Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством» Профиль подготовки Общий профиль - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 2 470.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 323.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 725.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 4 609.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 349.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 559.87kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 488.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 346.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 337.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 330.53kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Всеобщее управление качеством»... 1 142.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление - страница №1/3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»


МАРКЕТИНГ
Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 221400.62 – «Управление качеством»

Профиль подготовки Общий профиль

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная

Оренбург


2012

УДК


ББК

М


Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 31 августа 2012 г., протокол № 1.
Принята Учебно-методическим советом от 3 сентября 2012 г., протокол № 1.
Утверждена приказом ректора № 1 от 3 сентября 2012 г.
Составитель: И. А. Юмашева.


М

Маркетинг : рабочая программа учебной дисциплины / сост. И. А Юмашева. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 28 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 221400.62 - «Управление качеством». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 221400.62 - «Управление качеством» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 221400.62 - «Управление качеством».

УДК

ББК







© Юмашева И. А., составление, 2012

© ОФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012

Содержание


1 Цели освоения дисциплины……………..………………………….........

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………….

5

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…………………………………………………………………

6


4 Структура и содержание дисциплины…………………………………..

7

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам
аудиторной и самостоятельной работы студентов………………...

7


4.2 Наименование тем, их содержание……………………………

8

4.3 Тематический план изучения дисциплины………………….…

13

4.3.1 Очная форма обучения………………………………….

13

4.3.2 Заочная форма обучения………………………………..

14

5 Образовательные технологии……………………………………………

15

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………..

16


6.1 Система и формы контроля……………………………………..

16

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов………………….

16

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………...

17


6.3.1 Темы рефератов……………………………………….

17

6.3.2 Темы эссе……………………………………………….

18

6.3.3 Материалы курса, выносимые студентам очной
формы обучения для самостоятельного изучения…………

18


6.3.4 Примерные варианты контрольных работ для
студентов заочной формы обучения…………………………

20


6.3.5 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу……………………………………………………………

21


6.3.6 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала…………………………………………...

23


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...

26

7.1 Основная литература……………………………………………

26

7.2 Дополнительная литература……………………………………

26

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы………………

26

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины………………….

27








1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: формирование у студентов системы знаний о маркетинге как науке, философии бизнеса, виде деятельности, направленной на создание компанией стратегических конкурентных преимуществ посредством тщательного и всестороннего изучения рынка. Изучение способов активного воздействия на спрос, построения прочных, долгосрочных взаимоотношений с потребителями и партнерами по бизнесу.

Задачи:


  • обеспечить освоение студентами организационных знаний и действий, направленных на совершенствование процессов маркетинговой деятельности производителей и сбытовой системы для удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли;

  • получение теоретических представлений об общей структуре курса и взаимосвязях его отдельных разделов;

  • изучение особенностей исследования рынков различного типа, выявление потребностей физических и/или юридических лиц, разработки и реализации мероприятий по их удовлетворению;

  • получение практических навыков работы на рынке в соответствии с рекомендациями учебного курса;

  • изучение имеющихся методик и подходов к разработке и обоснованию стратегии маркетинга;

  • ознакомление с проблемами, имеющимися в области маркетинговых исследований;

  • рассмотрение проблем «встраивания» службы маркетинга в организационную структуру предприятия.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Маркетинг» относится к базовой части профессионального цикла, предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 221400.62 – «Управление качеством».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины «Маркетинг»: иностранный язык, экономическая теория, управление процессами, менеджмент, прогнозирование и планирование, деловые коммуникации.



Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • всеобщее управление качеством;

  • логистика.



3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Маркетинг» направлен на формирование следующих компетенций:

  • способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

  • способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

  • способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-1);

  • способностью идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ПК-3);

  • способностью применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач (ПК-4);

  • способностью применять знание этапов жизненного цикла продукции или услуги (ПК-6);

  • способностью применять знание подходов к управлению качеством (ПК-7);

  • способностью применять проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества (ПК-8);

  • способностью применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продукции и услуг (ПК-9);

  • способностью пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности, выбирать (строить) адекватные объекту модели (ПК-12).

В результате освоения дисциплины «Маркетинг» обучающийся должен:

Знать:

  • определение маркетинга и его основные понятия;

  • факторы маркетинговой среды и их классификация;

  • состав и содержание комплекса маркетинга;

  • методы, алгоритмы и инструменты маркетинговых исследований;

  • варианты организации управления маркетинговой деятельностью в организации;

  • основы маркетинговых коммуникаций.

Уметь:

  • принимать маркетинговые управленческие решения;

  • сегментировать рынок и позиционировать товар на нем;

  • организовать коммуникационные отношения организации;

  • разрабатывать план маркетинга организации;

  • применять методы оперативного, стратегического и прогнозного планирования, информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом;

Владеть навыками:

  • использования маркетинговых инструментов в хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих предприятий;

  • использования комплекса маркетинга в различных рыночных ситуациях;

  • разработки и внедрения планов развития организации, эффективно согласовывать ресурсы с целями предприятия, а цели – с запросами потребителей;

  • организации и проведения маркетинговых исследований на рынках различных типов, анализа и интерпретации результатов.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Маркетинг» составляет 4 зачетные единицы или 128 часов.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и

самостоятельной работы студентов
Т а б л и ц а 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

3

Очн.

Очн.

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (Практ.)

38

38

Самостоятельная работа, в т.ч.

68

68

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

18

18

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

44

30

Написание эссе (Э)

2

2

Подготовка рефератов (Р) – исследовательских работ

4

4

Форма рубежного контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

128

128*

* В том числе 4 часа КСР
Т а б л и ц а 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

4

5

Заочн.

Заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

4

-

4

Практические занятия (Практ.)

6

-

6

Самостоятельная работа, в т.ч.

14

100

114

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

14

-

14

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

90

90

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет(4)

Зачет(4)

Итого часов:

24

100

128





4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Понятие маркетинга, его цели, принципы и функции

Маркетинг как наука, философия бизнеса и вид деятельности на предприятии. Сущность маркетинга. Цели системы маркетинга. Функции маркетинга. Принципы маркетинга. Объекты и субъекты маркетинга. Состояние и перспективы развития маркетинга. Государственное регулирование маркетинговой деятельности.

Основные понятия маркетинга. Социальная ориентация маркетинга. Эволюция концепций маркетинга. Современные концепции маркетинга. Понятие концепции управления маркетингом. Основные этапы становления и развития маркетинга. Сферы применения маркетинга.

Комплекс маркетинга. Становление маркетинга в России. Состояние маркетинга на российских предприятиях. Отношение к маркетингу в современной России. Стратегические конъюнктурные приоритеты маркетинга.

Виды маркетинга. Маркетинг организации. Маркетинг личности. Маркетинг идей. Маркетинг места. Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса.

Тема 2 Рынок как экономическая основа маркетинга

Рынок: основные понятия, классификация и характеристики. Рынок товаров производственного назначения, рынок услуг, рынок государственных учреждений, потребительский рынок. Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний. Конъюнктура рынка. Понятие емкости рынка. Методы расчета емкости рынка.

Маркетинговая среда организации. Внешние элементы комплекса маркетинга. Экономическая среда. Политическая система. Правовое регулирование. Социально-демографическая среда. Природно-географическая среда. Научно-техническая среда.

Микросреда маркетинга, её значение. Характеристика отдельных элементов микросреды. Конкуренты. Потребители. Поставщики. Посредники. Контактные аудитории. Анализ маркетинговой среды.

Теория потребительского поведения. Типология потребителей, подходы к ней. Категории потребителей. Модель покупательского поведения, её элементы. Мотивы поведения потребителей. Характеристики покупателя и факторы, влияющие на решения покупателя. Процесс принятия решения о покупке. Покупательские роли. Особенности покупательского поведения организаций – потребителей. Модель принятия решения о закупке товаров на рынке организаций.

Определение спроса и потребностей – основа исследования рынка. Понятие спроса на продукцию. Виды спроса. Методы изучения и анализа спроса. Прогнозирование развития рынка.



Тема 3 Информационное обеспечение маркетинга

Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Информационное обеспечение в системе маркетинга. Маркетинговая информационная система. Маркетинговая информация: классификация, методы ее получения и оценки. Система обработки маркетинговой информации.

Маркетинговые исследования. Виды и назначение маркетинговых исследований. Исследования рынка. Принципы проведения маркетинговых исследований. Методика проведения маркетингового исследования. Методы сбора и обработки данных для маркетинговых исследований.

Процесс маркетингового исследования. Основные этапы маркетинговых исследований. Выявление проблем. Формирование целей исследования. Отбор источников информации. Сбор и анализ информации. Предоставление информации. Оформление отчета маркетингового исследования.

Современное состояние маркетинговых исследований.
Тема 4 Сегментация рынка и ее роль в маркетинге

Стратегия целевого маркетинга. Целевой рынок.

Процесс сегментации рынка. Цели и виды сегментации. Признаки сегментации рынка. Критерии сегментирования рынка. Сегментация рынка по группам потребителей. Сегментация рынка по параметрам продукции. Сегментация рынка по основным конкурентам. Методы сегментации рынка.

Сегментирование рынка товаров производственного назначения Требования к выбору целевого сегмента рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.

Понятия: целевой рынок, «рыночная ниша», рыночное окно. Выбор целевых сегментов. Стратегии охвата рынка. Позиционирование товара на рынке. Процедура позиционирования товаров. Ошибки позиционирования.
Тема 5 Поведение потребителей на рынках

Типология потребителей, подходы к ней. Категории потребителей. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения.

Модель покупательского поведения, её элементы. Характеристики покупателя и факторы, влияющие на решения покупателя.

Иерархия решений потребителя. Процесс принятия решения о покупке. Мотивы покупки. Покупательские роли. Осознание проблемы. Поиск информации. Оценка вариантов. Модели оценки оптимального выбора. Реакция на покупку.

Модель оправдания ожиданий. Теория «когнитивного диссонанса». Прогнозирование нужд и запросов потребителей.

Тема 6 Формирование товарной политики

Роль товара в системе маркетинга. Товар и его функции. Образ товара. Коммерческие характеристики товара. Классификация товаров. Концепция жизненного цикла товара. Рыночный и полный жизненный цикл товара. Характеристики основных этапов жизненного цикла товаров. Маркетинговые стратегии на различных этапах жизненного цикла товара. Виды кривых жизненного цикла.

Формирование товарной политики. Ассортимент товаров и управление им. Основные показатели товарного ассортимента. Технология планирования товарного ассортимента. Товарная номенклатура. Новый товар: сущность и критерии определения. Процедура разработки нового товара. Принятие потребителями нововведений. Причины неуспешного вывода новых товаров на рынок.

Конкурентоспособность товаров, её место в стратегии маркетинга. Параметры, характеризующие конкурентоспособность товара. Оценка конкурентоспособности товара. Методы оценки конкурентоспособности товара. Стандартизация и сертификация продукции.

Марка и марочная политика. Марочная продукция. Регистрация торговой марки и защита товарных знаков. Марочные стратегии. Понятия бренда. Упаковка и маркировка товара. Функции упаковки. Сервис в системе товарной политики.
Тема 7 Ценовая политика и ценообразование

Особенности цены как средства маркетинга. Взаимосвязи цены в комплексе маркетинга. Виды и классификация цен, особенности их применения. Особенности установления цен на товары производственного назначения.

Рыночные основы ценовой политики. Цели и принципы ценовой политики. Разработка ценовой политики. Этапы процесса ценообразования. Ценообразующие факторы. Ценовая эластичность спроса. Особенности ценообразования в России. Участие государственных и муниципальных органов управления в ценообразовании.

Методы формирования цен. Методы дифференцированного ценообразования. Методы конкурентного ценообразования. Методы ассортиментного ценообразования. Методы географического ценообразования. Методы стимулирующего ценообразования. Установление цен на товары в рамках ассортимента. Тактические приемы ценообразования. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения.


Тема 8 Политика распределения

Понятие сбытовой политики предприятия. Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Роль службы сбыта. Товародвижение. Управление товародвижением. Структура системы распределения. Методы и каналы сбыта. Функции каналов распределения. Выбор и отбор каналов распределения. Стратегии сбыта по принципу выбора посредников. Товарные посредники и их классификация. Розничная торговля. Оптовая торговля. Коммерческие формы и методы реализации товаров. Дилеры и дистрибьюторы.

Сбытовые маркетинговые системы товародвижения. Конкуренция в канале товародвижения. Рыночные структуры в реализации политики распределения. Логистика в решении задачи распределения. Маркетинг прямых продаж. Маркетинг в компьютерных сетях. Маркетинг отношений.


следующая страница >>



Женщина как дамская сумочка — в ней нельзя найти то, чего ищешь. Рышард Дорода
ещё >>