Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура (мхк) 9 а, 9 б класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 3 388.7kb.
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная... 1 280.3kb.
Рабочая программа мировая художественная культура для основного общего... 1 96.47kb.
Кроссворд по предмету "предмету Мировая художественная культура (мхк) 1 10.27kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 3 363.43kb.
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» 1 183.8kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 2 366.59kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 1 293kb.
"Религии мира" 1 12.17kb.
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре 10 класс... 1 188.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура (мхк) 9 а - страница №1/1


Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 1

от __29_.08.13__



Согласовано

на НМС


протокол № 1_

от _31.08.13_



Утверждено

директором

приказ № 517

от_31.08.13_



МБОУ «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»

Рабочая учебная программа Мировая художественная культура

(наименование учебного предмета)

Для 9 а, 9 б класса

Год разработки___2013_______

Срок реализации программы __________2013-2014_____________________

Программу составил (а) Мамедова Л.Н.

Рабочая программа

По учебному предмету 

Мировая художественная культура (МХК)

9 а, 9 б класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

8-9 классы основной общеобразовательной  школы, рассматриваются как важнейший этап образования и воспитания школьников.  Изучение МХК в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой художественной культуре и Примерной программы среднего (полного) образования по мировой художественной культуре для базового уровня.

Программа ориентирована на УМК  «МХК для 8-9 классов» под редакцией Г.И.Даниловой.

Для обучения используются учебники  для учащихся общеобразовательных учреждений «МХК 8 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2011 год. «МХК 9 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2011 год. Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Материал изучается на базовом уровне.



ЦЕЛЬ: дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.

ЗАДАЧИ:

  • развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

  • воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35 часов)

Художественная культура Средних веков.София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного,  синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.



Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).



Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Учебно-тематический план




Тема

9 класс



Средние века

8



Культура Востока

4



Возрождение

7



Художественная культура Нового времени.

15



Итоговый урок «XVII вв.»

1

Итого




35

Мировая художественная культура.

Календарно-тематическое планирование.

9 а, 9 б классы ( 35 часов)



Тема




Средние века



Мир византийской культуры.



Архитектурный облик Древней Руси.



Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.



Архитектура Московского княжества.



Изобразительное искусство Древней Руси ХI – ХIII вв.



Изобразительное искусство Древней Руси ХIV - ХV вв.



Архитектура западно-европейского Средневековья. Романский стиль. Готический стиль..



Изобразительное искусство Средних веков.




Культура Востока



Индия – «страна чудес». Художественная культура.



Художественная культура Китая. Архитектура. Живопись.



Искусство Страны восходящего солнца (Япония).



Художественная культура ислама.




Возрождение



Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Золотой век Возрождения.



Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.



Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».



Возрождение в Венеции.



Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров



Музыка эпохи Возрождения.



Театр эпохи Возрождения.




Художественная культура Нового времени.



Художественная культура ХVII - ХVIII вв.

Стилевое многообразие искусства ХVII - ХVIII вв.





Художественная культура и Архитектура барокко




Изобразительное искусство барокко.




Реалистические тенденции в живописи Голландии



Музыкальная культура барокко



Художественная культура классицизма и рококо



Классицизм в архитектуре Западной Европы



Изобразительное искусство классицизма (иная форма)




Композиторы Венской классической школы.



Шедевры классицизма в России.



Русский портрет (иная форма)



Театральное искусство ХVII - ХVIII вв.



Неоклассицизм и академизм в живописи.



Художественная культура романтизма.



Романтический идеал и его отражение в музыке.



Итоговое повторение.

Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов:

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объём знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:

представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства  для  формирования  духовно-нравственных ориентации современного человека;

понимать  функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;

выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,


при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование

Учебно-методический комплект

Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 8-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006

Учебник для общеобразовательных учреждений  Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура: М.: «Академия», 2006.

Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008

Учебник для общеобразовательных школ, «Музыка», 8 класс Науменко Т.И., Алеев В.В. М.: Дрофа, 2001.

Дополнительная литература для учащихся

1 Искусство: энциклопедический словарь школьника/ сост. П. Кошель.- М., 2000.

Учебное пособие по МХК  Б.А. Эренгросс, Е.А, Ботвинник, В.П. Комаров. М. «Просвещение», 2005 г.

История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997Музыка, 

3Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005

Большая энциклопедия музыки, Гвидо Бофори, «АСТ», Москва, 2008

Библия и русская литература, «Каравелла», Санкт-Петербург, 1995 г.

Детская энциклопедия «Я познаю мир»: «Культура», «Музыка», Н.В. Чудакова, «АСТ», Москва, 1995

Альбомы живописи русских художников: Кипренский, Перов, Васнецов, Репин, Куинджи и т.д.

Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998

Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

Дополнительная литература для  учителя

Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных композициях. М. Прогресс, 1993

Искусство: энциклопедический словарь школьника/ сост. П. Кошель.- М., 2000.

Т.А. Себар. Уроки мировой художественной культуры. – М.: Просвещение, 2000г.

Л.В. Пешикова. Методика преподавание МХК в школе. – М.: Владос, 2003г.

Т.В. Себар Как научить понимать язык искусства, М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006

Лотман Ю. М. Об искусстве  Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.

Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.

О.Ю. Рыбакова Азбука искусств (методы преподавания курса МХК), «Панорама», 2006

Учебное пособие по МХК  Б.А. Эренгросс, Е.А, Ботвинник, В.П. Комаров. М. «Просвещение», 2005 г.

История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997Музыка, 



Планирование составлено на основе программы: «Искусство и мировая художественная культура», согласовано в КОИРО 1.09.2008 (методист Полякова Т.П.)





Все уже сказал реби Бен Акиба. Но кое-что из этого конфисковали. Станислав Ежи Лец
ещё >>