Развитие туристического сектора Нижегородской области как отраслевого рынка в рамках региональной инновационной системы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ роли «зелёных» инноваций в развитии региональной инновационной... 1 47.65kb.
Этнография Нижегородской области 1 97.35kb.
Структура программы: Программа включает: характеристику результатов... 3 435.16kb.
Отраслевого профсоюза 4 525.22kb.
Развитие инновационной социоэкономической системы как фактор повышения... 3 429.82kb.
Доклад о выполнении дцп «Развитие инновационной деятельности в Пензенской... 1 179.76kb.
Закон пензенской области об областной целевой программе "развитие... 1 262.15kb.
Законодательное Собрание Нижегородской области На № от 1 369.99kb.
3. земельные ресурсы структура земельного фонда Нижегородской области 22 3433.74kb.
Закон от 21 апреля 2003 г. N 28-з о наградах и премиях нижегородской... 3 516.37kb.
Программа «развитие образования в московской области на период 2006-2010 гг. 4 1035.4kb.
Общероссийская общественная организация «ассоциация юристов россии» 12 2017.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Развитие туристического сектора Нижегородской области как отраслевого рынка в рамках - страница №1/6

Развитие туристического сектора

Нижегородской области как отраслевого рынка

в рамках региональной инновационной системы

Автор:


Куфтырёв И.Г., к.э.н., доцент, начальник отдела международных связей Управления международной деятельности, доцент кафедры экономики народного хозяйства экономического факультета.

СОДЕРЖАНИЕ


1.2. Туристский потенциал как составляющая экономического потенциала региона с учетом инновационной компоненты 7

Нормативные правовые акты (и ссылки на них): 68

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа представляет результаты авторского исследования, проводимого в рамках деятельности Центра туристического образования, исследований и взаимодействия с туриндустрией по проекту «Наращивание потенциала партнерства для улучшения туристического образования, исследований и программ поддержки промышленности», реализуемому ННГУ совместно с Университетом Флориды (США).

Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. Разработка рекомендаций по их совершенствованию и развитию».

Данное исследование ставит своей специфической целью определить основные тенденции и направления развития туристического сектора Нижегородской области как отраслевого рынка в рамках региональной инновационной системы. Исходя из этого, объектом исследования является туристский сектор региона, а в качестве предмета определены отношения между субъектами туристской деятельности как элементами формирующейся региональной инновационной системы.

Различные теоретические и практические вопросы, рассматриваемые в данном исследовании, способны сформировать у читателей необходимые знания в области экономики туризма. Данный аспект становится особо актуальным, учитывая интегрированный характер туристской отрасли и широкий спектр воздействия туризма на другие сферы экономической деятельности.

Материалы данного исследования могут использоваться в дальнейшем для создания учебно-методических комплексов или для разработки методологических рекомендаций и учебных планов по направлению «Туризм» для студентов экономических специальностей ВУЗов. Результаты исследования могут быть интересны аспирантам, преподавателям по направлениям «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Государственное и муниципальное управление», а также слушателям программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма.

1. Основные тенденции и перспективы развития туризма как отраслевого рынка региона
1.1. Факторы, определяющие тенденции развития туристского рынка
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов прошлого века вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.

Средние темпы роста туризма составляют 7 - 9% в год1, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги.

Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ):

- ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8 - 10 рабочих мест);

- стимулирует развитие внутренних подотраслей: гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

- способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;

- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;

- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области);

- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;

- способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;

- формирует престиж области и страны в целом.Факторы, определяющие тенденции и динамику развития туризма в России, могут быть определены на основе PEST-анализа2 (таб. 1):



Таблица 1

Факторный PEST-анализ тенденций развития туризма в России


Как видно, Россия в целом следует общемировой тенденции по стиранию границ и облегчению визовых режимов, предоставляя своим гражданам возможность активного выездного туризма.
Так например, по данным Федерального агентства по туризму в 2010 г. за границу выехало более 12,6 млн. россиян, что на 32% большее по сравнению с 2009 г. (9,5 млн.чел.). Россию в 2010 г. посетили 2,38 млн. иностранных туристов, что на 10% больше по сравнению с 2009 г. (2,16 млн. чел.). Таким образом, на 1 въезжающего туриста – иностранца приходится 5 выезжающих туристов – россиян. Такое соотношение свидетельствует и о том, что Россия пока еще остается «нераскрученной» в туристическом отношении страной, особенно в региональном разрезе. Большинство иностранных туристов ограничиваются в своем знакомстве с Россией Москвой и Санкт - Петербургом.

Этот факт, однако, имеет и позитивное значение, т.к. «экзотичность» российских регионов может выступать хорошим стимулом для туристов, стремящихся открыть для себя новые направления путешествий. Вместе с тем, обращает на себя внимание негативная тенденция восприятия России как дорогой страны с несоответствующим уровнем обслуживания. С нашей точки зрения, данный факт может быть объяснен общей неразвитостью туристической инфраструктуры и ее элементов, низким уровнем конкуренции среди туристических компаний; некомпетентностью компаний, оказывающих какие-либо услуги, в вопросах взаимодействия с туристами, а также неподготовленностью (непрофессионализмом) персонала виду отсутствия образования и специальной подготовки в сфере туризма. Напротив, наличие данных факторов позволяет сформировать так называемый «туристический менталитет» среди населения региона и страны в целом, т.е. восприятие туризма как неотъемлемого социального явления, проявляющееся в личном активном участии в туристско ориентированной деятельности, например, в открытии малого, зачастую семейного бизнеса: мини-отелей, ресторанов, магазинов; работе гидом и т.д.

Статистика выездного и въездного туризма для России за 2010 г. представлена, соответственно, на рис.1 и 2:



Рис.1. Выездной туризм из России в 2010 г. (чел.)3



Рис.2. Въездной туризм в Россию в 2010 г. (чел.)4.


следующая страница >>



Как выпьешь, кажется, что бросишь курить. Геннадий Малкин
ещё >>