Речь, когниции, психогенетика - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психогенетика 29. 04 1 176.9kb.
Программа дисциплины «Психогенетика» 1 136.03kb.
Психогенетика 4 381.91kb.
Наименование дисциплины: Психогенетика 1 45.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психогенетика Для специальностей... 6 889.89kb.
Электронная картотека Л. В. Куликова 32 2081.22kb.
Теоретический материал I. Grammar Косвенная речь 1 56.83kb.
Почему у ребенка речь формируется с задержкой? 1 31.21kb.
Рефератов ко всему курсу "Психогенетика" 1 20.07kb.
Пояснительная записка предмет «Психогенетика» 1 102.25kb.
«Речь и этикет» содержание что такое речь? 1 186.24kb.
Кафедра общей психологии 1 307.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Речь, когниции, психогенетика - страница №1/1

РЕЧЬ, КОГНИЦИИ, ПСИХОГЕНЕТИКА
Т.Н. Ушакова

Институт психологии РАН, Москва


Речь – один из главных каналов, посредством которого осуществляется познание человеком окружающего мира. Вместе с тем природа целостного рече-мысле-языкового механизма остается во многом загадочной для науки. Одна из его сторон, получающих новый импульс в свете достижений современной науки, состоит в возможности более точного определения его социальной и природной составляющих. Отечественная психология традиционно придавала преимущественное значение факторам социального влияния на многие когнитивные функции человека. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается в отношении языка и речи, которые нередко понимаются как жестко социально обусловленные психические феномены. Язык - как социальное явление, созданное путем коллективных усилий общества; развитие способности маленького ребенка к речи - как результат “усвоения” языка. Эта в прошлом столетии распространенная у нас и на Западе “социологическая модель” подвергается пресмотру в наши дни (S. Pinker, 1994).

Вопрос о наследственности или средовой обусловленности речеязыковой способности может рассматриваться сейчас на основе эмпирических фактов. Одна из важных исследовательских линий в этом отношении - психогенетическая, хотя здесь пока что существует не так уж много данных. На первых порах при близнецовых исследованиях были обнаружены индивидуальные различия в выполнении людьми различных речеязыковых операций: грамматической правильности предложений (J. Ross, 1979; H. Nagatu, 1992; W. Cowart, 1994), понимании сложносоставленных слов (H. Gletman & L. Gletman, 1970), скорости речи (Day, 1979), овладения вторым языком (L. Filmore, 1979), хода раннего речевого развития (R. Brown, 1973; L. Fenson et all., 1994; B. Goldfield & J. Reznick, 1990; K. Stromswold, 1995) и др. В ряде случаев выявлены зависимости дифференциальных речеязыковых особенностей от наследственности (R. Plomin et al., 1993; J. Reznick et al., 1997; J. Ganger et al.. 1997). Эти данные могут рассматриваться как косвенные свидетельства действия наследственного фактора. Однако при всей их значимости, они являются лишь начальными шагами, поскольку относятся, как правило, к частным сторонам речи и языка.



В интересах психогенетики важными, на наш взгляд, являются психологические факты, обнаруживающие общие и специфически значимые для развития речи и языка свойства, которые проявляются в форме саморазвития и спонтанности. К ним можно отнести: экспрессии психологических состояний с помощью вокализаций на дословесном этапе - крик, гуленье. лепет (Т.Н. Ушакова, 1996); ход развития фонемного строя младенческого языка (В.И. Бельтюков, 1997, 1988; Е.Е. Ляксо и др., 2001); формирование “фонемной решетки” акустического рецептивного аппарата (P. Kuhl, 1994 , 1995); становление классов слов, логических и грамматических категорий, проявляющееся в детском словотворчестве (Т.Н. Ушакова, 1979, 2004) и др. Факты саморазвития и спонтанности развития сторон языка, единообразие их проявлений у всех здоровых индивидов, относительная независимость от влияния среды позволяет видеть в них проявление стабильно функционирующей генетической программы. Такого рода программы, обеспечивающие нормативное развитие, специфическое для данного вида (так называемая консервативная наследственность) описаны в общей генетике. Влияние среды в явлениях саморазвития и спонтанности остается значимым, но не специфическим. Дальнейшая разработка намеченной области, по нашему мнению, может составить основу для прояснения вопроса о прирожденной стороне механизма языка и речи, а также открыть пути для понимания многих загадок онтогенеза и филогенеза речи и языка.




Первоочередное — в первую очередь, второочередное никогда. Ширли Конран
ещё >>