Разработка урока «цветная музыка» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка урока Музыка в 6 классе «Колокольность в... 1 172.52kb.
Разработка урока: «Когда музыка не нуждается в словах» 1 130.15kb.
Урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса... 1 24.77kb.
Цветная металлургия 1 39.42kb.
Разработка урока Предмет (направленность): «Музыка», «Искусство»... 1 80.05kb.
2012 Урок музыки в 5 классе. Тема урока: Музыка в кино. Цель: Показать... 1 34.45kb.
Урок музыкального искусства в 5-ом классе Тема семестра : Музыка... 1 72.96kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Хоровая музыка в храме» 1 81.82kb.
Блаженство души 1 7.19kb.
Цветная диета озорной и полезный эксперимент 1 24.05kb.
М. П. Мусоргский Как называется известная соната Бетховена? 1 23.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока «цветная музыка» - страница №1/1

РАЗРАБОТКА УРОКА

«ЦВЕТНАЯ МУЗЫКА»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ)

2013


Урок-исследование «Цветная музыка»
Учитель:

Ребята, обратите внимание, что нас сегодня окружают много красок, цветов и оттенков. И это не просто так! Т.к. тема нашего урока «Цветная музыка».



А что значит «цветная музыка»? Как это?

Как вы думаете, можно ли извлечь из фортепиано «красный аккорд» или наиграть на свирели «зелёную мелодию»? Ответ не прост, хотя мир ещё не видел звуков, выкрашенных каким-нибудь цветом. Между тем английский композитор и дирижёр Артур Блисс сочинил в своё время «Цветную симфонию», назвав её части «Пурпурная», «Красная», «Голубая» и «Зелёная». Значит, он всё-таки создал цветную музыку, и на неё можно было посмотреть?


И опять мы уйдем от прямого ответа. Насчёт «посмотреть» — это вряд ли, а вот ощутить... Эта проблема занимала внимание таких великих музыкантов, как Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин. Им музыка часто представлялась окрашенной в тот или иной тон. У этих людей музыка вызывает особо яркие цветовые ассоциации. Т.е. музыкальный слух очень связан с цветовыми ощущениями. Это явление и называется цветным слухом.

Но позвольте, скажите вы, у каждого из нас музыка может рождать свои зрительные образы. И будете по-своему правы. Скажем, звучит «Гроза» Антонио Вивальди (mp3 - фрагмент).



Опишите свои ощущения от прослушанного произведения. Какая картина предстала в вашем воображении во время прослушивания музыки?

(Звучат ответы детей)

Учитель:

А вот когда я слушала А. Вивальди, то перед моими глазами мрачные свинцовые тучи, тёмное море, раздаются раскаты грома и вот начинается неистовый ливень. Думаю, что у вас эта прекрасная музыка вызывает свои зрительные образы.

Но это ещё не цветной слух. А в чём же дело?

А дело в том, что у людей с цветным слухом цвета чётко ассоциируются с конкретными музыкальными тональностями. Например, звучит ре-мажор и человек отчётливо видит золотисто-жёлтый солнечный цвет. А если пьеса в до-диез миноре возникает ассоциация с тёмно-синим вечерним небом. Но для тех, кто не занимается музыкой всё это не очень понятно.

Чтобы разобраться, давайте вспомним, что такое тональность?

Дети:

Тональность – это набор нот, которые можно использовать, чтобы мелодия была красивой, эмоциональной.

Тональность – это высотное положение мажорного или минорного лада.

Учитель:

Ребята, а как можно определить тональность?

Дети:

Тональность можно определить нотой, от которой строится лад.



(Привести для детей примеры тональностей от разных нот)
Учитель:

Сейчас прозвучало слово лад.



А какие лады вы знаете?

Дети:

Мажорный и минорный лад.



Учитель:

Как звучит мажорный лад?

Дети:

Мажорный лад звучит весело и светло.



Учитель:

Как звучит минорный лад?

Дети:

Он звучит грустно.


Учитель:

Значит когда говорят, что произведение звучит в тональности до-мажора, подразумевают что основной тонический звук до, а её лад мажорный.

Тональности в музыке подобны различным краскам на палитре художника. (Показать на палитре красок) Вот ярко-красный цвет, а вот нежный жёлтый. И каждый из цветов несёт свою эмоцию, своё настроение. Композиторы, о которых я говорила, чётко ассоциировали каждую тональность с определённым цветом.

Например, всякий раз, когда композитор Николай Римский-Корсаков хотел изобразить восходы солнца, он использовал тональность ля-мажор. Эту тональность он воспринимал как розовую, цвета вечной юности. Если же нужно было передать море или ночное небо он использовал для этих целей синие тональности: ми и ми-бемоль мажор.

Давайте посмотрим цветные ассоциации двух великих русских композиторов: Николая Римского-Корсакова и Александра Скрябина в таблице. (презентация №1 «Цветной слух» Римского-Корсакова и Скрябина)
Учитель:

Ребята, а хотите проверить, как у вас цвета ассоциируются с музыкой? Тогда я вам предлагаю небольшую игру в ассоциации. Перед вами лежит набор цветных карточек, посмотрите, какие присутствуют цвета, рассмотрите их. Когда будет звучать музыка, на экране вы увидите название произведения, и в какой тональности оно исполняется. Затем вы подумаете, с каким цветом у вас ассоциируется эта музыка, и поднимите нужную карточку. После этого мы посмотрим, с каким цветом ассоциировалась данная из тональностей у Римского-Корсакова и Скрябина.

Готовы? Тогда начнём! (презентация №2 «Ассоциации», произведения звучат фрагментально)


  1. Звучит Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия до-мажор;

  2. Звучит Вольфгант Амадей Моцарт. «Турецкое рондо» ля-мажор;

  3. Звучит Фридерик Шопен. Мазурка №5 си-бемоль-мажор;

  4. Звучит Иоганн Штраус-сын. «Калиостро-вальс» соль-мажор;

  5. Звучит Михаил Глинка. Опера «Руслан и Людмила», увертюра ре-мажор;

  6. Звучит Людвиг ван Бетховен. Симф. №5, 2 часть ля-бемоль-мажор;

  7. Звучит Иоганн Штраус-отец. Вальс «Голубой Дунай» ля-мажор;

  8. Звучит Матвей Блантер «Футбольный марш» ми-бемоль мажор;

  9. Звучит Клод Дебюсси «Свет луны» ре-бемоль мажор.

Молодцы, вы отлично поработали со своим музыкальным слухом.
Учитель:

Продолжая разговор о цветной музыке и о цветном слухе, хочу рассказать о произведении композитора Александра Скрябина. В одном из своих последних сочинений - симфонической поэме «Прометей» - попытался осуществить мечту о слиянии музыки с цветом. Музыка, у которой есть второе название - «Поэма огня», разрастается, словно пламя: от неясного мерцания до яркого горения. Помогая дирижёру выполнить свой замысел, Скрябин на первой странице поэмы сделал пометку «Туманно», а на последней - «С ослепительным блеском».

Увы, соединить музыку со светом ему не удалось: тогда ещё не существовало аппаратуры, позволяющей заливать зал то одним, то другим светом, как мечтал об этом композитор. Правда, спустя полвека, уже в наши дни, инженеры и музыканты попытались довести этот замысел до конца. Но стопроцентной удачей то, что получилось, назвать нельзя. И дело не только в технике. Ведь если самому Скрябину те или иные звуки представлялись окрашенными в определённые цвета, то большинству слушателей это просто мешало воспринимать и без того прекрасную музыку «Прометея».
Трудно сказать, к чему приведут многочисленные опыты по соединению музыки и цвета, которыми сегодня занимаются во многих странах мира. Сегодня соединяют музыку с различными новейшими технологиями. Например, всем известные нам поющие или танцующие цветные фонтаны. Где соединяются воедино музыка, танец воды и игра цвета. Давайте посмотрим один из примеров такого фонтана.

Просмотр видео №1- Фонтан в Баку. Муз. П. Чайковского. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
Но бывают и другие фонтаны, которые называют мультимедийными.

Кто из вас видел такой фонтан?

Это фонтан, где соединяется музыка, «хореография» воды, цвет и проекция (т.е. компьютерная иллюзия).



Сейчас поющие-танцующие фонтаны есть практически в каждом крупном (и даже не крупном городе), а мультимедийные фонтаны уже тоже не редкость. Например, очень красивый мультимедийный фонтан есть в польском городе Вроцлав, также в Израиле и у нас в Украине, в городе Винница. И кстати, винницкий фонтан считается самым большим мультимедийным фонтаном в Европе! Я предлагаю посмотреть на некоторые из них.
Просмотр видео №2 и №3 - Израильский мультимедийный фонтан и Винницкий мультимедийный фонтан (фрагмент)
Учитель:

Ребят, как вы думаете, может быть, и не нужны, эти попытки, соединить музыку и цвет? Может быть, истинному ценителю музыки достаточно тех цветовых ощущений, которые рождаются у него в душе, стоит только заиграть волшебной скрипке или зазвучать неповторимому голосу?..




Неустанная деятельность скорее приведет к богатству, нежели осмотрительность. Люк де Вовенарг
ещё >>