руководители команд и спортивных клубов и реже выдающиеся тренеры-воспитатели, научные работники, спортивные учёные.

Однако бывает и так, что выдающимися спортивным тренером стано-вится человек, не имеющий специального спортивного образования, т.е. по личному призванию и воспитательскому таланту. Например, Игорь Кошкин - тренер выдающегося пловца Владимира Сальникова, - он окончил техничес-кий вуз, сам был лишь пловцом-разрядником.Или, например, тренер знаме-нитой румынской гимнастки Н.Команечи, - первоначально он специализи-ровался в игровых видах спорта. И подобных примеров можно привести не-мало. Поэтому я и говорю, что вузовское физкультурно-педагогическое обра-ование ещё не индульгенция выпускнику на его профессиональную «знаме-нитость», хотя бесспорно физкультурное образование является важнейшим (базовым) условием для профессионального роста нашего выпускника как успешного в будущем спортивного тренера.

Вот, например, на нашем педагогическом факультете закончили бака-лавриат выдающиеся спортсмены – фигурист Евгений Плющенко, баскет-болист Андрей Кириленко, учится гимнастка Евгения Канаева. Они прекрас-ные спортсмены, но станут ли они выдающимися спортивными педагогами – это пока неизвестно, будущее покажет? В последние десятилетия возникло много новых проблем в профессиональном самоопределении выпускников нашего вуза, не говоря уже о нашей отрасли. Но средств на организацию серьезных научных исследований этих проблем для отрасли не выделяется. Если для молодого специалиста логичен вопрос «Как общество оценит мой труд?», то для нас – вузовских преподавателей и администрации важно знать: «Насколько престижна в нашем обществе профессии школьного учителя физкультуры, тренера по виду спорта, спортивного менеджера-организатора, бизнесмена, и пр.?».

В советские времена критерии социальной полезности лесгафтовца, были достаточно четкими, государственными, а сейчас они стали размы-тыми, разносмысленными, хотя и не лишенными государственного знака качества. Нагнетаемая в нашем обществе частнособственническая денежная мораль препятствует воспитанию личности выдающегося спортсмена-гражданина, как выдающегося тренера-воспитателя. И для нас это тревожная тенденция. В постсоветский период государственная задача нашего вуза многократно усложнилась и размельчалась, особенно в области теоретических дисциплин. Педагогическое мировоззрение многих студентов ныне стало аморфным, «идейно пористым», прагматичным. И это нарушило былую духовную целостность патриотического воспитания наших студентов, ослабило социально-прикладную направленность лесгафтовского физкультурно-педагогического образования.Тем не менее, задачи нашего вуза остались прежними – готовить специалистов по ФКиС, формировать у студентов их практическую профессионально-педагогическую нап-равленность, вооружать их научно обоснованными физкультурно-педагогическими знаниями и умениями, формировать навыки педагогической деятельности и спортивной работы с подрастающим поколением и населением. Но успешно решать эти задачи ныне мешает лавина обрушившихся на нас новых не связанных друг с другом теоретических дисциплин, вплоть до высшей математики, молекулярной биохимии, логистики, и пр. И вместе с этим нынешняя денежная мораль поощряет у студенческой молодежи прагматически ориентированную жизненную позицию по принципу «учись, пока не поздно!». И это особенно понятно студентам, обучающимся на платной основе, а стоимость платного обучения ежегодно возрастает. За какое же образование платят студенты и их родители?

По моим наблюдениям нынче на первый план профессиограммы молодо-го спортивного специалиста стихийно выдвинулись его умение ориентиро-ваться в жизненной ситуации, самостоятельно искать работу после вуза, бо-льше думать не об учёбе, а о заработке - «хлебе насущном», надеяться толь-ко на себя, развивать и применять в жизни свои личные способности орга-нично с практическим интеллектом. Я не идеализирую Советский строй, в нём было много «перегибов», но в советский период физическое воспита-ние молодежи процветало, выпускников нашего вуза направляли на работой по разнарядке госраспределения. Все выпускники были обеспечены работой по специальности. Ныне же каждому выпускнику вуза предоставлена возмо-жность найти своё «место в жизни» самостоятельно.

Уже задолго до окончания вуза многие наши студенты становятся оза-боченными поисками работы по специальности. Стипендии мизерные, они начинают где-то подрабатывать. И если это не мешает учебе, то «подработки» следует расценивать как положительный факт. Чаще всего от этого страдает качество подготовки молодых специалистов. Конечно, по возможности мы помогаем нашим выпускникам в трудоустройстве, поддерживаем контакты с потенциальными работодате-лями. Преподаватели и администрация вуза, как и родители студентов, стараются по возможности помогать выпускникам найти достойную работу, но это нередко становиться проблемой. Тем не менее, как утверждает ректор, проф. В.А.Таймазов, «наши выпускники на бирже не стоят». И это вселяет в нас уверенность в правоте нашего лесгафтовского дела.

Нашему студенту, будущему специалисту ФКиС, очень важно осознавать личную перспективу трудоустройства уже на вузовском этапе. И чем раньше студент прочувствует социальную значимость своей будущей профессии, тем сильнее он будет озадачен качеством личной профессиональной подготовленности к самостоятельной трудовой жизни после вуза. Отсюда и мотивы личностного роста в процессе обучения в вузе. По сравнению с советскими временами стремление к научно-педагогической карьере ныне характерно лишь для небольшой части наших наиболее честолюбивых студентов, поступающих в магистратуру и ориентированных на аспирантуру. В подавляющем же большинстве наши выпускники ныне ищут работу в сфере фитнеса, рекреационной, оздоровительной, адаптивной физической культуры, в детско-юношеском спорте, в образовательных учреждениях всех уровней, в сфере сервиса и туризма - ищут и находят!

* * *


Освоившись с постсоветским бытием теперь мы осознаем, что профес-сиограмма наших выпускников должна эволюционировать в соответствии с потребностями времени и развития общества. Раньше, – я имею в виду 25-30 лет назад, – при жесткой государственной регламентации трудустройства, должностных ставках, партийном контроле, специалисту нужно было лишь чётко исполнять свои должностные обязанности и инструкции. Творческая и полезная для нашего дела личная инициатива работников, проявленная без ведома начальства, нередко была наказуема. Например, организация занятий нашим выпускником без официального на то разрешения по карате, культуризму, индийская йоге были чреваты для тренера лишением диплома. Сейчас же, наоборот, наблюдается другая крайность. Пожалуйста, занимайся кто угодно и чем угодно, но если угодишь в секту религиозных сектантов – пеняй на себя... На нравственную, моральную, эстетическую сторону бизнес-инициатив «лжеспециалистов» нынешнее РФ-государство обратит внимание лишь в случае кого-либо явного ЧП.

И такое ЧП для нашего спорта случилось, например, на ХХI Зимних Олимпийских играх в Калгари (2010, Канада), где Россия неожиданно скатилась на 11-ое общекомандное место, уступив Китаю, поднявшемуся с 15-го на 7-е место. Нашим спортсменам не повезло с верой в победу, ибо в РФ вновь возобладала церковная вера. А для атлета-олимпийца вера – это чувство личной уверенности в стремлении к соревновательному успеху. Это особенно важно учитывать в спортивном воспитании молодежи именно теперь, в эпоху индивидуального самоопределения личности.

Наши выпускники готовились в вузе работать с людьми, развивать их физически и укрепляыть их здоролвье. И поэтому для них очень важны коммуникативные способности, умение общаться, доводить до сознания граждан информацию об олимпийских идеалах, о значимости физической культуры и спорта, которые неоспоримы, зарекомендовали себя в веках. Отсюда и задачи обучения наших студентов, в т.ч. психологии успеха, раз-вития у студентов предприимчивости, организаторских способностей, и др.

В наш век компьютерной и экранной зависимости важно обучать студентов-лесгафтовцев психологии общения с людьми разных возрастно-половых категорий. Современный специалист, - и мы этому учим, - это человек нового общества, это личность, обладающая харизмой лидера, образца для подражания, человек, к которому должны тянуться и дети, и их родители. Для лесгакфтовца также важна способность устанавливать деловые контакты с руководителями учреждений различных уровней, с потенциальными спонсорами, лично самому уметь разбираться в основах организации бизнеса в сфере спорта, и др.От этого уже никуда не денешся.

В советские времена Ленинград, наряду с Москвой, были привилеги-рованными центрами, где спортивно одаренный юноша находил соответствующие условия для тренировок и личностного роста. Например, единственный в СССР «Зимний стадион», куда съезжались все лучшие легкоатлеты. И многие наши выпускники кафедры легкой атлетики именно благодаря этой спортивной базе становились успешными тренерами, а некоторые и заслуженными тренерами страны. Был период, когда 12 преподавателей кафедры легкой атлетики нашего вуза одновременно работали и старшими тренерами сборной команды по отдельным видам. Теперь же настали другие времена, условия в корне изменились. Раньше перспективному спортсмену наш город обеспечивал прописку, давал жильё, талантливые спортсмены сюда тянулись, отбирались и оставались у нас. Но сейчас во многих городах местные власти создают условия для учебы и тренировок перспективных молодых спортсменов и те остаются в своих регионах, а наш город уже явно испытывает «голод» на приток спортивных талантов.

Кроме этого в постсоветский период произошло массовое закрытие детских спортивных школ, ликвидация профсоюзных ДСО и клубов, а возрожденные ныне аналоги еле дышат. Отсюда нет подпитки молодыми спортсменами и регулярного обновления сборных команд города. Образно говоря, по сравнению с советским периодом корневая система нашего детско-юношеского спорта в городе, как и в стране, явно нарушена. Но это ещё «цветочки», а «ягодки» будем собирать в будущем. Провал в зимних олимпийских видах спорта уже факт, да и 4-е общекомандное место РФ в Лондонской Олимпиаде 2012 г. тоже не подарок. Печально, но факт, - мы явно отстаем в спорте высших достижений от США и Китая.

Отсутствие финансирования студенческого спорта привело к тому, что лишь малая часть нашего студенчества продолжает серьезно тренироваться до окончания вуза. У преподавателей вуза нет возможности, как было раньше, подрабатывать в СКИФе или в спортивном клубе другого вуза, что ослабляет спортивно-педагогический потенциал нашего города и вуза.

* * *


В связи вышесказанным задача нашего вуза – дать базовое образова-ние, научить студента учиться, ибо мы – преподавательский состав, про-должаем исполнять свой педагогический долг в условиях коренного измене-ния социальных ценностей и нравственных ориентиров молодежи. Сократи-лось финансирование детской и юношеской физической культуры, кануло в Лету государственное финансирование студенческой физической культуры и спорта. Прекратили свое функционирование студенческие спортклубы. На наших глазах произошло массовое закрытие ДЮСШ, но мы продолжаем вы-живать. Повышение с 2013 года зарплаты профессорско-преподавательскому составу вуза нас стимулирует. Но печально осознавать факт, что в нашем российском постсоветском обществе уже сформировалась негативная социальная атмосфера нездорового образа жизни, порождающая склонность многих спортивно одаренных подростков к пивному алкоголизму, наркомании и преступности. В советские времена большинство трудных подростков было приобщено к занятиям спортом в школьных секциях и ДСО, и выпускники нашего вуза успешно решали эти задачи.

Но если говорить принципиально, то в целевом содержании нынешней лесгафтовской педагогической стратегии подготовки спор-тивных специалистов ничего принципиального за последние четверть века у нас не изменилось, и, слава Богу! Многие «новшества» касаются лишь различных наименований нововведений, организационных форм, увеличения количества факультетов, кафедр, учебных дисциплин и западнических названий - «Бакалавр - Магистр». Всё это было придумано не нами, а спущено «сверху» и мы вынуждены работать с этими навязанными нам брендами, сохраняя свое лесгафтовское лицо. Министр обороны Сергей Шойгу быстро разобрался с аналогичными, навязанными Западом «инновациями» в сфере военного образования, вернул ему советское лицо. ь. Теперь и мы стоим на очереди, чтобы разобрались и с нами.

В советский период мы готовили преподавателей физического воспитания и тренеров по видам спорта за четыре года и для всей страны, наш выпускник ценился и за рубежом. Теперь же мы готовим «бакалавров» за те же четыре года, но само слово «бакалавр» ассоциируется в молодежном сознании с «бакалеей» и «бокалами». Тем не менее, наш учебный процесс, как река, остается в своем педагогическом русле, хотя и стал более сложным, раздробленным на мелкие ручейки - дисциплины по выбору студентов. Но суть-то его осталась та же, - лесгафтовская.

На современном этапе развития информационного общества нет альтернативы физическому воспитанию и спорту в деле физического развития и оздоровления молодёжи. Детский спорт – мощное средство профилактики экранно-компьютерной зависимости, соматических и психических заболеваний детей и молодежи. Без массового детско-юношеского спорта здоровье народа в опасности. Не нужно доказывать, что успешному противостоянию негативным тенденциям современной техногенной цивилизации в деле сохранения генофонда и здоровья трудящихся по-прежнему является самое надежное средство - физическая культура и спорт. Физические упражнения и тренировочные нагрузки, спортивные игры и соревнования - лучшее лекарство от гиподинамии. Это не моё, а заявление ВОЗ. Вот почему мы настойчиво ориентируем наших выпускников на формирование у населения спортивно-физкультурной ментальности.

Выше было сказано о харизме специалиста-тренера. Безусловно, хариз-му нельзя воспитать, это наследуемой признак психической одаренности, «дар неба», но ведь можно обучить всех студентов - будущих спортивных специалистов, современным знаниям, умениям, навыкам, методам физкультурной работы с людьми, что сохранит их здоровье. Но согласен, - следует отходить от того, что было раньше, – обучать студентов ретртанслировать знания о физкультуре и спорте. Но чем же современность лучше? Прогрессивнее советского опыта подготовки спортивных специалистов в мире пока нет. Кто бы это мне мог бы доказать, что я не прав? Не создав чего-то лучшего ещё рано сдавать его в педагогический архив.

Я критикую новую, навязанную нам «сверху» нынешнюю систему высшего физкультурно-профессионального образования, но вынужден по должности служить ей. По сравнению с прошлой советской системой физического воспитания, эта система, возможно, и имеет свои, ещё не раскрытые и не понятые нами преимущества, но это ещё нужно изучать и доказывать. Ведь новые вывески, названия, программы, модные термины, как доказали ещё Ильф и Петров, сами по себе ещё мало чего значат, тем более, если ещё не сформированы надежные правила использования нооведенгий, не доказано, что они лучше предыдущих, т.е. то, что сейчас именуют «компетентностью». Следовательно, нам, лесгафтовацам, наужно прежде всего ценить и использовать в нашем педагогическом деле то, что уже проверено историей, зарекомендовало себя в веках.. Желаю лесгафтовцам успехов в учёбе, спорте, труде!



следующая страница >>



Человек все может! Вот это и настораживает. Михаил Генин
ещё >>