Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 Бизнес-Информатика Профиль подготовки Архитектура предприятия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 330.53kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 376.58kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 284.25kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080500... 1 332.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 5 648.33kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 2 466.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 375.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 300.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 3 530.21kb.
Программа дисциплины «Архитектура предприятия» 1 139.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 384.86kb.
Цены на гарантированные групповые экскурсии для региона тироль 1 36.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 Бизнес-Информатика - страница №1/4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080500.62 Бизнес-Информатика

Профиль подготовки Архитектура предприятия

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург


2012

УДК


ББК

Т

Обсуждена на заседании кафедры «Экономики» от 29.08. 2012 г., протокол № 1 .


Принята Учебно-методическим советом от 30.08.2012 г., протокол № 10.

Утверждена приказом ректора № 174а/т от 06 сентября 2012г.

Составитель: И.В. Трофимов

Т Теория отраслевых рынков: рабочая программа учебной

дисциплины / сост. И.В. Трофимов. - Оренбург:OГИM, 2012.-с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория отраслевых рынков» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080500.62 - «Бизнес-Информатика». Программа составлена в соответствии с с ФГОС ВПО направления подготовки 080500.62 – «Бизнес информатика»и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования» принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория отраслевых рынок» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-Информатика».

УДК

ББК

© Трофимов И.В.. составление, 2012

© ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012

Содержание
1 Цели освоения дисциплины 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО 5

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 6

4 Структура и содержание дисциплины 8

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов 8

4.2 Наименование тем, их содержание 9

4.3 Тематический план изучения дисциплины 12

4.3.1 Очная форма обучения 13

4.3.2 Заочная форма обучения 13

4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки 14

5 Образовательные технологии 16

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 17

6.1 Система и формы контроля 17

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов 17

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 18

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения 18

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения 20

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу 23

6.3.4 Контрольно-тестовые задания для проверки усвоения материала 24

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 27

7.1 Основная литература 31

7.2 Дополнительная литература 31

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 32
1 цели освоения дисциплины
Цель: изучение данной дисциплины позволит будущим специалистам проводить отраслевой анализ и анализ рыночных структур, исследовать и прогнозировать последствия принимаемых решений отдельными субъектами рынка, получить более глубокое понимание закономерностей функционирования отраслей и рынков, а также оценивать эффективность мер государственной политики в отношении регулирования рынков и отраслей.

Задачи: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, в том числе:


  • получить системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

  • использовать основные и специальные методы экономического анализа современных рынков;

  • изучить субъекты рынка;

  • оценивать мероприятия по государственному регулированию рынков.

2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Теория отраслевых рынков» является дисциплиной по выбору и относится гуманитарному, социальному и экономическому циклу (Б1.ДВ1), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес-Информатика».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения ТОР:



  • микроэкономика;

  • макроэкономика;

  • инвестиции.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • электронный бизнес;

  • рынки ИКТ и организации продаж;

  • анализ, совершенствование и управление бизнес-процессами.

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации,постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие вобществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретениеили поставку ИС и ИКТ (ПК-6);

  • позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формироватьпотребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовыватьпродажи в среде Интернет (ПК-11);

  • защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-12);

  • организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами (ПК-13).

В результате освоения дисциплины ТОР обучающийся должен:

Знать:

  • теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

  • принципы принятия и реалзации экономических и управленческих решений;

  • основных субъектов, их взаимодействие;

  • методы регулирования рынков.

Уметь:

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности;

  • использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

  • критически оценивать поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности.

Владеть навыками:

  • самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере профессиональной деятельности;

  • основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Теория отраслевых рынков» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 - Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

4

очн.

Очн.

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (Сем.)

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

69

69

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

18

18

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

37

40

Конспектирование первоисточников (КИИ)

14

14

Форма рубежного контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

108*

108*

*в том числе 3 часа КСР
Таблица 4.2 - Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

3

4

заочн.

заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

6

-

6

Практические занятия (Сем.)

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

84

94

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

-

10

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

64

64

Конспектирование первоисточников (КПИ)

-

10

10

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

20

88

108

Таблица 4.3 - Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

2

заочн.

заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

6

-

6

Практические занятия (Сем.)

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

84

94

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

-

10

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

64

64

Конспектирование первоисточников (КПИ)

-

10

10

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

20

88

108



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Предмет курса «Теория отраслевых рынков»

Становление и этапы развития теории отраслевых организаций. Методология исследования рыночных структур.


Тема 2 Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению

Фирма. Современные концепции фирмы: технологический, контрактный и стратегический подход. Рынок. Классификация рынков, идентификация границ. Отрасль. Классификация отраслей, структура отрасли. Отраслевой рынок. Показатели размера фирмы.


Тема 3 Обобщенные рыночные структуры

Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция. Рыночная структура и ее основные черты. Влияние отдачи от масштаба на равновесие. Ценообразование на уровне предельных затрат и его влияние на общественное благосостояние. Монополия. Виды монополий. X -неэффективность монополии. Общественные издержки существования монополии.


Тема 4 Монопольная власть

Монопольная власть. Определение, проявления, нормальная и экономическая прибыль. Показатели монопольной власти. КоэффициентБэйна (норма экономической прибыли). Коэффициент (индекс) Лернера. Коэффициент Тобина (q - Тобина). Коэффициент Папандреу.


Тема 5 Олигополистические рынки однородных продуктов

Модель Курно. Конкуренция в объеме выпуска. Функции лучшей реакции. Равновесие в модели. Модель для двух и N участников. Влияние числа фирм на благосостояние. Модель с неоднородными фирмами. Модель лидера-ведомого Штакельберга. Преимущество первого хода и равновесие. Воздействие на благосостояние. Модель Бертрана. Ценовая конкуренция. Существование равновесия. Влияние производственных ограничений, циклы Эджворта. Условия ценообразования выше предельных затрат. Модель доминирующей фирмы Форхаймера. Условия реализации доминирования. Статическое и динамическоеценообразование. Модель «самоубийственного ценообразования» доминирующей фирмы. Сравнительный анализ моделей. Влияние ограниченности производственных мощностей. Возможность и устойчивость сговора. Динамические стратегии.


Тема 6 Рынки неоднородных продуктов

Дифференциация продукта. Вертикальная и горизонтальная дифференциация продукции, подходы к измерению степени дифференциации продукции. Простейшие модели. Эффекты собственной и перекрестной цены. Количественные и Ценовые игры при неоднородных продуктах, модификация моделей Курно и Бертрана. Модель последовательных действий. Монополистическая конкуренция. Фирмы и торговые марки. Равновесие Чемберлина при монополистической конкуренции. Влияние постоянных издержек на число марок и состояние рынка. Аллокативная неэффективность монополистической конкуренции и доводы за продуктовое многообразие. Пространственные (адресные) модели. Модель линейного города, «зонтики Хотеллинга», влияние структуры издержек на уровень дифференциации, последовательный вход в отрасль. Модель кругового города Салопа, оптимальный уровень дифференциации и дифференциация при свободном доступе на рынок. Прочие модели. Модель Ланкастера, продукт как совокупность потребительских характеристик. Модель вертикальной дифференциации продукта Саттона.


Тема 7 Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния и поглощения

Меры концентрации. Индекс концентрации. Индекс Херфинделя-Хиршмана. Индекс энтропии. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей. Индекс Джини. Барьеры входа в отрасль. Затраты на вход, безвозвратные издержки. Блокированный, удержанный и открытыйвход в отрасль. Ценообразование и рыночные сигналы. Слияния. Виды экономических объединений. Типы слияний. Горизонтальные и вертикальные слияния, промежуточные, конечные и взаимозамещающиепродукты. Контроль слияний со стороны государства, мировой опыт. Враждебные поглощения. Причины поглощений. Цели и способы поглощений. Варианты борьбы с враждебными поглощениями. Взаимосвязь с рыночной структурой.


Тема 8 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

Инновации. Классификация процесса инноваций. Гонка за НТП, равновесный и общественно оптимальный уровень НИОКР. Гипотеза Шумпетера. Кооперация в сфере НИОКР, эффект положительного влияния. Взаимосвязь структуры рынка и инновационной активности. Патенты. Получение преимуществ и поощрение инноваций. Критерии и типы патентной защиты разработок. Оптимальная длительность патента. Лицензирование и субсидирование инноваций.


Темп 9 Ценовая политика

Ценовая дискриминация. Типы дискриминационной политики, совершенная дискриминация, дискриминация в зависимости от объема (дискриминация второго типа), дискриминация по группам потребителей (дискриминация третьего типа). Практика ценовой дискриминации, сезонные продажи, нелинейное ценообразование, сезонное ценообразование. Межвременная ценовая дискриминация, парадокс Коуза. Пространственная ценовая дискриминация. Модели ценообразования. Двухуровневые тарифы. Неравномерное ценообразование, система накопительных скидок. Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Учет сезонного фактора в ценах, его влияние на доходы. Хищническое ценообразование.


Тема10 Воздействие рекламы на рынок

Побуждающая реклама. Уровень рекламы, максимизирующий прибыль монополии. Уровень рекламы и уровень цен. Уровень рекламы и его влияние на общественное благосостояние, негативное влияние существования монополии. Теорема Дорфмана-Штайнера, модификация для случая олигополии. Информативная реклама. Равновесное число рекламодателей, общественно оптимальный уровень рекламы, зависимость от вероятности достижения потребителя. Влияние рекламы на уровень цен. Целевая реклама. Влияние предыдущего опыта потребления продукта на выбор потребителя. Методы рекламы, сравнительный анализ. Воздействие рекламы па рынок. Сравнительная реклама, стратегическоеиспользование. Реклама и качество продукта. Государственное регулирование рекламы.


Тема 11 Проблема асимметричности информации о качестве продукции

Качество товара. Выбор уровня качества потребителем, зависимость от дохода. Качество как мера продуктовой дифференциации, модификация модели Хотеллинга, двух-периодная игра. Рынок «лимонов» Акерлофа. Модель рынка подержанных автомобилей. Задача покупателя, «негативный» отбор и его последствия. Применение модели Акерлофа, страхование, фаст-фуды, рынок труда, рынок кредитов. Рыночные сигналы. Цена как сигнал качества. Гарантии качества, симметричная информация. Роль гарантий при несимметричной информации. Государственное регулирование качества продукции, ГОСТы, сертификация, «Закон о защите потребителей», и т.д.


Тема 12 Государственная отраслевая политика

Виды и типы отраслевой политики. Внешнеторговая политика. Эффективность торговых союзов и соглашений. Антимонопольная политика. Регулирование естественных монополий. Ценообразование по Рамсею.



следующая страница >>



У нас так много слов для состояний души, и так мало — для состояний тела. Жанна Моро
ещё >>