Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: • Приказ Минобрнауки РФ от 06. - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... 17 4177.29kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по английскому языку в 6 классе составлена на основе... 1 284.93kb.
«Рассмотрено» 5 689.71kb.
«Рассмотрено» 6 819.49kb.
Рабочая программа по предмету иностранный язык для 9 классов 9 1438.38kb.
Программа курса английского языка "Happy English ru" для 5- 9 классов... 5 727.62kb.
Рабочая программа по музыке и пению 6 а класс Орловой Юлии Викторовны... 1 112.12kb.
Рабочая программа по английскому языку 7 класс 4 430.51kb.
Программа по английскому языку, 6 класс мбоу «Гимназия №2» имени... 5 568.42kb.
Программа по английскому языку, 11 класс мбоу «Гимназия №2» имени... 2 296.53kb.
Фото на экране / Попробуем заглянуть в тот дом, где поэт находил... 1 27.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических - страница №1/1

Пояснительная записка

Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного 

образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Критская, Е. Д. Музыка. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. :Просвещение, 2011.

2. Критская, Е. Д. Музыка. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.

4. Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на ____ / _____ учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _____ от __.__.20__ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20__ / 20__ учебный год»;

• Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

• Учебный план образовательного учреждения на _____/____ учебный год;

• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).



общая характеристика учебного предмета

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социальногоразвития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

структура курса

Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 3 час.)


Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.Жанры народных песен,их интонационно-образные особенности.Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий» ( 5 час.)


«В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным.Музыкально – поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» ( 4час)


Святые земли Русской.Праздники Русскоу православной церкви.Пасха.Церковные песнопения:стихира,тропарь,молитва,величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 2 час)


Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.Интонационная выразительность народных песен.Мифы,легенды,
предания ,сказки о музыке и музыкантах.Музыкальные инструменты России.Оркестр русских народных инструментов,Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре» ( 7 час)


Линии драматургического развития в опере.Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.Вариационность.Орнаментальная мелодика.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.жанры легкой музыки.Оперетта.Мюзикл.

Раздел 6. «В концертном зале» ( 5 час)


Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки.Интонации народных танцев.Музыкальная драматургия сонаты.Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 8 час)


Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей.Сходство и различие музыкального языка разных эпох,композиторов,народов.Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.Форма музыки ( трехчастная,сонатная).Авторская песня.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю).


ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

результаты изучения учебного курса

Личностные результаты:

· укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

· наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

· формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

· приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческихвозможностей;

· развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

· развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение кисторико-культурным традициям других народов.



Метапредметные результаты:

· наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетическогомногообразия;

· ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы,города, региона и др.);

· овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поисковогохарактера;

· применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

· готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

· планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректироватьсвои действия;

· участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

· умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

· развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

· развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражениядуховных переживаний человека;

· общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкальногоискусства;

· представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

· использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различныхвидах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

· готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организациисодержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

· участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций,театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;



4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современныхэлектронных;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественныхобразов.

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальнойвыразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров иформ.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражениеобразного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальныеимпровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценированиепесен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различныхискусств.

Учебно-методическое обеспечение

1. Литература для учителя.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010., стр. 16 – 21 и 35 - 39.


  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2004г.

  • фонохрестоматия для 4 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

  • Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2009 г.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2009.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режимдоступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа :http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.



3. Наглядные пособия.

1. Портреты композиторов.

2. Альбомы с демонстрационным материалом.

3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.



4. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/

urok

5. Технические средства обучения.

1. Музыкальные инструменты.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. Экспозиционный экран.



6. DVD-проигрыватель.


Тематическое планирование.





Темы, уроки

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Россия - Родина моя

1

Мелодия

1

Вводный

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки СВ. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Гайдар шагает впереди



■ ■

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»


1

Сообщение и усвоение новых знаний

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Слушание «Вокализа» СВ. Рахманинова. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Было время грозовое






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







3

Жанры народных песен, их интонационно-образные осо-бенности

1

Расширение и углубление знаний

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос

Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация

Хоровое пение

Там за рекою


Многообразие сюжетов, жанров, интонационных оборотов народной песни

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







4

«Я пойду по по- лю белому...»

1

Расширение и углубление знаний

Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация

Орлёнок- разучивание



Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном фольклоре

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







5

«На великий праздник

собралася Русь»



1

Расширение и углубление знаний

Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева

Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант

Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение

Просьба- разучивание



Национально-патриотические идеи в пе-сенно-му-зыкальном творчестве

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний










6

Святые земли Русской


1

Расширение и углубление знаний

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина

Знать::

- имена святых, их жи


тие, подвиги русских
святых;

- понятия: стихира, ве


личание.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки



Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение





Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







День, полный событий

7

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный

Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

Знать: понятие лад

(мажор, минор). Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения



Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение





Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







8

«Что за прелесть эти сказки...»

1

Интегрированный

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салта-не...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римско-го-Корсакова. Музыкальная живопись

Знать: понятия: опера, регистр, тембр.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







9

Музыка ярмарочных гуляний


1

Расширение и углубление знаний

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать: жанры народной музыки

Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально-ритмические движения



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







10

Святогорский монастырь

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Му-сорского «Борис Годунов»

Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки



Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Моя Россия-разучивание






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







11

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

Интегрированный

Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки

Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Ласточка-разучивание






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

12

Композитор -имя ему народ


1

Расширение и углубление знаний

Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле



Слушание музыки. Хоровое пение

Будет садом город мой-разучивание



Музыкальный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории.

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра

Знать::

- названия и тембры на


родных инструментов;

- состав и ведущие ин


струменты оркестра.
Уметь: отмечать звуча
ние различных музы
кальных инструментов

Слушание музыки. Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







14

О музыке и музыкантах

1

Расширение и углубление знаний

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

Литературное чтение. Образный анализ. Слушание музыки. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







В концертном зале

15

Музыкальные инструменты

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации

Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели



Слушание музыки. Вокальное и пластическое интонирование

Музыка на новогоднем празднике






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







16

Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

1

Расширение и углубление знаний

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Знать: понятия: сюита, романс.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно-образный и сравнительный анализ

Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике





Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная

Знать: многообразие танцевальных жанров. Уметь: на слух определять трехчастную музыкальную форму

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







18

«Патетическая» соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...»

1

Расширение и углубление знаний

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

Знать: понятия:

- музыкальных жанров:


соната, романс, барка
рола, симфоническая
увертюра;

- оркестр, дирижер



Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний










19

Зимнее утро. Зимний вечер


1

Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки

Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки, стихов. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







В музыкальном театре

20

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин» (П-Ш действия)



1

Расширение и углубление знаний

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую.

«За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина



Знать::

- процесс воплощения


художественного замыс
ла произведения в му
зыке;

- содержание оперы.


Уметь: проводить ин
тонационно-образный
анализ музыки

Слушание сцен из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Интонационно-образный анализ




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







21

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)



1




Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация - ария Сусанина










Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







22

«Исходила младшенька...»

1

Расширение и углубление знаний

Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере

Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







23

Русский Восток. Восточные мотивы

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна

Уметь:

-определять мелодико-


ритмическое своеобра
зие восточной музыки;

-проводить интонаци


онно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







24

Балет И. Стравинского «Петрушка»

1

Расширение и углубление знаний

Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры

Знать:

-процесс воплощения


художественного замыс
ла в музыке;

-значение народного


праздника - Масленицы.
Уметь определять ор
кестровые тембры

Слушание I картины балета (фрагменты). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







25

Театр музыкальной комедии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития

Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний










«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»


26

Исповедь души


1

Сообщение

и усвоение новых знаний



Музыкальный жанр:

прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине



Знать понятия: прелю-

дия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки



Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Хоровое пение






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний










27

Мастерство

исполнителя

Контрольное тестирование


1

Расширение

и углубление знаний



Многообразие музы-

кальных жанров. Исполнитель. Слушатель.

Интонационная выра-

зительность музыкаль-

ной речи


Знать понятия: компо-

зитор, исполнитель, слушатель, интонация.



Уметь «сочинять» -

импровизировать мело-

дию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения


Слушание музыки.

Вокальная импровизация (сочинение

мелодии)





Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







«О России петь - что стремиться в храм...

28

«Праздников

праздник, тор-

жество из тор-

жеств»


1

Сообщение

и усвоение

новых знаний


Светлый праздник -

Пасха. Тема праздни-

ка в духовной и народ-

ной музыке. Тропарь,

молитва, народные

песни


Знать понятия: тро-

парь, волочебники.



Уметь проводить ин-

тонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки


Слушание музыки.

Интонационно-

образный и сравни-

тельный анализ.

Хоровое пение


Народные

татарские

национальные праздники

Навруз


Сабантуй

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







29

Светлый праздник

1

Расширение и углубление знаний

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый

праздник»



Знать понятия: сюита, трезвон.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать:


-понятия: гимн, вели
чание

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение



Народные

татарские

национальные праздники

Навруз


Сабантуй

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности

Знать:

-«житие» и дела святых


Кирилла и Мефодия;

-понятия: гимн, вели


чание

Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий



1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности

Знать:

-«житие» и дела святых


Кирилла и Мефодия;

-понятия: гимн, вели


чание

Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

31

Праздники рус-

ского народа:

Троицын день


1

Сообщение

и усвоение

новых знаний. Интегрированный


Народные праздники:

Троицын день. Обычаи

и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева


Знать содержание

и значение народного

праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст



Слушание музыки.

Хоровое пение. Во-

кальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного

и музыкального

рядов


Взаимопе-

реплетение

в жизни людей христианских и народных

праздников



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье...»

32

Музыкальные

инструменты



1

Расширение

и углубление знаний



Музыкальный инстру-

мент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсаль-

ный инструмент. Авторская песня


Знать:

- историю инструмента


гитара;

- понятия: обработка,


импровизация, перело
жение музыки; автор
ская песня.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)



Слушание музыки.

Хоровое пение






Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







33

Музыкальный сказочник

1

Расширение и углубление знаний

Н. А. Римский-Кор-саков - величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки



Слушание музыки.' Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







34

Рассвет на Москве-реке
Контрольное тестирование

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины

Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний








Контрольные тестирования для учащихся 4 класса.

Первое полугодие
1.Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.
Вопросы: а) напиши название произведения, фамилию композитора данного произведения б) какой голос исполняет это сочинение?
а)_____________________________ б)________________________________
2.Звучат мелодии: главная тема Концерта № 3 С. Рахманинова, мелодия арии Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки, мелодия романса «Сирень»
С. Рахманинова.
Вопрос: какие из этих сочинений написаны С. Рахманиновым? Нужное — подчеркни.
а) Концерта № 3 С. Рахманинова б) Ария Ивана Сусанина
3. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина.
Вопрос: какие инструменты исполняют эту музыку?
____________________________________________________________________
4. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина (повторно).
Вопрос: какое стихотворение созвучно этому произведению?
1.Какая ночь!Алмазная роса 2.Ночь пролетала над миром,
Живым огнем с огнями неба в споре, Сны на людей навевая;
Как океан,разверзлись небеса, С темно – лазоревой ризы
И спит земля – и теплется ,как море... Сыпались звезды,сверкая.
А.Фет А.Плещеев

а)_____________________________ б)________________________________

5.Звучит вступление к Сонате №8 Л. Бетховена.
Вопросы: Назови фамилию композитора, его сочинившего; б) какой принцип
развития положен в основу этого музыкального фрагмента? Нужное — подчеркни.
_____________________________________________________________________
Повтор_________ Контраст_____________ Вариативность_________________

6. Звучит одна из мазурок Ф. Шопена


Вопрос: назови фамилию композитора, его сочинившего; б) к какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное — подчеркни.
Вальс________ Полька _______ Мазурка _________ Полонез_______________

7.Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из радио- или теле-

передач, которые ты послушал или посмотрел дома.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второе полугодие
1.Звучит финал Сонаты № 8 («Патетическая») Л. Бетховена.
Вопросы и задания: а) напиши название произведения, фамилию компози тора его сочинившего; б) найди на доске первоначальную интонацию главной те мы сочинения (поставь нужную цифру); в) в какой форме написано это сочине ние: трехчастная, вариации, рондо? (Нужное — подчеркни.)
______________________________________________________________________
1 2 3 4
Трехчастная Вариации Рондо
2.Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Дево, радуйся!» и Вокализ

С. Рахманинова.


Вопросы и задания: а) напиши названия произведений, фамилию компози тора; б) в чем сходство между ними, в чем — различие?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта.
Вопрос: а) к какой музыке — «серьезной» или «легкой» можно отнести это про изведение? (Нужное — подчеркни.) Объясни свой выбор.
«Серьезная музыка» «Легкая музыка»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе

на гитаре.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Назови полюбившиеся тебе произведения из программы по музыке для IV класса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Надпись на зеркале: «Другие не лучше». Александр Дашевский
ещё >>