Рассмотрено на заседании шмо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассмотрено на заседании шмо 3 386.35kb.
Рабочая программа общеобразовательного учреждения 2-4 классы Рассмотрено... 6 1272.14kb.
Рассмотрено на заседании шмо 1 267.01kb.
Рассмотрено на заседании шмо 4 696.88kb.
Рабочая программа к умк «Гармония» 1 класс. Рассмотрено на заседании... 10 2119.21kb.
«Рассмотрено» руководитель шмо 6 1092.01kb.
Анализ работы шмо предметов гуманитарного цикла 2011-2012 учебный год 1 184.84kb.
Рассмотрено и утверждено на заседании аттестационной 27 6038.84kb.
Рассмотрено на заседании мо 4 466.83kb.
Шмо учителей русского языка и литературы на 2009-2010 учебный год... 1 92.96kb.
Рассмотрено на заседании кафедры 1 97.6kb.
Издательское оформление публикаций и библиографических записей в... 3 390.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рассмотрено на заседании шмо - страница №1/2


Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель МО,

____________/Замалиева А.Г./
Протокол

___ от « ___»



__________2012г.


Согласовано

Заместитель

директора по УВР ______ /Габдрахманова Р.Г. / от « ____»__________2012г.


Утверждаю

Директор школы _________

/Вилданова Д.Х./

Приказ № _____________

от « ____»__________2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 6 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурнашевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Хайруллина В.М.

учитель истории

Программа курса «История» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации


Пояснительная записка.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Всеобщая история. 6 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 6 классе.

Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей; изученные виды исторических источников.

Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.

Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Сравнивать оценки исторических событий, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.

Владеть компетенциями:

● коммуникативной компетенцией;

● смыслопоисковой компетенцией;

● компетенцией личностного саморазвития;

● информационно-поисковой;

● рефлексивной компетенцией;

● учебно-познавательной компетенцией.

Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Программа курса включает в себя три раздела: «История средних веков» (30 ч.), «История России» (30 ч.), «История Татарстана» (10 ч.)


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:



  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.
• Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
• Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной России к различным цивилизациям Средневековья.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
Нравственное самоопределение.
• При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:



  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;

  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся



  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;

  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся



  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

  • не соотносит историческую информацию с картой;

  • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;

  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;

  • отказался работать с контурной картой.


Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:



  • Устный опрос;

  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

  • характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

  • работа со шкалой времени;

  • творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

  • Тексты с лакунами (пропусками);

  • «Оживление» картины, рассказ по картине;

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

По итогам изучения курсов истории России и истории средних веков предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.

Учебно-тематическое планирование по истории
Класс 6

Учитель Хайруллина В.М.

Количество часов:

- всего 70 часов;

- в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков - 3 ч.;

Планирование составлено на основе Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации; авторской программы курса «Всеобщая история. История средних веков» для 6 классов общеобразовательных учреждений (авторы Бойцов М.А., Шукуров Р.М.); авторской программы «История России» (авт. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина); авторской программы курса «История Татарстана» (авторы Ф.Ш.Хузин, В.И.Пискарев).
Учебники

- Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. – М: «Русское слово», 2007;

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. - М.: Просвещение, 2009;

- Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы. – Казань: «Хэтер», 2004.


Дополнительная литература

- Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2011

- История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс – Волгоград: Учитель, 2007

- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004

- История России: в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебникам Федерального перечня/ М.Н.Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011

- Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2011

- История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: атлас. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

- История Средних веков. 6 кл.: Атлас. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009

Учебно-тематическое планирование. История. 6 класс.

Раздел



Тема урока

Кол-во часов

Характ-ка деят-сти учащихся

или виды учебной деят-сти



Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

Используемый материал

План

Факт




История средних веков – 30 ч.

Часть 1. Начало Средневековья – 8 ч.


1

Вводное занятие

1 ч.

Основные задачи курса истории в 6 классе. Разделы предмета




1.09.




учебник




2

Второй Рим

1 ч.

Новая столица. Запад и восток. Христианская империя. Власть императора. Римляне, ромеи, византийцы.

Рассказывать о правлении императора Константина

3.09.




Учебник.карта




3

Эпоха Византии

1 ч.

Император Юстиниан I. Два памятника Юстиниану. Купола церквей. Святость иконы. После Юстиниана. Великий шелковый путь.

Уметь сравнивать и анализировать исторические факты

8.09.




Учебник, през-я




4

Захватчики германцы

1 ч.

Две половины одной империи. Варвары в империи. Падение города Рима. Великое переселение народов. Судьба Италии. Порядки древних германцев.

Рассказывать о падении Западной Римской империи

10.09.




Учебник,карта




5

Рождение новой силы

1 ч.

Под солнцем Аравии. Последний пророк. Предавшие себя богу. Мечеть. Наместники пророка. Первый раскол.

Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама.

15.09.




Учебник,карта




6

Исламский мир

1 ч.

Арабские завоевания. Омейяды и Аббасиды. Распад халифата. Культура мусульманского мира. Арабы меняют мир.

Рассказывать об основных завоеваниях арабов, о развитии культуры в странах халифата

17.09.




Учебник, през-я




7

От Хлодвига до Пипина.

Император Карл



1 ч.


Король Хлодвиг. Меровинги – наследники Хлодвига. Возвышение Каролингов. Король франков и папа римский.

Завоевания Карла Великого. «Восстановление» империи. Управление империей. Закон об образовании.



Сравнивать власть короля и власть вождя. Знать причины создания и распад империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности

22.09.





учебник




8

На развалинах империи

1 ч.

Распад державы. Новые опасности. Неутомимые мореплаватели. Норманны – уже не только «северные» люди.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

24.09.




Учебник.карта




9

Сколько раз была захвачена Англия?

1 ч.

Римляне в Британии. Мечты побежденных. «Другие» англосаксы. Альфред Великий и «Область датского права». Три претендента на одну корону. Король Вильгельм I Завоеватель.

Знать историю возникновения государства в Англии

29.09.




Учебник,карта

Часть 2. Средневековая Европа – 14 ч.


10

Земля и власть

1 ч.

Главное богатство. На время или навсегда. Феодальная лестница. Вассал моего вассала. Воины-господа. Земля церкви.

Уметь раскрыть суть феодальных отношений

1.10.




учебник




11

Вечные работники

1 ч.

Опора всего. Нет земли без сеньора. Крестьянские повинности. Крестьянская община. Натуральное хозяйство. Крестьянские радости и печали.

Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина

6.10.




Учебник,картина




12

За стенами замка

1 ч.

Феодалы и рыцари. Рыцарь в бою. Рыцарская честь. Рыцарь и его дом. жизнь в замке. Рыцарские турниры.

Описывать условия и образ жизни, занятии средневекового феодала

8.10.




Учебник, картина




13

Наследство Каролингов

1 ч.

Трудное возрождение Франции. Яркое начало Германии. «Восстановление» империи. За обновление церкви. Папа и император.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

13.10.




учебник




14

Крестовые походы. (К гробу господнему!)

1 ч.

Призыв папы. Для чего идти в крестовый поход? Взятие Иерусалима. Крестоносцы на Ближнем Востоке. Время неудач. Третий крестовый поход.

Раскрывать причины и последствия крестовых походов

15.10.




Учебник,карта




15

Крестовые походы. (К гробу господнему!)

1 ч.

Византия и Запад. Разгром Константинополя. Власть «латинян». Не одна лишь Палестина. В стране святого Иакова. Окончание эпохи крестовых походов. Значение крестовых походов.

Раскрывать причины и последствия крестовых походов

20.10.




Учебник,карта




16

Строительство городов

1 ч.

Судьба античных городов. Рост городов. В Средиземноморье и на Балтике. Ось вращения. Мастера своего дела.

Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города

22.10.




учебник




17

Базар, ратуша, собор

1 ч.

Сердце города. Дом властей. Городской собор. Романские и готические соборы.

Рассказывать о горожанах и их образе жизни

27.10.




Учебник, през-я




18

В мире знаний

1 ч.

Пока города еще были слабы. Новые школы. Рождение университетов. Университетская жизнь.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

29.10.




учебник




19

Во главе христианского мира

1 ч.

Блеск папской власти. Угрозы ересей. Борьба с еретиками. Монашеские братства. Суммы церковного знания. Святые заступники.

Объяснять причины раскола христианской церкви. Раскрывать причины возникновения ереси.

10.11.




учебник




20

Страны и правители

1 ч.

Священная Римская империя: слабый государь, но сильные князья. Французское королевство: собирание земель. Английское королевство: на островах и на континенте. Возникновение парламентов.

Объяснять причины усиления королевской власти во Франции и в Англии. Перечислять характерные черты сословной монархии

12.11.




Учебник.карта




21

Тяжелые времена

1 ч.

Голод. «Чёрная смерть». Усиление торговли. Крестьянские войны. «Авиньонское пленение пап». «Великая схизма».

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

17.11.




учебник




22

Тяжелые времена

1 ч.

Долгая война. Французский народ – за французского короля. После войны. Дела церковные.

Излагать причины и ход Столетней войны

19.11.




Учебник, энсек-я




23

На Востоке Европы

1 ч.

Народы Восточной Европы. Под влиянием Византии. Новые страны. Соперничество между церквами. «Отстраивание королевств»

Рассказывать об образовании славянских государств на Востоке Европы

24.11.




учебник

Часть 3. Дальние страны – 6 ч.


24

Во владениях Великого хана

1 ч.

Семья Поло из Венеции. Нежданные завоеватели. Монголы на завоеванных землях. Власть монголов. Последняя угроза (Тамерлан).

Рассказывать о монгольских завоеваниях, их влиянии на историю

26.11.




Учебник, карта




25

Индия: раджи и султаны

1 ч.

Индия во времена Гуптов. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Много богов и много народов. Конец Делийского султаната.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

1.12.




Учебник, карта




26

Поднебесная империя. В стране Сипанго

1 ч.

Империя Тан. Торговые пути. Власть и управление. Империя Сун и чжурчжэни. Китай под властью монголов. Империя Мин. Страна Сипанго. Солнце из Ямато. Самураи. От побед к смутам

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

3.12.




Учебник, карта




27

Разнообразная Африка

1 ч.

На руинах Арабского халифата. Вдоль восточного берега. Монопотама. Соль, золото и пустыня.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

8.12.




Учебник, карта




28

Неизвестный мир

1 ч.

«Первые американцы». В джунглях Юкатана. Под солнцем Мексики. «Четыре стороны света».

Знать о древних цивилизациях Америки

10.12.




Учебник, карта




29

Заключение. Накануне смены времен

1 ч.

Ветер странствий. Первые каравеллы в Атлантике. Рождение Испании. Гибель Византии. Конец мира? Конец эпохи?

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

15.12.




Учебник, карта




30

Контрольное занятие за курс “Всеобщая история. 6 класс”.

1 ч.

Тестирование, исторический диктант

Проверка знаний по разделу «Всеобщая история. 6 класс»

17.12.




Учебник, тест

История России – 30 ч.


следующая страница >>



Предрассудки — несущие опоры цивилизации. Андре Жид
ещё >>