Рабочая учебная программа по внутренним болезням для специальности 060101 лечебное дело Всего часов -234 в том числе: Лекций 36 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по немецкому языку для специальности 060101... 12 3038.2kb.
Рабочая программа учебной дисциплины фармакология специальность 060101... 1 241.73kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине: «Внутренние болезни, общая... 6 881.38kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Внутренние болезни По направлению... 1 215.71kb.
Сборник тестовых заданий для государственной итоговой аттестации... 22 4148.18kb.
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по акушерству... 1 137.25kb.
Рабочая учебная программа по оториноларингологии для специальности... 1 256.88kb.
Диплом по специальности "Лечебное дело" и сертификат по специальности... 1 43.36kb.
Рабочая программа по спецкурсу Духовная жизнь народов Востока для... 1 97kb.
Методическая разработка для студентов по теме: «предметы ухода» по... 1 163.61kb.
Специальность 060101 «Лечебное дело» группа №300 1 98.35kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине: «Внутренние болезни, общая... 6 881.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая учебная программа по внутренним болезням для специальности 060101 лечебное - страница №1/1



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Кафедра внутренних болезней №2
Утверждаю

проректор по учебной работе

доцент Ю.Филимонов

« » _____________ 200_

Согласовано

декан факультета

профессор В. Батурин

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по внутренним болезням

для специальности 060101 – лечебное дело

Всего часов –234

В том числе:

Лекций – 36

Практических занятий – 120

Самостоятельных занятий -78


Отчетность – экзамен, 8 семестр

г. Ставрополь, 200_

Рабочая программа составлена на основании Типовой программы по внутренним болезням для студентов высших медицинских учреждений и государственного образовательного стандарта поколения.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедра внутренних болезней №2 СтГМА « » августа 200_ года. Протокол №

Заведующий кафедрой:

профессор М.Е. Евсевьева ____________________
Одобрена цикловой методической комиссией терапевтических дисциплин « » августа 200_ года. Протокол №

Председатель ЦМК ____________________ проф. Евсевьева М.Е.



Организационно-методические положения
Проводимые в Российском здравоохранении системные преобразования с упором на приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической помощи диктуют необходимость соответствующей перестройки в профессиональной подготовке врача в соответствии с моделью врача общей практики (ВОП) или семейного врача, которая введена приказом МЗ РФ №237 от 26.08.92 г.

Основная обязанность ВОП должна состоять в оказании первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их возраста. Предполагается при этом, что терапевтическая патология взрослых членов семьи будет занимать центральное место в профессиональной деятельности врача общей практики, т.к. в публикуемом перечне заболеваний, знание которых необходимо ВОП, на долю внутренних болезней приходится около 100 нозологических форм, т.е. в несколько раз больше, чем на любую другую специальность. Статус ВОП также отражен в «Основах Законодательства РФ об охране здоровья граждан». Именно на ВОП сделана основная ставка в плане улучшения показателей национального здоровья и улучшения демографической ситуации.

Одним из приоритетов Национального проекта «Здоровье» является совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению. Последняя предполагает наличие глубоких знаний в первую очередь по диагностике и лечению наиболее часто встречающихся заболеваний. Поэтому модуль факультетской терапии, призванный достижению именно этой цели, занимает особое место в системе становления и воспитания ВОП, который, в отличие от врачей – специалистов, сталкивается со всем многообразием заболеваний и синдромов.

Данная Рабочая учебная программа разработана на основе методических и нормативных документов: Государственного Стандарта высшего медицинского образования по специальности 06.01.01 лечебное дело, учебного плана, типовой учебной программы по внутренним болезням, Квалификационной характеристики врача общей практики и Квалификационной характеристики выпускника по специальности 06.01.01 лечебное дело. Содержание программы включает темы, отражающие региональные особенности, основные положения национального проекта «Здоровье» и национальных рекомендаций по основным разделам терапии. Рабочая программа согласована на заседании Цикловой методической комиссии терапевтических дисциплин и обсуждена на методическом совете академии.

Реализация задач изучения дисциплины достигается путем изучения конкретных нозологических форм болезней (прежде всего тех, которые наиболее часто встречаются в практике врача - интерниста) и освоения практических врачебных навыков. Студенты постоянно осваивают методологию клинического мышления и логическую структуру клинического диагноза. Умение применять теоретические знания на практике развиваются тренировками на практических занятиях при клинических разборах больных, являющихся обязательными при прохождении студентами каждой темы занятия на протяжении всего учебного года, в процессе курации больных в клинике. Этой же задаче подчиненно оформление зачетной истории болезни, составляемой и защищаемой каждым студентом, обучающимся на кафедре, составление эпикризов, ведение дневника больного.

Дисциплина изучается в объёме 234 часа с чтением лекций (36 часов), практических занятий (120 часов) и самостоятельных занятий (78 часов).

Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются информационные технологии и технические средства

Содержание каждого занятия состоит из следующих частей: 1) клинические разборы больных (по теме занятия) с широким участием студентов и использованием знаний, полученных при самоподготовке, в случаях отсутствия больного, возможен разбор клинических и ситуационных задач, выписок из историй болезни; 2) проведение тестового контроля по изучаемой теме в начале и в конце занятия, итоговое тестирование в конце семестров (осеннего и весеннего).

Практические навыки конкретной темы, которые изучаются (осваиваются) студентами на 4-м курсе по предмету «Внутренние болезни», даны их перечнем и ссылками на определенные методические пособия, имеющиеся в библиотеке и на кафедре ВУЗа.

При получении задания на дом студентов информируют о рекомендуемой кафедрой литературе по данной нозологической форме заболевания (список которых пополняется и уточняется по мере выхода новых изданий), являющихся дополнением к материалам лекций, учебных и справочных руководств. Желающим более глубоко познакомиться с последними достижениями терапии – даются перечни тем, которые могут быть положены в основу рефератов по проблемам внутренних болезней.

Система контроля знаний: ежедневный двукратный (в начале и в конце занятия) тест-контроль, опрос по теме занятия в процессе разбора больных с привлечением знаний, полученных при домашней подготовке, решение клинических и ситуационных задач по теме; оценка владения практическими навыками и умениями. По завершению цикла в каждом из 2-х семестров проводится тест – контроль по всей пройденной тематике. По итогам семестра и учебного года каждому студенту рассчитывается рейтинговая оценка, которая представляет собой среднее арифметическое оценок всех видов деятельности студента, включая посещение лекций, участие в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе. Курсовой экзамен в VIII семестре по внутренним болезням включает в себя: 1) клиническую часть с демонстрацией владения практическими навыками при врачебном обследовании конкретного больного; 2) проведение тестового контроля по всей изученной в течение учебного года тематике (компьютерного типа); 3) ответ по билету. В билеты включен весь изученный в течение учебного года теоретический материал. Итоговая оценка выставляется по предмету с учётом всех элементов контроля «выживаемости» знаний и умений студента.

Порядок изучения дисциплины «Внутренние болезни»: в осеннем семестре цикл занятий 3 недели (72 часа). Учебных групп на курсе 12, в которых от 22 до 27 человек (что неприемлемо для изучения клинической дисциплины), поэтому обучение предмету проводится по подгруппам (401А, 401Б, 402А, 402Б и т.д.) с числом студентов в подгруппе 11-14 человек.

Подгруппы «А» в осеннем семестре изучают раздел I – болезни органов кровообращения и II раздел болезни органов дыхания. Подгруппы «Б» – раздел III – болезни органов пищеварения, раздел IV – болезни печени, желчных путей и поджелудочной железы, раздел V – болезни почек и раздел VI – болезни крови, а также и II раздел – болезни органов дыхания.

В весеннем семестре цикл занятий 2 недели (48 часов). Подгруппы «А» и «Б» меняются тематикой, лишь раздел II – болезни органов дыхания все группы изучают только в осеннем семестре.

Зачётную историю болезни студенты пишут и защищают в осеннем семестре.

При кафедре работает студ. научный кружок. Занятия его проводятся ежемесячно, всего 8-10 заседаний в год. На заседаниях студенты выступают с докладами по темам, не вошедшими в перечень тем лекций и практических занятий. По теме доклада ведётся клинический разбор больного.

Кроме того, часть студентов занимаются научной работой с преподавателями кафедры. Выполненные исследования докладываются на итоговой студенческой конференции, проводимой ежегодно в мае месяце.

Основное направление научной работы кафедры – это особенности внутренней патологии у лиц трудоспособного и молодого возраста.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина изучается согласовано с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол. Освоение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в процессе изучения теоретических (медицинская физика, биохимия, гистология, нормальная анатомия, нормальная физиология, патологическая анатомия, патологическая физиология, микробиология, фармакология рентгенология) и базовых дисциплин (общая хирургия и пропедевтика внутренних болезней), обеспечивающих усвоение фундаментальных биологических (нормальных и патологических) структур и процессов, вооружают студентов знаниями о симптомокомплексах и навыками физикального обследования больного, без которых нельзя изучать клинические дисциплины.


Перечень дисциплин,

разделов (тем), в которых используются знания данной дисциплины



  1. Хирургия (вопросы показаний и противопоказаний к хирургическому лечению заболеваний внутренних органов или их осложнений; при деструктивных пневмониях, абсцессах легких, раке легкого, наличии бронхоэктазов, пневмотораксе, легочном кровотечении; вопросы показаний к хирургическому лечению пороков сердца, инфаркта миокарда, аневризмы сердца, имплантации искусственного водителя ритма сердца и др.; показаний к хирургическому лечению при заболеваниях органов брюшной полости; язвенной болезни желудка и 12п/кишки их осложнений, тактики при пищеводном или желудочном кровотечениях, при остром холецистите, панкреатите, печёночной и почечной коликах, т. наз. синдроме острого живота; неспецифическом язвенном колите, онкологических заболеваниях и др.).

  2. Урология (тактика при мочекаменной болезни, пиелонефрите (в т. числе с картиной уросепсиса), почечной гипертонии (вазоренальной), острой почечной недостаточности, гипернефроидном раке, показания к проведению гемодиализа) и др.

  3. Акушерство. Совместное решение вопросов возможности сохранения беременности и показаний к её прерыванию у женщин с заболеваниями внутренних органов (пороки сердца, заболевания печени, почек, патологии системы крови, инфекционном эндокардите, послеродовой кардиомиопатии, гормональных нарушениях и заболеваниях внутренних органов и др.).

  4. Стоматология (одонтогенная инфекция как причина ревматизма, нефритов, эндокардитов и др., патология ЖКТ; изменения дёсен как симптомы ряда заболеваний внутренних органов, патология зубов как фактор патологии ЖКТ, миокарда, ревматизма и др.).

  5. ЛОР-болезни: тонзилогенная инфекция и её роль в развитии ревматизма, нефрита, эндокардита и др., патология ЛОР-органов при системных заболеваниях (СКВ, гранулематоз Вегенера и др.).

  6. Офтальмология: глазное дно – «зеркало» ряда заболеваний (артериальная гипертония, болезни почек, коллагенозов, сахарного диабета, экзофтальм при тиреотоксикозе). Значение иридодиагностики.

  7. Невропатология: мозговые осложнения артериальной гипертонии, при атеросклерозе, при ревматизме, тромбоэмболии, при инфекционном эндокардите, мерцательной аритмии, диэнцефальная патология с терапевтическими «масками», центрогенные артериальные гипертонии, коматозные состояния различного генеза и др.

  8. Психиатрия (экзогенные депрессии с «масками» терапевтических заболеваний, психозы при инфарктах, острых пневмониях, при гипертонических кризах, слабоумие при атеросклерозе и др.).

  9. Онкология (онкологические заболевания легких, желудка, кишечника, печени, желчных путей, поджелудочной железы, почек, системы крови и др.).

  10. Эндокринология (связь ряда заболеваний с патологией желёз внутренней секреции (гипоталамический синдром, эндокринные артериальные гипертензии:, сахарный диабет и варианты ИБС, эндокринные миокардиодистрофии, тиреотоксические нарушения ритма сердца, ожирение и патология внутренних органов и др.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Главной целью преподавания внутренних болезней на 4 курсе в рамках факультетской терапии является обучение студента основам клинической нозологической диагностики и лечения классически протекающих заболеваний, которые наиболее часто встречаются в повседневной работе врача общей практики. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний.

Современную классификацию.

Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения у различных возрастных групп.

Методы диагностики: современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных.

Методы лечения и показания к их применению. Основы организации терапевтической помощи населению. Принципы диспансеризации населения и реконвалесцентов, реабилитации больных и переболевших.

Этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности;

Клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов; рациональный выбор конкретных лекарственных средств для лечения основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний.


Уметь:

Собрать анамнез и эпиданамнез.

Провести обследование пациента.

Сформулировать клинический диагноз. Сформулировать показания к избранному методу лечения.

Применять методы профилактики; заполнить историю болезни, выписать рецепт.

Назначить и обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.



Владеть:

Методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления).

Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.

Алгоритмом развернутого клинического диагноза.

Алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту.

Выполнением основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.



Алгоритмом выбора лекарственной терапии для оказания первой доврачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

Обладать набором компетенций:

  • способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

  • способность и готовность к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилактики наиболее распространенных терапевтических заболеваний населения (здоровых, групп риска, больных и коллективов);

  • способность и готовность устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;

  • способность соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами разных категорий, а также их родственниками и близкими;

  • способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления заболеваний на ранних стадиях при типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;

  • способность и готовность правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ - 10, провести дополнительное обследование и назначить адекватное лечение;

  • способность и готовность оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения;

  • способность и готовность оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможные токсические эффекты лекарственных средств;

  • способность и готовность интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;

  • способность и готовность выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

  • способность и готовность выполнить основные врачебные диагностические и лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

  • способность и готовность осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни;

  • способность и готовность к ведению учетно-отчетной медицинской документации;

  • способность и готовность к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.


РАЗДЕЛ I. Болезни органов кровообращения
Тема 1. Гипертоническая болезнь

Определение. Этиология и патогенез. Факторы риска. Классификация (стадии, степени, органы мишени, ассоциированные клинические состояния, осложнения, степень серечно-сосудистого риска). Формулировка диагноза. Стратификация риска. Клиническая картина различных стадий заболевания. Гипертонические кризы, их виды. Злокачественная гипертония.

Лечение: цели, целевой уровень АД. Тактика ведения с учётом степени риска Немедикаментозные методы лечения. Классы гипотензивных препаратов, подходы к их выбору. Купирование гипертонических кризов. Прогноз. Профилактика (борьба с факторами риска). Обучение больного. Показания к госпитализации. Диспансеризация.

Тема 2. Дислипидемия, атеросклероз

Социальное значение проблемы. Основные липиды и липопротеиды, их показатели в норме. Патогенез атеросклероза. Факторы риска. Классификация гиперлипидемий. Формулировка диагноза. Шкала сердечно-сосудистого риска. Категории риска. Наиболее частые локализации атеросклероза. Особенности клинических проявлений. Значение лабораторных, рентгенологических, инструментальных и ангиографических методов исследования в диагностике атеросклероза различной локализации.

Тактика снижения сердечно-сосудистого риска. Немедикаментозная коррекция факторов риска. Липидкоррегирующая терапия: целевые уровни ЛПНП, классы гиполипидемических препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Прогноз. Профилактика. Обучение больного. Диспансеризация.

Тема 3. Ишемическая болезнь сердца (ИБС). Стабильная стенокардия (СС)

Определение. Социальное значение проблемы, эпидемиология. Факторы риска ИБС, их значение. Классификация ИБС.



Стенокардия стабильная (СС) напряжения. Патогенез болевого синдрома. Виды преходящей ишемии (СС, вариантная С, безболевая ишемия). Классификация СС. Основные клинические признаки. ЭКГ-признаки ишемии. Диагностика (на­грузочные и фармакологические пробы, суточное мониторирование ЭКГ, чреспищеводная предсердная электрическая стимуляция, нагрузочные визуализирующие методы, коронароангиография).

Лечение ИБС. Цели и тактика. Немедикаментозные методы. Купирование болевых приступов. Лекарственные препарыты (антитромбоцитарные, гиполипидемические, ингибиторы АПФ, бета-адреноблокаторы, антагонисты кальция, нитраты). Медикаментозная терапия для улучшения прогноза и для устранения симптомов. Хирургическая реваскуляризация миокарда: виды, показания. Прогноз. Профилактика. Обучение больного. Диспансеризация



Тема 4. Инфаркт миокарда (ИМ) или ОКС с подъёмом сегмента ST

Определение ИМ. Понятие ОКС. Патогенез ИМ. Классификация ИМ (по исходным и развившимся ЭКГ-данным, вариантам, размерам очага др.). Клиническая картина в различные периоды заболевания. Клинические варианты начала болезни. Клинические критерии диагноза. Изменения электрокардиограммы (с учётом степени ишемии, периода, локализации, формы), картины крови, биохимиче­ских маркёров некроза миокарда, ЭхоКГ.

Лечение: цели и тактика. Принципы лечения ИМ. Помощь до приезда бригады СП, на этапе СП и в стационаре. Методы обезболивания. Тромболитическая терапия: препараты, показания, абсолютные и относительные противопоказания, методы контроля, побочные эффекты, помощь при развитии кровотечения. Антикоагулянты, антиагреганты, нитраты, бета-блокаторы, ингибиторы АПФ, статины, др. Инвазивные методы лечения ИМ. Сроки лечения в стационаре. Прогноз. Реабилитация. Диспансеризация.

Тема 5. ОКС без подъёма сегмента ST

Определение ОКС, его виды. Необходимость введения термина ОКС. Критерии диагностики. Варианты трансформации ОКС. Соотношение понятий нестабильная стенокардия (НС) и ИМ без подъёма сегмента ST. Классификация НС по Ю.Браунвальду. Диагностическая роль ЭКГ, биохимических маркёров повреждения миокарда. Оценка непосредственного риска. Критерии высокого риска. Помощь до приезда бригады СП, на этапе СП и в стационаре до и после определения группы риска. Лечебная тактика у больных высокого и низкого риска. Показания к медикаментозному лечению (антиагреганты, антикоагулянты, бета-блокаторы, нитраты). Показания к провендению коронароангиографии и инвазивному лечению. Ранняя и ургентная инвазивная стратегия. Прогноз. Реабилитация. Диспансеризация.



Тема 6. Осложнения инфаркта миокарда

Перечень осложнений ИМ с учётом периода его течения.



Кардиогенный шок. Определение. Патогенез. Гемодинамические особенности. Классификация (виды, степень). Клиническая картина. Диагностика. Роль ЭхоКГ, ЭКГ. Лечебная тактика: цели, общие подходы, медикаментозная терапия с учетом вида и степени тяжести. Внутриаортальная баллонная контрпульсация. Хирургическое лечение. Прогноз.

Острая левожелудочковая недостаточность. Определение. Патогенез. Гемодинамические особенности. Виды (интерстициальный и альвеолярный отёк легких). Классификация по Т.Киллипу. Клиническая картина. Диагностика. Роль рентгенографии, ЭхоКГ, ЭКГ, определения BNA, pro-BNA, креатинина, оценки газов крови, ОАК, и др. Лечебная тактика: цели, общие подходы, оксигенотерапия, пеногашение, кислородотерапия, медикаментозное лечение с учётом уровня АД (морфин, вазодилататоры, диуретики, инотропные и вазопрессорные средства). Медикаментозная профилактика повторных эпизодов. Показания к хирургическому лечению, его виды. Механические способы поддержки кровообращения. Ультрафильтрация. Прогноз.



Остановка сердца (ОС). Определение. Механизмы ОС. Клиническая и биологическая смерть: определение, признаки. ЭКГ-критерии фибрилляции желудочков, асистолии и электромеханической диссоциации. Диагностические признаки ОС. Место дефибрилляции в неотложной помощи, правила её выполнения. Техника сердечно-лёгочной реанимации. Техника внутрисердечной пункции.

Постинфарктный синдром Дресслера. Виды. Клинические проявления. Диагностика. Лечебная тактика.

Аневризма левого желудочка. Виды. Клиника. Диагностика. Лечебная тактика. Прогноз.

Тема 7. Аритмии

Классификация нарушений ритма. Этиология и механизмы развития аритмий. Клиническая значимость. Классификация антиаритмических препаратов.



Экстрасистолия. Определение. Классификация. Клинические проявления и ЭКГ признаки. Прогностическая оценка. Лечебная тактика.

Пароксизмальная тахикардия. Определение. Виды. Клинические и ЭКГ-признаки с учётом вида. Прогностическая оценка. Лечебная тактика, показания к ЭИТ.

Мерцательная аритмия. Определение. Виды. Клинические проявления и ЭКГ признаки. Показания к кардиоверсии, её виды. Препараты для восстановления синусового ритма и его поддержания. Препараты для контроля желудочкового ритма при сохранении МА. Профилактика тромбоэмболий.

Тема 8. Блокады сердца

Классификация нарушений проводимости. Этиология и механизмы развития. Клиническая значимость.

Атриоветрикулярные блокады. Определение. Классификация. Клинические и ЭКГ-признаки с учётом степени и типа блокады. Дифференцированная лечебная тактика. Показания к имплантации ИВР. Синдром МЭС - определение, клиническая картина, неотложная медикаментозная терапия, виды электрокардиостимуляции и показания к её проведению.

Полные блокады ножек пучка Гиса. ЭКГ-признаки. Лечебная тактика.



Тема 9. Хроническая сердечная недостаточность

Определение. Этиология. Классификация по стадиям (Стражеско и Василенко) и функцилональным классам (NYHA). Формы: 1.Лево-, правожелудочковая, бивентрикулярная; 2. Систолическая, диастолическая. Клинические проявления с учётом формы, стадии и ФК ХСН. Диагностика (ЭхоКГ, рентгенография, ЭКГ, 6-минутная проба иидр.). Лечебная тактика (режим, диета, медикаментозная и немедикаментозная терапия). Хирургическое лечение. Группы медикаментов, рекомендованные к использованию. Прогноз. Обучение больного. Диспансеризация.



Тема 10.Острая ревматическая лихорадка (ОРЛ) и хроническая ревматическая болезнь сердца (ХРБС)

Определение. Этиология. Патогенез. Роль бета-гемолитического стрептококка. Морфология различных стадий ревматизма. Классификация ОРЛ, её исходы. Кли­ническая картина основных и дополнительных проявлений ОРЛ - артрит, кардит (вальвулит), хорея, кожные проявления и др. Диагностика (план обследования, анамнез, физикальные и дополнительные данные). Диагностические критерии. Формулировка диагноза. Показания к консультации специалистов. Варианты течения ХРБС.

Первичная и вторичная профилактика. Лечение ОРЛ: цели, показания к госпитализации, немедикаментозная и медикаментозная терапия (антибактериальные и противо­воспалительные препараты, особенности лечения сердечной недостаточности). Профилактика первичная и вторичная: цели, мероприятия, схемы введения препаратов, их продолжительность. Диспансеризация. Обучение больного. Прогноз.

Тема 11. Приобретенные пороки сердца

Определение. Причины возникновения. Классификация. Формулировка диагноза.



Недостаточность митрального клапана. Этиология, патогенез гемодинамических нарушений. Клиническая картина. Стадии течения митральной недостаточности. Диагноз. Прогноз. Лече­ние. Показания к оперативному лечению.

Митральный стеноз. Этиология. Патогенез гемодинамических расстройств. Клиническая картина. Стадии течения митрального стеноза. Значение инструментальных методов обследования (ЭКГ, ультра­звукового исследования, рентгенографии) в диагнозе. Причины декомпенсации. Осложнения. Прогноз. Лечение. Показания к оперативному лечению. Диспансеризация.

Недостаточность клапанов аорты. Этиология. Патогенез гемодинамических расстройств. Клиническая картина. Инструмен­тальные методы исследования. Течение. Осложнения. Прогноз. Возмож­ности оперативного лечения.

Стеноз устья аорты. Этиология. Патогенез гемодинамических расстройств. Клиническая картина. Течение. Стадии. Диагноз. Осложне­ния. Прогноз. Показания к оперативному лечению.

Тема 12. Инфекционный эндокардит (ИЭ)

Определение. Этиология. Патогенез. Факторы риска развития ИЭ. Классификация. Особенности острого и затяжного септического эндокардита. Клиника: варианты начала болезни, температурная кривая, поражение сердца и других органов (почек, печени и селезенки, кожи и др.). Тромбоэмболические осложнения. Диагностика (температурные кривые, посевы крови, Эхо-КГ др.) Диагностические критерии. Формулировка диагноза. Течение и исходы. Прогноз.

Лечение: цели, показания к госпитализации, выбор и дозы антибиотиков, длительность терапии, показания к хирургическому лечению. Критерии излеченности Прогноз. Профилактика обострений. Диспансеризация. Обучение больного.


РАЗДЕЛ II. Болезни органов дыхания

Тема 13. Пневмония

Определение. Этиология. Патогенез. Классификация (этиология с учётом условий возникновения, клинико-морфологическая, тяжесть течения, локализация, осложнения). Формулировка диагноза.

Внебольничная. Наиболее частые возбудители с учётом возраста. Симптоматология с учетом клинико-морфологической формы. Критерии тяжести. Ведущие клинические синдромы. План обследования. Критерии диагноза. Показания к госпитализации. Лечение этиотропное, патогенетическое и симптоматическое Принципы современной антибактериальной терапии, критерии эффективности, выбор антибиотика с учётом возбудителя и возраста. Особенности лечения домашней пневмонии. Критерии выздоровления. Исход. Прогноз.

Внутрибольничная (нозокомиальная). Определение. Наиболее частые возбудители. Факторы риска. Клинические формы. Особенности течения. Диагностика. Принципы лечения. Особенности антибактериальной терапии. Исход. Прогноз.

Атипичные пневмонии. Определение. Наиболее частые возбудители. Особенности клинических проявлений. Диагностика. Принципы лечения. Особенности антибактериальной терапии. Исход. Прогноз.

Тема 14. Бронхиальная астма

Определение. Этиология и патогенез. Механизмы обструкции. Классификация (этиологические формы, степени тяжести и фазы течения, осложнения). Формулировка диагноза.

Клиническая картина приступа. Особенности клинических проявлений атопической и инфекционной астмы. Степени тяжести обострения. Диагностика. Роль пикфлоуметрии, диагностических проб, аллер­гического обследования. План обследования. Дифдиагноз БА и сердечной астмы. Показания к консультации других специалистов.

Астматический статус: определение, формы, стадии течения.

Купирование приступа (роль спейсеров и небулайзеров). Лечение астматического статуса и его профилактика. Принципы ступенчатой медика­ментозной терапии. Лечение в межприступном периоде. Базисная и дополнительная терапия. Критерии эффективности лечения. Обучение больного. Прогноз. Профилактика. Диспансеризация.

Тема 15. Хроническая обструктивная болезнь

Определение. Этиология и патогенез. Факторы риска (факторы экологической агрессии, инфекции, охлаждение, профессиональные вредности, генетическая предрасположенность и др.). Классифи­кация (тяжесть или 4 стадии течения, клинические формы, фазы, 3 степени тяжести обострения, осложнения). Формулировка диагноза с указанием ФР и индексом курящего человека. Клиническая картина с учётом формы. Течение и осложнения (лёгочные и внелёгочные). Диагностика. Исследование функции внешнего дыхания. Анализ факторов риска с определением индекса курящего. Дифдиагноз с БА. План обследования. Показания для консультации пульмонологом и др. специалистами.

Лечение: цели. Показания для госпитализации. Основные направления лечения. Снижение влияния ФР. Лечение с учётом фазы и стадии течения. Группы показанных лекарственных средств. Современная антибактериальная терапия (показания к её применению, схемы, показания к парентеральному назначению антибиотиков). Обучение больного. Прогноз. Исход. Диспансеризация. Профилактика.

РАЗДЕЛ III. Болезни органов пищеварения

Тема 16. Хронический гастрит (ХГ), функциональная неязвенная диспепсия (ФНД)

ХГ: определение – соотношение морфологического и клинического понятий. Этиология: инфекционный H.Pylori и неинфекционные факторы. Патогенез. Факторы защиты и агрессии. Классификация: типы ХГ, степень активности, выраженность атрофии и метаплазии, наличие обсеменённости, локализация, наличие эрозий, особые формы. Формулировка диагноза. ХГ как предраковое заболевание. Клиническая картина с учётом типа ХГ. Диагностика – роль эндоскопии и биопсии. Диагностические тесты на H.Pylori. План обследования. Лечение: цели. Режим. Диета. Группы показанных лекарственных средств. Лекарственная терапия с учётом типа ХГ. Современная эрадикационная терапия, показания к её применению. Обучение больного. Прогноз. Диспансеризация.

ФНД: определение. Клинические формы. Критерии диагноза. План обследования. Лекарственная терапия с учётом формы. Режим. Диета. Обучение больного. Прогноз. Диспансеризация.

Тема 17. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Определение. Этиология. Роль H.Pylori. Патогенез. Роль факторов риска. Классификация: ассоциированность с НР и НПВС, локализация, секреторная функция, тяжесть и течения, осложнения. Формулировка диагноза. Клиническая картина с учётом локализации ЯБ. Диагностика – роль ФГДС в выявлении и контроле за эффективностью лечения. Клиника осложнений ЯБ. Диагностические тесты на H.Pylori. Оценка секреторной функии желудка. План обследования. Лечение: цели. Показания к госпитализации. Режим. Диета. Группы показанных лекарственных средств. Лекарственная терапия: Эрадикационная терапия первой и второй линии, показания к её применению. Базисная терапия. Показания к хирургическому лечению. Обучение больного. Прогноз. Диспансеризация.



Тема 18. Синдром раздражённой кишки

Определение. Представления об этиологии и патогенезе. Классификация. Клиника. Римские критерии II предварительного диагноза (1999), «симптомы тревоги», план обследования. Формулировка диагноза. Лечение: цели, режим, диета, психотерапия, лекарственная терапия болевого, диарейного синдромов и запора. Показания к консультации других специалистов. Обучение больного. Прогноз. Диспансеризация.


РАЗДЕЛ IV. Болезни печени, желчных путей и

поджелудочной железы

Тема 19. Хронический гепатит

Определение. Этиология (вирусная инфекция, алкоголь, промышленные вредно­сти, различные медикаменты). Патогенез. Механизмы персистирования вируса. Особенности хронизации с учётом вида вирусной инфекции. Фазы жизнедеятельности вируса – иммунотолерантная, иммуноэлеминационная и пострепликативная. Классификация (клинико-этиологические формы, степень активности, уровень виремии). Индекс гистологической активности по Кноделю. Степень фиброза по системе METAVIR.

Особенности течения различных форм. Клиническо-лаборатор­ные (мезенхимального воспаления, цитолиза, холестаза, клеточной недостаточности) син­дромы. Диагностика (ОАК, ОАМ, АК на билирубин, АЛТ, АСТ, ЩФ, ГГТ, холестерин, протромбиновый индекс, протеинограмма, серологические маркёры ВГ и их комбинации в различные фазы жизнедеятельности вируса; УЗИ печени; пункционная биопсия печени). Течение и исходы болезни с учётом этиологического фактора.

Профилактика вирусных гепатитов. Их лечение: цели, показания к госпитализации, режимные мероприятия. Антивирусная терапия: препараты, показания, противопоказания, предикторы эффективности, схемы, критерии эффективности, побочные эффекты. Особенности терапии хронического аутоиммунного гепатита. Базовая терапия ХГ. Обучение больного. Прогноз. Диспансеризация.



Тема 20. Цирроз печени

Определение. Этиология (роль вирусного, алкогольного, аутоиммунного, лекарственного и др. гепатитов). Классификация (этиология, степень активности, класс А,В,С по Чайлд-Пью, стадии и фазы течения). Формулировка диагноза. Объективный статус. Ведущие клинические и клинико-лабораторные синдромы (портальной гипертензии, большой печёночной недостаточности, гиперспленизма, холестаза и др.). Особенности течения и исходов с учётом этиологии ЦП. Клинические предпосылки для предположительного и план обследования для окончательного диагноза. Возможности клинической, лабораторной и инструментальной диагностики (УЗИ органов брюшнлй полости, ФЭГДС, биопсия печени). Осложнения ЦП: печеночная энцефалопатия и печёночная кома, крово­течения из расширенных вен пищевода, отёчно-асцитический с-м и др. Показания к консультации др. специалистов. Показания к госпитализации.

Профилактика. Лечение. Режим. Диета. Показания к противовирусной терапии.с учётом класса по Чайлд-Пью. Лекарственная терапия с учётом этиологии и стадии течения ЦП. Лечение осложнений, показания к их хирургическому лечению. Показания к парацентезу, техника его проведения. Обучение больного. Прогноз. Диспансеризация.

Тема 21. Хронический холецистит. Дискинезии ЖВП

Определение. Этиология и патогенез. Значение инфекции, нарушения моторики, холесладжирования. Классификация. Формулировка диагноза. Клиническая картина, объективные симптомы (Кера, Ортнера, Мюсси, Мерфи, Лепене). Осложнения, в том числе холелитиаз (виды камней). Диагноз и его критерии. Возможно­сти инструментальной диагностики. УЗИ - признаки ХХ с учётом его вида. Роль рентгенологического исследования. Место дуоденального зондирования. Основные дифдиагностические признаки ХХ и дискинезии ЖВП.

Лечение. Диета. Медикаментозная терапия с учётом вида ХХ и фазы течения. Терапевтическое растворение камней, показания, схемы лечения. Прогноз.

Тема 22. Хронический панкреатит

Определение. Этиология (алкоголь, ЖКБ, инфекция и др.). Патогенез. Классификация Марсельско-Римская (обструктивный, кальцифицирующий, воспалительный и фиброз) и клиническая (рецидивирующий болевой, латентный, псевдоопухолевый). Формулировка диагноза. Клиническая картина: ведущие синдромы – болевой, экзо- и эндокринной недостаточности. Зависимость клинических проявлений от локализации процесса. Диагностика: ОАК, АК на амилазу, липазу, эластазу, глюкозу, копрограмма и её изменения при ХП, секретин-панкреозиминовый тест, УЗИ, рентгенографические методы, эндоскопическая ретроградная ХПГ, ангиография, биопсия. Показания к консультации др. специалистов. Показания к госпитализации.

Лечение, его принципы. Диета. Лекарственная коррекция с целью уменьшения панкреатической секреции, купирования болевого синдрома и заместительной терапией экзокринной недостаточности. Показания к госпитализации. Обучение больного. Прогноз. Диспансеризация.

РАЗДЕЛ V. Болезни почек и мочевых путей

Тема 23. Острый гломерулонефрит

Определение. Этиология и патогенез (факторы риска, механизмы иммунного неиммунного поражения). Классификация (этиология, вариант течения, осложнения). Формулировка диагноза. Клинические предпосылки для предположительного диагноза. Клиническая картина (триада нефритического синдрома, варианты течения, осложнения). План обследования для постановки окончательного диагноза. Показания к консультации других специалистов. Исходы.

Лечение: цель, показания к госпитализации, режим, диета. Медикаментозная терапия (этиотропная, патогенетическая и симптоматическая), лечение осложнений. Обучение больного. Профилактика. Прогноз. Диспансеризация больных, перенесших острый нефрит

Тема 24. Хронический гломерулонефрит

Определение. Этиология и патогенез. Классификация клиническая (нефротическая, гипертоническая, гематурическая, смешанная, латентная формы, варианты и фазы течения, осложнения) и морфологическая (мезангиопрлиферативный, с минимальными изменениями, мембранозный, мембранознопролиферативный, фокально-сегментарный).. Формулировка диагноза. Клинические предпосылки для предположительного диагноза. Клиническая картина с учётом формы. План обследования для постановки окончательного диагноза. Лабораторно-инструментальные методы исследования. Ведущие клинико-лабораторные синдромы (нефритический, нефротический). Роль нефробиопсии в диагностике и выборе терапии. Клинико-морфологические сопоставления. Показания к консультации других специалистов. Исходы.

Лечение: цели, показания к госпитализации, режим, диета. Глюкокортикотероидная терапия: показания, протвопоказания, схемы, пульс-терапия. Комплексная (иммуносупрессивная, антиагрегантная, антикоагулянтная, статиновая) терапия. Диспансеризация. Вторичная профилактика.
РАЗДЕЛ VI. Болезни крови

Тема 25. Железодефицитная анемия

Определение. Причины развития ЖА. Классификация. Формулировка диагноза. Пути транспорта железа в организме, депонирование железа, суточная потребность организма в железе. Клиническая картина, основные синдромы. Диагностика лабораторная (гематокрит; ОАК: эритроциты, ретикулоциты, цветовой показатель, среднее содержание и средняя концентрация Нв в эритроците, микро-и пойкилоцитоз; сывороточное железо, ферритин, железосвязывающая способность сыворотки крови) и инструментальная (ФЭГДС, колоноскопия, др.). Принципы лечения ЖА. Питание. Железосодержащие препараты, схемы лечения, контроль за эффективностью лечения. Течение болезни. Исходы. Обучение больного. Показания к консультации другими специалистами. Исходы. Профилактика. Диспансерное наблюдение.


Заключение

Краткий итог изученного материала. Задачи на предстоящую аттестацию.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

часов по семестрам, разделам и темам





Наименование тем

Всего часов

В том

числе

Лекций

практ зан.

самост

VII семестр

Раздел I. Болезни органов кровообращения

Введение. Клиническая история болезни

6

-

4

2

Тема 1. Гипертоническая болезнь.

9

2

4

3

Тема 2. Дислипидемия, атеросклероз.

6

-

4

2

Тема 3. ИБС. Стабильная стенокардия.

9

2

4

3

Тема 4. Инфаркт миокарда или ОКС с подъемом сегмента ST.

9

2

4

3

Тема 5. ОКС без подъема сегмента ST.

6

-

4

2

Тема 6. Осложнения инфаркта миокарда.

9

2

4

3

Тема 7. Аритмии сердца.

9

2

4

3

Тема 8. Блокады сердца.

6

-

4

2

Тема 9. Хронич. сердечная недостаточность.

9

2

4

3

Тема 10. Острая ревм. лихорадка и хрон. ревм. болезнь сердца

9

2

4

3

Тема 11. Приобретенные пороки сердца.

9

2

4

3

Тема 12. Инфекционный эндокардит

9

2

4

3

Всего часов по болезням орг. кровообращения

105

18

52

35

Раздел II. Болезни органов дыхания

Тема 13. Пневмония

9

2

4

3

Тема 14. Бронхиальная астма

9

2

4

3

Тема 14. Бронхиальная астма

6

-

4

2

Тема 15. Хроническая обструктивная болезнь

6

-

4

2

Итоговое занятие

6

-

4

2

Всего по разделу II

36

4

20

12

Итого в семестре

141

22

72

47

VIII семестр

Раздел III Болезни органов пищеварения

Тема 16. Хронический гастрит, функциональная неязвенная диспепсия.

9

2

4

3

Тема 17. Язвенная болезнь желудка и 12 п/кишки.

9

2

4

3

Тема 18. Синдром раздраженной кишки

6

-

4

2

Всего по разделу III

24

4

12

8

Раздел IV. Болезни печени, желчных путей и поджелудочной железы

Тема 19. Хронический гепатит.

9

2

4

3

Тема20.Цирроз печени.

6

-

4

2

Тема 20.Цирроз печени.

9

2

4

3

Тема 21. Хронический холецистит. Дискинезии ЖВП.

6

-

4

2

Тема22. Хронический панкреатит.

9

2

4

3

Всего по разделу IV

39

6

20

13

Раздел V. Болезни почек.

Тема 23 . Острый гломерулонефрит

7,5

1

4

2,5

Тема 24 . Хронический гломерулонефрит

7,5

1

4

2,5

Всего по разделу V

15

2

8

5

Раздел V I. Болезни крови.

Тема 25 . Железодефицитная анемия.

9

2

4

3

Заключение

6

-

4

2

Всего по разделу VI

15

2

8

5

Итого в семестре

93

14

48

31

Всего по дисциплине

234

36

120

78

Отчетность: экзамен 8 семестр













Информационное и материальное обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Рябов С.И. Внутренние болезни. С.-Пб, 2001г.

  2. Внутренние болезни в 2-х томах, М.,2001. Под ред. Мартынов А.И., Мухин Н.А., Моисеев В.С.

Дополнительная

  1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. М., 1999г.

  2. Ревматические болезни под ред. Насоновой В.А., Бунчука Н.В., М. 1997.

  3. Гастроэнтерология и гепатология: диагностика и лечение. Под ред. А.В. Калинина и А.И. Хазанова. – Москва: Миклош, 2007.

  4. Сыркин А.Л. Инфаркт миокарда М., 2003.

  5. Нефрология. Руководство для врачей. Под ред. Рябова С.И. С-Пб, 2000.

  6. Пропедевтика внутренних болезней. Мухин Н.А., Моисеев В.С., М.,2002.

  7. Кардиология: Руководство для врачей. Под ред. Оганова Р.Г., Фоминой И.Г. М.: Медицина, 2005.

  8. Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. Внутренние болезни. М.: «Издательство Бином», 2004.

  9. Общая врачебная практика по Джону Нобелю. Под ред. Дж. Нобеля. М. Практика, 2005.

  10. Болезни органов дыхания. Под ред. Н.Р. Палеева. М., 2000.

  11. Чучалин А.Г., Синопальников А.И., Чернеховская Н.Е. Пневмония. М.,2005.

  12. Парсонз П.Э. Секреты пульмонологии. М, 2004 .

  13. Хронический панкреатит (Алгоритм диагностики и лечебной тактики) Под ред. И.В. Маева. М., 2006.

  14. Ревматология. Клинические рекомендации. Под ред. Е.Л.Насоновой, М.:ГЭОТАР-Медиа, 2006.

  15. Пульмонология. Клинические рекомендации. Под ред. А.Г.Чучалина, М.:ГЭОТАР-Медиа, 2006.

  16. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. Выпуск 2.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007.

  17. Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней. В.П.Помиранцев. М., 2001.

Перечень материально-технического обеспечения





  1. Велоэргометр КЕ-12

  2. Микроскоп

  3. Негатоскоп

  4. Оверхед-проектор АЛЬФА 400

  5. Слайд-проектор КОДАК 1500

  6. Тренажер «ВИТИМ»

  7. Гастродуоденоскоп

  8. «Кардиотехника-2000»

  9. Сфигмограф

  10. Электрокардиографы

  11. Компьютеры

  12. Диапроектор

  13. Кинопроектор «РАДУГА»

  14. Мультимедийный проектор

  15. .Аппарат лазерный ЛТН 208А

  16. Аудиомагнитофон

  17. Копировальный аппарат XEROX

  18. Микрофон

  19. Усилитель

  20. Экран

  21. Слайды

  22. Тематические таблицы

  23. СD-программа «Аускультация сердца»

  24. Аудиопрограммы «Аускультация сердца» и «Аускультация легких»

  25. Мониторы АД и ЭКГ

  26. Реоэнцефалограф

  27. «Психотест»

  28. Прибор для оценки вариабельности сердечного ритма

  29. Эхокардиографы

  30. Рентгеновский аппарат

  31. Аппарат УЗИ







Самое главное в нашей жизни чаще всего происходит в наше отсутствие. Салман Рушди
ещё >>