Рабочая программа учебной дисциплины фармакология специальность 060101 Лечебное дело Кемерово, 2013 г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Фармакология Специальность 060102... 1 250.42kb.
Специальность 060101 «Лечебное дело» группа №300 1 98.35kb.
Рабочая учебная программа по немецкому языку для специальности 060101... 12 3038.2kb.
Рабочая учебная программа по внутренним болезням для специальности... 1 377.7kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 3 737.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 358.25kb.
Пофамильный перечень специальность(направление подготовки): 060101. 1 328.68kb.
Кодификатор экзаменационной работы дисциплины «Биоорганическая химия»... 1 144.64kb.
Сводная ведомость специальность «Лечебное дело» на 07 августа 2013 г 4 427.96kb.
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по акушерству... 1 137.25kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Фармакология Специальность 060102... 1 250.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины фармакология специальность 060101 Лечебное дело - страница №1/1



Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кемеровский областной медицинский колледж»





Утверждаю:

Директор ГБОУ СПО «КОМК»

_______________ О.В. Скоморина

«_______»_______________2013 г.



Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФАРМАКОЛОГИЯ

Специальность 060101 Лечебное дело

Кемерово, 2013 г.




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060101 Лечебное дело


Организация-разработчик: ГБОУ СПО «КОМК»

Разработчики:

Китаева Людмила Алексеевна, преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «КОМК»


Эксперты (техническая, содержательная экспертиза):

Антонова О.В., методист ГБОУ СПО «КОМК»


Рецензенты:

Меркурьева А.Г., доцент кафедры фармакологии, к.м.н. ГБОУ ВПО «КемГМА Минздрава России»


Рассмотрено: на областном методическом объединении преподавателей учебной дисциплины « ____» _________________2013 г.
Рекомендовано: научно-методическим советом ГБОУ СПО «КОМК»

Протокол № ___ от «____»_________2013 г.



.



© ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж», 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ



стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


13
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


15



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Фармакология



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 060101 Лечебное дело Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании ( в программах повышения квалификации и переподготовки).



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

  • находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

  • ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

  • применять лекарственные средства по назначению врача;

  • давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

  • основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

  • побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

  • правила заполнения рецептурных бланков.



1.4. Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий


в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход
за пациентом

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую
помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 147 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 98 часов;

самостоятельной работы обучающегося 49 часов.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

98

в том числе:




практические занятия

48

контрольные работы




Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

В том числе:




Написание реферативных сообщений

5

Изготовление памяток

4

Составление схем

5

Заполнение таблиц

6

Формулирование терминов в глоссарий

3

Составление граф.структур

6

Выписывание и анализ рецептов

10

Решение задач

6

Расчет доз лекарственных препаратов

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена





2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины фармакология




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Общая рецептура. Общая фармакология





22




Тема 1.1. Введение. Общая рецептура

Содержание учебного материала

2

1

Фармакология – как наука. Правила выписывания рецептов

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовить реферативные сообщения (на выбор):

- «Нормативная документация, регламентирующая выписывание и отпуск лекарственных средств »;

- «Современные лекарственные формы»;

- «Правила хранения лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях».


1


Тема 1.2. Формы

лекарственных средств

Содержание учебного материала



4


1

Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы

2

2

Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций

2

Практические занятия

Выписывание рецептов на твердые и мягкие лекарственные формы, расчет доз

Выписывание рецептов на жидкие лекарственные формы, лекарственные формы для инъекций, расчет доз


4



Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение упражнений по рецептуре;

  • проведение анализа рецептов;

  • рассчет дозы лекарственного препарата

5

Тема 1.3 Общая фармакология

Содержание учебного материала

2

1

Основные процессы и понятия фармакокинетики и фармакодинамики

2

Практические занятия

Изучение основных процессов и понятий фармакокинетики и фармакодинамики



2




Самостоятельная работа обучающихся

  • составить схемы(на выбор):

- «пути введения лекарственных средств»;

- «виды действия лекарственных средств»;

- «факторы, влияющие на действие лекарств»;

- «побочное и токсическое действие лекарственных средств»;



  • формулирование терминов в глоссарий

2

Раздел 2. Частная фармакология




125

Тема 2.1.

Антисептические и дезинфицирующие средства



Содержание учебного материала

2

1

Антисептические и дезинфицирующие средства

2

Практические занятия

  • Изучение классификации антисептических средств и особенности их применения

  • Выписывание рецептов и расчет доз

2


Самостоятельная работа обучающихся

  • подготовка реферативного сообщения:

«Техника безопасности при работе с антисептиками»;

  • выписывание и анализ рецептов

2

Тема 2.2. Противоинфекционные средства



Содержание учебного материала

6

1

Химиотерапия. Принципы химиотерапии, антибиотики


2


2

Синтетические противомикробные средства

2

3

Противотуберкулезные, противоспирохитозные, противомикозные, противовирусные, противопротозойные, противоглистные средства

2

Практические занятия

Изучение номенклатуры антибиотиков, их действие и принципы применения

Определение номенклатуры синтетических антибактериальных средств

Выписывание и анализ рецептов. Расчет доз



6




Самостоятельная работа обучающихся

  • расчет количества лекарственного препарата в зависимости от назначенной дозы;

  • решение ситуационной задачи;

  • выписывание рецептов

5

Тема 2.3. Средства, влияющие на афферентную иннервацию


Содержание учебного материала

2



2

1

Местноанестезирующие, вяжущие, адсорбирующие, обволакивающие, раздражающие средства

Практические занятия

Изучение номенклатуры средств, влияющих на афферентную иннервацию показания к применению

Выписывание и анализ рецептов


2



Самостоятельная работа обучающихся

  • решение ситуационной задачи;

  • выписывание рецептов

2

Тема 2.4. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию

Содержание учебного материала

6

1


Средства, влияющие на М-N-холинорецепторы возбуждающего типа действия

2

2


Средства, блокирующие передачу импульсов в холинорецепторах

2

3

Средства, влияющие на адренорецепторы

2

Практические занятия

Определение групп холиностимулирующих средств в зависимости от механизма действия и показания к применению

Изучение номенклатуры холиноблокирующих средств, особенностей действия и применения препаратов. Определение групп лекарственных средств, влияющих на адренорецепторы, механизм действия и показания к применению

Решение задач. Выписывание рецептов



6


Самостоятельная работа обучающихся

  • составление схемы «Классификация средств, влияющих на эфферентную иннервацию»;

  • заполнение таблицы «Фармакологические эффекты М-холиноблокаторов»;

  • составление графструктуры «Адренергические средства»;

  • подготовка памятки «О вреде курения»

6

Тема 2.5. Средства, влияющие на центральную нервную систему



Содержание учебного материала

6




1

Средства для наркоза. Этиловый спирт. Снотворные, противосудорожные средства.

2

2

Наркотические анальгетики Ненаркотические анальгетики,

2

3

Психотропные средства

2

Практические занятия

Изучение номенклатуры средств, влияющих на центральную нервную систему, показания к их применению и побочные эффекты.

Проведение сравнительной характеристики наркотических и ненаркотических анальгетиков.

Решение ситуационных задач.

Выписывание рецептов с использованием справочной литературы.


4



Самостоятельная работа обучающихся:

  • подготовка реферативного сообщения: «Резорбтивное действие этилового спирта»;

  • решение ситуационной задачи

4

Тема 2.6. Средства, влияющие на функции органов дыхания


Содержание учебного материала

2

1


Противокашлевые, отхаркивающие, муколитические средства. Бронхолитические средства


2

Практические занятия

Определение показания к применению средств, влияющих на функцию органов дыхания в зависимости от фармакологического действия

Составление рекомендаций по применению бронхолитических средств

Выписывание рецептов



2



Самостоятельная работа обучающихся:

  • составление графстрктуры «Бхонхолитические средства, различных фармакологических групп»;

  • решение ситуационной задачи;

  • выписывание рецептов

2

Тема 2.7. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему


Содержание учебного материала

6

1


Сердечные гликозиды. Противоаритмические средства

2

2


Коронаролитические, гипохолестеринемические средства

2

3



Гипотензивные и мочегонные средства

2


Практические занятия

Определение фармакологического действия, особенности применения сердечных гликозидов

Определение действия, принципов применения коронаролитических средств

Изучение номенклатуры гипотензивных средств, механизм действия и применение



6



Самостоятельная работа обучающихся

  • составление графструктуры по номенклатуре гипотензивных лекарственных средств;

  • решение ситуационной задачи;

  • выписывание рецептов

6

Тема 2.8. Средства, влияющие на функции органов пищеварения


Содержание учебного материала

2

1

Средства, влияющие на аппетит и секреторную функцию желудочно-кишечного тракта.

Средства, влияющие на моторную функцию кишечника.




2

Практические занятия

Изучение номенклатуры лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения, фармакологических эффектов и применения

Выполнение заданий по рецептуре


2




Самостоятельная работа обучающихся

  • составление графструктуры «Слабительные средства»;

  • решение ситуационной задачи;

  • подготовка реферативного сообщения «Желчегонные средства»;

  • выписывание рецептов

3

Тема 2.9. Средства, влияющие на систему крови


Содержание учебного материала

2


2


1


Средства, влияющие на кроветворение. Средства, влияющие на свертывание крови.

Плазмозамещающие средства



Практические занятия

Определение фармакологического эффекта и показания к применению средств, влияющих на систему крови

Выполнение заданий по рецептуре


2




Самостоятельная работа обучающихся

  • составление графструктуры по номенклатуре лекарственных средств, влияющих на систему крови;

  • подготовка реферативного сообщения «Плазмозамещающие растворы»;

  • выписывание рецептов

2

Тема 2.10. Гормональные препараты

Содержание учебного материала

4

2

1

Препараты гормонов гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, их синтетические аналоги

2

Препараты мужских и женских половых гормонов.

Средства, влияющие на мускулатуру матки



Практические занятия

Определение номенклатуры гормональных препаратов, фармакологического действия и применения

Выполнение таблицы сравнительной характеристики средств, влияющих на мускулатуру матки


4



Самостоятельная работа обучающихся

  • подготовка реферативного сообщения:

- «Гормональные контрацептивны»

- «Инсулин и его аналоги»



  • Выписать рецепты с использованием справочной литературы.

4

Тема 2.11. Витаминные препараты

Содержание учебного материала



2


1

Витаминные препараты

Практические занятия

Определение признаков авитаминоза и передозировки витаминных препаратов



2




Самостоятельная работа обучающихся

  • подготовка реферативного сообщения: «Витамины, польза и вред»;

  • составление таблицы «Возействие витаминов на организм»

2

Тема 2.12. Средства коррекции иммунных реакций


Содержание учебного материала

2

2

1

Противоаллергические и иммунотропные средства

Практические занятия

Описание средств, влияющих на иммунитет и их сравнительная характеристика

Выполнение заданий по рецептуре


2




Самостоятельная работа обучающихся

  • решение ситуационной задачи;

  • выписывание рецептов;

  • подготовка реферативного сообщения: «Новейшие антигистаминные препараты»

1

Тема 2.13. Осложнение медикаментозной терапии

Содержание учебного материала

2

2


1

Общие мероприятия первой помощи при отравлениях.

Практические занятия

Коррекция осложнений лекарственного воздействия

Выполнение заданий по рецептуре с использованием справочной литературы


2




Самостоятельная работа обучающихся

  • решение ситуационной задачи;

  • выписывание рецептов

2

ВСЕГО:

147 часов



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по фармакологии


Оборудование учебного кабинета:

  1. Мебель и стационарное оборудование

    • Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, раздаточного материала-2;

    • Шкаф для хранения образцов препаратов;

    • Классная доска;

    • Стол для преподавателя;

    • Стул для преподавателя;

    • Стол для студентов - 15;

    • Стул для студентов - 30;



Рекомендуемые средства обучения.

Информационные средства обучения:



  • учебники;

  • учебные пособия;

  • справочники;

  • сборники тестовых заданий;

  • сборники ситуационных задач;

Наглядные средства обучения:

    1. Изобразительные пособия

      • плакаты;

      • схемы;

      • рисунки;

      • таблицы;

      • графики;

      • фотоснимки;

      • гербарий

    2. Натуральные пособия

  • образцы лекарственных препаратов и форм;

  • образы лекарственного растительного сырья;

Технические средства обучения:

    1. Аудиовизуальные:

  • телевизор;

  • видеомагнитофон;

    1. Компьютер:

  • мультимедиа – система;

  • система Интернет;



3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Фармакология с общей рецептурой : учеб. / В. В. Майковский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 с. : 26 ил.

2. Фармакология с общей рецептурой : учебник / Д. А. Харкевич. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 464 с. : ил.
Дополнительные источники:

1. Фармакология / Под ред. проф. Р. Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 832 с. : ил.



Интернет – ресурсы:
www. medcollegelid. ru ЭБС «Консультант студента»

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

оценка результатов экзамена

оценка правильности выписывания рецептов

оценка результатов тестирования

оценка индивидуального опроса в письменной форме



  • находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

оценка результатов экзамена

оценка полноты точности составленных терминов глоссария

оценка научности, новизны информации реферативных сообщений


  • ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

оценка результатов экзамена

оценка результатов тестирования

оценка точности составленной граф.структуры, таблицы


  • применять лекарственные средства по назначению врача;

оценка результатов экзамена

оценка результатов тестирования

оценка результатов решения ситуационных задач

оценка результатов индивидуального опроса в устной форме



  • давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

оценка результатов экзамена

оценка научности, доступности, информативности составленной памятки

оценка результатов решения ситуационных задач

оценка расчета доз лекарственных препаратов



знать:

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

оценка результатов экзамена

оценка результатов тестирования

оценка результатов решения ситуационных задач

оценка индивидуального опроса в устной форме


  • основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

оценка результатов экзамена

оценка результатов тестирования

оценка результатов решения ситуационных задач

оценка группового опроса в письменной форме

оценка правильности составленой схемы


  • побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

оценка результатов экзамена

оценка результатов тестирования

оценка результатов решения ситуационных задач


  • правила заполнения рецептурных бланков;




оценка результатов экзамена

оценка правильности выписывания рецептов оценка результатов тестирования



оценка индивидуального опроса в письменной форме








Милости хочу, а не жертвы. Евангелие от Матфея, 9, 12
ещё >>