Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Профиль подготовки общий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 337.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 327.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 303.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 303.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 334.65kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 408.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 261.96kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080100. 3 517.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 365.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Использование численного вероятностного анализа для расчета периода... 1 40.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» - страница №1/2

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

_______ О.А. Свиридов

«___»__________ 20__г.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Профиль подготовки общий, бухгалтерский учет, анализ и аудит; финансы и кредит, экономика предприятий и организаций

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург


2011

УДК


ББК

Б

Обсуждена на заседании кафедры «Физического воспитания и безопасности жизнедеятельности» от 19 октября 2011 г., протокол № 3.


Принята Учебно-методическим советом от 31.05. 2012г., протокол № 9.

Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 145-т

Составитель: Н. В. Чуклова



Б

Безопасность жизнедеятельности : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Чуклова. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 24 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080100.62 «Экономика».

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080100.62 «Экономика» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».




УДК

ББК



© Чуклова Н. В., составление, 2011

© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2011




1 Цели освоения дисциплины…………………..………………..............




2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………




3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................…………………………………………………….




4 Структура и содержание дисциплины.................……………………….




4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………




4.2 Наименование тем, их содержание..............................................




4.3 Тематический план изучения дисциплины.................................




4.3.1 Очная форма обучения….................................................




4.3.2 Заочная форма обучения..................................................




4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки...................................................................




5 Образовательные технологии...……………………………………........




6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….......................




6.1 Система и формы контроля.........................................................




6.2 Критерии оценки качества знаний студентов.............................




6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.............................................................................................




6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения...........

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения.................................






6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу……………………………………………………………




6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала ...............................................................




7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...




7.1 Основная литература……………………………………....…….




7.2 Дополнительная литература……………………………....……




7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы........................




8 Материально-техническое обеспечение дисциплины.................……...




Содержание

1 цели освоения дисциплины
Цель: изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в природной, городской, бытовой и производственной средах, а также в чрезвычайных ситуациях.

Задачи: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • создания комфортных (оптимальных) условий труда и отдыха;

  • идентификации негативных воздействий факторов окружающей среды;

  • реализации мер защиты человека и окружающей среды от негативных воздействий, оценки их технико-экономической эффективности;

  • социально-экономической оценки ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде и материальным ценностям в результате негативных воздействий, в чрезвычайных ситуациях;

  • обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в штатных и чрезвычайных ситуациях;

  • прогнозирования и моделирования чрезвычайных ситуаций;

  • предупреждения, снижения последствий и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • принятия решений по защите населения и производственного персонала от возможных последствий чрезвычайных ситуаций.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) относится к базовой части профессионального цикла (Б 3), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения «БЖД»: правоведение, иностранный язык.



Дисциплины для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • основы безопасности труда;

  • экология;

  • экологический менеджмент.


3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся должен:

Знать:

  • методы качественного и количественного анализа опасностей, управления ими; основы физиологии труда;

  • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека вредных и опасных производственных факторов, методы их оценки, нормирования, снижения (оптимизации);

  • основы организации защиты населения и производственного персонала в чрезвычайных ситуациях;

  • методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

  • нормативно-правовые, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности.

Уметь:

  • оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями; рассчитывать необходимые параметры производственной среды;

  • эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;

  • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

  • планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости функционирования производственных объектов.

Владеть навыками:

  • оказания первой медицинской (доврачебной) помощи;

  • измерения вредных факторов производственной среды;

  • использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляет 3 зачетные единицы или 108 часа.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

очн.

Очн.

Лекции (Л)

18

18

Семинарские занятия (Сем.)

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

72

72

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

20

20

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

52

52

Форма рубежного контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

108

108

Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

2

заочн.

Заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

6

-

6

Семинарские занятия (Сем.)

6

-

6

Самостоятельная работа, в т.ч.

6

90

96

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

6

-

6

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

80

80

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет

Зачет

Итого часов:

18

90

108

Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

2

заочн.

Заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

6

-

6

Семинарские занятия (Сем.)

6

-

6

Самостоятельная работа, в т.ч.

6

90

96

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

6

-

6

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

80

80

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет

Зачет

Итого часов:

18

90

108



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Введение. Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации»

Наука БЖД, её цель, задачи, объект и предмет изучения. Актуальность науки. Сферы деятельности человека, изучаемые БЖД. Основные практические направления БЖД. Окружающая среда (среда обитания). Факторы окружающей среды. Приведите примеры. Взаимодействие человека с окружающей средой. Опасности, возникающие в процессе такого взаимодействия. Аксиома о потенциальной опасности.

Классификация опасностей. Методы качественного анализа опасностей. Численный анализ риска. Понятие абсолютного и допустимого риска. Способы определения риска.
Тема 2 Медико-биологические основы БЖД

Системы восприятия организмом человека информации о состоянии окружающей среды.

Понятие рецепторов, принципа обратной связи. Условные и безусловные рефлексы. Понятие о защитно-приспособительных реакциях. Гомеостаз, адаптация. Системы обеспечения безопасности организма человека.
Тема 3 Основы физиологии труда, основы эргономики

Формы, условия труда. Преимущества и недостатки умственного и физического труда. Критерии оценки тяжести труда. Критерии оценки напряженности труда. Показатели трудовой деятельности: работоспособность, утомление, переутомление. Энергообеспечение трудовой деятельности (понятие об обмене веществ и энергии).


Тема 4 Микроклимат производственной среды

Понятие микроклимата, его параметры, единицы измерения, нормирование. Приборы контроля микроклимата производственной среды. Влияние метеорологических условий на процесс теплопродукции и теплообмена человека с окружающей средой. Вентиляция как средство обеспечения нормального микроклимата. Способы осуществления естественной вентиляции. Виды, схемы принудительной вентиляции, кондиционирование. Отопление, виды, требования безопасности.


Тема 5 Производственное освещение

Естественное и искусственное производственное освещение, виды, преимущества и недостатки, нормирование. Источники искусственного

освещения, их преимущества и недостатки. Освещение при работе с компьютерами. Цветовое оформление производственного помещения.
Тема 6 Воздействие вредных производственных факторов

Классификация вредных производственных факторов: шум, вибрация, электромагнитные и электростатические поля, поля СВЧ, ионизирующее излучение. Шум: определение, классификация, основные физические характеристики. Влияние шума (ультразвук, инфразвук) на организм человека. Средства защиты. Вибрация: определение, классификация, основные физические характеристики. Влияние на организм человека. Средства защиты от вибрации. Электромагнитные и электростатические поля, их источники, биологическое действие, методы защиты. Ионизирующее излучение, его виды, биологическое действие, методы защиты.


Тема 7 Электробезопасность: действие электрического тока на организм человека, средства электрозащиты

Действие электрического тока на организм человека, виды поражений электрическим током. Средства обеспечения электробезопасности. Оказание первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током.


Тема 8 Организация пожарной безопасности

Условия возникновения пожара и развитие пожарной обстановки. Опасные факторы пожара. Пожароопасность веществ и материалов, зданий, сооружений. Огнестойкость строительных конструкций. Организация пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях. Средства пожарной сигнализации. Виды датчиков автоматической пожарной сигнализации. Средства пожаротушения. Виды огнетушащих составов.


Тема 9 Защита от антропогенных опасностей. Управление безопасностью жизнедеятельности

Взаимодействие человека и технической системы. Организация трудового процесса. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков. Трудовое обучение и стимулирование безопасности деятельности.

Правовые и нормативно-технические основы. Управление охраной труда. Экспертиза безопасности. Государственная экспертиза условий труда. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. Требования охраны труда на предприятиях отрасли. Безопасность жизнедеятельности в специальных условиях.
Тема 10 Безопасность в окружающей природной среде

Защита атмосферного воздуха. Состав и расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Средства защиты атмосферы. Защита гидросферы. Состав и расчет выпусков сточных вод в водоемы. Средства защиты гидросферы. Защита земель. Обращение с отходами. Проблема исчерпания земельных ресурсов и деградации почв. Пути ее решения. Преимущества и недостатки. Основы рационального природопользования. Ресурсосбережение. Альтернативные источники энергии.

Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс. Экологический мониторинг. Экологическое право. Экологические правонарушения. Виды ответственности за загрязнение окружающей среды.
Тема 11 Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Виды, источники возникновения чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера. Производственные аварии, связанные с выбросом химически активных веществ. Пожары. Взрывы. Их причины и опасные факторы. Прогнозирование ЧС техногенного характера. Пути повышения устойчивости функционирования производственных объектов с учетом

Продолжение Приложения Г
вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Пути предотвращения чрезвычайных ситуаций. Понятия предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация защиты и жизнеобеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1. Введение. Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации»

1

1

2

4

ПЗ

СИ


6

2. Медико-биологические основы БЖД

1

1

2

8

ПЗ


10

3. Основы физиологии труда, основы эргономики

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

4. Микроклимат производственной среды

1

1

2

6

ПЗ

СИ


8

5. Производственное освещение

1

1

2

6

ПЗ


8

6. Воздействие вредных производственных факторов

2

3

5

8

ПЗ


13

7. Электробезопасность: действие электрического тока на организм человека, средства электрозащиты

2

1

3

6

ПЗ


9

8. Организация пожарной безопасности

2

1

3

6

ПЗ


9

9. Защита от антропогенных опасностей. Управление безопасностью жизнедеятельности

2

2

4

8

ПЗ

СИ


12

10. Безопасность в окружающей природной среде

2

3

5

8

ПЗ

СИ


13

11. Безопасность в чрезвычайных ситуациях

2

2

4

8

ПЗ

СИ


12

Итого часов:

18

18

36

72

-

108


4.3.2 Заочная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1. Введение. Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации»

1

-

1

7

ПЗ

СИ


8

2. Медико-биологические основы БЖД

-

1

1

7

ПЗ


8

3. Основы физиологии труда, основы эргономики

-

1

1

7

ПЗ

СИ


8

4. Микроклимат производственной среды

-

1

1

7

ПЗ

СИ


8

5. Производственное освещение

-

1

1

7

ПЗ


8

6. Воздействие вредных производственных факторов

1

-

1

10

ПЗ


11

7. Электробезопасность: действие электрического тока на организм человека, средства электрозащиты

-

1

1

7

ПЗ


8

8. Организация пожарной безопасности

-

1

1

7

ПЗ


8

9. Защита от антропогенных опасностей. Управление безопасностью жизнедеятельности

1

-

1

10

ПЗ

СИ


11

10. Безопасность в окружающей природной среде

1

-

1

10

ПЗ

СИ


11

11. Безопасность в чрезвычайных ситуациях

2

-

2

7

ПЗ

СИ


9

Выполнение контрольной работы

-

-

-

10

к.р.

10

Итого часов:

6

6

12

96

-

108


4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1. Введение. Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации»

1

-

1

7

ПЗ

СИ


8

2. Медико-биологические основы БЖД

-

1

1

7

ПЗ


8

3. Основы физиологии труда, основы эргономики

-

1

1

7

ПЗ

СИ


8

4. Микроклимат производственной среды

-

1

1

7

ПЗ

СИ


8

5. Производственное освещение

-

1

1

7

ПЗ


8

6. Воздействие вредных производственных факторов

1

-

1

10

ПЗ


11

7. Электробезопасность: действие электрического тока на организм человека, средства электрозащиты

-

1

1

7

ПЗ


8

8. Организация пожарной безопасности

-

1

1

7

ПЗ


8

9. Защита от антропогенных опасностей. Управление безопасностью жизнедеятельности

1

-

1

10

ПЗ

СИ


11

10. Безопасность в окружающей природной среде

1

-

1

10

ПЗ

СИ


11

11. Безопасность в чрезвычайных ситуациях

2

-

2

7

ПЗ

СИ


9

Выполнение контрольной работы

-

-

-

10

к.р.

10

Итого часов:

6

6

12

96

-

108


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

4 Микроклимат производственной среды

Решение ситуационных задач.

Практикум.

Исследовательский метод


5 Производственное освещение

Практикум.

Исследовательский метод



6 Воздействие вредных производственных факторов

Практикум.

Исследовательский метод



7 Электробезопасность: действие электрического тока на организм человека, средства электрозащиты

Решение ситуационных задач


8 Организация пожарной безопасности

Работа в команде.

Ролевая игра



9 Защита от антропогенных опасностей. Управление безопасностью жизнедеятельности

Работа в команде.

Ролевая игра



10 Безопасность в окружающей природной среде

Практикум.

Исследовательский метод



11 Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Работа в команде.

Ролевая игра





6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.


  2. следующая страница >>



Чтобы напиться до безобразия, мне теперь хватает одной рюмки. Не могу только запомнить, тринадцатой или четырнадцатой. Джордж Бернс
ещё >>