Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 04 Этика Трудоемкость 1 167.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 384.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 5 831.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 1 304.18kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 3 488.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 500.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 495.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины фотография и видеозапись Направление... 1 89.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080501. 1 385.82kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 303.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 342.84kb.
Примерная тематика рефератов по биомедицинской этике для получения... 1 23.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» - страница №1/2

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»
Bioethics

Язык обучения: русский

Трудоемкость: 3 зачетных единицы

Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины




Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цели изучения дисциплины: формирование гуманистического мировоззрения, чувства социальной ответственности и нравственно ориентированного отношения к практике применения современных биомедицинских технологий; повышение уровня нравственно-правовой и профессиональной культуры; определение критериев для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений, возникающих при этом этико-правовых дилемм, основываясь на логике современных этических и правовых теорий.

Результаты изучения дисциплины: ознакомление студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права по рассматриваемым проблемам; совершенствование навыков культуры общения врача с пациентами, учитывая этический императив современной медицины - уважение прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации; определение критериев социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)



Не предусмотрено

1.3. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины:



ПК-9 — Готов уважать честь и достоинств личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ОКБ-14 — Понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностьи

1.4. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимся

1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

- содержание дисциплины «Биомедицинская этика»;

- основные исторические этапы зарождения и развития этики, медицинской этики, биомедицинской этики, основные понятия биомедицинского характера, дефиниции, факты, персоналии;

- особенности и закономерности становления биомедицинской этики в современном обществе, причины ее возникновения, формирующие факторы и основные принципы;

- деонтологические нормы и принципы, определяющие профессиональное поведение врача;

- права и обязанности пациента;

- права и обязанности врача при взаимоотношениях с пациентами и с коллегами;

- основные международные и российские нормативные документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе;


1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- использовать знания по биомедицинской этике для профессионального совершенствования и самовоспитания;



- уметь применять знания по биомедицинской этике при общении с пациентом и его родственниками;

- решать ситуационные задачи, условия которых затрагивают этические или деонтологические принципы деятельности современного врача;



- уметь выступать перед аудиторией, вести дискуссию.
1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками

- анализа сложных этико-деонтологических ситуаций в деятельности врача;

- предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в медицинской практике, как во взаимоотношениях между врачом и пациентом, так и между медицинскими работниками;

- методики исследовательской работы (работа со справочной литературой, составление библиографии по теме, реферирование, анализ и обобщение научной литературы, формулирование проблемы, цели и выводов исследования);
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы - 4 часа; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде практических занятий – 16 часов; в-третьих, объем интерактивных занятий – 12 часов; в четвертых, всего аудиторных часов – 32 часа; в-пятых, – контроль за самостоятельной учебной работой студентов - 30 часов.

1.6. Организация учебных занятий


Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия в интерактивной форме

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

очная форма обучения

 C2

6 часов

16 часов

-

10 часов

-

-

-

-

1

62 часа

-

-

-

-

10 часов

3 зачётных
единиыц


ИТОГО:

6 часов

16 часов

-

10 часов

-

-

-

-

1

62 часа

-

-

-

-

10 часов

3 зачётных
единицы

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации



Код модуля

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

По формам обучения






















С2

Второй семестр

зачет

До 29 июня

Зачет – 1

Не предусмотрен

Не предусмотрен

1.7. Структура и содержание учебных занятий


Структура и содержание учебной дисциплины

Тема 1. Биомедицинская этика: истоки и причины возникновения. Основные принципы: философские и правовые основы.

1. Факторы и причины возникновения биомедицинской этики.

2. Междисциплинарный характер биомедицинской этики.

3. Биомедицинская этика как мировоззрение, общественное движение и социальный институт.

4. Обсуждение Рекомендаций Совета Европы по правам больного и умирающего (1976г.), Хартии по правам больничных пациентов комитета Европейского экономического сообществ (1979г.), Декларации по правам человека (1981г.) Всемирной медицинской ассоциации, а также Женевской декларации ВМА (1994г.).

5. Философские и правовые основы биомедицинской этики.

6. Основные принципы биомедицинской этики: принцип уважения автономии личности, «не навреди», принцип справедливости и др.

Интерактивные лекции (презентации с обсуждением современных проблем биомедицинской этики) – 2 часа

Самостоятельная работа студентов (Сравнительный анализ международных и российских этических кодексов врача: Международный Кодекс медицинской этики. Принят Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации; Присяга Исламской медицинской Ассоциации Северной Америки. Принята в 1977 г.; Кодекс врачебной этики Российской Федерации. Одобрен Всероссийским Пироговским Съездом врачей 7 июня 1997 г.; Этический Кодекс российского врача. Утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994 г., Этический кодекс медицинской сестры России.) – 14 часов

Семинарское занятие: Принципы биоэтики, ее философские и правовые основы – 1 час.

Казусы для использования на семинарском занятии:
Казус 1.

Фармакозависимость. Больной, 50 лет, подает жалобу на врача по поводу возникновения у него фармакозависимости. Страдает хронической астмой, в связи с чем врач назначил ему кортикоиды. Больного беспокоят побочные действия препарата и необходимость прекращения лечения. Врач заявляет, что разъяснил больному возможные последствия действия препарата и получил его согласие. Как действует в данном случае принцип «пропорциональности лечения», предусматривающий установление соотношения преимуществ и ущерба от лечения?



Казус 2.

СПИД. Хирург систематически проводит тестирование пациентов на ВИЧ без их ведома и отказывается их оперировать в случае положительной реакции. Какие права врача и пациентов нарушаются или, напротив, соблюдаются в данном случае?


Контрольные вопросы по теме:

  1. Определите различие между понятиями «нравственность» и «мораль».

  2. В чём заключаются отличие моральной и правовой регуляции медицинской деятельности?

  3. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?

  4. Кем начато рассмотрение врачебных ошибок как элемента нравственной культуры врача?

  5. Какие модели (формы) подхода к врачеванию можно выделить в настоящее время из всего многообразия морально-этических подходов? Назовите их (4-е).

  6. Перед кем формулирует обязательства в клятве Гиппократ?

  7. Назовите современный этический документ созданный в режиме клятвы Гиппократа?

  8. Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы Российского врача?

  9. Какую роль в терапевтической стратегии врача согласно Парацельсу занимает характер взаимоотношений между врачом и пациентом? Значительную или незначительную?

  10. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

  11. Кто является разработчиком практической части деонтологической модели?

  12. Особенностью этических документов деонтологической модели является наличие узкоспециализированных рекомендаций для конкретных специальностей (хирургия, педиатрия и т. д.) или правил общего характера?

  13. Какой ключевой принцип лежит в основании модели биомедицинской этики?

  14. Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?



Тема 2. Информированное согласие как условие реализация принципа автономии личности в современных взаимоотношениях врач-пациент.

  1. Понятие "информированное согласие". Право пациента на информацию и
    обязанность врача информировать пациента.

  2. Элементы "информированного согласия": предоставление информации, получение согласия, добровольность и компетентность.

3. Модели информированного согласия: событийная и процессуальная.

4. Медицинское вмешательство и право отказа от него как реализация принципа автономии личности.



Интерактивные лекции (презентации с обсуждением конкретных ситуаций из медицинской и юридической практики): 2 часа

Семинарское занятие: Права пациента и права врача. Этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в медицинской практике. Врачебная тайна. Новые модели взаимоотношений врач—пациент: правовые и этические дилеммы. – 3 часа.
ЗАДАЧИ:

Задача № 1
Пациент Н. кардиохирургической клиники, выслушав информацию врача о предстоящей операции, показанной ему по медицинским показаниям и оказываемой в рамках квоты по высокотехнологичной медицинской помощи, прочитав бланк информированного добровольного согласия, отказался подписывать данный бланк, при этом, не отказавшись от проведения оперативного вмешательства.

Задание:

1. Оцените ситуацию. Является ли отказ от подписания информированного добровольного согласия достаточным основанием для отказа хирурга от проведения оперативного вмешательства данному пациенту?

2. Какие обстоятельства должны быть установлены по данному факту для принятия обоснованного решения?

Задача №2
Районная прокуратура направила в родильные дома и женские консультации района письмо с предписанием сообщать в прокуратуру обо всех случаях беременности и родов несовершеннолетних девушек, не достигших возраста 16 лет.

Задание:

  1. Оцените ситуацию. Будет ли являться сообщение такой информации в органы прокуратуры разглашением врачебной тайны, в соответствии со ст.61 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан?

  2. Возможна ли юридическая ответственность главного врача женской консультации или родильного дома за отказ предоставить в прокуратуру такие сведения о несовершеннолетних?


Казусы для использования на семинарском занятии:

Казус 1.

Право на информацию. Мужчине 38 лет проведена жизненно необходимая ему операция (поясничная симпатэктомия) по поводу артериита нижних конечностей без предупреждения о возможных последствиях. В результате операции наступила полная импотенция. Оцените правомочность и этичность действий врачей в этом случае.



Казус 2.

Право на информацию. Многие противораковые препараты вызывают серьезные побочные действия (выпадение волос, бесплодие, диарея). Следует ли предупреждать о них больного при назначении лечения, если он не знает о своем диагнозе?



Казус 3.

Обязательность согласия. Пациенту 60 лет, страдает гипертрофией предстательной железы. Показаны простатэктомия и перевязка семенных канатиков. Требуется ли согласие пациента, с учетом того, что стерильность в результате операции наступит у него в этом возрасте?



Казус 4.

Обязательность получения согласия. Мужчина, 42 лет, женат, отец двоих детей; в результате вирусной инфекции страдает сердечно-легочной недостаточностью в последней стадии. С его согласия готовится к операции по пересадке комплекса легкие– сердце. В день операции отказывается от хирургического вмешательства, которое могло бы спасти ему жизнь. Его семья, жена и дети, просят бригаду провести операцию и спасти

его. Каковы правовые и моральные обязательства медиков в подобном случае?

Казус 5.

Отказ родителей от лечения ребенка. Ребенок 3 лет, страдает врожденным пороком сердца. Необходимость хирургического вмешательства на открытом сердце. Операция не срочная. Родители («свидетели Иеговы») отказываются от операции в связи с недопустимостью (по их религиозным соображениям) необходимого во время операции переливания крови. Как должны (и имеют право) поступить врачи в этом случае? Мотивируйте Вашу позицию.



Казус 6.

Право на врачебную тайну. Водитель трамвая, 40 лет, подвержен приступам эпилепсии, о которых знает только лечащий врач. Обязан ли он сообщить о болезни пациента по месту его работы?



Казус 7.

Право на врачебную тайну. Пациент, больной СПИДом, просит не сообщать о его диагнозе партнеру или партнерше. Какие правовые и этические нормы действуют в данном случае? Какой оптимальный вариант поведения врача Вы можете предложить?



Тема 3. Моральные и правовые дилеммы «начала жизни»: аборт и репродуктивные технологии.

1. Социальные проблемы аборта и его правовая регламентация.

2. Основные проблемы, определяющие моральное противостояние позиций по проблеме аборта.

3. Моральный статус эмбриона.

4. Этические и правовые аспекты использования эмбриональных тканей.

5. Юридические и моральные аспекты медицинской стерилизации как необходимости и средства планирования семьи.

6. Общая характеристика новых репродуктивных технологий.

7.Основные моральные и правовые проблемы новых репродуктивных технологий.

8.Проблема правового и этического статуса донора в репродуктивных технологиях.

9. Проблема моральной оправданности суррогатного материнства.



Интерактивные лекции (презентации с обсуждением проблем применения вспомогательных методов репродукции человека (искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство) на примере конкретных случаев из медицинской практики) – 2 часа.

Семинарское занятие: Мораль общества и психическое благополучие "искусственных детей". Этико-юридические проблемы, связанные с установлением родительских прав, прав законнорожденности. Донорство половых клеток и коммерческий подход. Клонирование как новый метод репродукции человека. – 3 часа.

ЗАДАЧИ:

Задача №1

В частную медицинскую клинику, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи в сфере вспомогательных технологий репродукции человека, обратилась супружеская пара для проведения ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).

При этом супругу (мужу) некоторое время назад была проведена хирургическая операция по смене пола с женского на мужской. Получены новые документы, свидетельствующие о том, что это мужчина, но последний этап хирургического вмешательства – удаление яичников был отложен.

Данная супружеская пара выразила желание провести процедуру ЭКО в следующем порядке: использовать для оплодотворения яйцеклетку мужа (бывшей женщины), которую еще пока можно было добыть и сперму донора, подсадив полученный в результате данной манипуляции эмбрион супруге (жене), которая должна была его выносить, фактически как суррогатная мать.
Задание:

  1. Проанализируйте первичную информацию и составьте перечень обстоятельств, подлежащих установлению. По результатам анализа примите решение за главного врача клиники.

  2. Существуют ли основания для удовлетворения желания супружеской пары, как с этической точки зрения, так и с точки зрения закона?


Задача № 2

В частную медицинскую клинику, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи в сфере вспомогательных технологий репродукции человека, обратилась пара, не состоящая в браке для проведения ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) женщине, которая хотела иметь ребенка от своего сожителя.

Мужчина сдал сперму, которая была заморожена и неоднократно использовалась для проведения процедуры ЭКО этой женщине. Через год мужчина и женщина расстались, но клиника продолжала проводить по желанию женщины процедуры ЭКО, в результате которых с четвертой попытки через три года после сдачи спермы, женщина забеременела и родила здорового ребенка – девочку.

Когда девочке исполнилось 9 лет ее мать подала в суд исковое заявление об установлении отцовства своего бывшего сожителя и выплате алиментов на содержание ребенка.
Задание:

  1. Проанализируйте значимую информацию, определите перечень обстоятельств подлежащих установлению для этической и правовой оценки действий клиники, женщины и мужчины.

  2. Чьи и какие действия можно считать неэтичными?



Казусы для использования на семинарском занятии:

Казус 1.

Искусственное оплодотворение. Супружеская пара: женщина способна к деторождению, муж страдает азооспермией. Определите с морально-этических позиций необходимость и возможность обращения к донору.



Казус 2.

Вынашивающая мать. Молодая супружеская пара. В результате опасного кровотечения, возможно, после аборта, у женщины в 25 лет удалена матка. Супруги отказываются от приемного ребенка и предпочитают способ помещения яйцеклетки жены, оплодотворенной спермой мужа, в матку другой женщины для вынашивания ребенка. Дайте оценку их решения и его возможных этико-правовых последствий.



Казус 3.

Отказ матери от аборта. Молодая женщина. Первая беременность. Отношения между супругами устойчивые. Анализ околоплодной жидкости с точностью до 60% указывает на врожденное расщепление позвоночника. Беременная отказывается от аборта. Какое решение посоветовали бы Вы ей как врач? Какое решение приняли бы на ее месте? На месте отца ребенка?



Казус 4.

Добровольная стерилизация женщины. Замужняя женщина, имеющая

детей, обращается с просьбой о перевязывании маточных труб. Ваше отношение как врача к подобной операции? Что Вы думаете по поводу ее оценки различными

религиозными конфессиями?



Казус 5.

Добровольная стерилизация мужчины. Совершеннолетний неженатый мужчина обращается с просьбой о перевязке семенных канатиков для того, чтобы иметь

возможность вести более свободную половую жизнь. Ваше отношение как врача к

подобной операции? Что Вы думаете по поводу ее оценки различными религиозными конфессиями?



Казус 6.

Стерилизация преступника. Опасному преступнику-рецидивисту,

находящемуся в заключении за совершение половых преступлений, предлагается полная кастрация в обмен на сокращение срока заключения. Ваше отношение к подобному предложению?
Контрольные вопросы по теме:

1. В каких странах закон защищает ребенка с момента зачатия?

2. Назовите моменты начала формирования основных органных систем плода.

3. Назовите основные аргументы сторонников абортов.

4. Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты.

5. По вашему мнению, согласятся ли сохранить беременность женщины, собирающиеся сделать аборт, если им предложить материальную помощь (деньги, детские вещи, питание)? Почему?

6. Имеет ли право российский врач отказаться от проведения искусственного аборта?

7. Перечислите основные этические проблемы при ЭКО.

8. На каких трех этапах происходит утрата эмбрионов при ЭКО?

9. Что такое «кризис идентичности» ребёнка?

10. Назовите страны, в которых запрещены вспомогательные технологии репродукции человека (ЭКО).

11. Какие альтернативы ЭКО возможны при бесплодии?


следующая страница >>



Сперва приведи в порядок свою комнату, а уж потом принимайся за остальной мир. Джефф Джордан
ещё >>