Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 5 695.86kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 493.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 4 464.65kb.
Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального... 1 171.61kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 6 1764.77kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса 3 386.01kb.
Рабочая программа для 5 классов предусматривает обучение в объёме... 3 505.86kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса 3 524.5kb.
Рабочая программа по курсу «Родной край» 1 96.49kb.
Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и... 1 313.68kb.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов разработана на основе... 1 214.56kb.
«истоки русской народной песни» 1 137.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся - страница №1/3

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Хахальская основная общеобразовательная школа
Утверждаю.

Директор МБОУ Хахальской основной

общеобразовательной школы:

_________________ В.А.Кузнецова


Приказ от 31.08.2013 №165-од

Музыка

рабочая программа основного общего образования

для 5,6,7 классов

(УМК «Школа России»)


Составил: учитель начальных классов

Воробьева Т.А.

2013 год


Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.

Программа включает четыре раздела:

• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

• «Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета «Музыка» в современной школе.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.


Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.



Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:

  • формирование целостного представления о картине современного музыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;


Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке подразумевают:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.


Предметные результаты выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;



Содержание учебного курса
Основу программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная (церковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о музыкальном творчестве отечественных композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин). Учащиеся осваивают стилистику и музыкальный язык М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдиллиной и др.; творчество композиторов-песенников И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, А. Н. Пахмутовой и артистов эстрады (Л. Утесов); многообразие современной музыкальной жизни (авторская песня, электронная музыка и др.).

Школьники знакомятся с искусством интерпретации на примере выдающихся российских исполнителей (Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Е. В. Мравинский, А. В. Свешников и др.) и музыкальных исполнительских коллективов (Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Государственный академический камерный оркестр России, Государственный духовой оркестр России, Биг-бэнд имени О. Лундстрема). Ученики получают общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального образования (Московский международный Дом музыки, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), российских театрах оперы и балета (Большой театр, Мариинский театр).

Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов (И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Ванн Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э.Григ), знакомятся с художественно-образным содержанием творчества Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини, К. Дебюсси, М. Равеля, К. Орфа, А. Шёнберга и др., получают обобщенное представление о джазовом стиле ((джаз, спиричуэл, блюз, симфоджаз), его исполнителях и создателях (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Дж. Гершвин). В ходе обучения школьники накапливают знания о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон) и др.), разнообразии современной популярной музыки (мюзикл, рок-музыка и ее различные направления, диско-музыка и др.).

Школьники учатся понимать народное поэтическое, песенное и инструментальное музыкальное творчество как часть духовной культуры народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира, ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки. В процессе изучения предмета учащиеся постигают особенности и характерные черты русской народной музыки, различные исполнительские типы художественного общения, осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству, специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов. Ученики размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее выразительности народно-песенных истоках; знакомятся с этнической музыкой и особой формой русского национального музыкального искусства – колокольные звоны.


В 5-7 классах проводится по1 часу в неделю, всего по 34 часа в год

Тематическое планирование

Музыка Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская 5класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)




№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Страница учебника

Дата

1

Что роднит музыку с литературой

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы

6-9




2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей

Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку



10-11




3

Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах

12-15




4

Вокальная музыка. Романс

16-17




5

Фольклор в музыке русских композиторов.

«Кикимора» А.Лядов




Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основании различных литературных источников

18-19




6

Что за прелесть эти сказки.

Н.Римский-Корсаков «Шехеризада»



20-21




7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

22-27




8

Вторая жизнь песни.


Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

28-29




9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…». Перезвоны

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

30-35




10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов

36-43




11

В.-А. Моцарт «Реквием»

44-47



















12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение

48-51




13


Опера-былииа Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

Опера . Римского-Корсакова «Садко»


52-57




14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

58-61




15

Балет-сказка «Щелкунчик»

62-63




16

Музыка в театре, кино, на телевидении

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

64-67




17

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы

68-71



18

Мир композитора




72-73




19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

76-79




20

«Небесное и земное» в звуках и красках

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

80-89




21

«Звать через прошлое к настоящему»

Кантата «Александр Невский»



Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

90-97




22

Музыкальная

живопись и живописная музыка



Общность музыки

и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?



98-103




23

Квинтет «Форель» Ф.Шуберт




104-107




24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений СВ. Рахманинова и В. Г. Кикты)

108-112




25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве

113-117




26

Волшебная палочка дирижера


Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира

118-121




27

Образы борьбы и победы в искусстве

Жизнь и творчество Людвига ва Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

122-125




28

Застывшая музыка

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка

126-131




29

Полифония в музыке и живописи

Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган

132-133




30

Музыка

на мольберте



Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы

134-141




31

Импрессионизм в музыке и живописи

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

142-145




32

«0 подвигах, о доблести, о славе…»

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

146-149




33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества

150-153




34

Мир композитора

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

154-157




следующая страница >>



Если Бог за вас, кто против вас? Апостол Павел — Послание к р
ещё >>