Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 1 189.4kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 4 417.41kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 6 1764.77kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 5 695.86kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 396.66kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 493.17kb.
Рабочая программа предмет: литературное чтение 1 314.68kb.
Рабочая программа по литературному чтению, разработанная на основании... 1 281.73kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1 164.19kb.
Рабочая программа по предмету литературное чтение для 4 класса 2 374.52kb.
Урок подготовили учителя мбоу оош №2 г. Собинки Владимирской области... 1 47.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» - страница №1/1

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и обеспечена:



  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 2  класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010. 

Программа рассчитана на 136 часов.

Из них 99 часов отведено на изучение авторской литературы, на знакомство с народным творчеством – 16 часов и на формирование библиографической культуры (знакомство с детскими журналами, привлечение текстов хрестоматии) – 16 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.



Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях:



  • Сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.

  • Познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами:  олицетворением, сравнением и контрастом.

  • На материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

  • Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. 

  • Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

  •  Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  •  Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

  • духовно-нравственная– от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

  • духовно-эстетическая– от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

  • литературоведческая– от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

  • библиографическая– от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи. 

 

 Тематическое планирование



 



Содержание

Количество часов

1

Стихи и проза

 

2

Устное народное творчество и литература

 

3

Эмоциональный тон произведения

 

4

Средства художественной выразительности

 

5

Жанры литературы

 

6

Библиографическая культура

 


Основное содержание

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе анали-тико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

 

Требования к уровню подготовки учащихся



Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.



Обучающие научатся:

  • читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

  • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

  • слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

  • называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

  • называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

  • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

  • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

  • анализировать смысл названия произведения;

  • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  • развивать навыки аудирования  на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

  • писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

  • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • пересказывать текст небольшого объёма;

  • использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

  • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).



Обучающие научатся:

  • различать сказку о животных и волшебную сказку;

  • определять особенности волшебной сказки;

  • различать сказку и рассказ;

  • уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

  • обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;

  • понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

  • обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.



Обучающие научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  • читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и  коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;

  • устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

 Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области  познавательных общих учебных действий

 

Обучающие научатся:



  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью; 

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий

Обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке.

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрении

Литература

    1. Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению» 2 класс, М: «Вако», 2012.

    2. Малаховская О. В. Литературное чтение. 2  класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

    3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012, Ч-1

    4. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012, Ч-2

    5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

    6. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010. 

    7. Программы по учебным предметам.2 часть.М: Акаденига/Учебник, 2012.





Всего разностороннее бывает бездарность. Григорий Ландау
ещё >>