Рабочая программа по мхк класс : 9 Учебный год: 2013-2014 34 часа ( ч в неделю) Учебник : Учитель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по физике, базовый уровень 8 класс на 2013-2014 учебный... 1 245.94kb.
Рабочая программа по новейшей истории 9 класс учитель Пермякова В. 1 235.1kb.
Рабочая программа по Истории в 8 классе на 2013-2014 учебный год... 3 491.96kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 3 425.24kb.
Рабочая программа по искусству 9 класс 2013-2014 учебный год Учитель... 1 259.44kb.
Рабочая программа по литературе (105 часов) Учитель Рубан В. 1 201.5kb.
Рабочая программа по истории 4 класс На 2013-2014 учебный год Учитель... 1 115.35kb.
Рабочая программа по истории России 7 класс на 2012-2013 уч год. 1 192.25kb.
Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год по... 1 62.33kb.
Рабочая программа по Истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год... 4 1018.23kb.
Рабочая программа дополнительного образования на 20012 -2013 учебный... 1 80.24kb.
Владимир Свержин Ищущий битву 31 3849.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по мхк класс : 9 Учебный год: 2013-2014 34 часа ( ч в неделю) Учебник - страница №1/1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1652


УТВЕРЖДЕНА ПРИНЯТА

Директор БГОУ СОШ № 1652 На педагогическом совете ___________ Иванова В.В. Протокол №_________ «_____»____________2013 г. от__________________

Рабочая программа по МХК

Класс :9

Учебный год: 2013-2014

34 часа ( ч в неделю)



Учебник:

Учитель: Землянская Инна Геннадьевна, учитель истории и обществознания.

Пояснительная записка.

 Тематическое планирование курса МХК 9 классе составлено на основе действующей программы по МХК Л.А. Рапацкой.

 Цель программы – развитие культуры школьников как неотъемлемой части жизни человека.

 

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре и искусству;

развитие устойчивого интереса к культуре, искусству своего народа и других народов мира; развитие эстетического вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной культурой и самообразованию в области искусства.

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

Курс по мировой художественной культуре нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать основные художественные идеи эпохи.

 Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции. Курс МХК в 9 классе XIX века (романтизм, реализм, символизм), XX века.

Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю) авторское поурочное планирование используется без изменений.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:


  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

 

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

 В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:


  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

Содержание программы.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX – XX ВВ.

 ПУТЬ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОТ ВЕРШИН КЛАССИКИ К ПРОТИВОРЕЧИВЫМ ТЕЧЕНИЯМ СОВРЕМЕННОСТИ

РАЗДЕЛ I. ЕВРОПЕЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX—НАЧАЛА XX в.

Введение


Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое. Отражение романтического и реалистического взгляда на мир в европейском искусстве. Преемственное развитие разнообразных стилевых направлений и течений в художественной культуре XIX — начала XX в., смена эстетических установок, усиление субъективистских позиций.

Тема 1. Между реальностью и мечтой (искусство Франции, Англии, Германии)

Расцвет реалистической литературы в XIX в. Ч. Диккенс, его наследие. Психологизм в воплощении героев («Оливер Твист»). Творчество О. Бальзака. Философское размышление о судьбе общества, основанного на культе денег. Глубина постижения внутреннего мира людей в романах Бальзака. Повесть «Гобсек».

Круг художественных образов романтической литературы. Мотив одиночества и непонятости художника-творца. Поэтизация народного творчества, волшебной сказки, природы в произведениях романтиков. Усиление психологизма в воплощении чувств и переживаний героев художественных 1роизведений. «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, яркость символики образов. Поэзия Г.Гейне— «Книга песен». Значение поэзии Гейне для музыкального искусства (Ф. Шуберт. «Лорелея»). Д.Байрон — властитель дум современников. «Прометей» — образ романтически одинокого страдающего героя. Байрон в русской поэзии и музыке (П.И. Чайковский. Симфония «Манфред» — отрывки по выбору учителя).

Писатель и музыкант Э.Т.А. Гофман. Фантастический мир сказок Гофмана. «Щелкунчик» Гофмана и одноименный балет П.И. Чайковского. Сказки братьев Гримм, Х.К. Андерсена (по выбору учителя).

Романтизм в живописи. Творчество Ф.Гойи как предвестие романтизма. Эмоциональность его работ. Портреты. Графика (серия «Капричос»). Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико «Плот Медузы». Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа (« Свобода, ведущая народ»).

 

Тема 2. Национальные музыкальные школы XIX в.: многогранность романтической образности (материал для свободного изучения)



Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Психологическое богатство образов. Лирическая насыщенность музыки, усиление песенности, мелодического начала. Пафос выражения внутреннего «я» композитора в музыкальном искусстве разных национальных школ.

Углубление национальной характерности музыки (в отличие от общеевропейского музыкального языка классицизма). Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Венский вальс в творчестве И. Штрауса («Сказки Венского леса»). Песенный гений Ф. Шуберта. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (песни по выбору учителя). Песня «Форель», баллада «Лесной царь». Неоконченная симфония, ч. 1. Фортепианная музыка Р.Шумана. Цикл «Карнавал» (пьесы по выбору учителя).

Жизнь и творчество Ф. Шопена. Польские истоки его музыки. Мазурки Шопена (по выбору учителя). Баллада № 1 соль минор для фортепиано. Прелюдии Ля мажор и си минор — контрастные настроения. Этюд № 12 — романтический пафос и героика. Вальс № 7 до-диез минор.

Жизнь и творчество Ф. Листа*. Круг тем и образов его фортепианной музыки: «Грезы любви», «Сонет Петрарки № 104». Лист и венгерская народная музыка: «Венгерский танец» № 5.

 Р.Вагнер*, его теория «музыкальной драмы». Грандиозность замыслов оперных творений Вагнера, взаимосвязь образов его музыки с традициями немецкой культуры. Увертюра из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Полет валькирий» из оперы «Валькирия», «Шелест леса» из оперы «Зигфрид» (тетралогия «Кольцо нибелунга»).

Опера Ж.Бизе «Кармен»* — выдающееся произведение мировой музыкальной литературы; драматизация жанра лирической оперы, реалистическая концепция. Сквозное развитие действия, опора на испано-цыганский фольклор, психологизм характеристик действующих лиц (отрывки оперы по выбору учителя).

 Итальянская романтическая опера. Комическая опера Дж. Россини «Севильский цирюльник» (каватина Розины)**.

Дж. Верди — классик итальянской музыки. Оперы Верди на сюжеты из мировой литературы (В. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго, Д. Байрона). Оперы-драмы: «Травиата», «Риголетто» (отрывки по выбору учителя). Опера «Аида» — монументальная героическая музыкальная драма. Масштабность образных сфер (марш, заключительная сцена оперы).

Самобытность музыкальных произведений Э. Грига'. Сказочно-фантастические образы его музыки, их взаимосвязь с национальными истоками. Поэтизация картин природы Норвегии («Весной»). Программные пьесы («Шествие гномов», «В пещере горного короля»). Концерт для фортепиано с оркестром, ч. 1. Песня Сольвейг («Пер Гюнт»).

Тема 3. Новые идеи в европейской художественной культуре конца XIX — начала XX в.

Перемены в общественной жизни Европы, выбор новых духовно-нравственных ориентиров, отражение этих процессов в художественной культуре. Многообразие новых течений. Предчувствие социальных катаклизмов XX в., войн и тотальных экологических катастроф. Появление нетрадиционной художественной образности, художественных направлений, произведений, показывающих отчужденность человека от окружающего его враждебного мира людей, вещей, природы. Усиление субъективизма и «творческого произвола». Интеркультурное взаимодействие (африканская экзотика и европейское искусство). Интерес европейских мастеров к египетскому и японскому искусству.

Своеобразие творческого наследия Дж.Р. Киплинга. Образы «Книги джунглей». Маугли — тоска по естественному взаимодействию человека и природы.

Окружающий мир как символ зла — поэзия Э. Верхарна («Поля в бреду» — по выбору учителя). Поэзия «проклятых поэтов» и рождение символизма (П. Верлен, А. Рембо, С. Малар-ме). «Цветы зла» Ш. Бодлера (по выбору учителя).

Стиль модерн, его роль в развитии новаторских архитектурных образов. Новые инженерные и художественные решения, использованные в сооружениях эпохи «грани веков» (Эйфелева башня в Париже).

Тема 4. Французский импрессионизм — начало кардинальных перемен в образном содержании искусства

Французский импрессионизм как одно из наиболее мощных направлений художественной культуры Европы второй половины XIX — начала XX в. Отражение окружающего мира в мгновениях, фиксирующих нюансы и оттенки ощущений и скоротечность постоянно меняющихся образов. Скрытое единство и взаимосвязь явлений — тезис импрессионизма («идеи дремлют, ощущения живут»). Блики солнца, своеобразие тумана, «симфония» бегущей воды, зыбкие формы зданий в эскизных зарисовках — образы импрессионизма.

Импрессионизм в живописи; эстетика мимолетности, стремление передать свет, воздух, атмосферу живой жизни. Выход художников на пленэр. Рождение новой техники живописи. Пейзажи Э. Мане («Завтрак на траве»). Работы К. Моне («Впечатление — Восход солнца», «Скалы в Бель-Иль») и А.Сислея («Опушка леса в Фонтенбло»). Портреты О. Ренуара («Дама у фортепиано»).

Постимпрессионистические искания французских художников. В. ван Гог («Красные виноградники»), П. Сезанн («Натюрморт с фруктами»); влияние неевропейских традиций на живопись П. Гогена, умение художника с помощью красок передавать эмоции героев («А ты ревнуешь?»).

Творчество О. Родена. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Символичность работ Родена, сочетание реалистической образности с эстетическими находками импрессионизма: «Бальзак», «Мыслитель», «Вечная весна».

Группа фовистов. А. Матисс, его открытия в области цвета («Красные рыбки», «Танец», «Музыка», «Красная комната»). Кубизм, стремление мастеров передать динамику внутренних процессов предметного мира с помощью их геометрической трактовки. П.Пикассо, эволюция его творчества («Любительница абсента», «Двое», «Девочка на шаре», «Голубь мира», «Герника»).

Французское изобразительное искусство конца XIX — начала XX в. в собраниях ведущих музеев России.

Музыкальный импрессионизм. Непосредственное восприятие жизни, тонкость в передаче мимолетных впечатлений, чувств и настроений, развитие изобразительного начала. Связь музыки французских импрессионистов с русскими истоками (А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков). К. Дебюсси ( « Девушка с волосами цвета льна », « Лунный свет », симфонический триптих «Ноктюрны» — отрывки по выбору учителя). Творчество М. Равеля (« Болеро », « Скарбо »).

 РАЗДЕЛ II. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX в.: ВЕЛИЧИЕ ИДЕАЛОВ КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Введение.

Перемены в умонастроениях русского общества в период Отечественной войны 1812 г. Идеи декабристов. Усиление противления русской интеллигенции крепостническим порядкам в России. Непосредственное отражение в художественной культуре противостояния различных общественных течений и официальной идеологии. Брожение умов 40 — 50-х гг. Народничество. Революционеры-разночинцы. Обобщение в художественно-образной форме открытий и заблуждений своего времени — общая черта русского классического искусства.

Тема 5. Основоположники русской классики: становление идеи национального самовыражения в искусстве

Рождение новой художественной картины мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. Специфика русского романтизма: отражение наболевших проблем социального устройства России, антикрепостничество, тяготение к реализму.

А.С. Пушкин; значение его творчества для развития классического русского искусства. Богатство национального духа в произведениях Пушкина (повторение пройденного на уроках литературы). Пушкин и становление музыкальной классики, пушкинские тексты в оперных и камерно-вокальных произведениях (М.И.Глинка, А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков,П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, И.Ф. Стравинский и др.).

М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Образ русского народа — защитника Отечества в опере «Жизнь за царя». Героика былинного прошлого Руси в эпической опере «Руслан и Людмила» (отрывки по выбору учителя). Иноязычные культуры в музыке Глинки («Воспоминание о летней ночи в Мадриде»). Лирические образы, рождение «русской вальсовости» («Вальс-фантазия»). Романсы на тексты Пушкина (по выбору учителя).

Крупнейшие зодчие начала XIX в. Продолжение традиций классицизма. А.Н. Воронихин (Казанский собор в Санкт-Петербурге), А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства). Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора (архитектор А.А. Монферран).

М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Темы его творчества. Роль поэзии Лермонтова в развитии русского искусства (образы демонизма в музыке А.Г. Рубинштейна, в живописи М.А. Врубеля). Поэзия Лермонтова в вокальном творчестве русских композиторов (романсы по выбору учителя).

Рождение русского классического романса, его романтическая лирическая сущность. Творцы русского классического романса А.А. Алябьев («Соловей»), А.Е. Варламов («Парус»), А.Л. Гурилев («Домик-крошечка»). Жанр русской песни, его популярность во всех слоях русского общества (А.Е. Варламов, «Красный сарафан»).

Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Обращение художников к миру чувств и переживаний человека. О. А. Кипренский (портрет А.С. Пушкина). Задушевная теплота полотен В.А. Тропинина («Кружевница»). А.Г. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Поэтизация и обобщенная трактовка крестьянских образов (« На жатве. Лето »).

Обновление художественной палитры образности и преодоление канонов классицизма в творчестве К.П. Брюллова. Высокий профессионализм, динамика цвета, красота образов его живописи («Всадница», «Последний день Помпеи», «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Амацилией»).

 

Тема 6. Утверждение правды жизни — главный критерий искусства 40 — 50-х гг. XIX в. (Н.В. Гоголь, П.А. Федотов, А.С. Даргомыжский)



Новая эстетическая доминанта в искусстве 40 — 50-х гг. Н.В. Гоголь, его нравственные искания (обобщение пройденного на уроках литературы). «Гоголевское направление» в русском искусстве, «натуральная школа». Произведения Гоголя в русской музыке (М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, Р.К. Щедрин и др.).

Противопоставление «заземленной» реалистической образности возвышенному романтическому мироощущению. Проза быта и « маленький человек » в искусстве (традиции Пушкина и Гоголя).

П.А. Федотов. Сочетание гротеска, сатиры с реалистической передачей жизненно достоверных деталей. Аналитическое смешение трагического и комического («Сватовство майора», «Ан-кор, еще анкор»).

А.С. Даргомыжский — «великий учитель музыкальной правды» (М.П. Мусоргский). Слияние интонаций речи и звука в его музыке. Реалистические романсы-зарисовки, романсы-монологи («Старый капрал»). Психологическая правдивость героев оперы «Русалка» (отрывки из I действия по выбору учителя).

Тема 7. Высоты реализма в литературе и живописи пореформенного периода

Литература пореформенной эпохи, отражение в ней общественных движений, иллюзий, нравственных и религиозных исканий. Опыт «учительства», духовного наставничества русских писателей. Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, их роль в развитии художественной культуры (краткое обобщение, повторение пройденного по литературе).

Изменение общественного статуса живописи. Задачи правдивого воплощения окружающей жизни. Широта проблематики изобразительного искусства. Типизация и социальный анализ. Создание образов нищеты и бесправия.

В.Г. Перов («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»). Позднее творчество художника — уход от обличения общественной жизни («Охотники на привале»).

«Товарищество передвижных выставок». Н.И. Крамской («Христос в пустыне»). Образы современников на полотнах художника.

Творческие открытия Н.Н. Ге; вера мастера в силу религиозно-нравственной проповеди («Что есть истина? Христос и Пилат»). Критика окружающей действительности Н.А. Яро-шенко («Кочегар», «Всюду жизнь»). Обличение фанатизма и варварства в работах В.В. Верещагина («Апофеоз войны»). Поэтико-романтический дар художников-пейзажистов. А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Московский дворик»).

И.Е. Репин. Роль портрета как основной смысловой «единицы» в его работах. Социальные мотивы («Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»). Образный мир картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Переломные моменты истории Руси в трактовке В.И. Сурикова. Реалистичность его произведений («Меншиков в Березо-ве», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»).

Эпические образы русских сказаний в творчестве В.М. Васнецова, особое место художника в русской живописи («Аленушка», «Богатыри»).

Тема 8. Преломление духовно-нравственных открытий эпохи в музыкальном искусстве: «Могучая кучка» и П.И. Чайковский.

Повышение общественной роли музыкального искусства, его демократизация. Новые аспекты музыкальной жизни и музыкальной культуры (открытие Петербургской и Московской консерваторий, Бесплатной музыкальной школы).

«Новая русская музыкальная школа» («Могучая кучка»). Установка на национальную самобытность, реализм, историзм музыкальных образов. В.В. Стасов — идеолог «кучкизма». М.А. Балакирев, его взгляды, влияние на членов кружка — А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Ц.А. Кюи, Н.А. Римского-Корсакова.

Многогранность таланта А.П. Бородина в области химии и музыки. Национальная основа его музыки. Опера «Князь Игорь». Образы русских персонажей и образы «русского Востока» (отрывки из оперы — по выбору учителя). «Богатырская симфония», ее программа (ч. 1).

Новаторство М.П. Мусоргского. Мусоргский как выдающийся музыкант-философ и музыкант-драматург. Конфликт народа и власти в опере «Борис Годунов» (пролог, сцены коронации, у храма Василия Блаженного, под Кромами, песня Варлаама «Как во городе было во Казани»).

Масштабность наследия Н.А. Римского-Корсакова. Народ как носитель вечных духовных и эстетических ценностей — основная идея музыки композитора. Опера-былина «Садко». Опера-сказка «Снегурочка» (отрывки по выбору учителя).

П.И. Чайковский — гуманист, выразитель глубоких чувств и переживаний человека. Исповедальность музыки Чайковского, ее внутренняя наполненность, мелодизм. Борения добра и зла, порывы к счастью и трагическая сущность бытия в произведениях Чайковского. Шестая («Патетическая») симфония. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Опера «Евгений Онегин» (сцена письма Татьяны, ария Ленского, ария Онегина, сцена дуэли). Опера «Пиковая дама» (интродукция, лейтмотив трех карт, Пиковой дамы, любви; ария Лизы, заключительная сцена). Первый концерт для фортепиано с оркестром, ч. 1. Балет «Лебединое озеро» (отрывки по выбору учителя).

РАЗДЕЛ III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XXв.

Введение.

«Серебряный век» как заключительный этап развития художественной культуры Российской империи. Усиление интеграции русского искусства в европейскую и мировую культуру. Переоценка ценностей, отказ от эстетики критического реализма. Обновление религиозно-философской мысли, возрождение духовной проблематики в произведениях искусства. Сочетание принципиального новаторства с традиционными ценностями, патриотизм и правдоискательство в художественном творчестве, отражение в нем предчувствий социальной катастрофы.

Тема 9. «Мой милый край» — образы России в искусстве

Романтическое восприятие России, возвышенное чувство единения с Родиной в искусстве «серебряного века». «Гимны Родине» Ф.К. Сологуба, цикл «На поле Куликовом» А.А. Блока, «Родине» А. Белого (фрагменты по выбору учителя).

Образ российских просторов как отражение бесконечности бытия и глубин человеческой души в искусстве. Творчество И.И. Левитана («Владимирка»). Богатство колорита в картинах К.А. Коровина («Зимой»). Молящаяся Русь в работах М.В. Нестерова («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»).

Русская сказочность в музыке. А.И. Лядов («Баба Яга», «Волшебное озеро»).

Музыка СВ. Рахманинова, ее национальные истоки. Трагические и лирические мотивы в его сочинениях. Второй концерт для фортепиано с оркестром (ч. 1). Романсы («Сирень», «Здесь хорошо», «Не пой, красавица, при мне»), «Вокализ». «Рапсодия на тему Паганини» — размышление о судьбе художника. «Всенощная». Сочетание исповедальной лирики и молитвенного духа («Богородице Дево»).

Тема 10. Символизм и авангард: новаторство в искусстве на пороге XX в.

Символизм — одно из наиболее крупных художественных и философских течений «серебряного века». «Музыкальность» как категория мышления художников-символистов, их стремление к неизреченным смыслам искусства. Образы символистской поэзии, тяготение к вечным духовным проблемам, тайнам Вселенной, мистическим явлениям, первозданным красотам природы. Философская поэзия B.C. Соловьева, образы «неземного света». Музыкальность речи К.Д. Бальмонта, страстность пантеистических настроений («Будем как солнце»). Поэтическая многозначность произведений Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова. Выдающиеся поэты А.Белый и А.А. Блок (обобщение пройденного на уроках литературы, отрывки по выбору учителя).

«Музыкальное чутье» М.А. Врубеля. Образ Демона, его символика. Метафоричность и красочность полотен Врубеля. Сказочные персонажи, их театральность («Царевна Лебедь»).

Импрессионистическая образность произведений В.Э. Борисова-Мусатова. Световоздушные эффекты его полотен («Водоем», «Осенний вечер»).

Музыкальное воплощение символистской «биографии духа» в музыке А.Н. Скрябина. Третья симфония «Божественная поэма». Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»). Фортепианное наследие композитора. Две поэмы опус 32 (музыкальные фрагменты — по выбору учителя).

Эстетика эксперимента в русском искусстве «серебряного века». Новизна как эталон совершенства. Канонизация огрубленных художественных образов в противоположность тонкому изощренному символистскому искусству. Отрицание реализма и психологизма. Кубизм в творчестве П.П. Кончаловско-го («Агава»). Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова («Отдыхающий солдат»). Красочный мир живописи А.В. Лентулова («Небозвон»). «Победа над предметностью» в абстрактной живописи В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича.

Футуризм в поэзии. Влияние эстетики футуризма на творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова (отрывки по выбору учителя).

Тема 11. Тяготение к красоте старины: неоклассицизм

Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Атрибуты далекого прошлого в поэзии М.А. Кузмина, тоска по утерянным идеалам в творчестве Г.В. Адамовича. Мир поэзии Н.С. Гумилева — воображаемая старина («Фарфоровый павильон»). Образы мировой культуры в поэзии О.Э. Мандельштама («Айя-София»). Лирика в раннем творчестве А.А. Ахматовой (повторение пройденного, отрывки по выбору учителя). Музыка в поэзии Мандельштама и Ахматовой.

Идеи неоклассицизма в архитектуре. Возврат к классическим нормам в сочетании с новыми конструктивными решениями. Стиль модерн. Проекты Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве).

Творчество СИ. Танеева*, его тяготение к старинным музыкальным формам и строгой логике. Четвертая симфония (ч. 1). «Классическая симфония» молодого С.С. Прокофьева (ч. 1).

 

Тема 12. «Мир искусства» — возвращение «русской европейскости»



Творческое объединение «Мир искусства», история его возникновения. СП. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. Журнал «Мир искусства», полемика с академическим и реалистическим искусством мастеров России XIX в. Идеалы «мирискусников», увлеченность образами «вечной красоты» прошлого: соразмерностью классицизма, красочностью барокко, вычурностью рококо. Роль А.Н. Бенуа.

В.А. Серов. Раннее проявление одаренности («Девочка с персиками »). Тонкость модерна в его поздних работах («Похищение Европы», «Портрет балерины Иды Рубинштейн»).

Искусственный мир и фальшивая жизнь в работах К.А. Сомова («Дама в голубом») и М.В. Добужинского («Человек в очках»). Творческое своеобразие полотен Н. К. Рериха («Идолы » — образ ушедшей варварской Руси). Яркая национальная характерность полотен Б.М. Кустодиева («Чаепитие»).

Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Антреприза СП. Дягилева, открывшего Европе старинное и новое русское искусство. Знаменитые хореографы М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский. Балерины А.П. Павлова, Т.П. Карсавина.

«Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского. Нетрадиционная трактовка «русской темы» в балете «Петрушка»: ярмарочная жизнь людей и «человеческие» чувства кукол. Скифская тема в балете «Весна священная» (отрывки из сюит по выбору учителя). Трагические судьбы творцов «серебряного века». «Русское зарубежье».

 

РАЗДЕЛ IV. XX ВЕК И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА



Введение.

Научно-техническая революция, рождение новых средств массовой коммуникации и культура. Мировые катаклизмы XX в. Уроки мировых войн, отражение в искусстве трагических страниц жизни человечества. Противостояние социализма

и рыночного общественного устройства, «холодная война», ее результаты. Разочарование художественной интеллигенции в способности человека устроить жизнь на принципах равенства и братства. Поиски новых средств выразительности в искусстве, отражающих дисгармонию общественных отношений и кризис традиционных духовных идеалов.

Тема 13. Художники XX в.: трагизм мировосприятия

Рождение нетрадиционной художественной образности, отражающей субъективное восприятие мира. Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов (напряженное ожидание, пограничные эмоциональные состояния между разумным существованием и безумием). Экспрессионизм в живописи австрийских художников. Творчество О. Дикса (офорты «Война»). Экспрессионизм в литературе (Ф. Кафка).

Экспрессионизм в музыке. Нововенская композиторская школа. А. Шенберг — создатель додекафонии. А. Берг, опера « Воццек » — мир ужаса и насилия (отрывки по выбору учителя).

Абстракционизм — новый взгляд на форму и художественную выразительность цвета в живописи. П. Синьяк («Гавань в Марселе»). Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Вилла СавойаЛе Корбюзье.

Сюрреализм и теория психоанализа 3. Фрейда. Творчество С. Дали («Христос над миром», «Предчувствие гражданской войны»).

Тема 14. Художественная культура стран Американского континента: феномен полиэтнического искусства

Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Культура США: сочетание профессионального искусства и «заземленных» вкусов массовой аудитории. Принцип заимствования европейских стилей — доминантная особенность художественной культуры США. Влияние на ее развитие фольклора «черной Америки».

Расцвет американской литературы в XX в., роль демократического устройства страны в рождении образа «положительного героя». М. Митчелл («Унесенные ветром»), Э. Хемингуэй, У. Фолкнер (отрывки по выбору учителя).

Демократическая Америка в изобразительном искусстве Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе.

 Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла. «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (ария Элизы). «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (по выбору учителя).

Джаз, его истоки (спиричуэле, блюз). Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации. Выдающиеся исполнители: Л. Амстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд. Джаз и творчество классика американской музыки Д. Гершвина. «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром. Опера «Порги и Бесс» (по выбору учителя).

Тема 15. Искусство социалистического реализма в СССР

Русская художественная культура 20 — 30-х гг. как зеркало ломки общественных и духовно-нравственных устоев жизни. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Идеология построения коммунизма, утопические лозунги и реальность. Партийное (КПСС) руководство развитием художественной культуры. Насаждение атеизма.

Противоречивые тенденции советской литературы 20— 30-х гг., романтическая попытка оправдать нравственные ориентиры большевиков (В. Хлебников, А. А. Фадеев, Ф.В. Гладков, А.С. Грин, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак — обобщение пройденного, произведения по выбору учителя).

Политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина («Смерть комиссара»). Творчество П.Д. Корина («Русь уходящая»).

Развитие советской массовой песни («Паровоз», «Молодая гвардия»). «По долинам и по взгорьям» в обработке А.В. Александрова.

Феномен «социального оптимизма» в период массовых репрессий 30-х гг. Произведения А.Т. Твардовского, В.П. Катаева, Н.А. Островского, А.П. Платонова, К.Г. Паустовского, М. Горького (повторение пройденного по выбору учителя). Трагедия личности в условиях тоталитарного режима (М.А.Булгаков). Ужасы сталинизма в «Реквиеме» А.А. Ахматовой.

Образы новой советской живописи. Б.В. Иогансон. «Допрос коммунистов». Советское крестьянство в работах А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Мозаики станции метро «Маяковская» в Москве (А.А. Дейнека).

Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского (музыка к кинофильму «Дети капитана Гранта», песня «Широка страна моя родная» из кинофильма «Цирк», песни из кинофильма «Волга-Волга»).

Утверждение «социалистического реализма» в советском киноискусстве. «Броненосец Потемкин» СМ. Эйзенштейна. Героика гражданской войны в фильме «Чапаев» (реж. братья Васильевы). Поэтическая комедия «Свинарка и пастух» (реж. И.А. Пырьев).

Воплощение чувств и переживаний народа в искусстве военных лет (поэзия К.М. Симонова, А.А. Ахматовой, А.Т. Твардовского — повторение по выбору учителя). Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне в искусстве последующих десятилетий (B.C. Гроссман, К.М. Симонов, Ю.В. Бондарев, Б.Л. Васильев — по выбору учителя). Кинофильм «Подвиг разведчика» (реж. Б.В. Барнет) — классика советского искусства. Живопись военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Несокрушимая мощь русского народа в триптихе П.Д. Корина «Александр Невский».

Символы великой Победы: песня «Священнаявойна» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни (Д.Ф. Тухманов, «День Победы»).

Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Духовное богатство и самобытность «человека из народа» (В.М. Шукшин, Ф.А. Абрамов, В.Г. Распутин, В.И. Белов — по выбору учителя). ГУЛАГ в творчестве А.И. Солженицина. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство (И.А. Бродский, В.П. Некрасов, А.А. Тарковский, Ю.П. Любимов, М.Л. Ростропович).

Русская музыкальная классика XX в. Д. Д. Шостакович (Симфония № 7, ч. 1; Симфония № 14 — отрывки по выбору учителя). С.С. Прокофьев (балет «Ромео и Джульетта» — отрывки по выбору учителя, «Сарказмы», Соната №2,ч. 1).Г.В. Свиридов («Курские песни»). Симфоническая музыка Р.К. Щедрина («Озорные частушки»), А.Г. Шнитке (фрагменты по выбору учителя).

Многонациональный характер советской музыки. Творчество А.И. Хачатуряна (балет «Спартак» — отрывки по выбору учителя — или Концерт для скрипки с оркестром, ч. 1).

Возвращение к

исконным русским ценностям в последнее десятилетие XX в. Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров.

Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре (В.М. Клыков, отец и сын Рукавишниковы — по выбору учителя). М.М. Шемякин (памятник Петру I); 3.K. Церетели (как один из авторов проекта мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве). Работы A.M. Шилова, Э.И. Неизвестного и И.С. Глазунова — по выбору учителя).

Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Сочетание устойчивых представлений о духовно - нравственных ценностях с новаторством художественных образов (музыка А.Я. Эшпая, В.П. Артемова, А.Л. Рыбникова, А.Г. Шнитке, режиссура М.А. Захарова, О.П. Табакова, П.Н. Фоменко, Л.А. Додина и др.).

Тема 16. Массовая художественная культура — интеркультурное явление XX в.

Развитие средств массовой коммуникации; радио, телевидение, аудиовизуальная техника. Массовая и элитарная культуры: общее и противоположное. Массовые виды и жанры искусства, их влияние на академическое художественное творчество (рок-опера). Кино самое массовое искусство XX в. История возникновения киноискусства (братья Люмьер). Немое кино. Творчество Ч.Чаплина. Голливуд. Великие американские актеры и режиссеры (по выбору учителя). Мифы и образы кино. Современное российское киноискусство («Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», реж. Н.С. Михалков; «Небеса обетованные», реж. Э.А. Рязанов).

Специфика телевидения как массового искусства. Реклама. Компьютер и виртуальная реальность в художественной культуре.

Рок-музыка (поп-музыка) как проявление молодежной контркультуры. История возникновения. Ансамбль «Битлз». Современные рок-ансамбли и рок-звезды. Эстетика «тяжелогорока». Огрубленность художественных образов в рок-музыке. Российские массовые музыкальные жанры. «Авторская песня», ее творцы. Рок-музыка 90-х гг. — привнесенность элементов американской поп-культуры. Сохранение традиций эстрадной песни (А.Б. Пугачева).

Конец XX в. — многоязычие художественной культуры. Попытка России сохранить «свой голос» в художественной культуре мира.



Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

Программное и учебно-методическое обеспечение.

Л.А.Рапацкая « Художественная культура России,» Издательский Центр «Ветана-Граф», 2009г.  Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова, «МХК, Западная Европа и Ближний Восток» Фирма МХК, 2010г. Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова, МХК, Хрестоматия, Фирма МХК, 2009г.

Ю.С.Рябцев,  С.И.Козленко« История русской культуры Х-ХУП в.в.» Из-во «Владос», 2009г. Ю.С.Рябцев « История русской культуры Х1-ХУП в.в.»

Вачьянц « Культура Древнего  мира» фирма  МХК, 2009г.

 Вачьянц « Античность» фирма  МХК, 2009г.

 Вачьянц « Средние века». Фирма МХК, 2009г.


 

Л.А.Рапацкая

 Художественная культура России,

 Издательский Центр «Ветана-Граф», 2009г.

 Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова,

 МХК, Западная Европа и Ближний Восток,

 Фирма МХК, 2010г.    

Д.М.Зарецкая,

 В.В.Смирнова,

 МХК, Хрестоматия,

 Фирма МХК, 2009г.    

  Ю.С.Рябцев

 С.И.Козленко

 История русской культуры Х-ХУП в.в.

 Из-во «Владос», 2009г.

Ю.С.Рябцев

 История русской культуры Х1-ХУП в.в.     

Ю.С.Рябцев

 История русской культуры Х1-ХУП в.в.

Вачьянц Культура Древнего  мира фирма  МХК, 2009г.

 Вачьянц Античность фирма  МХК, 2009г.

 Вачьянц Средние века. Фирма МХК, 2009г.



Календарно -тематический план по МХК для 9 класса.

 


№ урока

Тема урока

Использование ИКТ

Применяемая форма



Дата (неделя месяца)

Корректи ровка

ЕВРОПЕЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX—НАЧАЛА XX в

1

Между реальностью и мечтой (искусство Франции, Англии, Германии).

 


Мультимедийная презентация.

1 неделя

сентября





2

Романтизм в живописи.

Мультимедийная презентация.

2 неделя сентября




3

Национальные музыкальные школы XIX в.: многогранность романтической образности.   "Развитие музыкального искусства в эпоху Романтизма"



3 неделя сентября




4

 "Сюжеты из мировой литературы в операх Дж.Верди".

Музыкальная культура   середины XIX   век.






4 неделя сентября




5

Новые идеи в европейской художественной культуре конца XIX — начала XX в.                            

 





1 неделя октября




6

Новые идеи в европейской художественной культуре конца XIX — начала XX в.                            

 


Электронный тест.

2 неделя октября




7

Французский импрессионизм — начало кардинальных перемен в образном содержании.содержании искусства       "Живописцы счастья"(художники импрессионизма)

."Салон Отверженных"



Мультимедийная презентация.

3 неделя октября




8

Французский импрессионизм — начало кардинальных

перемен в образномсодержании искусства.

Художественные искания ипрессионистов.

Контрольный тест за 1 четверть.





4 неделя октября




9

Французский    импрессионизм.



1 неделя ноября




10

Переплетение реалистичных и романтичных тенднций в русском искусстве

Мультимедийная презентация.

3 неделя ноября




РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX в.: ВЕЛИЧИЕ ИДЕАЛОВКЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

11

Основоположники русской классики: становление идеи национального самовыраженив искусстве.  Россия в творчестве художников пейзажистов.




4 неделя ноября




12

Основоположники русской классики: становление идеи национального самовыраженияв искусстве.Природа в разное время суток на картинах И.Левитана и И. Шишкина.     

 


Мультимедийная презентация.



5 неделя ноября




13

Утверждение правды жизни — главный критерий искусства 40 — 50-х гг. XIX в (Н.В. Гоголь, П.А. Федотов, А.С. Даргомыжский).



1 неделя декабря




14

Отражение религии в искусстве. Религиозные мотивы в творчестве Н. В. Гоголя.




2 неделя декабря




15

Высоты реализма в литературе и живописи пореформенного периода.




3 неделя декабря




16

Высоты реализма в литературе и живописи пореформенного периода.

Мультимедийная презентация.

2 неделя января




17

Преломление духовно-нравственных открытий эпохи в музыкальном искусстве: «Могучая кучка» и П.И. Чайковский. Контрольный тест за 2четверть.



3 неделя января




18

Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского, лирико-психологическоеначало в его музыке.                

 




4 неделя января







ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX

19

«Мой милый край» — образы России в искусстве. Русская сказочность в музыкА.И. Лядов («Баба Яга», «Волшебное озеро»).



1 неделя февраля




20

«Мой милый край» — образы России в искусстве. "Образ России в искусстве серебряного века".

 





2 неделя февраля




21

Символизм и авангард: новаторство в искусстве на пороге XX в.

Художники русского авангарда 1910-1920 гг.



Мультимедийная презентация.

3 неделя февраля




22

Символизм и авангард: новаторство в искусстве на пороге XX в. Искусство XX века. У истоков авангарда.     

 





4 неделя февраля




23

Тяготение к красоте старины: неоклассицизм.

 




1неделя марта




24

Лирика в раннем творчестве А.А. Ахматовой.

 




2 неделя марта




25

«Мир искусства» — возвращение «русской европейности».

Защита проектов

3 неделя марта




26

«Мир искусства» — возвращение «русской европейности».

 




4 неделя марта




«XX ВЕК И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА».

27

Художники XX в.: трагизм мировосприятия. Контрольный тест за 3 четверть.

Мультимедийная презентация.

1 неделя апреля




28

Художники XX в.: трагизм мировосприятия



2 неделя апреля




29

Художественная культура стран Американского континента: феноменполиэтнического искусств полиэтнического искусства                           

 


Взаимопроверка.



3 неделя апреля




30

Художественная культура стран Американского континента: феноменполиэтнического искусства.                          

 




4 неделя апреля




31

Искусство социалистического реализма в СССР.   

"Искусство "шестидесятников". Возвращение российских культурных традиций.





1 неделя мая




32

Искусство социалистического реализма в СССР           художественныобъединения 1920-30-х гг.

 


Мультимедийная презентация.

2 неделя мая




33

Массовая художественная культура — интеркультурное явление XX в.




3 неделя мая




34

Массовая художественная культура — интеркультурное явление XX в. Поп-арт.

 


4 неделя мая




Всего




34 часа



  









Собаки — умные и добрые животные, но собрание их коллектива почему-то называется стаей. Андрей Кнышев
ещё >>