Реформа сердюкова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сердюкова Е. И., г. Могилев 1 66.76kb.
Лекция. Проблемное изложение материала Беседа 3 476.89kb.
Реферат Денежная реформа 1991 года 1 147.28kb.
Урок истории в 8 классе по теме: «Аграрная реформа П. А. Столыпина... 1 129.1kb.
Лдпр исходит из того, что нужна военная реформа, а не реформа Вооруженных сил 1 56.61kb.
Реформа умерла. Да здравствует реформа! 1 134.94kb.
6 ноября 2012 г. Министр обороны РФ отправлен в отставку 1 87.94kb.
Реформа церковной музыки в свете идей цецилианского движения в позднем... 1 38.54kb.
Александ Реформа аграрных отношений в России 1 249.22kb.
Мы просто хотим есть. Реформа ООН и сотрудничество в области защиты... 1 145.93kb.
Денежная реформа 1922-1924 гг и оценка ее результатов 1 248.2kb.
Роль вмф в обеспечении национальной безопасности России 1 42.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Реформа сердюкова - страница №1/1



РЕФОРМА СЕРДЮКОВА
МОСКВА, 22 октября. «ФК-Новости».

В Кремле 11 сентября прошло совещание по вопросам развития Вооруженных сил. По его итогам 15 сентября Президент Дмитрий Медведев утвердил концепцию нового облика армии, которую 14 октября по завершении коллегии министерства обороны озвучил министр Анатолий Сердюков. Объявленные преобразования могут впервые после 1945 года серьезно изменить военную систему России.
Меняется структура и система управления

Радикальность здесь не только и не столько в сокращении в три раза офицерского корпуса (с 450 до 150 тыс.). При Хрущеве в начале 60-х годов прошлого века из армии уволили 1,2 миллиона военнослужащих, в том числе около 500 тысяч офицеров. Главное, меняется структура армии и система управления ею. Нынешняя четырехзвенная система, наследница 50-х годов прошлого века: военный округ – армия – дивизия – полк меняется на трехзвенную: военный округ – оперативное командование – бригада. "Армия станет мобильной, дееспособной и выполняющей все задачи, которые перед ней будут поставлены", — убежден министр обороны. Действительно, в ходе боевых действий в Южной Осетии с российской стороны были задействованы пять полковых тактических групп из состава разных дивизий. Управление ими осуществлялось не штабами этих дивизий и даже не штабом армии, а специально созданной группой штаба Северо-Кавказского военного округа. Таким образом, решения принимались быстрее, согласованность действий различных видов и родов вооруженных сил повысилась.

Однако не надо связывать реформу с осетинской пятидневной войной. Она стала всего лишь удачным поводом для ускорения ее проведения. Реформа планировалась давно, но не было кандидатуры, которая рискнула бы восстановить против себя часть генералитета и офицерского корпуса, сопротивлявшуюся нововведениям. Еще 28 февраля 2005 года тогдашний министр обороны Сергей Иванов издал приказ, который разрешил заменять гражданскими лицами некоторые должности старших и младших офицеров. Перечень был довольно обширный и включил в себя более 170 штатных офицерских должностей, но реформа так и не пошла.

В то же время не разъясненными в давно назревшей реформе Сердюкова остаются многие вопросы, связанные с объявленными изменениями. Будет ли "бригадный подряд" введен повсеместно или часть дивизий сохранится? Министр сказал, что останутся дивизии в ВДВ. Но нельзя забывать и того, что разные регионы России требуют разного подхода. Например, мобильность на Кавказе важнее мощи, а на Дальнем Востоке наоборот, нужны более мощные соединения, такие, как дивизии. Кстати, и в США, и в ФРГ, и в Великобритании от дивизий полностью не отказались. Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Анатолий Храмчихин задается вопросами: "Будет ли учитываться территориальная специфика различных театров военных действий? Не будут ли пересекаться функции оперативных командований и военных округов?" Ведь и те, и другие объединяют силы разных видов и родов Вооруженных сил. Но главный вопрос, который остается без ответа – связано ли изменение структуры армии с изменением оценки характера угроз? Что нам угрожает больше: широкомасштабная война или локальные конфликты?


Конец мобилизационной армии?

Основным сокращениям подвергнутся Сухопутные силы. Из 1890 частей и соединений останется менее одной десятой - 172. Количество соединений и частей ВВС и ВМФ сократится в два раза, с 340 до 180 у летчиков и с 240 до 123 у моряков. Количество полковников сократят почти в три раза (с 25 тысяч до 9), майоров — в четыре (со 100 до 25 тысяч), капитанов более чем в два раза (с 90 до 40 тысяч). Старших лейтенантов и лейтенантов наоборот, станет 60 тысяч, больше на 20 проц. Избыточное количество старших офицеров, как и большое количество неукомплектованных полностью частей объяснялось тем, что отражать военную угрозу предполагалось путем массовой мобилизации. В современной войне, будь то полномасштабная с использованием стратегического оружия, или локальный конфликт, времени для мобилизации, да и нужды в ней просто не будет. Поэтому очевидно, что массовое сокращение офицерского корпуса означает конец концепции массовой мобилизации. Это подтверждается и тем, что Генштаб намерен ввести добровольную оплачиваемую службу для тех, кто захочет быть резервистами. Этим отвергается важнейший аргумент сторонников призыва, утверждавших, что он дает военную подготовку всему мужскому населению страны. Однако заявление Президента о том, что призывная армия у нас сохранится до 2030 года, не пересматривается. Это противоречие, пожалуй, самое заметное и более всего волнующее население. Какая же армия будет у России к 2012 году, когда в ней останется 1 миллион военнослужащих, в том числе 150 тысяч офицеров? Говорится о том, что на базе дивизий Сухопутных войск планируют создать более 40 мотострелковых бригад постоянной готовности. Речь идет о небольших по численности - порядка 3-4 тысяч солдат и офицеров - высокомобильных и хорошо оснащенных ударных группировках, комплектовать которые будут "в основном контрактниками". "В основном" – значит, в частях постоянной готовности будут служить и призывники. Что же это будет за готовность, если служат они всего год и на обучение их должно уходить не менее 6 месяцев, а, значит, меняться они будут каждые полгода. Или их будут убеждать известными методами заключать контракт после 6 месяцев службы. Но многих ли смогут убедить?

Сколько стоит реформа в период экономического кризиса?

В опубликованной 18 апреля этого года в газете "Красная Звезда" Стратегии социального развития ВС РФ до 2020 года говорится, что свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Но вот предстоят сокращения почти 200 тысяч офицеров, которым тоже обещано, что их социальные права не будут ущемлены. Стало быть, им надо выплачивать выходное пособие в размере от 40 до 100 тысяч рублей, предоставлять жилье. По подсчетам вице-президента академии геополитических проблем Константина Сивкова на это нужно от 10 до 15 триллионов рублей. А ведь недавно Президент объявил, что в ближайшее время Россия приступит к строительству авианесущих крейсеров, и, если начать сейчас, то первые результаты можно получить к 2013-2015 годам. Причем речь идет не об отдельных кораблях, а о системах в составе авианосных многоцелевых групп и ударных соединений. Главком ВВС Александр Зелин говорит, что реальный истребитель пятого поколения совершит первый полет уже в следующем году. В прошлом году принята Концепция воздушно-космической обороны страны до 2016 года и на дальнейшую перспективу. Федеральная целевая программа развития оборонного промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года нуждается во все большем государственном финансировании для кредитования предприятий оборонки, которые выпускают много брака из-за того, что на смену старым специалистам молодые не приходят. И все это происходит на фоне экономических проблем, связанных с международным финансовым кризисом и падением цен на нефть. В такой обстановке естественно возникают вопросы о реальности финансирования объявленной министром обороны реформы армии.


Гражданский контроль – рычаг реформы

Тем не менее, какими бы спорными не казались ее положения, программа эта необходима потому, что решение армейских проблем не только назрело, но давно перезрело. Значительно помогло бы проведению этой реформы участие в ее обсуждении специалистов из экспертного сообщества. К сожалению, пока оно, как и остальное общество, практически отстранено от участия в обсуждении проблем армии, несмотря на создание при министерстве обороны Общественного совета. Вероятно, гражданский министр обороны проникся идеей военных о том, что гражданский контроль над армией – это выдумка политиканов, стремящихся сделать себе имя на шумных общественных компаниях. Да, были такие примеры. Но отказываться от гражданского контроля и помощи экспертов на этой основе – означает выплескивать воду вместе с ребенком. Специалистам, например, известны причины роста стоимости военной продукции, перешагнувшей все мыслимые границы. Причины ее – в монополизме производителей и закрытости значительной части военных расходов. В 2003 доля секретных ассигнований федерального бюджета по статье "Национальная оборона" составляла 37 проц. В нынешнем году она достигла 46 проц. Шагом в направлении открытости можно считать обнародование прежде секретных цифр количественного состава армии. Уменьшение секретности там, где это лишено смысла, гражданский контроль, совместные поиски решений проблем армии наверняка помогут преодолеть такие сложности реформы, как, например, отказ от военной медицины или низкий уровень жизни гражданского персонала министерства обороны. А это значит, что радикальное реформирование вооруженных сил России, предложенное министром обороны и одобренное президентом Медведевым, станет реальным.



Николай Хорунжий, специально для «ФК-Новости».


ЧТОБЫ АРМИЯ БЫЛА СИЛЬНОЙ, ОБОРОНКЕ НУЖНЫ КАДРЫ

МОСКВА, 31 октября. «ФК-Новости».



Огромные средства, необходимые на реформу Российской армии, объявленную министром обороны Анатолием Сердюковым, не помешали российскому правительству выделить также деньги на решение серьезных проблем оборонно-промышленного комплекса. На конференции "Проблемы и пути решения задачи подготовки кадров для ВПК РФ", прошедшей накануне в Петербурге, вице-премьер Сергей Иванов объявил, что с 1 января 2010 года также предусмотрена ежемесячная стипендия в размере 25 тысяч рублей для молодых специалистов, участвующих в научных разработках современных вооружений.
Деньги есть

На фоне развернувшегося мирового финансового кризиса, накрывшего и Россию, правительство Владимира Путина озаботилось финансовой помощью предприятиям ОПК. Объем ее до конца 2008 года еще не ясен, но механизмы ее уже определены. Во-первых, правительство планирует субсидировать кредитные ставки. В условиях кризиса банки предлагают деньги под 25 процентов годовых, а предприятия не могут дать больше 10-12 процентов. Во-вторых, предполагается увеличить размер авансовых платежей с теперешних 30 процентов чуть ли не до 100 в отдельных случаях, однако насколько - пока не решено.

Это важно из-за длительных производственных циклов такой продукции как подлодки, корабли, самолеты, которые строятся не один год. Кроме того, затягивается заключение годовых контрактов и предприятия получают основные суммы к концу срока контрактов. Чтобы выплачивать зарплату и, главное, расплачиваться в течение года с повышающими цены смежниками, головные предприятия вынуждены брать кредиты в банках. В-третьих, если раньше модернизацию предприятий бюджет брал на себя в размере 60 процентов, а остальное должно было вносить предприятие, то на 2009 год в качестве антикризисной меры государство оплатит модернизации полностью.

Кроме финансовой помощи предприятиям ОПК возрастает и портфель их заказов. С одной стороны это гособоронзаказ (ГОЗ), который в 2009 году увеличится как никогда -  на 27 процентов. С другой стороны наблюдается такой же рост заказов из-за границы в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС). За 2008 год ВТС составило 8,5 млрд  долларов. В качестве цифры ГОЗ называют 1,3 млрд рублей или более 50 млрд долларов. На самом деле это ассигнования на бюджетную графу "Национальная оборона", в которую кроме закупки вооружений входят материально-техническое обеспечение войск, оплата научно-исследовательских работ, строительство объектов. На последние три планируется истратить более 170 млрд рублей. В любом случае, заказы огромные.


Деньги решают не все

Но недаром говорят, что в России две беды: большой урожай и маленький урожай. Раньше предприятия ОПК жаловались на нехватку заказов, а теперь даже очень выгодные экспортные заказы предприятия оборонки уже принимают только на 2012-2013 год. Взять хотя бы Воткинское предприятие, где делают знаменитую ракету "Тополь-М". Более 7-8 "изделий" в год оно не выпускает. А надо делать еще и новую стратегическую "Булаву" для новых подводных лодок, и оперативно-тактическую ракету для комплекса "Искандер" для Сухопутных войск. Где же узкие места оборонки, которые мешают ей увеличить производство современного оружия?

На первое место из многих проблем ОПК Николай Зайцев, генеральный директор Тульского НПО "Стрела", входящего в концерн ПВО "Алмаз-Антей", ставит кадровую проблему. Еще в 2005 году забили тревогу крупные северодвинские предприятия ОПК - Севмаш, "Арктика", "Звездочка", "Северный рейд", "Север", "Полярная звезда", где свободными были сотни вакансий, требующих высокой квалификации претендентов. По итогам анкетирования, проведенного в ряде городов России, до десяти процентов высококвалифицированных рабочих кадров - это люди пенсионного возраста.
Возродить систему профтехобразования

Всероссийское совещание "Проблемы реализации государственного плана подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса" прошло 22-23 октября этого года в Ижевске. Здесь говорилось о том, что система формирования госзаказа на подготовку кадров для ОПК действовала в стране с 2000 по 2004 год. Затем был двухлетний перерыв, и только в декабре 2006 года вышло постановление Правительства "О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы". Однако на практике система гособоронзаказа на кадры ОПК дает сбои уже на этапе набора студентов. Заказ государства на 2007-2008 учебный год составлял 11 600 человек, а  заявки от Роскосмоса, Росатома и Роспрома поступили всего на 5 000 студентов.

Ежегодно до 200 тысяч специалистов разного уровня должны приходить на работу в оборонно-промышленный комплекс России. Сейчас численность специалистов ОПК по сравнению с 1991 годом снизилась в три раза. Молодые люди готовы попробовать работать на заводах при стартовой зарплате в 15 тысяч рублей в провинции и в 20 тысяч - в мегаполисах. Но предприятия не готовы предложить им такую зарплату. В результате средний возраст сотрудников конструкторских бюро - 50 лет, средний возраст сотрудников НИИ - 60 лет. Имеющийся персонал сможет поддерживать тематику предприятий ОПК максимум 5-7 лет. Это и есть период, который дан стране для решения кадровой проблемы оборонно-промышленного комплекса.

Свою роль в этом вопросе должно сыграть и министерство обороны, устранившееся от проблем оборонки. Если оно откажется от призыва на срочную службу рабочих и специалистов предприятий оборонного комплекса или введет для них отсрочку, это поможет увеличить приток новых кадров для производства современного оружия. Проблему кадров для ОПК нельзя решить так же быстро, как оптимизировать состав армии. Система подготовки кадров создается десятилетиями. Об этом говорилось еще тогда, когда разрушалась в начале 90-х советская система профессиональной ориентации школьников, проходивших производственную практику на предприятиях и затем по заявкам предприятий уходивших в техникумы и институты, а оттуда - на заводы и в КБ.

Автор этих строк в последние годы учебы в школе проходил практику на заводе "Калибр" и, несмотря на все имевшиеся недостатки такой системы, получил не только свидетельство слесаря-сборщика второго разряда, но и навыки, пригодившиеся в жизни.

Николай Хорунжий, специально для «ФК-Новости».


ТАКИЕ ЛОДКИ – И БЕЗ ОХРАНЫ?

Успешные испытания ракеты "Булава" не приблизили Россию к паритету с военным флотом США
В начале апреля главком Военно-морского флота РФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что ракета «Булава» полетит, а атомоход нового 955-го проекта «Борей», для которого предназначена «Булава», впервые выйдет в море в этом году. И вот 21 ноября экипаж стратегической атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий" осуществил успешный пуск ядерной энергетической установки, а в минувшую пятницу, 28 ноября, «Булава» была испытана в девятый раз и пятый раз - удачно.

Радостные известия. Но что стоит за формулировками «полетит» и «выйдет в море»? Значит ли это, что уже в следующем году первый стратегический ракетоносец проекта «Борей», который, кстати, строился 17 лет, выйдет на боевое дежурство? Конечно, нет.

Первое испытание ракеты было проведено еще в декабре 2005-го, но после третьей подряд аварии в декабре 2006 года глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов заявил, что для доводки комплекса потребуется 12--14 запусков. Значит, испытательные пуски будут продолжены и в 2009 году.

По оценкам специалистов, неудачный старт в ноябре 2007 года твердотопливной «Булавы», разработанной в Московском институте теплотехники (МИТ), отодвинул срок ее приемки на 2010--2012 годы. Безопасность государства от задержки не пострадает. Ее пока будут обеспечивать жидкотопливные стратегические ракеты «Синева» на подводных ракетоносцах проекта «Дельфин», разработанные уральским Государственным ракетным центром (ГРЦ) «КБ им. Макеева». Кстати, в начале 90-х именно в ГРЦ была разработана стратегическая твердотопливная ракета «Барк» для новых подводных лодок. Ее готовность превышала 70%, но после трех неудачных пусков правительство неожиданно закрыло проект и передало его в МИТ. Неожиданно, так как на примере «Булавы» ясно, что неудачные пуски не являются главным основанием для закрытия проекта.

Выход на боевое дежурство «Долгорукого» в 2009 году вызывает сомнения еще и потому, что Воткинский завод, где делают «Булаву», вряд ли сможет изготовить в такие сроки полный комплект ракет для ракетоносца. По количеству собираемых «Тополей-М» ясно, что больше семи-восьми изделий в год завод не осваивает. А здесь еще новые «Искандеры» надо производить.

Говоря о строительстве новых кораблей, адмирал Высоцкий отмечал также, что одной из проблем является рост цен. Действительно, если в прошлом году постройку «Долгорукого» (несет 12 ракет «Булава») оценивали в 24 млрд руб., то в нынешнем уже в 46 млрд. Более компактная американская подлодка «Огайо» (проект начала 70-х годов, несет 24 ракеты «Трайдент») стоит в переводе на рубли около 37 миллиардов.

В 2007 году было решено на строительство только трех упомянутых атомоходов проекта «Борей» (всего их запланировано шесть) выделить около 70% средств, предназначенных для всего военного кораблестроения. Кроме того, значительные средства выделяются на ремонты и модернизацию «Дельфинов». Это позволяет продлить срок их использования до 2020 года. Их перевооружают модернизированными ракетами «Синева» с десятью боеголовками. Модернизация этих лодок поглощает большую часть расходов ВМФ на судоремонт.

Россия стремится содержать флот атомных ракетоносцев на уровне США, у которых 18 подводных лодок с баллистическими ракетами. При этом бюджет ВМФ РФ в 2007 году в долларовом исчислении был примерно в 50 раз меньше, чем бюджет ВМС США. Вряд ли удастся сохранить паритет и при стопроцентном осуществлении программы «Борей». Даже в лучшие времена ВМФ СССР оказывался способным обеспечить боевое патрулирование не более 10--15% имеющихся подводных лодок, в то время как ВМС США - более 50%.

Невозможно отрицать важность стратегических ядерных сил, которые являются скорее средством политического сдерживания, чем оружием поля боя. Тем более значимы стратегические силы морского базирования, которые обладают повышенной устойчивостью. Но тут-то и возникает вопрос - так ли уж они устойчивы?

Главное качество подводных лодок – их скрытность. На глубине 200 метров для спутников становится невидимым даже стратегический ракетоносец высотой с десятиэтажный дом и длиной с футбольное поле. Поэтому за ним и охотятся обычные подводные лодки противника. Защитить от них дорогущие атомные ракетоносцы призваны морские силы общего назначения. Для их защиты нужны и авианосцы. А какова же ситуация с российскими морскими силами общего назначения?

Из двух десятков имеющихся в составе флота многоцелевых атомных подводных лодок за последние десять лет удалось отремонтировать только шесть. В результате Северный флот позволяет обеспечивать боевое дежурство в море одного ракетного подводного крейсера стратегического назначения. Надводные силы Тихоокеанского флота на Камчатке практически полностью ликвидированы, что ставит под вопрос полноценное обеспечение боевого дежурства стратегических субмарин, хотя именно сюда предполагается направить два новых ракетоносца проекта «Борей».

При общей недостаточности российских морских сил общего назначения, защищающих стратегические подводные ракетоносцы, невозможно говорить о высокой выживаемости морских стратегических ядерных сил (МСЯС). Не секрет, что флоты США и НАТО обладают преимуществом в силах общего назначения в 9--20 раз.

В расчетах, обосновывающих преимущества российских МСЯС по сравнению со стратегическими ядерными силами сухопутного и воздушного базирования, у нас зачастую не принимают во внимание затраты на развертывание сил обеспечения и прикрытия. Но ведь в их число входят группировки надводных кораблей, противолодочная авиация, система стационарного гидроакустического освещения, противовоздушная оборона баз, береговая инфраструктура и многие другие важные элементы. А на это остается всего 30% средств, предназначенных для военного судостроения.

Теоретически ВМФ России по программе вооружения на 2006--2015 годы должен получить десятки кораблей, в том числе 40 сторожевых корветов проекта 20380, которые будут основными боевыми единицами, прикрывающими районы выхода и развертывания отечественных российских подводных атомных лодок с баллистическими ракетами. Для операции на морских театрах военных действий и вблизи берегов флот получит дизельные ПЛ проекта «Лада». Без них «Бореи» станут ясно видимой мишенью и не смогут играть отведенную им роль политического сдерживания. Для сбалансированности флота необходимо создание не только стратегических ракетоносцев, но и сил флота общего назначения. По планам ВМФ с 2012 должно начаться строительство авианосцев, которые существуют в том числе и для прикрытия развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Хватит ли на это средств в эпоху кризиса, покажет время.



Николай ХОРУНЖИЙ, Время новостей, 1 декабря 2008 г.

О БЕДНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Специалисты без погон могут оказаться изгоями в новой российской армии. Зарплаты гражданского персонала армии будут в 2,5 раза ниже окладов военнослужащих и на 10-30% ниже средних по стране.

(...) На днях было заявлено только, что до 2012 года будет сокращено около 150 тыс. должностей гражданского персонала Министерства обороны (...). Таким образом, если сейчас количество гражданских, обслуживающих армию, составляет около 70%, через три года их станет 60%. (...) В Белоруссии гражданских 30% от состава армии.

Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", принятый в первом чтении Госдумой в начале октября, дает представление о зарплате гражданского персонала. На три года, с 2009 по 2011-й, она составит 315 млрд руб. Сумма огромная, но, разделенная на 600 тыс. человек и на 36 месяцев, она дает всего около 14,5 тыс. руб. в месяц. (...)

Финансирование содержания гражданского персонала по плану военной реформы будет в 2,5 раза ниже суммы содержания военнослужащих и на 10-30% ниже среднего по стране в 2012 году в зависимости от вида деятельности. В то же время о качестве труда гражданского персонала говорит тот факт, что около 40% его - члены семей военнослужащих, которые вынуждены подрабатывать, чтобы помогать главе семьи содержать ее. При этом найти другую работу, особенно в условиях изолированных военных городков, они не могут и полностью зависят от прихоти начальства. (...)

Все зареформировать до абсурда мы всегда готовы. Так, на смерть можно обречь одну из лучших в мире военных медицинских служб, если попытаться поручить гражданским врачам специфические задачи военной медицины. Гражданские служащие в военных медицинских учреждениях и так были обижены несколько лет назад, когда гражданский персонал почти всех министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, был исключен из постановления правительства о повышении тарифных ставок работникам федеральных государственных учреждений. В результате, например, около 3 тыс. гражданских служащих военного госпиталя им. Вишневского под Москвой получили не повышение ставок на 20%, как все бюджетники, а уменьшение реальной зарплаты на 25% (...). Если же теперь и врачей в погонах низвести на такой уровень гражданского персонала Министерства обороны, то все они могут разбежаться по частным клиникам (...).

Николай ХОРУНЖИЙ, Время новостей, 5 декабря 2008 г.

«ЮРИЙ БЛИЗОРУКИЙ»
Российский ГЛОНАСС-М семилетней выдержки.

Речь идет не о семи годах, прошедших с момента принятия федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», а о втором запуске серии из трех спутников ГЛОНАСС-М (запуск планируется на 13 часов 43 минуты по московскому времени 25 декабря этого года), которые должны работать на орбите не менее семи лет, а не трех, как предыдущие аппараты. (Сейчас США используют спутники второго поколения GPSIIR с техническим сроком службы десять лет, в реальности же - до 20 лет.) Такой новогодний подарок от западносибирского предприятия «Информационные спутниковые системы (ИСС) имени Решетнева» тем более приятен, что он почти совпадает по времени с успешным запуском стратегической ракеты морского базирования «Булава» и пуском ядерного реактора на подводном крейсере «Юрий Долгорукий». Возобновляется традиция трудовых побед к знаменательным датам. Правда, руководитель отдела маркетинга НИИ космического приборостроения (головной организации по ГЛОНАСС) обещал в прошлом году, что в 2008-м будем запускать спутники ГЛОНАСС-К со сроком службы 10-12 лет, но кто об этом помнит?

О необходимости развития глобальной навигационной системы в России говорят уже много лет. Вспоминают, что она была создана к 1994 году, имела 24 спутника, полностью покрывавших поверхность Земли, но затем была утрачена. Подчеркивают, что у американцев функционируют уже 30 спутников навигационной системы GPS и продаются сотни тысяч миниатюрных приемников-навигаторов как для военной техники, так и для гражданских потребителей. Каждый год рапортуют о том, что уж в следующем году точно можно будет и в России купить отечественные навигаторы хоть для автомобиля, хоть для ребенка или собаки.

Однако в День космонавтики, 12 апреля 2008 года, глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов заявил, что спутниковая система глобального позиционирования ГЛОНАСС заработает в полном масштабе со сдвигом на один год, то есть в 2010 году. Причина отставания от запланированных сроков все та же: «Эта задача уже ставилась и ранее, но она не была подкреплена финансово». Казалось бы, до финансового кризиса с финансами все обстояло не так уж и плохо. Вероятно, были и другие причины.


Отсутствие законодательной базы

Это предположение подтверждается результатами "круглого стола" в Госдуме о проблемах информационного обеспечения развития транспортной системы страны, прошедшего 4 декабря. Оказывается, базовый закон по навигационному обеспечению транспортного комплекса до сих пор не принят, хотя правительство три года назад издало постановление, по которому к 2008 году весь пассажирский, морской и воздушный транспорт, космические средства и транспорт для перевозки опасных грузов должен быть оснащен аппаратурой ГЛОНАСС. 19 апреля этого года при возвращении с орбиты спускаемого аппарата «Союз ТМА-11» антенны корабля обгорели в плотных слоях атмосферы, в результате чего обнаружить космонавтов удалось только по дыму горящей полыни на месте посадки, а не по сигналу ГЛОНАСС, так как космические средства до сих пор не оснащены этой аппаратурой. Теперь срок оснащения отодвинут на 2012 год. «Все российские и зарубежные перевозчики, находящиеся в РФ, в 2012 году должны быть обеспечены наземной системой ГЛОНАСС/GPS», -- сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая в Сочи на втором международном транспортном форуме «Транспорт России-2008» в мае этого года.


Рассекретить карты

«Основная проблема развертывания работ по использованию ГЛОНАСС связана с необходимостью создания цифровых навигационных карт», -- сообщил первый заместитель генерального конструктора ИСС Виктор Косенко по итогам заседания совета главных конструкторов космической отрасли России в марте этого года. Однако в стране нет даже юридической базы в этой сфере. Министерство обороны только разрабатывает федеральный закон «О навигационной деятельности». В третьем квартале этого года Минтранс должен был утвердить порядок предоставления информации для создания детальных цифровых навигационных карт, необходимых гражданским потребителям, и порядок использования указанной информации. Однако в Минобороны существует документ, засекречивающий ряд картографических данных. Кроме того, документ военного ведомства под названием «Перечень объектов местности и характеристик, запрещенных к открытому показу на топографических картах и планах» даже несекретную информацию переводит в категорию «для служебного пользования». При этом пользователи Интернета знакомы с иностранным сервисом, в рамках которого можно увидеть на дисплее компьютера любое место на поверхности земного шара в любом приближении, вплоть до отдельного дома.

На майском заседании Военно-промышленной комиссии вице-премьер Сергей Иванов определил объем рынка приемников ГЛОНАСС в России до 2010 года в 2,7 млрд долл. Вот те средства, которые могли бы ускорить развитие ГЛОНАСС, но частные предприниматели готовы вкладываться в создание приемников только при условии полного гарантированного восстановления орбитальной группировки системы.
Нужен ответственный за ГЛОНАСС

24 декабря 2007 года на совещании президента с членами правительства Сергей Иванов, в очередной раз отвечая на вопросы Владимира Путина о состоянии ГЛОНАСС, заявил, что мы покроем всю территорию РФ до конца года! 23 января 2008 года состоялось заседание коллегии «Роскосмоса», на котором Сергей Иванов обрушился с критикой на его руководителей за недопустимое состояние ГЛОНАСС. Несмотря на существование указа президента, федеральную целевую программу, множество руководящих структур, настоящего ответственного руководства у ГЛОНАСС нет.

Как обстоит дело в США? С 1973 года программой «Навстар-GPS» руководит Пентагон. Директивой Джорджа Буша в 2004 году было определено, что основным источником финансирования программы GPS является министерство обороны. В 2000 году по инициативе минобороны США было рекомендовано использование сигналов GPS для гражданских лиц и снято ограничение на использование сигналов повышенной точности. В 2002 году появилось сообщение о возвращении в бюджет Пентагона первых миллиардов долларов от продажи GPS-аппаратуры и услуг. Для сравнения: только в конце 2006 года российское Министерство обороны под давлением различных гражданских министерств и общественности отменило ограничения на продажи приемников.

Сейчас много пишут о том, что в обозримой перспективе конечные цели войн и вооруженных конфликтов в основном будут достигаться за счет технического и информационного превосходства над противником - путем подавления его систем управления, навигации, связи и других важных структур.



Денег на ГЛОНАСС тратится все больше, и хочется надеяться, что в 2010 году в информационном пространстве сойдутся сообщения о том, что подводному крейсеру «Юрий Долгорукий» вручены и «Булава», и космические очки в виде ГЛОНАСС, позволяющие ему позиционироваться в любое время и на всех просторах Мирового океана. Иначе «Долгорукий» может стать близоруким.

Николай ХОРУНЖИЙ, Время новостей, 18 декабря 2008 г.






Чем менее точна информация, тем более бурно мы на нее реагируем. «Замечание Уэдервакса»
ещё >>