Рассказа «Фотография, на которой меня нет» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дорога в космос пролегла через Саратов 1 103.58kb.
Объявите и придите, посоветовавшись вместе: кто возвестил это издавна... 1 161.59kb.
Эту историю мне рассказала одна знакомая(героиня рассказа), когда... 1 30.21kb.
Фотография как вид изобразительного искусства: Современная русская... 1 204.8kb.
Иришкины сказки Берёза и сосна 1 40.56kb.
Конспект занятия- презентации по проекту «Веселые праздники» 1 84.92kb.
Фотография как проблема и предмет социокультурного анализа1 1 88.48kb.
ФантЛабораторная работа Жирная черная задница 1 155.96kb.
Хорошие и нужные книжки для детей от 0 до 7 лет «Ну как можно слушать... 1 153.82kb.
Чудинов Ю. В., Место рассказа в обучении младших школьников риторическим... 1 67.43kb.
Районная ученическая научно-практическая конференция "ехсеlsior"... 1 209.2kb.
Мбоу матвеево-курганская сош №3 Сколько брошено жизней на плаху… 1 162.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рассказа «Фотография, на которой меня нет» - страница №1/1

Учитель: Липина О.В.
Урок литературы в 8-м классе по теме:

В.П. Астафьев. Слово о писателе.

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
Цели урока:

Образовательная цель – познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, раскрыть своеобразие рассказа; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

Развивающая – учить детей выражать свое отношение к прочитанному, уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
1. Эпиграф на доске.




Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет...

(Н. Рубцов)





2. Вступительное слово учителя.
Древние римляне говорили: “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”. Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В романе Гарсиа Маркес “Сто лет одиночества” нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно.
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.
Я хочу, чтоб на уроке мы вернулись с вами в прошлое. И разговор сегодня у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой на примере рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Откройте тетради, запишите тему урока. Сформулируйте цели урока (запишите в тетради).


3. Работа со словом.
- Какие слова у вас ассоциируются со словом “память”? Запишите их в виде кластера.

- Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Дополните свое информационное поле словами из эпиграфа.

- Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова.
Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2.Воспоминание о ком – чём - нибудь.

3.То, что связано с умершим (вопоминания о нём).

(С.Ожегов. Словарь русского языка).
- Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.
Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).
1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)

3. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. (Джордж Сантаяна)

4. Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)

5. Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)

6. Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)

7. Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)

8. Боюсь не смерти я. О, нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

(М. Лермонтов)

9. Память – странное сито: На нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)

10. Слабая память прибавляет нам сил. (Бертольд Брехт)

11. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)
4. Слово учителя.
Память обладает поистине волшебными качествами. Она даёт возможность увидеть то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдается однажды.

- На сегодняшний урок вы должны были прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет». Как бы вы определили тему рассказа? (Дань памяти.)

- Сегодня мы поговорим с вами о нравственной памяти. Как вы думаете, как раскрывается в этом рассказе тема памяти? (фотография – это память).

- Мы с вами узнали, что в рассказе речь идёт об одной фотографии.

- Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Не потому ли так дорога старая фотография автору повести “Последний поклон” Виктору Астафьеву?

5. Биография писателя. Сообщение учащегося.
Виктор Астафьев родился 1 мая в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в 1931 году в Енисее, зацепившись косой за основание боны. В.П.Астафьев никогда не привыкает к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становиться его бабушка – Екатерина Петровна. Только заботами бабушки было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношение с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом – интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки»,- напишет впоследствии В.П.Астафьев.

Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», впоследствии он назовет его «Сибиряк». С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий».

В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов «До будущей весны», а в 1955 году вторая- «Огоньки». Эти рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лисы и кот» (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», в журнале «Смена», сборниках «Охотничье были», «Приметы времени».

С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В.П.Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР.

В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Рассказ “Фотография, на которой меня нет” входит в книгу «Последний поклон».
6. Работа в группах, выполнение групповых заданий.
Задание 1 группе.
Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?
Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.
В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”
Задание 2 группе.
Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?
Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”
В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.
Задание 3 группе.
Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.


Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.
В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”
Задание 4 группе.
Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?
Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.
В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”
7. Представление результатов работы в группах.
Итак, какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства?
Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”
Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает? Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?
(Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…

«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)


Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, я хочу зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.
8. Рефлексия.
Составьте и запишите синквейн на тему «Память».
Память.

Историческая, нравственная.

Живёт, возвращается, поражает.

Прошлое не проходит бесследно.

Фотография.
Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.


9. Домашнее задание.
Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя. (Всем).

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».



2. Написать сочинение «История одной фотографии».

Словарь к уроку:
Кутья - здесь кухня.

Люди мы пропащие (разговор.) - безнадежные.

Увал - пологий холм, имеющий значительную протяженность.

Ни гугу (разг.) - молчу.

Навалом - здесь много.

Рукой сняло - здесь: все прошло, кончилось, стал совсем другим.

Кляча - (пренебрежительное) плохая лошадь.

Щеколда - запор для дверей, ворот.

Снедь – (просторечие) еда.

Умиротворенный - полный покоя.

Сокрушалась - (разг.) печалилась.

Сулилась - (просторечие) обещала.

Нахлынет - здесь: начинаются воспоминания.




Чего хочет женщина, того хочет Бог. Французская пословица
ещё >>