Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 68 Экономика Профиль подготовки общий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 488.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 337.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 327.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 303.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 303.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 334.65kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 261.96kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080100. 3 517.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 365.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Программа дисциплины «Политология» для направления 030600. 62 «Журналистика» 1 262.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 68 Экономика - страница №1/1

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»


Философско-методологические проблемы экономической науки
Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080100.68- Экономика

Профиль подготовки общий

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения заочная

Оренбург


2011
УДК

ББК


Ф

Обсуждена на заседании кафедры «Философии и общегуманитарных дисциплин»

от 29.08. 2011 г., протокол №1.
Принята Учебно-методическим советом от 30.08. 2011 г., протокол № 10.
Утверждена приказом ректора № 175 а/т от 15 сентября 2011 г.
Составитель:С.В. Джораева

Ф

Философско-методологические проблемы экономической науки: рабочая программа учебной дисциплины / сост. С.В. Джораева. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 27с.



Рабочая программа учебной дисциплины «Философско-методологические проблемы экономической науки» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам заочной форм обучения направление подготовки 080100.68- «Экономика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направление 080100.68- «Экономика» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования», принятым в Институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Философско-методологические проблемы экономической науки» адресована студентам заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080100.68 -«Экономика».



УДК

ББК

© Джораева С.В., составление, 2011



© Оформление. ФГБОУВПО «ОГИМ», 2011

Содержание


1 Цели освоения дисциплины ………………………..………………..

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………...…….........

5

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…………………...........................………………………..

6

4 Структура и содержание дисциплины ………………………

7

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………..…...

7

4.2 Наименование тем, их содержание……………………………

8

4.3 Тематический план изучения дисциплины…………………...

10

4.3.1 Заочная форма обучения…………………………………

10

5 Образовательные технологии…………………………..………........

12

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

14

6.1 Система и формы контроля…………………………………....

14

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов……………....

14

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………………………………….

15

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения.………….........................

17

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу…................................................................................

21

6.3.4 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)………....………………………….

21

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

23

7.1 Основная литература…………………………………………

23

7.2 Дополнительная литература……………….………………….

23

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………

25

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….....

26








1 Цели освоения дисциплины
Цели: сформирование у магистрантов целостного представления о процессах научного мышления, классических и современных взглядах на понятия и категории науки экономики, исторических закономерностях и методологии организации деятельности политико-экономической системы управления.
Задачи:

  • осмыслить философско-методологические концепции экономической науки и на этой основе уяснить общие закономерности и национальные особенности функционирования и развития социально-эконо­мических процессов;

  • развить навыки ситуационного социально-эконо­мического и политического анализа;

  • сформировать у обучающихся развитый понятийный аппарат, знание новых концептуальных представлений о логике и содержании социально-экономических процессов.

2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Философско-методологические проблемы экономической науки» М1.В.1 относится к дисциплинам общенаучного цикла, предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.68–«Экономика».

Методологической основой дисциплины являются общепризнанные философские основы экономической теории, концепции, модели, обоснованные в мировой и отечественной науке. Изучение дисциплины базируется на знании студентами курса «Истории экономической науки», и «Политической экономии регулирования».

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении специальных, профессиональных дисциплин: «Системный анализ в экономической науке», «Сравнительный анализ теоретических экономических парадигм» и «Национальные экономические системы».

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины магистр должен овладеть следующими компетенциями:



  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • способностью свободно пользоваться иностранными языками, как средством профессионального общения (ОК-5);

  • владеть навыками публичной и научной речи (ОК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия и категории философии и методологии экономической науки, исторические этапы развития научного знания.

  • особенности управления и регулирования иерархических, организованных и общественных процессов и явлений;

Уметь:

  • применять системный подход к исследованию современных социально-экономических процессов;

  • выявлять и распознавать свойства и отношения концепций, теорий, идей, реаль­ных явлений и систем;

  • объяснять, интерпретировать и экстраполировать знания; описывать возможные следствия из имеющихся данных;

  • выявлять неявные предположения, видеть ошибки и упущения в логике рассужде­ний, проводить разграничения между фактами и следствиями, оцени­вать значимость данных;

Владеть:

  • навыками сравнительного анализа явле­ний и процессов, различения фактов и оценок, мнений и доказательств, со­отнесения теоретических обобщений и реальных процессов;

  • самостоятельного приобретения новых знаний, используя современные образовательные технологии.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Философско-методологические проблемы экономической науки» составляет 4 зачетные единицы или 144 часа.



4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов

Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма)




Вид занятий

Количество часов

в семестре



Количество часов

в семестре



Всего часов

У

1

Лекции (Л)

2

-

2

Практические занятия (Сем.)

12

-

12

Самостоятельная работа, в т.ч.

20

101

121

Подготовка к практическим занятиям (ПЗ)

20

-

20

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

40

40

Конспектирование первоисточников (КПИ)

-

40

40

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

21

21

Форма итогового контроля

-

экзамен (9)

9

Итого часов:

34

110

144



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Методология науки и экономическая методология

Особенности философско-методологического исследования науки. Наука как знание и наука как вид деятельности. Критерии истинности научного знания, типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Наука как социальный институт. Экономика как наука. Логика развития экономической науки и эволюция ее метода. Формирование экономической методологии как субдисциплины.

Методология: понятие, структура, связь с практикой. Система как общефилософское понятие. Системный подход в экономической науке. Закономерности управления, принципы функционирования и развития системы.

Тема 2 Этапы развития экономики как науки

Экономическая мысль в донаучный период (экономика как сфера практического разума и часть моральной философии в античности и средневековье).

Становление политической экономии как науки классического типа (философские и общенаучные предпосылки в теориях Кенэ и Смита: идеал естествознания, рационализм, соотношение науки и религии. Картина экономической реальности: общественный продукт как субстанция. Споры между рационалистами и эмпиристами; методологические установки Д.С. Милля: роль абстракций, понятие законов-тенденций).

“Спор о методе” как симптом первого парадигмального кризиса в экономической науке (историческая наука как методологический ориентир; импульс эмпирическим исследованиям; формирование экономического институционализма).

Экономическая диалектика Маркса (влияние философии Гегеля историзм и формационное деление политэкономии; критика «тощих абстракций»). Маржиналистские школы: новые версии науки классического типа (возникновение экономики как науки об экономическом поведении; метод интроспекции и конфликт с идеалом научности, методологические принципы К.Менгера; первый этап математизации экономической теории, методология Л. Вальраса).
Тема 3 Современные подходы к анализу научного знания

Рационализм и эмпиризм как базовые эпистемологические установки в науке. Проблема индукции; гипотетико-дедуктивная модель; фальсификационизм Поппера. Понятия научной парадигмы, научного сообщества и профессионального дискурса; структура и динамика научно-исследовательских программ. Методологический анархизм Фейерабенда. Ридер: Методология экономической науки.


Тема 4 Методологическая характеристика неоклассического направления в экономической науке ХХ века

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА А. МАРШАЛЛА. Д.С. Милль и Д.Невиль Кейнс о разграничении науки и искусства экономики. Маршалл о соотношении науки и здравого смысла; теория как «мотор открытия»; принцип частичного равновесия. Временная размерность экономической деятельности как фактор интеграции экономического знания. Структура и методология экономической науки на рубеже XIX-XX вв.: формирование научного сообщества (разграничение mainstream’а и альтернативных течений; процессы институционализации науки)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА САМУЭЛЬСОНА. Развитие “мейнстрима” в экономической науке: общекультурный контекст (наступление модернизма в культуре и неопозитивизма в философии; утверждение неклассического типа научной рациональности). Позитивистские установки в неоклассике: проблемы операционализации понятий и проверки теоретических результатов (верификация, фальсификация). Тезис Дюгема-Куайна и его проявления в экономической науке (на примере споров о теории международной торговли Хекшера-Улина). Исследовательская программа Самуэльсона и ее эволюция (операционализм и дескриптивизм; методологические аспекты теории выявленных предпочтений)

ИССДЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА М. ФРИДМЕНА. Инструментализм как методологическая установка. Конвенционализм и реализм. Эмпирические свидетельства о поведении фирм и спор об их интерпретации. Вопрос о нереалистичности предпосылок

- Виды (не)реалистичности

- Изолирующая абстракция и идеализация

Принцип “как будто” и «синдром Панглосса»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ НЕОКЛАССИКИ. Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла; дилемма: “истинность против строгости”. Виды экономических моделей и их функции в процессе познания. Эволюция роли формализованных методов в экономическом анализе в контексте культуры модернизма. Природа исходных понятий: априоризм, «бурбакизм», постпозитивистский релятивизм.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТИПА «НЕВИДИМОЙ РУКИ». «Невидимая рука» в теоретической системе А. Смита. Виды механизмов типа «невидимой руки» в экономической теории. Методологический индивидуализм и проблема непредвиденных последствий индивидуальных действий. Методологический статус теоретических моделей в экономической науке.

УСЛОЖНЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потребитель как основной агент, принцип равновесия. Принцип методологического индивидуализма. Эволюция представлений о homo oeconomicus; «расслоение» субъектов: переход на микро-микро уровень, теория человеческого капитала. Споры о “микрооснованиях макроэкономики” и проблемы агрегирования экономического поведения. Оппортунистическое поведение и “переоткрытие” институтов. Принцип «ситуативного анализа» Поппера и парадокс Саймона. От теории равновесия к теории контрактов.


Тема 5 Альтернативные философско-методологические установки в современной экономической науке

Эссенциализм: за и против. Экономическая диалектика Маркса (картина экономической реальности: труд и капитал как развивающиеся субстанции; система категорий и метод восхождения от абстрактного к конкретному; Экономические структуры и институты как реальность (субстантивизм К. Поланьи; осмысление социального как надындивидуальной реальности: Э. Ильенков, Д. Серль) Эссенциализм и прагматизм.

Экономика как общественная наука. Специфика социального познания (неокантианская дихотомия: науки о природе и науки о культуре; генерализирующие и индивидуализирующие понятия, политическая экономия как «промежуточная» наука). Соотношение нормативного и позитивного начал в теории Парето-оптимальности. Исследовательская программа Макса Вебера; понятие «идеального типа»; принцип понимания (Verstehen). Классовый подход К. Маркса и неокантианская процедура «отнесения к ценности»; проблема объективности знания о социокультурных явлениях; консенсусная интерпретация истины. Влияние на экономическую науку: М. Туган-Барановский, В. Ойкен, экономическая компаративистика.

ОПЫТ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОНТОЛОГИЙ. Пред-институциональная онтология Л.Пазинетти. Две онтологии Коуза: неоинституционализм против «нового институционализма». В. Леонтьев об оценке национального дохода: сравнение альтернативных онтологий.

Экономика для мира неопределенности: исследовательская программа Д. М. Кейнса. Задачи и притязания науки. Кейнсианская картина экономической реальности. Концепция вероятности и проблема агрегирования. Проблема времени в экономической теории (понятие времени; обратимые и необратимые процессы; астрономическое и органическое время; объективное и субъективное время). Фактор неопределенности и границы детерминизма в экономике. Эволюционизм, синергетика и проблема сложности. Эволюционизм Т.Веблена (влияние дарвинизма, критика таксономического подхода, эволюционная картина реальности, институты как единица анализа, слабые стороны исследовательской программы Веблена). Эмпирико-статистическая исследовательская программа Митчелла. Методологические установки современной эволюционной экономики. Синергетические подходы в экономической науке. Проблема сложности в экономике (множественность способов координации в «теории конвенций»; абдуктивные исследовательские стратегии в альтернативных течениях).

Стандарты научности и механизмы их поддержания. Действует ли в экономической науке принцип «невидимой руки»? Система научных коммуникаций и этика научного общения. Наука и общество: профессиональная этика экономиста.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Заочная форма обучения


Наименование разделов, тем

Аудиторная

работа, час



Самостоятельная работа

Общий объем

часов


Л

Пр.

Всего

Часы

Виды1




1

2

3

4

5

6

7

1 Методология науки и экономическая методология

2




2

8

ПЗ

СИ


10

2 Этапы развития экономики как науки




2

2

10

ПЗ

СИ


12

3 Современные подходы к анализу научного знания




2

2

10

ПЗ

СИ


12

4 Методологическая характеристика неоклассического направления в экономической науке ХХ века




4

4

14

ПЗ

СИ


18

5 Альтернативные философско-методологические установки в современной экономической науке

-

4

4

14

ПЗ

СИ


18

Конспектирование первоисточников










40

КПИ

40

Выполнение контрольной работы










22

КР

22

Форма рубежного контроля

-

-

-

-

экз.

9

Итого часов:

2

12

14

121




144



5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствиис требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятияхпо дисциплине «Философско-методологические проблемы экономической науки»используются формы, указанные в таблице.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1


1 Методология науки и экономическая методология

IT-методы. Использование компьютерных презентаций при чтении лекций. Использование обучающих программ по истории. Проведение компьютерных презентаций студенческих докладов, проектов

2 Этапы развития экономики как науки

Работа в команде. Представление коллективных проектов в структуре лекций. Метод «малых групп»; игровые технологии, презентация проектов

3 Современные подходы к анализу научного знания

Case-study. Проблемная постановка вопросов на практике; рассмотрение исторических прецедентов по актуальной тематике. Решение ситуативных задач, выполнение упражнений

4 Методологическая характеристика неоклассического направления в экономической науке ХХ века

Игровые технологии. Проведение семинаров в формате учебной игры, проведение спора, использование перфомансных технологий

5 Альтернативные философско-методологические установки в современной экономической науке

Методы проблемного обучения. Проблемная организация учебного материала. Проведение семинара в формате дискуссии. Выполнение творческих задач.

Анализ исторических документов




6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки уровня усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контрольнеобходим для определения исходного (базового) уровня знаний студентов.

  2. Тематический контрольопределяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

  3. Рубежный формой контроля является экзамен.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается экзаменом.

Экзаменационная оценка выставляется как итоговая по формам работы студента. Формирование экзаменационной оценки осуществляется в соответствии с Положением «О курсовых зачетах и экзаменах», утвержденным приказом ректора от 26.12.07. № 147 –т.



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию целей и решение задач данной рабочей программы:



  • подготовка к практическим занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения заочной формы обучения;

  • выполнение эссе по предложенной тематике;

  • выполнение итоговой контрольной работы (для студентов заочной формы обучения), сдача экзамена по итогам работ.

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам заочной формы обучения для самостоятельного изучения

Наименование разделов, тем

Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчетности

о результатах СР



1

2

3

1 Методология науки и экономическая методология

Система как общефилософское понятие. Системный подход к государственному. Закономерности управления, принципы функционирования и развития системы государства. Теория систем.

Конспект

Тематический

контроль по теме

зачет


2 Этапы развития экономики как науки

Становление политической экономии как науки классического типа (философские и общенаучные предпосылки в теориях Кенэ и Смита: идеал естествознания, рационализм, соотношение науки и религии. Картина экономической реальности: общественный продукт как субстанция. Споры между рационалистами и эмпиристами; методологические установки Д.С. Милля: роль абстракций, понятие законов-тенденций).

Конспект

Тематический

контроль по теме

зачет


3 Современные подходы к анализу научного знания

Методологический анархизм Фейерабенда. Ридер: Методология экономической науки.

Конспект

Тематический

контроль по теме

зачет


4 Методологическая характеристика неоклассического направления в экономической науке ХХ века

Маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потребитель как основной агент, принцип равновесия. Принцип методологического индивидуализма. Эволюция представлений о homo oeconomicus; «расслоение» субъектов: переход на микро-микро уровень, теория человеческого капитала. Споры о “микрооснованиях макроэкономики” и проблемы агрегирования экономического поведения. Оппортунистическое поведение и “переоткрытие” институтов. Принцип «ситуативного анализа» Поппера и парадокс Саймона. От теории равновесия к теории контрактов.

Конспект

Тематический

контроль по теме

зачет


5 Альтернативные философско-методологические установки в современной экономической науке

Онтология Л.Пазинетти. Две онтологии Коуза. В. Леонтьев об оценке национального дохода: сравнение альтернативных онтологий. Кейнсианская картина экономической реальности. Эволюционизм Т.Веблена.Эмпирико-статистическая исследовательская программа Митчелла.


Конспект

Тематический

контроль по теме

зачет


6.3.2 Примерная тематика эссе для студентов заочной формы обучения
1. Неоинституциональный и компетентностный подходы в теории фирмы: сравнительно-методологический анализ

2. Экономика знаний: структуризация предметной области и классификация основных подходов

3. Дискуссия вокруг дела «Фишер Боди»: методологический анализ

4. Теория игр как инструмент моделирования экономических институтов

5. Конфликт ценностных установок в оценке деятельности транснациональных корпораций: философско-методологический анализ

6. Дискуссия «Чемберлин против Чикаго»: философско- методологический анализ проблемы соотношения общеравновесного и частично-равновесного подходов в исследовании рыночных структур

7. Возможна ли теория экономической динамики: методологический анализ проблемы.

8. Онтологические предпосылки в теории контрактов: методологический анализ современных дискуссий

9. Национальные модели экономики: сравнительный методологический анализ альтернативных подходов

6.3.3 Примерные варианты итоговой экзаменационной работы
Вариант 1


  • Охарактеризуйте методологическую позицию, представленную в указанном тексте:

2. Назовите основные элементы научной парадигмы, по Куну.

3. Объясните различие между двумя типами “нереалистичности” предпосылок научной теории: основанных на условии пренебрежимости (negligibility) и условии применимости (applicability). Приведите примеры.


Вариант 2


  1. Охарактеризуйте методологическую позицию, представленную в указанном тексте:*

2. Что такое “защитный пояс” научно-исследовательской программы в работах Лакатоса?

3. Укажите примеры применения иммунизирующих стратагем в спорах о "парадоксе Леонтьева".


Вариант 3


  • Охарактеризуйте методологическую позицию, представленную в указанном тексте:*

2. Объясните содержание и методологическое значение тезиса Дюгема-Куайна. Приведите его иллюстрацию на примере экономической науки.

3. В чем состоит различие, по Канту, между аналитическими и синтетическими суждениями?


Вариант 4


  1. Охарактеризуйте методологическую позицию, представленную в указанном тексте:*

  2. Что такое гипотезы ad hoc, каковы их слабые и сильные стороны?

  3. В чём заключалась проблематичность предпосылки «совершенного предвидения» для О. Моргенштерна и в чём состояла идея альтернативного подхода к проблеме, заложенного в исследовательской программе Дж. фон Неймана и Моргенштерна?


Вариант 5


  • Охарактеризуйте методологическую позицию, представленную в указанном тексте:*

2. В чем состоят основные положения методологической доктрины операционализма?

3. Объясните, что такое “ситуационная логика”, по К. Попперу?

* тексты находятся в РГЗ УМКД
6.3.4 Тесты контроля качества усвоения материала(примерные варианты)
Вариант 1

Какое из нижеперечисленных свойств не является характерным для социального процесса?

а) масштаб;

б) вектор;

в) управляемость.



2. Что не является элементом социального процесса?

а) причины;

б) инициатор;

в) объект.



3. Что относится к социально-политическим причинам социального процесса?

а) истощение ресурсов;

б) процесс смены поколений;

в) жажда новизны.



4. При каком подходе событие становится мельчайшей фундаментальной единицей социологического анализа, причем под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля (либо его сегмента)?

а) модель динамического социального поля;

б) системно-организмические модели общества;

в) модель жизненных циклов.



5. Первые «ростки» идеи прогресса можно обнаружить:

а) римской цивилизации;

б) в греческой античности;

в) культуре майя.



6. Кто из ученых эпохи Просвещения ввел идею всеобщей истории и всеобщего образца, лежащего в основе самостоятельных историй различных континентов, регионов и стран. Он создал первую разветвленную периодизацию всеобщей истории, выделив двенадцать великих эпох, каждая из которых свидетельствует о постоянном улучшении общества, и в частности о постоянном прогрессе религии?

а) Жак Бусе;

б) Джамбаттиста Вико;

в) Кондорсе.



7. В каком веке начинает отвергаться идея прогресса?

а) конец ХVIII века;

б) II пол. ХIХ века;

в) ХХ век.



8. С чем сравнивали общество представители классического эволюционизма?

а) океан;

б) организм;

в) галактики.



9. Кто из перечисленных ученых не является основателем социологического эволюционизма?

а) Л. Уорд;

б) Ф.Теннис;

в) Г. Спенсер.



10. Какой тип социальной динамики отражает совокупность генетически связанных процессов, отрицающих друг друга, и обнаруживается при суммировании большого количества данных на сравнительно длительных этапах исторического развития?

а) линейный;

б) цикличный;

в) спиралевидный.



11. Этот термин на латинском звучит как «движение вперед»:

а) эволюция;

б) прогресс;

в) мобилизация.



12. Какой феномен связан с реализацией линейного типа социальной динамики?

а) многовариантность общественного развития;

б) застой в общественном развитии;

в) необратимые состояния в общественном развитии.



13. Что из ниже перечисленного не относится к типам социальной динамики?

а) линейный прогресс;

б) системно-функциональный цикл;

в) революция.



14. Кто ввел в научный оборот термин «социальная мобильность»?

а) О. Конт;

б) П. Сорокин;

в) Ш. Фурье.



15. Какие два основных типа социальной мобильности существует?

а) эволюционная и революционная;

б) спиралевидная и скачкообразная;

в) горизонтальная и вертикальная.



16. Что из ниже перечисленного не относится к каналам социальной мобильности

а) нация;

б) творческие союзы

в) политические институты.


Вариант 2

1. Что характеризует социальный процесс?

а) референтность

б) интенсивность

в) доминантность



2. Какое из перечисленных ниже явлений можно отнести к категории социального процесса?

а) пауперизация общества

б) муниципализация жилищного сектора

в) избирательная кампания



3. Что не относится к стадиям типичного социального процесса?

а) революция

б) кризис

в) депрессия



4. Какое свойство не является характерным для социально-экономических и политических процессов?

а) многомерность

б) обратимость

в) динамизм



5. Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми – это …

а) социальное управление

б) социальная система

в) социальная граница



6. Какой из элементов непременно лежит в основе политического процесса?

а) эффективность общественного производства

б) занятость

в) власть



7. Кто ввел в научный оборот термин «социальная мобильность»?

а) П. Сорокин;

б) О. Конт;

в) Ш. Фурье.



8. Какие два основных типа социальной мобильности существует?

а) горизонтальная и вертикальная;

б) спиралевидная и скачкообразная;

в) эволюционная и революционная.



9. Что из ниже перечисленного не относится к каналам социальной мобильности

а) нация;

б) творческие союзы

в) политические институты.



10. Свойство социальных процессов подпадать под воздействие внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на:

а) сложные и простые

б) краткосрочные и долгосрочные

в) инерционные и направленные



11. Какие процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор?

а) сложные

б) неконтролируемые

в) обратимые



12. Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности:

а) политических партий

б) общественных движений

в) хозяйствующих субъектов



13. Какой феномен связан с реализацией линейного типа социальной динамики?

а) застой в общественном развитии;

б) многовариантность общественного развития;

в) необратимые состояния в общественном развитии.



14. Кому принадлежит теория, предполагающая формирование позитивной науки на базе последовательного прохождения теологической и метафизической стадий?

а) О. Конту

б) Э.Дюркгейму

в) Г. Спенсеру



15. В теории какого ученого главный принцип – принцип аналогии между социальными агрегатами и живыми существами (организмами)?

а) О. Конту

б) Э.Дюркгейму

в) Г. Спенсеру



16. В каком веке начинает отвергаться идея прогресса?

а) ХХ век;

б) II пол. ХIХ века;

в) конец ХVIII века.



Вариант 3

1. Социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса – это:

а) социальный процесс

б) политический процесс

в) процесс развития



2. Масштаб процесса предполагает:

а) наличие вектора

б) измерение вовлеченности в него субъектов

в) политику субъекта, контролирующего и направляющего процесс



3. Что характеризует социальный процесс?

а) референтность

б) интенсивность

в) доминантность



4. Что не относится к стадиям типичного социального процесса?

а) революция

б) кризис

в) депрессия



5. Какой из элементов непременно лежит в основе политического процесса?

а) эффективность общественного производства

б) занятость

в) власть



6. Какой тип социальной динамики отражает совокупность генетически связанных процессов, отрицающих друг друга, и обнаруживается при суммировании большого количества данных на сравнительно длительных этапах исторического развития?

а) линейный;

б) цикличный;

в) спиралевидный.



7. Что относится к социально-политическим причинам социального процесса?

а) истощение ресурсов;

б) процесс смены поколений;

в) рост агрессивности.



8. При каком подходе событие становится мельчайшей фундаментальной единицей социологического анализа, причем под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля (либо его сегмента)?

а) модель динамического социального поля;

б) системно-организмические модели общества;

в) модель жизненных циклов.



9. Что из ниже перечисленного не относится к каналам социальной мобильности

а) нация;

б) творческие союзы

в) политические институты.



10. Этот термин на латинском звучит как «движение вперед»:

а) эволюция;

б) прогресс;

в) мобилизация.



11. Какие процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор?

а) сложные

б) неконтролируемые

в) обратимые



12. Что из ниже перечисленного не относится к типам социальной динамики?

а) линейный прогресс;

б) системно-функциональный цикл;

в) революция.



13. Кто из ученых эпохи Просвещения ввел идею всеобщей истории и всеобщего образца, лежащего в основе самостоятельных историй различных континентов, регионов и стран. Он создал первую разветвленную периодизацию всеобщей истории, выделив двенадцать великих эпох, каждая из которых свидетельствует о постоянном улучшении общества, и в частности о постоянном прогрессе религии?

а) Жак Бусе;

б) Джамбаттиста Вико;

в) Кондорсе.



14. Первые «ростки» идеи прогресса можно обнаружить:

а) римской цивилизации;

б) в греческой античности;

в) культуре майя.



15. В теории какого ученого главный принцип – принцип аналогии между социальными агрегатами и живыми существами (организмами)?

а) О. Конту

б) Э.Дюркгейму

в) Г. Спенсеру



16. В каком веке начинает отвергаться идея прогресса?

а) ХХ век;

б) II пол. ХIХ века;

в) конец ХVIII века.


6.3.4 Примерные структура методологического анализа научной статьи (дискуссии):
· Проблемная ситуация и целевая установка автора

· Общая исследовательская установка (генерализующая – индивидуализирующая)

· Эпистемологическая стратегия (рационализм – эмпиризм; реализм - конвенционализм)

· Методологические установки (объяснение – понимание – описание; дедуктивная – индуктивная)

· Характер научной онтологии

· Риторическая стратегия



7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1 Основная литература

1 Вертакова Ю. В. Исследование социально-экономических и политических процессов : учебное пособие / Ю. В. Вертакова, О.В.Согачева. – М. : КНОРУС, 2009. – 336 с.

2 Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов : Учебное пособие : Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Вузовский учебник, 2008 – 205 с.

3 Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов : учебное пособие / Ю. М. Плотинский. – М.: Логос. 1998 – 280 с.



4 Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов : Учебное пособие. – М. : ИНФРА – М. 2008, - 189 с. – (Высшее образование)

7.2 Дополнительная литература


  1. Арнольд, В. И. Теория катастроф / В. И. Арнольд. – М., 1990. – 330 с

  2. Бранский, В. Теоретический основания социальной синергетики/ В.Бранский // Петербургская социология. 1997. № 1. С.148-179

  3. Вебер, М. Избранное. Образ общества/ М. Вебер. – М. : Юрист, 1994. – 704 с.

  4. Дубовский, С. Прогнозирование катастроф : на примере циклов Н. Д. Кондратьева. // Общественные науки и современность. 1993 № 5. с.84-88.

  5. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М. : Наука, 1991. – 315 с.

  6. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 420 с.

  7. Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм. – М. : Канон, 1995

  8. Исследование социально-экономических и политических процессов : Учебно-методическое пособие. Издание второе / Под общ. ред. А. Н. Данчула. – М. : Изд-во РАГС, 2007. – 228 с.

  9. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев. – М. : Наука. – 1989. – 356 с.

  10. Князева, Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем/ Е. Н. Князева, С. П. Курдюмова. – М. : Наука. 1994. – 368 с.

  11. Мангейм, Д. Б. Политология. Методы исследования / Д. Б. Мангейм, Ричард К. Рич. – М. : Весь Мир, 1997. – 544 с.

  12. Митина, О. Динамики политического сознания как процесс самоорганизации / О. Митина // Общественные науки и современность. 199. № 5. С.103-115.

  13. Модельски, Дж., Томпсон, У. Волны Кондратьева, развитие мировой экономики и международная политики / Дж. Модельски, У. Томпсон // Вопросы экономики. 1992. № 10. С 49-57.

  14. Плотинский Ю. Анализ риска социальных реформ / Ю.Плотинский // На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Международной Кондратьевской конференции. М.,1996. С. 228-237.

  15. Плотинский, Ю. Циклические модели прогнозирования США/ Ю. Плотинский // Вестник МГУ. Сер. 18 «Социология и политология». 1996. № 2. С. 68-70.

  16. 23 Пригожин, И. Время. Хаос. Квант / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М. : Прогресс, 1994. – 486 с.

  17. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. – СПб. : «Знание», 2000. – 1054 с.

  18. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокина. – М. : Прогресс, 1992. – 542 с.

  19. Спенсер, Г. Грехи законодателей / Г.Спенсер // Социс. 1992. - № 2. – С.23-25.

  20. Тощенко Ж. Т. Политическая социология / Ж. Т. Тощенко. – М. : Центр, 1994. – 280 с.

  21. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М. : Аспект Пресс, 1996. – 544 с.

4.4 Методические рекомендации по использованию

информационных технологий
В банке данных электронной библиотеки Института размещены рабочая программа дисциплины, конспект лекций, глоссарий, тесты контроля качества усвоения материала.

Изучение дисциплины «Философско-методологические проблемы экономической науки» следует начинать с проработки рабочей программы, уделяя особое внимание ее содержанию, целям и задачам изучаемой дисциплины, ее особенностям и специфике.

Далее следует ознакомиться и проработать конспект лекций по темам. Обратить внимания на материал лекций, который вызывает особые затруднения. Для разрешения, возникших затруднений рекомендуется использовать литературу, указанную в пп. 7.1, 7.2.

Затем следует обратиться к глоссарию, закрепить ранее изученную терминологию в смежных дисциплинах и изучить основные понятия дисциплины «Философско-методологические проблемы экономической науки».

Используя тесты контроля качества усвоения материала, проверить свои знания.

Если самостоятельно не удалось разобраться в материале или терминология вызывает трудности восприятия, студент может обратиться за помощью к преподавателю на текущей консультации.


7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы



  1. Стандартные офисные программы.

  2. Операционные системы Windows.

  3. Электронные ресурсы:

  • http://lib.ru/HISTORY/

  • http://www.world-history.ru/

  • http://rulers.narod.ru/

  • http://www.istorya.ru/

  • http://gerodot.ru/

  • http://www.istrodina.com/


8 материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Мультимедийные средства: проектор, ноутбук.

  2. Наборы слайдов:

«Философско-методологические проблемы экономической науки»
Учебно-программное издание

«Философско-методологические проблемы экономической науки»
Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Джораева Светлана Викторовна

Книга выходит в авторской редакции

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.

Бум.офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.
Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 30-50-00, доб. 127






Дедушка: человек, достающий из кармана фотографию внука быстрее, чем ковбой выхватывает свой револьвер. Неизвестный американец
ещё >>