Регион, проблема социально-экономической безопасности, условия обеспечения социально-экономической безопасности, региональная полити - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Влияние теневой экономики на обеспечение экономической безопасности 1 62.8kb.
Стратегическое управление как инструмент обеспечения экономической... 4 621.98kb.
Политика информационной безопасности оператора испдн 1 168.29kb.
Сущность термина регион 1 79.29kb.
Планы семинарских занятий «Теория социально-экономической географии»... 1 86.2kb.
Замечания и предложения по Главе 15. («Преодоление территориальной... 4 573.17kb.
Ленинградская область Кингисеппский муниципальный район концепция... 27 2569.25kb.
Закона РФ «О безопасности» 7 955.43kb.
Пермские владения строгановых в XVIII первой половине XIX в. 3 379.08kb.
Понятие национальной безопасности. Виды безопасности: экономическая... 1 25.53kb.
Проблема интеграции отечественной экономической психологии в мировую... 1 120.26kb.
Управление федеральной антимонопольной службы по тюменской области 1 32.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Регион, проблема социально-экономической безопасности, условия обеспечения социально-экономической - страница №1/1

MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF REGION

Eremeev Lenar M.

Kazan Federal University, mila_dalex@mail.ru



There are reviewing of regions social and economic security problems, necessary conditions for its provision in this article. On this base author defines the main directions of regional economic policy and toolkits of management social and economic security of region

Region, a problem of social and economic security, conditions of provision of social and economic security, the regional policy, management.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА

Еремеев Ленар Минсагирович

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, mila_dalex@mail.ru



В статье рассмотрены проблемы социально-экономической безопасности региона, условия необходимые для ее обеспечения, раскрыты основные направления региональной экономической политики, предложен инструментарий управления социально-экономической безопасностью региона

Регион, проблема социально-экономической безопасности, условия обеспечения социально-экономической безопасности, региональная политика, управление.
В современных условиях социально-экономической трансформации в Российской Федерации поиск форм и методов управления социально-экономической безопасностью региона становиться актуальной задачей обеспечения независимости национальной экономики, ее стабильности и устойчивости, способности к постоянному обновлению и совершенствованию. Важным условием устойчивости развития экономики региона является предоставление субъектам РФ самостоятельности в управлении финансовыми, производственными и природными ресурсами, ведении внешнеэкономической деятельности.

Это требует новых подходов в определении экономической региональной политики, разработки новых форм и методов управления социально-экономической безопасностью региона. Устойчивое развитие отдельного региона наряду с общими закономерностями функционирования и развития национальной экономики страны имеет свои специфические особенности, определяемые удельным весом продукции базовых отраслей региона в общем объеме продукции в стране, наличием экспортного сектора в экономике региона, обеспеченностью ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т.п.

Безопасность социально-экономического развития региона определяется устойчивостью функционирования структурообразующих производств. Под устойчивостью развития производства хозяйствующего субъекта имеется в виду его способность противостоять и предотвратить воздействия, способные привести к спаду производства. Устойчиво развивающимся может являться производство, которое обеспечивает выпуск необходимой номенклатуры товаров потребления с наименьшими издержками при эффективном использовании факторов производства и в необходимые сроки. 2

Устойчивость воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса региона при этом определяется обеспечением непрерывного поддержания стабильности или экономического роста его базовых отраслей оказывающих влияние на формирование валового регионального продукта. В зависимости от специфики региона каждый из них имеет базовые отрасли, оказывающие влияние на обеспечение социально-экономической безопасности региона. Например, в Республике Татарстан, устойчивость воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса определяется в большей степени устойчивым развитием промышленного производства. Промышленное производство в структуре валового регионального продукта занимает доминирующее положение (44,7%) и имеет тенденцию к устойчивому росту.

Валовой региональный продукт (ВРП) в 2011 г. в сравнении с 2008 г. вырос на 324,1 млрд. руб. или 135 % км 2008 г. 4

Произошел значительный рост объема продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (в 2011 году составил 165,6 млрд. руб. или 152,6 % в сопоставимых ценах к уровню 2010 года), уровня инвестиционного спроса (в 2011 году привлечено инвестиций в размере 356,7 млрд. рублей), расширение строительства, заметный рост прибыли в реальном секторе, размеров прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета. 4

Таким образом, региональные органы управления при разработке региональной экономической политики должны предусмотреть меры государственной поддержки развития базовых отраслей экономики оказывающих влияние на социально-экономическую безопасность региона

В целом социально-экономическая безопасность региона зависит от уровня самообеспеченности самофинансирования и самоокупаемости территории.

Уровень самообеспеченности региона включает достаточное количество производственных, трудовых и природных ресурсов, развитость научного потенциала, наличие крупных конкурентоспособных предприятий, продукция которых занимает доминирующее положение в общероссийской экономике.

Торговое сальдо вывоза-ввоза продукции региона, в том числе и внешнеэкономических связей, должно быть стабильно положительным.

Достаточный уровень самообеспеченности экономики территории позволяет ей проводить самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение экономической безопасности региона.

Самофинансирование экономики региона обеспечивается через проведение финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики, развитие фондового рынка, установление межбюджетных взаимоотношений с федеральным центром с учетом специфики региона, разработку эффективных инструментов государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, увеличение объемов конкурентоспособной экспортной продукции, уровня доходов населения.

Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранных финансовых и материальных ресурсов в региональную экономику, а не создавать условия для скупки или покупки за бесценок части национального богатства.



Самоокупаемость региона реализуется через получение дохода в результате, коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов региона 12.

Предприятия и организации объективно объединяются во взаимосвязанные хозяйствующие комплексы с целью обеспечения расширенного воспроизводственного процесса на основе самоокупаемости расходов и получения максимальной прибыли.



Для обеспечения экономической безопасности региона необходимы следующие условия:

  • Экономическая самостоятельность;

  • Стабильное и устойчивое развитие региональной экономики;

  • Поддержание непрерывного роста региональной экономики.

  • Таким образом, экономическая безопасность включает три важнейших элемента:

  • Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности экономическими (в первую очередь, финансовыми) ресурсами, позволяющие проводить самостоятельную экономическую политику, разработку форм и методов управления социально-экономической безопасностью региона.

  • Стабильное и устойчивое развитие региональной экономики – это способность экономики региона противостоять к воздействиям различного характера, быстрому возврату в исходное состояние, либо достигать более высокой точки своего развития и обеспечение непрерывного расширенного воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса.

  • Поддержание непрерывного роста региональной экономики осуществляется на базе использования в экономике прогрессивных инноваций, внедрения современных форм и методов организации работы, разработки эффективных инструментов регулирования инвестиционной инновационной и внешнеэкономической деятельности, обеспечение безопасного уровня жизни населения региона в целом. Отсутствие одного из перечисленных условий становится проблемой в обеспечении социально-экономической безопасности региона.

Устойчивое безопасное развитие региона предполагает обеспечение внутренней и внешней устойчивости региональной системы.

Под внутренней устойчивостью подразумевается устойчивое развитие структурообразующих производств, поддержание стабильного положительного сальдо вывоза-ввоза продукции, обеспечение занятости и соответствующего уровня жизни населения. 7

Под внешней устойчивостью понимается устойчивость платежного баланса региона, стабильное положительное внешнеторговое сальдо, наличие стабилизационного фонда (золотого запаса), стабильность равноправных федерально-региональных межбюджетных взаимоотношений, место региона в общероссийском разделение труда.

Таким образом, социально-экономическая безопасность региона, по нашему мнению, означает способность региона противостоять отрицательным воздействиям различного характера (кризисы, социальная нестабильность и т.п.), к быстрому возврату в исходное состояние, либо достижения более высокой точки своего развития, неуклонное повышение качества жизни населения и обеспечение расширенного воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса

Требуется особый подход к решению проблемы безопасность социально-экономического развития, связанной со структурой экономики региона. Упразднение старых отраслевых структур управления предприятиями, находящимися на территории региона, требует от региональных органов управления необходимости поиска новых форм и методов управления кооперацией отраслевых и региональных производителей в единой структуре экономики региона. Образование на базе такой кооперации крупных межотраслевых комплексов по выпуску конкурентоспособной продукции способствует повышению социально-экономической безопасности региона. Такие межотраслевые комплексы могут решить вопросы сокращения безработицы, предоставляя новые рабочие места, и увеличивать доходы территориальных бюджетов за счет налоговых отчислений от прибыли, полученной в результате продажи продукции этих предприятий на внутреннем и внешних рынках.

Прежняя парадигма устойчивости строилась на принципах обеспечения локальной устойчивости за счет достижения глобальной устойчивости макросистем.

Это означало, что устойчивость экономики региона в недавнем прошлом всецело обуславливалась той ролью, которую она выполняла в системе территориального разделения труда, и тем самым была производной от устойчивости всей экономики страны, однако кризисные явления последних лет больше всего проявились в узкоспециализированных многоотраслевых регионах. Относительно благополучными оказались регионы с диверсифицированной структурой экономики, оказавшейся более приспособленной к новым условиям.

Каким образом должна достигаться устойчивость в новых условиях? Как и прежде или наоборот, строиться на основе движения от устойчивости на локальном уровне (предприятие, регион) к макроустойчивости?

Может ли в современных условиях вступления России в ВТО концепция устойчивого и безопасного развития региональной экономики опираться, как и прежде, на углубление специализации регионального хозяйства или ориентироваться на диверсифицированную модель конкурентоспособного территориально-хозяйственного комплекса?

Ответы на эти вопросы принципиально важны для выработки современной региональной экономической политики по обеспечению социально-экономической безопасности региона, разработки форм и методов управления.

В целом, можно выделить следующие проблемы, стоящие перед регионами в обеспечении социально-экономической безопасности:


  1. Необходимость более четкого разделения полномочий в экономической сфере, между федеральным центром и регионами, особенно в финансовых отношениях с федеральным бюджетом.

  2. Недиверсифицированность структуры экономики региона, что является важной проблемой в условиях вступления России в ВТО.

  3. Проведение структурной перестройки экономики региона, адекватной с требованиями рынка ВТО, направленной на развитие конкурентоспособных базовых отраслей экономики способствующих, повышению устойчивости и безопасности социально-экономического развития региона.

  4. Поиск источников инвестиций для структурной перестройки экономики.

  5. Недостаточная конкурентоспособность продукции регионов, вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка в результате импорта иностранной продукции, что будет усиливаться вследствие вступления России в ВТО.

  6. Неразвитость рынка интеллектуальной собственности.

  7. Отсутствие рынка ценных бумаг (фондового рынка).

  8. Угроза продовольственной безопасности региона из-за дешевого импорта.

  9. Отсутствие четко разработанной системы количественных целевых индикаторов социально-экономической безопасности региона.

  10. Отсутствие эффективной системы управления социально-экономической безопасностью региона.

  11. Отсутствие современной, научно обоснованной концепции устойчивого и безопасного развития региона.

Разрешение вышесказанных проблем требует новых подходов в определении экономической региональной политики, разработка эффективных форм и методов управления социально-экономической безопасностью региона.

Приоритетами регионально экономической политики по обеспечению социально-экономической безопасности региона должны стать:



  1. Проведение институциональных преобразований способствующих координации действий общественных институтов в обеспечении социально-экономической безопасностью региона.

  2. Формирование эффективной системы управления социально-экономической безопасностью региона.

  3. Разработка государственных мер поддержки развития высокотехнологических и конкурентоспособных базовых производств и отраслей экономики, способствующих повышению социально-экономической безопасности региона.

  4. Формирование благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего приток зарубежных инвестиций.

  5. Активная социальная политика направленная на предотвращение резкой имущественной дифференциации населения региона.

  6. Содействие развитию инвестиционной активности региона.

  7. Развитие регионального рынка ценных бумаг (фондового рынка).

  8. Повышение качества жизни населения.

  9. Проведение структурной перестройки экономки, адекватной требованиям рынка ВТО, обеспечивающий расширение производств конкурентоспособной продукции.

  10. Развитие внешнеэкономической деятельности со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.

  11. Обеспечение более эффективного использования ресурсов региона.

  12. Организация обучения кадров современным методом анализа хозяйственной деятельности предприятия и принятия управленческих решений по их устойчивому развитию.

Управление безопасностью социально-экономического развития региона осуществляется через разработку прогнозов и программ социально-экономического развития региона. Не менее значимым при этом является оценка экономического потенциала региона, который является исходной точкой формирования научно-обоснованной концепции устойчивого и безопасного развития региона.

Исходным пунктом разработки программы устойчивого и безопасного социально-экономического развития региона является прогнозирование. Оно охватывает различные сферы жизни региона: демографическую ситуацию, ресурсный потенциал, включая природные ресурсы, потребительский спрос, динамику производства по отраслям и районам, результаты внедрения инноваций в экономику и прочее.



Завершать прогнозную работу должен сводный экономический прогноз, характеризующий в обобщенном виде макроэкономическую ситуацию в регионе, темпы и основные пропорции экономического развития. Проблема состоит в том, чтобы дать не простую констатацию возможностей будущего развития, а нацелить процедуру прогнозирования на выбор обоснованного устойчивого и безопасного социально-экономического развития региона. В этих целях необходимо сформировать целостную модель воспроизводственного процесса экономики региона и на её основе определить взаимосбалансированную систему основных параметров безопасного и устойчивого социально-экономического развития, разработать инструментарий управления социально-экономической безопасности региона 10.
Литература

  1. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440

  2. Иогман Л.Г. Экономика региона. От кризиса к устойчивому развитию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2009 - № 7– с.14-24

  3. Острейковский В.А. Анализ устойчивости и управляемости динамических систем методами теории катастроф: учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2005 – 326 с.

  4. Доклад министра экономии РТ Шагиахметова М.Р. «Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан, в 2011 году» на коллегии министерства экономики РТ 9 февраля 2011 г.

  5. Хайруллов Д.С., Загидуллин Р.Ф. Усиление регулирующей роли государства в обеспечении устойчивости социально-экономического развития субъекта Российской Федерации//Материалы научной конференции «Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности и устойчивого общественного развития в России. ч. II. - Казань: Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2009. - с.3-11

  6. Львов Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов. М.: Экзамен, 2002 – 518 с.

  7. Шалмуев А.А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития региона // Инновация, 2006-№ 3 – с.28-32

  8. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова М.: 2002 – 161 с.

  9. Губайдуллина Т.Н., Орлова О.А. Основные элементы управления устойчивым развитием региона на примере Республики Татарстан // Вестник Казанского Государственного финансово-экономического института, 2006 - № 3–с.69-72

  10. Хайруллов Д.С. Формирование системы государственного регулирования процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. Казань: Фэн. Академия наук РТ, 1997. -224 с.

  11. Показатели устойчивого развития: структура и методология. Пер. с анг. -Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН. 2000

  12. Хамидуллин Ф.Г., Хайруллов Д.С., Хоменко В.В. Тарасов В.М. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона // Казань: Фэн. Академия наук РТ, 2004. – 212 с.





Не уверен — не уезжай! Борис Замятин
ещё >>