Реализация стандартов правового государства в конституционной практике Казахстана: Действительность и перспективы развития - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экономика Казахстана: современное состояние и перспективы развития 5 893.59kb.
Миграционное право в международно-правовой доктрине и практике: становление... 4 766.87kb.
Семинара ««Научные перспективы сотрудничества в образовании Казахстана... 1 17.68kb.
Управляющий Директор ао «Банк Развития Казахстана» 1 51.97kb.
Краткая историческая справка (какие факторы повлияли на современный... 1 117.37kb.
Роль и место политической власти в правовом государстве р. Ф. 1 150.57kb.
Санкт-Петербургский 1 363.15kb.
Международная действительность юридических документов. Легализация. 5 1612.95kb.
Перспективы правового регулирования отношений по доверительному управлению... 1 129.69kb.
Режущая керамика. Состояние и перспективы развития Н. М. Прокопив*... 1 109.47kb.
Тематика курсовых работ по учебной дисциплине «история государства... 1 10.58kb.
Закон о государственных символах Республики Казахстан 1 156.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Реализация стандартов правового государства в конституционной практике Казахстана - страница №1/1

Реализация стандартов правового государства в конституционной практике Казахстана: Действительность и перспективы развития

Веcтник Евразийского национального университета им. Л. H. Гумилева Юридические науки. 2010 № 3 (5) С. 25-32.
В Казахстане, как и в ряде других стран, политические события последнего десятилетия XX века – начала XXI века происходят на фоне возрастания роли конституционного регулирования, динамичного процесса обновления конституционного законодательства. В конституционных реформах, проводимых в нашей стране, отражается коренная модификация общественного строя и воплощаются общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы, стандарты с учетом исторического прошлого и особенностей современного периода развития Казахстана. В конституционных обновлениях фокусируются все аспекты государствоведения, конституционной теории, законодательства, практики их реализации, оказывающие положительное влияние на все стороны социальной жизни.

Несомненно, в этом процессе Конституция выступает ядром всей системы государства, его главным нормативным источником. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, важнейшим условием обеспечения согласованности всех звеньев политической системы, гарантией режима законности и правопорядка. Если до распада СССР Конституция Казахской ССР находилась в середине правовой иерархической лестницы (над ними возвышались Конституция СССР и союзное законодательство), то в условиях постсоветского развития Конституция стала действительно Основным Законом независимого государства нашей Родины Республики Казахстан. В нормах Конституции получили отражение масштабные общественные преобразования, происходящие в стране, социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества в период утверждения суверенитета, преобразованием экономики, повышением эффективности обеспечения прав человека и гражданина. Они создают прочную нормативную базу социальных изменений и юридически обеспечивают их необходимость, стимулируют процессы реформирования в стране.

В целом, конституционные процессы обновления Республики Казахстан объединяют общий концептуальный подход правового государства. Это – принципы признания человека высшей ценностью, народовластие, разделение властей, верховенство права и закона, политический и идеологический плюрализм, множественность форм собственности. Конституция Казахстана отражает светский и социальный характер государственной власти, закрепляет суверенитет народа, основы конституционного строя, механизмы осуществления власти. Основной Закон является первым необходимым условием создания государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.

Классические стандарты правового государства уходят своими корнями в историю правовой культуры и традиции права, и зиждятся на ограничении государственной власти в пользу гражданского общества и индивидуальной свободы, приобретающей юридическую форму субъективного публичного права с последующим включением в его содержание коллективных прав.1

Историческая ретроспектива становления и развития конституционных идей и институтов правового государства свидетельствует об относимости его стандартов к тем явлениям, которые возникли значительно раньше. Теоретические истоки современного правового государства заложены в юридико-правовых, философских, исторических, культурологических воззрениях мыслителей прошлого (Кант, Гегель, Гоббс, Гроций, Руссо, Локк, Монтескье, Джефферсон и др.). Стандарты правового государства берут начало от древнегреческих конституций, действовавших за несколько столетий до нашей эры, о которых известно по трудам Аристотеля.

В современных государствах содержание и сущность правового государства раскрывается в тех принципах (стандартах), основы которых заложены в конституциях. Под ними понимаются конституционные идеи и исходные начала функционирования государства2. Отдельные авторы, в том числе и казахстанские, выделяют ряд стандартов правового государства. Основными стандартами (принципами) правового государства, по их мнению, считаются: принцип верховенства права, принцип разделения власти, взаимная ответственность государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина, легитимность государственной власти, принцип демократического независимого правосудия и высокого уровня законности, политический и идеологический плюрализм, гласность, открытость в деятельности государства, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры3.

В целом, анализ положений конституционного законодательства показывает, что все основные стандарты правового государства в настоящее время в Казахстане нормотизированы (закреплены в действующем праве Республики, включая собственно Конституцию), заложены механизмы их реализации. В ходе осуществления на практике конституционных положений связанных со стандартами правового государства создана национальная традиция и закреплена концептуальная база стандартов правового государства.

В Казахстане стандарты правового государства впервые стали реально воплощаться в жизнь с обретением государственного суверенитета и независимости Республики. Первым политико-правовым актом, закрепившим стандарты правового государства на высоком конституционном уровне, является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССРот25 октября 1990 года. В соответствии с Декларацией граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Декларация объявила о многообразии и равенстве форм собственности и гарантии их защиты.

Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» провозгласил Казахстан демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории. Именно на его основе была разработана и принята Конституция страны и построена новая правовая система. Одним из главных достижений Казахстана является закрепление и последующая практическая реализация в базовых актах принципов правового государства. Рассматривая принципы правового государства как конституционной модели, профессор Хабриева Т.Я. отмечает, что это определенный образ конституционного регулирования основных, главных общественных отношений. Конституционная модель (правового государства – автор) может быть представлена несколькими конституциями, характеризующимися единством содержательных признаков, но может иметь и единичное выражение, если некоторые основные черты конституции характеризуются значительной спецификой, отражающей новое решение конституционных проблем4.

Действующей Конституцией Казахстана заложено начало созидания легитимной суверенной организации по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которое во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними. Основной Закон Республики Казахстан закрепляет верховенство Конституции и закона в общественной жизни государства. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Основного Закона Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

1. Принцип верховенства Конституции согласно постановлениям Конституционного Совета Республики Казахстан означает, что действующее право Республики должно соответствовать Конституции. В случае противоречия такой закон или иной нормативный правовой акт подлежит отмене. Кроме того, применение законодательства зарубежных государств на территории Казахстана в отношении граждан Республики является неконституционным. В постановлениях Конституционного Совета от 28 октября 1996 года , от 6 марта 1997 года № 3, от 15 июня 2000 года № 8/2 и от 11 октября 2000 года № 18/2 подчеркивается принцип верховенства Конституции на территории Республики, указывается на обязательность соответствия ею международных договоров.

Вопросы прямого действия Конституции применительно к судопроизводству рассмотрены Конституционным Советом в постановлении от 6 марта 1997 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан». В нем у казано, что «согласно пункту 2 статьи 4 Конституция Республики имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует во всех необходимых случаях применять Конституцию Республики в качестве акта прямого действия».

Если принцип верховенства Конституции прямо указан в пункте 2 статьи Основного Закона, то принцип верховенства закона над подзаконными актами приводится в ряде статей Конституции. Принцип верховенства закона просматривается в ряде конституционных положений, согласно которым арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом (пункт 2 статьи 16), ограничения права каждого на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом (пункт 2 статьи 18), проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом (пункт 1 статьи 25). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами (пункт 1 статьи 39) и др.

Тем самым, Конституция выделяет как минимум две основные составляющие признаки принципа верховенства прав.

1. Высшая юридическая сила Конституции. Высшая юридическая сила Конституции обеспечивается двумя путями:

путем прямого действия норм Конституции;

путем конституционного контроля и обеспечения ее верховенства на территории государства специально созданным органом.

В первом случае конституционные положения применяются непосредственно самими гражданами, организациями, общественными институтами и государственными органами.

Во втором случае, учреждается специальный государственный орган – осуществляющий конституционный контроль. В настоящее время функцию конституционной юстиции в Республике Казахстан осуществляет специально созданный Конституцией государственный орган, призванный обеспечивать верховенство Основного Закона – Конституционный Совет Республики Казахстан.

2. Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Данный принцип как основные принципы правового государства в конституционном и нормотворческом аспекте Казахстана играют важную роль. В соответствии со статьей 12 Конституции в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод (пункты 1 и 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан).

В соответствии с постановлением Конституционного Совета от 28 октября 996 года № 6/2 «под правами и свободами человека, о которых идет речь в пункте статьи 12 Конституции Республики Казахстан, следует считать признанные и гарантированные государством права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Признание прав и свобод абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики. Неотчуждаемость прав и свобод человека означает, что установленных прав и свобод человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятых на ее основе законов. Положение пункта 2 статьи 12 о том, что права и свободы человека определяют содержание законов и иных нормативных правовых актов следует понимать в том смысле, что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Законы, устанавливающие права и свободы человека, за исключением перечисленных в пункте 3 статьи 39 Конституции, могут быть изменены в установленном порядке законодательным органом, исходя из реальных социально-экономических возможностей государства».

Конституционно-правовой статус граждан Республики Казахстан предполагает обладание ими всем комплексом прав, свобод и обязанностей, установленных Конституцией, при равенстве их перед законом. Для иностранцев же и лиц без гражданства предусмотрен иной, ограниченный, конституционно-правовой статус: эти лица пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, распространяющиеся на граждан, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, законами и международными договорами (см. также Постановление Конституционного Совета от 1 декабря 2003 г. № 12).

3. Принцип разделения власти, легитимность государственной власти. Как основополагающие стандарты правового государства эти принципы в конституционной действительности Казахстана создают целостное законодательно обогащенное практическое сочетание теории и практики. Конституционная единственным источником власти признается народ Казахстана, который осуществляет свою власть через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

В соответствии с Конституцией народ Казахстана выступает единственным источником государственной власти. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий (см. ст. 3 Конституции).

В преамбуле Конституции говорится: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность..., исходя из своею суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». Пункт 1 статьи 3 Конституции закрепляет принцип «единственным источником государственной власти является народ». Из указанных конституционных положений следует, что основой государства Республики Казахстан, его суверенитета, независимости и конституционного строя является народ Казахстана. Характеризуя вышеуказанные конституционные положения, Конституционный Совет отмечает, что «Именно в день выборов народ Казахстана реализует свою волю и проявляет свой суверенитет, определяющий демократический характер власти, придающий ей высшую легитимность».

Рассматривая тенденцию и генезис практического воплощения конституционных идей, Конституционный Совет отмечает, что «единство государственной власти в совокупности с институциональным разделением ее на ветви обеспечивает эффективность и устойчивость власти, а также скоординированность и взаимодействие принадлежащих к различным ветвям власти государственных органов».5

В статье 40 Основного закона закреплены функции Президента Республики – Главы государства, его высшего должностного лица, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющего Казахстан внутри страны и в международных отношениях; выступающего символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечивающего согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции (пункт 1 статьи 49 Конституции). Конституционные функции и полномочия Президента Республики и Парламента обеспечивают реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, законодательной регламентации важнейших общественных отношений с принятием Главой государства единоличных решений как в области правоприменения, так и нормотворчества. В результате достигается согласованность и оперативность в деятельности высших государственных органов.

4. Принцип политического плюрализма. В соответствии с Конституцией в Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов (пункты 1 и 2 статьи 5 Конституции). Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность (пункт 1 статьи 19 Конституции). Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений (пункт 1 статьи 23 Конституции).

Кроме того, Конституция устанавливает нормы запретов, которые направлены на недопущение умаления изложенного выше принципа правового государства. Так, запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований. В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики (пункты 3, 4, 5 Конституции). Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии (пункт 2 статьи 19 Конституции).

Взаимная ответственность государства и личности – принцип правового государства – выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти, и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство несвободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства (внутри- и внешнеполитического характера), обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, с другими государствами и всем международным сообществом. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства.

Наконец, правовое государство должно располагать эффективной формой контроля за конституционностью законов и других нормативно-правовых актов. В Казахстане контроль как стандарт строительства правового государства получил интегральный характер, а не поливариантный элементный характер.

Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Советом в специальном конституционном производстве, является наивысшей материальной, процессуальной, организационной, потенциальной формой обеспечения высшей юридической силы и прямого действия Конституции Республики Казахстан на всей территории страны. А. Шайо верно отмечает, что мы «улавливаем нарушения Конституции, и не только улавливаем, но и можем доказать это» и в этой связи приводит слова Святого Августина о Боге: «Не могу дать Ему определения, но знаю, что такое безбожие».



Таким образом, стандарты правового государства в новых политико-правовых условиях оказывая значительное влияние на правовое развитие государства, проникают во все сферы жизни человечества. В Казахстане стандарты правового государства, как уже было сказано, являясь обязательными конституционными императивами и создавая нормативную структуру принципов права стали центральной осью всего в жизнедеятельности общества, публичных институтов и каждого гражданина.

1 Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. - М.. 1998. - С. 11.

2 Джагорян А.А. О природе конституционных принципов в национальной правовой системе. // Конститу ционное и муниципальное право. - 2009. - № 17. - С.4

3 Баймаханов М.Т. Об особенностях процесса формирования нрининна верховенства закона в правовой системе Казахстана. //Формирование и развитие правовой системы Республики Казахстан: Материалы международной научно-пракіической конференции, посвященной 10-летию Рвразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, /под общ. ред. профессора С.А. Абдыманапова. - Астана: Евразийский национальный университет им. J1.H. I умилева. 2006. - С. 15: Баишев Р.Ж. Правовое государство. //Юридическая газета. 2003. 14 июнь; Баігпін М.И. Правовое государство: понятие, принципы, формирование. //Вестиик СГАП. Саратов. 1995. - С.22; Василенко Н.А. Теория государства и права. Научно-практическое пособие для самостоятельной подготовки студентов всех форм обучения / М. ИЗиСП - М.: ИД «Юриспруденция». 2009. - С.92 и др.

4 Хабриева Т.Я. Российская конститу ционная модель и развитие законодательства. //Журнал Российского права. М„ 2004. - № 3. - С.138.

5 Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 26 июня 2008 года № 5 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 45, подпунктов 3) и 4) статьи 53 Конституции Республики Казахстан».





Солнце — золото бедняков. Натали Клиффорд Барни
ещё >>