Рабочая программа учебного курса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 11 2463.36kb.
Учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса... 1 354.04kb.
Учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса... 4 481.84kb.
Рабочая программа учебного курса «Технология.» 1 68.51kb.
Лиходиевской Марины Владимировны Санкт-Петербург 2013 пояснительная... 1 279.73kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 6 1764.77kb.
Рабочая программа по учебному курсу «География» для 7 класса на 2012-2013... 4 653.28kb.
Рабочая программа учебного курса права для 11 класса составлена учителем... 1 276.75kb.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» 1 141.9kb.
Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство в 3 классе 1 161.67kb.
Рабочая программа по математике (название учебного предмета, дисциплины... 5 1450.38kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному... 1 285.73kb.
Пояснительная записка Физика является базовым предметом для технического... 1 120.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебного курса - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»

 

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ



методическим Директор школы

объединением учителей начальных классов ___________ /__________/

Протокол № __ от ______ “___” ___________ 200_ г.

Рабочая программа учебного курса

«Физика»

для 9 класса

на 2011 – 2012 учебный год

 

Составитель: С.И. Шамова,



учитель физики

п. Павлово

2011 г.

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.



Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)



урока

Дата недели

Название темы или урока

Кол-во

час

Законы движения и взаимодействия тел 24 часов

1




Механическое движение

1

2




Траектория, путь и перемещение

1

3




Прямолинейное равномерное движение

1

4




Графическое представление движения




5




Прямолинейное равноускоренное движение

1

6




Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

7




Л.р. №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

8




Прямолинейное равноускоренное движение

1

9




Относительность движения

1

10




Контрольная работа по теме: «Прямолинейное равномерное равноускоренное движение»

1

11




Первый закон Ньютона

1

12




Второй закон Ньютона

1

13




Третий закон Ньютона

1

14




Три закона Ньютона

1

15




Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх

1

16




Л.р. №2 «Исследование свободного падения»

1

17




Закон всемирного тяготения

1

18




Сила тяжести и ускорение свободного падения

1

19




Равномерное движение по окружности

1

20




Решение задач на движение по окружности

1

21




Движение искусственных спутников

1

22




Импульс. Закон сохранения импульса

1

23




Реактивное движение

1

24




Контрольная работа по теме: «Законы динамики»

1

Механические колебания и волны. Звук 11 часов

25




Колебательное движение. Колебательные системы.

1

26




Величины, характеризующие колебательное движение

1

27




Л.р. №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

1

28




Математический маятник. Л.р. №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1

29




Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

1

30




Механические волны. Продольные и поперечные волны

1

31




Длина и скорость распространения волны

1

32




Источники звука. Звуковые колебания.

1

33




Распространение звука. Скорость звука

1

34




Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук»

1

35




Контрольная работа по теме «Механические колебания и звук»

1

Электромагнитное поле 14 часов

36




Магнитное поле

1

37




Графическое изображение магнитного поля

1

38




Действие магнитного поля на проводник с током

1

39




Индукция магнитного поля

1

40




Решение задач

1

41




Магнитный поток

1

42




Явление электромагнитной индукции

1

43




Явление самоиндукции. Л.р. №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

44




Получение переменного электрического тока

1

45




Электромагнитное поле

1

46




Электромагнитные волны

1

47




Шкала электромагнитных волн

1

48




Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. Л.р. №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

48




Электромагнитная природа света

1

49




Контрольная работа по теме: «Электромагнитное поле»

1

Строение атома и атомного ядра 14 часов

50




Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

1

51




Строение атома. Схема опыта Резерфорда

1

52




Радиоактивные превращения атомных ядер

1

53




Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

1

54




Открытие протона и нейтрона

1

55




Состав атомного ядра. Ядерные силы

1

56




Энергия связи. Дефект масс

1

57




Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

1

58




Ядерный реактор

1

59




Деление ядер урана. Цепная реакция.

Л. р. №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

60




Термоядерные реакции

1

61




Атомная энергетика

Л.р. №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

62




Биологическое действие радиоактивных излучений

Л.р.№9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1

63




Контрольная работа по теме: «Строение атома и атомного ядра»

1

64-65




Итоговое повторение

2

66-68




Резерв

3

Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (24 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.



Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (14 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра. 14 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Итоговое повторение 4 часа



Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.



Календарно-тематическое планирование

Учебный предмет физика Класс 9 Год 2011-2012 Учитель Шамова С.И.

Количество часов в неделю по учебному плану 2

Всего количество часов в году по плану 68

Программа _авторская программа по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина

Учебное пособие для учащихся__ Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2003

Методические пособия для учителя__

обязательных контрольных работ 5



Количество обязательных лабораторных работ 8



Наименование разделов и тем программы

Кол. часов

Сроки

Лабораторные работы

Виды и сроки контроля

Использование ЭСО

тесты

Контрольные работы

1

Законы движения и взаимодействия тел

24




2




2

+

2

Механические колебания и волны. Звук

11




2




1

+

3

Электромагнитное поле

14




2




1

+

4

Строение атома и атомного ядра

14




3




1

+

5

Резерв

5













+





Мечты — это планы в уме, а планы — мечты на бумаге. Владислав Гжещик
ещё >>