Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная... 1 280.3kb.
Рабочая программа мировая художественная культура для основного общего... 1 96.47kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 3 363.43kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 3 388.7kb.
Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура... 1 113.24kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования 5 954.1kb.
Кроссворд по предмету "предмету Мировая художественная культура (мхк) 1 10.27kb.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» 1 141.9kb.
Сатсанг в кафе Непала. Ответы на вопросы. В чем путь практикующего... 1 169.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Б-Баландинская основная общеобразовательная школа





«Рассмотрено»

Руководитель МО


А.Ю.Косолапова
Протокол № 1 от 30 августа 2012 года


«Согласовано»

заместитель директора школы по УВР

______________________

О.Г.Камалова

«_____»_____________2012г.


«Утверждено»

Директор МОУ

Б-Баландинская ООШ
Е.В.Бреднева

Приказ № ____от ________ ____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мировая художественная культура»
8 класс

Учитель: Камалова Олеся Георгиевна

первая квалификационная категория.

2012 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание предмета Мировая художественная культура в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно - методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по МХК (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089)

  • «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06. 2011 г. №04-997)

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год";

  • Учебного плана МОУ Б-Баландинская ООШ на 2012-2013 учебный год.

Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий эволюцию художественной культуры на разных этапах развития человечества, составляющие ее виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его роль в жизни людей.

Цель курса – ввести учащихся в художественную культуру, сформировать в них готовность и способность к самостоятельному освоению подлинных духовных ценностей, способствовать развитию личности.

Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства,



  • дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях,

  • создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры,

  • развивать умения анализировать произведения искусства,

  • развивать образное и ассоциативное мышление,

  • обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.

Курс МХК интегративен по своей сути. Он опирается на знания учащихся по истории, музыке, литературе, изобразительного искусства. Особенностью курса МХК 8-9 класса является опора на яркий конкретный художественный объект, который рассматривается в комплексе задействованных в нем видов искусств, условий, идей, образа жизни людей той эпохи, в которую он был создан. Художественные объекты подобраны в соответствии с рядом требований:

  • должны быть знакомы учащимся

  • быть типичными для культуры данной страны, народа, эпохи

  • давать возможность разговора о вечных ценностях.

Объекты представлены как из отечественной, так и зарубежной культуры, расположены по времени их создания (принцип историзма).

Учебный план школы предусматривает изучение курса МХК в инвариантной части в объёме 35 учебных часов в год в каждом классе, 1 урок в неделю. В 8-9 классах предусмотрено 4 контрольных работы



Формы проведения занятий:

  • урок-лекция;

  • Защита творческих проектов

  • урок – пресс-конференция;

  • комбинированный урок;

  • урок в краеведческом музее.

Оценки и формы контроля.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на каждом уроке путём устного или письменного опроса, тестовых заданий, письменных работ, проектной деятельности, сообщений учащихся. Промежуточная аттестация осуществляется в конце изучения курса путём выполнения разноуровневых контрольных работ. На заключительном этапе подводим итоги, ребята представляют свои творческие работы.



  1. Устный контроль:

  • фронтальный  опрос,

  • индивидуальный опрос;

  • сообщения по темам

  • собеседование по теме,

2. Письменный контроль:

  • тестирование,

  • творческая работа,

  • письменный ответ,

  • экзамен.

Механизмы формирования ключевых компетенций




  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов);

  • Владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на: использование элементов причинно-следственного анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.), объяснение изученных положений на конкретных примерах; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование ИКТ – технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Понятие культуры. Мировая художественная культура. Художественный образ.

Происхождение искусства. Синкретический характер искусства первобытного человека. Связь искусства с развитием человека.

Египетские пирамиды. Заупокойный культ. Символика и назначение пирамид.

Афинский Акрополь как синтез искусств и образ античной цивилизации. Античный идеал «Человек есть мера всех вещей».

Вечный город Рим. Архитектура Рима как образец классической архитектуры, развитие греческих традиций.

Средневековый собор как синтез искусств. Романский и готический стиль.

Иконопись. Особенности жанра. Виды икон. Символика.

Русская изба как символ языческих представлений славян. Конструкции. Декор. Основа деревянной архитектуры.

«Джоконда» Леонардо да Винчи. Поиск нового идеала. Развитие живописи в эпоху Возрождения. Гуманизм.

Московский Кремль как художественный образ России. Центр державы, центр духовный.

Петербург. Образ города. Барокко, классицизм. Вхождение России в мировой художественный процесс. Эрмитаж.

Кострома. Колыбель Романовых. Архитектурные памятники 17 и 19 веков.

Третьяковская галерея. Хранилище шедевров русской живописи. Академизм. Реализм. Передвижники.

Русская культура рубежа 19-20 веков. Модерн. Авангард в русской живописи.



8 класс (35 ч.)
Раздел «В мире художественной культуры. Введение».

Тема 1. Цивилизация и культура.

Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира.

Тема 2. Единство и многообразие культуры.

Единство мировой культуры. Мировое Древо как отражение единства мира. Многообразие и национальная самобытность культуры.

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу

Обучающиеся должны знать:

- сходство и различия понятий «цивилизация» и «культура»;

- основные признаки цивилизованного, культурного человека;

- понятие о мировой художественной культуре;

- в чем проявляется единство и многообразие культур, общие направления в развитии мировой художественной культуры в прошлом и настоящем

Обучающиеся должны уметь:

- находить сходное и различное в понятиях «цивилизация» и «культура»; общие направления в развитии мировой художественной культуре в прошлом, настоящем;

- видеть особенности развития культуры древних цивилизаций, их признаки, связь с религиозными верованиями древних народов
Раздел «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций»

Тема 1. Особенности художественной культуры Древнего Египта

Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов.

Тема 2. Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

Символический характер искусства. Природа и Человек – главная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве.

Тема 3. Греция – «колыбель европейской цивилизации»

«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю.

Тема 4. Художественные достижения доколумбовой Америки

Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу

Обучающиеся должны знать:

- особенности художественной культуры Древнего Египта, её выдающиеся достижения;

- в чём проявляется символический характер искусства древневосточных цивилизаций;

- главные темы восточного искусства;

- отражение в произведениях искусства религиозных верований народов Древнего Востока;

- особенности древнегреческой архитектуры и скульптуры; её значение для европейских цивилизаций;

- художественные достижения доколумбовой Америки

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка;

- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства народов древних цивилизаций; - в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств
Раздел «Мир и Человек в художественных образах»

Тема 1. Идеал Человека в культуре народов мира

Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. Святые и святость.

Тема 2. Герой и защитник Отечества

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства. Александр Невский – патриот Земли Русской.

Тема 3. Образ женщины – матери сквозь века.

«Венеры» первых художников земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова.

Тема 4. Человек в мире природы

Человек и Природа. Взгляд через века. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…».

Тема 5. Человек. Общество. Время.

Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения).Человек нового времени.

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу

Обучающиеся должны знать:

- понятие об идеале Человека в античности, средневековье, эпохе Возрождения и воплощение его в произведениях искусства;

- представление идеала человека в крупнейших религиях мира;



Обучающиеся должны уметь:

- проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка;

- видеть прекрасное в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства народов древних цивилизаций;

- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

- видеть значение достижений культуры античности, средневековья, эпохи Возрождения для развития современных культур.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения МХК ученик должен:



Знать:

  • шедевры мировой культуры, подлежащие обязательному изучению

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся авторов

  • основные средства выразительности разных видов искусств

Уметь:

  • сравнивать художественные стили

  • соотносить конкретное произведение искусства с эпохой, стилем, автором

  • пользоваться терминологией при анализе художественного произведения

  • осуществлять поиск информации по искусству из различных источников

Применять полученные знания:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу

  • участвовать в научно-практических семинарах, конкурсах.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 класс


п/п

Дата

Темы урока

НРК

Формы, методы контроля

Домашнее задание

Цивилизация и культура(5 часов)

1




Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»




Беседа

Подготовить рассказ о трудностях существования человека вне цивилизации на примере известных книг

2




Что значит быть культурным и цивилизованным человеком




Индивидуальные сообщения

Ответы на вопросы: что общего и в чем различия в учениях о б образе культурного человека Конфуция и Платона. Подготовить рассказ о жизни и творчестве Леонардо да Винчи

3




Художественные символы народов мира




Опрос

Учить запись в тетради; подготовить сообщение о каком- либо символе любой страны

4




Мировое древо как отражение единства мира




Сообщения

Прочитать трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»; придумать и нарисовать образ Мирового Древа

5




Многообразие и национальная самобытность культуры




Рисунок и его анализ

Каковы художественные принципы японского искусства? Чайная церемония, искусство цветочных композиций-икэбане и в садово-парковом иск-ве

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (12 часов)

6




Жизнь Человека в искусстве




Тестирование

Рассказать о выдающихся достижениях древнеегипетской цивилизации

7




Художественный канон в искусстве




Опрос, работа по карточкам

Рассказать о признанных шедеврах египетской скульптуры, в которой канон нашел свое воплощение

8




«Дома вечности» богов и фараонов




Индивидуальные сообщения

Рассказать об истории создания и характерных особенностях одного из семи чудес света –пирамидах в Гизе

9




Символический характер искусства




Рассказ

Дать ответ на вопрос: в чем проявляется символический характер искусства Месопотамии?

10




Природа и Человек – главная тема восточного искусства




Опрос, беседа

Подготовить ответы на вопросы в тетради.

11




«Страна героев и богов»




Опрос, викторина

Ответ на вопрос: какое отражение в искусстве нашли мифологические представления древних греков?

12




Прогулка по афинскому Акрополю




Анализ произведений живописи

Написать сочинение об экскурсии по Акрополю

13




В поисках Человека




Сочинение

Опишите понравившееся вам скульптурное произведение, воплотившее идеал человека

14




Своеобразие культуры ольмеков




Индивидуальные сообщения учащихся

Подготовить рассказ о шедеврах искусства ольмеков и об арх. сооружениях в городе Теотиукана

15




Характерные черты искусства ацтеков




Рассказ

Ответ на вопрос: в чем своеобразие культуры ацтеков?

16




Особенности художественной культуры майя




Опрос

Ответ на вопрос: в чем проявились характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя?

17




Памятники художественной культуры инков




Опрос, работа с карточками

Расскажите о шедеврах искусства могущественной империи инков. Какое влияние на развитие искусства оказали религиозные и мифологические представления инков?

Мир и человек в художественных образах (16 часов)

18




Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира




Тестирование

Ответы на вопросы: каков идеал Человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения?

19




Святые и святость




Рассказ-описание

Прочитать сказание о Борисе и Глебе

20




Георгий Победоносец - доблестный защитник Отечества




Беседа по прочитанному произведению

Рассказ о жизни Георгия Победоносца и о произведениях искусства, запечатлевших образ легендарного героя

21




Идеал благородства рыцарства




Рассказ, анализ произведений искусства

Письменное сообщение на тему: «Что представлял собой идеал благородного рыцаря»

22




Александр Невский – патриот Земли Русской




Письменные сообщения

Каково ваше мнение о кинофильме «Александр Невский»

23




«Венеры» первых художников земли




Беседа о фильме «Александр Невский»

Вопрос: какое воплощение находит культ женщины-матери в первобытном искусстве?

24




Священный лик Богоматери




Опрос

Рассказ о шедеврах византийскиой и древнерусской иконописи, запечатлевших образ Богоматери

25




Мадонны титанов Возрождения




Рассказ

Рассказ об одном шедевре итальян. Возрождения

26




Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова




Индивидуальные сообщения

Подобрать к картинам художника стихотворные строчки Некрасова, Кольцова

27




Женщина – мать в искусстве ХХ века




Опрос

Рассказ о воплощении образа матери в произведениях искусства ХХ века

28




Человек и Природа. Взгляд через века




Рассказ, беседа

Стихотворение, плакат, рисунок в защиту окружающей среды

29




«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»

Стихотворения Поэтов Урала

Стихотворение, плакат, рисунок

Подготовить выразительное чтение одного стихотворения Ф.Тютчева, А.Фета, И.Бунина о природе и поделиться своими впечатлениями об особенностях худож. воплощения темы

30




Пространство и время в зеркале мифов




Выразительное чтение стихотворения о природе, обмен впечатлениями

Рассказать о том, какие нравств., дух. ценности и идеалы становились приоритетными в ту или иную историческую эпоху

31




Человек эпохи Римской империи




Рассказ


Привести примеры худож. произведений, в которых воплощен образ человека государственного и общественного

32




Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения)




Опрос

Рассказ об одном шедевре искусства эпохи Возрождения, в котором воплощен образ человека общественного

33




Человек нового времени




Сообщения

Подготовить рассказ о каком-либо произведении искусства ХХ века

34




Итоговое повторение и контроль

(2 часа)

Итоговое повторение






Анализ произведении искусства XX века,

Подготовиться к итоговому контролю

35




Итоговый контроль




Тестирование

Посещать музеи, выставки, концерты



ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



класс

Учебник (и)

Пособия для учащихся

Методические пособия для учителя.

8

Учебник «Мировая художественная культура» 8-9 кл., Издательство «Дрофа», 2011г., автор Г. И. Данилова
Г.Е.Гуров, А.С.Питерских

«Дизайн и архитектура в жизни человека», 7-8 кл. автор Г.Е.Гуров, М.: Просвещение, 2009 г.;








  1. «Мировая художественная культура», пособие для учителя, ООО «Юнипресс», 2002 г., автор Л. В. Блохина

  2. «Изобразительное искусство» опыт творческой деятельности учащихся 8-9 классов, составитель З.А.Степанчук, Волгоград, 2009 г.;

  3. «Мировая художественная культура», 8-9 классы, автор Ю.Е.Галушкина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007г.;






ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные Интернет-ресурсы

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»



http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы



hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.levada.ruЛевада-Центр изучения общественного мнения

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

www.artyx.ru – история искусств

www.kulturaonline.ru/ssylki.htm - культура on-line (электронные коллекции мировой живописи)

http: //catalog.ru/indeks.php – образовательные ресурсы сети Интернет по мировой художественной культуре, музеям, библиотекам, словарям;

www/alleng.ru – ресурсы по искусству, музыке,литературе;



allru.net – каталог ресурсов

www.fio.by/link/php - полезные ссылки по культуре.




Сплетня как старый анекдот: всегда найдется кто-нибудь, кто еще ни разу ее не слышал.
ещё >>