Рабочая учебная программа по дисциплине: «Внутренние болезни, общая физиотерапия, военно-полевая терапия» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине Внутренние болезни По направлению... 1 215.71kb.
По дисциплине vb-6(7)326 «Внутренние болезни» Для специальности 051301... 6 1190.41kb.
Рейтинг студентов 5 курса лечебного факультета по разделу «Военно-полевая... 1 106.07kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «детские хирургические болезни... 5 612.71kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «международное частное право» 3 607.34kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Математическая логика» 1 132.58kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... 1 80.8kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Примерная программа наименование дисциплины «Внутренние незаразные... 1 324.22kb.
Общая топонимика Учебная программа для специальности: 1-31 02 01... 1 246.09kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 8 1533.2kb.
Методические рекомендации для студентов педиатрического факультета... 5 770.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая учебная программа по дисциплине: «Внутренние болезни, общая физиотерапия - страница №1/6

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации
Кафедра факультетской терапии

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

профессор_______А.Б.Ходжаян

«30» августа 2012г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине:

«Внутренние болезни, общая физиотерапия,

военно-полевая терапия»

специальность 060101 (040100) – лечебное дело

Всего часов – 239

В том числе:

Аудиторных занятий - 159

Лекций – 38

Практических занятий – 121

Самостоятельных занятий - 80

Отчетность – экзамен, 8 семестр

г. Ставрополь 2012
Рабочая программа составлена на основании Типовых программ по внутренним болезням, физиотерапии и военно-полевой терапии для студентов высших медицинских учреждений (1999г.) и государственного образовательного стандарта второго поколения (2000г.).
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедра внутренних болезней №2 СтГМА «28 » августа 2012 года. Протокол № 1.

Зав. кафедрой: ____________________________ проф. М.Е. Евсевьева

Одобрена цикловой методической комиссией терапевтических дисциплин « 30 » августа 2012 года. Протокол №1

Председатель ЦМК _______________________ проф. М.Е. Евсевьева.



Согласована:

Начальник УМУ ________________________ Н.П.Вышковский

«__» _______________20____года

Организационно-методические положения
Проводимые в Российском здравоохранении системные преобразования с упором на приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической помощи диктуют необходимость перестройки в профессиональной подготовке врача на компетентностной основе в соответствии с моделью врача общей практики (ВОП) или семейного врача, которая введена приказом МЗ РФ №237 от 26.08.92 г.

Основная обязанность ВОП должна состоять в оказании первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их возраста. Предполагается при этом, что терапевтическая патология взрослых членов семьи будет занимать центральное место в профессиональной деятельности врача общей практики, т.к. в публикуемом перечне заболеваний, знание которых необходимо ВОП, на долю внутренних болезней приходится около 100 нозологических форм, т.е. в несколько раз больше, чем на любую другую специальность. Статус ВОП также отражен в «Основах Законодательства РФ об охране здоровья граждан». Именно на ВОП сделана основная ставка в плане улучшения показателей национального здоровья и улучшения демографической ситуации.

Одним из приоритетов Национального проекта «Здоровье» является совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению. Последняя предполагает наличие глубоких знаний в первую очередь по диагностике и лечению наиболее часто встречающихся заболеваний. Поэтому модуль факультетской терапии, призванный достижению именно этой цели, занимает особое место в системе становления и воспитания ВОП, который, в отличие от врачей – специалистов, сталкивается со всем многообразием заболеваний и синдромов.

Данная Рабочая учебная программа разработана на основе методических и нормативных документов: Государственного Стандарта высшего медицинского образования по специальности 06.01.01 лечебное дело, учебного плана, типовых учебных программ по внутренним болезням, физиотерапии и военно-полевой терапии для студентов высших медицинских учебных заведений Квалификационной характеристики врача общей практики и Квалификационной характеристики выпускника по специальности 06.01.01 лечебное дело. Содержание программы включает темы, отражающие региональные особенности, положения национального проекта «Здоровье» и национальных рекомендаций по основным разделам терапии. Рабочая программа согласована на заседании Цикловой методической комиссии терапевтических дисциплин и обсуждена на методическом совете академии.

Реализация задач изучения дисциплины достигается путем рассмотрения конкретных нозологических форм болезней (прежде всего тех, которые наиболее часто встречаются в практике врача - интерниста) и освоения практических врачебных навыков с использованием современных инновационных образовательных технологий. Студенты постоянно осваивают методологию клинического мышления и логическую структуру клинического диагноза. Умение применять теоретические знания на практике развиваются тренировками на практических занятиях при клинических разборах больных, являющихся обязательными при прохождении студентами каждой темы занятия на протяжении всего учебного года, в процессе курации больных в клинике. Этой же задаче подчиненно оформление зачетной истории болезни, составляемой и защищаемой каждым студентом, обучающимся на кафедре, составление эпикризов, ведение дневника больного.

Дисциплина изучается в объёме 239 часов с чтением лекций (38 часов), практических занятий (121час) и самостоятельных занятий (80 часов).

Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются информационные технологии и технические средства

Содержание каждого занятия состоит из следующих частей: 1) клинические разборы больных (по теме занятия) с широким участием студентов и использованием знаний, полученных при самоподготовке, в случаях отсутствия больного, возможен разбор клинических и ситуационных задач, выписок из историй болезни; 2) проведение тестового контроля по изучаемой теме в начале и в конце занятия, итоговое тестирование в конце семестров (осеннего и весеннего).

Практические навыки конкретной темы, которые изучаются (осваиваются) студентами на 4-м курсе по предмету «Внутренние болезни», даны их перечнем и ссылками на определенные методические пособия, имеющиеся в библиотеке и на кафедре ВУЗа.

При получении задания на дом студентов информируют о рекомендуемой кафедрой литературе по данной нозологической форме заболевания (список которых пополняется и уточняется по мере выхода новых изданий), являющихся дополнением к материалам лекций, учебных и справочных руководств. Желающим более глубоко познакомиться с последними достижениями терапии – даются перечни тем, которые могут быть положены в основу рефератов по проблемам внутренних болезней.

Система контроля знаний: ежедневный двукратный (в начале и в конце занятия) тест-контроль, опрос по теме занятия в процессе разбора больных с привлечением знаний, полученных при домашней подготовке, решение клинических и ситуационных задач по теме; оценка владения практическими навыками и умениями. По завершению цикла в каждом из 2-х семестров проводится тест – контроль по всей пройденной тематике. По итогам семестра и учебного года каждому студенту рассчитывается рейтинговая оценка, которая представляет собой среднее арифметическое оценок всех видов деятельности студента, включая посещение лекций, участие в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе. Курсовой экзамен в VIII семестре по внутренним болезням включает в себя: 1) клиническую часть с демонстрацией владения практическими навыками при врачебном обследовании конкретного больного; 2) проведение тестового контроля по всей изученной в течение учебного года тематике (компьютерного типа); 3) ответ по билету. В билеты включен весь изученный в течение учебного года теоретический материал. Итоговая оценка выставляется по предмету с учётом всех элементов контроля «выживаемости» знаний и умений студента.

Порядок изучения дисциплины «Внутренние болезни»: в осеннем семестре цикл занятий 3 недели (72 часа). Учебных групп на курсе 12, в которых от 22 до 27 человек (что неприемлемо для изучения клинической дисциплины), поэтому обучение предмету проводится по подгруппам (401А, 401Б, 402А, 402Б и т.д.) с числом студентов в подгруппе 11-14 человек.

Подгруппы «А» в осеннем семестре изучают раздел I – болезни органов кровообращения и II раздел болезни органов дыхания. Подгруппы «Б» – раздел III – болезни органов пищеварения, раздел IV – болезни печени, желчных путей и поджелудочной железы, раздел V – болезни почек и раздел VI – болезни крови, а также и II раздел – болезни органов дыхания.

В весеннем семестре цикл занятий 2 недели (48 часов). Подгруппы «А» и «Б» меняются тематикой, лишь раздел II – болезни органов дыхания все группы изучают только в осеннем семестре.

Зачётную историю болезни студенты пишут и защищают в осеннем семестре.

При кафедре работает студ. научный кружок. Занятия его проводятся ежемесячно, всего 8-10 заседаний в год. На заседаниях студенты выступают с докладами по темам, не вошедшими в перечень тем лекций и практических занятий. По теме доклада ведётся клинический разбор больного.

Кроме того, часть студентов занимаются научной работой с преподавателями кафедры. Выполненные исследования докладываются на итоговой студенческой конференции, проводимой ежегодно в мае месяце.

Основное направление научной работы кафедры – это особенности внутренней патологии у лиц трудоспособного и молодого возраста.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина изучается согласовано с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол. Освоение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в процессе изучения теоретических (медицинская физика, биохимия, гистология, нормальная анатомия, нормальная физиология, патологическая анатомия, патологическая физиология, микробиология, фармакология рентгенология) и базовых дисциплин (общая хирургия и пропедевтика внутренних болезней), обеспечивающих усвоение фундаментальных биологических (нормальных и патологических) структур и процессов, вооружают студентов знаниями о симптомокомплексах и навыками физикального обследования больного, без которых нельзя изучать клинические дисциплины.




Перечень дисциплин, разделов (тем),

в которых используются знания данной дисциплины


  1. Хирургия (вопросы показаний и противопоказаний к хирургическому лечению заболеваний внутренних органов или их осложнений; при деструктивных пневмониях, абсцессах легких, раке легкого, наличии бронхоэктазов, пневмотораксе, легочном кровотечении; вопросы показаний к хирургическому лечению пороков сердца, инфаркта миокарда, аневризмы сердца, имплантации искусственного водителя ритма сердца и др.; показаний к хирургическому лечению при заболеваниях органов брюшной полости; язвенной болезни желудка и 12п/кишки их осложнений, тактики при пищеводном или желудочном кровотечениях, при остром холецистите, панкреатите, печёночной и почечной коликах, т. наз. синдроме острого живота; неспецифическом язвенном колите, онкологических заболеваниях и др.).

  2. Урология (тактика при мочекаменной болезни, пиелонефрите (в т. числе с картиной уросепсиса), почечной гипертонии (вазоренальной), острой почечной недостаточности, гипернефроидном раке, показания к проведению гемодиализа) и др.

  3. Акушерство. Совместное решение вопросов возможности сохранения беременности и показаний к её прерыванию у женщин с заболеваниями внутренних органов (пороки сердца, заболевания печени, почек, патологии системы крови, инфекционном эндокардите, послеродовой кардиомиопатии, гормональных нарушениях и заболеваниях внутренних органов и др.).

  4. Стоматология (одонтогенная инфекция как причина ревматизма, нефритов, эндокардитов и др., патология ЖКТ; изменения дёсен как симптомы ряда заболеваний внутренних органов, патология зубов как фактор патологии ЖКТ, миокарда, ревматизма и др.).

  5. ЛОР-болезни: тонзилогенная инфекция и её роль в развитии ревматизма, нефрита, эндокардита и др., патология ЛОР-органов при системных заболеваниях (СКВ, гранулематоз Вегенера и др.).

  6. Офтальмология: глазное дно – «зеркало» ряда заболеваний (артериальная гипертония, болезни почек, коллагенозов, сахарного диабета, экзофтальм при тиреотоксикозе). Значение иридодиагностики.

  7. Невропатология: мозговые осложнения артериальной гипертонии, при атеросклерозе, при ревматизме, тромбоэмболии, при инфекционном эндокардите, мерцательной аритмии, диэнцефальная патология с терапевтическими «масками», центрогенные артериальные гипертонии, коматозные состояния различного генеза и др.

  8. Психиатрия (экзогенные депрессии с «масками» терапевтических заболеваний, психозы при инфарктах, острых пневмониях, при гипертонических кризах, слабоумие при атеросклерозе и др.).

  9. Онкология (онкологические заболевания легких, желудка, кишечника, печени, желчных путей, поджелудочной железы, почек, системы крови и др.).

  10. Эндокринология (связь ряда заболеваний с патологией желёз внутренней секреции (гипоталамический синдром, эндокринные артериальные гипертензии:, сахарный диабет и варианты ИБС, эндокринные миокардиодистрофии, тиреотоксические нарушения ритма сердца, ожирение и патология внутренних органов и др.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Внутренне болезни, общая физиотерапия, военно-полевая терапия» является формирование у студента компетенций, касающихся основ клинической нозологической диагностики и лечения классически протекающих заболеваний, наиболее часто встречающихся в повседневной работе врача, а также комплекса знаний, технологий, средств и методов, направленных на сохранение и улучшения здоровья военнослужащих путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи.

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний, в том числе у военнослужащих.

Основы организации медицинской помощи на этапах эвакуации;

Современную классификацию болезней.

Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения у различных категорий населения (мирное население, военнослужащие).

Методы диагностики: современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, включая больных с ранениями, контузией, термическими поражениями.

Методы лечения и показания к их применению. Основы организации терапевтической помощи населению.

Клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов; рациональный выбор конкретных лекарственных средств для лечения основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний, включая лечение основных патологических синдромов и неотложных состояний у раненых;

Этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности;

Принципы диспансеризации населения и реконвалесцентов, реабилитации больных и переболевших. Организацию профилактических мероприятий и дифференцированный подход в методах санитарно-просветительской работы с ранеными.



Уметь:

Собрать анамнез и эпиданамнез.

Провести обследование пациента.

Сформулировать клинический диагноз. Сформулировать показания к избранному методу лечения.

Оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи

Установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием;

Назначить и обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

Применять методы профилактики; заполнить историю болезни, выписать рецепт.

Использовать в лечебной деятельности методы первичной, вторичной и третичной профилактики (на основе доказательной медицины); устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания;

Владеть:

Методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления).

Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.

Алгоритмом развернутого клинического диагноза.

Алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту.

Выполнением основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

Алгоритмом выбора лекарственной терапии для оказания первой доврачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.


I. Внутренние болезни (4 курс, VII -VIII семестр)
РАЗДЕЛ I. Болезни органов кровообращения

Тема 1. Гипертоническая болезнь

Определение. Этиология и патогенез. Факторы риска. Классификация (стадии, степени, органы мишени, ассоциированные клинические состояния, осложнения, степень серечно-сосудистого риска). Формулировка диагноза. Стратификация риска. Клиническая картина различных стадий заболевания. Гипертонические кризы, их виды. Злокачественная гипертония.

Лечение: цели, целевой уровень АД. Тактика ведения с учётом степени риска Немедикаментозные методы лечения. Классы гипотензивных препаратов, подходы к их выбору. Купирование гипертонических кризов. Прогноз. Профилактика (борьба с факторами риска). Обучение больного. Показания к госпитализации. Диспансеризация.

Тема 2. Дислипидемия, атеросклероз

Социальное значение проблемы. Основные липиды и липопротеиды, их показатели в норме. Патогенез атеросклероза. Факторы риска. Классификация гиперлипидемий. Формулировка диагноза. Шкала сердечно-сосудистого риска. Категории риска. Наиболее частые локализации атеросклероза. Особенности клинических проявлений. Значение лабораторных, рентгенологических, инструментальных и ангиографических методов исследования в диагностике атеросклероза различной локализации.

Тактика снижения сердечно-сосудистого риска. Немедикаментозная коррекция факторов риска. Липидкоррегирующая терапия: целевые уровни ЛПНП, классы гиполипидемических препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Прогноз. Профилактика. Обучение больного. Диспансеризация.

Тема 3. Ишемическая болезнь сердца (ИБС). Стабильная стенокардия (СС)

Определение. Социальное значение проблемы, эпидемиология. Факторы риска ИБС, их значение. Классификация ИБС.



Стенокардия стабильная (СС) напряжения. Патогенез болевого синдрома. Виды преходящей ишемии (СС, вариантная С, безболевая ишемия). Классификация СС. Основные клинические признаки. ЭКГ-признаки ишемии. Диагностика (на­грузочные и фармакологические пробы, суточное мониторирование ЭКГ, чреспищеводная предсердная электрическая стимуляция, нагрузочные визуализирующие методы, коронароангиография).

Лечение ИБС. Цели и тактика. Немедикаментозные методы. Купирование болевых приступов. Лекарственные препарыты (антитромбоцитарные, гиполипидемические, ингибиторы АПФ, бета-адреноблокаторы, антагонисты кальция, нитраты). Медикаментозная терапия для улучшения прогноза и для устранения симптомов. Хирургическая реваскуляризация миокарда: виды, показания. Прогноз. Профилактика. Обучение больного. Диспансеризация



Тема 4. Инфаркт миокарда (ИМ) или ОКС с подъёмом сегмента ST

Определение ИМ. Понятие ОКС. Патогенез ИМ. Классификация ИМ (по исходным и развившимся ЭКГ-данным, вариантам, размерам очага др.). Клиническая картина в различные периоды заболевания. Клинические варианты начала болезни. Клинические критерии диагноза. Изменения электрокардиограммы (с учётом степени ишемии, периода, локализации, формы), картины крови, биохимиче­ских маркёров некроза миокарда, ЭхоКГ.

Лечение: цели и тактика. Принципы лечения ИМ. Помощь до приезда бригады СП, на этапе СП и в стационаре. Методы обезболивания. Тромболитическая терапия: препараты, показания, абсолютные и относительные противопоказания, методы контроля, побочные эффекты, помощь при развитии кровотечения. Антикоагулянты, антиагреганты, нитраты, бета-блокаторы, ингибиторы АПФ, статины, др. Инвазивные методы лечения ИМ. Сроки лечения в стационаре. Прогноз. Реабилитация. Диспансеризация.

Тема 5. ОКС без подъёма сегмента ST

Определение ОКС, его виды. Необходимость введения термина ОКС. Критерии диагностики. Варианты трансформации ОКС. Соотношение понятий нестабильная стенокардия (НС) и ИМ без подъёма сегмента ST. Классификация НС по Ю.Браунвальду. Диагностическая роль ЭКГ, биохимических маркёров повреждения миокарда. Оценка непосредственного риска. Критерии высокого риска. Помощь до приезда бригады СП, на этапе СП и в стационаре до и после определения группы риска. Лечебная тактика у больных высокого и низкого риска. Показания к медикаментозному лечению (антиагреганты, антикоагулянты, бета-блокаторы, нитраты). Показания к провендению коронароангиографии и инвазивному лечению. Ранняя и ургентная инвазивная стратегия. Прогноз. Реабилитация. Диспансеризация.



Тема 6. Осложнения инфаркта миокарда

Перечень осложнений ИМ с учётом периода его течения.



Кардиогенный шок. Определение. Патогенез. Гемодинамические особенности. Классификация (виды, степень). Клиническая картина. Диагностика. Роль ЭхоКГ, ЭКГ. Лечебная тактика: цели, общие подходы, медикаментозная терапия с учетом вида и степени тяжести. Внутриаортальная баллонная контрпульсация. Хирургическое лечение. Прогноз.

Острая левожелудочковая недостаточность. Определение. Патогенез. Гемодинамические особенности. Виды (интерстициальный и альвеолярный отёк легких). Классификация по Т.Киллипу. Клиническая картина. Диагностика. Роль рентгенографии, ЭхоКГ, ЭКГ, определения BNA, pro-BNA, креатинина, оценки газов крови, ОАК, и др. Лечебная тактика: цели, общие подходы, оксигенотерапия, пеногашение, кислородотерапия, медикаментозное лечение с учётом уровня АД (морфин, вазодилататоры, диуретики, инотропные и вазопрессорные средства). Медикаментозная профилактика повторных эпизодов. Показания к хирургическому лечению, его виды. Механические способы поддержки кровообращения. Ультрафильтрация. Прогноз.



Остановка сердца (ОС). Определение. Механизмы ОС. Клиническая и биологическая смерть: определение, признаки. ЭКГ-критерии фибрилляции желудочков, асистолии и электромеханической диссоциации. Диагностические признаки ОС. Место дефибрилляции в неотложной помощи, правила её выполнения. Техника сердечно-лёгочной реанимации. Техника внутрисердечной пункции.

Постинфарктный синдром Дресслера. Виды. Клинические проявления. Диагностика. Лечебная тактика.

Аневризма левого желудочка. Виды. Клиника. Диагностика. Лечебная тактика. Прогноз.

Тема 7. Аритмии

Классификация нарушений ритма. Этиология и механизмы развития аритмий. Клиническая значимость. Классификация антиаритмических препаратов.



Экстрасистолия. Определение. Классификация. Клинические проявления и ЭКГ признаки. Прогностическая оценка. Лечебная тактика.

Пароксизмальная тахикардия. Определение. Виды. Клинические и ЭКГ-признаки с учётом вида. Прогностическая оценка. Лечебная тактика, показания к ЭИТ.

Мерцательная аритмия. Определение. Виды. Клинические проявления и ЭКГ признаки. Показания к кардиоверсии, её виды. Препараты для восстановления синусового ритма и его поддержания. Препараты для контроля желудочкового ритма при сохранении МА. Профилактика тромбоэмболий.


следующая страница >>



Искренность состоит не в том, чтобы говорить все, что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь. Ипполит де Ливри
ещё >>