«Рассмотрено» руководитель шмо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Шмо учителей русского языка и литературы на 2009-2010 учебный год... 1 92.96kb.
«Рассмотрено» Руководитель шмо 1 66.36kb.
«Рассмотрено» Руководитель шмо 1 88.39kb.
Рассмотрено на заседании шмо 2 320.49kb.
Рассмотрено на заседании шмо 3 386.35kb.
Рабочая программа общеобразовательного учреждения 2-4 классы Рассмотрено... 6 1272.14kb.
Администрация мо «светловский городской округ» 2 339.3kb.
Рассмотрено на заседании шмо 4 696.88kb.
Рассмотрено на заседании шмо 1 267.01kb.
Рабочая программа по истории для 6 –х классов 2 370.44kb.
Рассмотрено руководитель мо «Утяшкинская сош» 1 255.16kb.
Проект «Трансрадио» презентация 1 55.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Рассмотрено» руководитель шмо - страница №1/6


«Рассмотрено»

руководитель ШМО

________Р.М.Костина

Протокол №_______ от

«____»__________2013 г.


«Согласовано»

зам. директора по УР

МБОУ «Ново-Александровская ООШ»

_________ Р.А.Санникова

«____»___________2013 г.


«Утверждено»

директор МБОУ « Ново-Александровская ООШ »

____________Л.А.Мальцева

Приказ №_______________ от

«____»_______________2013 г.



Рабочая программа

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Ново- Александровская основная

общеобразовательная школа»

Костиной Рамзии Мирхатимовны,

I квалификационной категории,

по русскому языку в 8 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________ от

«_____» ___________2013 г.
2013– 2014 учебный год

Класс 8

Учитель Костина Рамзия Мирхатимовна

Количество часов

Всего 105 час; в неделю 3 часа

Контрольных работ 7.

Развития речи 24 ч.

Планирование составлено на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.10-е издание. Просвещение. М.: 2009.

Учебник Русский язык 8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков и др. Москва «Просвещение» 2007 год.


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.



Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся; содержание учебного курса; нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку; перечень учебно-методического обеспечения; учебно-тематическое планирование; календарно-тематическое планирование.



Место предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ «Ново-Александровская ООШ» Бугульминского муниципального района.

За год на изучение предмета отводится 105 часов (3 часа в неделю).



Цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение знаний и умений в жизни.

Задачи обучения:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.



В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Требования к знаниям и умениям обучающихся в 8 классе

  • Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

  • К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • - производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • - составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, обращениями;

  • - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • По орфографии:

  • - находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их;

  • - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 8 классе.

  • По пунктуации:

  • - находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

  • - обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

  • - ставить знаки препинания в простых предложения с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и предложениях;

  • - ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым;

  • По развитию речи:

  • - определять тип и стиль текста;

  • - подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;

  • - писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории);

  • - совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и тилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.


Содержание учебного курса


Разделы

Количество часов

Уроки контроля

Уроки развития речи

Общие сведения о языке

1

0

0

Повторение изученного в 5-7 классах

13

1

3

Синтаксис и пунктуация

8

0

2

Простое предложение

4

0

2

Двусоставное предложение

10

1

2

Второстепенные члены предложения

11

1

4

Односоставные предложения

15

1

4

Однородные члены предложения

10

1

2

Обособленные члены предложения

16

1

2

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

8

1

1

Способы передачи чужой речи

6

0

2

Систематизация и обобщение изученного в 8 классе

3

0

0

Итого

105

7

24


Общие сведения о языке (1 час)

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых государств (1 ч).



Повторение изученного в 5-7 классах (13 часов)

Фонетика и графика. Орфография (1 ч). Морфемика и словообразование (2 ч). Лексика и фразеология (2 ч). Морфология (2 ч). Строение текста. Стили речи (2 ч). Сочинение по картине В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» (2 ч). Устное сочинение-описание архитектурного памятника «Триумфальная арка» (1 ч). Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» (1 ч).



Синтаксис и пунктуация (8 часов)

Словосочетание как единица синтаксиса. Строение словосочетаний (1 ч). Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний (2 ч). Грамматическое значение словосочетаний (1 ч). Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание (1 ч). Интонация предложения (1 ч). Характеристика человека как вид текста. Строение текста, его языковые особенности (2 ч).



Простое предложение (4 часа)

Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая основа предложения (1 ч). Порядок слов в предложении. Интонация (1 ч). Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности (1 ч). Сочинение-описание архитектурного памятника. Описание башни Сююмбике (1 ч).



Двусоставные предложения (10 часов)

Главные члены двусоставного предложения (1 ч). Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения (1 ч). Публицистическое сочинение о памятнике культуры (2 ч). Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения (1 ч). Составное именное сказуемое, способы его выражения (2 ч). Тире между подлежащим и сказуемым (1 ч). Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым (1 ч). Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» (1 ч).



Второстепенные члены предложения (11 часов)

Дополнение. Способы выражения дополнения (1 ч). Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения (1 ч). Изложение на лингвистическую тему по упр. 178 (2 ч). Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении (1 ч). Описание местности (1 ч). Обстоятельство. Способы его выражения (2 ч). Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края (1 ч). Главные и второстепенные члены предложения (1 ч). Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» (1 ч).



Односоставные предложения (15 часов)

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений (1 ч). Определённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности (1 ч). Неопределённо-личные предложения, их структурные и смысловые особенности (1 ч). Вопрос об обобщённо-личных предложениях (1 ч). Безличные предложения и их структурные и смысловые особенности (2 ч). Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце» (2 ч). Назывные предложения и их структурные и смысловые особенности (1 ч). Изложение с использованием односоставных предложений (упр. 249) (2 ч). Неполные предложения (1 ч). Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений (1 ч). Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» (1 ч). Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» (1 ч).



Однородные члены предложения (10 часов)

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения (1 ч). Однородные и неоднородные определения (1 ч). Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (2 ч). Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (2 ч). Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Повторение изученного об однородных членах предложения (1 ч). Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» (1 ч). Сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения текста (2 ч).



Обособленные члены предложения (16 часов)

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения (1 ч). Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них (1 ч). Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них (1 ч). Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений (1 ч). Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них (1 ч). Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот (1 ч). Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них (1 ч). Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием (2 ч). Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (1 ч). Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения (1 ч). Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность (1 ч). Изложение «Суворов» (по упр. 352) (2 ч). Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» (1 ч). Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» (1 ч).



Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (8 часов)

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении (1 ч). Знаки препинания при обращении. Употребление обращений (1 ч). Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) (1 ч). Вводные слова, словосочетания, предложения и знаки препинания при них (1 ч). Публичное выступление на общественно значимую тему (1 ч). Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций (1 ч). Обобщение изученного по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями (1 ч). Контрольная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями (1 ч).



Способы передачи чужой речи (6 часов)

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания (1 ч). Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной (1 ч). Цитаты и знаки препинания при них (1 ч). Обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи» (1 ч). Изложение (по упр. 410) (2 ч).



Повторение изученного в 8 классе (3 часа)

Синтаксис и морфология (1 ч). Синтаксис и пунктуация (1 ч). Синтаксис и культура речи (1 ч).



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании ы и и после приставок;

В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являетсядля оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.



При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктантарекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».



Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.



Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

1.      При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.      Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.      Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.      На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.   Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестовых работ.
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.

Учебно-методическое обеспечение


  1. Поурочные разработки по русскому языку 8класс. Н.В. Егорова. Вако, 2006

  2. Тестовые задания по русскому языку 8класс.А.Б.Малюшкин «ТЦ Сфера», 2008

  3. Г.А.Богданова Уроки русского языка, Москва, «Просвещение», 2005

  4. КИМ Русский язык 8 класс

  5. И.В.Текучёва Тесты по русскому языку 8 класс, Москва, 2007

  6. Сборник контрольных диктантов 5-9 классы, Москва, 2009

7. Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 8 классе»

8. А. Д. Дейкина «Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы»

9. Л.Н.Ситникова Дидактический материал 8 класс

Справочная литература

Мультимедийное пособие «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации

Репродукции картин художников

Портреты лингвистов

Календарно-тематическое планирование.





Тема урока

Кол-во часов

Вид урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Домашнее задание

Дата план

Дата факт


следующая страница >>



Бог один, да молельщики не одинаковы. В. Даль. «Пословицы русского
ещё >>