Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) м 01 История и методология науки Трудоёмкость - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 04 Этика Трудоемкость 1 167.85kb.
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) м в. 02 Религии востока... 1 167.5kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 261.96kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 1 304.18kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Этос науки» по направлению... 1 246.29kb.
Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» 6 345.18kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 408.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 036000. 4 874.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 5 1203.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа дисциплины математика направление подготовки: 270800. 5 584.17kb.
Игорь Древалёв При свете тех же звёзд 7 981.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) м 01 История и методология науки Трудоёмкость - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной и

инновационной работе


________________К.Е. Осетрин

«______»________________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

М.1.01 История и методология науки

Трудоёмкость (в зачетных единицах) – 4


Шифр и наименование специальности: Народная художественная культура.

Профиль подготовки (магистерская программа): Русская традиционная художественная культура

Квалификация (степень) выпускника: магистр



1. Цель дисциплины
Дисциплина представляет собой введение в проблематику истории и методологии науки. Проблемы развития науки рассматриваются в широком социокультурном контексте и в их историческом развитии. Особое внимание уделяется проблеме кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системы ценностей, на которые ориентируются наука.

Цель дисциплины – раскрыть различные аспекты взаимодействия науки с социокультурным контекстом, ввести основные понятия истории и методологии науки, рассмотреть внутринаучные и социальные проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ, закономерности развития науки в современном обществе. Предусмотрено знакомство с основными концепциями и подходами в рамках истории и методологии науки.


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Цикл общенучных дисциплин, раздел М.1.01 позволяет раскрыть закономерности развития отраслей науки и подготовить учащегося к проведению самостоятельного научного исследования.

Для успешного освоения дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее знание таких дисциплин (модулей), как «Философия» и «Логика».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент овладевает следующими общекультурными компетенциями (ОК):



  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___4____ зачетных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

144

I




Аудиторные занятия

76







Лекции

38







Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)

38







Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа (рефераты)

41







Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










И (или) другие виды самостоятельной работы

4







Вид итогового контроля

27

Экзамен





5. Содержание дисциплины:

5.1.Разделы дисциплины и виды занятий:


№№

п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Самостоятельная работа/Интерактивно

1

Онтологические проблемы научного знания










1.1

Образ науки

2

2

2/2

1.2.

Структура научного знания

2

2

2

1.3

Проблема классификации наук

2

2

2

2

Проблемы методологии науки










2.1.

Общенаучные подходы и принципы

2

2

2

2.2.

Методы научного исследования

2

2

2

2.3.

Познание и язык

2

2

2

3

Проблемы развития науки










3.1

Модели развития научного знания

2

2

2/2

3.2.

Проблемы эволюции научной рациональности

2

2

2

4.

Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции










4.1.

Проблема исторического возраста науки

2

2

2

4.2.

Становление науки античности

2

2

2

4.3.

Организация науки в средневековых университетах

2

2

2

4.4.

Становление науки Нового времени

2

2

2

5

Социология науки и научного знания










5.1.

Р.Мертон и утверждение социологии

науки как самостоятельной научной

дисциплины


2

2

2

5.2.

Формирование когнитивной социологии

2

2

2

5.3.

Основные программы социологии научного знания

2

2

4

6

Аксиологические проблемы науки










6.1.

Место науки и техники в современном мире

2

2

3

6.2.

Наука и этика. Этос науки

2

2

3

6.3.

Человек в науке

2

2

3




Всего

38

38

41/4



5.2.Содержание разделов дисциплины
5.2.1. Онтологические проблемы научного знания

5.2.1.1. Образ науки

Многоаспектность бытия науки. Наука как система знания. Наука как социальный институт. Наука как специфическая познавательная деятельность. Наука как традиция. Исторические формы бытия науки.


5.2.1.2. Структура научного знания

Фундаментальные основания научного знания.

Научная картина мира и ее эвристическое значение. Эволюция научной картины мира. Нормы и идеалы научного исследования. Философские основания науки.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Понятие эмпирического и теоретического уровней организации познания. Структура эмпирического исследования. Структура теоретического исследования. Диалектика теоретического и эмпирического. Специфика фундаментальных, прикладных и технологических научных дисциплин.

Формы научного знания.

Понятие эмпирического факта. Проблемная ситуация и проблема. Проблема и задача. Гипотеза: этапы формирования. Виды гипотез. Методы подтвержденья и опровержения гипотез. Гипотеза и теория. Виды научных теорий: генетические и структурно-функциональные теории. Закон и закономерность, специфика законов общественных дисциплин. Надтеоретические формы знания.
5.2.1.3. Проблема классификации наук

Проблема классификации науки в историческом аспекте. Современные классификации науки. Структура научной дисциплины. Процессы интеграции и дифференциации в научном познании.


5.2.2. Проблемы методологии науки

5.2.2.1. Общенаучные подходы и принципы

Системный подход.

Системный подход в современной науке. Сущность, принципы и основные понятия системного подхода. Системы и системные исследования. Логико-методологические задачи системного исследования. Техника и теория сложных систем. Самоорганизующиеся системы и методологические проблемы их исследования.

Антропный принцип.

Проблема наблюдателя в квантовой механики и космологии. Сущность антропного принципа и его варианты: сильный и слабый антропный принцип, антропный принцип участия, финалистический антропный принцип. Мировоззренческие и методологические следствия антропного принципа.

Синергетика как способ научного мышления.

Статус синергетики. Основные категории синергетики: диссипативная система, нелинейность, спонтанность, стохастичность, метастабильность, открытость, бифуркации, порядок и хаос. Синергетическая картина мира: самоорганизация в природе и обществе.
5.2.2.2. Методы научного исследования

Общелогические методы научного познания.

Анализ и синтез. Анализ и синтез теоретических схем в технической теории. Индукция и дедукция: их взаимодействие в научном познании. Виды индуктивных рассуждений и способы повышения достоверности выводов по индукции. Абстрагирование и обобщение. Аналогия и моделирование: сходство и различие. Правила повышения достоверности выводов по аналогии. Роль аналогии в процессе научного творчества. Интуиция и ее роль в научном познании.

Методы эмпирического исследования.

Наблюдение: виды и структура. Описание: качественное и количественное. Измерение как вид описания. Структура и правила измерения. Эксперимент. Структура и виды эксперимента. Этапы проведения эксперимента. Взаимосвязь эмпирических методов исследования и теоретических представлений.

Методы и принципы формирования теории

Идеализация и формализация: сущность и функции. Способы формирования идеальных объектов. Теорема Геделя о неполноте достаточно богатых формализованных теорий. Теорема Тарского о неформализуемости понятия истины. Ограниченности дедуктивных и выразительных возможностей формализованных теорий. Аксиоматический метод построения теории: последовательность и правила. Особенности гипотеко-дедуктивного метода построения теории.
5.2.2.3. Познание и язык

Язык как средство коммуникации и средство познания. Естественный и искусственные языки. Значение и смысл. Влияние языка на процесс и результат восприятия. Язык и мышление. Возможность мышления без языка и языка без мышления. Письменные тексты и объективация знаний. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа


5.2.3. Проблема развития науки.

5.2.3.1. Модели развития научного знания

Кумулятивная модель развития научного знания. Теория перманентной революции развития науки К. Поппера, концепция развития науки Т. Куна и современное состояние проблемы. Проблема соизмеримости научных теорий и преемственности развития научных знаний. Научные традиции.


5.2.3.2. Проблемы эволюции научной рациональности

Понятие рациональность. Виды научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность. Проблема самоидентификации науки.


5.2.4. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

5.2.4.1. Проблема исторического возраста науки

Основные представления о возникновении науки. Две общие стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.


5.2.4.2. Становление науки античности

Античная логика и математика. Представители античной науки. Натурфилософия - учение о природе. Рационализация мышления. Успехи логики и апории Зенона. Представления о движении. Атомизм. Взгляды на природу пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства - времени.

Аргументация софистов и развитие искусства аргументации. Проблема гармонии, симметрии и упорядоченности космоса. Феномен несоизмеримости и иррациональные числа. Учение о причинности Аристотеля: формальная, материальная, действующая и целевая причины. Геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея. Античная медицина. Отец медицины Гиппократ. Основные представители античного знания: Пифагор и Пифагорейский союз. Архимед, «Начала» Евклида,
5.2.4.3. Организация науки в средневековых университетах

Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Особенности интеллектуальной атмосферы средневековья Роль христианской теологии в изменении созерцательной по-зиции ученого: человек - творец с маленькой буквы; вопрос о соотношении авторитета веры и разума. Манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.

Западная и восточная средневековая наука. Шартрская школа (Франция 990 г): право, математика, логика, медицина. Ученые-маги Альберт Великий, Роджер Бэкон. «Натуральная магия» как практическая физика. Космический детерминизм и единый интеллект. Ибн Рушда (Аверроэса). Понятие «натуральной магии». Основная проблематика патристики. Представители средневекового знания.

Эволюция схоластики от монастырских и городских школ в период ранней схоластики к университетам (Парижскому и Оксфордскому) в период зрелой схоластики. Расцвет схоластической учености. «Ученость» и «выучка» как самостоятельные ценности. Борьба между номинализмом и реализмом. Теория двойственной истины. Учение Фомы Аквинского - вершина схоластического миропостижения, о двояком постижении истины.

Первые университеты в Болонье и в Париже (XIII век). Свободная атмосфера, благоприятная для развития естественных наук в Оксфордском университете.
5.2.4.4. Становление науки Нового времени

Предпосылки новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители. Пантеизм Возрождения. Поиск естественных причин и универсальных взаимосвязей. «Наука о незнании» Н. Кузанского. Связь магии и медицины – труды Агриппы, Парацельса. Пико дела Мирандола против астрологического детерминизма. Леонардо да Винчи. «Гармония мира» И. Кеплера. Становление науки в новоевропейской культуре: Коперник, Галилей, Ньютон.

Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, У.Оккам. Теоретические предпосылки науки Нового времени. Коперниканский переворот. Идея «закона природы». Аналитическая геометрия Р. Декарта. Теоретическая идеализация Галилея. Опытное знание Ф.Бэкона. 1662 г- возникновение Лондонского королевского общества естествоиспытателей. И. Ньютон и его «Начала натуральной философии».

Формирование науки как профессиональной деятельности.


5.2.5. Социология науки и научного знания

5.2.5.1. Р.Мертон в утверждение социологии науки как самостоятельной научной дисциплины

«Стандартная концепция науки» и позитивистская социология как методология классической социологии науки. Проблемное поле социологии науки: нормативные структуры науки как предмет исследований Р.Мертона и его школы (Б.Барбер, Митрофф, Н.Сторер). Эмпирические исследования науки в рамках мертоновской школы.


5.2.5.2. Формирование когнитивной социологии

Значение работ Т.Куна для становления «новой социологии науки» и критики мертонианской парадигмы Роль постпозитивистской критики эпистемологии и методологии позитивизма в становлении социологии научного знания (М.Полани, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд).

Роль концепции науки как культурно опосредованной деятельности в превращении социологии науки в социологию научного знания и отказе от нормативизма. Значение исследований Т.Куна в становлении социологии науки как преимущественно эмпирической дисциплины.

Социальный и антропологический поворот в социологии науки. Социальный конструктивизм как тип эпистемологического анализа и проблема интерпретации - объединительные идеи когнитивной социологии науки


5.2.5.3. Основные программы когнитивной социологии науки

«Сильная программа» в социологии научного знания. Эдинбургская школа (Б.Барнс, Д.Блур) о предмете социологии науки.

Программа «эмпирического релятивизма» Г.Коллинза. Эмпирическая направленность программы, анализ конфликтных ситуаций в науке. Релятивизм как установка на «радикальную неуверенность» и отказ от традиционных эпистемологических установок. Г.Коллинз и Т.Пинч о роли констуитивного и континджентного форумов в процедуре принятия нового знания.

Программа ситуационных исследований науки (case-study).

Этнометодология и этнографические исследования науки.

Программа «дискурс-анализа» (Дж.Гилберт, М.Малкей). Роль дискурс-анализа в изучении механизмов утверждения нового знания в науке и обоснования научных открытий в «сетях исследователей». Дискурс-анализ о социальном конструировании научных представлений и значении интерпретационных ресурсов.


5.2.6. Аксиологические проблемы науки

5.2.6.1. Место науки и техники в современном мире

Роль науки и техники в современном общественном бытие. Сциентизм и антисциентизм. Технологический детерминизм и технократия. Технократизм и гуманизм. Функции науки и техники. Наука и культура. Наука и философия. Наука и религия. Принципы и формы интеграции науки, производства и образования. Научное познание как самоценность. Проблема автономии науки.


5.2.6.2. Наука и этика. Этос науки

Виды и формы отношений науки и этики. Наука и глобальные проблемы современности. Проблема социальной ответственности науки и техники. Роль науки и техники в поиски новых путей выживания человечества. Культурно-мировоззренческий потенциал научного и технического знания.

Этические регулятивы функционирования науки. Императивы этоса классической науки: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм (Р. Мертон), рационализм, эмоциональная нейтральность (Б. Барбер). Проблемы эволюции этоса науки.
5.2.6.3. Человек в науке

Образ ученого. Структура и мотивы научной деятельности. Вера и авторитет в структуре деятельности ученого. Ученый как профессия. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров и инженерно-исследовательских кадров.


5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Основная литература по дисциплине

  1. Зеленов, Л. А. История и философия науки : учебное пособие для вузов / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров.   М.: Флинта [и др.], 2008. - 471 с.

  2. Канке, Виктор Андреевич. Философия математики, физики, химии, биологии [Текст] : учебное пособие для вузов / В. А. Канке. - М. : КНОРУС, 2011. - 367, [1] с.

  3. Лебедев, С. А. Философия науки : словарь основных терминов / С. А. Лебедев. - М. : Академический Проект, 2006.   316 с.

  4. Ушаков, Евгений Владимирович. Введение в философию и методологию науки [Текст] : учебник для вузов / Е. В. Ушаков. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2008. - 584 с.

  5. Фукуяма, Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее [Текст] : [последствия биотехнологической революции] / Фрэнсис Фукуяма ; [пер. с англ. М. Б. Левина]. - М.: АСТ [и др.], 2008. - 349, [2] с.


6.2. Дополнительная литература по дисциплине

  1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки : учебное пособие / В. Ф. Берков.   М. : Новое знание, 2004.   335 с.

  2. Гарфинкель, Гарольд. Исследования по этнометодологии [Текст] / Г. Гарфинкель; [пер. с англ. З. Замчук и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 334 с.

  3. Курс социально-экономической статистики [Текст]: учебник для вузов / [редкол. : В. Л. Соколин и др.] ; под ред. М. Г. Назарова.-6-е изд., испр. и доп. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 987 с.

  4. Николаева, Ирина Юрьевна. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории [Текст] : [монография] / И. Ю. Николаева ; под ред. Б. Г. Могильницкого ; ТГУ. - Томск: Издательство ТГУ, 2010. - 408, [1] с.

  5. Сластенин, Виталий Александрович. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособиедля вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 477, [1] с.

  6. Смоленский, Николай Иванович. Теория и методология истории [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. И. Смоленский. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 270 [1] c.

  7. Способы постижения прошлого [Текст] : методология и теория исторической науки : [сборник] / РАН, Институт философии ; отв. ред. М. А. Кукарцева. - М.: Канон+, 2011. - 351 с.

  8. Степанов, Юрий Сергеевич. Методы и принципы современной лингвистики [Текст] / Ю. С. Степанов. - 2-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 311 с.

  9. Ушаков, В. М. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие для вузов / В. М. Ушаков, С. Л. Миньков, Д. В. Озеркин ; под ред. В. М. Ушакова ; МО РФ, ТГПУ. - Томск: Издательство ТГПУ, 2002. - 287 с.

  10. Хозяйственные системы инновационного типа [Текст]: теория, методология, практика / [В. Н. Архангельский, А. А. Дагаев, В. В. Иванов и др.] ; под ред. А. Н. Фоломьева ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. - М.: Экономика, 2011. - 396, [1] с.

  11. Чумиков, Александр Николаевич. Кейсы и деловые игры по связям с общественностью [Текст]:учебное пособие для вузов / А. Н. Чумиков.-М.: КНОРУС, 2010. - 147, [5] с.

  12. Шпет, Густав Густавович. Философия и наука [Текст]: лекционные курсы / Густав Шпет ; [отв. ред.-сост., предисл., коммент., археогр. работа, реконструкция Т. Г. Щедрина]. - М.: РОССПЭН, 2010. - 493 с.

  13. Экзистенциальный опыт и когнитивные практики в науках и теологии [Текст] / Институт философии РАН ; под ред. И. Т. Касавина, В. П. Филатова, М. О. Шахова. - М.: Альфа-М,2010. - 511 с.

  14. Юревич, Андрей Владиславович. Методология и социология психологии [Текст] / А. В. Юревич ; РАН, Институт психологии. - М.: Издательство Института психологии РАН, 2010. - 270, [1] с.

  15. Ясницкий, Леонид Нахимович. Современные проблемы науки [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 294 с.


6.3. Дополнительные средства обеспечения освоения дисциплины

На кафедре философии и социальных наук имеется электронная библиотека по философии.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

:

№п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Образы науки

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Модели развития научного знания

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя:


Для достижения целей и задач данной учебной программы преподавателю можно рекомендовать следующие формы и приемы работы:

  1. Темы раскрывающие исторический путь развертывания философии, являются своего рода интересным ознакомительным материалом для понимания сложных философских проблем. Поэтому можно рекомендовать в этих темах работу с сообщениями и докладами, в которых философские проблемы будут рассматриваться через конкретных философов. Данную работу следует выстроить таким образом, чтобы развивать умение учащихся проводить самостоятельный поиск в подборе материала, логично формулировать и интересно излагать данный материал, уметь делать четкие выводы из раскрываемой темы.

  2. Начиная с первого занятия, следует выделять основные философские категории (бытие, материя, материализм, идеализм и т.д.), акцентируя внимание учащихся на их понимание и смысловое значение в каждый период исторического развития философии и у философов разных школ и направлений. По мере накопления категориального аппарата можно делать краткое их повторение в начале каждого занятия. Это позволяет приблизить философский язык для понимания его учащимися.

  3. Следует подчеркнуть связь философской рефлексии (и уровня ее развития, и ее направленности в рассмотрении проблем) с общим уровнем развития и решаемыми задачами конкретного общества на том или ином отрезке исторического времени.

  4. На каждом этапе работы с учащимися необходимо тщательно отслеживать усвоение рассматриваемого материала. Для этой задачи можно использовать домашние письменные работы, позволяющие учащимся проявить самостоятельные способности в рефлексии над той или иной философской проблемой, представляющей интерес для него самого. Например: «Какие методы познавательной деятельности важны для профессии учителя?»; «Что собой должен представлять «человек разумный» в современном мире» и др. Наконец, следует постоянно использовать тестовые задания как для проверки усвоения изучаемого материала (с четким разбором решаемых тестов на практических занятиях), так и для промежуточного или итогового контроля знаний учащихся по дисциплине.



7.2. Методические рекомендации для студентов:


Основная задача учащихся на всем протяжении обучения сводится к тому, чтобы уметь не только получать и усваивать тот объем знаний по дисциплине, который дается преподавателем на лекциях, но, кроме того, научиться быть самостоятельным и заинтересованным участником учебного процесса. Именно формирование навыков самостоятельной и регулярной работы требует от современного человека вся его практическая деятельность. Развитию данных навыков могут способствовать следующие формы работы:

  1. Формирование категориального аппарата дисциплины в плане его расширения и уточнения происходит постепенно, по мере развертывания философской рефлексии. Чтобы понимать философский язык, приблизить его для изучения курса философии и для собственной рефлексии необходимо, прежде всего, выучить все основные понятия, предложенные преподавателем на лекциях. Можно завести свой собственный маленький словарь основных понятий и работать с ним.

  2. При подготовке к экзамену нужно постоянно обращать внимание на те контрольные вопросы. Эти расширенные вопросы позволяют проверить и объем подготовленного материала по теме занятия, и уровень собственной подготовленности к занятию.

  3. При подготовке доклада или сообщения учиться самостоятельно работать с предложенной преподавателем литературой и иными найденными источниками, включая Интернет – ресурс. При этом главное, на что следует обращать внимание при подготовке любого сообщения, заключается в следующем:

    • материал должен быть понят и разобран самим докладчиком;

    • материал должен быть грамотно изложен в логике рассматриваемой проблемы;

    • материал должен быть интересен остальным учащимся и по содержанию, и по форме изложения.

  1. Для самопроверки получаемых и усваиваемых по курсу знаний необходимо регулярно работать с тестами. Тесты можно найти в Интернете (www.fepo.ru).

  2. Все затруднения и сложности, возникающие с пониманием тех или иных проблем курса или решением тестовых заданий, необходимо своевременно разрешать при помощи преподавателя.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Рекомендуемые темы рефератов


  1. Становление и развитие педагогики как науки о воспитании.

  2. Развитие взаимодействия педагогики с другими науками о человеке.

  3. Педагогика и религиозные учения: их взаимоотношения в различные исторические эпохи.

  4. Политизация педагогики: причины и следствия.

  5. Становление системы педагогических наук и их дифференциация.

  6. Идеал человека и цели воспитания и образования, их эволюция и отражение в деятельности воспитательно-образовательных институтов.

  7. Дидактические концепции и их реализация в практике образовательных учреждений: история и современность.

  8. Идея непрерывного воспитания и образования: возникновение, эволюция, реализация.

  9. «Традиционные» и «альтернативные» школы в истории образования: анализ и оценка их деятельности.

  10. Педагогическая наука в XX в.

  11. Тенденции в развитии современной педагогики и отражение в них исторического опыта.

  12. Исторический обзор развития систем образования (в различных регионах мира).

  13. Семейное воспитание: сущность, задачи, требования к нему общества в различные исторические эпохи.

  14. Проблема общего и профессионального образования: история и современность.

  15. Проблема учителя в истории педагогики («педагог», «учитель», «преподаватель»).

  16. Историческое развитие отечественной педагогики: анализ и оценки.

  17. Отношение к истории в современной

  18. Биогенетический закон и его приложение к развитию психики.

  19. Роль научных сообществ в развитии личности ученого.

  20. Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии.

  21. Проблема внутренней свободы и ее роли в развитии личности в концепциях стоиков и В. Франкла.

  22. Психологизм и особенности его развития в России.

  23. Марксистская психология: существует ли она?

  24. Круг оппонентов Л.С. Выготского.

  25. Развитие рефлекторной концепции в психологии и ее влияние на социогенетические теории развития психики.

  26. Роль социальной ситуации в развитии российской психологии XIX-XXвв.

  27. Личность и субъект: общее и различия.

  28. Детерминанты развития личности: общая характеристика.

  29. Нормативность развития личности: существует ли она?

  30. Биосфера, психосфера и ноосфера как уровни представленности человека.

  31. Роль и границы социального воздействия на личность.

  32. Проблема сознания в психологии.

  33. Психофизическая проблема и способы ее решения в ведущих психологических школах.

  34. Теория деятельности и бихевиоризм: общее и различия.

  35. Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в работах Аристотеля и Платона.

  36. Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов XVII в.

  37. Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.

  38. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.

  39. Роль интеллекта в развитии психики: позиции 3. Фрейда и Ж. Пиаже.

  40. Описательная и объяснительная психология: достоинства и недостатки.

  41. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции.

  42. Теоретические различия в практике директивной и индирективной терапии.

  43. Взаимосвязь научения и обучения в теории бихевиоризма.

  44. Взаимосвязь «психотерапевт-клиент» в концепциях глубинной и гуманистической психологии.

  45. Российская интеллигенция — творец и произведение отечественной психологии.

  46. Становление культурно-исторической психологии в России.

  47. Российская и советская психология: общее и различия.

  48. Особенности становления психологии в России.

  49. Наука о поведении: русский путь.

  50. Сравнительный анализ подходов к психологии искусства в работах Д.Н. Овсянико-Куликовского, Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского.

  51. Исторический метод Геродота и «прагматическая история» Фукидида.

  52. История, риторика, мораль в греко-римской традиции.

  53. Лукиан из Самосаты: первая попытка создания теории историописания.

  54. Основы христианской хронологии истории.

  55. Византийская традиция историописания.

  56. Характерные черты средневекового историзма и жанры средневековой историографии.

  57. Русская летописная традиция: своеобразие и этапы развития.

  58. Историки итальянского Возрождения: политическая и риторическая школы.

  59. Историография эпохи Реформации и Контрреформации.

  60. Западноевропейская историография в XVII - первой половине XVIII в.

  61. Русская историческая мысль в первой половине XVIII в. и «История Российская» В.Н. Татищева.

  62. «Философская история» XVIII в.

  63. Западноевропейская историография в первой половине XIX в.

  64. Л. фон Ранке и его критический метод.

  65. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского.

  66. Н.М. Карамзин и «История государства Российского».

  67. Исторические взгляды С.М. Соловьева.

  68. К. Маркс и материалистическое понимание истории.

  69. И.Г. Дройзен и его «Историка».

  70. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского.

  71. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского.

  72. Проблемы всеобщей истории, философии истории и теории исторического познания в трудах Н.И. Кареева.

  73. Б. Кроче и его «Теория и история историографии».

  74. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения.

  75. Культурно-историческое направление в российской историографии.

  76. Глобальные теории исторического процесса в историографии первой половины XX в. (О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби).

  77. Р. Дж. Коллингвуд и его «Идея истории».

  78. «Методологическая революция» школы «Анналов».

  79. «Новая социальная история» и историческая антропология. «Критический поворот» в историографии на рубеже 1980-1990-х гг



8.2. Экзаменационные вопросы


  1. Алгоритмы изобретения.

  2. Внутренние и внешние факторы развития науки.

  3. Гипотеза и теория.

  4. Гипотеза Сепира-Уорфа и ее философский анализ.

  5. Дискуссии в научном познании: сущность, функции, структура.

  6. Значение эксперимента в развитии научного знания.

  7. Интуиция и наука.

  8. Исследовательская программа Ст. Тулмина.

  9. Кант о роли аналитических и синтетических суждений в научном познании.

  10. Концепция «археологического знания» М. Фуко.

  11. Концепция врожденности языковых структур Н. Хомского.

  12. Критерии оценки познавательного значения научных гипотез.

  13. Логико-философский анализ научной аргументации.

  14. Логическая семантика и теория познания.

  15. Логические формы развития знания.

  16. Логический анализ языков науки.

  17. Наука и глобальные проблемы современности.

  18. Научная рациональность: проблемы генезиса и эволюции.

  19. Научное доказательство: сущность, виды, структура.

  20. Научные и ненаучные формы рациональности.

  21. Обоснование сущности техники М. Хайдеггером.

  22. Объяснение и понимание в научном познании.

  23. Понятие научной проблемы.

  24. Прагматистски-операционалистическая концепция научных понятий.

  25. Проблемы оценки естественнонаучных достижений и открытий.

  26. Проблемы управления наукой.

  27. Роль аналогии в процессе познания.

  28. Роль науки в современном мире.

  29. Русский космизм и современные проблемы философии науки и техники.

  30. Синергетика как новая научная парадигма.

  31. Смысл и сущность научного авторитета.

  32. Современные научные теории и философия Востока.

  33. Современный спор об универсалиях.

  34. Социально-психологические проблемы организации деятельности научного коллектива.

  35. Социокультурная обусловленность знания.

  36. Структура научных теорий.

  37. Теории истины и современная наука.

  38. Феноменологическая интерпретация точных наук.

  39. Философия и научные картины мира.

  40. Формы культурно-исторической опосредованности научного знания.

  41. Ценностные ориентации науки.

  42. Эпистемология К. Поппера.

  43. Этос науки.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению

Народная художественная культура

071500.68


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена
Д. филос. н., профессор кафедры

философии и социальных наук ________________________ А.А. Степанов


Программа утверждена на заседании кафедры философии и социальных наук

протокол № __ от ____________ 20__ года.


Зав. кафедрой ______________ С.Б. Куликов.
Программа одобрена методической комиссией Института культуры

протокол № __ от ____________ 20__ года.


Председатель методической комиссии __________________ О.А. Батурина
Согласовано:

Директор института культуры ______________ Е.А. Каюмова












О банкротстве науки чаще всего говорят те, кто не вложил в это предприятие ни гроша. Феликс Хвалибуг
ещё >>