Рабочая программа по предмету «Литература» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету литература 3 1156.36kb.
Рабочая программа по предмету: литература 4 558.42kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 3 341.87kb.
Рабочая программа по предмету «литература» 54 8286.95kb.
Рабочая программа по учебному предмету литература 1 313.22kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» для 5-9 классов 8 1110.5kb.
Рабочая программа по предмету русская литература для 5 класса 1 330.38kb.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской... 1 258.9kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 3 384.11kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» для 7 класса 2 354.1kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 3 530.89kb.
Рабочая программа по предмету: «Литература» 9 класс адаптированная... 3 520.83kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по предмету «Литература» - страница №1/1

Аннотация

к рабочей программе литературе 5 класс

на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе нормативных и инструктивно-методических документов, определяющих содержание языкового образования в основной школе.
Миссия Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 75 г. Челябинска заключается в передаче лучших образцов мировой и отечественной культуры, образования и воспитания обществу для его развития через наших выпускников, а также в общественной и научно-методической деятельности на основе сочетания современных технологий и средств обучения с учетом требований времени и особенностей развития региона

Рабочая программа разработана на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной по литературе для 5-11 классов. Программа этого авторского коллектива допущена Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва «Дрофа»,2008г.) и соответствует статусу общеобразовательной школы, обеспечивая базовый уровень преподавания литературы. Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 урока в неделю).

Данная программа соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года, УМК имеет статус «рекомендовано», то есть представляет собой завершенную предметную линию. Учебники по данной программе входят в Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.
Цели обучения литературе:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов:



темы

Наименование темы

Количество часов

1.

Введение

1 час

2.

Устное народное творчество.

5 часов

3.

Древнерусская литература.

1 час

4.

Русская литература 18 века.

1 час

5.

Русская литература 19 века.

33 часа

6.

Русская литература 20 века.

18 часов

7.

Зарубежная литература.

8 часов

8.

Итоговый урок.

1 час

9.

Резервные уроки.

2 часа


Практическая часть представлена уроками развития речи:




урока

Содержание

1.

20.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

2.

23.

В.М. Гаршин Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» Пересказ событий сказки от лица «маленькой вялой травки».

3.

30.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»-отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Развернутый ответ на вопрос.

4.

35.

Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению.

5.

39.

Два пленника : Жилин и Костылин. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения. ( Сочинение. Сравнительная характеристика).

6.

41.

Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина. Анализ стихотворений.

7.

43.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. « В дурном обществе». Вася и его отец.( Сравнительная характеристика Маруси и Сони, Судьи и Тыбурция).

8.

45.

Контрольный урок. Анализ эпизода из повести В.Г. Короленко « В дурном обществе».

9.

49.

Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. (Инсценировка отрывков из рассказов).

10.

52.

Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами». (Устное сообщение).

11.

55.

Человек и природа в рассказе. Сочинение «Как должен человек относиться к природе?»

12.

58.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941- 1945). А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста» Патриотические подвиги детей в годы Вов.

13.

60.

Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». ( Анализ, наизусть).


Реализация регионального компонента

Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования, в 5 классе – 7 часов.

Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций программы « Вокруг тебя –мир».




урока

Тема урока

Тема НРК

1.

24

Писатели-сказочники и их герои.

Сказка «Общее счастье».

2.

28

Реальное и фантастическое в сюжете.

А. Платонов «Неизвестный цветок».

3.

50

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

Е. Носов «Трудный хлеб».

4.

52

Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами».

Т. Александрова «Светофорчик».

5.

58

Поэты о Вов (1941-1945). А.Т. Твардовский « Рассказ танкиста».

Л. Толстой «Война и мир».

6.

59

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

Д. Давыдов «1812 год».

7.

65

О.Уайльд «Мальчик-звезда».

О.Уайльд «Мальчик-звезда».



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса:
Знать:

Образную природу словесного искусства.

Содержание изученных литературных произведений.

Изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

Выразительно читать.



Видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям, читателю.

Уметь видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения.

Уметь грамотно строить монологические высказывания , владеть культурой диалоговой речи.

Уметь анализировать художественные произведения и их фрагменты.

Уметь выполнять письменные работы творческого характера.

Уметь выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения.


Краткое содержание рабочей программы по темам:
Раздел1

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги, создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.



Раздел 2

Устное народное творчество.

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Русские народные сказки.

Теория литературы. Устное народное творчество.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок.



«Царевна-лягушка».

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.



«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя. Особенности сюжета. Герои сказки в оценке народа.



«Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных, бытовых сказках.



Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Сравнение.

Раздел 3

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией.



«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных повестей и их подвиги во имя мира на родной земле.



Теория литературы. Летопись.

Раздел 4

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов — поэт, ученый, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма.. Жанры литературы.

Раздел 5

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в стихотворной форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Раздел 6

Из литературы XIX века

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом»

Осмеяние пороков.



«Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. Мораль в басне. Аллегория.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна».

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки. Особенности сюжета.



«Кубок».

Благородство и жестокость. Герои баллады.



Теория литературы. Баллада.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Няне».

Поэтизация образа няни. Мотивы одиночества и грусти.



«У лукоморья дуб зеленый...»

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» -собирательная картина сюжетов и образов народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинских произведений.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Истоки сказки. Противостояние добрых и злых сил. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие народной и литературной пушкинской сказки. Народная мораль, нравственность. Победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Сказочно-условное и достоверно реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.



Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps»

Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание реального и фантастического, комического и лирического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«На Волге».

Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.Вера в силы народа.



«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Поэтический образ русской женщины.



«Крестьянские дети».

Картины вольной жизни крестьянских детей. Мир детва. Речевая характеристика персонажей.



Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - яркая картина весенней природы.


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о родной природе.

Ф.И.Тютчев. «Зима не даром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...».

А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок),

И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок).

А.Н.Майков. «Ласточки».

И.З.Суриков. «Зима»

А.В.Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


Раздел 7

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы».

Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о родине.


Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе».

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Доброта и сострадание героев повести. Образ сонного города. Равнодушие окружающих к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Взаимопонимание — основа отношений в семье.



Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворения «Я покинул родимый дом...», « Низкий дом с голубыми ставнями...» . Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины. Своеобразие есенинской лирики.


Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы хозяйка».

Реальность и фантастика в сказе. Честность, трудолюбие и талант главного героя. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.



Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка.
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Доброта и сострадание. Реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита».

Быль и фантастика. Главный герой рассказа, его единство с природой. Одухотворение природы. Оптимистическое восприятие окружающего мира.



Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Васюткино озеро».

Бесстрашие, терпение, любовь к природе, находчивость в трудной ситуации. Становление характера юного героя через испытания.



Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Раздел 8

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.



К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...», А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети.


Раздел 9

Произведения о Родине и родной природе.



И.Бунин. «Помню долгий зимний вечер...»

А.Прокофьев. «Аленушка».

Д.Кедрин. «Аленушка».

Н.Рубцов. «Родная деревня».

Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. Пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


Раздел 10

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики ка темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.
Раздел 11

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед».

Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.



Теория литературы. Баллада.
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо».

Характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева».

Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужество героини. Помощники Герды. Снежная королева и Герда. Победа добра, любви и дружбы.


Жорж Санд. «О чем говорят цветы».

Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.


Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера».

Том и Гек. Дружба мальчиков. Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интереснее.


Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.




Слава — тяжелое испытание для тех, кто ее лишен. Михаил Генин
ещё >>