Рабочая программа по литературе в 7 классе Жуковой Марины Николаевны, учителя русского языка и литературы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 11 классе Учителя русского языка и литературы Мельниковой... 1 126.45kb.
Рабочая программа по литературе за курс 5 класса учителя русского... 1 164.88kb.
Рабочая программа учебного курса по литературе в 8классе учителя... 6 914.07kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 70.15kb.
Рабочая программа по литературе в 5 классе (фгос ооо) учителя русского... 1 199.39kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 4 382.23kb.
Рабочая программа по литературе в 5 классе Учитель русского языка... 1 198.76kb.
Лексические явления 1 288.84kb.
«Русский характер» А. Н. Толстой 1 86.81kb.
Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка... 2 360.11kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 3 384.11kb.
Пояснительная записка в связи с тем, что литература базисная учебная... 2 437.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по литературе в 7 классе Жуковой Марины Николаевны, учителя русского - страница №1/1

Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ №15 имени

МОУ «СОШ №15 имени С. Преминина» С. Преминина»

/ / / /


« » 2012г. Приказ№

« » 2012г.

Рабочая программа

по литературе в 7 классе

Жуковой Марины Николаевны,

учителя русского языка и литературы,

2 квалификационной категории,

на 2012 – 2013 учебный год.

Составлено на основе программы

по литературе для 5-11 классов ( авторы

Г.С. Меркин, В. А. Чалмаев, С. А Зинин. -

М.:ООО «ТИД «Русское Слово» ,2011 г.)

г. Красавино

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011г.), федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Авторская программа соответствует основным задачам современного литературного образования, в основном учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования (его федеральному компоненту), в неё также включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: русские народные песни (как один из жанров устного народного творчества); «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; М.В.Ломоносов, отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»; А.С.Пушкин «Полтава»; Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре»; М.Горький «Легенда о Данко»; И.С.Шмелёв «Русская песня»; М.М.Пришвин «Москва-река»; К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона» (отдельные главы); Б.Л.Васильев «Экспонат №…»; Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»; стихотворения Мацуо Басё; стихотворения Я.Купала.
Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Учебник « Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 20011 г) соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый: тест; сочинение на основе литературного эпизода или анализа эпизода; задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий; проверка техники чтения; защита проекта.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, проектная.




Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Введение.

1




Из устного народного творчества

5

1

Из древнерусской литературы

2




Из литературы ХVIII века






М.В. Ломоносов

1




Г.Р. Державин

1




Д.И.Фонвизин

2




Из русской литературы ХIХ века







А.С.Пушкин

5




М.Ю.Лермонтов

4

1

Н.В.Гоголь

3




И.С.Тургенев

3




Н.А.Некрасов

3




М.Е. Салтыков-Щедрин

3

1

Л.Н.Толстой

2




Н.С.Лесков

А.А.Фет


1

1





Произведения русских поэтов XIX века о России

2

1

А.П.Чехов

2




Из литературы ХХ века.







М.Горький

2




И.А. Бунин

2




А.И. Куприн

1




В.В.Маяковский

1




И.С.Шмелев,

М.М.Пришвин



1

1





К.Г.Паустовский

1




Н.А.Заболоцкий

1




А.Т.Твардовский

3

1

Стихи и песни о войне

1



Б. Л. Васильев

1




Ю. Дружников

1




В.М.Шукшин

1




Русские поэты XX века о России

1

1




1




Из зарубежной литературы.

3




Итоговое занятие

1




Итого

68

5


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.


Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянмнович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).



Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.


Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.


Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа {«Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

А.К. ТОЛСТОЙ

«Князь Серебряный».. Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...», Н.М. Языков. «Песня », И.С. Никитин. «Русь», А.Н. Майков. «Нива», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

А П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны

(Урок-встреча в литературной гостиной):

Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; Bс. H. Лобода. «Начало». Местные поэты.

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Ю. ДРУЖНИКОВ

Рассказ «Уроки молчания».. Тема войны в творчестве писателя. Тема запоздалого, прямо не высказанного, но переживаемого раскаяния автора рассказа в том, что в числе других обидел хорошего человека и замечательную учительницу.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказы, «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... »

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...».

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Я ш и н. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.


Из литературы народов России

РАСУЛ ГАМЗАТОВ

Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» Особенности художественной образности дагестанского поэта. Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

МАЦУО БАСЁ.

Поэт-странник. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Я. КУПАЛА.



Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:

--- умение видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


Учебное и учебно-методическое обеспечение


  1. Меркин Г.С. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО»ТИД «Русское слово- РС», 2009.

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение,2006.

  3. Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2004.

  4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М: Просвещение, 2001.





Кол –во час.

Тема

Развитие речи

Примечание

1

1

Введение.Литературные роды. Личность автора, позиция писателя, труд, творчество.


Ответы на вопросы учебника.




2

1

Устное народное творчество. Былина «Святогор и Микула Селянинович».


Выразительное чтение, письменные ответы на вопросы




3

1

Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей –разбойник».

Выразительное чтение, письменные ответы на вопросы




4

Р.Р.1

Выразительное чтение былины «Илья

Муромец и Соловей –разбойник».


Словарная работа




5

1

Баллада А.К. Толстого «Илья Муромец»



Словарная работа. Выразительное чтение



6.


1

Русские народные песни.

Словарная работа. Выразительное чтение






7.

1


Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» ( « И вспомнил Олег коня своего…»)

Подробный пересказ

Иллюстрация

8


1


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы.

Сопоставление произведений.





9


1Вн.чт.

Духовные заветы Древней Руси. Жития Вологодских святых (Житие Герасима Вологодского», «Житие Дмитрия Прилуцкого».)

Различные виды чтения,сочинение – описание.



10


1

М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. « О вы, которых ожидает..»( из «Оды на день восшествия на всероссийский престол..»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»(отрывок).Теория о «трех штилях».

Словарная работа. Выразительное чтение

Отрывок наизусть

11

1


Г. Р. Державин. Биография (по страницам книги В. Ходасевича). «Властителям и судиям.Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения.

Словарная работа. Выразительное чтение наизусть.

Отрывок наизусть

12,13



2

Понятие о классицизме. Д. И. Фонвизин . Комедия «Недоросль»: проблематика драматического произведеия.

Чтение по ролям, устное сочинение



14

1


А.С. Пушкин .Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву.», «Во глубине сибирских руд».

Поуровневый анализ поэтического текста.

Наизусть1-2 стих-я (по выбору)

15



1

А.С. Пушкин. «Человек и природа в стихотворении « Туча».

Выразительное чтение, эвристическая беседа.






16

1

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина.

Различные виды чтения, сочинение-описание





17


1Вн.чт.

Петр Первый на Севере (Образ Петра Первого в преданиях и книге К. И. Коничева « Петр Первый на Севере»)

Различные виды пересказов, устное словесное рисование.




18

1

А.С. Пушкин . Поэма Полтава» (в сокращении) Образ Петра и тема России в поэме.

Подготовка сообщения о Полтавском сражении, сочинение с элементами рассуждения



19

1


М.Ю. Лермонтов Образ России в стихотворении « Родина».

Выразительное чтение, эвристическая беседа.

наизусть

20

1


Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича…»:проблематика и основные мотивы.

Рассказ о событии, рецензия




21



1

Лермонтов М. Ю. Идейно-художественное своеобразие «Песни…». Речевые элементы в создании характеристики героя.

Устное словесное рисование, анализ эпизода






22



1Р.Р.

Анализ Лермонтов М. Ю.эпизода «Песни..»

Словарная работа




23,24

2

Н.В. Гоголь.Новая тема – изоьражение чиновничества и жизни « маленького человека».Повесть «шинель»:основной конфликт.Образ Акакия Акакиевича.

Различные виды пересказа,составение словаря для характеристики героя.




25

1

Н.В. Гоголь. Авторское отношение к событиям в повести «Шинель».

Устные ответы на вопрос учителя




26

1

И.С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч».

Различные виды пересказа .




27

1

Авторская позиция в рассказе И.С. Тургенева « Певцы»

Различные виды пересказа, составение словаря для характеристики героя.






28

1

Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе «Нищий» И. С. Тургенева.

Различные виды пересказа, УСР




29

1

Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика стихотворения «Железная дорога»

Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план.




30

1

Идейно-художественное своеобразие произведения Н.В. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план.

Отрывок наизусть

31

1

Проблематика произведения Н.А. Некрасова «Русские женщины»(княгиня Трубецкая)

Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план.




32

1

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том , как один мужик 2 генералов прокормил». Своеобразие сюжета и проблематика сказки.

Различные виды пересказа, письменный отзыв




33

1Р.Р.

Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «Нужна ли сатира сегодня»?

Словарная работа, написание тезисов




34

1

В художественном мире сказок Салтыкова-Щедрина. Сказка «Дикий помещик» (+ сказка по выбору)

Различные виды пересказа, письменный отзыв




35,36

2

Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя.Тематика произведеия «Севастопоть в в декабре месяце».

Анализ эпизода, словарная работа




37

1

Н.С. Лесков. Повесть «левша». Особенности проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Выявление языковых средств художественной выразительности, подробный пересказ эпизода, словарная работа.




38

1

Русская природа в стихотворениях Фета А.А. «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой»

Чтение наизусть

Наизусть по выбору 1

39

1

Стихи о России поэтов 19-го века. Своеобразие раскрытия темы России в стихотворениях Пушкина, Языкова, Никитина Майкова Толстого А.К.

Выявление языковых средств художественной выразительности, подробный пересказ эпизода, словарная работа, доклады учащихся.

Наизусть по выбору 1
















40

1 Р. Р.

Письменный анализ любимого стихотворения о России

Написание тезисного плана




41

1

А. П. Чехов.Социальная и нравственная направленность рассказа «Хамелеон».

Пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа




42

1

Авторская позиция в рассказе Чехова «Смерть чиновника»

Определение своего круга чтения и оценки художественного произведения (устные ответы)




43

1Вн.чт.

Вечер юмора «Над чем смеетесь?»(Зощенко, Аверченко, Тэффи)

Выборочный пересказ, отзыв о произведении




44

1

М. Горький. Идейно-художественное своеобразие повести «Детство»

Составление цитатного плана




45

1

Проблематика « Легенды о Данко» М. Горького (из рассказа « Старуха Изергиль»)

Подробный пересказ




46

1

И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер»…. Темы и мотивы. Размышления о своей поэзии «Как я пишу».

Выразительное чтение




47

1

Смысл названия «Кукушка»

Художественный пересказ, подготовка вопросов к дискуссии




48

1

А.И.Куприн. Художественная идея рассказов «Куст сирени», «Allez!»

Отзыв на эпизод, составление плана ответа




49

1

В.В. Маяковский. Проблематика и художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение , бывшее с владимиром Маяковским летом на даче».

Выразительное чтение




50

1

С.А. Есенин Эмоциональное богатстволирического героя в стихотворении «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»

Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении.

Наизусть по выбору

51

1Вн. Чт.

Человек и природа в произведениях вологодских авторов

Индивидуальная характеристика героев




52

1

И. С. Шмелев Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя

устный отзыв о рассказе, работа сор словарями.




53

1

М.М. Пришвин. Родина , природа и человек в рассказе «Москва-река».

Составление тезисов




54, 55

2

К.Г. Паустовский. Человек и природа в произведении «Мещерская сторона»(главы «Обыкновенная земля», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Образ рассказчика в произведении.

Составление тезисов




56

1

Н. А Заболоцкий .В художественном мире стихотворения «Не позволяй душе лениться…»

Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

наизусть

57

1

А. Т. Твардовский.Основные мотивы военной лирики в стихотворениях «Прощаемся мы с матерями…», « На дне моей жизни…».

Различные типы чтения, чтение наизусть, словарная работа

наизусть

58

1

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Основные мотивы военной лирики.

Различные типы чтения, чтение наизусть, словарная работа




59

1Р.Р.

Характеристика главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»(по выбору учащихся)

словарная работа.




60

Вн.чт.1

Час поэзии «Стихи и песни о войне потов 20-го века»

Различные типы чтения, чтение наизусть, словарная работа




61

1

Б.Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №…»Нравственная проблематика.

Комментирование эпизода






62

1

В.м. Шукшин.»Чудаки» и «чудики» в рассказе «Микроскоп». «Слово о малой родине».

Письменный отзыв




63

1Р.Р.

В художественном мире стихотворений поэтов 20-го века о России

Выявление худож.-выразительных средств. Выразительное чтение. Доклады учащихся




64

1 Вн.чт.

Любовь к малой родине в стихотворениях Н.М. Рубцова («Детства», «Далекое», «Родная Деревня».)

Поуровневый анализ худож.-го ср-ва




65,66

2

Читательская конференция: « В художественном мире зарубежной литературы» (темы и мотивы сонетов У. Шекспира, стихотворений Р.Бернса,Маццо, Басе,про-я Л.Стивенсона)

Различные типы чтения, чтение наизусть, словарная работа, комментиование

Наизусть сонет Шекспира

67

1

А.де Сент-Экзюпери.Нравственно-философская проблематика сказки «Маленький принц».

Участие в дискуссии




68 .

1

Я. Купала.Отражение судьбы русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?» «Алеся». Рекомендации книг для летнего чтения.

Различные типы чтения, чтение наизусть, словарная работа



















Всего по программе – 68 часов

На уроки развития речи 6 часов



На уроки внеклассного чтения : 6 часов






Женщины — это садистки; они истязают нас муками, которые мы им причиняем. Станислав Ежи Лец
ещё >>