Районный этап Всероссийской олимпиады но литературе 7-8 классы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 1 95.09kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по предмету Истоки – 7-9 классы 1 27.37kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по мировой... 1 179.49kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников немецкий язык, 9-11... 1 78.84kb.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе... 1 88.33kb.
Районный этап Всероссийской олимпиады 1 32.5kb.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2011/2012... 1 190.81kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по мировой... 1 98.35kb.
Олимпиада по литературе. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады... 1 46.29kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в... 1 91.47kb.
Всероссийская олимпиада школьников по праву 1 48.02kb.
Скончался в 1958 году 1 9.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Районный этап Всероссийской олимпиады но литературе 7-8 классы - страница №1/1

Районный этап Всероссийской олимпиады но литературе

7-8 классы

(3 астрономических часа)

ФИО

Школа, класс, район

Прочитайте задания. Из трех предложенных заданий Вам предлагается выбрать и выполнить два задания (на Ваше усмотрение). Успехов!
Первое задание:

Прочитайте размышления академика Д.С.Лихачева «О личных библиотеках».

О личных библиотеках

«Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление — книжный бум. Книжный бум — это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупаю), стоят в очереди за книгами,— это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем. кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не гак страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у нею могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой — через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, йотом она опять найдет своего читателя.

Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Стане! ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.

Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том. чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.»

Что бы сказали Вы своему ровеснику, убеждая его в необходимости начинать собирать свою библиотеку? К каким словам, аргументам Д.С.Лихачева для этого обратились? Оформите Ваши мысли как письменное размышление или в виде диалога.


Второе задание

Прочитайте начала трех сказок о Золушке: Братьев Гримм, Шарля Перро и Евгения Шварца.



Братья Гримм

«Золушка»

«Заболела у одного богача жена и почувствовала, что конец ей приходит. Подозвала она свою единственную дочку к постели и говорит:

- Моё милое дитя, будь скромной и доброй, и господь тебе всегда поможет, а я буду глядеть на тебя с неба и всегда буду возле тебя.

Потом закрыла она глаза и умерла. А девочка ходила каждый день на могилу матери и плакала, и была скромной и доброй.

Вот наступила зима, и снег укутал белым саваном могилу, а когда весной опять засияло солнышко и растаял снежный покров, богач взял себе в жёны другую.

Привела мачеха в дом двух своих дочерей. Были они лицом красивые и белые, но сердцем злые и жестокие. И настало тогда тяжёлое время для бедной падчерицы.

- Неужто эта дура будет сидеть у нас в комнате? - сказали они. - Кто хочет есть хлеб, пусть его заработает. А ну-ка, живей на кухню, будешь стряпухой.

Отобрали они у неё красивые платья, надели па ней старую посконную рубаху и дали ей деревянные башмаки.

- Поглядите-ка на гордую принцессу, ишь как вырядилась! - говорили они, смеясь, и отвели её на кухню.

И должна она была там с утра до самого позднего вечера исполнять чёрную работу: вставать рано утром, носить воду, топить печь, стряпать и мыть. Л сводные сестры ещё всячески старались, как бы её посильней огорчить насмехались над нею, высыпали горох и чечевицу в золу, и ей приходилось сидеть и выбирать их оттуда. Вечером, когда она уставала от работы, ей приходилось ложиться спать не в постель, а на молу, рядом с печкой, на золе. И оттого, что была она всегда в золе, в пыли и грязи, прозвали её сестзры Золушкой»



Шарль Перро «ЗОЛУШКА»

«Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз на такой бессердечной гордячке, какой больше не сыщешь. У неё было две дочери, во всём похожие на мамашу, такие же заносчивые злюки. А у мужа была дочка на редкость кроткая и ласковая, вся в покойную свою мать, добрейшую женщину в мире.

Мачеха сразу же показала свой злой нрав. Ев раздражала доброта падчерицы рядом с тгой милой девушкой собственные её дочери казались ещё противнее.

Мачеха взвалила на девушку всю самую грязную и тяжёлую работу в доме: она и посуду чистила, и лестницу мыла, и полы натирала в комнатах капризной мачехи и сё избалованных дочек. Спала она на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке. Л у её сестриц спальни были с паркетными полами, с пуховыми постелями и с зеркалами от пола до потолка.

Бедная девушка всё терпела и боялась жаловаться отцу — он только разбранил бы её, потому что во всём слушался своей новой жены»
Евгений Львович Шварц «Золушка», пьеса-сказка

«Скромный ситцевый занавес. Тихая, скромная музыка. Па занавеси появляется надпись:

ЗОЛУШКА.

СТАРИННАЯ СКАЗКА,

КОТОРАЯ РОДИЛАСЬ

МНОГО, МНОГО ВЕКОВ НАЗАД,

И С ТЕХ ПОР ВСЕ ЖИВЕТ ДА ЖИВЕТ,

И КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ЕЕ НА СВОЙ ЛАД

Пока эти слова пробегают по скромному ситцевому занавесу, он постепенно преображается. Цветы на

нем оживают. Ткань тяжелеет. Вот занавес уже бархатный, а не ситцевый. А надписи сообщают;

МЫ СДЕЛАЛИ ИЗ ЭТОЙ СКАЗКИ

МУЗЫКАЛЬНУЮ КОМЕДИЮ.

ПОНЯТНУЮ


ДАЖЕ САМОМУ ВЗРОСЛОМУ ЗРИТЕЛЮ
Теперь и музыка изменилась - она стала танцевальной, праздничной, и пока проходят остальные полагающиеся в начале картины надписи, занавес покрывается золотыми узорами. Он светится теперь. Он весь приходит в движение, как будто он в нетерпении, как будто ему хочется скорее, скорее открыться. И вот, едва последняя надпись успевает исчезнуть, как занавес с мелодичным звоном раздвигается. За занавесом ворота, на которых написано: ВХОД В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ

Два бородатых привратника чистят не спеша бронзовые буквы надписи. Раздается торжественный марш. Вбегают, строго сохраняя строй, пышно одетые музыканты. За ними галопом влетает король. Вид у него крайне озабоченный, как у хорошей хозяйки во время большой уборки. Полы его мантии подколоты булавками, под мышкой метелка для обметания пыли, корона сдвинута набекрень. За королем бежит почетный караул латники в шлемах с копьями. Король останавливается у ворот, и музыканты разом обрывают музыку.

Король. Здорово, привратники сказочного королевства!



Привратники. Здравия желаем, ваше королевское величество!

Король. Вы что, с ума сошли?!

Привратники. Никак нет. ваше величество, ничего подобного!

Король (все более и более раздражаясь). Спорить с королем! Какое сказочное свинство! Раз я говорю:

сошли, - значит, сошли! Во дворце сегодня праздник. Вы понимаете, какое великое дело - праздник!

Порадовать людей, повеселить, приятно удивить - что может быть величественнее? Я с ног сбился, а вы?

Почему ворота еще не отперты, а? {Швыряет корону на землю).Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь!

Живите сами как знаете. Не желаю я быть королем, если мои привратники работают еле-еле, да еще с

постными лицами.



1-й привратник. Ваше величество, у нас лица не постные!

Король. А какие же?

1-й привратник. Мечтательные.

Король. Врешь!



1-й привратник. Ей-богу, правда!

Король. О чем же вы мечтаете?



2-й привратник. О предстоящих удивительных событиях. Ведь будут чудеса нынче вечером во дворце на

балу.


1-й привратник. Вот видите, ваше величество, о чем мы размышляем.

2-й привратник. А вы нас браните понапрасну.

Король. Ну ладно, ладно. Если бы ты был королем, может, еще хуже ворчал бы. Подай мне корону. Ладно!

Так и быть, остаюсь на престоле. Значит, говоришь, будут чудеса?



1-й привратник. А как же! Вы - король сказочный? Сказочный! Живем мы в сказочном королевстве? В

сказочном!



2-й привратник. Правое ухо у меня с утра чесалось? Чесалось! А это уже всегда к чему-нибудь

трогательному, деликатному, завлекательному и благородному.

Король. Ха-ха! Это приятно. Ну, открывай ворота! Довольно чистить. И так красиво.

Привратники поднимают с травы огромный блестящий ключ, вкладывают в замочную скважину и

поворачивают его в замке. И ворота, повторяя ту же мелодию, с которой раздвигался занавес, широко

распахиваются.

11ерсд нами - сказочная страна.

Это страна прежде всего необыкновенно уютная. Так уютны бывают только игрушки, изображающие

деревню, стадо на лугу, озера с лебедями и тому подобные мирные, радующие явления.

Дорога вьется между холмами. Она вымощена узорным паркетом и так и сияет на солнце, до того она

чистая. Под тенистыми деревьями поблескивают удобные диванчики для путников.

Король и привратники любуются несколько мгновении своей уютной страной.



Король. Все как будто в порядке? А, привратники? Не стыдно гостям показать? Верно я говорю?

Привратники соглашаются.

Король. До свидания, привратники. Будьте вежливы! Всем говорите: добро пожаловать! И смотрите у меня,

не напейтесь!

Привратники. Нет, ваше величество, мы -люди разумные, мы пьем только в будни, когда не ждешь ничего

интересного. А сегодня что-то будет, что-то будет! До свидания, ваше величество! Бегите, ваше величество!

Будьте покойны, ваше величество!

Король подает знак музыкантам, гремит марш. Король устремляется вперед по дороге.

Уютная усадьба, вся в зелени и цветах. За зеленой изгородью стоит очень рослый и очень смирный человек. Он низко кланяется королю, вздрагивает и оглядывается. Король. Здравствуйте, господин лесничий!

Лесничий. Здравствуйте, ваше королевское величество!

Король. Слушайте, лесничий, я давно вас хотел спросить: отчего вы в последнее время все вздрагиваете и

оглядываетесь? Не завелось ли в лесу чудовище, угрожающее вам смертью?

Лесничий. 11ег, ваше величество, чудовище я сразу заколол бы!

Король. А может быть, у нас в лесах появились разбойники?

Лесничий. Что вы, государь, я бы их сразу выгнал вон!

Король. Может быть, какой-нибудь злой волшебник преследует вас?



Лесничий. Нет, ваше величество, я с ним давно расправился бы!

Король. Что же довело вас до такого состояния?



Лесничий. Моя жена, ваше величество! Я человек отчаянный и храбрый, но только в лесу, А дома я, ваше

величество, сказочно слаб и добр.



Король. Ну да?!

Лесничий. Клянусь вам! Я женился на женщине прехорошенькой, но суровой, и они вьют из меня веревки.

Они, государь, - это моя супруга и две ее дочери от первого брака. Они вот уже три дня одеваются к

королевскому балу и совсем загоняли нас. Мы, государь, - это я и моя бедная крошечная родная дочка,

ставшая столь внезапно, по вине моей влюбчивости, падчерицей.

Король (срывает с себя корону и бросает на землю). Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь, если в моем

королевстве возможны такие душераздирающие события, живите сами как знаете! Стыдно, стыдно.

лесничий!

Лесничий. Ах, государь, не спешите осуждать меня. Жена моя - женщина особенная, Ее родную сестру,

точно такую же, как она, съел людоед, отравился и умер. Видите, какие в тгой семье ядовитые характеры. А

вы сердитесь!

Король. Ну хорошо, хорошо! Эй! вы там! Подайте мне корону. Гак уж и быть, остаюсь на престоле.

Забудьте все, лесничий, и приходите на бал. И родную свою дочку тоже захватите с собой.»

Что более обращает на себя Ваше внимание: сходство или различие? Чем Вы можете это объяснить? С какой сказки, как Вы думаете, стоит начинать знакомство детей с этим сюжетом? Почему?
Третье задание

Какие из предложенных Вашему вниманию пословиц могли бы стать, как Вам кажется, основой небольшого рассказа или очерка? Поясните и напишите.

«Шел лесом, а дров не видел», «не говори: «гон», пока не перескочишь», « тишь да гладь не всегда благодать», «зависть глупа, любовь слепа», «кто боится, что ребенок будет плакать - сам заплачет».
Районный этап Всероссийской олимпиады по литературе

9-11 классы

(3 астрономических часа)

ФИО

Школа, класс, район

Прочитайте задания. Из трех предложенных заданий Вам предлагается выбрать и выполнить два задания (на Ваше усмотрение).

Успехов!

Первое задание:

Прочитайте размышления академика Д.С.Лихачева «О личных библиотеках».

О личных библиотеках

«Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление — книжный бум. Книжный бум — это же прекрасно! Ведь книжный же бум. а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, - это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашею общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не лак страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой — через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Гак что книга когда-нибудь найдет своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя.

Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Пели человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.

Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.»

Что бы сказали Вы своему ровеснику, убеждая его в необходимости начинать собирать свою библиотеку? К каким словам, аргументам Д.С.Лихачева для этого обратились? Оформите Ваши мысли как письменное размышление или в виде диалога.


Второе задание

Изучение каких литературных произведений на уроках имеет смысл предварить чтением и обсуждением этого стихотворения:



Михаил Светлов

ОТЦЫ И ДЕТИ

Мой сын заснул. Он знал заране:

Сквозь полусон, сквозь полутьму

Мелкопоместные дворяне

Сегодня явятся к нему.


Недаром же, на самом деле,

Не отрываясь, «от» и «до»,

Он три часа лежал в постели.

Читал «Дворянское гнездо»!


Сомкнётся из отдельных звеньев

Цепочка сна, и — путь открыт!

Иван Сергеевич Тургенев

Шоферу адрес говорит.


И, словно выхваченный фарой

В пути машиною ночной,

Встал пред глазами мир иной:

Вся красота усадьбы старой,

Вся горечь доли крепостной.
Вот парк старинный, речка плещет.

А может, пруд... И у ворот

Стоит, волнуется помещик —

Из Петербурга сына ждет.


Он написал, что будет скоро. — Кирсанова любимый сын...

(Увы! Не тот, поэт который,

А тот, который дворянин.)

За поворотом кони мчатся.

На них три звонких бубенца

Звенят, конечно, без конца...

Прошло не больше получаса —

И сын в объятиях отца.


Он в отчий дом, в гнездо родное,

Чтоб, веселей набраться сил,

Привез Базарова с собою...

Ах, лучше бы не привозил!..


Что было дальше — все известно...

Светает... сын уснул давно.

Ему все видеть интересно,

Ему, пожалуй, все равно —

Что сон, что книга, что кино!

1953
Почему? В чем, в понимании какой темы, художественного образа, идеи, особенностей времени стихотворение поэта XX века может помочь читателю - Вашему ровеснику? Предложите Вашу аргументированную текстом позицию.


Третье задание

Какие их предложенных Вашему вниманию пословиц могли бы стать, как Вам кажется, основой небольшого рассказа или очерка? Поясните и напишите.



«Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает», «горе тому, кто плачет в дому, а вдвое тому, кто плачет без дому», «куда сердце летит, туда и око глядит», «любовь правдой крепка», «не годы сближают людей, а минуты», «соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает».




В рай принимают не по заслугам, а по протекции, иначе вы остались бы за порогом, а впустили бы вашу собаку. Марк Твен
ещё >>