Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 6 1500.66kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 33.93kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 301.07kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 385.97kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 262.02kb.
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 93.32kb.
Присутствующие на семинаре познакомились с мастер- классами лучших... 1 13.42kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 6 1641.88kb.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 82.94kb.
«Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и... 1 52.04kb.
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики». 2 425.14kb.
Символика чисел в культуре народов 1 163.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /Бурганова И.В./

Протокол №1 от



« »августа 2012 г.

«Согласовано»

Зам. д–ра. по УР

Рождественской СОШ

_____/Соколова Л.А./



« » августа 2012г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Рождественская СОШ»

_____/Чуприн В.В./

Приказ № ________

от « »сентября 2012 г.





Рабочая программа

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе

( УМК « Школа России» )

на 2012- 2013 учебный год

Учитель: Султанова Аниса Вагизовна

1 квалификационная категория

с. Рождествено
2012 год

Основы религиозных культур и светской этики

Пояснительная записка

Статус

Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» для 4 класса разработана на основании следующих документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Законы РФ и РТ «Об образовании» ;

- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ;

- Учебного плана МБОУ «Рождественская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31 августа 2012 года).



Об учебном курсе

«Основы религиозных культур и светской этики»

Общие положения

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:



  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.



Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 часа.



Требования к результатам обучения и освоения содержания

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен: знать/понимать:



  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и

святынь;

уметь:

• описывать различные явления религиозных традиции и культур;



  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

• готовить сообщения по выбранным темам.



Учебно –тематический план по ОРКСЭ



Название раздела

Кол-во

1

Введение

1


2

Основы православной культуры


13

3

Основы исламской культуры


8

4

Основы иудейской культуры


5

5

Основы буддийской культуры


5

6

Повторение

2




Всего

34 ч.

Содержание курса

Введение – 1ч.

Основы православной культуры -13 ч.

Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм. Христианские праздники и таинства. Католики и протестанты. Православие в Древней Руси. Православие в Московской Руси. Православие при царях и императорах России. От Советской России до современности. Православие в традициях русского народа.

Дом и семья в православии.

Основы исламской культуры -8 ч.

Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Во что верят мусульмане. Мусульманские обряды и обычаи. Появление ислама на территории России. Ислам при царях и императорах России. Ислам в Советском Союзе. Ислам в современной России.

Нормы морали в исламе. Дом и семья в исламе.

Основы иудейской культуры -5

Иудаизм- древняя религия евреев. Во что верят иудеи. Обычаи и обряды иудеев. Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в СССР и современной России. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.



Основы буддийской культуры -5 ч.

Кто такой Будда. Во что верят буддисты. Направления и обряды буддизма. Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в СССР и современной России. Буддизм в культуре и традициях народов России.



Повторение -2ч.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.




Тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во
часов


Элементы
содержания урока


Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

факт

по плану


1 четверть-9 часов.

1

Введение в предмет.

1

Возникновение первобытных религий. Представление древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Отличие монотеизма от язычества.

Понимать причины возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл возникновения монотеистических религий.







2

Древние предания христиан

1

Ветхий завет-часть Библии. Сотворение богом мира и человека. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Понятие греха. Дьявол. Всемирный потоп. Пророк Моисей и десять заповедей.

Знать сюжеты Ветхого завета, связанные с возникновением первых людей, всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею десяти заповедей на горе Синай.

Понимать смысл грехопадения первых людей.

Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека.







3

Возникновение христианства.

1

Новый завет-часть Библии. Евангелие- благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему- основа христианского учения. Апостолы- ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа.

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы Христа.







4

Христианская церковь.

1

Гонения на первых христиан в Римской империи. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение христианской Церкви на Католическую и Православную.

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представление об устройстве Церкви.

Характеризовать основные различия между православием и католичеством.







5

Христианство на Руси и в России.

1

Русь и Византия. Владимир- креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России.

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.








6

Христианские святые. Православный храм.

1

Почитание святых в христианстве. Мощи- нетленные останки святых. Первые русские святые- Борис и Глеб. Серафим Саровский- один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Фреска и мозаика. Название храма. Устройство храма. Правила поведения в храме.

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба.

Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма.

Уметь правильно вести себя в православном храме.







7

Христианские праздники и таинства.

1

Церковное богослужение. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха, Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.

Знать основные праздники и особенности церковного календаря.

Понимать суть церковного богослужения.

Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина.









8

Католики и протестанты.

1

Католичество- самое распространенное христианское учение на Земле. Рим-. Ватикан. Римский папа- глава католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Борьба между католиками и протестантами.

Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия.

Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире. Характеризовать суть понятия «чистилище2.

Понимать причины начала Реформации.

Знать имена крупнейших протестантских лидеров









9

Пророк Мухаммад и возникновение ислама.

1

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха. Начало проповеди ислама. Хиджра- уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада.

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.

Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама.

Понимать смысл понятия «шариат».







2 четверть – 7 часов.

10

Во что верят мусульмане.

1

Аллах- творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки-посланники Аллаха. Коран- священная книга мусульман. Сунна- книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят,хадж.

Знать содержание основных норм шариата.

Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман.







11

Мусульманские обряды и обычаи.

1

Мусульманский календарь и летоисчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада. Ночь прощения. Ночь могущества, праздник разговения. Праздник жертвоприношения(Курбан-байрам). Пятница- самый почитаемый день недели. Устройство мечети.

Знать основные мусульманские праздники.

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.

Иметь представление об устройстве мечети.







12

Иудаизм- древняя религия евреев.

1

Иудаизм- вера одного народа. Легендарное происхождение еврейского народа. Завет. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Пророк Моисей. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Иудейское царство. Расселение евреев по разным странам.

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма.

Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма.

Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии.

Знать основную причину появления еврейского населения в России.







13

Во что верят иудеи.

1

Иегова- единый Бог для иудеев.

Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха- свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд



Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир.

Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения.

Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа.







14

Обычаи и обряды иудеев.

1

Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин- наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога- место собрания членов иудейской общины.

Знать основные иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского календаря.

Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге.







15

Кто такой Будда.

1

Древняя Индия- родина буддизма. Сиддхартха Гаутама- основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма.

Знать основные этапы деятельности Будды.

Иметь представление о медитации.

Понимать значение просветления Будды и истории буддизма.







16

Во что верят буддисты.

1

Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточие в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: будда, Дхарма, сангха. Сутры- записи бесед и проповедей Будды.

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения.

Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма.








3 четверть – 10 часов.

17

Направления и обряды буддизма.

1

Основные направления буддизма. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.

Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их особенности.

Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме.







18

Православие в Древней Руси.

1

Изучают основы духовной традиции православия. Крещение Руси. Колыбель русского православия. Владимир Мономах.

Знать основы духовной традиции православия. Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.







19

Православие в Московской Руси.

1

Москва- центр русского православия. Митрополит Алексий. Автокефалия. Нестяжатели.

Знакомство с развитием православной культуры в России. Уметь давать определения основных понятий православной культуры.







20

Православие при царях и императорах России.

1

Православие при царях и императорах. Патриаршество. Старцы. Митрополит Филипп и патриарх Гермоген.

Иметь представление о жизни старцев на Руси. Знать о христианских подвигах митрополита Филиппа и патриарха Гермогена.







21

От Советской России до современности.

1

Большевики. Советский Союз. Православная церковь в годы Великой Отечественной войны. Православная церковь в современном мире.

Иметь представления об изменении в жизни русской православной Церкви с 1917г.







22

Православие в традициях русского народа.

1

Крещение. Крёстные родители. Верность дружбе. Милосердие.

Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.







23

Дом и семья в православии.

1

Христианские заповеди. Жизнь Петра и Февронии. День семьи любви и верности – 8 июля

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.







24

Появление ислама на территории России.

1

Ислам на Руси. Золотая Орда .Казанское ханство и ислам.

Знать историю возникновения ислама на Руси. Уметь давать определения основных понятий исламской культуры.







25

Ислам при царях и императорах России.

1

Мусульмане. Духовное управление мусульман России. Медресе. Ислам в России.

Уметь описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры. Знать о развитии исламской культуры в истории России.







26

Ислам в Советском Союзе.

1

Ислам в первые годы после революции. Борьба с исламом в Советском Союзе. Ислам в годы Великой Отечественной войны.

Уметь приводить примеры исламской традиции и светской культуры и сравнивать их. Излагать своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества.








4 четверть- 8 часов.

27

Ислам в современной России.

1

Ислам в современной России. Религиозное образование мусульман. Религиозные центры российских мусульман.

Уметь охарактеризовать взаимосвязь между религиозной(исламской) культурой и поведением людей. Знать главные мусульманские праздники.







28

Нормы морали в исламе. Дом и семья в исламе.

1

Обязанности мусульман. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов.

Знать основные традиции исламской культуры. Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной (исламской – культуры.







29

Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в СССР и современной России.

1

История возникновения и распространения иудейской культуры. Жизнь российских иудеев. Иудеи во время Великой Отечественной войны. .Иудаизм в современной России.

Уметь устанавливать связь между религиозной (иудейской) культурой и поведением людей.







30

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.

1

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Уметь приводить примеры явлений иудейской традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать главные заповеди иудаизма.







31

Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в СССР и современной России.

1

История возникновения и распространения буддийской культуры в России. Хурулы. Далай-лама. Буддийский дацан.

Знать историю возникновения и распространения буддизма в России. Уметь излагать своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества.







32

Буддизм в культуре и традициях народов России.

1

Обряды. Традиции. Белый месяц. Праздник тысячи лампад. Буддийские праздники. Цам.

Знать главные праздники буддийской культуры. Уметь приводить примеры явлений буддийской традиции и светской культуры и сравнивать их.







33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Религиозные культуры жителей г. Лаишево.

Знать религиозные культуры своей малой Родины. Уметь слушать собеседника и излагать своё мнение.







34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Религиозные культуры жителей г. Лаишево.

Знать религиозные культуры своей малой Родины. Уметь слушать собеседника и излагать своё мнение.












Литература и средства обучения

  1. Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» 4 класс, Москва, «Русское слово», 201 2.

  2. Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» 5 класс, Москва, «Русское слово», 2012

3. Кочегаров К. А., Студеникин. Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» 4 класс, Москва, «Русское слово», 2012.

Рекомендуемые ресурсы Интернета

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религииhttp://www.foma.ru/- о православии в Россииhttp://islam.ru/ - об исламе

http://www.threeda.ru/ - об иудаизме

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

.1Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб.,2002.

Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М.,2005.

Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопеди-ческий словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы:М., 2006).

Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001.(Т. 1–7. М., 1996).

Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.

Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т.М., 2003*.

Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.

Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.

Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.

Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.

Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.



НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ко всему курсу

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.

Всеобщая история религий мира. М., 2006.

.Христианство

Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.

Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.Годри И. Лютер. М., 2000.

Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.

Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.

Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.

Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.

Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.

Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.

Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,1997–1998*.



Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М.,1997*.

Ислам

Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.



Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.

Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.

Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.

Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.

Иудаизм

Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.



Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим,2002.

Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.



Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.

Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.

Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

Буддизм

Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.



Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.

Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.

Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.

Рекомендуемые ресурсы Интернета

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религииhttp://www.foma.ru/- о православии в Россииhttp://islam.ru/ - об исламе



http://www.threeda.ru/ - об иудаизме




Нет такого дела, с которым мужчина не справился бы лучше, чем женщина, кроме деторождения... хотя и это следовало бы предоставить мужчинам. Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс
ещё >>