Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура и искусство авангарда ХХ века» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература... 11 1849.24kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «международное частное право» 3 607.34kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Математическая логика» 1 132.58kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... 1 80.8kb.
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине: физическая культура... 1 205.97kb.
Рабочая учебная программа по предмету искусство (изобразительное... 1 248.07kb.
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века Направление подготовки... 1 341.04kb.
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине: Изобразительное... 1 119.23kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Эстетико-философские основы... 1 66.22kb.
Рабочая программа по дисциплине «Мировая культура и искусство» для... 1 234.74kb.
Объекты показа в г. Александров 1 29.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура и искусство авангарда ХХ века» - страница №1/1

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра культурологии


Рабочая учебная программа


по дисциплине «Культура и искусство авангарда ХХ века»

для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»

М.1В.ДВ.1(1) – общенаучный цикл, дисциплины по выбору

Очная форма обучения

Курс – 5

Семестр – 9

Объем в часах всего – 36 ч.

В т.ч. лекции – 0 ч.

практические занятия – 10 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 26 ч.

Зачет – 9 семестр

Зачетных единиц – 1

Заочная форма обучения

Курс – 5

Семестр – 9

Объем в часах всего – 36 ч.

В т.ч. лекции – 6 ч.

практические занятия – 8 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 22 ч.

Зачет – 5 курс

Зачетных единиц – 1


Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура и искусство авангарда ХХ века»


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г.)


Составитель: Мурзина И.Я., д-р культ., профессор каф.культурологии УрГПУ


Зав. кафедрой: И.Я. Мурзина





Руководитель учебного подразделения

(директор ИФК и МК):

Н.И. Коновалова







I. Пояснительная записка


1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – целостный концептуальный анализ развития художественной культуры авангарда ХХ века через выявление смысловых и социокультурных доминант в контексте современных культурологических теорий.

Задачи курса:

  • освоение логики развития художественно-эстетического процесса нового времени;

  • вычленение основных доминант в развитии художественной культуры нового времени;

  • выявление взаимозависимости развития искусства и культуры в ХХ в.;

  • определение содержательно-смысловой наполненности наиболее репрезентативных памятников искусства авангарда;

  • формирование ценностного отношения к современным социально-культурным практикам;

  • развитие самостоятельности мышления.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебный курс «Культура и искусство авангарда ХХ века» является входит составной частью в общенаучный цикл – курсы по выбору студента и позволяет углубить профессиональные знания о развитии традиционной культуры. Курсы по выбору студента в данном цикле формируют ценностное отношение к актуальным проблемам культурологии как сферы научного знания и предлагают студентам рассмотреть особенности развития культуры в двух аспектах –традиционной и актуальной, пространством пересечения для которых выступает повседневность. Данный курс находится в тесной связи с дисциплинами «История культуры», «Теория культуры», «Этнокультурология», «История мировой художественной культуры», изучавшимися на предыдущей ступени профессионального образования, а также сочетается с курсами профессионального цикла – «Теорией и методикой культурологического образования», «Актуальными проблемами современной культурологии», «Теорией и методикой преподавания отечественной культуры»,

В программе курса реализуются межпредметные связи с различными науками: философией, историей, социологией, социальной психологией, этикой, этнологией и др.

Особенностью содержания дисциплины является обобщение круга проблем, связанных с явлением актуальной культуры и ее репрезентативных феноменов.


1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);


В результате изучения дисциплины «Культура и искусство авангарда ХХ века» студент должен

знать

  • особенности и закономерности развития искусства данного периода в европейских странах;

  • своеобразие развития искусства на каждом этапе его развития;

  • выдающиеся памятники искусства данного периода;

уметь

  • анализировать основные художественные направления, школы, региональные особенности и отдельные произведения искусства;

  • выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

понимать

    • роль и значение развития искусства XX в. в истории мирового искусства;

быть способным

  • к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

владеть:

    • приемами информационно-описательной дея­тельности, систематизации данных, структури­рованного описания в области истории религии;

    • методами обработки, анализа и синтеза информации;

    • навыками аргументированного изложения собст­венной точки зрения в устной и письменной форме, ведения дискуссии по проблемам бытия народной культуры в прошлом и настоящем;

    • способностью к деловым коммуникациям в про­фессиональной сфере.


1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица.

В курсе предусмотрены такие виды учебной работы, как подготовка и выступление с теоретическими и научно-практическими докладами по избранным студентами темам.

Для закрепления и систематизации знаний в рамках самостоятельной работы студентов предлагаются: аналитическая обработка научных текстов (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.).



Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности: работа с ресурсами Интернет по заданной проблеме, составление аннотированных списков интернет-источников, просмотр видеолекций, изучение дополнительных тем занятий.

II. Учебно-тематическое планирование


2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

всего

Лекции

практические

лабораторные



К пониманию авангарда (введение).

3

1




1




4



Поиски экспрессии. Фовизм и экспрессионизм.

3

1




1




2



Пластические поиски кубизма.

3

1




1




2



Футуризм: будущее «без будущего».

3

1




1




2



Абстракционизм: поиск гармонии

3

1




1




4



Дада. Создание контркультуры

3

1




1




2



Европейская сцена 1920-30- гг.

3

1




1




2



Сюрреализм: в лабиринтах сознания и подсознания.

3

1




1




2



Поп-арт: искусство успеха.

3

1




1




2



Авангард и актуальное искусство.

3

1




1




4




Итого

36

10




10




26

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

всего

Лекции

практические

лабораторные

1

К пониманию авангарда (введение).

3

2

2







2

2

Поиски экспрессии. Фовизм и экспрессионизм.

3













2

3

Пластические поиски кубизма.

3













2

4

Футуризм: будущее «без будущего».

3

2

2







2

5

Абстракционизм: поиск гармонии

3

2




2




2

6

Дада. Создание контркультуры

3













2

7

Европейская сцена 1920-30- гг.

3

2




2




2

8

Сюрреализм: в лабиринтах сознания и подсознания.

3

2




2




2

9

Поп-арт: искусство успеха.

3

2




2




2

10

Авангард и актуальное искусство.

3




2







4




Итого

36

14

6

8




22

III. Содержание дисциплины

Тема 1. К пониманию авангарда (введение).

История авангарда. Терминологические трудности. Проблемы датировки. Миф об авангардизме. Тексты авангардизма как «артефакты».

У истоков: романтизм как «предавангард»; стиль модерн и проблема авангарда; философские основания авангарда (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
Тема 2. Поиски экспрессии. Фовизм и экспрессионизм.

Постимпрессионизм, пуантилизм, «Наби», примитив как предшественники фовизма. «Салон независимых» (1905). Иконография фовизма. Основные черты стиля в творчестве А. Марке, А.Дерена, М. Вламинка и др.

Творчество А.Матисса. Матисс и Россия.

Нравственно-философская окраска экспрессионизма. Символизм и экспрессионизм. Группы «Мост» и «Синий всадник». Основные черты стиля в творчестве Э. Мунка, В. Кандинского, О. Кокошки, Ф. Мазереля, в книжной графике. Неопримитивизм и экспрессионизм.

Экспрессионизм как продолжение традиций модерна в архитектуре.
Тема 3. Пластические поиски кубизма.

Кубизм и кризис рубежа XIX-XX вв. Конструирование объемов как художественная задача. Творчество П.Пикассо. «Голубой» и «розовый» период. Творчество Ж. Барка. Кубизм: «драма телесности».

Эволюция творчества М. Шагала.
Тема 4. Футуризм: будущее «без будущего».

Футуристы – «глашатаи будущего». Манифесты футуризма. Итальянский футуризм: Т.Ф.Маринетти. Русские футуристы: «Пощечина общественному вкусу». Эксперименты с выражением движения с помощью цвета и формы, поиск вербальных эквивалентов.

Футуризм и техника. Мобили.

Футуризм и конструктивизм. «Баухауз». Русские конструктивисты.


Тема 5. Абстракционизм: поиск гармонии.

Художественная программа абстракционизма (В.Кандинский, П.Мондриан). Отказ от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, ориентация на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета. Беспредметные пластические композиции В. Кандинского как поиск высшей формы духовности в искусстве.

Два основных направления: гармонизация аморфных цветовых сочетаний (ранний Кандинский, Ф.Купка) и создание геометрических абстракций (Малевич периода геометрического супрематизма, участники голландской группа «Де Стейл» во главе с Мондрианом и Т.Ван Дусбургом, поздний Кандинский).
Тема 6. Дада. Создание контркультуры.

Идеи анархизма и дада. Программный иррационализм и демонстративный антиэстетизм (М. Дюшан, Ф. Пикабия, Ж. Арп, М. Эрнст и др.). Дадизм и экспрессионизм, дадаизм и сюрреализм. Дадаизм и поп-арт.


Тема 7. Европейская сцена 1920-30- гг.

Режиссерский театр на рубеже XIX–XX вв. Рождение авангардного театра.

Творчество Б.Брехта. «Трехгоршовая опера» на современной сцене.
Тема 8. Сюрреализм: в лабиринтах сознания и подсознания.

А. Бретон «Манифест сюрреализма». Сюрреализм в творчестве А. Джакометти, Ж. Садуль, С. Дали, Л. Бунюэля. Фрейдизм и сюрреализм. Сюрреализм как метод познания непознаваемого; произведения сюрреализма как определенные информационные структуры, лишенные прямого смысла, но провоцирующие сознание на поиск ответов. Реальность ассоциативных форм как принцип сюрреализма.

С. Дали «Дневник одного гения».

«Андалузский пес» как сюрреалистический текст.

Сюрреализм в скульптуре. Г. Мур.
Тема 9. Поп-арт: искусство успеха.

Манифест поп-арта. «Горячая пятерка» поп-арта: Р. Раушенберг, Д. Розенквист, Р. Лихтенстайн, Э. Уорхол, К. Ольденбург. Поп-арт и мир массовой культуры. Поп-арт как «энциклопедия современной жизни» с ориентацией на «великую американскую мечту». Художник и зритель.

Китч и юмор. Хеппенинг как феномен поп-арта.
Тема 10. Авангард и актуальное искусство.

Неоавангард: образы, концепции, традиции. Гиперреализм как полемика с поп-артом. Фотография и искусство. С. Сонтаг «О фотографии» (1980).

Концептуализм как явление 1970-х гг. Дж. Кошут «Искусство после философии». Визуальная бессодержательность — кредо концептуализма. Концепции «концептов». Концептуализм на поведенческом уровне — перформанс. Соц-арт.

«Психоделическое искусство».

Трансавангард и постмодерн как эволюция авангардизма.

Актуальное искусство: проблема определения.


Перечень тем практических занятий

Тема 1. К пониманию авангарда (введение).

Тема 2. Поиски экспрессии. Фовизм и экспрессионизм.

Тема 3. Пластические поиски кубизма.

Тема 4. Футуризм: будущее «без будущего».

Тема 5. Абстракционизм: поиск гармонии.

Тема 6. Дада. Создание контркультуры.

Тема 7. Европейская сцена 1920-30- гг.

Тема 8. Сюрреализм: в лабиринтах сознания и подсознания.

Тема 9. Поп-арт: искусство успеха.



Тема 10. Авангард и актуальное искусство.
Примерные вопросы для самоконтроля

  1. Миф об авангардизме. Тексты авангардизма как «артефакты».

  2. Стили в искусстве начала ХХ века.

  3. Символизм и экспрессионизм..

  4. Кубизм и кризис рубежа XIX-XX вв.

  5. Конструирование объемов как художественная задача.

  6. Футуристы – «глашатаи будущего». Манифесты футуризма.

  7. Футуризм и техника. Мобили.

  8. Футуризм и конструктивизм.

  9. Абстракционизм: поиск гармонии.

  10. Дада. Создание контркультуры.

  11. Режиссерский театр на рубеже XIX–XX вв. Рождение авангардного театра.

  12. Сюрреализм: в лабиринтах сознания и подсознания.

  13. Сюрреализм в скульптуре.

  14. Поп-арт и мир массовой культуры.

  15. Неоавангард: образы, концепции, традиции.

IV. Самостоятельная работа

и организация контрольно-оценочной деятельности


  1. Анализ памятника культуры: живописно-пластического, скульптурного, архитектурного, музыкального или литературного произведения.

  2. Написание реферата в жанре:

  • исторического портрета художника, музыканта (композитора), писателя, архитектора, режиссера;

  • рецензии на выставку, просмотренный фильм, прочитанную книгу;

  • теоретического исследования, посвященного особенностям художественного направления;

  • теоретического исследования, посвященного особенностям эпохи в истории культуры.


Тематика мультимедиа-проектов

    • Амазонки русского авангарда

    • Авангардное кино

    • Творчество одного из представителей русского авангарда (по выбору студента)

    • Архитектура конструктивизма в Екатеринбурге

Вопросы для зачета


  1. Авангард. Терминологические трудности.

  2. Иконография фовизма. Основные черты стиля в творчестве А. Марке, А.Дерена, М. Вламинка и др.

  3. Творчество А.Матисса.

  4. Нравственно-философская окраска экспрессионизма.

  5. Группы «Мост» и «Синий всадник».

  6. Экспрессионизм как продолжение традиций модерна в архитектуре.

  7. Конструирование объемов как художественная задача.

  8. Творчество П.Пикассо.

  9. Творчество Ж. Барка.

  10. Эволюция творчества М. Шагала.

  11. Манифесты футуризма.

  12. Футуризм и техника.

  13. Футуризм и конструктивизм.

  14. Русский конструктивизм.

  15. Художественная программа абстракционизма.

  16. Творчество В. Кандинского.

  17. Идеи анархизма и дада.

  18. Рождение авангардного театра.

  19. Творчество Б.Брехта.

  20. Сюрреализм как метод познания непознаваемого.

  21. Творчество С. Дали.

  22. Сюрреализм в скульптуре. Г. Мур.

  23. Поп-арт и мир массовой культуры.

  24. Неоавангард: образы, концепции, традиции.

  25. Фотография и искусство.

  26. Соц-арт как явление концептуализма.

  27. Актуальное искусство: проблема определения.


Примерный перечень контрольных мероприятий

    1. Написание и защита реферата (письменной работы).

    2. Подготовка докладов с мультимедиа-презентациями.

    3. Экзамен по вопросам.


V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная литература:

Учебники

Воробьев И. С., Синайская А. Е. Композиторы русского авангарда: Михаил Матюшин, Артур Лурье, Владимир Щербачев, Гавриил Попов, Александр Мосолов: учеб. пособие // И. Воробьев, А. Синайская. – СПб.: Композитор, 2007. (1 экз.)

Мировая художественная культура. XX век: для учителей и старшеклассников / Ю. В. Манн [и др.]. – СПб.: Питер. Т. IV, кн. 3 : Литература. – 2008. (20 экз)
Дополнительная литература:

Паперный В. Культура Два. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. (2 экз.)

Семиотика и Авангард: антология / под общ. ред. Ю. С. Степанова. – М., 2006. (1 экз.)

Белошапкина Я. Русский авангард // Искусство. – 2009. – № 7. – С. 16-17. (1 экз.)

Васильев И. Е. Авангард и революция // Изв. Урал. гос. ун-та. – 2007. – Сер. 2, вып. 13. – № 49. – С. 311-319. (1 экз.)

Крусанов А. В. О термине "русский авангард" // Рус. лит.. – 2009. – № 2. – С. 32-41. (1 экз.)

Липовецкий М. Н. Модернизм и авангард: родство и различие // Филол. кл.. – 2008. – Вып. 20. – С. 24-31. (1 экз.)

Филоненко Д. Ю. Русский авангард 1920-х годов: поиск нового, поиск истины // Человек в мире культуры : сб. науч. и науч.-метод. ст. / Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург, 2008. – С. 224-232. (1 экз.)

Амазонки авангарда / Г.Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2004. (2 экз.)

Гройс Б. По обе стороны черного квадрата. // Вопросы философии. 1990. № 5.

Крылов В. Современный авангард и определение искусства. // Наш современник. 2002. № 7.

Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры. // Иностранная литература. 1994. № 1.

Юрасовская Б. Постмодернизм в контексте нашего искусства. // Искусство. 1991. № 8.
5.2 Информационное обеспечение дисциплины

"From Russia With Art" Крупнейший российский банк данных по современному изобразительному искусству. Содержит: 1421 авторов, 8029 изображений и 286 организаций. Множество ссылок на сайты, коллекции и галереи по истории искусства (репродукции). Рус. Англ.

ART - История искусств. Шедевры живописи, скульптуры и архитектуры от Древнего Египта до наших дней. Статьи. Материал рассматривается по жанрам и направлениям искусства, по эпохам и авторам. Платформа: Windows. Ньюком, Омикрон.

Шедевры архитектуры. Архитектурные стили и исторические эпохи. Трехмерные модели семи чудес света и мультимедийные сюжеты о них. Интерактивные карты мира, Европы, Азии и Ближнего Востока. Платформа: Windows. NMG.

Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. Около 15 000 статей, посвященных актерам, режиссерам, операторам, отечественным и зарубежным фильмам. Тесты-викторины, фрагменты из фильмов и хронология важнейших событий мирового кино. Платформа: Windows.
Электронные библиотечные системы:

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» (http://www.biblioclub.ru)

ЭБС «Лань» (http://www.e.lanbook.com)

Подписные ресурсы «Ивис» (http://www. ivis.ru)

Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://diss.rsl.ru)

Научная электронная библиотека eLibrari (http://www. elibrari.ru).


VI. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать



  • Тесты по мировой культуре и искусству;

  • Видеоматериалы: Фрагменты программы «Про-арт», цикл документальных фильмов «Как искусство создает мир».

  • Посещение экспозиций Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Галереи современного искусства, выставок современного искусства.


VII. Сведения об авторАХ программы

Мурзина Ирина Яковлевна, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии УрГПУ.

Тел. 235-76-42


Рабочая учебная программа


по дисциплине «Культура и искусство авангарда ХХ века»

для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»

М1.В.ДВ.1(1) – общенаучный цикл, дисциплины по выбору

Подписано в печать_____ Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л. – 1.

Тираж ____экз. Заказ



Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26




Коммерция? Это очень просто. Это деньги других людей. Александр Дюма-сын
ещё >>