Разработка урока по литературе 5 класс Анализ стихотворения Н. А. Некрасова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » 9 класс 1 53.34kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 234.67kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.57kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. 1 86.42kb.
Уроки №52 53 Тема урока: Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. 1 206.63kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение... 1 51.95kb.
Урок по литературе в 11-ом классе. Тема урока: Поэтический язык Б. 1 88.18kb.
Методическая разработка Предмет: История Класс: 9 класс Урок №63... 1 155.07kb.
Урок объяснения нового материала по теме: тема любви в лирике Некрасова... 1 70.13kb.
Урок-игра по литературе. 6 Класс. Тема урока: «Н. С. Лесков «левша». 1 25.64kb.
Краеведческий час «Там, где Волга сказку сторожит» 1 88.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока по литературе 5 класс Анализ стихотворения Н. А. Некрасова - страница №1/1

Разработка урока по литературе

5 класс

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»

Цели урока:

Образовательная и развивающая -познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге», раскрыть тему и идея стихотворения, проследить тематическую и идейную связь стихотворения «На Волге», русской народной песни «Дубинушка» и картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», показать художественное мастерство поэта и художника в изображении образов бурлаков;

Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести родной русской природы, продолжить работу по гуманистическому воспитанию детей.

Словарная работа: антитеза, пейзаж, портрет, прямое авторское рассуждение; чувстви тельный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание, ярмо, лапти и др.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, выставка его книг, репродукция картины И.Е. Ре пина «Бурлаки на Волге», волжские пейзажи, запись песни «Дубинушка».

Ход урока

1).Организационный момент.



2). Актуализация знаний по новой теме.

Ребята, вспомните, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина: что вы узнали из них о народе? (учащиеся называют произведения, говорят о нужде, страданиях, бесправии, непосильном труде народа в России 19 века)

3). Повторение и рассказ о поэте.

Беседа о том, что знают учащиеся о Некрасове и его произведениях. Рассказ о писателе - ответ заранее подготовленного ученика.

Дополнения учителя:

Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца...

«Выкарабкаться из сору и грязи», как писал позже, пришлось самому. Двадцать с лишком лет труда и упорства. Конечно, талант. Но бывает талант без воли. И тогда он может либо рано погибнуть, либо вовсе не осуществиться. Некрасов осуществился. Как большой поэт. И как выдающийся журнальный редактор. Знаменитые журналы «Современник» и «Отечественные записки» своей славой 60-х годов обязаны его редакторской руке, его высокому вкусу и мужественной защите идеалов свободолюбия и народолюбия.

Петербургский нищий люд и волжские бурлаки, крестьянские дети и крестьянские женщи ны, ямщики, кандальники, «государственные преступники» вошли в его поэзии, став открытием. Многими это было принято чуть ли не с отвращением: фу, как можно! Однако многими - с восхищением: вот, оказывается, как можно!

Десятки чудных стихов, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны, поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Саша», «Русские женщины», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, Красный нос» остались выражением его особенного, ни на кого не похожего дара. В стихотворении Н.А.Некрасова мы встретились с такими словами, как бурлаки, баржа, лапти, расшива.

Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:

Баржа –это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в таск (на буксир) пароходом.

В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах ( небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям- лямкам. Бурлаки – рабочие надевали эти лямки на себя и, идя по берегу, тянули баржи.

Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти

Илл. с изображением баржи)



3). Выразительное чтение стихотворения учителем.

4).Работа с текстом стихотворения «На Волге». Беседа с учащимися.
- На сколько частей можно разделить это произведение?

- На четыре.

- Озаглавьте их и определите, какой тип речи доминирует в каждой части?

1 часть. Воспоминание (описание).

2 часть. Рассказ бурлаков (повествование).

3 часть. Состояние лирического героя (повествование).

4 часть. Размышление о судьбе народа (рассуждение).

-Какой вспоминается поэту Волга?

- Какие слова передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Знакомы ли вам эти чувства? Найдите сравнения.
-Какие из пейзажей соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж ч. 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чем это выражается? Можем ли мы говорить об антитезе?

-Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке?

-Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Как? Работаем с текстом. Найти глаголы, передающие движение бурлаков. Найти слова, показывающие, во что переходят стоны бурлаков. Какой эпитет здесь использует поэт?

-Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Найдите эпитеты.

-Какие слова в разговоре бурлаков поразили будущего поэта и показались непонятными?
-Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?

-    Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?


-Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа?

(покорность)



5). Сравнительный анализ стихотворения и картины Репина. Работа в группах.
- Сравните пейзаж I части стихотворения с пейзажем картины Репина «Бурлаки на Волге».

- Помогает ли картина Репина почувствовать и усталость бурлаков, и тяжесть их труда, и ощутить, насколько сурова среда обитания этих людей?

Да. Сверху палит беспощадное солнце, а снизу (ведь многие бурлаки босые) невыносимо жжет ноги песок («…он так глубок»). Но не менее тяжел переход реки вброд, когда бурлакам приходилось идти по колено в воде. Темные краски картины создают тяжелое, гнетущее настроение у зрителя, заставляя задуматься о том, что жизнь этих людей беспросветная и безрадостная, тоскливая и печальная.

- Какова система образов картины? Впереди идет самый сильный. Недалеко баржа, на которой стоит хозяин или управляющий и что-то кричит бурлакам. Справа видна другая группа людей, они идут вдоль берега, таща такую же баржу, груженную купеческим добром. Берег уже не пустынен: на нем изображена кое-какая растительность. Верхушки деревьев наклоняются в сторону реки. Они, как бурлаки, подвластны чужой воле: деревья подчиняются силе ветра, люди -своей судьбе.

- А кто – поэт или художник – укоряет бурлаков за терпение и безропотное подчинение судьбе?

Поэт. Так как стихи Некрасова – это стихи-упрек в бездействии («Как он, безгласно ты умрешь, Как он, безвестно пропадешь.»)

- А Репин?

Он просто показывает трагедию обреченных на невыносимые страдания людей. («А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще…»)

- В чем выражается обреченность бурлаков?

В их лицах, в выражениях глаз («спокойно-безнадежный взор»), в том, сто они тянут одну лямку, связаны одной судьбой («…шагаешь под ярмом не краше узника в цепях…»)

Эти два произведения очень схожи.
6).Проанализируйте текст русской народной песни «Дубинушка», определите ее тему и идею. Что общего между стихотворением Н.А. Некрасова и русской песней?

Много песен слыхал я в родной стороне,

В них и радость и горе мне пели,

Но из песен одна в память врезалась мне -

Это песня рабочей артели.

Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем.

Англичанин в упред, чтоб работе помочь,

Изобрел за машиной машину,

А наш русский мужик, коль работать невмочь -

Так затянет родную «дубину»:

Эх, дубинушка, ухнем,

Эх, зеленая, сама пойдет.

Потянем, потянем, да ухнем.

7). Рефлексия, саморефлексия.

Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).



8). Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. Подготовиться к сочинению по стихотворению Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.




Бессонница — это когда не можешь спать, даже когда уже пора просыпаться. Из книги «Азимов продолжает
ещё >>