Рабочая учебная программа дисциплины Технология и оборудование производства изделий электронной техники - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Оборудование производства изделий электронной... 1 202.96kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Технология материалов твердотельной... 1 300.48kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «технология монокристаллов... 1 242.31kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Вакуумно-плазменные процессы... 1 167.37kb.
И докторантуре 01. 01. 01 1 25.06kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Технология материалов электронной... 1 304.39kb.
Разработка способа выращивания профильных монокристаллов кремния... 1 225.04kb.
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02. 02 1 171.88kb.
Программа учебной дисциплины «Физические, механические свойства материалов» 1 103.57kb.
Технология машиностроения, технологическое оборудование маш. 1 314.65kb.
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03 «Отечественная история» 3 782.35kb.
Конструирование радиоэлектронной геофизической аппаратуры 1 293.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая учебная программа дисциплины Технология и оборудование производства изделий - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Факультет неорганической химии и технологии

Кафедра технологии приборов и материалов электронной техники
Утверждаю: проректор по УР

_______________ В.В. Рыбкин

« » 200 г.

Рабочая учебная программа дисциплины
Технология и оборудование производства

изделий электронной техники

Направление подготовки 240100 Химическая технология


Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Квалификация (степень) Бакалавр
Форма обучения очная

Иваново, 2010

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются изучение технологии и оборудования для производства вакуумных, газоразрядных, полупроводниковых и других твердотельных приборов; способов управления технологическими процессами и качеством готового изделия; основных направлений совершенствования и развития технологии производства изделий электронной техники.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин профиля, базируется на результатах изучения целого ряда других дисциплин профессионального цикла: «Техника высокого вакуума», «Физическая электроника и электронные приборы», «Вакумно-плазменные процессы и технологии», «Технология материалов электронной техники», «Технология тонких пленок и покрытий», «Процессы микро и нанотехнологий». Данная дисциплина, по сути, является завершающей в технологическом блоке. Для успешного усвоения дисциплины студент должен

знать:

  • принцип действия и конструкции основных приборов вакуумной, газоразрядной и твердотельной электроники;

  • свойства и методы обработки материалов, используемых для изготовления отдельных элементов, узлов, деталей электронных приборов;

  • способы создания и контроля разрежения в вакуумных и газоразрядных приборах, типы средств откачки, методы расчета и проектирования вакуумных систем;

  • базовые технологические процессы, используемые при производстве вакуумных, газоразрядных, полупроводниковых и других твердотельных электронных приборов;

  • способы получения тонких пленок и покрытий; методы исследования свойств пленок.


уметь:

- применять знания о способах управления фазовыми и химическими превращениями веществ в технологических процессах, дефектообразованием и электрофизическими свойствами для получения материалов с заданными характеристиками; выбирать из основных групп материалов наиболее оптимальные для решения конкретной профессиональной задачи

- рассчитывать и проектировать вакуумные системы, подбирать средства откачки в зависимости от поставленной задачи;


  • применять методы расчета параметров и характеристик, моделирования и проектирования электронных приборов и устройств твердотельной электроники и наноэлектроники;

  • применять базовые технологические процессы для решения профессиональных задач.


владеть:

- информацией об областях применения и перспективах развития приборов и устройств вакуумной и плазменной электроники; методами экспериментальных исследований параметров и характеристик электронных приборов и устройств твердотельной электроники и наноэлектроники, экспериментального исследования приборов и устройств; информацией об областях применения и перспективах развития приборов, устройств и методов квантовой и оптической электроники;



  • экспериментальными методами исследования свойств материалов; информацией о перспективных направлениях развития основных групп материалов для электронной техники и их использования в конкретных устройствах и приборах;

  • навыками работы на откачном оборудовании и оборудовании для получения тонких пленок.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    - способностью и готовностью осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-7);

- способен анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования (ПК-16);

- способен использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-23);



    - готовностью к применению современных технологических процессов и технологического оборудования на этапах разработки и производства материалов и изделий электронной техники (ПК-32).

- способностью идентифицировать новые области исследований, новые проблемы в сфере химии, физики, технологии изготовления и применения электронных приборов и устройств (ПК-33).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- конструкцию, принцип действия и технологию изготовления вакуумных, газоразрядных, полупроводниковых и других твердотельных приборов;

- способы осуществления основных технологических операций, оборудование, используемое для проведения различных процессов;

- основные направления развития и совершенствования технологии производства изделий электронной техники;

- способы контроля качества технологического процесса и готового изделия;

- виды браков, причины появления брака и пути его устранения.

Уметь:

- проектировать технологический процесс изготовления детали, узла, прибора, электронного устройства в соответствии с его конструкцией и назначением;

- подбирать оптимальное оборудование для осуществления технологического процесса;

- организовывать контроль качества выполнения отдельных операций и готового изделия;

- анализировать брак, выявлять причины его появления и корректировать технологический процесс с целью устранения брака.

Владеть: информацией об основных направлениях развития и совершенствования различных классов электронных приборов; о новых направлениях в технологии производства изделий электронной техники; о путях совершенствования базовых технологических процессов; о новых разработках отечественного и зарубежного оборудования, используемого в производстве изделий электронной техники.
4. Структура дисциплины «Технология и оборудование производства изделий электронной техники»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8










Аудиторные занятия (всего)

70

70










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

35

35










Практические занятия (ПЗ)

35

35










Семинары (С)

-

-










Лабораторные работы (ЛР)

-

-










Самостоятельная работа (всего)

74

74










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-










Расчетно-графические работы

-

-










Реферат

-

-










Индивидуальное задание

30

30










Подготовка к текущим занятиям, коллоквиумам

24

24










Подготовка к экзамену

20

20










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




з, э










Общая трудоемкость час

зач. ед.


144

144










4

4











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

МОДУЛЬ 1. Физико-химические основы некоторых общих технологических процессов производства изделий электронной техники

Классификация электронных приборов. Понятие технологии электронных приборов. Типовая технологическая схема производства изделий вакуумной и газоразрядной электроники. Основные группы технологических процессов в технологических схемах производства электровакуумных, газоразрядных, полупроводниковых и микроэлектронных приборов.



МОДУЛЬ 2. Технология изготовления электровакуумных приборов.

Производство вакуумных люминесцентных индикаторов (ВЛИ). Тонко- и толстопленочная технологии в изготовлении анодной платы плоского ВЛИ. Особенности технологии цилиндрических ВЛИ. Вакуумные люминесцентные индикаторные приборы на основе автоэмиссионных катодов.

Технология изготовления вакуумных фотоэлектронных приборов: фотоэлектронные умножители (ФЭУ), электронно-оптические преобразователи (ЭОП). Формирование фотокатодов и катодов вторичной электронной эмиссии. Развитие ЭОП от приборов нулевого до четвертого поколения.

Отдельные операции общего технологического процесса и оборудование для их осуществления: методы получения межсоединений деталей электронных приборов; герметизация приборов; технологические основы вакуум-термической обработки приборов и их тренировки.



МОДУЛЬ 3. Технология изготовления газоразрядных приборов.

Классификация газоразрядных приборов. Основные типы газоразрядных лазеров. Изготовление оптических элементов оптических резонаторов газоразрядных лазеров (окна Брюстера, интерференционные зеркала). Конструкции активных элементов и технология изготовления гелий-неонового лазера. Особенности технологии изготовления ионных и молекулярных газоразрядных лазеров.

Газоразрядные источники света. Конструкции, принцип действия и технология изготовления люминесцентных ламп, дуговых ртутных ламп, натриевых ламп высокого давления. Сравнение характеристик ламп накаливания, газоразрядных и твердотельных источников света.

МОДУЛЬ 4. Технология изготовления средств отображения информации.

Конструкция, принцип действия и технология изготовления цветных плазменных панелей. Конструктивные и технологические пути повышения качества изображения. Плазменные панели для наборных экранов коллективного пользования.

Принцип действия, конструкции, используемые материалы и особенности технологии изготовления жидкокристаллических панелей, электролюминесцентных панелей на неорганических и органических люминофорах.

МОДУЛЬ 5. Основы технологии полупроводниковых приборов.

Классификация интегральных микросхем (ИМС) по технологии их изготовления: пленочные и гибридные (ИМС). Использование базовых процессов полупроводниковой технологии в производстве планарных транзисторов и интегральных микросхем.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Данная дисциплина является завершающей в блоке профессиональных дисциплин.



5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин

СРС

Всего

час.


1.

Физико-химические основы некоторых общих технологических процессов производства изделий электронной техники

4

8

-

-

12

24

2.

Технология изготовления электровакуумных приборов

10

12

-

-

20

42

3.

Технология изготовления газоразрядных приборов

8

2

-

-

4

14

4.

Технология изготовления средств отображения информации.

6

4

-

-

8

18

5.

Основы технологии полупроводниковых приборов

7

9

-

-

30

46


6. Лабораторный практикум

Лабораторные занятия по данной дисциплине не планируются



7. Практические занятия (семинары)


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)


1.

Физико-химические основы некоторых общих технологических процессов производства изделий электронной техники

1. Проектирование и расчет вольфрамовых катодов.

2. Проектирование и расчет оксидных катодов.

3. Контрольная работа (расчет катодов).


8

2.

Технология изготовления электровакуумных приборов

1. Построение технологической схемы и анализ технологии и оборудования производства приемно-усилительных ламп (на примере лучевого тетрода 6П36С).

2. Построение технологической схемы и анализ технологии и оборудования производства металлостеклянных генераторных ламп (на примере генераторного тетрода ГУ-39А-1).

3. Технология и оборудование изготовления металлокерамических генераторных ламп (на примере СВЧ триодов ГС-4 и 7007).


12

3.

Технология изготовления газоразрядных приборов

1. Технология изготовления газоразрядных приборов, использующих электрические свойства газового разряда

2

4.

Технология изготовления средств отображения информации.

1. Технология изготовления электролюминесцентного индикатора.

2. Технология изготовления жидкокристаллического индикатора.

3. Технология изготовления газоразрядного индикатора.

4. Контрольная работа (вакуумные люминесцентные индикаторы).



4

5.

Основы технологии полупроводниковых приборов

1. Проектирование технологического процесса и подбор оборудования для производства заданной условной структуры (индивидуальное задание)

9



8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые проекты или работы по данной дисциплине не планируются.



9. Образовательные технологии и методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Чтение лекций по дисциплине проводится в традиционной форме с использованием мультимедийной презентации, которая содержит слайды с изображением объектов, которые сложно воспроизвести на доске: схемы и внешний вид оборудования, методы реализации отдельных технологических процессов, большие схемы и рисунки и т.д. При рассмотрении вопросов, которые отчасти затрагивались в других курсах, лекцию целесообразно вести в диалоговой форме, чтобы научить студентов использовать ранее полученные знания при изучении новых дисциплин, показать преемственность разных курсов и перевести работу студентов на лекции из пассивной в активную форму.

Практические занятия проводятся либо в традиционной форме (1 модуль), либо в форме выступления студента с докладом по проектированию технологического процесса изготовления конкретного прибора (2, 3, 4 модули).

В первом случае на занятиях студентам предлагается вспомнить изученные в курсе «Физическая электроника и электронные приборы» основы термоэмиссии и основные математические выражения, используемые для описания этого явления, разбираются примеры задач по расчету различных термокатодов. Для контроля усвоения материала по этому разделу проводится контрольная работа.

Во втором случае студентам выдается индивидуальное задание по проектированию технологического процесса и подбору оборудования для производства отдельного узла или прибора. Исходными данными являются тип прибора, описание его конструкции и материалов, используемых при изготовлении основных конструктивных элементов. Студенту предлагается использовать базовые технологические процессы производства изделий электронной техники с подбором конкретных режимов и типового оборудования. С результатами выполнения этого задания студенты выступают на практическом занятии либо с докладом, либо с презентацией.

По материалу модуля 5 студенты получают индивидуальное задание на проектирование технологического процесса и подбор оборудования для производства заданной условной структуры. Практические занятия в этом случае проводятся в форме индивидуальных консультаций. По результатам выполнения этого задания оформляется письменная работа, которая содержит:

1. Цель работы;

2. Технологическая схема изготовления заданной структуры с изображением изделия на каждом этапе;

3. Пооперационное описание технологического процесса;

4. Подобранное для каждой операции оборудование (внешний вид, назначение, технические характеристики).

Работа сдается на проверку преподавателю.

Программа проведения и варианты заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов приведены в учебном пособии Т.Г. Шиковой «Технология и оборудование производства изделий электронной техники» (Иваново, ИГХТУ, 2003 г.)


Практические занятия по дисциплине организованы таким образом, что основная часть подготовки к ним осуществляется студентом путем внеаудиторной самостоятельной работы, а на занятиях фактически проводятся индивидуальные консультации по их выполнению. В связи с необходимостью изучить большой теоретический материал, преподавателю рекомендуется на лекциях рассмотреть лишь основные моменты, расставить акценты, а подробности и детали предложить студентам рассмотреть самостоятельно с помощью автономного гипертекстового электронного учебника http://plasma.isact.ru или сетевого электронного учебника в СДО ИГХТУ Moodle http://edu.isuct.ru.

следующая страница >>



Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Георг Лихтенберг
ещё >>