Региональная экономика - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по написанию эссе по дисциплине «Региональная... 1 171.18kb.
Конкурентоспособность регионального сельского хозяйства в приволжском... 2 444.18kb.
Формирование механизма модернизации курортно-туристского кластера... 1 366.19kb.
Эколого-экономическое управление предприятием 08. 00. 05 Экономика... 2 508.02kb.
3. Региональная экономика 1 61.33kb.
Региональная экономика и управление 16 3179.31kb.
Абдулаев Ш. С. О. д т. н., профессор, г н. с отдела математики и... 1 141.98kb.
Жданова Олеся Игоревна 1 18.52kb.
Закономерностей территориального размещения производительных сил 1 98.3kb.
С 2009 г до с г. руководитель докторской программы «Региональная... 1 12.83kb.
Контрольная работа " Экономическая география и региональная экономика" 1 145.32kb.
Публично-частное партнерство как новая идеология развития мирового... 1 142.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Региональная экономика - страница №1/1



Глушкова
Евгения
Владимировна
Аспирант кафедры "Региональная экономика", 1-й год обучения.
Государственно-частное партнерство

как одно из направлений Новой экономики.
В последнее время одним из существенных направлений регионального развития в Российской Федерации является государственно-частное партнёрство (далее ГЧП). В современном понимании партнерство государства и частного сектора представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между общественной властью и частным бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных, общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг.А также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности.Кроме того, государственное управление предполагает прямое и непосредственное вмешательство органов государства в экономику с использованием административных методов. Каждый совместный проект государства с бизнесом является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает существование после его реализации.

В России инвестиционные проекты на принципах ГЧП реализуются во многих регионах. При этом учитываются особенности национального законодательства и ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении гарантии, формировании инвестиционных ресурсов в виде заимствований, включаемых в региональный долг и т.п.

Правительства выполняют в проектах ГЧП разнообразные функции, в значительно степени определяющие успех проекта. Они частично финансируют инфраструктурные проекты, обеспечивают институциональную среду их осуществления, организационную структуру, уменьшают риски путем гарантирования возврата кредитов как напрямую, так и косвенно – за счет обязательств по закупке производимой продукции по согласованным ценам или поставке сырья, электроэнергии и т.д.

Из-за кризиса схема ГЧП может стать уникальным механизмом стимулирования экономического роста в стратегических секторах региональной экономики за счет привлечения частного капитала, находящегося в поисках проектов с приемлемым уровнем инвестиционного риска. В условиях дефицита бюджетного финансирования критерии отбора должны быть ужесточены.

Интерес к инвестиционной составляющей такого рода проектов вызван многими причинами: недостатком государственных, муниципальных или частных ресурсов для решения социально значимых и иных приоритетных задач, необходимостью поддержки конкурентоспособности региональной экономики и т.д. Спрос на проекты, которые можно финансировать на условиях ГЧП, во многом порождается за счет деятельности органов государственного и муниципального управления. Если раньше такие проекты, как правило, финансировались за счет средств региональных бюджетов, то теперь, в условиях кризисных явлений, государство пытается перейти к модели привлечения дополнительных ресурсов посредством разделения рисков, а также повысить эффективность своей деятельности по развитию территорий, городов и отраслей.

В связи с этим проблемам формирования и развития ГЧП в регионах Российской Федерации в настоящее время уделяется достаточно много внимания. Это в первую очередь связано с тем, что реализация региональных инвестиционных проектов на условиях ГЧП, как правило, дает мультипликативный эффект.

В мировой практике ГЧП понимается двояко. С одной стороны, как система отношений государства и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития. С другой, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности.

Термин «Государственно-частное партнерство» является устоявшимся переводом с английского языка «Public-privatepartnership». Под «Public»понимается совокупность общественных институтов, которые реализуют свои властные полномочия, а также играют подчас неофициальную, неформальную, но важную роль в развитии общественных процессов. Понятие «Государство» включает также культурные, образовательные, академические и прочие учреждения общественного сектора. То есть выступает, субъектом общественной власти, включающим все уровни управления – федеральный (национальный), региональный и муниципальный. В определениях Государство всегда стоит на первом месте потому, что является инициатором подавляющего большинства проектов ГЧП, их главным действующим лицом и доминантой. Кроме того, это основано на том, что его партнерство с бизнесом строится по отношению к государственной и муниципальной собственности. В этом плане государство и частная компания никогда не будут равны, так как базовые отношения собственности в проектах ГЧП не изменяются, сколь бы не велика была роль частного сектора в качестве инвестора, менеджера или оператора.

Вмеждународной практикедля привлечения частных компаний в целях развития общественных инфраструктур и управления ими,широко используются механизмы ГЧП. Как правило, это следующие отрасли:

Недвижимость;

Транспорт;

Экология;

ЖКХ;

Научный сектор;



Образование и здравоохранение;

Общественный порядок и безопасность;

Телекоммуникации.

В развивающихся странах частный сектор наиболее активно финансирует инфраструктуру энергетической отрасли и систему нефте- и газопроводов.

Во многих европейских странах количество проектов ГЧП ежегодно увеличивается в несколько раз. Такая картина особенно характерна для стран Восточной и Южной Европы, присоединившихся к ЕС. В этих странах инфраструктура находится в гораздо худшем состоянии, чем в государствах Западной и Северной Европы, и сдерживает экономическое развитие. Для того, чтобы быстрее преодолеть имеющееся отставание от наиболее развитых стран Союза, они должны форсировано обновить инфраструктурные мощности, возведенные еще после Второй мировой войны.

Различные исследовательские центры мира приводят свои оценки масштабов ГЧП. Так по данным известной консалтинговой компании AECOMConsult, число действующих и завершившихся контрактов по проектам ГЧП в мире в 1984-2004 гг. равнялось 1121 с объемом инвестиций 451 млрд долл. США. С учетом проектов, находящихся на стадии подготовки к заключению контрактов государства и частных компаний, число проектов ГЧП, оцененное AECOMConsult, вырастает до 2096, а объем инвестиций приближается к 900 млрд долл. США. И это, по-видимому, нижняя граница размаха ГЧП в мире.



Использование механизмов ГЧП в России позволит избежать недостатков прямого государственного регулирования экономики и «провалов» рынка. Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и государственный, и частный секторы экономики обладают собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых формируются условия эффективных действий и достигаются наилучшие результаты. По этой причине выстраивание взаимодействия частного и государственного секторов экономики становится на ближайшие годы одной из важнейших задач для региональных и местных органов власти.

Как мы увидели из мирового опыта, ГЧП является хорошо проработанной – на основе практического опыта - экономической концепцией. В России же понимание важности и возможностей использования ГЧП до сих пор не сформировано, что препятствует развитию российского рынка проектов ГЧП, тем самым, не позволяет использовать данный механизм для развития общественной инфраструктуры во всероссийском масштабе.




Не все женщины опаздывают на свидание. Некоторые вообще не приходят. Андре Берри
ещё >>