Разработка урока по русскому языку в соответствии с рабочей (примерной) программой. Данный урок проводится при изучении раздела «Сти - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе 10 класс Разработана в соответствии... 1 240.55kb.
Программа по русскому языку для абитуриентов москва 2013г. Программа... 1 97.38kb.
Методическое пособие для учителя: Н. В. Егорова, Поурочные разработки... 5 1008kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2013-2014 учебный... 2 519.35kb.
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому... 3 395.93kb.
Рабочая программа по музыке для 8-9 классов разработана в соответствии... 3 337.96kb.
Урок- экспедиция. Урок экспедиция проводится при изучении темы "Гидросфера"... 1 111.34kb.
Урока по английскому языку по теме: «Активизация лексических единиц... 1 95.75kb.
«Интервью как жанр публицистического стиля» 1 51.14kb.
Разработка урока: «Когда музыка не нуждается в словах» 1 130.15kb.
Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления... 1 168.51kb.
Cочинение-рассуждение, 10-й класc 1 66.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока по русскому языку в соответствии с рабочей (примерной) программой. - страница №1/1

Пояснительная записка

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с рабочей (примерной) программой. Данный урок проводится при изучении раздела «Стили речи. Публицистический стиль».

Тема урока: «Портретный очерк литературного героя». На изучении данной темы по программе отводится 6 академических часов. Данный урок (второй) – применение полученных знаний.
Цели урока:

Образовательная: углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование умения создавать свой текст; формировать навыки подбора и расположения материала в портретном очерке литературного героя.
Развивающая: развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение).
Воспитательная: прививать интерес к русской литературе и живописи, умение видеть авторский замысел.
Для достижения целей в ходе урока используются исследовательский, диалогический и алгоритмический методы.

Урок проводится в форме фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

На уроке используются опорный конспект, мультимедийное оборудование, карточка-алгоритм.
В результате проведения урока студент должен:

Иметь представление о стилях речи, жанрах публицистического стиля, портретном очерке.

Иметь практический опыт в составлении портретного очерка.

Знать композиционные особенности портретного очерка.
Ход урока.


  1. Организационный момент (2мин.).




  1. Актуализация и систематизация опорных знаний по теме «Публицистический стиль. Портретный очерк» (7мин.).




  1. Словарный диктант (в презентации): Бе…заботный, бе…корыстный, гост…пр…имный, доброж…лательный, ра…говорчивый, насмешл…вый, мя…кий, приветл…вый.

П: Начинаем с орфографической разминки.

С: Объясняют орфограммы, используемые в словарном диктанте.

П: Что объединяет все слова?

С: Слова объединены темой – это черты характера человека.

П: В каком из литературных жанров мы чаще всего встречаем описание характера человека?

С: Описание внешнего и внутреннего портрета (назвать все особенности).

П: Из чего (каких частей) состоит портретный очерк?

С: Говорят о строении (композиции) портретного очерка.

П: Учитывая д/з, орфографическую разминку, можете сказать тему урока?

(Возможно, студенты скажут только о портретном очерке, следует дополнить, что будет являться основой для данного очерка – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»).


  1. Проверка домашнего задания (5мин.):

П: К уроку вы должны были приготовить примеры портретного очерка публицистического стиля.

С: Зачитывают примеры.

П: О каких чертах героев они рассказывают?

С: Это внутренний портрет героев, т.к. описываются особенности характера героя.




  1. Применение полученных знаний (7 мин.).

П: Очерк издавна считали «королем литературных жанров». И для этого есть основания – написать стоящий материал такого рода можно лишь тогда, когда хорошо разбираешься в предмете, о котором идет речь, когда умеешь видеть не просто те или иные факты, но и осмыслить, проанализировать их.
Вот в этом и будет заключаться цель нашего занятия: создать портретный очерк, используя материалы изученного романа И.С.Тургенева.

П: М. Шагинян говорила: «Очерк – это активное путешествие писателя в мир действительности, с его природой и людьми».

П: Вот и мы совершим такое путешествие: попытайтесь угадать, кто находится перед вами, человек какой профессии, в каких отношениях он находится с окружающим миром.
ПРИЛОЖЕНИЕ:


  • презентация о В.М. Пескове:

  • Василий Песков — журналист и писатель, специальный корреспондент «Комсомольской правды» — хорошо известен читателям как автор книг о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях. Произведения Василия Пескова удостоены многих наград, в том числе Ленинской премии. Василий Песков много путешествует по стране, побывал во многих уголках мира.

  • Документальная повесть «Таежный тупик»

Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной находке геологов мы узнали из газетной публикации в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей, об отшельниках-староверах в горной Хакасии, в глухом малодоступном районе Западного Саяна. Небольшая семья. В ней выросли двое детей, с рождения не видавшие никого, кроме родителей, и имеющие представление о человеческом мире только по их рассказам.

С тех пор автор первого очерка Василий Михайлович Песков в течение семи лет посещал Лыковых. Рассказ о каждой поездке публиковался в «Комсомольской правде». Эти рассказы и составили книгу.



  • Отрывок из книги:

Почерневшая от времени и дождей хижина со всех сторон была обставлена каким-то таежным хламом. Скрипнула низкая дверь. И на свет божий, как в сказке, появилась фигура древнего старика. Босой. На теле латаная-перелатаная рубаха из мешковины. Из нее ж – портки, и тоже в заплатах, нечесаная борода. Всклокоченные волосы на голове. Испуганный, очень внимательный взгляд. И нерешительность. Переминаясь с ноги на ногу, как будто земля сделалась вдруг горячей, старик молча глядел на нас. Мы тоже молчали. Так продолжалось с минуту. Надо было что-нибудь говорить. Я сказала:

– Здравствуйте, дедушка! Мы к вам в гости…

Старик ответил не тотчас, наконец мы услышали тихий нерешительный голос:

– Ну, проходите, коли пришли…

Старик открыл дверь, и тут мы увидели силуэты двух женщин. Одна молилась. Свет оконца упал на ее расширенные, смертельно испуганные глаза, и мы поняли: надо скорее выйти наружу. Старик сказал, что это его дочери. Одеты они были так же, как и старик, в домотканую конопляную мешковину. Мешковатым был и покрой всей одежды: дырки для головы, поясная веревочка. И все – сплошные заплаты.

В четвертый или пятый приход мы увидели, что старик появился на тропке в сопровождении двух мужчин. В руках посошки. Одежда все та же – латаная мешковина. Босые. Бородатые. Немолодые уже, хотя о возрасте трудно было судить. Смотрели оба с любопытством и настороженно. Несомненно, от старика они уже знали о визитах людей к тайнику. Они были уже подготовлены к встрече. И все же один не сдержался при виде той, что больше всего возбуждала у них любопытство. Старик их представил как своих сыновей.



С: Рассказывают о своих предположениях.




  1. Практическая работа (устная, самостоятельная) (10 мин.).

П: Итак, что помогает раскрыть портретный очерк?

С: Портретный очерк раскрывает внутренний (духовный) мир человека, его характер, психологические характеристики, привычки, конкретные поступки и их последствия.

П: Говоря о литературной, публицистической форме портрета, уместно вспомнить некоторые особенности этого жанра в изобразительном искусстве, которому термин «портрет» принадлежит изначально. Слово «портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait pout trait» - «черта в черту», «черта за чертой».

В искусстве под портретом подразумевают изображение определенного конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен облик человека, раскрыт его внутренний мир, сущность его характера.

Настоящий художник, создающий портрет, менее всего претендует на зеркально-фотографическое отображение «натуры». Человек воссоздается искусством не «весь», а только в некоторых, в избранных, в определенных аспектах. Цель и смысл работы художника над любым портретом состоит в поиске главной идеи путем отбора характерного.

В подготовленных вашими друзьями работах мы постараемся определить замысел художника. Это поможет вам в создании своего портретного очерка и в выполнении д/з.

П: По внешнему портрету определить черты внутреннего портрета (просмотр подготовленных учащимися презентаций).

С: Характеризуют героев (русская портретная живопись 19 века).


Василий Григорьевич Перов


Женские портреты Ильи Ефимовича Репина




  1. Практическая работа «Портретный очерк литературного героя»: (10 мин.)

П: работа с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети» (работа в группах по конкретному герою, выбранному учащимися. На партах тексты и алгоритм составления портретного очерка.).

С: Зачитывают свои сочинения.




  1. Рефлексия. (3 мин.)

VII. Д\з: напишите собственный портретный очерк, продумайте заголовок, композицию, выразительные средства, а также какую черту характера вы хотите подчеркнуть.










Только ведущий аукциона может беспристрастно и одинаково восхищаться всеми школами искусства. Оскар Уайльд
ещё >>