Разработка урока по теме: «Владимирская Русь под монголо-татарским игом» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История святых мест Подмосковья: историческая роль Коломны в борьбе... 1 103.26kb.
Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей... 1 151.36kb.
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» 1 106.74kb.
Монголо-татарское нашествие на Русь 1 153.46kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
«монголо-татарское нашествие» 1 92.94kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.57kb.
Контрольный тест по разделу «Русь под ордынским игом». 6 класс Разработано... 1 32.26kb.
Вызывает вопрос происхождение термина «монголо-татары» 1 94.06kb.
Разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования... 1 97.44kb.
Разработка урока по теме «О, спорт! Ты здоровье!» Номинация Методическая... 1 119.85kb.
«Борьба русских земель с западными завоевателями.»(6кл.) 1 101.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока по теме: «Владимирская Русь под монголо-татарским игом» - страница №1/1


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 178


603157, г.Нижний Новгород, ул.С.Перовской, дом 2

факс 224-53-83, телефон 224-54-84


Разработка урока по теме:

«Владимирская Русь под монголо-татарским игом»

Выполнила работу:

Учитель истории МБОУ СОШ № 178

Левичева Светлана Юрьевна

Нижний Новгород

2012 год

Конспект урока «Владимирская Русь под монголо-татарским игом».

Целевая установка:

Образовательная:

- выяснить, как складывались отношения между Русью и Золотой Ордой после установления монголо-татарского ига (с 1240 – 1263 год);

- разобраться, какая точка зрения по поводу монгольского ига на Руси в XIII–XV вв. наиболее верно отражает былую действительность;

- определить последствия Батыева нашествия;

- рассмотреть позиции русских князей по отношению к Золотой Орде.

Воспитательная:

- содействовать воспитанию сочувствия и сострадания к угнетенным, ненависти к захватчикам и поработителям, гордости за свой народ, спасший самоотверженной борьбой страны Европы от разорения и гибели;

- привитие интереса к предмету.

Развивающая:

- продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы;

- совершенствовать умения работы с исторической картой, с хрестоматией, с учебником, иллюстрациями;

- работать над мыслительной деятельностью учащегося.

Тип урока: изучение нового материала.

Время урока: 45 минут

Основные понятия: иго, Золотая Орда, вассальная зависимость, ярлык, «ордынский выход», баскаки.

Важнейшие даты: 1240-1480гг. – монголо-татарское иго на Руси;

Оборудование урока:

1. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков».


2. Карта «Русские земли в 12-13 вв.».

3. Учебник «История России с древнейших времен до 16 века» изд.Дрофа, М. 2008 год, автор Т.В. Черникова

4. Хрестоматия по истории России 9-16 вв 6 класс, рабочие тетради к учебнику «История России с древнейших времен до 16 века» изд.Дрофа, М. 2008 год, автор Т.В. Черникова

5. Картина «Баскаки».

6. Наглядный материал – даты, схемы.

Проблемные вопросы:


  1. Что принесло монголо-татарское иго для Руси?

Монголо-татарское иго Л.Н. Гумилёв С.М. Соловьёв

ЗЛО монголо-татарского ига Монголо-татарское иго

не было, а был «+» и «-»

союз


Русь Золотая Орда



  1. Запад и Восток: откуда главная опасность?

Домашнее задание §17, творческая тетрадь страница 62 № 1-4, контурная карта

Распределение творческих заданий:

1 группа – рабочая тетрадь стр.63 задание №2 + хрестоматии стр.107-108

2 группа – рабочая тетрадь стр.63 задание №3 + хрестоматия стр.105, учебник стр.132-133

3 группа – рабочая тетрадь стр.64 задание №4 + учебник стр.136

4 группа – работают с раздаточным материалом



Ход урока

І. Организационный момент:

1. Запись домашнего задания;

2. Учитель называет тему урока, ставит задачу урока;

3. Зачитывается эпиграф к уроку – четверостишие А. Б лока.



«Для вас – века, для нас – единый час.

Мы как послушные холопы.

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы».

Александр Блок

Вопросы: - О каких событиях говорится в стихотворении?

- Какие ассоциации у вас возникают с чтением этих строк (монголы, походы шведов, немцев, холопство – рабская зависимость).



ІІ. Историческая разминка:

  1. С какими историческими событиями вы познакомились на прошлом уроке?

  2. Назовите имя князя, кто возглавил русские отряды в борьбе со шведскими и немецкими рыцарями?

  3. Назовите имена героев этих битв, русских воинов



  1. Что явилось главным итогом Невской битвы и Ледового побоища? (крестоносцам не удалось завоевать Северную Русь и распространить католичество на Руси).

ІІІ. Изучение нового материала по теме

«Владимирская Русь под монголо-татарским игом».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Изучение нового материала

Рассказ учителя

Примерно с 1240 года на Руси начало формироваться ИГО. Ордынское иго просуществовало в Северо-Восточной Руси с 1240 по 1480 год, а в Южной – оно пало на сто лет раньше в 1362 году, когда литовские войска разбили ордынцев у Синих вод и Южная Окраина Руси перешла в подчинение к Литовскому княжеству. Огромная Монгольская империя была разделена на части – улусы. Западный улус получил название Золотой. Орды и уже в правление хана Батыя получил формальную самостоятельность.

Работа с учебником стр.133

Иго – система зависимости покоренной Батыем Руси от ханов Золотой Орды





Вопрос к классу

Учитель

Рассказ учителя

Учитель

Учитель

Учитель

Учитель

Учитель

Учитель

Учитель

Какие же земли охватывала Золотая Орда к сороковым годам XІІІ века?

На границах с Золотой Ордой находились земли Древнерусского государства. В каких отношениях они находились с монголо-татарами?

На Руси устанавливается монголо-татарское иго.

Какие формы зависимости Руси от Золотой Орды существовали?

Золотой ярлык представлял собой вытянутую собой позолоченную пластину с дырочкой, куда

Вдевался шнур и ярлык вешался на грудь князю. Это означало, что ее обладатель становился «старейшим» среди русских князей. Все на Руси должны были его слушаться. Сначала Батый отдал золотой ярлык князю Ярославу Всеволодовичу, а после его смерти хан учредил два великих княжения – Владимирское, с подчинением ему всей Северо-Восточной Руси и Киевское. Но реальной властью обладал князь владимирский. За ярлык шла борьба между князями, а ханы успешно проводили политику, «разделяй и властвуй», ссорили русских князей, сталкивали их интересы, разжигали междоусобные войны. Нравы русских князей и всего русского народа ожесточились. Сами князья, низведённые до положения бесправных слуг хана, такую модель взаимоотношений переносили на своих подданных. Постепенно на Руси формируется самодержавная власть, унаследовавшая многие тиранические черты.

Ордынский выход – 1/10 часть доходов Руси. Собирали её баскаки. Сначала дань собирали не регулярно, затем всё чаще и чаще сбор дани сопровождался населением. Страдало всё население Руси.

Во ІІ половине XІІІ века на Руси пришли численники – переписчики населения. Всё население делилось на 10, 100, 1000 и облагалось данью. Начиная с 30-х годов XІІІ века Ордынский выход стали собирать русские князья, так как в городах и сёлах стали частыми восстания народа русского. В 1243 году князь Ярослав будет отравлен, по мнению историков, в Каракоруме. Великим князем владимирским становится Святослав. Сыновья Ярослава – Александр получает в княжение Киев, а Андрей – Владимиро-Суздальскую землю. Братья недовольны.

В 1252 году население города Владимира восстаёт против сборщиков дани, князь Андрей поддерживает восставших. Наказать непокорных едет царевич Неврюй. Он разгромил Переяславль и Суздаль. Андрей бежит в Новгород (здесь его не приняли), а потом в Швецию. Затем Андрей возвращается в город, но ему отдают в княжение Суздаль. Князем Владимирским становится герой Невской битвы и Ледового Побоища –

Александр Ярославович.

В 1257 году на Русь приходят численники, которые стали проводить перепись населения. В Новгороде новое восстание, которое уже подавляет Александр Невский. А от более сурового наказания – нового похода монголо-татар Русь откупилась богатыми дарами.

В 1262 году вспыхнуло восстание против купцов бесермен. Восстание было подавлено русскими князьями. В 1262 году князь Александр Невский едет в Орду с целью «отмолить» русских воинов от участия в военном походе хана. Там он, по видимому был отравлен и по дороге домой скончался в другом городе на Волге Городце. После смерти Александр Невский был причислен к лику святых и сказано в житие Александра Невского «Что зашло солнце земли Суздальской». Вот краткая история Княжества Владимиро-Суздальского с 1240 по 1263 год.

А теперь обратимся к нашим проблемным вопросам:

1. Что же принесло монголо-татарское иго на Русь?

2. Какие точки зрения на эту проблему существуют?

На доске рисуем общий кластер

Многие русские и советские ученые обращались в своем творчестве к вопросам существования и последствий м-т ига на Руси.

Рассмотрим некоторые из них.

Известный ученый Л.Н.Гумилев полагал, что термин «иго» неточно отражает отношения между Ордой и Русью. Он считал что ига не было, а был союз Руси и Орды, и обе державы от этого только выиграли. А как думаете вы?

Сформулировать свою точку зрения по вопросу вам поможет информация учебника и сюжет хрестоматии на стр107 «Степень и формы зависимости покоренной части Руси от государства монголов» С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Кн.2 Т.3.М.,1988.стр.145

Рассмотрим точку зрения С.М.Соловьева

С.М.Соловьев «Чтения и рассказы по истории России» стр.27-28

Все точки зрения имеют право на существование

Какое мнение у вас по этому вопросу и почему?

Рассмотрим еще один проблемный вопрос: Запад и Восток: откуда главная опасность?

Какую позицию в отношении Золотой Орды занимали князья А.Невский, его брат Андрей, Даниил Галицкий? Политика какого князя вам кажется наиболее дальновидной?



Вывод: Ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменениям характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

Выставление оценок.



Работа с картой

- Западная Сибирь

- Приуралье, Крым

- земли волских булгар

- половецкие степи.

Ответы учащихся:

1.Были княжества, которые попали в полную зависимость от монголо-татар

2.Не были разорены м-т Новгородские земли, частичная зависимость

3.Княжества, где не было зависимости Белая Русь, Полоцкое, Турово-Пинское

Учащиеся работают с хрестоматией стр.107

Ответы:

1.Уплата населением ордынского выхода;

2.Выдача ханами золотого ярлыка на великое княжение

Работа с новыми словами:

Ордынский выход и золотой ярлык

Работа с учебником стр.133 и просмотр мультимедийной презентации по данной теме.



Работа с картиной

«Баскаки»

Учащиеся рассказывают о тяжести монголо-татарского ига на Руси.

Работа с новыми словами – численники.



Бесермены

Работа класса с творческой тетрадью

Работа с хрестоматией стр.105 В.Водовозов «Рассказы по русской истории»,М.,1995,стр.82-83

Группа2


Проверка задания № 3

Последствия монголо-татарского нашествия:



  1. снижение производительности труда;

  2. разрушение городов;

  3. сокращение численности населения;

  4. господство натурального хозяйства;

  5. феодальные распри;

  6. размежевание и ослабление Руси;

  7. сокращение торговли

  8. угасание ремесла;

  9. разорение хозяйства;

  10. удар по культуре, угасание каменного строительства.

Проверка задания №2

Группа №1

( работа с хрестоматией стр107 «Степень и формы зависимости покоренной части Руси от государства монголов» С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Кн.2 Т.3.М.,1988.стр.145

Ответы:


Орда получила дань, рабов, изделия ремесла, воинов, подданных, власть.

Русь попалп в экономическую зависимость от м-т, но

- правил Русью русский князь

- дань собирал русский князь

- на Руси оставалась православная церковь, которая объединяла людей, поддерживала в трудную пору.

Группа №4

Монголы – татары

(-)


Наложили дань на русское население

Опустошили Русь

Ярлык на княжение

Междоусобные войны

(+ )

Татары жили вдалеке



Не вмешивались во внутренние дела русских княжеств

Московские князья начинают собирать Русь воедино

Учащиеся в большей степени склоняются к отрицательной оценке м-т ига на Руси

Группа №3

Более дальновидная политика была у А.Невского: у Руси еще не было сил бороться за свою независимость, поэтому в этих условиях надо было поддерживать « дружеские» связи с м-т, чтобы спасти людей, православную веру, святую Русь

Домашнее задание §17, творческая тетрадь страница 62 № 1-4, контурная карта








Вы не представляете, насколько я низкого мнения о себе — и до какой степени это мнение незаслуженно. Уильям Гилберт
ещё >>