Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 6 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 6 1014.29kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 5 753.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право социального обеспечения»... 1 359.96kb.
Учебная программа дисциплины «Экологическое право» для специальности... 1 153.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 2 415.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Налоговое право зарубежных... 2 439.26kb.
Тематика курсовых работ по курсу «Конституционное право зарубежных... 7 1367.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 5 547.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 1 304.18kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 5 831.77kb.
Фактически, эта новая страница уже была открыта 7 ноября прошлого... 1 62.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» - страница №1/7

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Конституционное право»

Constitutional law




Язык (и) обучения: русский

Трудоемкость: 6 зачетных единиц

Регистрационный номер

рабочей программы:


2013 /

Cанкт-Петербург



2013

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Цели изучения дисциплины: освоение студентами основ теории конституционного права и современного нормативного материала в рамках конституционно-правовой проблематики. Освоение основных теорий и концепций конституционно-правовых институтов, изучение конституционных принципов построения правовой системы и системы государственных органов, анализ правового статуса личности, исследование распределения предметов ведения и полномочий в рамках федеративного устройства, а также порядка формирования и компетенции высших органов государственной власти.
Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов системного представления об основных понятиях, институтах, принципах современного конституционного права, умения ориентироваться в терминологии, базовых концепциях и проблематике науки конституционного права, целостного знания о становлении и развитии конституционализма в России и мире, принципах конституционного государства, конституционно-правовом статусе человека и гражданина, конституционных механизмах народовластия, основах организации государственной власти в Российской Федерации, навыков толкования нормативно-правового материала и судебной практики в рамках конституционно-правовой тематики и применения полученных знаний для решения практических задач.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Пререквизиты при изучении настоящей дисциплины не требуются.
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
С1 (первый семестр обучения) и С2 (второй семестр обучения):
ОКБ-1 способен аргументировано, логически верно и содержательно ясно строить устную и письменную речь, способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОКБ-2 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе, способен к критическому переосмыслению своего опыта, к адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности;

ОКБ-3 владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

ОКБ-4 способен понимать значение культуры как формы человеческого бытия и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОКБ-6 владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности;

ОКБ-7 способен понимать сущность и значение информации в развитии общества, готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОКБ-8 готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, действовать в условиях гражданского общества;

ОКБ-14 понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОКБ-15 способен систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

ОКБ-17 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

ПК-1 готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ПК-2 готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-3 готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-8 готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок;

ПК-9 готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-11 готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-13 способен толковать различные правовые акты;

ПК-14 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся
В процессе изучения настоящей дисциплины студенты постигают, на основе новейших исследований в области теории конституционного права, систему общих правовых понятий, отражающих реалии правовой материи, а также особенности формирования, функционирования и развития конституционного права; обучающиеся получают знание основ теории и практики законотворчества и реализации (применения) норм действующего законодательства; студенты усваивают понимание современных подходов к правам человека, государственному устройству, функционированию властных структур, взаимодействию общества и государства.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекции; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий; в-третьих, самостоятельная работа студентов, под руководством преподавателя, а также с использование методов учебно-методического комплекса по Конституционному праву.
1.6. Организация учебных занятий


Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисци

лины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихс

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость
лекции

семинары


консультации

практические


занятия

лабораторные


работы

контрольные


работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная


аттестация

под руководством


преподавателя

в присутствии


преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная


аттестация

Очная форма обучения

С1

24



20

16

-

-

-

-
-

25

-

3

-

-

20

1
до 100

до 30

до 100

-

-

-

-
-

до 100

-

до 100

-

-

С2

24



20

18

-

-

-

-
2

24

-

2

-

24

20

5
до 100

до 30

до 100

-

-

-

-
до 100

до 100

-

до 100

-

до 100

ИТОГО:


48

40

34

-

-

-

-
2

49

-

5

-

24

40

6
Очная форма (сокращенная программа)

С1

26



16

24

-

-

-

-
2

49

-

65

-

24

40

6
до 100

до 30

до 100

-

-

-

-

до 100

до 100

до 100

-

до 100

-

до 100

ИТОГО:


26

16

24
2

49
65
24

40

6

Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки


текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код м


д

ля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль


Виды

Сроки


Формы

Сроки


очная форма обучения

С1

Зачёт



До 26 января

С2

Экзамен



До 29 июня

очно-заочная форма (сокращенная программа)

С1

Экзамен



До 26 января

Аттестация

До 25 декабря

1.7. Структура и содержание учебной дисциплины/практики/курсовой работы

По учебной дисциплине «Конституционное право» дается описание её структуры, а также формулируются основные вопросы, рассматриваемые при изучении этой дисциплины, в соответствии с современным состоянием научного знания, современными образовательными технологиями, научно-методическим опытом разработчиков и методическими рекомендациями, утвержденными Ученым Советом факультета:

Модуль I. Общая характеристика и принципы конституционного права

Тема 1. Конституционное право в правовых системах стран мира
Правовые системы стран мира и их основные особенности применительно к публичному праву. Конституционное право в английской, американской, романской и германской правовых системах, конституционное право в государствах ислама и социалистических государствах «народной демократии». Конституционное и государственное право.

Отечественная традиция выделения отрасли конституционного права: предмет и метод, особенности конституционно-правовых норм и отношений. Система отрасли конституционного права. Место конституционного права в системе российского права.

Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права в РФ.

Конституционное и международное право. Особенности действия международных норм в национальной правовой системе. Супранациональное право. Особенности действия супранационального права на примере права Европейского Союза, ЕврАзЭС. Международные принципы и нормы в российском конституционном праве.


Рекомендуемая литература:

  1. Белкин, А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. - 1998. - №. 1. – С. 34 – 39.

  2. Белкин, А. А. Наименование отрасли: конституционное и государственное право // Правоведение. - 1997. - № 4. – С. 141 – 145.

  3. Белых А. Г. Нормы международного и национального права в условиях интеграции //Юридический мир. -2007. - № 5. - С. 72 – 76.

  4. Градовский, А. Д. Начала русского государственного права. Том 1: О государственном устройстве. - С.-Петербург: Типография Морского Министерства, 1892. С. 1-8.

  5. Гриценко Е.В. Соотношение конституционного защищаемых ценностей и международных принципов и норм в области прав человека: проблема поиска баланса при осуществлении судебного конституционного контроля в Российской Федерации// Конституция Российской Федерации. –М.: Норма, 2009. С. 148-165.

  6. Кокотов, А. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура  // Правоведение. - 1998. - № 1. – С. 15 – 22.

  7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : Учебник для вузов / И.А. Андреева, А. Ш. Будагова, С.Ю. Кашкин др.; Отв. ред. Б. А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. - М.: НОРМА: Инфра-М, 2010. - С. 17-50.

  8. Кутафин, О. Е. Предмет конституционного права. - М.: Юрист, 2001. C. 9-62.

  9. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 79-84.

Очная форма обучения:

Лекции – 4 часа.

Семинары – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения сокращенная программа:

Лекции- 4 часа

Семинары – 2 часа

Самостоятельная работа студентов с использованием методических материалов - решение тестов и машиночитаемых тестов и задач из учебно-методического комплекса) – 5 часов (очная форма обучения).

Разделы учебно-методического комплекса для самостоятельной работы:

Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука. § 6. Место конституционного права в системе отраслей права; § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права РФ; § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право.
ЗАДАЧИ
Задача 1

ООО «Лопух» и ЗАО «Тромбон» получили от Правительства Санкт-Петербурга разрешение на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Правительство города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности. Исключением может быть использование герба и гимна государственными учреждениями и унитарными предприятиями в случаях и в порядке, установленном Губернатором Санкт-Петербурга на основании Закона Санкт-Петербурга «О детальном описании символов Санкт-Петербурга и порядке их использования».

Одновременно против ЗАО «Тромбон» и Правительства Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета «Медный всадник» выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр.

Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично-правового от частноправового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права? В какой части герб и гимн выступают объектами конституционных и гражданских правоотношений?
Задача 2

Гражданин Н. К. Абелев припарковал свой автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена». Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Абелев посчитал действия сотрудников ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированное ст. 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Полномочие должностных лиц ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством.



В какой суд и с какими требованиями может обратиться Абелев? Каковы особенности конституционных правоотношений по сравнению с административными?
Задача 3

Постановлением Государственной Думы РФ было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер в целях решения проблемы кворума на заседании. Некоторые депутаты выступили против принятия этого постановления, указывая на правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в п. 13 мотивировочной части Постановления от 20 июля 1999 г. №12-П. Однако большинство депутатов, утверждая, что правовой обычай может считаться источником конституционного права, а решение Конституционного Суда – нет, продолжали голосовать за своих коллег.



Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента, и каковы их особенности?

Тема 2. Теория конституции. Становление и развитие конституционализма
Теоретические подходы к пониманию конституции. История и теоретические предпосылки возникновения конституции. Понятие конституции: социально-политический и формально-юридический аспекты. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции. Виды конституций. Порядок принятия и изменения конституции, структура, содержание правового регулирования, особенности норм.

Правовая охрана конституции. Особый порядок принятия конституции. Конституционный контроль, виды и формы.



Рекомендуемая литература:


  1. Белкин А.А. Конституционная охрана: Три направления российской идеологии и практики. – СПб.: Петрополис, 1995. С. 9-26.

  2. Еллинек, Г. Конституции, их история и значение в современном праве.  – СПб.: Книгоиздательство «Голос». С. 7-48.

  3. Еллинек, Г. Конституции, их изменения и преобразования / Е. Еллинек; Пер. с нем. под ред и с вступит. ст. Б. А. Кистяковского. – СПб: Изд-е Юрид. кн. склада «Право», 1907. С. 3-52.

  4. Лассаль, Ф. О сущности конституции: Речь, произнесенная в одном Берлинском ферайне: Пер. с нем. – Одесса: Книгоиздательство «Буревестник», 1905. С. 1-23.

  5. Эбзев Б.С. Конституция Российской Федерации: Прямое действие и условия реализации// Журнал зарбежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2008. - №1. – С. 3-11.


Нормативные акты и судебные решения:


    1. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. -1998. -№25. -Ст. 3004.

    2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. №1. 1996.

Очная форма обучения:

Лекции – 4 часа.

Семинары – 2 часа.


Очно-заочная форма обучения сокращенная программа:

Лекции- 2 часа

Семинары – 2 часа
Самостоятельная работа студентов с использованием методических материалов - решение тестов и машиночитаемых тестов и задач из учебно-методического комплекса) – 8 часов (очно-заочная форма обучения сокращенная программа).

Разделы учебно-методического комплекса для самостоятельной работы:

Тема 2. Конституция Российской Федерации. § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции; § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции; § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года.
ЗАДАЧИ
Задача 1

Ирак. 2003 г. Оккупационные власти и их сторонники предлагают населению на референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16 июля 1970 г. Предлагается исключить из Конституции руководящую роль партии Баас, провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ высказываются различные мнения. Одни считают, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Сирии), необходимо установить в Конституции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка — исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и Сунны.



Оцените высказанные доводы. Каковы принципы соотношения конституции и источников религиозных догматов? Какое место должна занимать конституция в правовой системе государства.
Задача 2

Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное Собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.



Каковы особенности формы конституции (устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?
Задача 3

Во время подготовки проекта Конституции РФ в одном из проектов было предусмотрено, что изменения и дополнения в текст Конституции РФ могут вноситься конституционным законом, обычным федеральным законом, а в некоторых случаях — Указом Президента РФ. Возражая против такого порядка изменения, ученые-юристы утверждали, что текст Конституции РФ должен изменяться в особом порядке. Теория конституции не допускает изменения конституционного текста даже путем принятия обычных федеральных законов, и тем более — указов Президента. Отстаивая свою идею, авторы проекта заявляли, что теория должна следовать практике, а не наоборот; так же, как существуют сверхжесткие конституции, должны быть сверхгибкие, так как в этом существует практическая потребность.

В окончательном тексте Конституции РФ возможность изменения с помощью обычных федеральных законов была устранена, а возможность изменения с помощью указов Президента, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П, сведена к дополнению названий субъектов РФ в ст. 65 Конституции РФ. Тем самым предмет спора сохранился.

Каков обычный порядок внесения изменений в текст конституции? Каким образом отличаются конституции по порядку их принятия? Какая позиция в приведенном споре представляется Вам более обоснованной?
Задача 4

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела заявление А. В. Ежиклеевой о признании недействительным Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в котором разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате ст. 1 Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» была признана недействующей в части возможности отзыва депутата за невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции РФ либо закона. Также были признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона.



В чем состоит принцип прямого действия Конституции РФ? Какой орган осуществляет функцию охраны Конституции РФ? В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию РФ непосредственно?
Самостоятельная работа под руководством преподавателя: подготовка эссе объемом до 4 000 печатных знаков на тему «Анализ правовых позиций высших судов РФ о прямом действии Конституции» - 9 часов (очная форма обучения, очно-заочная форма обучения сокращенная программа)

следующая страница >>



Солдаты, вы сделали все, что могли, ради величия нашей нации! От нее осталась уже только одна половина. Карел Чапек
ещё >>